Автомобиль может оказаться на эвакуаторе в двух случаях — принудительно или по воле владельца.

Принудительно — если его эвакуируют за нарушение ПДД или хотят таким образом угнать. По воле владельца — если автомобиль не на ходу или на нем по каким-то причинам нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Машина может сломаться, попасть в ДТП или повредить колесо в большой яме: поводы для вызова эвакуатора могут быть разными.

Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях лучше вызывать эвакуатор, а не ехать дальше самостоятельно, и как лучше и безопаснее это сделать.

Когда нужен эвакуатор

Машина сломана и не может ехать. Поводом для прекращения поездки и превращения автомобиля в недвижимость может быть даже мелкая неисправность. Может выйти из строя генератор, оборваться приводной ремень водяного насоса — помпы. Может выйти из строя катушка зажигания или один из датчиков двигателя.

Если вы заметили, что во время поездки на панели приборов загорелась одна или несколько контрольных ламп и вы не понимаете, что они значат, остановитесь. Изучите инструкцию и выясните их значение. При отсутствии бумажной версии мануала — посмотрите в интернете или позвоните в автосервис.

Действуйте точно так же, если при движении или работе двигателя вы слышите новые непривычные звуки: лязг, стук, скрежет. Загляните под автомобиль: если из него вытекает какая-то жидкость и на вид ее много, не стоит двигаться на автомобиле.

Автомобилист с опытом сможет достаточно точно определить источник проблемы и оценить риски от возможного продолжения поездки. Новичку же лучше перестраховаться: 2000—3000 Р на эвакуатор в черте города могут уберечь от ремонта на несколько десятков и даже сотен тысяч. Например, если двигатель перегреется.

Машина пострадала в ДТП. ПДД запрещает эксплуатировать автомобиль с разбитым бампером или фарой. За это могут выписать штраф в 500 Р.

Обычно инспекторы не придираются к этому, особенно если показать документы о ДТП и не ездить на машине с повреждениями долго.

Если авария не сильная и пострадали только навесные детали кузова, то эвакуатор не обязателен. Но если есть сомнения в состоянии ходовой части автомобиля, подвески или тормозной системы, то своим ходом ехать опасно. Смятые кузовные элементы могут мешать вращению колес, а сработавшая подушка безопасности не даст нормально управлять автомобилем — это тоже веский повод вызвать эвакуатор.

Спустило колесо. Не все автомобили комплектуются запасным колесом. И не каждый водитель сможет установить его без посторонней помощи. Если вы заметили, что одно из колес спущено и поставить запасное нет возможности — стоит вызвать эвакуатор. После поездки на проколотой шине ее почти всегда приходится менять. Покупка новой покрышки будет явно дороже поездки до шиномонтажа на эвакуаторе. А главное, на эвакуаторе — безопаснее.

Производитель не рекомендует или запрещает буксировать автомобиль. Иногда автомобиль можно отбуксировать, и об этом мы написали отдельный материал. Здесь будем кратки. Не стоит буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач, в крайнем случае ограничьтесь буксировкой не больше чем на 50 км. Нельзя буксировать автомобили с вариатором и электромобили, для них — только эвакуатор.

Какие эвакуаторы бывают

Со статичной платформой и трапами. Самый простой вид эвакуаторов: легкий грузовик с неподвижной платформой и выдвижными трапами. Если машина не может заехать на платформу сама, то ее затаскивают лебедкой.

У такого эвакуатора есть недостатки: ему нужно больше всего места для погрузки автомобиля. Сильно пострадавший в ДТП автомобиль придется затаскивать волоком, лебедка с этим справляется не всегда. Но такой эвакуатор самый простой с точки зрения конструкции, а еще его услуги могут стоить дешевле.

Самый простой вид эвакуаторов идеален для машин без повреждений ходовой и кузова. Если они есть, то погрузка может занять длительное время. Эвакуатор на фото сделан на базе старого мерседеса, у него самодельная платформа. Это не самый безопасный транспорт для вашего автомобиля
Самый простой вид эвакуаторов идеален для машин без повреждений ходовой и кузова. Если они есть, то погрузка может занять длительное время. Эвакуатор на фото сделан на базе старого мерседеса, у него самодельная платформа. Это не самый безопасный транспорт для вашего автомобиля

С подвижной платформой — более совершенный вариант эвакуатора с платформой. Благодаря гидравлическому приводу платформу можно поставить прямо под колеса автомобиля.

Такие эвакуаторы встречаются чаще всего. Им нужно меньше места и времени для загрузки даже сильно разбитой машины.

В ближней к кабине части платформы есть специальные упоры для колес. Отверстия в ней сделаны для крепления ремней, которыми фиксируют колеса
В ближней к кабине части платформы есть специальные упоры для колес. Отверстия в ней сделаны для крепления ремней, которыми фиксируют колеса

С манипулятором: например, такие у ЦОДД в Москве. Эвакуаторы этого типа очень популярны у специальных служб в мегаполисах. Специальный кран-манипулятор поднимает машину и ставит на платформу. Кузов при этом не трогают, под колеса машины заводят специальные крюки-скобы и поднимают за них.

Вариант с краном обеспечивает самую удобную эвакуацию. Можно забрать машину даже из плотного ряда других машин. Но и самый рискованный: подъем автомобиля на высоту в два метра может закончиться ее падением.

У коммерческих служб эвакуации такая техника встречается редко. Манипулятор стоит дорого и требует квалифицированного обслуживания, а заказов на такую эвакуацию от частных лиц мало. Услуги таких эвакуаторов стоят в полтора-два раза дороже, чем эвакуатора с платформой.

Эвакуатор с краном не универсален, не каждый сможет поднять большой джип или пикап. Но на тесных парковках или улицах это может быть единственным вариантом загрузки. Источник: tfk-kamaz.ru
Эвакуатор с краном не универсален, не каждый сможет поднять большой джип или пикап. Но на тесных парковках или улицах это может быть единственным вариантом загрузки. Источник: tfk-kamaz.ru

Эвакуатор с частичной погрузкой. Редкий вариант эвакуаторов, у них есть много ограничений. При таком способе загрузки поднимают и фиксируют только переднюю ось автомобиля. Задние колеса остаются на дороге. Эвакуировать так можно далеко не каждый автомобиль. Могут быть ограничения из-за полного привода или заднего привода с автоматической коробкой передач.

Такой эвакуатор точно подходит для погрузки ведущей оси автомобиля. Если нет уверенности, что для вашего автомобиля такая эвакуация возможна, не вызывайте такой тягач. Но если машина сломалась в подземном или многоэтажном паркинге, этот тип эвакуаторов незаменим: другие просто рискуют не проехать.

Некоторые службы эвакуации предлагают вызвать два эвакуатора, чтобы достать машину из паркинга. Сначала автомобиль погрузят частично и вытащат из здания на улицу. Там перегрузят на эвакуатор с платформой и отвезут в сервис. Это дорогая процедура. Но других вариантов может и не быть.

Базой для эвакуаторов с частичной погрузкой часто становятся пикапы или большие джипы. Их мощности хватает для буксировки, а малые размеры позволяют забирать автомобиль почти с любой стоянки. Для максимальной сохранности автомобиля под задние колеса могут установить специальные тележки, они на фото. Источник: car-use-blog.eu
Базой для эвакуаторов с частичной погрузкой часто становятся пикапы или большие джипы. Их мощности хватает для буксировки, а малые размеры позволяют забирать автомобиль почти с любой стоянки. Для максимальной сохранности автомобиля под задние колеса могут установить специальные тележки, они на фото. Источник: car-use-blog.eu

Как вызвать эвакуатор

Автосервисы и их эвакуаторы. Нет особого смысла подвозить к своему дому сломанный или поврежденный в аварии автомобиль. Лучше сразу вызывать эвакуатор до места будущего ремонта, так вы не заплатите за еще одну перевозку.

Позвоните в автосервис, где обслуживаете машину: у большинства сервисов есть дружественный сервис эвакуации. Так услуга по перевозке машины будет как минимум безопаснее, сервису нет смысла рекомендовать вам плохой эвакуатор. Как максимум вам сделают скидку или вообще подарят эвакуацию, если предстоит дорогой ремонт.

Если ваша машина на гарантии — проверьте, нет ли у вас действующей программы помощи на дорогах. Такую могут подарить вместе с автомобилем премиальной марки или навязать вместе с автокредитом. Иногда эвакуатор могут прислать бесплатно. Аналогичная опция может быть в вашем полисе каско: в этом случае машину могут отбуксировать на стоянку страховой компании.

Крупные диспетчерские службы и агрегаторы. Самые известные сервисы помощи на дорогах и вызова эвакуаторов, которые работают по всей стране — Русский автомотоклуб (РАМК) и Российское автомобильное товарищество (РАТ). В некоторых регионах есть крупные службы эвакуаторов с большим парком своей техники. Они же могут быть диспетчерами, которые передают заказы водителям-частникам. Есть существенные преимущества:

  1. Можно получить отчетные документы.
  2. Услуги можно оплатить картой.
  3. Автомобиль во время транспортировки могут застраховать, но перед заказом это лучше уточнить отдельно.

Небольшие фирмы и самостоятельные водители эвакуаторов рекламируют себя на сайтах вроде «Яндекс-услуги» и «Авито». Маловероятно, что у водителя будет терминал для оплаты картой. Зато можно почитать отзывы и оценить адекватность сервиса.

Приложения. Во многих городах работает специальное приложение-агрегатор для эвакуаторов. Вызвать эвакуатор может быть так же просто, как вызвать такси. Не всегда предложение может дать лучшую цену, но с возможностями все в порядке. Можно выбрать способ оплаты и добавить страховку автомобиля от повреждений за 190 Р. Тип эвакуатора тоже можно выбрать.

Водители эвакуаторов знают свою технику и бережно относятся к авто, которые перевозят, но бывают и исключения. Присутствуйте при процессе погрузки автомобиля, обсуждайте варианты буксировки.

Если буксировочная проушина на вашем автомобиле вкручивается в специальное отверстие, найдите ее заранее, но не вкручивайте самостоятельно. Обсудите с водителем, нужна ли она, или проще зацепить лебедку за деталь подвески.

У некоторых автомобилей отверстие для проушины закрыто пластиковой накладкой, которую легко сломать. Так вы добавите к стоимости эвакуации 500—2000 Р.

Проследите, чтобы водитель эвакуатора хорошо закрепил автомобиль на платформе. Даже затянутый ручной тормоз не гарантирует, что машина удержится на площадке эвакуатора, особенно на плохой дороге. Убедитесь, что колеса зафиксировали специальными стропами. Сделайте фото и видео. Не стесняйтесь задавать вопросы.

Вызов эвакуатора не сильно отличается от вызова такси через самые крупные сервисы. Но говорить по телефону с водителем все же придется
Вызов эвакуатора не сильно отличается от вызова такси через самые крупные сервисы. Но говорить по телефону с водителем все же придется

Частные эвакуаторы. На этом рынке много водителей-частников, которые работают на своем эвакуаторе. Они рекламируют себя на досках объявлений и у мелких диспетчеров. Качество их работы и состояние их техники никто не контролирует.

Такой эвакуатор вам может прислать и известная фирма, если вся собственная техника занята. Но в случае проблем претензии можно будет предъявить фирме, а не частнику.

Как все сделать правильно

Оформление документов. Этим пренебрегают в большинстве случаев. Но просто грузить автомобиль и отдавать документы — большой риск: если машину повредят при транспортировке, предъявить претензии будет сложно.

Если водитель планирует ехать вместе с автомобилем, то перед началом погрузки он должен предъявить водителю эвакуатора документы: паспорт или в крайнем случае водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и доверенность, если водитель не собственник и не вписан в ОСАГО.

В свою очередь у водителя эвакуатора стоит проверить те же документы, а также полис ОСАГО. Машины нередко угоняют, а начинается все как обычная погрузка на эвакуатор. Сотрудники полиции это знают и регулярно останавливают эвакуаторы, чтобы проверить все документы: и на эвакуатор, и на автомобиль, который закреплен на его площадке.

Если с документами эвакуатора будут проблемы, то хозяин автомобиля и сам автомобиль становятся заложниками этой ситуации. Есть риск потерять время и не успеть в сервис до закрытия.

Если водитель или собственник автомобиля не планирует поездку вместе с эвакуатором, то нужно написать водителю доверенность. Даже наличие у него документов (СТС, ПТС) не наделяет его правом распоряжаться автомобилем, в том числе перевозить его.

Также необходимо оформить акт приема-передачи авто. Этого почти никто не делает, поэтому лучше заранее уточнить о возможности оформить все бумаги при заказе эвакуатора.

Перевозка пассажиров. Эвакуаторы плохо приспособлены для перевозки людей. ПДД запрещают перевозить людей в автомобиле, который погружен на эвакуатор.

Обычно в кабине есть одно место для пассажира. В некоторых эвакуаторах таких мест будет два. На комфорт лучше не рассчитывать: редкие эвакуаторы содержат в чистоте, на них не всегда есть кондиционер. Если в машине до поломки было два и больше человек — лучше сразу вызвать такси.

Запомнить

  1. Если сомневаетесь в состоянии своего автомобиля и в том, что можно будет безопасно продолжить движение — вызывайте эвакуатор. Не исключено, что вы переплатите 3000—5000 Р, но убережете свой автомобиль от ремонта на десятки или даже сотни тысяч рублей. И точно не попадете в ДТП из-за неисправной машины.
  2. Будьте внимательны к документам, не пренебрегайте этим. Заранее уточните все нюансы перевозки, цену и пакет документов, с которыми водитель эвакуатора имеет право оказывать услуги эвакуации. Если оператор по телефону говорит, что документов не будет, то лучше поискать другой эвакуатор.
  3. Не пытайтесь уговорить водителя эвакуатора на поездку в автомобиле, который эвакуируют. Это и незаконно, и опасно. Если обстоятельства того требуют — поезжайте в кабине эвакуатора. Если в зоне выгрузки автомобиля требуется ваше присутствие — езжайте туда на такси.