Авто
23K

Как правильно протачивать тормозные диски

Когда это стоит сделать, а когда в этом нет смысла
15
Как правильно протачивать тормозные диски
Аватар автора

Эдуард Солодин

протачивал тормозные диски

Страница автора

Тормозные диски — расходный материал, который может выйти из строя раньше срока.

Мы уже писали про них и рассказали, когда их менять и как подбирать. Но в некоторых случаях их не меняют, а протачивают — на токарном станке или прямо на ступице. В этой статье мы разберемся, когда в этой процедуре есть смысл, а когда она может оказаться невыгодной и даже опасной.

Зачем протачивают тормозные диски

Тормозные диски протачивают, чтобы выровнять их рабочую поверхность. Это необходимо, чтобы новые тормозные колодки прилегали к диску по всей плоскости.

Вот когда есть смысл это делать.

Рабочая поверхность диска ржавая. Так бывает на машинах, которые долго стоят на улице без движения либо ездят преимущественно на короткие расстояния. Иногда коррозия настолько сильная, что поверхность диска работает как терка и стачивает накладки тормозных колодок. А значит, их придется заменить гораздо раньше.

Рабочая поверхность неравномерно изношена — результат неисправности тормозного механизма: например, закисла направляющая или перекосило колодку в скобе суппорта. Одна из колодок может прижиматься хуже, или неравномерно, или вовсе не давить на диск.

Следов коррозии нет, но есть глубокие борозды. Между колодками и тормозным диском может попадать грязь, песок и мелкие камни. Они царапают поверхность диска, создают борозды. Новая колодка из-за возникших неровностей будет прилегать недостаточно плотно, тормозная система будет работать неэффективно.

Руль вибрирует или бьет водителя по рукам. Из-за коробления тормозного диска появляются отклонения от первоначального размера, формы или контура. В таком случае обычно говорят «диски повело». Коробление может возникнуть после резкого перепада температуры. Например, если раскаленные от интенсивного торможения диски попадут в лужу или сугроб.

Все эти признаки могут как совмещаться, так и проявляться по отдельности.

Также диски протачивают, чтобы сэкономить. Приведу пример. Пара хороших неоригинальных дисков на переднюю ось Ауди Q7 осенью 2022 года стоит примерно 50 000 рублей, дешевые аналоги из Китая обойдутся в 8—10 тысяч. Проточить оригинальные диски на хорошем оборудовании — 3000 рублей за пару. Также в расходах стоит учесть комплект тормозных колодок — примерно 13 000 рублей, а также работы. В любом случае нужно будет обслуживать суппорты и менять колодки. Если диски новые, к стоимости прибавится их замена.

Дешевые тормозные диски обычно делают из мягкого материала, поэтому они могут износиться уже на первом комплекте колодок, если не раньше. Поэтому диски во втором случае придется менять.

Запчасти и работы в клубном сервисе для владельца Ауди Q7 2014 года, который решил разобраться с тормозами на передней оси

Что предложат на СТОЗапчастиРаботыИтогоНа сколько хватит
Качественные новые тормозные диски и колодки63 000 ₽3500 ₽66 500 ₽40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км
Дешевые тормозные диски и качественные колодки31 000 ₽3500 ₽34 500 ₽40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок
Проточенные старые диски и качественные колодки13 000 ₽5500 ₽18 500 ₽40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок

Запчасти и работы в клубном сервисе для владельца Ауди Q7 2014 года, который решил разобраться с тормозами на передней оси

Качественные новые тормозные диски и колодки
Запчасти63 000 ₽
Работы3500 ₽
Итого66 500 ₽
На сколько хватит40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км
Дешевые тормозные диски и качественные колодки
Запчасти31 000 ₽
Работы3500 ₽
Итого34 500 ₽
На сколько хватит40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок
Проточенные старые диски и качественные колодки
Запчасти13 000 ₽
Работы5500 ₽
Итого18 500 ₽
На сколько хватит40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок
Тормозной диск с бороздами от камней. Фольксваген Терамонт с тормозами от Порше Кайена
Тормозной диск с бороздами от камней. Фольксваген Терамонт с тормозами от Порше Кайена
1/2
Тормозной диск с бороздами от камней. Фольксваген Терамонт с тормозами от Порше Кайена
Тормозной диск с бороздами от камней. Фольксваген Терамонт с тормозами от Порше Кайена
От длительного простоя на улице тормозные диски корродируют. Если диск, несмотря на коррозию, будет достаточно толстым, его можно проточить
От длительного простоя на улице тормозные диски корродируют. Если диск, несмотря на коррозию, будет достаточно толстым, его можно проточить

Что важно знать, перед тем как протачивать диски

После проточки диск должен остаться в допусках — то есть быть не тоньше, чем допустимо по рекомендациям производителя диска.

На маркировке тормозного диска обычно указывают его минимально допустимую толщину в миллиметрах. Часто ее сложно прочесть на старом диске из-за ржавчины, поэтому специалисты на СТО смотрят ее по технической документации. Толщину диска измеряют штангенциркулем: измерения важно снять с места, где он соприкасается с колодками, а не с самого края — там обычно характерная борозда, она же буртик.

Среднее допустимое значение износа тормозного диска — 3—4 мм, то есть 1,5—2 мм для каждой стороны. Если износ больше, протачивать диск небезопасно. Например, для диска с номинальной толщиной 26 мм критическим износом может быть уменьшение толщины до 23 мм.

Изношенный диск хуже переносит нагрузки, может быстро перегреться, а в экстренных ситуациях при торможении даже разрушиться.

Минимально допустимая толщина диска — 8,4 мм
Минимально допустимая толщина диска — 8,4 мм

Проточка — временная мера. Она приближает момент, когда диск придется заменить. После процедуры диск в любом случае станет тоньше на 0,2—0,5 мм. Проточить диск и пользоваться им как новым не получится.

Проточка может не решить проблему, поэтому процедуру важно делать на свой страх и риск и быть готовым к тому, что ничего не изменится.

Придется заменить тормозные колодки. Старые нельзя ставить ни на новый, ни на проточенный диск — даже если накладка почти не стерлась. Поверхность тормозной накладки такой колодки в любом случае не будет ровной, а значит, этот рельеф перенесется на поверхность диска.

Важно проточить оба диска на оси, даже если повреждения есть только на одном. Оба диска в результате должны быть одинаковой толщины. Только так тормозная система сможет равномерно распределять давление тормозной жидкости. Если проточить один диск, то одно колесо будет тормозить эффективнее. Это может привести к заносу.

Когда нет смысла протачивать тормозные диски

Диск износился — достиг минимально допустимой производителем толщины или есть вероятность, что это случится достаточно скоро.

Диск перегрет. Тормозные диски могут без проблем нагреваться до +300 °C, но в некоторых случаях температура поднимается выше. Водитель может тормозить слишком интенсивно — например, на затяжном спуске или при экстренном торможении. Диск закаляется, свойства материала меняются, коэффициент трения снижается, педаль тормоза становится ватной. На самом диске могут появиться синие пятна или участки, похожие на стекло. Такой диск необходимо заменить.

Бывает, что дело в конструкции автомобиля. Например, колеса рамных внедорожников проектируют так, чтобы на них можно было поставить шины с высоким профилем — ради комфорта и проходимости. В такие колеса обычно помещается слишком маленькая тормозная система. Ее ставят и на базовую версию с самым слабым двигателем, и на машину в самой богатой комплектации с V8 под капотом. Во втором случае перегреть тормозные диски очень просто. Владельцу, который хочет ездить на этой машине динамично, придется поменять тормоза на более производительные.

Переднее колесо Тойоты Лэнд Крузера 200. В этом случае — как у кроссовера: профиль достаточно низкий, диск большой, но тормоза штатные, маленькие. Фото: rebinworkshop / Shutterstock
Переднее колесо Тойоты Лэнд Крузера 200. В этом случае — как у кроссовера: профиль достаточно низкий, диск большой, но тормоза штатные, маленькие. Фото: rebinworkshop / Shutterstock

Борозды слишком глубокие. В колодку попал большой камень или какой-то нестираемый элемент. Если такой диск проточить, диск станет слишком тонким.

Иногда недобросовестные продавцы специально протачивают тормозные диски перед продажей автомобиля больше допустимых значений. Визуально диск выглядит как новый — износ без специального оборудования по нему уже не определить. Такие диски в скором времени выйдут из строя, и придется покупать новый комплект.

Как протачивать тормозные диски на ступице

Протачивать тормозные диски можно на токарном станке или на специальном оборудовании прямо на машине. Есть мнение, что второй вариант предпочтительнее. Тормозной диск будет стоять ровно относительно своей оси вращения, его не нужно выставлять, как на токарном станке.

Вот что должен сделать специалист перед проточкой тормозных дисков на ступице:

  1. Снять колеса и отсоединить тормозной суппорт, измерить толщину диска, рассчитать, какой она будет после проточки и сверить результаты измерения с допустимыми значениями.
  2. Проверить состояние ступичного подшипника. Нет смысла протачивать диск, если ступичный подшипник люфтит. Из-за этого не получится равномерно снять слой металла с диска. Неисправный ступичный подшипник перед процедурой лучше заменить, даже если он только начал гудеть. Нередко ступица неразборная, поэтому приходится менять ее целиком.
  3. Очистить диски от ржавчины и грязи. Может оказаться, что диск съела коррозия и протачивать его уже нет смысла — он станет слишком тонким. Еще ржавчина негативно повлияет на точность измерений.
  4. Проверить оба диска на оси на биение. Для этого нужен индикатор часового типа и специальный кронштейн, который позволит закрепить его должным образом на поворотном кулаке или рычаге подвески. Допустимое отклонение — 0,05 мкм. Все, что больше, — повод заменить или проточить диск, а в некоторых случаях дело в ступице.
  5. Установить оборудование и начать проточку. Специальный станок с резцами устанавливают на место крепления суппортов. Тормозной диск вращает электродвигатель станка. Резцы обрабатывают поверхность диска одновременно с двух сторон. Первый прогон — без снятия стружки. Процедура помогает откалибровать станок и измерить встроенным гироскопом биение. В процессе станок автоматически определяет нужное положение резцов.
  6. Приступить к проточке всей плоскости диска. Возможно, потребуется несколько проходов.
Проверка тормозных дисков на биение. Источник: ютуб-канал Kasimys_
Проточка диска на ступице с помощью специализированной установки. Источник: ютуб-канал garotrade

Как протачивать тормозные диски на токарном станке

Важно найти опытного специалиста, который занимается проточкой тормозных дисков. Не все токари готовы к работе, где имеет значение погрешность в одну сотую миллиметра. Возможно, хороший токарь специализируется, например, на изготовлении гаражных петель для ворот. Он возьмется за работу, проточит тормозной диск и выполнит работу, на его взгляд, качественно.

После неумелой обработки диск будет бить иногда даже на ровном диске, с которого решили снять ржавчину.

Чем выше обороты станка и меньше допустимое биение, тем качественнее обработка. Допустимое биение токарных станков зависит от модели. Обычно это сотые доли миллиметра. Если станок не откалиброван и его погрешность в обработке составляет десятые доли миллиметра, то даже абсолютно ровный и новый тормозной диск будет испорчен.

Вот что важно сделать, чтобы проточить тормозной диск на токарном станке:

  1. Если дело не в ржавчине или бороздах и необходимо избавиться от биения, важно убедиться, что дело не в ступице, а именно в диске.
  2. Перед установкой диска на станок важно очистить от ржавчины и неровностей плоскость, которая примыкает к кулачкам токарного станка. Если оставить поверхность необработанной, это повлияет на точность проточки.
  3. Выставить диск ровно относительно плоскости, которая прилегает к ступице. Возможно, потребуется специальная оправка — деталь, совпадающая по размерам со ступицей колеса.
  4. Приступить к обработке диска. Сначала срезают буртики, затем приступают к обработке поверхности диска. Может потребоваться несколько проходов, чтобы добиться идеально ровной поверхности.

Диск важно проточить сразу с обеих сторон. Если выставить его, проточить только с одной стороны, потом выставить заново и проточить с другой, то плоскости могут не совпасть и диск будет бить.

Проточить диск своими руками в гаражных условиях невозможно. Если попытаться сделать это с помощью наждачной бумаги, шлифовальных машин или напильника, геометрия диска нарушится. Визуально он будет выглядеть как новый, но тормоза автомобиля станут небезопасными. Поэтому для проточки тормозных дисков на ступице лучше обратиться в автосервис со специальным оборудованием.

Мастер протачивает тормозной диск на токарном станке. Фото: Karasev Viktor / Shutterstock
Мастер протачивает тормозной диск на токарном станке. Фото: Karasev Viktor / Shutterstock

Запомнить

  1. Тормозные диски — расходный материал, который требует периодической замены.
  2. Тормозные диски протачивают, чтобы убрать небольшое биение, убрать глубокие борозды или ржавчину — и добиться более эффективного торможения.
  3. Проточка тормозных дисков — временная мера. По возможности лучше заменить диск на новый.
  4. Нельзя протачивать изношенные до предела тормозные диски.
  5. Качественно проточить тормозной диск своими руками без специального оборудования невозможно.
  6. Перед проточкой диска без снятия нужно проверить состояние ступичного подшипника.
  7. Перед проточкой диск нужно очистить от ржавчины. Если коррозия въелась в металл слишком глубоко, протачивать диск бессмысленно.
  8. Качество проточки на токарном станке зависит от квалификации токаря и правильной установки диска.
  9. После проточки диска необходимо установить новые тормозные колодки.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Эдуард СолодинДоводилось протачивать тормозные диски на своем автомобиле? Расскажите о своем опыте:
  • Смузивый ИТ-бояринОчень полезная в текущих реалиях статья. Скажите, а про наварку и ошиповку резины будет?8
  • Антиконсьюмеристd1mmmk, и в чём же заключается опасность? Объясните-ка, чем проточенный диск хуже непроточенного, при условии попадания обоих в допуск по минимальной толщине?8
  • АнтиконсьюмеристАлеша, ну до такого не дойдёт. Камы евро по 3000 р колесо во всех интернет-магазинах навалом))3
  • d1mmmkАнтиконсьюмерист, в том то и дело что при условии, кто гарантирует что результат будет в допусках? Как поменялись свойства диска проточенного после перегрева? А что там со ржавчиной внутри вентилируемого диска? На чем еще будет кроить владелец q7, который даже расходники купить не в состоянии?1
  • Антиконсьюмеристd1mmmk, конечно, протачивать старые диски, набитые ржавчиной и изношенные, нет никакого смысла, но никто этим и не занимается. Протачивают обычно почти новые диски, когда, например, водитель долго тормозил на спуске, а потом заехал в лужу, и их "повело". Покупать новые диски, если старые ещё даже на миллиметр не износились, - это выброс денег.7
  • Олег Мос-АвтоСтарые и изношенные диски протачивать, наверное смысла и не много, но часто бывает что еще свежие диски "идут по бороде" от ошибок в эксплуатации. Например в длительной поездке, когда тормоза разогреты на пути встает довольно глубокая лужа, при форсировании которой диски "ведет". Или на мойку сходу заезжают, диски еще не остыли, а мойщик начинает мыть с колес. Самые частые причины повреждения дисков.4
  • Илья РусьяновАнтиконсьюмерист, а я бы перешиповал свою...2
  • UpgradeА почему вдруг у дешевых дисков ресурс меньше, чем у дорогих? 1. Стойкость металла диска к истиранию никак не зависит от цены. 2. Тут вопрос скорее какие колодки использовать, а именно смотреть какой в них % абразивных частиц. Тихие Remsa, например, тормозят чуток хуже, чем те же Brembo, которые при этом скрипят и шумят. Практика показывает, что при гражданской эксплуатации, передних дисков в среднем хватает на 2 комплекта колодок. А задние диски можно сказать вообще вечные. Их скорее придется поменять из-за того, что они покроются ржавчиной у машин, на которых не обслуживают направляющие суппортов/ездят редко/очень плавно тормозят.0
  • ДмитрийВообще не вижу смысла. С учетом того, что работа "снять поставить" далеко не бесплатна, лучше сразу менять. TRW стоит 7500*2 - поменял и забыл на несколько лет.3
  • Евгений АдаменкоСкажу как токарь автомеханик что завод изготовитель делае диски из хорошего металла нежели вы покупаете в магазине сыромятину. Колодки стоит выбирать с наличием медной стружки в накладках. Вообще я с дальнего востока и у нас в основном японская техника, про немцев и их качество не знаю. Японские диски лучше проточить, их хватает на 200000 пробега спокойно ибо метал качественный с завода. Я беру в пример авто среднего класса ибо маленькие машинки изначально одноразовые3
  • Upgraded1mmmk, кто и зачем минусует здравые комментарии? :D0
  • Андрей АршиновЭто каким таким резцом на высоких оборотах нужно точить чугун? Только низкие обороты и Т/ВК сплавы, Т15К6 предпочтительнее.0
  • user3305270Для проточки Дисков естьприспособление без снятия дисков с машины я пользовался проточка один раз потом замена хундай н1 Нижний Тагил0