БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как быть взрослым

Коммунальщики спустя годы выставили долг за прописанных детей. Это законно?

В сентябре 2019 года я прописала детей в квартире через МФЦ и получила свидетельства о регистрации. Наш дом в аварийном состоянии, и платежки мы получаем редко. За коммунальные услуги я плачу по лицевому счету через «Сбербанк-онлайн».

Когда мы собирали документы, то в паспортном столе обнаружили, что дети не прикреплены к поквартирной карточке, так как МФЦ не отправил документы. Я показала свидетельства о регистрации, а в следующем месяце нам сделали перерасчет за период с 2019 года. Дом старый, и счетчиков у нас нет, поэтому долг получился огромный.

Получается, что дети не были учтены в поквартирной карточке по вине МФЦ. Законно ли сделали перерасчет?

У меня была похожая ситуация. Я прописала в своей квартире сестру — заявление о регистрации по месту жительства она подала через госуслуги в июле 2020 года. В отделении по вопросам миграции МВД меня заверили, что данные отправят в расчетный центр. Это же подтвердили в Тюменском расчетно-информационном центре — ТРИЦ, который начисляет плату за коммунальные услуги, собирает платежи, а потом перечисляет их поставщикам.

Но когда в ноябре 2021 года мне понадобилась справка о составе семьи, то выяснилось, что плату все это время начисляли на одного человека вместо двух прописанных. И в этом же месяце я получила квитанцию с перерасчетом — пришлось уплатить долг в 16 272 Р.

Расскажу, почему коммунальщики вправе требовать с вас уплаты такого долга.

До октября 2021 года мне рассчитывали коммуналку на одного человека, потому что я не сообщила о прописанной в квартире сестре. Как только я обратилась в ТРИЦ за справкой о проживающих в квартире, данные в базе обновили — и в следующем месяце пришла квитанция с долгом
До октября 2021 года мне рассчитывали коммуналку на одного человека, потому что я не сообщила о прописанной в квартире сестре. Как только я обратилась в ТРИЦ за справкой о проживающих в квартире, данные в базе обновили — и в следующем месяце пришла квитанция с долгом
Долг указан в квитанции за ноябрь, в графе «Перерасчеты»
Долг указан в квитанции за ноябрь, в графе «Перерасчеты»

Как начисляют плату за коммунальные услуги

Если количество проживающих изменилось, нужно уведомить коммунальщиков — написать заявление в ТСЖ, УК или расчетный центр. Бланк выдают на месте, или можно написать заявление в свободной форме. К нему прикладывают копии страниц паспортов со штампами о прописке или копии свидетельств о регистрации, если, например, речь идет о детях.

Без этого коммунальщики не узнают, что количество проживающих в квартире изменилось, и будут начислять плату по старым данным. А когда выяснится, что жильцов стало больше, то сделают перерасчет. Так у вас и вышло.

Люди, которым начисляют плату за коммунальные услуги, обязаны своевременно и полностью их оплачивать.

В домах, где нет счетчиков на воду и электроэнергию, плата рассчитывается исходя из числа постоянных и временных жильцов. Временные — это те, кто живет в квартире более пяти дней подряд без регистрации. Постоянные — те, кто прописан.

За временных жильцов счет предъявляют тому, с кем заключен договор на услуги ЖКХ. Обычно это один из собственников или наниматель по договору соцнайма.

Не обязательно договор должен быть на бумаге. Если собственник пользуется светом и водой, организация исправно поставляет их в квартиру, а собственник платит, считается, что договор между ними есть сам по себе.

Если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает временно, то плату начисляют исходя из количества собственников. Также по количеству жильцов во многих регионах рассчитывают плату за мусор.

Потребитель услуг обязан в течение пяти рабочих дней информировать организацию, которая начисляет платежи, о том, что количество проживающих в квартире изменилось. Штрафа за просрочку нет.

А вот МФЦ, а также отдел по вопросам миграции МВД — ведомство, которое регистрирует и снимает граждан с учета, — передавать коммунальщикам сведения не вправе. Они предоставляют данные о регистрации только по официальным запросам.

Что делать с долгом

Возникший долг коммунальщики должны обосновать в квитанции — указать, сколько и за что они насчитали.

Если вы не согласны с начислениями, их можно оспорить. Для этого нужно обратиться в обслуживающую организацию, прокуратуру или территориальное отделение Госжилинспекции. И лучше с этим не затягивать: если не выплатить долг вовремя, на него начислят пени.

Тут есть нюанс. Если собираетесь обратиться в надзорные инстанции, то погашать задолженность не стоит: юридически это будет означать, что вы согласны с требованиями.

Если прокуратура выявит, что коммунальщики ошиблись с начислениями, то вам сделают перерасчет. Но в большинстве случаев ответят, что оснований для реагирования нет: вы сами вовремя не сообщили об увеличении числа проживающих и так создали долг.

Например, чтобы прояснить ситуацию с перерасчетом, я обращалась в прокуратуру через портал госуслуг. Заявление рассматривали долго, и, чтобы не увеличить задолженность, в январе, не дожидаясь ответа, я оплатила счет. А в феврале получила ответ, что долг возник по моей вине и оснований для реагирования нет
Например, чтобы прояснить ситуацию с перерасчетом, я обращалась в прокуратуру через портал госуслуг. Заявление рассматривали долго, и, чтобы не увеличить задолженность, в январе, не дожидаясь ответа, я оплатила счет. А в феврале получила ответ, что долг возник по моей вине и оснований для реагирования нет
А за период с ноября по январь мне начислили пени за просрочку платежа — 90 <span class=ruble>Р</span>
А за период с ноября по январь мне начислили пени за просрочку платежа — 90 Р

Но бывает так, что коммунальщики не знают о новых прописанных жильцах, собственник за них не платит, а потом срок исковой давности для подачи в суд истекает. Такой случай произошел в Магадане.

Собственник пользовался центральным водопроводом, и ему начисляли плату за воду на одного человека. Но когда водоканал запросил данные в УМВД по Магаданской области, выяснилось, что в квартире зарегистрировано три человека.

Собственнику пересчитали плату за воду и водоотведение с декабря 2011 по сентябрь 2019 года и выставили счет на 82 910 Р, но он его не оплатил. Водоканал подал иск.

Суд согласился, что нужно пересчитать плату с учетом еще двух прописанных. Но коммунальщики совершили оплошность. Они обратились с иском в апреле 2021 года, а срок исковой давности по таким делам — три года. И если организация пропускает срок, то его не восстанавливают.

В итоге суд обязал вернуть только плату за период с апреля 2018 по сентябрь 2019 года — 14 429 Р. Оставшуюся часть коммунальщики взыскать не смогли.

Как выплатить долг в рассрочку

В законодательстве есть такая норма: если стоимость коммунальных услуг выше прошлогодней за аналогичный период более чем на 25%, то потребителю могут предоставить рассрочку.

Но есть нюанс. При подсчете не учитывают величину превышения, которая возникла из-за новых проживающих. Это означает, что в вашей ситуации коммунальщики могут предоставить рассрочку, но не обязаны этого делать.

Если подать заявление с просьбой о рассрочке, то в случае положительного решения с вами согласуют график погашения задолженности. Платежи разделят и будут включать в квитанции часть суммы долга и проценты за рассрочку.

Общие условия рассрочки такие:

  1. Ее предоставляют на год.
  2. Проценты за рассрочку не должны превышать ключевую ставку Банка России + 3 п. п.
  3. Если потребителю положена компенсация за коммуналку, но он недополучает ее из-за уплаты процентов, то они не начисляются или их снижают.

Иногда должники добиваются рассрочки в суде либо он сам предоставляет такую возможность, когда коммунальщики обращаются с иском.

Например, в Республике Коми муж и жена не платили коммуналку с февраля 2015 по май 2019 года. Когда коммунальщики обратились в суд, собственники вину признали, но попросили рассрочку на полгода, чтобы погасить долг.

Коммунальщики не возражали, и суд учел пожелание должников. Семью обязали выплачивать долг частями — ежемесячно по 5500 Р, пока не погасят его.

Так везет не всем. Например, жительница Мурманска накопила долг за электричество на 234 178 Р и запросила в Мурманэнергосбыте рассрочку на 120 месяцев. Тот ей отказал, и она не смогла получить субсидию от соцподдержки. Женщина обратилась в суд.

Оказалось, что коммунальщики предлагали женщине рассрочку и даже высылали два экземпляра соглашения о реструктуризации долга, но та не стала его подписывать. Поэтому суд отклонил ее иск — принудить коммунальщиков к рассрочке на своих условиях у нее не получилось.

Что в итоге

Потребитель коммунальных услуг обязан информировать организацию, которая начисляет платежи, о том, что количество проживающих изменилось.

Компания-поставщик делает перерасчет, как только получает информацию, что жильцов в квартире больше, чем указано в платежке.

Если в квартире нет счетчиков, например, на воду и свет, то размер платежа за эти услуги рассчитывают по количеству проживающих в квартире. В некоторых регионах таким же способом начисляют плату за вывоз мусора.

Можно попытаться оспорить долг или попросить его обосновать. Для этого нужно написать заявление в произвольной форме коммунальщикам, в прокуратуру или Госжилинспекцию.

Если нет возможности заплатить всю сумму сразу, можно обратиться в УК или ТСЖ и попросить рассрочку. Коммунальщики имеют право отказать, но иногда плательщикам идут на уступки и дают рассрочку, чтобы не пришлось судиться.


Ирина Половодова
Ирина Половодова
Какой у вас был самый большой долг за ЖКУ и как он возник? Поделитесь историями:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Скажи, кто

А что значит «дом в аварийном состоянии и платежки получаем редко»
Где связь?

9
Marina Ilina

Ещё в доМФЦшные времена все время выставляли какие-то долги, ходила разбираться, потом стала после каждого такого случая брать справку об отсутствии долга. И когда внезапно снова возникал долг за прошлые периоды - я вытаскивала соответствующую справку. И как-то сразу все долги перестали возникать - наверное, сделали пометку, что этой долги не присобачивать.

4
Лана Счастливая

а если коммунальщики сами создают жильцу долги? Вот у меня в доме где вторая квартира ЖСК. Было пару месяцев когда я забыла подать показания, потом я два месяца их подавала, но в квитанции они не отображены, потом была замена счетчика, и бухгалтер же еще три месяца не вносила новый номер счетчика в систему, показания на старый в электронном виде подать не удавалось, а в бумажном видимо " теряли". Все это время в квитанциях ставили 0
а уже недавно я узнала, что оказывается в отсутствие показаний они должны были три месяца писать по среднему, а потом по нормативу пока я не подам показания. А там не заморачиваясь просто выкатили долг в 12тыс, при этом за период пока показания отсутствовали произошло повышение тарифов.
Понятно что долг я оплачу но очень хочется как то настучать по голове за такую " работу" спустя рукава, вообще я впервые в жизни столкнулась с управлением при котором надо до второго знака после запятой все сверять постоянно.
(сменить бухгалтера хороший вариант, но почти невозможный, т.к это подруга председателя ТСЖ)

1
Ева Борисова

На имя моей мамы висит большой долг теплосети по комнате в общежитии, где мы не живем. Когда мы купили эту комнату, там был кран с холодной водой. На этаже также была общая кухня с газом и водой, а также общий туалет. Через какое-то время мама написала заявление в водоканал с просьбой отключить подачу воды в комнату, т. к. мы не проживаем (счетчики нам не ставят из-за наличия общей воды на этаже). А еще через годы я случайно нашла уведомление от Теплосети о долге и требование его погасить. Как я поняла, Теплосети всё это время начисляли нам суммы за подогрев горячей воды (которой в комнате и не было), но тк нас там 5 человек прописано, на каждого по 7 кубов, кажется, горячей воды в месяц считали. С подробной схемой начислений меня так и не ознакомили, когда я была у них в офисе, мне только сказали, что в настоящее время нам начисляют только за батарею. В общем, распутывать этот узел не было ни сил, ни желания (начальница у них там недоговороспособная сидит), ничего не плачу, жду, когда они в суд подадут, попрошу применить срок исковой давности. Тысяч 130 там долг сейчас.

0
Скажи, кто
Отредактировано

Ева, так вам пени капать должны
Через пару лет офигеете и сами же вопить будете о нечестности

0
user2180645

У соседа на данный момент долг по жку более 600 тысяч за 1-к. квартиру. Он официально не работает. Уже 2 раза списали примерно по столько же, не платит совсем около 15 лет. Собственник. В подъезде ещё двое таких. Что с ними делать?

0
Ольга

Здравствуйте! У меня произошла такая история. В 2017 году я купила комнату в коммунальной квартире. В комнате 3 собственника, я и двое моих детей. После покупки объездила все обслуживающие компании и уведомила о количестве собственников и прописанных. В августе этого года я с детьми выписалась из комнаты и опять поехала по обслуживающим компаниям. И тут в водоканале выясняется, что с октября 2019 года у них было исправлено количество собственников до 1. И с этого времени водоканал делал расчет на одного. Как выяснилось позже в 2019 году в нашей секции купили комнату, а так как номер нашей квартиры и моей комнаты совпадает, собственника вписали вместо меня. Квитки при этом шли на мою фамилию и количество проживающих было указано 3. Теперь мне предъявляют счёт, с 2019 года. В пределах 40000. А это для меня немаленькая сумма! Что можно предпринять в такой ситуации? Ведь ошибка была с их стороны, а я к сожелению не обратила на неё внимания, т.к. в счёте на воду входит ещё вывоз мусора, а за него высчитывали за троих.

0

Сообщество

Популярное за неделю