Виды прибыли компании и ИП: какие существуют
Как вести бизнес в России
14K
Фотография — Peter Cade / Getty

Виды прибыли компании и ИП: какие существуют

Формулы и примеры расчета

3
Аватар автора

Дмитрий Шавдия

разобрался с видами прибыли в бизнесе

Страница автора

Прибыль — это доходы, которые остаются у бизнеса после вычета расходов.

В зависимости от того, какие именно доходы и расходы берут для расчета, бывают разные виды прибыли. Например, маржинальная прибыль — это разница между выручкой и переменными расходами. А валовая — разница между выручкой от продажи товаров, услуг или работ и их себестоимостью.

Следить за показателями разной прибыли важно, чтобы получать от бизнеса желаемый доход и иметь возможность влиять на него. Расскажу, чем различаются виды прибыли, зачем их считают и как.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Разница между прибылью, выручкой и доходом

Выручка — это поступления, которые компания или ИП получает за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы. Например, выручка транспортной фирмы складывается из продажной цены услуг за перевозку грузов и работы грузчиков. Выручка кофейни — из продажи напитков и десертов.

Доход — это выручка плюс внереализационные поступления, то есть то, что компания или ИП получили от неосновной деятельности. Например, штрафы контрагентов или проценты по вкладам и депозитам.

Транспортная компания перевезла груз предпринимателя. Он вовремя не оплатил перевозку. Фирма подала в суд и взыскала неустойку с должника. Неустойка не входит в выручку, но считается доходом.

Доход может быть равен выручке, если не было поступлений от неосновной деятельности компании или ИП. А может быть и больше нее, если такие поступления были.

Фирма по производству кухонь продала товары на 900 000 ₽. Еще она сдала в аренду пустующее помещение в производственном цехе и заработала 50 000 ₽. Так как эта сумма получена от неосновной деятельности, она входит в доход.

Доход компании: 900 000 + 50 000 ₽ = 950 000 ₽. Выручка: 900 000 ₽.

Прибыль — это разница между доходами и расходами. Она меньше выручки и доходов, иногда даже отрицательная — если компания потратила больше, чем заработала, то есть получила убыток. При убытке у бизнеса может возникнуть кассовый разрыв. Это ситуация, когда предприниматель или организация должны заплатить контрагенту, банку по кредиту или зарплату сотрудникам, а денег на счете не хватает.

Выручка для расчета прибыли — это сумма, которую клиенты должны заплатить фирме или ИП после выполнения работ, оказания услуг или отгрузки товаров. Перечислили ее или нет, неважно — главное, что была отгрузка или выполнены работы или услуги. Расходы также учитывают по мере возникновения, а не оплаты.

Пример расчета дохода, выручки и прибыли кофейни

Выручка720 000 ₽
Выручка от продажи десертов320 000 ₽
Выручка от продажи напитков400 000 ₽
Доход740 000 ₽
Выручка от основной деятельности720 000 ₽
Размещение рекламы партнера в соцсетях кофейни — неосновная деятельность20 000 ₽
Расходы664 000 ₽
Аренда80 000 ₽
Коммунальные расходы30 000 ₽
Зарплаты225 000 ₽
Закупка продуктов300 000 ₽
Охрана и видеонаблюдение15 000 ₽
Эквайринг9 000 ₽
CRM5 000 ₽
Прибыль до налогообложения76 000 ₽

Пример расчета дохода, выручки и прибыли кофейни

Выручка720 000 ₽
Выручка от продажи десертов320 000 ₽
Выручка от продажи напитков400 000 ₽
Доход740 000 ₽
Выручка от основной деятельности720 000 ₽
Размещение рекламы партнера в соцсетях кофейни — неосновная деятельность20 000 ₽
Расходы664 000 ₽
Аренда80 000 ₽
Коммунальные расходы30 000 ₽
Зарплаты225 000 ₽
Закупка продуктов300 000 ₽
Охрана и видеонаблюдение15 000 ₽
Эквайринг9 000 ₽
CRM5 000 ₽
Прибыль до налогообложения76 000 ₽

Что такое чистая прибыль

Чистая прибыль — это разница между всеми доходами и расходами, включая налоги и выплаты по кредитам. Когда говорят о прибыли, чаще всего имеют ввиду именно чистую. Она показывает, сколько денег заработала компания или ИП, и определяет, насколько успешен бизнес.

Выручка кафе за месяц — 700 000 ₽. Постоянные расходы на аренду помещения, коммунальные услуги и зарплату — 165 000 ₽. Переменные расходы на закупку продуктов — 220 000 ₽. Налоги — 42 000 ₽.

Всего расходов в месяц: 165 000 + 220 000 + 42 000 = 427 000 ₽.

Чистая прибыль: 700 000 − 427 000 = 273 000 ₽.

Зачем ее считать. Чистая прибыль важна не только для владельцев бизнеса. Например, банки учитывают ее при выдаче кредитов компаниям и ИП. Чем больше и стабильнее чистая прибыль, тем больше шансов получить кредит.

Аватар автора

Роман Саркисов

СЕО веб-интегратора Stepup24.ru

Почему расчет чистой прибыли важен: опыт компании

Наша компания работает со сторонними проектами: мы создаем для стартапов сайты и приложения, организуем для них техническую поддержку, консультируем по развитию. Мы считаем не только нашу чистую прибыль, но и чистую прибыль каждого проекта, который берем в работу.

Чистая прибыль по каждому проекту важна для нас, так как это дополнительный инструмент анализа работы компании. Субъективно может показаться, что проект получился удачным, но денег он не принес — так мы поймем, что от чего-то подобного в дальнейшем стоит отказаться.

Ключевая цель подсчета чистой прибыли кроется в распределении бюджетов на развитие, риски и дивиденды.

Что такое маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль — это разница между выручкой и переменными расходами. К ним относят сырье, расходные материалы, сдельную зарплату и другие траты, которые не фиксированы и возникают время от времени. Переменных затрат не будет, если компания не работает.

Интернет-магазин «Как у бабушки» заработал на продаже варежек 500 000 ₽ в месяц — это его выручка. На сдельную зарплату мастеров, которые вяжут варежки, закупку материалов и доставку потратили 200 000 ₽ — это переменные расходы. Маржинальная прибыль 500 000 — 200 000 = 300 000 ₽.

Маржинальную прибыль можно рассчитать не только для бизнеса в целом, но и для конкретного товара, работы или услуги.

Зачем ее считать. Чтобы понять, все ли в порядке с производством и ассортиментом и насколько каждый товар, работы или услуга нужны бизнесу и надо ли продолжать их продавать. Если маржинальная прибыль отрицательная, значит, бизнес не окупает затраты на производство и каждая произведенная единица увеличивает его убытки.

Аватар автора

Александр Иванов

СЕО агрегатора онлайн-курсов Skill2Go

Как расчет маржинальной прибыли помогает бизнесу

Маржинальная прибыль для нас — показатель успеха стартапа в целом и успеха каждого направления и курса. Мы анализируем, какие категории курсов и какие курсы в отдельности наиболее маржинальны для нас, и делаем упор на них в рекламе. Так мы больше зарабатываем.

Кроме того, на маржинальную прибыль смотрят инвесторы, когда принимают решение, вкладываться в бизнес или нет. Другие виды прибыли мы сейчас не считаем.

Маржинальную прибыль можно считать и на единицу товара — так можно узнать, какой вклад в общую прибыль вносит отдельный товар, работа или услуга — и выгодно ли продавать их.

На основе маржинальной прибыли также можно оценить процент рентабельности бизнеса. Это показатель, который отражает, насколько выгодны вложения в бизнес, эффективно ли компания или ИП работает с переменными расходами и ценообразованием.

Маржинальная рентабельность = (Маржинальная прибыль / Выручка) × 100%.

Маржинальная рентабельность интернет-магазина варежек из примера выше: (200 000 / 300 000) × 100% = 66,6%.

Если в какой-то месяц магазин потратил на материалы и зарплату мастеров больше, чем до этого, — при той же выручке рентабельность будет меньше. Чтобы поднять ее, можно, например, продавать товар дороже, снизить расходы на зарплату мастеров или покупать материалы дешевле.

Маржинальную прибыль и рентабельность, как правило, анализируют на протяжении месяца, квартала, года или другого периода. Если она растет, скорее всего, бизнес эффективен.

Что такое валовая прибыль

Валовая прибыль — это разница между выручкой, полученной от продажи товаров, услуг или работ и их себестоимостью.

Компания продала 1000 подставок под цветы. Цена каждой — 2000 ₽.

Себестоимость одной подставки — 900 ₽.

Всего на изготовление товара фирма потратила: 1000 × 900 = 900 000 ₽.

Выручка: 1000 × 2000 = 2 000 000 ₽.

Валовая прибыль: 2 000 000 ₽ − 900 000 ₽ = 1 100 000 ₽.

Себестоимость — это прямые расходы на создание продукта — например, на сырье, материалы и зарплату сотрудников. Нет универсального списка затрат, которые входят в себестоимость. Все зависит от сферы деятельности. Например, в торговле себестоимость — это расходы на приобретение товаров: закупку у поставщика, доставку, упаковку, таможенные пошлины и оплату вознаграждений, которые компания платит посредникам, если покупает товар через них.

Обычно при расчете себестоимости не учитывают управленческие расходы  , налоги, стоимость аренды и другие затраты, которые не относятся к прямым расходам на продукт, работу или услугу. Зарплату включают в себестоимость, если ее платят сотрудникам, которые занимаются непосредственно производством товара, выполнением работ или оказанием услуг.

Компания изготавливает мебель. Зарплату мастеров, которые ее делают, можно включить в себестоимость. А вот зарплата системного администратора, который занимается обслуживанием компьютеров, к себестоимости не относится.

Зачем ее считать. Бизнесу полезно рассчитывать валовую прибыль, чтобы оценить эффективность расхода ресурсов и узнать рентабельность конкретного направления.

Доходы не покажут эффективность бизнеса, так как непонятно, сколько потратили, чтобы получить эти деньги. Расчет валовой прибыли поможет оценить, насколько рационально компания или ИП использует ресурсы для производства продукта, перепродажи товаров, оказания услуг или выполнения работ.

ИП Титов получил доход 2 000 000 ₽. Себестоимость товаров — 1 000 000 ₽. Валовая прибыль — 1 000 000 ₽.

ИП Гаврилов получил те же 2 000 000 ₽, но себестоимость продукции у него — 1 200 000 ₽, а валовая прибыль — 800 000 ₽.

Гаврилов может позволить себе больше дополнительных расходов, например, чтобы масштабироваться — расширить склад, закупить новое оборудование или вложить в рекламу, чтобы привлечь больше клиентов.

Если у бизнеса несколько сфер, стоит делать расчеты отдельно для каждого вида деятельности. Это позволит оценить, какой из них приносит бизнесу больше прибыли. Допустим, компания производит подставки под цветы и горшки. Подставки стоят дороже. Предположим, что продажи первых приносят больше прибыли, но в реальности может оказаться иначе, так как важны расходы на производство.

Чтобы оценить, какое направление для компании выгоднее, считают рентабельность валовой прибыли каждого направления по формуле: Валовая прибыль / Выручка × 100%.

Компания продала 100 подставок под цветы по 4000 ₽, себестоимость одной подставки — 3000 ₽.

Выручка — 400 000 ₽.

Себестоимость всех подставок — 300 000 ₽.

Валовая прибыль — 100 000 ₽.

Рентабельность валовой прибыли: 100 000 / 400 000 × 100 = 25%

Та же компания продала 200 цветочных горшков по 1000 ₽, себестоимость одного — 300 ₽.

Выручка — 200 000 ₽.

Себестоимость всех горшков — 60 000 ₽.

Валовая прибыль: 140 000 ₽.

Рентабельность валовой прибыли: 60 000 / 200 000 = 30%.

На основе расчетов можно понять, что производить цветочные горшки компании выгоднее, чем подставки.

Компании обязаны рассчитывать валовую прибыль для бухучета. Раз в год они сдают отчет о финансовых результатах. Он показывает, как бизнес получил прибыль или убыток. В этом отчете указывают в том числе валовую прибыль.

Что такое прибыль от реализации, или операционная прибыль

Операционная прибыль — разница между выручкой и операционными расходами, то есть теми, что связаны с реализацией товаров, услуг и работ. Такую прибыль рассчитывают до уплаты налогов и процентов по кредиту.

Операционные расходы можно разделить на две группы.

Коммерческие расходы — затраты на реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг. Это может быть доставка ингредиентов, материалов и готовой продукции, упаковка товара, аренда, коммунальные платежи, реклама.

Управленческие расходы — те, что напрямую не связаны с основной деятельностью бизнеса, но обеспечивают его работу. Например, покупка бумаги и канцтоваров для офиса, оплата интернета и мобильной связи, зарплата, ремонт и техобслуживание оборудования.

Не учитывают в операционных расходах сырье и материалы, налоги, проценты по кредитам.

Компания изготавливает сыр и продает его в розничных магазинах. Операционные расходы — аренда помещения, зарплата сотрудников, доставка ингредиентов для сыра, доставка готового продукта в магазины, ремонт оборудования, реклама.

В операционные расходы не входит себестоимость ингредиентов, налог на прибыль, платежи по кредиту на оборудование.

Зачем ее считать. Расчет операционной прибыли помогает оценить, насколько успешно работает бизнес без учета таких факторов, как налоговый режим и расходы на проценты по кредитам.

Что такое нераспределенная прибыль

Нераспределенная прибыль — это сумма чистой прибыли, которая осталась у компании за предыдущие годы, то есть не была потрачена на какие-либо нужды. Ее рассчитывают за все время работы организации. Если у фирмы есть нераспределенная прибыль, это хорошо: она зарабатывает больше, чем тратит.

Зачем ее считать. Этот вид прибыли используют в бухучете. Ее отражают по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если у организации есть нераспределенная прибыль, ее можно направить на:

  • выплату дивидендов;
  • увеличение уставного капитала;
  • премирование работников;
  • погашение убытков прошлых периодов.

Что такое бухгалтерская прибыль

Это разница между доходами и расходами фирмы по данным бухгалтерского учета. Ее считают за год  .

Бухгалтерская прибыль может быть положительной, если доходов больше, чем расходов. Или нулевой — если доходы и расходы равны. Отрицательной бухгалтерской прибыли не бывает. Если доходы меньше расходов, это называют убытком.

Зачем ее считать. Бухгалтерскую прибыль используют, чтобы сравнить одну компанию с другой при продаже бизнеса или поиске инвестора. Инвесторы часто смотрят на бухгалтерскую прибыль, потому что по ней проще всего увидеть, зарабатывает ли компания или работает в убыток.

Что такое недополученная прибыль, или упущенная выгода

Недополученная прибыль — это доход, который не был получен из-за действий третьих лиц — например, сотрудников, поставщиков, транспортных компаний или других контрагентов бизнеса.

Предприниматель планировал продать крупную партию пижам на Новый год. Подписал договор с поставщиком, но тот не привез пижамы в срок. Заказы клиентов в интернет-магазине пришлось отменить. Предприниматель не получил прибыль, на которую рассчитывал.

Зачем ее считать. Упущенную выгоду считают, чтобы рассчитать сумму компенсации — например, при составлении претензии или обращении в суд. Недополученную прибыль должен компенсировать тот, по чьей вине она появилась. Часто для этого приходится обращаться в суд.

Компания из Новосибирска планировала построить здание на арендованной у города земле. Администрация города долго не выдавала разрешение на строительство. Когда срок аренды подошел к концу, возвели только фундамент. Дальше администрация города аренду земли не продлила.

Строительная фирма пошла в суд, чтобы взыскать упущенную выгоду 33,5 млн рублей. Первый суд в иске отказал. Апелляционный суд отменил это решение и присудил администрации Новосибирска выплатить строительной фирме почти 10 млн рублей убытков и дополнительные расходы.

Запомнить

  1. Выручка и доход — разные понятия. Выручка — это поступления компании или ИП от основной деятельности, то есть деньги, причитающиеся за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы. А доход — это выручка плюс внереализационные поступления, то есть то, что компания или ИП получили от неосновной деятельности.
  2. Прибыль — это доходы, которые остаются у компании или ИП после вычета расходов. В зависимости от того, какие именно доходы и расходы берут для расчета, выделяют разные виды прибыли: чистую, маржинальную, валовую и другие.
  3. Прибыль считают не по полученным деньгам, а по мере возникновения доходов и расходов. Например, доходы для расчета прибыли — это сумма, которую клиенты должны заплатить фирме или ИП. Перечислили ее или нет, не важно — главное, что была отгрузка товара или выполнены работы или услуги. То же самое с расходами — не важно, оплатили их или нет, главное, что они возникли.
  4. Компании и ИП рассчитывают разные показатели прибыли, чтобы оценить эффективность бизнеса и поменять что-то в работе. Например, отказаться от продажи некоторых товаров или активнее рекламировать и продавать определенные позиции.
  5. Недополученную прибыль считают, если хотят получить компенсацию, когда бизнес потерял часть прибыли из-за действий третьих лиц — например, сотрудников или контрагентов. Компания или ИП могут обратиться в суд, если недополучили прибыль по чьей-то вине.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Какую прибыль вы рассчитываете в бизнесе и зачем?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество