«Курилка и туалет дают очень много информации»: 8 советов о том, как выбирать место работы

«Курилка и туалет дают очень много информации»: 8 советов о том, как выбирать место работы

Опыт читателей
24
Аватар автора

Ольга Селиванова

прислушивалась к советам

Страница автора

Кажется, если у соискателя хватает опыта и навыков, у него больше шансов найти работу по душе.

Мы спросили у читателей Т⁠—⁠Ж, по каким критериям они выбирают работодателя. В комментариях некоторые заметили, что самому решать, где работать, — это везение, иногда приходится идти туда, куда точно возьмут. Но чаще выбор есть, и можно найти вариант, который устроит будущего сотрудника.

Собрали восемь советов читателей о том, на что стоит обращать внимание при трудоустройстве, если не хотите разочароваться в будущем месте работы.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Совет № 1

💰 «Нужно смотреть на деньги»

Аватар автора

Try Catch

оценивает перспективы

Страница автора

Для себя выделил несколько критериев, по которым оцениваю компанию.

Во-первых, смотрю на финансовые возможности компании. Откуда она берет деньги? Как зарабатывает? Если это стартап, который живет на инвестиции, то велика вероятность, что вас уволят, когда деньги закончатся. Если продукт в составе крупной компании, но убыточный, тоже идти не стоит. Например, «Деливери-клаб» был убыточным. Сначала все было норм, но начался кризис, бизнес продали «Яндексу», а кучу людей сократили. Конечно, все было по закону, с выплатой трех окладов, но все же так себе опыт. Если компания сидит только на госконтрактах, это тоже стоит обходить стороной. Велика вероятность, что денег будет всегда не хватать.

В общем, нужно смотреть на деньги. Если они у компании есть, то будут регулярные повышения, плюшки, премии и прочее. Если денег в перспективе не будет, то повышений, премий станете ждать долго, даже если все по закону.

Во-вторых, важно смотреть на перспективу развития отдела, в который идете. Если компания или продукт, куда вы устраиваетесь, уже перестали бурно развиваться и достигли определенного уровня зрелости, ваше продвижение по служебной лестнице тоже может замедлиться, а задачи будут скучными и рутинными. Если рассчитываете на карьерный рост и интересные кейсы, стоит это учитывать и идти в новые проекты, новые направления бизнеса.

В-третьих, хорошо бы банально сходить в офис и пообщаться с людьми. Иногда компания вроде известная и перспективная, а приходишь в офис — и там все выжатые как лимон. Или просто понимаешь, что вы и работодатель не подходите друг другу.

Я обхожу стороной компании с токсичной корпоративной культурой. Например, где считают, что все должны работать десять часов в день и выходить в субботу. Помню, в Школе продуктовых аналитиков «Яндекса» менеджер заявила с трибуны, что они ждут «яндексоидов» — людей, которые будут страдать в выходные оттого, что два дня придется не работать. Это почти прямая цитата. В тот момент я понял, что нам не по пути.


Совет № 2

👔 «Важно уважать будущего руководителя»

Аватар автора

Dabrowskaya

изучает начальника и команду

Страница автора

Как выбираю место работы — три принципиальных момента.

Первый — руководитель: мне важно уважать будущего руководителя с первой встречи, на базовом уровне. Он может быть не очень классным, приятным человеком, но я либо чувствую уважение, либо нет. Заставить себя уважать сложно. Или если руководитель слишком гладкий и масляный — тоже что-то не то.

При возможности общаюсь с руководителем руководителя: если он мне не нравится, то проблемы будут всегда спускаться от него через моего руководителя на меня. Любимый и безобидный вопрос руководителям: «А расскажите подробнее про вашу команду?» Тут многие просто запарываются. У меня целая коллекция ответов. Если принимается нести абстракцию, говорить в сторону, например про командные цели, начинает на подчиненных катить или банально плохо их знает и нечего сказать — в лес. У такого в подчинении я не буду точно.

Второй момент — команда: я должна пообщаться и с ними. Если мне это не предлагают, предлагаю сама. Если избегают моего контакта с командой: «А зачем вам?» — подозрительно. На встрече спрашиваю, как проходит день, как восстанавливаются от стресса, в принципе стараюсь быть на видеозвонке или в офисе, чтобы увидеть, насколько они измочалены или расфокусированы. На обычном созвоне это можно пропустить.

Третий пункт — чувство юмора. Главное, если его нет или очень отличается — нам не по пути. Я воспринимала этот пункт как само собой разумеющееся первые пять лет работы, а потом столкнулась с тем, что так бывает не всегда. Если в коллективе плохо с этим, отсюда море проблем. И драматизм, и лишний стресс, и недопонимание. Это можно понять уже на интервью.


Совет № 3

☕ «Обязательно нужно общаться с текущими и бывшими сотрудниками»

Аватар автора

Надежда Гарнышева

перестала изучать рейтинги

Страница автора

Работаю шесть лет в сфере маркетинга, поэтому подхожу к поиску работы с точки зрения рассмотрения кейсов разных компаний.

Раньше я смотрела рейтинги работодателей. Теперь знаю, как они «покупаются». Любые рейтинги — это результат хорошей или плохой рекламы работодателя. Но так или иначе, по тому, что работодатель участвует в таких рейтингах, можно судить, что ему не все равно и что у него есть деньги, чтобы тратить их на эйчар-бренд. А значит, существует вероятность, что есть деньги на выплату вам зарплаты и ваш полет фантазии, эксперименты на рабочем месте.

Сейчас я рассматриваю для себя по большей части ИТ-компании. Поэтому наблюдаю, как они ведут vc.ru: например, какие рекламные кампании проводят, у кого интегрируются и мэтчится ли это с моими интересами. Смотрю, что про них пишут другие. Особенно эйчар-консультанты.

Еще обязательно нужно общаться с текущими и бывшими сотрудниками. Со временем я поняла, что стартапы с серой зарплатой бывают куда интереснее, чем белые гиганты с бюрократизированным всем. Да, сейчас стабильность выходит снова на первый план. Но желание того, чтобы работа нравилась, не покидает. Поэтому каждому свое: кто-то готов рисковать, кто-то — нет.

Плюс обращаю внимание на то, как эйчар общается. Если с порога в сообщении никакой конкретики — о компании, продукте, нет ссылки на вакансию, — то уже скептически настраиваюсь.


Совет № 4

💼 «Важно, чтобы можно было вырасти горизонтально или вертикально»

Аватар автора

Cookie

за прокачку навыков

Страница автора

Сейчас работаю на второй официальной работе в моей жизни, и она очень мне нравится. Поделюсь своими критериями.

Во-первых, только по ТК и белая зарплата. Оформляю вычеты.

Во-вторых, у меня трое детей, поэтому возможность удаленки очень важна. Если дети болеют, я обычно на удаленке. Конечно, если болезнь не тяжелая. Обычно детям нужно побыть дома, но сидеть у постели и держать их за руку в это время не обязательно. А сейчас я вообще в декрете и работаю удаленно полдня — мне нравится.

В-третьих, не люблю однообразие и умею много понемногу, поэтому для меня важно, чтобы можно было вырасти горизонтально. Или вертикально :) Но я больше за прокачку навыков, чем за руководство. По этой причине выбрала небольшую компанию.

У меня был опыт работы в большой компании, но там я столкнулась с ограничениями: свою должность я переросла, но дать мне дополнительные обязанности и повысить зарплату было всем не с руки и невыгодно. Нужно было проводить большие согласования, двигать других людей, да и просто более прошаренные были не нужны: должность небольшая.

Сейчас в небольшой компании генеральный директор в соседнем кабинете, я могу прийти к нему с предложением, заняться тем, что у меня лучше получается, и согласовать за это плату. Каждый год корректируем таким образом зарплату и обязанности. Другие коллеги тоже двигаются.

В-четвертых, смотрю на руководство и коллег, слушаю, как они выражают мысли, как реагируют на юмор. Важно, чтобы люди мне подходили. Сейчас у нас в компании ввели тестовый день без договора, но с полной оплатой этого дня — на карту. Мне кажется, это хороший вариант. Хотя, когда я устраивалась, этого не было.


Совет № 5

🧻 «Стоит потусоваться и послушать разговоры работников»

Аватар автора

Роман Юрьевич

общается с будущими коллегами

Страница автора

Много лет тому назад знакомая мне рассказала про «туалетный тест» работодателя. Она при устройстве на работу всегда невзначай спрашивала, как пройти в туалет, у секретаря или сотрудника кадров и уже по состоянию туалета понимала, какой перед ней работодатель. Например, есть ли там туалетная бумага или сотрудники со своей ходят, чистый ли он, какое состояние. Честно скажу: смеялся тогда над ней, но с годами все чаще и чаще стал ловить себя на мысли, что связь-то на самом деле есть.

У меня выработалась привычка потусоваться предварительно в курилке и послушать разговоры работников. Иногда по разговору можно многое узнать — например, о задержках или серости зарплаты, о придурковатости руководства.

Особо ценен опрос водителей фирмы, куда пришел устраиваться, водитель — это прямо находка для шпиона. Они всегда все знают, что творится в фирме, еще даже и лучше, чем сам руководитель :)

Вот в совокупности курилка и туалет дают очень много информации для принятия решения.


Совет № 6

🌟 «Лучше работать в „Яндексе“, чем в ООО „Разработка“»

Аватар автора

Monikus

изучает бренд

Страница автора

Когда работал по найму, критерии всегда были следующие:

  1. Бренд работодателя. Лучше работать в «Райффайзене», чем в КБ «Хлынов»; в «Яндексе», чем в ООО «Разработка»; в «Кока-коле», чем в ИП «Пупкин». Резюме будет выглядеть сильно дороже.
  2. Начальник и команда. Если у них нельзя многому научиться, то зачем сюда приходить? Плюс это должны быть еще и приятные люди, с ними времени придется проводить больше, чем с семьей и друзьями.
  3. Возможность сильно повысить свою капитализацию на рынке. Поучаствовать в запуске нового направления, в сделке по слиянию и поглощению, овладеть новыми навыками. Что-то, что через пару лет позволит претендовать на принципиально другую должность и, как следствие, зарплату. Если предполагается, что через два года мои умения и навыки останутся такими же или вырастут на 20%, такая работа мне не подходит.

Зарплата вообще не имеет первостепенного значения первые лет пять карьеры. Если строить ее правильно, то на дистанции вы заработаете в десятки или сотни раз больше, чем если выбирать по принципу «зато тут на 20 тыщ больше платят».


Совет № 7

🤖 «Важно, чтобы работодатель не ждал стрессоустойчивости и многозадачности»

Аватар автора

А. И.

против переработок и серой зарплаты

Страница автора

Для меня важно, чтобы работодатель не ждал стрессоустойчивости и многозадачности. Если это указано в описании вакансии, не откликаюсь или отказываюсь, если они первые меня пригласили.

Ну и, само собой, никаких серых зарплат — все по ТК РФ, я проверяю регулярно отчисления в СФР онлайн. Никаких переработок, либо очень хорошо оплачиваемые. Личное время очень ценю. «Жоп-часы» точно не хочу нигде отсиживать больше :)

После ковида я стала поддерживать удаленку, мне комфортно работать дома. Но если здание снаружи и внутри выглядит прилично и там достаточно просторные, хорошо обустроенные кабинеты, из которых можно уходить, когда все сделано, — такие варианты тоже рассматриваю.

Главное — поняла, что никаких больше пыльных кабинетов-клетушек с убогими столами и перегородками и никаких казенных опенспейсов, как в фильмах про офисы.


Совет № 8

🖊️«Надо открыто и честно говорить, что подходит, а что нет»

Аватар автора

Oльга

выбирает сама

Страница автора

Сейчас наконец-то доработала до такого опыта, что сама выбираю, куда хочу пойти, или диктую условия. Открыто и честно на собеседованиях говорю, что подходит, а что нет.

Для меня очень важна удаленка и непросиживание задницы в офисе, поэтому отсеиваю почти 60% предлагающих работу вопросом об удаленке. Также обращаю внимание на эйчаров: если предварительно написали в мессенджеры и на почту и спросили об удобном времени звонка — ценю это. Если сразу звонят — делаю себе пометочку. Но обычно те, кто сразу звонят, и не проходят мой отбор.

Перед собесом или на собесе, конечно, подробно расспрашиваю об обязанностях и узнаю, что для них важнее — результат моей работы или чтобы я восемь-девять часов сидела на попе ровно по расписанию.

По получении оффера заваливаю вопросами. Например, поставят ли меня сразу на проект, дадут ли тут же работу, а если не сразу, то в какой срок: ненавижу сидеть без дела и «адаптироваться», читая нудятину типа внутренних документов по два месяца.

Еще спрашиваю, какие премии и бонусы предусмотрены к зарплате, как и когда они выплачиваются, если предусмотрены. Есть ли оплата больничных и определенное количество дней, которые можно взять для болезни без больничного. Как быстро я выйду на полную удаленку, так как даже неделя в офисе может привести меня к депрессивным эпизодам. Какую технику выдают и есть ли слежка за тем, как работаешь, типа всяких программ на комп.


Ольга СеливановаКак вы ищете работу?
  • Дамир ПалашовНасчет слушать сотрудников это очень спорно. Как только приходишь с тобой не особо обсуждают текущее положение вещей и какие тут минусы, нужно проработать какое-то время, чтоб влиться в коллектив.33
  • Ольга СеливановаДамир, а если послушать тех, кто уходит? Какой им смысл приукрашать действительность?) Хотя есть риск, что наговорят гадостей, если плохо расстались с работодателем и конфликт, например, был12
  • Ирина КушнирВот здесь я соглашусь))) Я в 2012 году попала в коллектив в Москве, где курили девочки,и много интересного обсуждали при перекуре) А мне как новенькой, нужно было понимать,кто есть кто,я всегда людей пропускала через психотип, и уже к каждому человеку( спустя 3 месяца работы) я знала как подойти,и когда не нужно подходить, для консультации))2
  • ВиалеттаПро туалеты - тоже мой пунктик. Для меня это показатель о компании. На последнем собеседовании, после его окончания, решила зайти в дамскую комнату. А там ни мыла, ни бумаги, ни ёршика. Видимо, у всех всё своё ( А так для меня важны - трудоустройство по ТК, белая зп, и хорошее рабочее место (а не кладовка без окон и дверей). В общем, чтобы всё по-людски было. Ведь работать на новом месте не один день. 😊15
  • ВиалеттаХорошую тему подняли! 😊 👍🏻4
  • АленаСразу видно, что Monikus из Кирова)2
  • АленаОльга, может статься так, что обе стороны стоят друг друга.5
  • MonikusАлена, совсем нет, даже никогда не был в Кирове0
  • СветланаПрочитала. Поняла, что я, видимо, искала работу ( и работаю) на другой планете. Дико читать, например, что человек при устройстве на работу заявляет " Меня неделя работы в офисе может привести к депрессивным эпизодам". Или : про своего потенциального начальника я спрошу у вышестоящего начальника. Или: пустите, я должна сначала пообщаться с моей командой. Ага, только её сидели и ждали.59
  • СветланаОльга, где вы их будете разыскивать? А если в компании нет текучки?8
  • Russvet DenПро курилки смешно. Там обычно самые "пахари" любят сидеть и ныть за тяжелую жизнь.и начальников козлов. А вот чистота туалета показатель.24
  • Родинка под носомКонечно, много дельных советов. Вот только на практике это не всегда и не во всех сферах работает, к сожалению. Больше доверяю внутренней чуйке и бэкграунду компании.8
  • Родинка под носомРодинка, ну кстати, вспомнил, что искал работников в соц сетях и писал им как и чего там в компании) и это тоже повлияло на решение, повезло)3
  • OльгаСветлана, а что дикого в том, чтобы узнать как быстро выйдешь на удаленку? И честно сказать о том, почему это важно. Банальная забота о себе. Дико звучит ваш обесценивающий комментарий и немного жалко вас, если для вас стремление людей найти устраивающую их работу - дикость.1
  • Александр ЖуравлевЧистота туалета это вообще универсальный показатель, от оценки кафе-ресторана, до планирования отношений с противоположным полом. Кстати, показатель, работает в обе стороны - если сотрудник способен оценить идеальный туалет, который я обустраиваю на каждой торговой точке, то из этого сотрудника выйдет толк.10
  • СветланаOльга, а где вы прочитали мой комментарий про критику удаленки?7
  • Lana"Сначала все было норм, но начался кризис, бизнес продали «Яндексу», а кучу людей сократили. Конечно, все было по закону, с выплатой трех окладов, но все же так себе опыт" - у меня было подобное в 2020м, это был офигенный опыт. Мне выплатили сразу кучу денег (3 оклада), а новая работа нашлась через 1 час (бывший коллега позвал к себе). Было грустно только, что не буду больше работать со старыми коллегами - офигенными людьми. Если вы вотребованный специалист, то не стоит бояться сокращений4
  • СветланаOльга, в последнем абзаце статьи.8
  • МихаилСветлана, всё зависит от должности. Если вы востребованный спец -- у вас на любом собеседовании уже есть 3-4 офера на кармане, и очередь желающих с вами пособеседоваться ещё на месяц вперед. Фразы про "депрессию без удаленки", "хочу посмотреть на коллектив/кофемашину/вид из окна" и иже с ними -- нормальный HR всегда правильно воспринимает как тактичный намёк добавить к сумме оффера ещё тыщщ 10-50, потому что условия работы сейчас у всех стандартные.3
  • СветланаМихаил, возможно, если вы, например, классный электрик и в компании требуется на эту должность работник, то да, возьмут не задумываясь. А если электрики не нужны, то никто за вами бегать не будет. И тем более если вы какой-нибудь неизвестный бухгалтер или менеджер по продажам. Таких полно. Не вы, так другой, работадателю всё равно. И вообще, лучше всего берут на работу по знакомству. Трижды кардинально меняла работу, то что написала, работало везде.2
  • МихаилСветлана, автор в первом же предложении написала что имеет востребованный опыт и, судя по тексту, востребованную специализацию. При чём здесь ваш личный опыт кардинальной смены работы с электрика на бухгалтера и далее на менеджера продаж? За интересных спецов компании держатся, это общеизвестный факт. И не только деньгами)1
  • Ольга СкрябинаУмно! М всегда сработает! Спасибо, дружочек! У дачи в дальнейшем! ...вообще-то, у тебя всё будет хорошо! Иметь мозги - это здорово, а у тебя они есть!0
  • МаринаСветлана, особенно последняя мадама прям неприятная, мне противно было читать её.0