«Пытался открыть новый Simachev»: как потратить 79 млн рублей на запуск бара и закрыть его

Заведение просуществовало четыре месяца
116
«Пытался открыть новый Simachev»: как потратить 79 млн рублей на запуск бара и закрыть его
Аватар автора

Варвара Кириллина

узнала, почему закрылся бар LP

Страница автора
Аватар автора

Даниил Гольдман

открыл и закрыл бар

Страница автора

В ресторанный бизнес я пришел случайно: инвестировал 10 лет назад в открытие столовой Строгановки.

Оттуда нас с друзьями буквально поперли. После трех неудачных проектов я открыл несколько успешных баров в Москве. Например, бар Mitzva и чуть менее известный The Bix.

Мой самый большой проект Long Play на Сретенке провалился, проработав всего четыре месяца. Я вложил в бар 79 миллионов собственных средств и был единственным инвестором. Выручка за первый месяц работы была 2 924 817 ₽, а расходы почти в два раза выше — 5 389 123 ₽. Этот провал — серьезный урок для меня.

После этого я открыл бар Chaseria в Израиле и планирую запустить The Bix в США. Но об этом в следующий раз, а сейчас расскажу, почему не пошел Long Play.

Больше не буду заниматься ресторанным бизнесом

Я окончил бакалавриат и магистратуру Высшей школы экономики. Когда учился на бакалавриате, работал в компании Disney и занимал младшую должность по пиару в маркетинге и кино.

Мы выпустили фильмы «Трон: Наследие», «Пиратов Карибского Моря», привозили в Москву Джонни Деппа и Пенелопу Круз. Около года я пробыл в этом качестве и тогда понял, что работать в офисе — не мой путь. Я не могу каждый день ходить на работу к 10 утра и быть в корпоративной среде. Это совершенно не мое. А когда я поступил в магистратуру, понял, что не могу совмещать учебу и работу — и выбрал образование.

В то же лето 2011 года мой лучший друг и партнер Андрей Осипьянц, знакомый с ректором Строгановской академии, предложил ему сменить вендора столовой. Тогда у меня умер отец, и мне досталось довольно большое наследство, так что я решил стать инвестором этой столовой.

Вместе с нами проектом занялся Дима Ицкович — сейчас владелец рюмочной «Зинзивер» и других рюмочных в Москве, а тогда он занимался столовыми. Так я стал инвестором, Андрей — связным, а Дима — оператором проекта. Это было лет 12 назад.

Мы сделали успешную столовую, но, к сожалению, через год нас оттуда выперли — буквально кинули.

Тогда мы решили, что нам никто не нужен и можем открыть свое дело. Купили столовую на заводе «Квант» на «Алексеевской». Раньше это был настоящий завод, а теперь бизнес-центр класса С или В. Полгода столовая существовала в ноль, а дальше мы ее продали и торжественно забыли.

Восемь лет назад мы познакомились с Антоном Привольным. Когда-то он вел программу «Контрольная закупка» на «Первом канале», а теперь у него свой видеоблог. Решили, что будем делать кафе, — и открыли домашнее кафе «Пюре» на «Автозаводской». Это был суперпровал. Кафе просуществовало четыре года, мы потеряли кучу денег, но зато это была школа настоящего ресторана. Там было вкусное интересное меню и авторская коктейльная карта, а также ивенты чуть ли не каждый день: концерты, дискотеки, стендапы.

Мы вообще тогда не понимали рынок и просто открылись там, где нам предложили. На «Автозаводской» нужны были пиво и суши, а не авторская кухня.

Это был мой третий провальный проект. Я впал в депрессию и решил, что больше никогда не буду заниматься ресторанным бизнесом. И вот в августе-сентябре 2015 года мне предложили помещение на Пятницкой, где я открыл бар Mitzva.

Еврейский коктейльный бар

Когда мы с Андреем пришли на эту площадку, я ему сказал: «Давай откроем здесь еврейский коктейльный бар, и это будет наш последний выстрел. Если и в этот раз не получится, то завязываем с ресторанкой».

Он спросил, не заболел ли я, потому что, во-первых, что вообще такое еврейский коктейльный бар, а во-вторых, мы оба ничего не понимаем в коктейлях и не знаем, как это делается. Я сказал, что верю в эту авантюру и что это слишком смешно, чтобы не стало успешным.

Мы плясали от названия: у нас давно была шутка про бар-мицву. Отсюда и пришло решение делать еврейский коктейльный бар. Мы же евреи, в конце концов. Первые полтора года это было совершенно убыточное место: это было ужасно депрессивно — три провальных проекта и один убыточный бар. Я дал себе еще полгода.

Думал так: «Если ничего не изменится, уезжаю в путешествие, больше не занимаюсь бизнесом и не проматываю наследство».

Через несколько месяцев Mitzva начал приносить деньги — по полмиллиона рублей в месяц. После абсолютного нуля это были очень большие деньги. В этот же период я начал встречаться с теперь уже моей любимой женой. В общем, поперло, я понял, что не все потеряно, и мы стали активно развивать Mitzva, пока он не стал известным и популярным, каким его знают в Москве сейчас.

Были и другие сторонние проекты: например, стритфуд «Шалом, баклажан!». Но он не выстрелил. Была еще парочка не особо масштабных и успешных мест.

Через несколько лет после открытия Mitzva я съездил в Новый Орлеан на выставку Tales Of The Cocktails, где тусовался с Костей Гевондяном, моим нынешним партнером по бизнесу. Он музыкант и играл там в клубах, водил меня по джазовым барам. В одном из них мы напились и придумали The Bix. Помещение нашлось быстро — открылись в Большом Козихинском переулке, и бар тоже стал популярным. Я был единственным инвестором — и в Mitzva, и в The Bix.

Потом несколько лет был ковид, и было не до новых бизнесов. После ковидных времен я собрал проект Zionist — краудфандинговый бар. Там тринадцать учредителей, каждый из которых принес по миллиону-полтора рублей. Я просто написал в «Фейсбуке» что-то вроде: «Эй, кто хочет бар на Покровке?» Мы нашли помещение, оно мне понравилось, мне написало некоторое количество людей. Я отобрал тех, с которыми мне комфортно общаться, и мы собрали деньги. Я скинул два миллиона, кто-то так же, кто-то четыре. Я назвал этот проект социальным бизнесом.

Zionist открылся полтора года назад, он средне успешный, но надо сказать, что огромная часть его аудитории просто уехала из страны. Какие-то деньги бар приносит, может продолжать самостоятельно жить.

Также я сработался с одним классным проектом — «Камин». Его открыли пять барменов, один потом из проекта ушел. Это был нелегальный кабак — бар в стиле вписки нулевых. В нем нельзя ходить в ботинках, все ходят в тапочках. Там можно поготовить на кухне, есть комната родителей, Плейстейшн, но при этом вкусные коктейли и пиво в холодильнике. Это был просто подвал, снятый на физлицо без касс, а такие вещи не могут долго существовать нелегально. Поэтому ребята пришли ко мне и предложили легализоваться вместе. Я пришел в проект, и мы перезапустили «Камин 2.0» на Садовом кольце. Бар открылся в январе прошлого года и чудесно себя чувствует. Ему уже больше года.

Параллельно с этим у меня была амбициозная идея построить самый крутой бар в Москве. По сути я хотел сделать новый Denis Simachev. Я придумал диско-бар LP — Long Play.

Помещение на Сретенке мы нашли еще до февраля 2022 года, делали там ремонт. К 24 февраля в проект уже было вложено очень много денег и сил — и мы решили довести его до конца. Я уехал из Москвы в Израиль 23 февраля, и проект дальше строился без моего участия, но на мои деньги.

Я вложил в бар 79 млн рублей собственных средств. Я был единственным инвестором, что было полным идиотизмом. Проект открылся в августе 2022 года и закрылся 31 декабря 2022, просуществовав четыре месяца. Это был крупнейший провал в истории моих бизнесов.

Третий этаж LP
Третий этаж LP
Окна выходили на Сретенку
Окна выходили на Сретенку

Я не люблю работать с другими инвесторами, потому что тяжело взаимодействовать, когда мне кто-то диктует свои условия. А инвестор в любом случае будет их диктовать. Кроме того, если бизнес успешный и в нем присутствует крупный инвестор, то ты от собственного детища получаешь 15—20%, а не всю прибыль, и это довольно обидно.

Но после закрытия LP я решил, что в ближайшие десять лет не буду вкладывать в бизнес собственные деньги.

Ремонт длился год

Помещение мы искали три месяца. Изначально мы нашли место на Маросейке и даже начали дизайн-проект, но выяснилось, что там не были согласованы конструктивные и технические решения, поэтому мы отказались от него.

В процессе поиска помещения для LP мы нашли место и для Zionist. Это был подвал, поэтому для Long Play он не подошел. LP я видел в большом неподвальном помещении. При поиске мы обращались к риелтору. В итоге выбрали помещение на Сретенке прямо напротив «Дома культур» — окна в окна. Сретенка тогда казалась оживающим бодрым районом: там открылось много заведений, мы находились в центре и близко к метро.

Мы заняли помещение на втором и третьем этаже размером 347 м². Раньше там был КФС: у них на втором этаже была кухня, а на третьем — зал для посетителей. Оно было просто в бетоне, там не было абсолютно ничего. Мы снимали плитку на производственных помещениях на втором этаже, потом «открывали» окна: они были зашиты металлическими листами.

Ремонт длился целый год. Им руководил исполнительный директор Наиль. У нас был очень сложный проект, как и само помещение, много материалов под заказ. Все полностью на себя взял Наиль. Я ненавижу ремонты и предпочитаю в них не участвовать.

Я так и не побывал в баре, но судя по фото и отзывам, получилось красиво, дорого, богато, в стиле семидесятых, как и задумывалось.

Мы начали с дизайн-проекта. Я написал в соцсетях, что мне нужен дизайн нового бара, и мне ответили несколько агентств. Мы остановились на двух, дали им ТЗ на пробный вариант интерьера. В результате выбрали одно, с которым и заключили договор. Это агентство сделало нам 3D-визуализацию и надзирало за ремонтом. Цена дизайн-проекта — 1,8 млн рублей. Это с учетом того, что мы изначально выбрали Маросейку и сделали замеры и проект для нее, а потом переделали все для Сретенки.

Интерьер на втором этаже заведения
Интерьер на втором этаже заведения
Лестничные пролеты между этажами
Лестничные пролеты между этажами
Барная стойка и диджейка на третьем этаже
Барная стойка и диджейка на третьем этаже
1/2
Лестничные пролеты между этажами

На первом этаже помещение снимает другой арендатор, но с первого этажа у нас был свой вход. На втором был обеденный зал — место с сидячей низкой посадкой, небольшой барной стойкой и шефтейблом — открытое место, где можно сесть и смотреть, как готовит шеф. Также на втором этаже располагалась кухня. На третьем этаже был зал с основной посадкой, танцпол, диджейка и огромная барная стойка.

На все работы мы привлекли одного подрядчика, который привлекал своих рабочих. Мы хотели, чтобы было одно ответственное лицо, с которым можно решать все вопросы, а он бы дальше спускал запросы другим. Когда много подрядчиков, начинаются проблемы: «А этот проект мы не делали, а вот тут другие накосячили, поэтому и мы не можем сделать нормально». Электрики валят проблему на отделочников, отделочники на сантехников и так далее.

Окна в LP были зашиты металлическими листами
Ремонт длился почти год
Строители ремонтируют пол

На запуск потратили 79 млн рублей

Параллельно с дизайн-проектом мы подготовили технологический проект, в котором указывают, где будет кухня, сколько метров она занимает, где стоят плиты и все технологическое оборудование, как соблюдается логистика в заведении — поточность приемки товаров, выноса готовых блюд гостям и так далее.

После того как согласовали технологический проект, запустили разработку инженерных проектов — в первую очередь это электричество, которое подводится ко всему тепловому оборудованию. Также ОВиК — отопление, вентиляция и кондиционирование. Проект вентиляции готовится с учетом воздухообмена и кондиционирования, расчета необходимого воздуха исходя из количества мест, метров и гостей. Еще разработали проект архитектурного решения, который включает в себя всю мебель, цветовые решения и декор. Затем проект расстановки осветительного оборудования.

Когда все проекты были просчитаны и готовы, мы установили основной электрический щит с распределением, где какие автоматы и нагрузки. Также нужны проекты водоснабжения и канализации и пожарной безопасности.

Проекты должны четко попадать в обмеры помещения, чтобы строители могли по рабочей документации повесить, допустим, лампочку и подвести коммуникации ко всему оборудованию в дальнейшем.

Проект пожарной безопасности готовит отдельная организация с лицензией, остальные делал наш подрядчик через своих специалистов. Один проект делают от одного месяца до полугода, мы все проекты подготовили за два месяца — собирали их параллельно.

Проекты важно иметь, потому что так ты можешь осметить все работы. Допустим, в баре помимо водоснабжения, канализации, электричества и вентиляции еще есть архитектурное решение. Это плитка, мебель, указание, какой нужен кран, какой цвет стены, сколько метров этой стены. Когда вся эта информация оцифрована и сведена в проекте с разверткой стен и метражом стены, пола, потолка, можно посчитать, сколько плитки понадобится.

Когда ты хочешь что-то построить, не имея бумагу, подрядчику довольно сложно посчитать, сколько плитки надо сюда, сколько туда, какая плитка нужна и каких размеров, или каких размеров и из каких материалов нужно изготавливать индивидуальные изделия.

Собственник помещения так и не смог нам толком объяснить, из чего сделаны перекрытия. У нас было подозрение, что в одном месте они очень хлипкие. Пришлось подключить организацию, которая обследует перекрытия. Они специальными приборами высверливали отверстия в перекрытиях и проверяли их ультразвуком. На основе этого сделали расчеты несущей способности. Так мы убедились, что все хорошо.

У нас были сложности с перекрытиями, поэтому нам пришлось заказать их обследование
У нас были сложности с перекрытиями, поэтому нам пришлось заказать их обследование
В баре был танцпол, много людей — мы должны были быть уверены, что ничего не обвалится
В баре был танцпол, много людей — мы должны были быть уверены, что ничего не обвалится

Летнюю веранду мы сделать не могли, поэтому сделали по индивидуальному заказу окна, которые открываются гармошкой. Они там так и остались.

На маркетинг до открытия потратили 800 000 ₽. Это работа дизайнера афиш, типография, деньги на вечеринку открытия и так далее. Мы заказали кровать, позвали диджеев, у нас ходили топлес-девушки, наливали всем текилу. Также мы заказали несколько рекламных постов у блогеров.

Расходы на запуск бара в 2022 году

Всего расходов78 759 266 ₽
Общестроительные работы и материалы30 892 373 ₽
Интерьер, вывеска, посуда, инвентарь для кухни и зала12 181 127 ₽
Аренда помещения на 11 месяцев9 958 933 ₽
Технологическое оборудование6 906 698 ₽
Зарплаты до открытия4 946 350 ₽
Работа управляющей компании4 230 000 ₽
Видео- и звуковое оборудование, шумоизоляция3 535 650 ₽
Дизайн, технический, противопожарный и инженерный проекты2 838 000 ₽
Маркетинг800 000 ₽
Спецодежда для персонала и хозтовары700 000 ₽
Страхования, отчисления юрлица485 549 ₽
Программное обеспечение для терминалов заказов IKO и моноблоки касс405 000 ₽
Госпошлины и лицензия на алкоголь370 936 ₽
НДФЛ218 650 ₽
Пусконаладочные работы200 000 ₽
Обследование перекрытий и заключение90 000 ₽

Расходы на запуск бара в 2022 году

Всего расходов78 699 266 ₽
Общестроительные работы и материалы30 892 373 ₽
Интерьер, вывеска, посуда, инвентарь для кухни и зала12 181 127 ₽
Аренда помещения на 11 месяцев9 958 933 ₽
Технологическое оборудование6 906 698 ₽
Зарплаты до открытия4 946 350 ₽
Работа управляющей компании4 230 000 ₽
Видео- и звуковое оборудование, шумоизоляция3 535 650 ₽
Дизайн, технический, противопожарный и инженерный проекты2 838 000 ₽
Маркетинг800 000 ₽
Спецодежда для персонала и хозтовары700 000 ₽
Страхования, отчисления юрлица485 549 ₽
Программное обеспечение для терминалов заказов IKO и моноблоки касс405 000 ₽
Госпошлины и лицензия на алкоголь370 936 ₽
НДФЛ218 650 ₽
Пусконаладочные работы200 000 ₽
Обследование перекрытий и заключение90 000 ₽

Новая техника и мебель

У нас было очень много индивидуально заказанной мебели, из типового были только столы и стулья. Часть готовой мебели покупали в Китае, часть в России. Все остальное — диваны, полки — делали на заказ. Наиль объявил тендер, ему сделали несколько просчетов, и он выбрал из нескольких подрядчиков подходящих.

Особых сложностей не было, потому что когда у тебя есть проект мебели и обозначение материалов, все делается по чертежам. Допустим, барная стойка — это каркас, гипсокартон, сверху плитка и искусственный камень. Сам бар за стойкой был сделан из дерева в стиле офиса 70-х.

В LP проходили вечеринки, и для нас был важен качественный звук. Мы купили пульты, усилители, сабвуферы, колонки. Мои знакомые, у которых есть модное караоке, приходили на объект и порекомендовали нам сделать шумоизоляцию: проклеить стены из специальных материалов. Мы также проклеили воздуховоды, чтобы ничего не вибрировало. Установили видеонаблюдение, чтобы следить за работой персонала, и провели вайфай, чтобы гости могли работать.

Диджейский пульт
Диджейский пульт
Диваны и мебель на втором этаже
Диваны и мебель на втором этаже
1/2
Диджейский пульт

Вся техника, мебель и оборудование было новое. У Наиля много партнеров, и мы покупали практически по дилерским ценам. На кухню мы приобрели все тепловое оборудование: гриль, плиты, миксеры, пароконвектомат, а также столы, холодильные, морозильные камеры. Плюс всякие расходники, миски, кастрюли.

У нас были некоторые сложности с частью оборудования и материалов. После 24 февраля, когда мы все еще были в активной фазе ремонта, прервались цепочки поставок. Из-за закрытых границ нам было очень сложно получить заказанное оборудование, к тому же начались скачки валют. На некоторые позиции мы заплатили аванс, а оставшиеся суммы поставщики хотели пересчитывать по новому курсу. Наиль долго вел с ними переговоры, и ему удалось договориться, чтобы мы заплатили остаток по старому курсу.

Еще мы два месяца ждали плитку. Это была плитка индивидуального изготовления, которую мы заказали в Калининграде. Везли фурами, и через Польшу и Латвию машины пропускали плохо.

Обычно на любое зарубежное оборудование — неважно, в России оно уже находится или еще за рубежом, — выставляется счет-оферта, в котором пишется, что оплата проходит по курсу ЦБ на день оплаты. Там же фиксируются сроки поставки. А когда закрылись все границы, дилеры и производители решили подзаработать больше.

Все сообразили, что иностранное оборудование либо больше не привезти, либо очень сложно, и многие начали выдумывать истории, что оборудования нет, заламывая цены. Наиль хорошо представляет, как работают эти схемы, и смог со всеми договориться на приемлемых для нас условиях: по заранее оговоренным ценам.

Столы на третьем этаже
Столы на третьем этаже
Зал с основной посадкой
Зал с основной посадкой
Освещение на третьем этаже мы делали на заказ
Освещение на третьем этаже мы делали на заказ
Мебель подбирали в стиле 70⁠-⁠х. Например, вот кресло на втором этаже
Мебель подбирали в стиле 70⁠-⁠х. Например, вот кресло на втором этаже
1/2
Освещение на третьем этаже мы делали на заказ

Меню и команда

Наше меню было авторской проработкой американских хитов типа пасты с митболами. Меню было построено вокруг завтраков, которые в LP были целый день: с 15:00 до 03:00. Плюс основное меню.

Я нанял шеф-повара из Новосибирска. Его зовут Артем Каменщиков, он работал в известной в Новосибирске сети баров Friends Orchestra. Это очень талантливый человек, который, к сожалению, после LP не реализовался в Москве.

Наши завтраки стоили от 480 ₽. Гости могли собрать собственный завтрак из блюд на выбор и дополнительных ингредиентов. Коктейли были по 750 ₽.

Так выглядело меню завтраков
Так выглядело меню завтраков
Глазунья на кабачковых вафлях
Глазунья на кабачковых вафлях
1/2
Так выглядело меню завтраков

Шеф-повар с технологом еще при старте ремонта начали разрабатывать меню. Сперва шеф смотрел рынок продуктов, делал проработки с технологом, а тот составлял техкарты, чтобы мы понимали себестоимость. Затем бухгалтер-калькулятор вносил всю эту информацию в программу, чтобы все правильно списывалось. То же самое делал бар-менеджер с барной картой — придумывал коктейли, договаривался с поставщиками об условиях. Одновременно с этим шеф-повар и бар-менеджер занимались подбором сотрудников. Пока бар строился, работала целая команда — все были оформлены и получали зарплату.

Я очень мало управляю своими барами, потому что не нахожусь в стране. Я занимаюсь стратегическим планированием, немного маркетингом и придумыванием концепции. Стратегическое планирование — это понимание, что будет в баре, как он будет выглядеть, какие там будут проходить мероприятия, как будет выглядеть меню. Технические вопросы управления — найма и сервиса — не на мне. У меня несколько баров, ими всеми управлять одновременно невозможно: у каждого проекта есть менеджер.

У меня есть управляющая компания, в которой я директор. В ней работает десять человек, которые занимаются моими проектами. В управляющей компании работают маркетинговый отдел, финансы, бухгалтерия, закупка, и Наиль как исполнительный директор.

Спагетти с митболами
Спагетти с митболами
Киш с тыквой, рикоттой и карамелизированным луком
Киш с тыквой, рикоттой и карамелизированным луком
Коктейль Strawberry letter 23: в нем клубничный ликер и просекко
Коктейль Strawberry letter 23: в нем клубничный ликер и просекко
1/2
Киш с тыквой, рикоттой и карамелизированным луком

В LP у каждого была своя зона ответственности. Шеф-повар набирал поваров, проводил собеседования. То же самое с бар-менеджером — он набирал барменов. Общими делами бара занималась управляющая Марго.

Интервью с официантами у нас проводил маркетинг. Они задавали вопросы, чтобы понять, сможет ли человек работать в заведении с концепцией бара 1970-х или нет.

В моих заведениях маркетинг всегда принимает участие в приеме на работу линейного персонала. Они лучше любого менеджера чувствуют, насколько человек нам подходит. Они оценивают ценности, интересы, общий кругозор, софт-скиллы человека. Критерий один — общий с командой вайб. Это можно почувствовать только интуитивно. Отдел маркетинга я подбирал в соответствии со своим вайбом, поэтому доверяю их суждению о персонале.

Расходы превышали доходы почти в два раза

Мы провели в LP массу мероприятий. У нас были дискотеки, классный Хеллоуин, моя самая успешная вечеринка открытия и очень крутая вечеринка закрытия. Много мероприятий шло с четверга по воскресенье. Заведение никогда не пустовало, но гостей все-таки сильно не хватало.

Мы открылись, а через месяц в стране объявили мобилизацию и наша целевая аудитория уехала. Это главная проблема, почему LP прогорел. Гостей не хватало — расходы превышали доходы почти в два раза.

Вторая проблема — это локация. Все-таки Сретенка оказалась не настолько бодрым районом, как мы ожидали. Третья — слишком высокая стоимость аренды: 900 000 ₽ в месяц. Это очень дорого. Четвертая — мы сделали недостаточно шикарный вход, он был неприглядный. Полагаю, у нас была проблема с логистикой самого бара.

Хеллоуин в LP
Хеллоуин в LP
А это вечеринка закрытия
А это вечеринка закрытия

Наконец — слабый маркетинг. LP я поручил своей маркетинговой команде, которая претерпела сильные изменения за последний год и, на мой взгляд, не справилась с таким большим проектом. Было недостаточно пиара и работы с блогерами. По сути они не смогли привлечь целевую аудиторию, потому что ее большая часть уехала. Но также было недостаточно сделано для привлечения оставшейся в Москве аудитории.

Разрыв между доходами и расходами уменьшался с каждым месяцем, но не настолько быстро, как мы надеялись, и к декабрю я уже больше не мог докладывать деньги в этот проект. Мы пытались привлечь инвестора, но сейчас в России очень сложно искать инвестиции. Мало кто готов вкладывать деньги.

Все-таки нам удалось найти заинтересованных людей, но мы совершенно не сработались с ними, а уже пришло время платить аренду. Стало понятно, что мы просто не вывозим по деньгам. Потенциальные инвесторы хотели сделать из LP что-то вроде кальянной, и было очевидно, что мы вообще про разное.

Расходы и выручка за четыре месяца

ВыручкаРасходы
Сентябрь2 924 817 ₽5 389 123 ₽
Октябрь1 513 005 ₽3 834 895 ₽
Ноябрь1 648 943 ₽3 648 748 ₽
Декабрь2 317 909 ₽3 487 834 ₽

Расходы и выручка за четыре месяца

Сентябрь
Выручка2 924 817 ₽
Расходы5 389 123 ₽
Октябрь
Выручка1 513 005 ₽
Расходы3 834 895 ₽
Ноябрь
Выручка1 648 943 ₽
Расходы3 648 748 ₽
Декабрь
Выручка2 317 909 ₽
Расходы3 487 834 ₽

Распродали мебель и технику за копейки

В ноябре 2022 года я понял, что LP работает последний месяц. Продать бизнес я даже не пытался, потому что на него было взято несколько кредитов. Как мне сказали умные люди, никто бы не купил бизнес с займами от других компаний. Даже если бы я задался такой задачей, несколько месяцев пришлось бы платить аренду, а денег уже не было.

В результате мы уведомили арендодателя и всех сотрудников, что закрываемся. С января на проекте оставались только Наиль, управляющая Марго и бар-менеджер, с которым я даже не знаком. Они занимались инвентаризацией всего оборудования, которое продается до сих пор. В основном за сущие копейки, но некоторые позиции Наилю удалось продать даже дороже, чем покупали. Оно по сути новое, а такого же в Россию уже не возят. Например, льдогенератор Hoshizaki. Он очень ценится в ресторанной среде, а с российского рынка бренд ушел. Мы его покупали за 420 000 ₽, а продали за 550 000 ₽, несмотря на то, что технически он б/у.

Обычно по договору аренды неотделимые улучшения нельзя трогать, поэтому все, что можно прийти и унести, — забрать можно. А все, что прикручено и приделано, — нельзя. Но Наиль в максимально сжатые сроки забрал вентиляцию — не трассы, конечно, но внешние блоки удалось демонтировать.

Проектировщики говорили ему, что их нереально продать, потому что они делались исходя из индивидуального проекта и рассчитывались под конкретное помещение и воздухообмен, но Наилю удалось продать их.

Чтобы распродать всю мебель и оборудование, Наиль обзванивал знакомых из ресторанной сферы и узнавал, кому что надо
Чтобы распродать всю мебель и оборудование, Наиль обзванивал знакомых из ресторанной сферы и узнавал, кому что надо

Даже барную стойку он забрал. Мы делали ее за 2 291 000 ₽, а продали за сущие копейки. Но у нас было два варианта: оставить ее там или хоть что-то выручить. Там использовалась нержавейка, и Наиль даже сначала хотел отправить ее в цветметалл, но потом нашлись люди, которые разрезали стойку, чтобы она подходила по размерам, и купили ее. В основном покупатели находились по сарафанному радио.

Остальную встроенную мебель мы так и оставили в помещении. Что сейчас на месте LP — я не знаю.

Этот опыт научил меня нескольким вещам. Во-первых, надо заканчивать вкладывать деньги в собственные проекты, а вместо этого искать инвесторов. Во-вторых, не надо идти за своими амбициями. Нужно трезво оценивать свои силы и не лезть в крупные проекты, в которых я не разбираюсь.

Я разбираюсь в маленьком формате: в небольших барах, которые легко заполнить гостями. Я не умею привлекать большую аудиторию.

В-третьих, я усвоил, что не бывает бизнеса без провалов. Не всегда прет, и к этому надо быть готовым. Если бы у меня был больший запас денег, закрытие можно было бы сильно отсрочить, и, возможно, со временем проект бы потащил. А может быть, и нет.

В ближайшее время в Москве новых заведений я открывать не буду, зато недавно я открыл бар Chaseria в Тель-Авиве. Сейчас я планирую переезд в Нью-Йорк, и там хочу открыть The Bix, в Москве он очень хорошо себя показал.

Операционные расходы в декабре 2022 года

Всего расходов3 871 834 ₽
Зарплаты персоналу1 869 184 ₽
Аренда и содержание помещения906 645 ₽
Инженерные проекты384 000 ₽
Работа управляющей компании231 791 ₽
Транспортные расходы217 068 ₽
Банковские и финансовые услуги117 275 ₽
Хозтовары, инвентарь55 888 ₽
Развлекательная программа36 555 ₽
Ремонт и обслуживание оборудования22 200 ₽
Налоги с основной деятельности21 404 ₽
Обслуживание и ремонт офисной техники5000 ₽
Административные расходы4824 ₽

Операционные расходы в декабре 2022 года

Всего расходов3 487 834 ₽
Зарплаты персоналу1 869 184 ₽
Аренда и содержание помещения906 645 ₽
Инженерные проекты384 000 ₽
Работа управляющей компании231 791 ₽
Транспортные расходы217 068 ₽
Банковские и финансовые услуги117 275 ₽
Хозтовары, инвентарь55 888 ₽
Развлекательная программа36 555 ₽
Ремонт и обслуживание оборудования22 200 ₽
Налоги с основной деятельности21 404 ₽
Обслуживание и ремонт офисной техники5000 ₽
Административные расходы4824 ₽
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету
Варвара КириллинаКак думаете, что могло бы помочь бару окупиться?
  • Karl HungusПочему паста с митболами называется пастой с митболами, а не макаронами с фрикадельками? Потому что макароны с фрикадельками нельзя продать за 1000 руб., а пасту с митболами - легко.89
  • dmitriyKarl, если концепция позволяет то можно1
  • Филипп КругликовДаниил, обещаю тебе сохранить твои 80млн₽ если ты их дашь мне. Прибыль будет небольшая, но с голоду не умрешь. Риски минимальные(по сравнению с лухури-барами), рентабельность ~7%33
  • Оранжевый ЛисЯ прошу прощения конечно, но дизайн просто ужасен22
  • Inglourious LawyerNERV, так он же наследство получил, написал же в самом начале. И успешно его про...ал.15
  • WTFПарень просто слил наследство (надеюсь, не всю или большую часть) потому что, оказывается. не может ходить в офис к 10.00. Надеюсь, хоть более-менее нескучно провел время.95
  • NikМне кажется весь этот опыт можно монетизировать там, где высокий чек и плохо с сервисом. Отличная идея с баром в Израиле, там всё совсем плохо и очень высокий чек. Товарищ открыл кальянную в Стамбуле, казалось бы, но он доволен. Другой человек инвестировал тоже в кальянную в Португалии, почти случайно, тоже очень доволен. Главное условие везти концепт, процессы отсюда и команда управленцев из СНГ. Ужасный кофе в Германии и не фантастический во Франции. Знакомая уехала и грезит кофейней в Париже. Люблю неудачи если честно, они учат. Успех ничему не учит совсем. Дерзайте!25
  • VSФилипп, фин. модель: если я положу 80 млн. в банк под 7%, то буду ежемесячно получать 466к + 80млн останутся в живых деньгах. Если я открою бар, то чтобы окупиться за условно 3 года - срок активной жизни бара, нужно зарабатывать в месяц 2.2млн+0.46млн +еще хотя бы 1млн сверху за старания. Итого с такими затратами прибыль должна быть ну никак не менее 3,5млн в месяц. Значит оборотки должно быть на 10+млн. При работе 4 дня в неделю получаем 16 клубных дней. Значит каждый день должен приносить 625000р и при среднем чеке 2500 получаем 250 человек в день должны посетить. В целом цифры реальные, но как оказалось недостижимые. Возможно проблема в управляющей команде, которая имитирует деятельность, но конечный финансовый результат их не сильно заботит.47
  • Филипп КругликовVS, если вам чешется открыть именно бар - то для начала нужно посмотреть на сверхуспешные истории открытия баров и скопировать их. Из тех что я видел - ни один не открывался с огромными вложениями. Это часто было крохотные заведения где едва могут разминуться 5-6 человек, и есть крохотное меню на ~10-15 позиций, не более. Иногда Барменами работали сами владельцы(не во всех случаях, конечно), и на протяжении нескольких лет был аншлаг.21
  • Karl HungusVS, за подробный бизнес-план с автора этой истории взяли тыщ 300 по моим прикидкам. А вы тут бесплатно все раскрыли48
  • Филипп КругликовKarl, я вам ещё и не такое раскрою. Но лучше конечно за еду, меня устроит и обычный фаст-фуд17
  • Алексей ПетровНаилю - почет и уважение за коммерческие таланты. Все остальное в этой истории коряво и печально. Вермишель с фрикадельками вкусно выглядит :)26
  • Нежная КурочкаРассказ из жизни насекомых. Как развлекаются молодые евреи на наследство от старых евреев.78
  • баквсегда удивляет, почему владельцы делают такую неудобную расстановку мебели? глупые столики посередине помещения, серьезно? а откуда взялась эта поганая скамья для всех сразу и мелкие столики? в баре то! разве не очевидно, что все люди хотят сидеть компанией в обстановке поинтимнее? что наилучший вариант это диван напротив дивана, оба с высокими спинками, а между ними стол? денег потрачено нереально, неоправданно же, ведь получается дичь какая-то, которая вообще не располагает посидеть в этом заведении.40
  • user1301633По-моему единственный, кто реально работал в этом баре-Наиль. Похоже если бы не он, то владелец потерял бы намного больше😅. Да и вообще странно рассчитывать на успех бизнеса не участвуя в нём. Не видел ни одного успешного кейса с владельцами, которые вложились, оставили всё на наёмных работников и уехали🤷‍♂️. Всегда считал, что у работников априори меньше мотивации, чем у владельцев, а найти заинтересованных и "горящих" делом сотрудников-огромный успех. Вывод для себя сделал простой. Автор не был заинтересован в деле, ему просто деньги карман жали-отсюда и результат.78
  • user1301633user1301633, Автору статьи спасибо за то, что поделился опытом. Не все любят рассказывать о неудачах, но обычно они полезней для роста.46
  • MystiqueФилипп, в том то и дело, это как кейсы в маркетинге. Повторить с исходными результатами почти невозможно.6
  • Чёрный Лекарь"После трех неудачных проектов" "Мой самый большой проект Long Play на Сретенке провалился, проработав всего четыре месяца" Что-то такое неуловимо знакомое. Где-то я это уже слышал. Да, точно. Это Монти Пайтон и поиски Святого Грааля: Послушай, я создал это королевство из ничего. Когда я начинал, тут было только болото. Другие короли говорили - идиотизм строить замок на болоте... Но я всё равно его построил, чтобы доказать им. Замок утонул в болоте, и я построил ещё один. Он тоже утонул, и я построил третий. Этот сгорел дотла, рухнул, а потом утонул в болоте. Но четвёртый устоял. Именно его ты и унаследуешь. Лучший замок на этих островах.22
  • ЧёрноКотовый КоточёрновичБывает же наследство))18
  • Такой человекКто-нибудь, объясните, как это вообще работает? Парень открывает десять лет бары один за другим, судя по тексту прибыльных проектов мало, а убыточных дофига, Митцва приносила 500к прибыли, а вложения были в каждый новый космические, далее LP с вложениями в миллион долларов из собственных средств, потом бары в Тель-Авиве и Нью-Йорке. При этом хватало на путешествия и личную жизнь. Автор, очень ждем материал об основной работе, позволяющей быть на плаву при таких расходах и еще что-то открывать.16
  • Филипп Кругликовuser1301633, это не неудача в классическом понимании, это просто статья о том как парень просрал огромное наследство35
  • Филипп КругликовMystique, именно поэтому мы будем тратить наследные 80млнРуб чтобы не повторять истории успеха?11
  • Илья ЩибрикКороткая версия истории: автор 10 лет открывал разные заведения, но финансово успешным стало только одно. Цена урока — примерно 80 млн рублей.16
  • Саша Кравецв тексте конечно масса триггеров для поджига пуканов комментаторов, но один таки побудил написать камент - чел занимается "стратегией и концепцией, пониманием, что и как будет происходить в баре" и хотел "второй симач". и тут же жалуется на неприглядный вход. заведению с таким концептом вообще плевать на вход, туда и не должна ходить публика с улицы, от случайных людей в таком концепте вообще вреда больше, чем пользы. Так что да - история кучи неудач на батино бабло. Непонятно, что читатели должны вынести, какой опыт. Это просто рандомные траты бешеных денег, заработанных не тобой, и случайный выхлоп.41
  • Sergey Shubinuser1301633, я тоже читал и думал, что Наиль не пропадёт нигде и никогда с такими коммерческими талантами :)31
  • MystiqueФилипп, это я не к тому. Хорошо когда есть что тратить, просто повторяя истории успеха, нужно помнить, что эта история не твоя и даже повторяя все след в след вообще не факт что ты придешь к успешному успеху. Это как повторение сделок в инвестициях - часто приводит к сливу депозита :) Если бы все было так просто в повторении успешных бизнесов все у нас были бы Стив Джобсами и Илонами Масками8
  • Филипп КругликовMystique, это да3
  • Мастер спорта по бубнежуОжидание от статьи: "Я окончил бакалавриат и магистратуру Высшей школы экономики, и сейчас покажу где просчитался с дебитом и кредитом..." Реальность: "Я выпустил множество фильмов в Диснее, потом мы с Нахманом, Зингерманом, Экслером и Эльбергом ели мацу и фалафель, они открыли много кафе я тоже ввалил 100 миилиардов... надо заканчивать вкладывать деньги в собственные проекты, а вместо этого искать инвесторов, кстати я сейчас в Израиле, и скоро поеду в Нью-Йорк!"66
  • Cool_Grey"Тогда у меня умер отец, и мне досталось довольно большое наследство, так что я решил стать инвестором этой столовой." - всегда приятно быть Гольдманом в России и иметь возможность вкладывать в бары по 79 млн рублей15
  • МелвикМакс, глупые маленькие столики увеличивают впихуемость помещения, а в заведении с диванами для выхода в ноль нужно будет ещё в 2 раза ценник повысить12
  • МаргаритаТакой, сказано же, основная работа - сидеть на наследстве отца.33
  • AlexanderИлья, прикол в том что автор решил, что пора ему привлекать инвесторов, которых видимо должны впечатлить истории о сливе им кучи денег и работе в минус...20
  • Holden HirschНе существует той силы, что способна бы была оторвать LP от земли. Не то место и не то время (второй Симачёв, ха ха), слишком большие амбиции. Следила за проектом чуть ли не с момента идеи, и чем дальше, тем сильнее ощущалось его мертворождение. Всё опыт. Хорошо, когда можно себе позволить слить 79млн и не свихнуться.10
  • Андрейuser1301633, Здесь же, на Т-Ж, пару лет назад была статья про семью молодых ребят, которые ездят по М/иру, а у них кафешка в Питере, строительные компании в Москве и еще пара проектов. Всеми проектами управляют удаленно и в комментариях выяснилось, что даже стаканчики и трубочки в кафешке у них не воруют.2
  • АндрейBiba, так паренек не простой, израильский паспорт наверняка уже лет десять как есть. а с ним можно колесить по всему Миру без виз.2
  • АндрейНи одно заведение из статьи мне не знакомо. герой статьи - обычный прожигатель жизни и капитала семьи. интересно, он один в семье? жива ли мама, чтобы так бессовестно все проматывать. Бар ,в который вложено 79 млн. совершенно неуютный. даже непонятно, откуда столько денег?! изредка хожу с товарищами и знакомыми по разным местам в центре города и регулярно меня приглашают в какие-то модные места. все они напоминают мне советские рыгаловки, в которых совершенно нет желания находиться, каким бы модным заведение не было. персонал в таких местах с амбициями членов правления газпрома, как правило, от чего тоже уютнее место не становится. Мне ближе настоящие британские пабы. благо их хватает в городе. интерьер, как правило, целиком привезен из UK. Сейчас есть проблемы с качественным и вкусным пивом, но жаловаться грех в текущих условиях. автору желаю найти работу.9
  • Sergey AveryanovKarl, а если еще добавить "лучшая в Москве" то возможности для ценообразования воистину безграничны.20
  • Вячеслав Холоповинтерьер очень неудачный, совсем не хочется в нем провести пятницу. А мобилизация любимая отговорка всех неудачных проектов прошлого года. Приезжайте в Москву и посмотрите, все модные места битком! В любом случае, я думаю, что вы бы вышли плюс судя по динамике ваших доходов и расходов. Очень странно закрываться, вложив 79 млн, когда динамика очень хорошая. Думаю, что если бы вы были на месте, то смогли бы внесли коррективы, чтобы сделать место успешным.11
  • Александр1. По всему тексту: Наиль, Наиль, Наиль. Делал ремонт, покупал оборудование, продавал оборудование. Похоже автор вообще практически ничего не делал кроме "общей концепции". Ну с таким подходом "я ненавижу ремонты" и неудивительно. 2. Открывать бар на 2 и 3 этаже это не ошибка на старте? В ресторанах точно 2 этаж заведомо слабее первого и не каждый проект вывозит этажность. В барах не также? 3. "Продать бизнес я даже не пытался, потому что на него было взято несколько кредитов" Вот про это ничего не сказано. Какие такие несколько кредитов? И почему нельзя продавать? Это же не ипотека с квартирой в залоге. 4. "Отдел маркетинга я подбирал в соответствии со своим вайбом", через абцац: "Наконец — слабый маркетинг. LP я поручил своей маркетинговой команде"14
  • АндрейФилипп, деньги очень быстро кончатся при таком, как у героя, уровне жизни. ему не в рыгаловки московские вкладываться надо было, а, сделав паспорт Израиля, найти крутого фин советника и через него инвестировать доставшийся ему капитал с хорошим ежемесячным пассивным доходом и дальше продолжить поиски себя.9
  • Alena Tyushevauser1301633, мне кажется, Наиль прекрасно работал на себя в этом проекте, на откатах поди домик построил13
  • Андрей РодионовWTF, Почему слил,у героя есть и успешные проекты...2
  • NomadNERV, Вы так пафосно написали, не понимая, что столовка на районе в итоге оказалась более успешным бизнесом, чем то где подают пасту с митболами. Скорее всего проблема оказалась именно в концепции митболов и ориентации на их потребителей, которые не верят ни в страну ни в ее развитие. А автор неверно оценил свою целевую группу, которая не только родную страну кинет, но и его, да и вообще эти люди "мира" та целевая группа которую вообще в расчет не нужно брать... Результат на лицо...19
  • Максим СкомороховЯ так понял, хотели открыть что-то похожее на Студию 54. Я не разбираюсь в экономике общепита, хочу другое сказать. Я не совсем понимаю, зачем автор проекта взялся за диско 70х? Эта музыка давно умерла, в Восточной Европе и России ее никогда не слушали из-за железного занавеса, только меломаны, покупавшие диски у фарцы. С падением СССР хлынуло евродиско с Modern Talking и иже с ними. У этой музыки поклонников полно до сих пор, куча фестивалей, десятки тысяч подписчиков в соцсетях, высокие продажи винила, куча чартов и радиостанций. Аудитория огромная. Бар мог бы это использовать, ценители этого стиля любят красивое и блестящее. Не понимаю, почему релоканты целевая аудитория у диско 70х? Тогда и их родителей ещё не было в живых. А диско 80х самое то, Brother Louie можно спеть вместе с мамой. В общем, автору сочувствую, сделано красиво, но бесполезно.8
  • user1301633Alena, да там по-моему все нажились на владельце. Есть ощущение, что при должном контроле этот бар обошёлся бы в несколько раз дешевле. В тексте не один раз проскальзывает мысль о каких-то элитных материалах, супер дизайне, концептуальных решениях, но я на фото ничего такого не увидел. По-моему владельцу прилично навешали лапши на уши. Плюс никто даже особо не торговался с владельцем помещения, а это обычно самая большая статья расходов в бизнесе, особенно учитывая, что помещение оказалось не очень удачным.15
  • user1301633user1301633, еще один комментарий об "элитном" бизнесе. Герой статьи упомянул, что у него опыта в бизнесе, рассчитанном на хороший средний класс и выше, особо нет. Зато у меня есть пару отличных примеров из жизни, из которых я сделал следующие выводы. Все успешные бизнесы с богатой целевой аудиторией в России, про которые знаю лично, создавались уже под определённых богатых клиентов. Т.е. владельцы имели хорошие связи и знали, что эти богатые клиенты обязательно прийдут к ним. И только с уверенностью в своей целевой аудитории они вкладывали большие деньги в "элитную" инфраструктуру для своего бизнеса, зная, что эти вложения окупятся. "Элитный" бизнес в России это больше про связи и особый круг лиц. Туда никто из объявлений в газете не приходит. Обычно вокруг богатых людей полно прилипал, которые хотят отщипнуть свой кусочек от пирога. Соответственно у таких людей очень ограниченный круг общения и попасть туда не так просто. У данной целевой аудитории свои методы привлечения, и это точно не контекстная реклама. О таких вещах владелец должен был задуматься намного раньше, особенно учитывая, что он сам из той же аудитории.13
  • Sergey AveryanovNERV, то есть столовка открывается ради зарабатывания бабла, а дорогие и пафосные рестораны благотворительности ради? Интересное видение мира я должен сказать.17
  • Ренат ГареевФилипп, малую часть наследства, уточню.1
  • Ренат Гареевuser1301633, а мне кажется Наиль неплохо подзаработал)))5
  • Efולדימיר, А что такое настоящие развлечения? Кому-то испытания на Эвересте кажутся развлечением, хотя труда там много. Во многи играх нужно прикладывать кучу усилий и времени, но это не перестает быть развлечением. Развлечение - это, по сути, все, что "для души". Так что да, человек просто поиграл в ресторан.9
Вот что еще мы писали по этой теме