Я открыл бизнес по выращиванию зелени в ферме в 2021 году за 3,9 млн рублей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
Я вырос в Сибири и с детства привык к тому, что зелень и овощи с летом дачной грядки — это далеко не то же самое, что в магазине зимой. Искренне не понимаю людей, кто на дачах разбивает только газон и не садит ничего к столу. Некоторое время назад у меня появился дачный участок в сосновом лесу, где невозможно вырастить что-либо даже летом, даже в теплице — всё находится в тени деревьев.
Изучив различные варианты, я узнал о компании «iFarm», родом из новосибирского Академгородка и технологии, которая была разработана ребятами «с нуля» и позволяет экономить место и выращивать растения круглый год (о технологии рассказывалось в статье «Мы вложили 31 млн рублей в вертикальную ферму, которой управляет нейросеть»). Я связался с разработчиками технологии и спросил о возможности создания мобильной системы, которую можно было бы разместить где угодно.
Мы решили поместить всю систему в контейнер типа морского, и я установил его на земельном участке в коттеджном поселке. Однако, урожайность оказалась выше, чем потребности семьи, и я начал продавать свою зелень соседям.
По сути, сейчас основа бизнеса — это реализация свежей зелени и продажа таких же контейнерных сити-ферм, как у меня.
Открытие
Я запустил свой бизнес в начале 2022 года, установив первый контейнер для круглогодичного выращивания салатов и пряных трав на территории коттеджного поселка в Новосибирске. Изначально особых ожиданий не было, но уже спустя месяц я стал получать урожай в виде 80 горшочков ультрасвежей зелени, что сильно превышало мои потребности в самостоятельном потреблении. В последствии урожаем заинтересовались жители того же поселка и часть зелени я стал поставлять им.
Траты на запуск
Использовались собственные накопления, плюс пришлось расстаться с практически новым автомобилем. Потратил примерно 3,9 млн рублей.
Помимо строительства пилотной контейнерной фермы был оборудован шоу-рум, включающий полнофункциональный компактный жилой дом, а также склад на базе 20-футового контейнера. Тем самым получилась компактная постройка из трёх 20-футовых модулей на площади 67 кв.м, сити-ферма «под ключ», предназначенная для жилья и производства. Это законченное решение планируем масштабировать в перспективе.
Тем, у кого есть земельные участки, но дом в процессе возведения, модульное решение позволит оперативно устроить качественный быт и обеспечить себя натуральной качественной едой круглый год в любом климате.
Ошибки на этапе открытия
Выход на рынок свежей зелени (весна 2022) совпал с сезонным пиком, спрос растёт с зимы и до конца весны. Затем наступает глубокий спад, так как у покупателей начинаются собственные дачи-огороды, отпуска и поездки. Выйдя на практически полную производственную мощность, уже в июне столкнулся с перепроизводством, когда большую часть произведённого объёма пришлось раздавать знакомым и поедать самому. Ситуация выровнялась только осенью.
Оказалось, бизнес имеет выраженную сезонность. С другой стороны, в летний период существенно вырастает потребление зелени в общепите за счёт летних террас, посетители кафе и ресторанов охотнее потребляют больше легкой пищи, салатов и коктейлей. Поэтому на летний период нужно своевременно переключаться с В2С на В2В, хотя и с потерей маржи.
Команда
В команде 5 человек, включая директора. Производственники и маркетинг. Все сотрудники оформлены как самозанятые. Сложностей с наймом не было.
Доходы и расходы
В настоящее время наш средний оборот составляет 174 000 рублей в месяц, что приносит прибыль в размере 112 000 рублей в месяц. Одним из главных преимуществ нашего бизнеса является автономность и небольшие трудозатраты, всего 8 часов в неделю, благодаря чему необязательно принимать в штат оператора, а справляться самому.
Наиболее доходной продукцией для нашей компании являются наборы из зелени, которую мы выращиваем в контейнерах.
Что касается наших ежемесячных операционных расходов, они включают расходы на свет и воду, а также расходы на содержание контейнеров. Работой в контейнерах занимаюсь я сам, а заказы развожу я также самостоятельно.
Мы выбрали комбинированную форму налогообложения, ООО для компании по производству ферм, и ИП для реализации конечной продукции.
В целом, наш бизнес достаточно успешен, и мы гордимся тем, что смогли создать компанию, которая приносит прибыль и имеет потенциал для дальнейшего роста. Сегмент вертикальных ферм, в том числе контейнерных, бурно растёт на 25% в год, компания получает запросы в том числе из-за рубежа.
Продвижение
Сейчас мы продвигаем 2 направления бизнеса — саму зелень под брендом «Pinasalata/Пинасалата» и контейнеры под брендом «Croptainer/Кроптейнер», продвижение этих брендов я решил разделить, так как аудитории совершенно разные, В2С и В2В соответственно, преимущественно женщины и преимущественно мужчины.
Зелень в основном продвигается через социальные сети, а контейнеры через контекстную рекламу и сервисы франшиз.
Средние расходы на рекламу составляют около 10-20 тысяч в месяц.
Сложности в сфере и советы начинающим предпринимателям
1) Конкуренция: рынок зелени достаточно развит, и вы можете столкнуться с конкуренцией со стороны других производителей. Прежде всего продукцией больших промышленных светопрозрачных ферм, имеющих государственные льготы и субсидии. Конкурировать ценой «в лоб» бессмысленно, поэтому важно иметь уникальное предложение и уметь отстраиваться от лидеров рынка. В моем случае огромным конкурентным преимуществом стала удачная локация, что позволяет предлагать продукт лучшего качества и снижать издержки на логистику. Потери в сетевой рознице в сегменте «Свежие овощи/фрукты» составляет 50% и они, разумеется, перекладываются на покупателей.
2) Сезонность: как я уже заметил выше, выращивание зелени имеет сезонный характер, что не может не влиять на доходы. В отдельные месяцы затраты на выращивание стабильны, в то время как спрос может резко снизиться. Поэтому задумываясь о выращивании зелени как о бизнесе, стоит предусмотреть этот момент и рассмотреть варианты для преодоления кассового разрыва.
3) Затраты: Выращивание зелени требует значительных затрат на оборудование, удобрения, семена и т.д. Поэтому необходимо заранее оценить все затраты и разработать бизнес-план, который позволит выйти на положительный денежный поток на этапе формирования клиентской базы.
4) Технические проблемы: при выращивании зелени могут возникать различные сложности, такие как болезни растений, вредители, проблемы с поливом и т.д. Эти проблемы могут привести к потере урожая и ухудшению качества продукции. Опять же в моем случае все эти проблемы нивелированы технологиями, которые отработаны многолетней практикой.
Интересная история о бизнесе
Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что по сути железная машина даёт жизнь растениям. Каждый раз, заходя внутрь с 30-градусного мороза или 30-градусной жары, и видя благоухающую плантацию, не веришь своим глазам. «Этого не может быть!»
Второе, несколько лет назад я узнал, что у меня небольшой избыточный вес — 9 кг. Я не ставил целью сбросить его, не собирался садиться на диеты. Но получив в распоряжении неограниченный объём разнообразной зелени, пищевые пристрастия изменились сами собой и за год реализации проекта лишние килограммы ушли, без изматывания организма голодом, диетами и изнуряющих тренировок.
Планы
Основные планы сейчас — развивать направление продажи контейнеров, потому что спрос на зелень уже начал превышать предложение, приходят запросы на поставки зелени в другие города, куда я технически не могу отвозить урожай. Хочется нести в массы принципы правильного питания на базе зелени и делать продукт доступным, чтобы люди по всей России и СНГ имели возможность есть свежую зелень круглый год.
Также компания получает запросы из-за рубежа, но в текущей геополитической ситуации, к сожалению, не так просто найти перевозчика. Я надеюсь, что рано или поздно контейнеры появятся в каждом посёлке и дворе, а сорвать свежую зелень можно будет не только летом на дачной грядке, но и в любое время года, просто спустившись в тапочках к контейнеру, стоящему рядом с твоим домом.