
Как сделать постоянную регистрацию
Без прописки в России можно жить не более семи дней подряд.
Граждане России могут свободно передвигаться и выбирать место жительства. А государство просто учитывает такие передвижения для разных целей. Например, оно контролирует, как граждане исполняют свои обязанности перед государством и обществом. И если какой-нибудь должник по алиментам скрывается, у государства есть ресурсы, чтобы его найти.
Сама процедура регистрации несложная: она обычно занимает не более шести дней. В статье расскажу, как ее оформить и в каких случаях можно избежать ответственности, если человек нарушил сроки регистрации по месту жительства.
О чем расскажем в статье
- Что такое регистрация
- Отличия временной регистрации от постоянной
- Можно ли жить без регистрации и как долго
- Что дает постоянная регистрация
- Какие документы нужны для постоянной регистрации
- Куда подают документы для регистрации
- Как сделать постоянную регистрацию
- Способ 1: через портал госуслуг
- Способ 2: через ОВМ МВД
- Способ 3: через МФЦ
- Способ 4: через управляющую компанию или ТСЖ
- Сколько стоит регистрация по месту жительства
- Могут ли отказать в постоянной регистрации
- Как сняться с учета по месту жительства
Что такое регистрация
Каждый человек на территории России обязан зарегистрироваться по месту жительства, даже если живет там временно, и передать государству информацию о месте, где он фактически находится. С помощью этих данных государство учитывает сведения о тех, кто прибыл или уехал .
В быту регистрацию по месту жительства называют пропиской.
Регистрацию по определенному адресу называют регистрационным учетом. Ставят на учет и снимают с него ОВМ МВД. Они делают это бесплатно по заявлению, которое можно подать несколькими способами .
Чем временная регистрация отличается от постоянной
В зависимости от срока регистрацию делят на постоянную и временную.
Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства, когда человек постоянно проживает по конкретному адресу, например в собственной квартире. Если он изменит место постоянного проживания, то не позднее семи дней обязан обратиться за регистрацией по новому месту жительства .
Для взрослых постоянная регистрация оформляется штампом в паспорте. А детям, у которых нет паспорта, оформляют свидетельство о регистрации по месту жительства, оно бессрочное. Если прописка поменяется, то прежнее свидетельство перестанет действовать. Ребенка снимут с учета и выдадут новое свидетельство о регистрации на новом месте. Свидетельство выдают один раз. Если потерять, то восстановить его невозможно.

Временная регистрация — регистрация по месту пребывания, в котором человек планирует провести более 90 дней подряд. Например, в гостинице, больнице, санатории, общежитии, съемной квартире.
Если человек заселился в гостиницу, лечится в санатории или отбывает наказание в месте лишения свободы, регистрацией занимается само учреждение. Остальным при переезде в другой населенный пункт на срок более 90 дней нужно позаботиться о регистрации самостоятельно. Иначе в случае проверки придется платить штраф.
Временную регистрацию оформляют отдельным документом — свидетельством о регистрации по месту пребывания. Оно может быть бумажным или электронным. Для такой регистрации не нужно прекращать постоянную, то есть у человека может быть две прописки одновременно: временная и постоянная.
Срок, на который можно оформить временную регистрацию, законом не ограничен, хотя есть ошибочное мнение, что максимально возможный срок — пять лет. Например, если в заявлении указан срок в десять лет, вам не могут отказать в приеме заявления по этой причине — это незаконно.
Можно ли жить без регистрации и как долго
Без постоянной регистрации в России можно жить не более семи дней подряд. Если человек нарушил этот срок и у него нет временной регистрации, штраф грозит не только ему, но и собственнику жилья .
Во временном жилье можно не прописываться, если человек живет в нем менее 90 дней и у него есть постоянная прописка.
Штраф для человека без регистрации — от 2000 до 3000 ₽, для Москвы или Санкт-Петербурга — от 3000 до 5000 ₽ .
Для собственника или нанимателя жилья, к которому поселились, штраф — от 2000 до 5000 ₽, для Москвы и Санкт-Петербурга — от 5000 до 7000 ₽.
Человека не оштрафуют, если:
- он зарегистрирован по месту жительства в том же регионе РФ;
- есть прописка в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, тогда проживать в любом другом населенном пункте Московской области можно, не меняя прописку. То же самое для жителей Севастополя и Крыма, Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- он живет у родственника, который постоянно зарегистрирован в собственной или съемной квартире — это касается супругов, родных братьев и сестер, детей и их супругов, бабушек и дедушек, внуков, опекунов, попечителей и усыновителей .
Что дает постоянная регистрация
Регистрация дает такие возможности.
Оформить прописку детям. Их прописывают по месту регистрации одного из родителей на выбор. Это позволяет записать ребенка в детский сад или школу рядом с домом. Родителю достаточно подать заявление о том, чтобы ребенка приняли в школу по месту жительства, и его рассмотрят в приоритетном порядке .
Обратиться за льготами и пособиями. Часто их можно получить только по месту жительства. Например, в Тюменской области положен региональный маткапитал на каждого первенца в размере 150 000 ₽ и еще по 100 000 ₽ на третьего и последующих детей. Льгота доступна семьям, которые проживают в области от пяти лет. Чтобы получить выплату, нужно подтвердить регистрацию по месту жительства или предоставить судебный акт. Исключение только для родителей — студентов учебных заведений области .
Получать надбавку и выйти на пенсию раньше. Все, кто работал в районах Крайнего Севера 15 лет или в приравненных к ним местностях 20 лет, имеют право оформить страховую пенсию по старости на пять лет раньше. Люди получают прибавку к зарплате или пенсии с учетом районного коэффициента. Чтобы иметь такие льготы, можно и не быть прописанным на Севере, а ездить на работу вахтовым методом из другого региона, для всех остальных нужна прописка.
Участвовать в выборах рядом с домом. Всех прописанных по адресу включают в список избирателей на ближайшем к дому избирательном участке без дополнительных заявлений. Чтобы проголосовать, нужен только паспорт .
Повысить шанс на одобрение кредита и получить нужную сумму от банка.
Какие документы нужны для постоянной регистрации
Чтобы получить прописку, нужно подать заявление. Вот какие документы прилагают к заявлению .
Паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении — для детей до 14 лет.
Документ от администрации, который подтверждает факт кочевой жизни. Например, для народов Крайнего Севера. Тогда заявление рассмотрят, а штамп о регистрации будет выглядеть примерно так: «Зарегистрирован: п. Лесной (тундра)» .
Документ — основание для вселения в жилое помещение. Этот документ дает право на проживание в помещении. Например, договор аренды, соцнайма жилья или выписка из ЕГРН. Но выписку должен заказать сам собственник, иначе в ней не будет личных данных .
Если документ-основание зарегистрирован Росреестром, предоставлять его не обязательно: понадобятся только дата и номер документа, который подтверждает регистрацию права собственности. Сотрудники МВД сами проверят данные о нем по внутреннему документообороту между службами, но это увеличит срок получения штампа в паспорт до восьми рабочих дней .
Нотариальная доверенность, если заявитель подает заявление через представителя.
Копии остальных документов нужно приложить к заявлению обязательно.
Например, договор аренды жилья, заключенный на срок менее 11 месяцев, или решение суда о вселении в жилье.
Какие документы понадобятся для постоянной регистрации
Обязательные документы | По желанию |
---|---|
Решение суда о вселении в жилое помещение, вступившее в законную силу | Договор найма жилья у государства или региона |
Договор найма жилья у физлица, который не зарегистрирован в Росреестре | Договор найма жилья у физлица, который заключен на срок от одного года и зарегистрирован в Росреестре |
Свидетельство о праве на наследство | Выписка из ЕГРН |
Договор о приватизации | |
Нотариальная доверенность представителя |
Какие документы понадобятся для постоянной регистрации
Обязательные документы | По желанию |
Решение суда о вселении в жилое помещение, вступившее в законную силу | Договор найма жилья у государства или региона |
Договор найма жилья у физлица, который не зарегистрирован в Росреестре | Договор найма жилья у физлица, который заключен на срок от одного года и зарегистрирован в Росреестре |
Свидетельство о праве на наследство | Выписка из ЕГРН |
Договор о приватизации | |
Нотариальная доверенность представителя |
Если человек прописывается не в собственное жилье, ему понадобится согласие каждого собственника, если их несколько. Для этого оформляют заявление, которое подписывают все собственники жилья лично при подаче документов. Если собственник не может присутствовать лично, можно оформить нотариальное согласие на прописку.
Нанимателям по соцнайму, например погорельцам, детям-сиротам, малоимущим гражданам, такое согласие не нужно, так как собственник жилья — государство или муниципалитет. В этом случае заключают договор соцнайма, в который вносят нанимателя и членов его семьи.
Кто может подать документы на регистрацию и какие понадобятся
Заявитель | Кто должен присутствовать, кроме заявителя | Какие документы нужны с собой | Документы по желанию |
---|---|---|---|
Единственный собственник жилья | — | • Паспорт • Документ-основание приобретения права собственности, если нет госрегистрации • Нотариальная доверенность | Выписка из ЕГРН |
Наниматель жилья по соцнайму | — | • Паспорт • Нотариальная доверенность | Договор соцнайма, если наниматель в него вписан |
Другое лицо | Все собственники жилья старше 18 лет; законные представители с подтверждающими документами, если есть дети-собственники | • Паспорт • Документ-основание приобретения права собственности или документ-основание для вселения, если нет госрегистрации • Заявление о согласии на регистрацию, которое подписано всеми собственниками, плюс их паспорта • Нотариальная доверенность | Выписка из ЕГРН |
Кто может подать документы на регистрацию и какие понадобятся
Заявитель — единственный собственник жилья | |
Какие документы нужны с собой | • Паспорт • Документ-основание приобретения права собственности, если нет госрегистрации • Нотариальная доверенность |
Документы по желанию | Выписка из ЕГРН |
Заявитель — наниматель жилья по соцнайму | |
Какие документы нужны с собой | • Паспорт • Нотариальная доверенность |
Документы по желанию | Договор соцнайма, если наниматель в него вписан |
Заявитель — другое лицо | |
Кто должен присутствовать, кроме заявителя | Все собственники жилья старше 18 лет; законные представители с подтверждающими документами, если есть дети-собственники |
Какие документы нужны с собой | • Паспорт • Документ-основание приобретения права собственности или документ-основание для вселения, если нет госрегистрации • Заявление о согласии на регистрацию, которое подписано всеми собственниками, плюс их паспорта • Нотариальная доверенность |
Документы по желанию | Выписка из ЕГРН |
Куда подают документы для регистрации
Заявление и документы на регистрацию принимают только определенные уполномоченные лица.
Председатели ТСЖ, паспортный стол управляющей компании или расчетного центра.
Руководители жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые управляют домом.
Сотрудники МФЦ. Можно выбрать любой удобный МФЦ в регионе, где нужна регистрация.
Сотрудники ОВМ МВД. Заявление можно подать через портал госуслуг, Почтой России или лично: для этого нужно записаться на прием в ведомство и дождаться приглашения.
Как сделать постоянную регистрацию
Процедура состоит из таких стадий :
- Уполномоченное лицо принимает заявление и документы, а потом передает их в ОВМ МВД.
- Документы проверяют и оформляют прописку, если все в порядке.
- Уполномоченное лицо выдает документы заявителю.
Подать документы можно несколькими способами. От этого зависят срок, в который предоставят услугу, и количество необходимых документов.
Расскажу о каждом способе подробнее.
Как подать документы через портал госуслуг
Паспорт: остается у заявителя, если на прием тот приносит документ, дающий право на вселение . Иначе паспорт остается в ведомстве до восьми рабочих дней.
Стоимость: бесплатно.
Взаимодействие с ведомством: нужно подать заявление через госуслуги. Ведомство проверит документы и пригласит заявителя на прием на конкретное время с возможностью перезаписаться на удобное. На приеме заявление распечатают и отдадут на подпись.
Тем, кто пришел на прием в срок и принес с собой паспорт и документ, дающий право на вселение, штамп о прописке и прекращении прежней регистрации поставят в тот же день. Дополнительно сообщать о прекращении регистрации в ОВМ МВД по предыдущему адресу не нужно.
Тем, кто придет на прием только с паспортом, без документа с правом на вселение, придется оставить паспорт в ведомстве и вернуться за ним снова: штамп о прописке поставят после проверки сведений в течение восьми рабочих дней.
Срок: от приема заявления через портал до вызова заявителя — до шести рабочих дней . Это максимальный срок, но он может быть сокращен до двух-трех дней.
Чтобы ускорить процедуру, нужно внимательно и без ошибок заполнить реквизиты всех документов в заявлении: паспорта, выписки из ЕГРН и других.
Если заявитель не придет на прием в ОВМ МВД в течение трех календарных дней после назначенной даты, работу по заявлению могут приостановить на 12 календарных дней. Чтобы подать заявление на регистрацию по месту жительства в электронном виде, достаточно иметь подтвержденную запись пользователя на портале госуслуг.























Как подать документы в ОВМ при МВД
Паспорт: остается у заявителя, если на прием тот приносит документ, дающий право на вселение . Иначе паспорт остается в ведомстве до восьми рабочих дней.
Стоимость: бесплатно.
Взаимодействие с ведомством: нужно записаться на прием в ведомство, которое относится к адресу регистрации. Заявление примут в день визита. Если при заявителе будут нужные документы и собственники недвижимости, штамп поставят в день обращения. Если при себе будет только паспорт, его придется оставить в ведомстве на период до восьми рабочих дней.
Срок: в любую доступную для записи дату. Срок ожидания приема — до двух недель.
Чтобы записаться на прием в ведомство, нужно зайти в личный кабинет на портале госуслуг.







Как подать документы через МФЦ
Паспорт: придется сдать на весь срок, пока оказывается услуга. Вместо него выдадут расписку о том, что документы приняты. В ней указаны ФИО заявителя, данные его паспорта, причина, по которой он его сдал, и дата, когда документ вернут .
Расписка не подтверждает личность. Например, с распиской не получится сесть на самолет. Придется отложить все дела и дождаться паспорта или оформить временное удостоверение личности через отделение МВД. Но все-таки гораздо проще выбрать способ подачи заявления, при котором паспорт останется на руках .
Стоимость: бесплатно.
Взаимодействие с ведомством: не нужно посещать лично — сотрудники МФЦ сами направят заявление в нужное отделение МВД. А в МФЦ придется прийти дважды.
Срок: от трех до семи рабочих дней — все зависит от того, налажен ли между МФЦ и МВД электронный документооборот и предоставил ли заявитель документ-основание для вселения . К этому времени еще нужно добавить период передачи документов между ведомствами: из МФЦ в МВД — три календарных дня, а готовый результат обратно в МФЦ — еще день .
Многофункциональный центр — посредник между заявителем и отделением по вопросам миграции при МВД. Подать туда документы можно по записи или в порядке живой очереди.
Сотрудник МФЦ принимает документы и заявление, проверяет данные и передает их в ОВМ МВД до конца рабочего дня, следующего за обращением в ОВМ МВД.
МВД регистрирует заявление, проверяет документы, принимает решение и оформляет регистрацию штампом в паспорте. Паспорт снова возвращают в МФЦ. После этого МФЦ уведомляет заявителя и приглашает его получить паспорт.
Чтобы подать документы в МФЦ, нужно записаться на прием.

Как подать документы через управляющую компанию или ТСЖ
Паспорт: придется сдать. На этот срок заявителю выдают расписку о том, что документы приняты.
Стоимость: бесплатно. Но могут быть расходы, например на конверт, чтобы отправить уведомление о снятии с регистрационного учета в ОВМ МВД, кем заявитель был ранее зарегистрирован.
Взаимодействие с ведомством: придется дважды посетить паспортный стол. Нужно знать, какая управляющая компания или ТСЖ управляют домом и где расположен ее паспортный стол .
Способ удобен тем, что одновременно с подачей заявления можно сообщить управляющей компании или ТСЖ, сколько человек теперь будут прописаны в квартире. Это гарантия, что платежи за ЖКУ будут начислять верно. К тому же потребители обязаны уведомлять управляющую организацию о таких изменениях в течение пяти рабочих дней.
При оформлении регистрации первыми тремя способами собственники часто забывают сообщить в свою УК, ТСЖ или расчетный центр об изменении количества жильцов. Коммунальные платежи продолжают начислять по старым данным, а когда узнают о прописанных, делают перерасчет и доначисляют плату. Как правило, возникает большой долг, как случилось с читательницей Т—Ж.
Срок: шесть календарных дней плюс восемь рабочих — ОВМ МВД потратит их на подтверждение основания заявителя на вселение. И еще несколько дней — для передачи документов в МВД и обратно.
Вместе с оригиналами могут понадобиться копии документов.
Регистрация по месту жительства бесплатна
Государство не берет денег, чтобы поставить на регистрационный учет или снять с него .
Некоторые собственники делают фиктивную прописку у себя за деньги. Такая прописка — это обман государства. Например, когда собственник и жилец заведомо знают, что реально в жилье никто вселяться не будет.
За фиктивную регистрацию может грозить уголовный штраф от 100 000 до 500 000 ₽. В некоторых случаях могут даже лишить свободы на срок до трех лет. Наказание грозит всем участникам фиктивной регистрации — и собственнику жилья, и тем, кто такой регистрацией воспользовался .
Могут ли отказать в постоянной регистрации
Отказать в регистрации не могут, но могут не принять документы. Так бывает, если :
- неправильно заполнено заявление;
- не хватает обязательных документов, например нет документа-основания для вселения в жилье или согласия собственника;
- есть ограничение на выбор места жительства, например при запросе прописки в закрытом военном городке.
Как сняться с учета по месту жительства
Прекратить свою прописку может сам заявитель, когда потребуется. Если прекращение регистрации по месту жительства по одному адресу обусловлено необходимостью оформить прописку по другому, отдельного заявления в ОВМ МВД не нужно. Прежнюю регистрацию прекратят одновременно с появлением новой.
В некоторых случаях из квартиры могут выселить прописанных в ней жильцов и даже ее собственника без их согласия. Скажем, за большие долги по коммуналке, ипотеке, кредитам .
Право пользования жильем может прекратиться по решению человека, который в нем прописан, или по решению суда. Когда право пользования жильем прекращается, например, если закончился договор аренды, прописанный человек должен подать заявление о том, чтобы его сняли с учета по прежнему адресу и прописали там, где он вправе проживать. Если он этого не сделает, выселить его может собственник по суду.
Исключение есть только для бывших супругов после развода. Это бывает, когда один из них не собственник квартиры и у него нет другого жилья и денег на него. В таком случае суд устанавливает определенный срок, в течение которого этот супруг может жить в квартире бывшего .
Но есть люди, которых в принципе нельзя выписать из жилья.
Жильцы с правом бессрочного проживания — это те, кто проживал в квартире и должен был участвовать в ее приватизации, но собственником не стал. Например, находился в местах лишения свободы, в армии или просто не воспользовался своим правом .
Такие жильцы могут снять себя с регистрации только по собственному желанию или по решению суда, если будет доказано, что они добровольно постоянно проживают по другому адресу: в обоих случаях они потеряют право бессрочного проживания.
Люди, живущие на основании завещательного отказа. Так бывает, если на квартиру составлено завещание с указанием лиц, которые вправе проживать в ней определенный срок или всю жизнь.
Например, бабушка составила завещание, где прописала, что оставляет квартиру дочери, но к нему есть завещательный отказ — условие, которое необходимо выполнить наследнице. Дочь должна сохранить за бабушкиной сестрой право проживания в квартире. Те, кто указан в завещательном отказе, могут пользоваться квартирой наравне с собственниками, даже если произойдет переход права собственности к тем, кто к завещанию не имел отношения.
Несовершеннолетние дети под опекой или попечительством или оставшиеся без родительского попечения. Их можно выписать из квартиры только с согласия органов опеки .
Получатели ренты — в основном престарелые люди, которые хотят, чтобы за ними ухаживали на дому до конца жизни в обмен на жилплощадь.
Что нужно знать о постоянной регистрации
- Без регистрации по новому месту жительства нельзя проживать дольше семи дней, если при этом нет временной прописки в регионе, где проживаете. Если нарушителя обнаружат, штраф может получить и он, и собственник жилья.
- Штрафа не будет, если есть прописка в населенном пункте по месту проживания. Или если проживать с членом семьи, постоянно прописанным по этому адресу.
- Заявление на оформление прописки можно подать через портал госуслуг, МФЦ, управляющую компанию или ТСЖ или напрямую в ОВМ МВД. В среднем срок исполнения услуги — шесть календарных дней. Но к нему нужно прибавить срок передачи документов, если делаете регистрацию через посредников, например ТСЖ. Срок для запроса данных об основаниях для вселения, если не предоставляете такой документ, — еще до восьми рабочих дней.
- Оформить регистрацию можно через представителя — для этого ему оформляют нотариальную доверенность и передают свой паспорт.
- Чтобы паспорт остался на руках, нужно подать заявление о регистрации через госуслуги или лично в ОВМ МВД.
- Чтобы сняться с учета, нужно подать одно из двух заявлений в ОВМ МВД: о регистрации по новому месту жительства или о прекращении регистрации — если пока нет желания или негде оформить прописку.
- Даже через суд нельзя выселить таких жильцов: получателей ренты; людей, которые упустили возможность приватизировать жилье и живут в нем бессрочно; тех, кто прописан в завещательном отказе; детей, лишившихся опеки родителей.
- Специально сниматься с учета перед регистрацией по новому адресу не нужно — это произойдет автоматически.
- Регистрация по месту жительства бесплатная и бессрочная.
- Отказать в регистрации по месту жительства не могут, но могут не принять документы.
- После изменения адреса регистрации об этом нужно сообщить УК или ТСЖ по старому и новому адресам. Это нужно для верного начисления платы за коммунальные услуги. Срок — пять рабочих дней.
- Способ № 4 позволяет не уведомлять коммунальщиков, ведь подача заявления в ОВМ МВД происходит через их паспортный стол.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga