Принято считать, что работу нужно выбирать по любви.

Если сорок часов в неделю тратить на то, что не нравится, невозможно быть счастливым. А еще — успешным, ведь успех — это результат страсти к своему делу. Эту идею транслировал Стив Джобс и продолжают транслировать многие другие известные люди, а также карьерные консультанты и психологи. Исследования подтверждают: страсть к своему делу действительно делает жизнь лучше. Но у идеи, что каждый должен любить свою работу, есть оборотная сторона.

Как любовь к работе приносит пользу

Нравится ли сотрудникам их работа, сколько сотрудников выгорают на работе, какие факторы влияют на отношение к работе — такие вопросы интересуют международные консалтинговые компании, например Gallup и McKinsey & Company. Их интерес к теме прагматичен.

Считается, что недовольство сотрудников может снизить эффективность компании и принести ей убытки. Например, если сотруднику не нравится его работа, он в любой момент может уволиться. Работодателю придется искать и обучать другого специалиста. И наоборот, увлеченный сотрудник лоялен компании и просто так ее не покинет.

Поэтому в сферах, в которых не хватает квалифицированных специалистов, работодатели стараются создать условия, максимально близкие к идеальным. Но даже они не дают гарантий любви сотрудника. Есть даже специальный термин — «золотые наручники». Раньше так называли неинтересную, но высокооплачиваемую работу с множеством привилегий. Сейчас — любую работу, в том числе интересную, где работодатель с помощью привилегий пытается удержать сотрудника. Привилегии при этом могут быть самыми разными: от премий, медицинской страховки и служебной машины до настольного футбола на работе и бесплатных суши.

Сейчас «золотые наручники» особенно часто встречаются в технологической сфере. Всем компаниям, которые прибегают к этому методу, выгодно, чтобы сотрудники считали: работа непременно должна быть любимой, приносить радость и удовольствие. Это влияет на выбор сотрудников и заставляет их отмести в сторону конкурентоспособные предложения, в которых работодатель не делает упор на удовольствии.

Но запрос на особое отношение к работе есть и со стороны сотрудников. Кажется, что любовь к работе позволяет быть более счастливым и успешным. И в этом есть логика.

Человек тратит половину того времени, которое бодрствует, на работу. Если ему не интересно или все кажется бессмысленным, он не будет особенно счастлив.

Основоположник позитивной психологии Михай Чиксентмихайи считал, к примеру, что лучше всего человек чувствует себя в так называемом состоянии потока — когда сфокусирован на решении одной значимой задачи. Важное условие: человек занимается этой задачей добровольно, ему должно быть интересно. Следовательно, любовь к работе должна помочь человеку проводить в состоянии потока больше времени и повысить его уровень счастья.

Исследования это подтверждают. Например, ученые из Стэнфорда и Национального университета Сингапура протестировали 858 человек и заметили, что страсть к работе защищает от выгорания и связана с лучшим балансом между работой и личной жизнью. А исследование консалтинговой компании McKinsey & Company показало, что увлеченные своим делом сотрудники оценивают себя как более благополучных.

Также в одном эксперименте участникам предложили решить словесную головоломку. Лучше всего справились с задачей и меньше всего устали те, кто считал ее интересной и важной.

Любовь к своей работе — действительно важный фактор, способный значительно увеличить удовлетворенность жизнью. Но убежденность, что каждый должен любить свою работу и что без этого успех невозможен, может дать противоположный эффект. Например, привести к нереалистичным ожиданиям и разочарованию в себе.

Как идея любви к работе может навредить

В 2005 году Стив Джобс выступал перед выпускниками Стэнфорда и произнес фразу, которую карьерные коучи и предприниматели цитируют до сих пор: «Единственный способ хорошо работать — это любить то, что ты делаешь».

Культ Илона Маска тоже основан на идее, что успехом он обязан своей любви к тому, что делает. По крайней мере биография миллиардера, написанная журналистом Эшли Вэнс после разговоров с самим предпринимателем и его близкими, создает именно такой образ.

Но тезис о важности страсти в работе несложно опровергнуть. Исследователи анализировали биографии очень успешных руководителей крупных компаний и тех, кто так и не перерос в разряд легенд. Оказалось, что ни повышенной любовью к своему делу, ни наличием специальных навыков объяснить безумный успех нельзя — те, кто остался на среднем уровне, тоже были профессионалами и любили свою работу. Исследователи пришли к выводу, что важную роль в этих историях успеха сыграли факторы, на которые сами руководители не могли повлиять — то есть удача.

Лозунги вроде «следуй за своей мечтой», «занимайся любимым делом — и тогда ты не будешь работать ни дня» подходят не всем. Психолог Эллисон Макуильямс приводит такие примеры: любимым делом человека может быть то, что гарантированно не принесет ему доход. Или у него вовсе нет любимого дела — но оплачивать аренду нужно уже сейчас.

А кроме того, идея, что «работа должна быть любимой», создает нереалистичные ожидания. Например, что все рабочие задачи должны быть интересными, а труд всегда должен быть в радость. Или любовь к своему делу в сочетании с усердием обязательно приведет к быстрому продвижению по карьерной лестнице и высокой зарплате. Редко какая работа — даже та, что нравится человеку и приносит ему достойный доход, — выдерживает столкновения с такими ожиданиями. В реальности же делать рутинные задачи и испытывать скуку и раздражение приходится, даже если работа интересная и креативная. А увеличивают зарплату и повышают в должности не обязательно тех, кто страстно любит свое дело и выкладывается на сто процентов.

Так что поиск работы мечты может длиться десятилетиями — и так и не привести к желаемому результату. Однако работу исключительно ради денег принято считать признаком неудачи и проблем. Но, как отмечает Макуильямс, прагматичное отношение к своей профессиональной деятельности вполне совместимо и со счастьем, и с успехом. Она выделяет три ключевых аспекта, которые формируют отношение к работе.

  1. Ориентация на работу. Человек выбирает такое место работы, которое помогает ему достичь своих личных целей. Например, заработать достаточно денег, чтобы через несколько лет купить квартиру. Или иметь гибкий график, чтобы проводить больше времени с детьми.
  2. Ориентация на карьеру. Человек очень амбициозен и хочет достичь профессиональных высот. Это желание больше связано с социальным статусом, чем с финансами. Главное желание такого человека — стать ведущим экспертом в своей области, занять высокую должность, стать руководителем других руководителей.
  3. Ориентация на призвание. Человек убежден, что работа должна быть тесно связана с его личностью. Интерес, вдохновение, осмысленность в деятельности для него важнее, чем статус, зарплата или время на домашние дела. Для него работа — это не способ заработать деньги и показать себя крутым профессионалом, а предназначение.

Среди этих подходов к работе нет правильных и неправильных — важно, насколько стратегия соответствует устремлениям конкретного человека. Но также важно понимать: «ориентация на призвание» не всегда идет на пользу даже тем, кому она подходит.

Профессор Мичиганского университета Эрин Чех объясняет: совет «следовать за мечтой» идет на пользу только тем, у кого есть деньги и связи. Выпускники вузов, которые выбирают работу согласно своим увлечениям, часто оказываются на нестабильной и низкооплачиваемой работе, которая далека от их интересов. И с выходцами из рабочих семей это происходит в два раза чаще, чем с людьми с высоким социально-экономическим статусом. Иначе говоря, выбирать работу, которая нравится, — это привилегия, которая доступна состоятельным людям.

Собственное исследование Эрин Чех, основанное на опросах и интервью с американскими студентами, выпускниками и карьерными консультантами, показывает: больше 75% американцев с высшим образованием считают, что страсть к тому, чем будешь заниматься, — главный фактор при принятии решения о том, какую карьеру выбрать. А 67% из них предпочтут работу, которую считают значимой и любят, — а не стабильную работу с высокой зарплатой, которая оставляет достаточно времени на отдых и личную жизнь. Их аргумент — любовь к работе защитит их от нудной многочасовой задачи над неинтересными и неважными лично для них задачами и сделает их жизнь счастливее.

Вебинар с исследовательницей из Мичиганского университета Эрих Чех. Чех рассказывает, как миф о работе мечты способствует социальному неравенству

Это не всегда так. Даже если человеку везет и он находит место с достойной оплатой и интересными задачами, любовь к работе может сыграть с ним злую шутку. Работодатели склонны поручать увлеченным сотрудникам дополнительные неоплачиваемые задачи. Культура успеха при этом всячески поощряет трудоголизм и превращает работу в своего рода религию для атеистов: во имя карьеры полагается жертвовать хобби и отпуском, встречами с друзьями и заботой о семье. Примеры знаменитых предпринимателей и руководителей вроде Илона Маска лишь подкрепляют эту идею.

Постоянные переработки и отсутствие жизни вне карьеры могут привести к синдрому эмоционального профессионального выгорания — состоянию, которое Всемирная организация здравоохранения даже включила в Международную классификацию болезней. Выгоревший сотрудник оказывается в парадоксальной ситуации: он потратил все силы на любимую работу, но больше она не вызывает энтузиазм и не приносит радость. Его результаты снижаются, и он может потерять рабочее место — потому что «недостаточно увлечен».

Как не любить работу и быть счастливым

Конечно, не стоит совсем отказываться от идеи, что работа должна быть в радость. Но переосмыслить представление, что работа — это центральная часть нашей идентичности и жизни, полезно. Оплачиваемый труд позволяет платить по счетам, а радость и смысл человек может получить иначе.

Вот несколько советов, которые помогут не страдать, если ваша работа сейчас — неплохая, но не «работа мечты».

  1. Делайте то, что у вас хорошо получается. Это отличная альтернатива подходу «делай то, что любишь». Спросите себя: что дается вам легко, естественно, без особых усилий? Если вы найдете те области и должности, где вы можете применить свои сильные стороны, скорее всего, работать будет в радость. Всем нравится делать то, что хорошо получается, потому что это укрепляет самооценку.
  2. Облегчите выполнение скучной работы. Первый способ — группировать рутинные задачи и выполнять их вместе — причем в одно и то же время каждый день. А оставшееся время тратить на интересные. Так вы всегда будете знать: эти час или два придется потерпеть, но потом придет время увлекательной работы. Лучше всего планировать рутину на то время, когда вы минимально продуктивны: тогда вы не задохнетесь к тому времени, когда нужно делать что-то более сложное. Второй способ облегчить работу над скучными задачами — вознаграждать себя каждый раз после того, как сделаете их. Например, прогуляться в парке или выпить любимый кофе.
  3. Ограничьте количество работы так, чтобы оставалось больше сил и времени на то, что действительно интересно и приятно. Например, на встречи с друзьями, вечера с семьей и хобби. Тогда вы не будете чувствовать, что жизнь проходит мимо.
  4. Ищите способы самореализации вне работы. Для человека, который хочет помогать другим, таким способом может стать волонтерство. Для того, кто хочет делиться своим опытом, — ведение блога или написание книг. Главное — искать занятие, которое придает жизни осмысленность и помогает добавить новую часть к идентичности: «я волонтер», «я писатель» и так далее.
  5. Помните: любовь не всегда происходит с первого взгляда. Иногда нужно время, чтобы по-настоящему полюбить — в том числе и работу. Ученые из Мичиганского университета обнаружили, что небольшой интерес к тому, что ты делаешь, может превратиться в страсть. Но есть важное условие: человек должен считать, что увлеченность работой может с течением времени развиваться. Такие люди достигают того же уровня благополучия на рабочем месте, что и те, кто сразу ищут идеал.
  6. Попробуйте найти в своей работе смысл. Специалист по консалтингу, автор множества бестселлеров о карьере, оптимизме и позитивном мышлении Джон Гордон, советует присмотреться к миссии своей компании: какие у нее цели, какие клиенты, что она делает для клиентов и для мира. Когда вы поймете, в чем эта миссия, спросите себя: «Как моя работа помогает в ее достижении?» Например, Гордон пишет об уборщике, который работал в НАСА и чувствовал, что его роль важна — он тоже помогает отправить человека в космос, пусть и на первый взгляд он просто подметает пол.