Можно ли​ объединить багаж двух пасса­жиров?

23
Аватар автора

Ирина

спросила в Сообществе

Когда мы летим куда-то с семьей, мне удобнее взять один большой чемодан на всех, чем два маленьких. Можем ли мы объединить наш багаж? Есть ли на этот счет какие-то общие правила или каждая авиакомпания сама решает, разрешать объединение или нет?

Аватар автора

Виктория Зорина

объединяет багаж

Страница автора

Все зависит от того, куда и какой авиакомпанией вы летите. На рейсах российских перевозчиков объединять багаж можно. Например, муж и жена или друзья могут сложить вес своих чемоданов, указанный в тарифе, — взять не по 15 кг на каждого, а общую сумку на 30 кг. О том, что путешественники хотят объединить багаж, сообщают сотруднику на стойке регистрации.

Иностранные компании этим правилам следовать не обязаны, поэтому нужно ориентироваться на их требования.

Я часто летаю и регулярно пользуюсь правом на объединение багажа. Расскажу, как действовать в разных ситуациях, сколько килограммов совместного багажа разрешено брать на борт и можно ли, например, объединить ручную кладь.

Как закон регулирует объединение багажа

В России провоз багажа регулируют федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса. В них сказано, что пассажиры могут объединить нормы провоза багажа. При этом действуют такие требования:

  1. Пассажиры должны следовать одним рейсом, с одной целью, например в путешествие, в один и тот же аэропорт. При этом объединить багаж могут не только члены семьи, но также друзья или коллеги. Должна у всех быть одна бронь или нет, решает авиакомпания, в авиационных правилах это прямо не указано.
  2. Общий вес одной единицы объединенного багажа не может быть больше 30 кг. Если чемодан тяжелее, придется заплатить за сверхнормативный багаж. То есть, даже если авиакомпания допускает по 20 кг на пассажира, они не могут взять один чемодан весом 40 кг. Впрочем, некоторые перевозчики делают послабления. Например, увеличивают норму веса чемодана из объединенного багажа до 32 кг. Об этом пишут на сайте авиакомпании.
  3. Если билет без багажа, но пассажиры оплатили его отдельно, право на его объединение сохраняется. Соответственно, если один пассажир оплатил провоз чемодана, а второй — нет, объединить их не получится, так как за вторым путешественником не закреплено багажное место. Ситуацию обычно можно исправить, если он докупит багаж.
  4. Место багажа оформляют на одного из пассажиров — только он сможет получить чемодан.

Кроме правил надо учитывать тариф, по которому куплен билет. Например, если на каждого пассажира положено 10 кг багажа, разрешают объединить вещи в чемодан весом не больше 20 кг.

Требования работают для регулярных и чартерных рейсов. Но в авиационных правилах не указаны два критерия:

  1. Габариты объединенного багажа. Их авиакомпании определяют сами. У большинства перевозчиков это 203 см в сумме трех измерений: длины, высоты и ширины.
  2. Сколько мест может занимать объединенный багаж. Поэтому, если авиакомпания указывает, что место одно на двоих, — это законно. Предположим, муж и жена летят в путешествие. На каждого предусмотрено по одному багажному месту на 20 кг, и супруги хотят объединить багаж. По федеральным правилам они могут взять общий объединенный чемодан на 30 кг и еще один на 10 кг. Но некоторые авиакомпании ограничивают общий багаж одним чемоданом весом до 30 кг, правила это не запрещают.

За границей. Иностранные компании должны придерживаться федеральных авиационных правил, если пункт вылета или прилета — в РФ. Но при этом российское законодательство не может противоречить международному  .

Мне не удалось найти правил по объединению багажа в международных договорах, в том числе в Монреальской конвенции 1999 года. Поэтому российские нормы объединения багажа для иностранных компаний не применяют.

При полетах, которые не проходят через Россию, иностранные перевозчики руководствуются внутренними документами или правилами своей страны. Одни компании разрешают объединять багаж, другие — нет. Поэтому я рекомендую внимательно изучать информацию на их сайтах перед полетом.

Можно ли объединить ручную кладь

Нельзя. Прямого запрета в федеральных авиационных правилах нет. Но там сказано, что, если ручная кладь превышает ограничения по весу или габаритам, ее надо сдать в багаж  . Авиакомпании подтверждают: ручная кладь не подлежит объединению.

В любой тариф должен входить провоз ручной клади весом до 5 кг на человека  . Но авиакомпании часто разрешают брать 8—10 кг. А иногда и до 15 кг, например такие правила в бизнес-классе у «Аэрофлота».

Если вещей много, пассажир может сдать сумку в багаж — с доплатой или без в зависимости от тарифа. А некоторые перевозчики позволяют купить большее по весу и габаритам место ручной клади.

Как российские авиакомпании объединяют багаж

«Аэрофлот». Мест объединенного багажа не должно быть больше, чем мест в билетах у пассажиров, которые его объединяют. Если путешественников трое и у каждого по одному багажному месту, сдать в багаж можно максимум три чемодана. А если у пассажиров по два места, сумок может быть не больше шести.

Вес каждого чемодана после объединения мест не должен превышать 32 кг, а сумма измерений — 203 см  .

Но есть нюансы:

  1. Нельзя объединить багаж, если у одного пассажира он включен в тариф, а второй докупил место багажа. Трактовка правил воздушных перевозок это допускает, но, если оба докупили багаж, авиакомпания обязана его объединить по просьбе пассажиров.
  2. Нельзя объединить обычный багаж с дополнительными местами багажа, которые дают обладателям серебряного, золотого или платинового статуса в программе «Аэрофлот-бонус». Например, у двух пассажиров в тариф входит провоз 23 кг багажа, но одному из них по статусу положено еще 23 кг. Объединить все равно разрешат только два основных места багажа, причем вес общего чемодана не должен будет превышать 32 кг.
  3. Нельзя объединить обычный багаж со снаряжением, например лыжами или сноубордом.

Объединять разрешено багаж путешественников, которые оформлены в одном бронировании, или багаж членов семьи, друзей и коллег, даже если они оформлены разными бронированиями  .

«Победа». Вес одного чемодана — до 32 кг, сумма измерений — до 203 см. На сайте перевозчика ничего не сказано об объединении багажа. Но в 2020 году транспортная прокуратура заставила «Победу» соблюдать это правило, и представители авиакомпании подтверждают возможность объединять багаж в сообществе во «Вконтакте».

«Россия». Действуют такие же правила, как у «Аэрофлота»: вес чемодана — до 32 кг, сумма измерений — до 203 см  .

На чартерных рейсах с нумерацией FV5501-5999 может быть разная норма багажа на человека — от 10 до 20 кг. И объединять багаж можно с учетом этой нормы  . Например, при перелете из Нижнего Новгорода в Шарм-эш-Шейх один человек может взять до 12 кг багажа, а объединенный багаж не должен весить больше 24 кг.

«Уральские авиалинии». Разрешают объединять багаж — до 30 кг, до 203 см. В июне 2024 года этот пункт в правилах указан, но не разъяснен, поэтому ссылаюсь на официальное сообщество во «Вконтакте».

Azur Air разрешает объединять багаж в пределах нормы, вес чемодана — до 30 кг  . Если два пассажира объединяют багаж, они могут взять только один чемодан на двоих, даже если по билетам за каждым закреплено отдельное багажное место. Это не противоречит федеральным правилам.

Если путешественников больше, стоит обратиться за консультацией в авиакомпанию. На некоторых рейсах максимальный вес чемодана — 20 кг, поэтому проверяйте актуальность информации на сайте перевозчика.

Nordwind Airlines. Можно объединять багаж с весом чемодана до 30 кг и размерами до 203 см  . Но нужны документы, подтверждающие совместную поездку, например:

  • у членов семьи могут попросить свидетельство о браке, рождении, усыновлении;
  • у коллег — приказ на командировку, командировочное удостоверение, служебное задание;
  • у друзей — путевку, курсовку  , туристический ваучер, совместную бронь гостиницы;
  • другие документы, которые подтвердят совместную поездку.

Red Wings. Можно объединять багаж весом до 30 кг и в сумме измерений до 158 см  . При этом указано ограничение: на двоих разрешено взять один чемодан.

S7 Airlines. Вес одного чемодана не должен превышать 30 кг. Суд обязал перевозчика соблюдать это правило в 2016 году. При этом пассажир должен путешествовать с семьей или иметь одно бронирование с попутчиками  .

Smartavia разрешает объединять багаж с максимальным весом чемодана до 30 кг и суммой измерений до 203 см  .

У этого перевозчика при объединении багажа на двух пассажиров тоже предусмотрено только одно место. Правила такие: если на каждого положено по 23 кг, вместе они могут взять один чемодан весом до 30 кг. Еще одну сумку на 16 кг им перевозить запрещено. Такие же ограничения действуют, если у одного пассажира включено 10 кг, а у второго — 23 кг. Им разрешают объединить багаж в один весом до 30 кг, а оставшиеся 3 кг не учитывают.

Utair. Вес чемодана не может превышать 30 кг, а сумма измерений — 203 см  . При этом у тех, кто объединяет багаж, должен быть один номер бронирования и тариф, предусматривающий багаж весом до 20 кг. Если включено до 10 кг, авиакомпания откажет в объединении.

Как и в случае с «Аэрофлотом», имеющийся и добавленный багаж авиакомпания может объединять на свое усмотрение: в правилах воздушных перевозок указаны только случаи, когда у всех уже есть багаж или когда все его докупили.

Какие правила у иностранных авиакомпаний

Air Serbia не объединяет багаж  . Пассажир экономкласса может провезти чемодан весом до 23 кг и с суммой измерений до 158 см.

AlMasria Airlines в 2024 году предоставляет самолеты для чартерных перелетов из Москвы в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. На человека положено 10 кг багажа. В мае 2024 я летела в отпуск с дочерью и смогла объединить багаж, но на сайте авиакомпании информации об этом нет.

Armenian Airlines разрешает объединять багаж — до 30 кг, до 203 см и только один чемодан  . Но нужны документы, подтверждающие совместную поездку, как и для Nordwind Airlines.

Azerbaijan Airlines не объединяет багаж пассажиров. На человека в экономклассе можно провезти один чемодан весом до 23 кг и до 158 см в сумме трех измерений  .

Emirates. На сайте авиакомпании нет данных об объединении багажа, но там пишут, что у нее одни из самых щедрых норм в мире  :

  • от 20 до 35 кг багажа на человека в экономклассе в зависимости от тарифа;
  • сумма измерений — до 300 см;
  • любое количество мест багажа в пределах указанного веса.

Finnair не объединяет багаж пассажиров. На человека в экономклассе можно провезти один чемодан весом до 23 кг, кроме тарифов, где нет бесплатной нормы багажа  .

Southwind Airlines разрешает объединять багаж  , но так можно провезти только один чемодан весом до 30 кг. Дополнительные брать запрещено. Пассажиры должны быть указаны в одном бронировании, а члены семьи — иметь подтверждающие документы: свидетельство о браке, совместную бронь отеля.

Turkish Airlines позволяет провозить чемоданы весом до 32 кг, но только если пассажиры указаны в одном бронировании  .

Что в итоге

Российские авиакомпании обязаны объединять багаж по просьбе совместно следующих пассажиров, если у них в билетах есть оплаченный багаж или они его докупили. Вес чемодана — до 30 кг, но некоторые авиакомпании разрешают больше. На чартерные рейсы правила тоже распространяются.

Перевозчик может ограничивать количество единиц совместного багажа, его размеры и другие нюансы, которые прямо не указаны в федеральных авиационных правилах перевозки и не противоречат им. А также требовать подтверждающие документы, что пассажиры летят совместно.

Ручную кладь объединять нельзя.

Если российская авиакомпания нарушает общие правила, на нее можно пожаловаться, например, в Роспотребнадзор.

Иностранные авиакомпании действуют по своим правилам, но, если их рейсы следуют из России или в Россию, они должны учитывать нормативные акты РФ. При этом российское законодательство не должно противоречить международному. Последнее не предусматривает объединение багажа, поэтому иностранные компании предоставлять такую услугу не обязаны. Перед полетом уточните требования конкретного перевозчика, например на официальном сайте или в службе поддержки.

Если иностранная компания выполняет рейс из России или в Россию и нарушает правила, можно обращаться в российский суд. Но шансы выиграть дело низкие, а судиться с иностранными перевозчиками сложно: зачастую у них даже нет представительств в России.

Виктория ЗоринаОбъединяли багаж? Расскажите, как все прошло:
  • Дмитрий"Иностранные компании должны придерживаться федеральных авиационных правил, если пункт вылета или прилета — в РФ" Не знаю SouthWest летает СПБ-Анталия почти 7 часов , при этом не кормит вообще. В правилах такого точно нет.0
  • E.D.Я так и е разобрался, как в одном заказе на двух пассажиров выбирать разный класс..0
  • Виктория ЗоринаДмитрий, в международных правилах нет требования кормить пассажиров.1
  • ДмитрийВиктория, вроде Петербург РФ вы же пишете, что тогда АК должны придерживаться федеральных правил, там 4 часа...1
  • Виктория ЗоринаДмитрий, там и следующая фраза есть)0
  • ДмитрийВиктория, ну для простого физика суд - крайняя мера а вот та же письменная жалоба в Росавиацию... вполне0
  • cvetkova_uВпервые про такое слышу, спасибо за стаью)3
  • Скажи, кто«Мне не удалось найти правил по объединению багажа в международных договорах» А почему не уточнить тогда у какого-нибудь эксперта и только после этого публиковать статью? 🧐0
  • ИгорьНет, как то не доверяю этому0
  • Алексей СтрельцовЛетали на Победе в ОАЭ недавно с женой. Взял базовые билеты с багажом по 10 кг на каждого. Чемодан был один, 15 кг. Думал, буду доплачивать, но нет. Без вопросов объединили. Все ок. И, кстати, была ещё пара сумок с собой. В их знаменитый калибратор нигде не засовывали. Так запустили )) На "глазок" ))0
  • Тарас РынзаВсё дело в том, что авикомпании придумывают всякую херь тупо для заработка. Никакого практичкского смысла или безопасности в этих "нормах" и "правилах" нет и быть не модет. Ничего личного, просто они хотят баблишка. Вспомните как люди летали в 50-60-70е годы. Наведите справки, и всё станет понятно0
  • BortuА мне больше интересен вопрос, можно ли 1 место багажа 23 кг занимать 2 чемоданами по 10 кг?0
  • Виктория ЗоринаBortu, обычно количество чемоданов регламентировано - по 1 на человека. Можно докупить ещё или в бизнес-классе бывает два. Туркиши количество не ограничивают, а у российских АК всё сложнее)0
  • Мария КасаткинаДмитрий, сейчас это не обязаловка - кормить на борту.0
  • Мария КасаткинаBortu, в правилах прописано - ОДНО место багажа весом Х, размером Х0
  • QwertyfishТарас, ничего, что багаж все же хоть сколько-нибудь то весит, и если каждый принесет с собой что он хочет, то мало того, что у самолёта будет нарушена центровка, так он может просто не взлететь. Контролировать багаж начали как раз таки, после серии авиакатастроф, когда самолёт из-за перегруза либо не мог взлететь, либо в полете из-за смещения центра тяжести разбивался0
  • welder26Qwertyfish, а Emirates самая щедрая норма в мире от 20 до 35 кг багажа на человека в экономклассе в зависимости от тарифа. Думаете они о безопасности не заботятся? Так что это только жадность компаний и ничего более.0
  • Тарас РынзаQwertyfish, Лютый бред. В правилах Jet Blue, например, сказано, что пассажир может брать на борт ручную кладь любого веса. Нет лимитов. Одно условие: багаж должен поместиться на полку)) Никогда не было аварий из-за ручной клади) Шикарная басня )0
  • QwertyfishТарас, багаж<> ручная кладь. Найдите в моем сообщении хоть слово про ручную кладь.0
  • Qwertyfishwelder26, Эмирейтс эксплуатируют только широкофюзеляжный самолёты, у них так же самый большой флот из 380, естественно, что они способны его больше загрузить0
  • Максим КалиниченкоEmirates даже не спрашивая объединили несколько чемоданов в первом классе и даже пропустили перевес в 10 кг сверх нормы в 100 кг на двоих (по 50 на человека)0
  • user2143647Вопрос. На стойке регистрации стояла следом за большой спортивной командой с большими сумками. Наконец, все прошли, и только я сделала шаг к стойке, из-за спины выплывает типа тренер и говорит, что ему необходимо пройти вслед за его ребятами, потому что у них общий багаж и я обязана его пропустить. Он прав? А что было бы если бы он пошёл на регистрацию после меня?0