Чтобы выгодно продать или сдать жилье, можно предварительно навести в нем лоск.
Например, переставить мебель, чтобы комнаты казались просторнее, или убрать лишние вещи с глаз и добавить уюта пледами и подушками. Мы спросили у читателей Т—Ж, что они думают о такой подготовке и стали бы тратить на нее деньги. Мнения разделились — выбирайте сторону и делитесь своими аргументами в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👍 За: хоумстейджинг делает квартиру привлекательнее для покупателя
Я абсолютно за хоумстейджинг. Тем более сейчас явно рынок покупателя.
Во-первых, вторичка без господдержки едет по инерции дешевых кредитов 2020—2021 годов. Во-вторых, износ сетей и срок эксплуатации домов — также не в пользу вторичного жилья. В такой ситуации хоумстейджинг нужен, если продавец хочет продать быстро и выгодно, без торга.
Где-то читала, что гостиницы используют деперсонализацию помещения. Вот почему так приятно быть в отелях: там нет и намека на чужие вещи.
У меня есть гипотеза, что подсознательное чувство брезгливости к личным вещам в незнакомой пещере было зачем-то необходимо эволюции: нарушение границ, вирусные заболевания, необходимость обзавестись своим жильем для потомства. В общем, для чего-то оно было нужно и работает до сих пор.
У нас пока еще продавать не все научились. Рано или поздно делать предпродажную подготовку станет правилом хорошего тона, поскольку конкуренция на рынке продавцов недвижимости будет расти.
👎 Против: красивые фотографии и декор отвлекают от других важных аспектов
Как же надоедает пробираться через все эти рекламные уловки и манипуляции, красивые фоточки, все эти стейджинги и детейлинги к сути вещей!
По мне, хоумстейджинг — это красивая рекламная обертка: красивый подъезд в распутицу и при отсутствии уборки превратится в не очень красивый. Стол в тесной кухоньке развернули — и о него будут биться и матюкаться при пользовании кухней.
Цветные подушечки, картины, вазы, цветочки, «приветственный набор» — все, чтобы отвлечь внимание от вопросов, а что тут с транспортной доступностью, инженерными системами дома, безопасностью, стоимостью.
При поиске квартиры обращаю внимание не на уют, который там создали, а на расположение, примерный расклад по демонтажу и ремонту, а также на цену.
Попадаются иногда объявления, где четыре фотографии красиво лежащего пледа на диване и ни одной — санузла. Это мало того что отталкивает, так еще и не дает полного представления о квартире. Будто пытаются продать фотостудию, а не квартиру. Бесит ужасно.
👍 За: предпродажная подготовка помогает выиграть борьбу среди конкурентов
Можно сколько угодно относиться к хоумстейджингу скептически, но на деле он работает — в этом сама убедилась. Делала своими силами этим летом, бюджет был минимальный. В первые дни сдачи откликнулось пять желающих, цена выше рынка. Объявления похожих квартир в нашем ЖК висели активными до месяца.
Когда мы искали квартиру, в панельных домах везде одно и то же было. Район мы выбрали, примерное расположение — тоже. Дальше штук десять предложений мало чем отличающихся друг от друга квартир под наш бюджет. Иногда в одном и том же доме.
Вот тут-то очень приятно было зайти туда, где все чистенько-аккуратненько, хоть и бабушатник. А иногда заходим — там обои все отклеиваются везде, плинтусы просто валяются, хотя люди там еще жили… Не знаю, неприятно это. Мы делали ремонт, но приятнее, когда чуть лучше, чем чуть хуже, за те же деньги. Может, не на всех работает.
Готовила квартиру к продаже. Сделала обычные фото — и ничего. Тогда я зачистила все от личных вещей — реально все выносили пачками в другую комнату, пока фотографировали. Чуть обновили покрывала, кинули пледик на кресло, на стол поставили вазу со свежими цветами. Плюс заказали фотосессию. И сразу же пришли покупатели.
У нас была квартира на первом этаже, поэтому в нее нужно было завлечь. Просто так народ не шел: всех смущал этаж. А сама квартира отличная: теплая, светлая, первый этаж высокий.
И фото помогли: людям понравились именно снимки, на этаж они не обратили внимания. А когда пришли, то и сама квартира понравилась. Так что подача важна, особенно когда нужно выделиться среди других.
👎 Против: иногда продать квартиру помогают голые стены, а не уют и красота
У квартиры есть три ключевых параметра: расположение, серия дома, цена. Все остальное — поверья и фобии. Как квартиру ни вылизывай, плюс 10% к рыночной стоимости это не сделает.
А для очень большого числа покупателей ободранные до бетона стены, отсутствие дверных коробок и лампочка на проводе — самый привлекательный вариант. Потому что видны все подводные камни коммуникаций и несущих конструкций, не нужно тратиться на демонтаж всей этой мишуры при ремонте.
👍 За: хоумстейджинг повышает цену объекта
Хоумстейджинг для России пока слишком прогрессивен. Кто понимает, что к чему, тому это на руку. Пока одни предлагают убитые, сфотографированные на утюг, неубранные квартиры с бабушкиными сервантами, другие вкладывают деньги и окупают их в пять раз, сохраняя время.
Хоумстейджинг за 200 000 ₽ может поднять цену жилья на 1 000 000 ₽ при выходе на сделку за 14 дней от момента публикации объявления. Я крутилась в агентской среде и видела такие результаты.
Для продажи квартиры хоумстейджинг не всегда актуален, но очень актуален для сдачи в аренду. Сейчас сами будем сдавать квартиру и приводим ее в порядок, чтобы дороже сдать. У нас тот случай, когда сами жили в квартире и под сдачу не сильно планировали, но так сложились обстоятельства.
Планируем быстренько освежить стены и потолок на кухне, покрасив их. Все лишнее вывезти, но оставить минимальный декор. Сравниваем с другими объявлениями, где сделан самый дешевый ремонт и поставлены самые дешевые подстаканники для зубных щеток и мыла, и понимаем: какая квартира, такие и будущие жильцы.
👎 Против: стерильная чистота и обилие украшений настораживают
Создать впечатление, что в квартире жили чистюли, — однозначно хорошо, но иногда бывают явные переборы с нарочитостью.
Пока искали квартиру в Санкт-Петербурге, видели, кажется, вообще все. Даже трешку, где жили одиннадцать разномастных членов семейного клана, в котором никто ни с кем не разговаривает. При просмотре квартиры чистота бы точно не спасла :)
О квартире, которую мы все-таки купили, после первого просмотра я сказала: «Больше туда не зайду». Именно, кстати, из-за чистоты. Одна мысль грела: если все это вынести, она станет в два раза больше! Это в итоге и решило дело. Так что хоумстейджинг важен скорее для изначально полупустой квартиры, которую нужно стремительно продать.
👍 За: приятнее заезжать в съемную квартиру, где уютно и есть все необходимое
Я под сдачу квартиры все покупала в общей стилистике: баночки, постеры, посуду. А уж как шторы меняют внешний вид квартиры! Особенно еще помогают, если есть неровности, это касается окон и труб.
Конечно, никто из жильцов не хотел ничего менять. Все, наоборот, очень рады заезжать в красивую, полностью готовую квартиру, где осталось только вещи в шкаф положить — и можно садиться за уже сервированный стол. Но тут уже вопрос самой стилистики. Может быть полностью готовый проект, а может быть бабулина квартира со шторами, баночками, скляночками, которых лучше бы и не было.
Для продажи абсолютно все равно, какая люстра висит, статуэтка и прочее. А для сдачи важно. Я много лет сдаю квартиру, и перед каждым новым жильцом обязательна уборка. Если что-то сломалось, чиним или меняем. Затем проверяю, есть ли ложки, поварешки и необходимый минимум посуды, жидкое мыло, туалетная бумага и новый ершик для туалета.
👎 Против: дополнительный декор — лишняя трата денег
А если я не могу или не хочу покупать мебель и всякие там ковры? Допустим, квартира у меня полупустая: остается кухня, техника и стиральная машина в ванной. Как в таком случае ускорить продажу?
Мебель, может, визуально и делает квартиру привлекательнее, но что, если она не нужна новому хозяину? Да и всякую мелочевку покупать для украшательства — это опять ненужные вещи, мусор… Они это выкинут, как заедут. Не совсем осознанное потребление.
Выбирать для квартирантов постеры и шторы мне кажется странным. Думаю, квартира под сдачу должна быть светлой, с удобной транспортной развязкой, с нейтральной антивандальной отделкой. Материалы лучше купить с запасом. Подушки и постеры пусть приносят свои.
👍 За: создание уюта не требует больших затрат
Захотелось как-то побольше денежек, и решила сдавать брошенную квартиру бабушки, так как ни у кого не было времени и денег заниматься ею.
Просто лепила из того, что было. Краска была у меня дома, оставшаяся после моего ремонта, плитка тоже оставалась — правда, хватило только на пол, остальное пока краской покрасили. Благо пол там хороший.
Ковры, постеры, искусственные растения небольшие и всякая мелочь тоже была — то, что я собиралась выкинуть или на «Авито» продать. Конечно, не то чтобы прямо суперремонт, но на первое время за недорого сдавать пойдет. Накопим больше — обновим еще что-то.
👎 Против: профессия хоумстейджера — лишь маркетинговый трюк
Я, конечно, все понимаю. Но зачем вставлять заимствованное слово там, где это не нужно? Никто не предлагает придумывать аналог слова «компьютер». Но это же всегда называлось косметическим ремонтом!
Я бы разделил хоумстейджинг на две составляющие. Как идея мне он очень нравится. Предпродажная подготовка — это важно, я делал ее для всех квартир, которые продавал.
Как услуга — вызывает скепсис. Мне кажется, что в этом нет ничего такого, с чем нельзя разобраться самостоятельно.
👍 За: дело не только в ремонте или декоре
Хоумстейджинг подчеркивает достоинства квартиры, выделяет предложение среди других при прочих равных условиях, помогает ускорить сделку, сменить целевую аудиторию на ту, что выше уровнем.
Такую квартиру хочется посмотреть, в ней вы уже представляете себя жильцом, в ней о вас позаботились, видны сценарии уютной жизни. В такой квартире не будет щей на плите и трусов на веревках, а фотографии в объявлении будут максимально информативны.
Хоумстейджинг — не про ремонт и декор, это маркетинг и анализ, это подготовка квартиры для конкретной целевой аудитории так, чтобы это было целесообразно и выгодно для всех. Это инструмент, он эффективно используется в других странах уже много лет, ему есть название. Так зачем отказываться от того, что работает?
Но он не для всех продавцов и покупателей. Использовать или нет — решает каждый сам. Кто-то же продает грязные, убитые в хлам машины, и главное — кто-то их покупает. Так и с квартирой. Цели у всех разные.