Авто
19K

Что делать, если заканчивается топливо

И как быть, если это случилось, а до заправки еще далеко
23
Что делать, если заканчивается топливо
Аватар автора

Константин Ищенко

автоэксперт

Страница автора

Многие водители начинают нервничать, когда бензина в баке меньше четверти объема.

Другие не видят ничего критичного, даже если уже давно горит контрольная лампа «резерв топлива», а запас хода на бортовом компьютере равен нулю. Прямых запретов так делать в инструкции к автомобилю обычно нет. Более того, несмотря на все предупреждения машины, бензин сразу не заканчивается. Почему так происходит и вредно ли ездить на «пустом» баке, расскажу в этой статье.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как понять, что топливо заканчивается

По индикации на панели приборов. Этот совет мог бы быть бесполезным: обычно водители знают, как работает датчик топлива и что он показывает. Но когда стрелка опустилась ниже самого последнего деления в красной зоне, машина не глохнет сразу же, а значит, в баке все еще есть топливо. Инструкция к автомобилю помогает не всегда, часто в них пишут общие фразы вроде «загорелась контрольная лампа — заправьтесь».

Даже при горящей контрольной лампе в топливном баке остается около 10% топлива. В зависимости от марки машины, года выпуска и объема бака это количество может незначительно меняться. Топливный насос расположен в нижней точке и может выкачивать топливо до полного опустошения бака.

У БМВ 3 2006 года в инструкции обозначен резерв топлива в литрах: 12% объема бака для бензинового мотора и почти 11% для дизельного
У БМВ 3 2006 года в инструкции обозначен резерв топлива в литрах: 12% объема бака для бензинового мотора и почти 11% для дизельного
Но у более современного БМВ X5 2013 года нет ничего про резерв топлива. Есть только предостерегающие указания
Но у более современного БМВ X5 2013 года нет ничего про резерв топлива. Есть только предостерегающие указания

По запасу хода. Бортовой компьютер автомобиля показывает не только расход топлива. Также в большинстве автомобилей он считает количество километров, которые можно проехать до пустого бака. С контрольной лампой «резерв топлива» это связано не напрямую: обычно лампа загорается при запасе хода в 40—60 км. Данные по запасу хода не очень точные. В городском режиме можно увидеть запас хода 50 км, проехать 15 км и увидеть «----» или 0 на экране. При этом машина продолжит движение, а в баке все еще будет немного топлива.

При нулевом запасе хода в баке уже меньше бензина, чем в момент, когда загорается контрольная лампа. Тем не менее его хватит на 30—50 км в спокойном режиме. Дело в том, что производители стараются сделать машины более удобными и безопасными для водителей. А еще это погрешность датчика уровня топлива. Обычно это в буквальном смысле поплавок, а такая конструкция не позволяет точно измерить уровень топлива.

Контрольная лампа и запас хода в 52 км приборной панели Киа призывают водителя искать АЗС. На самом деле проехать можно около 90 км
Контрольная лампа и запас хода в 52 км приборной панели Киа призывают водителя искать АЗС. На самом деле проехать можно около 90 км

По поведению машины. Некоторые автомобили — чаще дизельные — ограничивают мощность двигателя при небольшом остатке горючего в баке. Это может происходить само по себе, и бортовой компьютер не предупреждает водителя. Машина будет медленно разгоняться и вяло реагировать на газ, но при этом продолжит ехать, пока не кончится топливо.

Понять, что бензина очень мало, можно по подергиваниям при движении: топливо будет поступать в двигатель с перебоями. Также есть шанс заглохнуть при повороте или подъеме. Топливо временно отольет от насоса, и машина будет трястись или даже заглохнет. Если ехать прямо и по ровной дороге, этого не произойдет.

Такие симптомы могут быть и при неисправности топливной системы, насосы и датчики периодически выходят из строя. Лучше не откладывать поездку в автосервис. Но сначала — на заправку.

Когда лучше заправлять автомобиль

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Зато есть несколько мифов, очень популярных среди автолюбителей. Вот некоторые из них.

Если топливный бак постоянно пустой — он ржавеет. Это справедливо только для автомобилей с железными топливными баками, но таких очень мало. Обычно это старые модели, с начала нулевых баки делают из пластика. Есть в таком баке топливо или нет — никакой разницы.

Когда топлива мало, насос собирает всю грязь со дна бака. Место установки насоса и способ доставки топлива к нему не зависит от количества топлива в баке, он жестко закреплен в нем. К тому же топливо не попадает в насос без очистки, обычно оно проходит через мелкую сетку или даже небольшой фильтр, похожий на чайный пакетик.

Как правило, у автомобилей есть и большой топливный фильтр, который нужно периодически менять, но бывают модели и без него. В любом случае от езды на пустом баке в насос не попадет больше грязи.

На стенках бака может образовываться конденсат: так в топливо попадет вода. С точки зрения физики это действительно так. Но чтобы образовался конденсат, нужна разница температур внутри и снаружи бака. В реальных условиях практически невозможно получить на стенках бака столько воды, чтобы это отразилось на поведении автомобиля. Все истории про замерзшее дизельное топливо не связаны с конденсатом: проблема в качестве горючего.

А вот эти мифы могут быть правдой, но это не точно.

Когда топлива мало, насос в баке перегревается. Считается, что он работает лучше, когда погружен в топливо, так насос лучше охлаждается. Но нет статистики по отказам топливных насосов в зависимости от привычки водителя заправляться, когда бак почти пустой. Автопроизводители тоже не дают таких рекомендаций.

Косвенно этот миф подтверждает только поведение машины при поломке насоса в баке. Если при полном баке машина глохнет, но через 20—30 минут стоянки ее можно завести и поехать, значит, насос пора поменять.

Езда с полупустым или даже почти пустым баком безвредна для автомобиля. Документальных подтверждений или исследований обратному нет. Но и практического смысла в этом тоже нет, равно как и какой-то экономии: расход топлива не зависит от его количества в баке.

При длительных поездках и в путешествиях старайтесь заранее продумать места для заправки. Лучше сделать лишнюю остановку на фирменной АЗС, чем израсходовать все топливо и вынужденно заезжать на «контейнерную» заправку в какой-то глуши. Взять с собой 5—10 литров топлива в канистре — хорошая идея, но только если канистра герметично закрывается. Пары бензина в салоне гарантируют как минимум головную боль.

Купить канистру для бензина можно в обычном гипермаркете. На фото — ассортимент канистр в магазине «Окей» в Санкт-Петербурге
Купить канистру для бензина можно в обычном гипермаркете. На фото — ассортимент канистр в магазине «Окей» в Санкт-Петербурге

Как ехать, если топлива очень мало

Предположим, вам нужно обязательно доехать до заправки. Контрольная лампа уже загорелась, запас хода почти исчерпан, а впереди еще 30 км пути. Самое время максимально экономить.

Выключите все лишние потребители энергии. Временно откажитесь от кондиционера, печки, громкой музыки и подогрева сидений. Мощные электропотребители незначительно увеличивают расход топлива.

Ведите машину как можно плавнее. Не делайте резких поворотов, избегайте активных ускорений и торможений.

Двигайтесь в правой полосе. Так вы не будете мешать другим участникам движения, даже если машина заглохнет. И проще безопасно съехать на обочину или какую-то прилегающую территорию.

Выберите оптимальную скорость. При движении по трассе медленно разгонитесь до 80—90 км/ч и поддерживайте этот режим. Обычно машины потребляют минимум топлива именно при такой скорости.

Что делать, если топливо в баке закончилось

Помнить о своей безопасности. Не стойте на проезжей части. Включите аварийную сигнализацию. Если вы остановились на трассе, автомагистрали или крупном проспекте, установите знак аварийной остановки. Если есть дорожное ограждение или отбойник, лучше ожидать помощь за ним, даже если придется перелезать и вы испачкаете одежду.

Не оставлять ключи в машине. С пустым баком ее вряд ли угонят, а вот захлопнуть дверь можно элементарно. Будет на одну проблему больше.

Узнать, поможет ли вам заправка. В случае с некоторыми автомобилями недостаточно просто залить топливо в пустой бак. Это может быть особенностью топливной системы или связано со специальной программой управления двигателем. Может потребоваться подкачка топлива вручную, но не все автомобили штатно оборудованы приспособлениями для этого. Попробуйте погуглить такие же случаи для вашей марки и модели или позвоните в специализированный сервис.

Дальше у вас есть выбор: доставить топливо к машине или машину к топливу. Вот какие есть варианты.

👉 Попросить привезти топливо. Это может быть служба технической помощи, друг с канистрой, таксист или сервис доставки бензина. Все зависит от места и конкретной ситуации. Например, летом в городе можно подождать автомобиль-заправщик, если машину удалось нормально припарковать. Вы купите бензин по цене сетевой АЗС и не переплатите. А на пригородной трассе в мороз придется выбирать самый быстрый способ: служба помощи на дорогах может привезти десять литров топлива за 3000 ₽ и больше.

На платных трассах, например на ЗСД в Санкт-Петербурге и на трассе М11 в Москве, можно вызвать местную техническую службу. С бензином на ЗСД не помогут, но установят ограждения: так вашу машину на обочине будут лучше видеть. Зато на М11 техническая служба подвезет до заправки и обратно, а еще даст канистру. Это бесплатно.

👉 Попросить помощи у проезжающих мимо автомобилистов. Вас могут подвезти до ближайшей заправки и обратно, но это уже будут две разные попутные машины. Ловить машину важно аккуратно, желательно надеть специальный светоотражающий жилет.

👉 Вызвать эвакуатор. Для исправного автомобиля такой шаг может показаться нелогичным, но в определенных условиях это единственный выход. Например, на загородной трассе эвакуатор может оказаться быстрее техпомощи. Также важно, что машину на эвакуаторе нужно везти не в город, а до ближайшей АЗС. Это может быть еще и дешевле.

👉 Отбуксировать автомобиль до заправки. Как правильно это сделать, мы уже писали в отдельной статье. Помните, что с пустым баком вы будете буксировать автомобиль без гидроусилителя и без вакуумного усилителя тормозов.

Если заправка рядом, а движение на дороге не очень оживленное, автомобиль можно попробовать дотолкать. Но в одиночку справиться даже со средним седаном будет сложно, это больше подходит для очень маленьких авто. Возможно, потребуются помощники. Фото: Stefano Chiacchiarini '74 / Shutterstock
Если заправка рядом, а движение на дороге не очень оживленное, автомобиль можно попробовать дотолкать. Но в одиночку справиться даже со средним седаном будет сложно, это больше подходит для очень маленьких авто. Возможно, потребуются помощники. Фото: Stefano Chiacchiarini '74 / Shutterstock

👉 Самостоятельно привезти топливо. Вы можете вызвать обычное такси, воспользоваться каршерингом или попросить друзей. Канистры продают на всех заправках, а значит, нужно просто туда доехать.

Общественный транспорт вам не подойдет: в нем запрещено перевозить легковоспламеняющиеся предметы и горючие материалы. Не пытайтесь сэкономить и купить бензин в канистру от питьевой воды, на заправке не отпустят топливо в такую тару.

Канистры для бензина комплектуют специальной трубкой. С ее помощью легко не пролить бензин, а также нажать на специальный клапан в горловине бензобака. Без этого залить бензин не получится. Фото: Monika Wisniewska / Shutterstock
Канистры для бензина комплектуют специальной трубкой. С ее помощью легко не пролить бензин, а также нажать на специальный клапан в горловине бензобака. Без этого залить бензин не получится. Фото: Monika Wisniewska / Shutterstock

Запомнить

  1. Топливо не закончится сразу после появления на табло контрольной лампы. И даже после надписи «запас хода 0 км» на экране бортового компьютера можно будет проехать еще 20—30 км, а в некоторых случаях и 100 км. Все зависит от модели машины.
  2. Нет прямых доказательств, что ездить с малым количеством топлива вредно. Но лучше так не делать.
  3. Если вы все же обсохли и не можете ехать дальше — помните о безопасности и не ходите по проезжей части.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Константин ИщенкоА у вас заканчивался бензин посреди дороги? Расскажите, как вы справились с этой проблемой:
  • АнтиконсьюмеристМой бензобак17
  • Yuri GУ РАВ 4 при объеме бака 60л лампа загорается, когда в баке остаётся 16л. Больше 44л никогда не влезало.0
  • maestro"При движении по трассе медленно разгонитесь до 80—90 км/ч и поддерживайте этот режим. Обычно машины потребляют минимум топлива именно при такой скорости." А на какой передаче ехать? Если, например, ехать на четвертой, то впрыск будет производиться чаще, но объем впрыска меньше. Если же на пятой, то впрыск реже, но объем впрыска больше. Какой вариант лучше?0
  • SenderoСергей, лучше ориентироваться на показания борткомпьютера - сейчас почти не осталось автомобилей, у которых нет датчика мгновенного расхода. На моём VW Polo минимальный расход при движении 70-75 км/ч на пятой передаче - будет около 3.3 литра на сотню, на четвёртой 4.1. При разгоне до 90 на пятой передаче расход уже 4.8, то есть при равных условиях - на треть больше. Лично мне не нравится ехать "внатяг" (меньше 1500), оптимальный для расхода режим - 1700-1900 оборотов.5
  • НеОнАнтиконсьюмерист, 1 - хватит на 2 дня. 2 - хватит на месяц6
  • НеОнСупер, не знаю, покупал недавно. Никто ниче не сказал.3
  • НеОнКак понять, что топливо заканчивается? Этот вопрос мучает умы поколений.8
  • Denis DYuri, вчера заправлял, влезло 48 л. Но это я после того как лампа загорелась ещё около 30км проехал0
  • Алексей ПроскуряковВсем доброго дня. Ещё есть важно знать владельцам дизельных автомобилей. Горловина топливного бака может быть оборудована стопором. В полевых условиях самостоятельный залив проблематичен.2
  • МишкаСупер, от АЗС зависит. На Лукойле и Газпромнефти без проблем заливают в пластиковые.4
  • Лана СчастливаяСупер, продают без проблем3
  • Рубен ЯблуковЗаканчивался несколько раз. Автомобиль Citroen C4 Grand Picasso. После загорания лампы минимального остатка в машине остаётся бензина на 60-70 км. Однажды ехали большой компанией, на каком-то подъёме закончился бензин, друзья выскочили из авто и толкали автомобиль в горку до удобного поворота. А потом один из друзей доехал до заправки, купил мне 5 литровую канистру бензина (спасибо Сергей Кравцов), купил бензин и доставил. С тех пор с собой вожу 5 литровую канистру с бензином постоянно. Иногда и без бензина 😂4
  • АндрейСупер, зависит от конкретной заправки, но на трассах обычно продают в любую канистру. Вот в городах могут не продать, но в городах и обсохнуть сложнее все же1
  • Кроха Картоха2002 год. Восточный Казахстан. Я, будучи студенткой, возвращаюсь после каникул в город на учебу. Ехать 500 км. Мне повезло, попутно направлялся на машине родственник со своей бригадой по работе, и взяли меня, так сказать, "догрузом". Ехали бодро и быстро. И когда до города оставалось всего-то 25 км, у нас закончился бензин. Вокруг степь, до заправки километров 10. Ещё и ночь на носу. Вышли из машины просить помощи. Голосовала я, но проезжающие водители, едва завидев моих попутчиков-мужчин, сразу давали газу. Так мы простояли с полчаса точно. И уже стали подмерзать. Тут я заметила большую фуру и в отчаянной попытке махнула рукой. К моему удивлению, водитель затормозил. А следом остановился микроавтобус, из которого вылезли бравые молодцы с автоматами наперевес и направились к нам. Выяснилось, что охрана сопровождает какой-то груз в Астану. Вооружены они были до зубов, потому и тормознуть не побоялись. Если что, пристрелили бы, всего-то делов ))) Все закончилось хорошо. Фура дотянула нас до заправки, оруженосцы сопроводили ))) Ещё и счастливого пути пожелали. Забавная вышла история... До сих вспоминаю с улыбкой, хотя тогда было не до смеха.11
  • Кроха КартохаСупер, постоянно вижу, как водители наливают бензин на заправках в пластиковые канистры. И никто им слова не сказал ни разу.0
  • Шкода Рапид, 2016. Индикатор пиликает, когда остаётся два маленьких кубика, которые за 15 минут исчезают. При всем при этом авто на ГБО, и в городском полуагрессивном вождении мне хватает проехать 200-220 км. Есть шансы, что топливный сгорит, но на страх и риск.) За год владения и подобных случаев — все ок. Также если ехать просто на бензине, то и педаль газа становится менее отзывчивее и менее резвее. Может это не только на дизельных?0
  • Ещё один торгашАлексей, отвертка в помощь)0
  • Vadim RybalkoВ статье не разобрано подробно про канистры-докатки, например: какие бывают, чем пластиковые "для топлива" отличаются от бутылок из-под воды, с чем формально связан регламент отпуска топлива в тару на АЗС, какого объёма канистры можно без проблем провозить за границу.7
  • Алексей ПроскуряковВсё, не все так просто. Она должна быть круглой и диаметром 50 мм.0
  • Ещё один торгашАлексей, да? А я помню, что у меня получалось простой шлицевой на Ауди открывать клапан0
  • АлександрЧем меньше топлива в баке, и чем дальше заправка, тем быстрее топливо заканчивается 😁1
  • Фарит ГарифуллинДа было такое. Летом ехали из Шуи в сторону Перми. Поехали по навигатору через лес. Бензина в баке было мало и посреди леса загорается лампочка, а далее компьютер показал, что запаса топлива осталось на 0 км. Заправок естественно посреди леса никто не построил. Пока доехали до трассы, а это не менее 100 км, все в машине, а особенно я, были на нервах. Но бог миловал и мы успешно доехали до заправки. Автомобиль VW-POLO седан с механической коробкой и движок бензиновый 90 л. с. С тех пор я уверен в своей машине на 100 %.1