*cоцсети «Инстаграм» и «Фейсбук» принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
С 2017 года я помогаю развивать инстаграм-аккаунт бренда женского нижнего белья и кожаных аксессуаров.
За это время мы провели десятки фотосессий и выложили на свою страницу больше тысячи фото. Многие из них появились в инстаграм-аккаунтах других магазинов белья без нашего разрешения.
В начале 2020 года я нашел способ наказать недобросовестных конкурентов — пожаловаться на них в службу безопасности «Инстаграма»* так, чтобы их аккаунт заблокировали. В статье расскажу, как подать жалобу, к чему она обычно приводит и почему, на мой взгляд, это оптимальный способ бороться с конкурентами, которые воруют фотографии.
Чем воровство фото в «Инстаграме»* плохо для бизнеса
В «Инстаграме»* важна эстетика картинки, особенно в нашей тематике: надо показать, как смотрится белье и аксессуары, и через фотографии и видео передать идеологию бренда.
Мы регулярно проводим фотосессии и видеосъемки. Для этого привлекаем фотографов, видеографов, моделей, оплачиваем аренду студии, работу визажиста. Еще иногда сотрудничаем с блогерами — рекламируем белье у тех, чья аудитория может заинтересоваться нашими товарами.
Мы вкладываем много сил и денег в развитие аккаунта. Поэтому когда недобросовестные конкуренты вместо того, чтобы придумывать и делать свои фотографии, просто крадут наши, это не только неприятно, но и негативно отражается на бизнесе. Вот почему.
Теряется уникальность. Когда люди видят одни и те же фотографии в разных аккаунтах, может показаться, что это штамповка. В то, что белье и аксессуары мы делаем сами, клиенты могут просто не поверить.
Клиент получает не тот товар. В других аккаунтах люди видят наш товар, а в итоге получают чужой. Пусть мы не единственные, кто производит женское нижнее белье и портупеи, есть мелкие нюансы изготовления. Например, модель может быть похожей, а фурнитура — отличаться. На взятом у нас фото будет наша фурнитура, но если клиент купит товар конкурентов, он получит изделие как минимум с другими деталями.
Страдает репутация. Конкуренты могут использовать менее качественную кожу, более грубые ткани для белья или сетку плохой эластичности, которая не сохраняет форму. Если клиенты столкнутся с плохим качеством товара, представленным на нашем фото, они могут подумать, что и у наших товаров такое же низкое качество.
Мы теряем клиентов. Человек пришел в аккаунт конкурента, увидел нашу красивую фотографию и купил белье там — а до нас просто не дошел.
Или он может подумать, что это мы украли фото, а не наоборот. А раз так, то и товар у нас может быть не такой, как на картинке, — и человек не станет покупать у нас из-за риска получить не то.
Дело может дойти до суда. Фотографии — это объекты авторского права, которые охраняются законом. Если конкурент украл фото и выдает себя за правообладателя, то, возможно, придется идти в суд. А это время и деньги.
Что делать с недобросовестными конкурентами
Мы не ищем специально тех, кто использует наши фото, — об этом нам сообщают подписчики и посетители аккаунта.
Можно обратиться в суд, но сам я так никогда не делал. На мой взгляд, потраченные усилия не окупятся. Хотя героиня другой статьи Т—Ж смогла отстоять свои права в суде с конкурентом. Тут каждый решает сам, как выгоднее и с наименьшими потерями бороться с нарушителями.
В зависимости от ситуации можно игнорировать кражу контента, попросить убрать фотографии по-хорошему или пожаловаться в «Инстаграм»*. Это проверенные мной способы.
Игнорировать. Я считаю, не стоит обращать внимание на кражу контента в двух случаях:
- Если фото опубликовали в аккаунте, который не продает похожие товары. В нашем случае это, например, паблики с фотографиями девушек. Такие аккаунты зарабатывают на количестве подписчиков. Мне проще считать благотворительностью то, что они используют наши фото, чем бороться с ними.
- Если фото опубликовали в слишком маленьком аккаунте. Маленький — это у которого примерно до 5 тысяч подписчиков. Такие аккаунты постоянно появляются и исчезают, поэтому, на мой взгляд, нет смысла тратить на них время. Но стоит проверять эти аккаунты в будущем: некоторые могут вырасти и оттянуть на себя часть клиентов.
Попросить убрать контент. Если у аккаунта больше 5 тысяч подписчиков и он из России, я сначала пытаюсь связаться с его владельцем. Сообщаю, что в аккаунте используются наши фотографии, и прошу их удалить.
Чаще всего такие обращения остаются без ответа, хотя бывают и исключения. Например, как-то раз хозяйка аккаунта, в котором были наши фото, вышла на связь, сказала, что ведет профиль не одна и не проверяет весь контент. Извинилась и убрала все наши фотографии.
А однажды вместо ответа наш аккаунт добавили в личный бан. Видимо, предполагалось, что если мы не сможем видеть профиль конкурентов, то проблема решена. Это был не самый умный ход, потому что на нарушителей можно пожаловаться в службу безопасности соцсети.
Пожаловаться в «Инстаграме»*. На конкурентов, которые воруют фотографии, можно подать жалобу. Если «Инстаграм»* ее удовлетворит, украденные фото удалят.
На первый взгляд кажется, что невелика победа, ведь ничего не мешает разместить чужой контент снова. Но если конкуренты постоянно воруют фотографии, то можно добиться полной блокировки их аккаунта. Расскажу подробно, как это сделать.
Как пожаловаться на нарушение авторских прав в «Инстаграме»*
В «Инстаграме»* есть форма жалобы на нарушение авторских прав. В ней сначала надо выбрать тип жалобы: «Мною обнаружен контент, который нарушает мои авторские права». Так «Инстаграм»* проверяет, правильно ли вы выбрали форму жалобы.
Затем необходимо ознакомиться с предупреждением о серьезности процедуры и только потом заполнять форму.
Форма жалобы на нарушение авторских прав состоит из четырех частей:
- Контактные данные правообладателя.
- Материалы, на которые вы хотите пожаловаться.
- Произведение, защищенное авторским правом.
- Подтверждение заявления.
Что важно знать
Я всегда заполняю форму на английском языке. Не знаю, важно ли это.
«Инстаграм»* не раскрывает конкретные алгоритмы своей работы, в том числе касающиеся блокировки. Описанный в этой статье опыт может оказаться совпадением.
Контактная информация. Первым в форме идет блок с контактными данными правообладателя.
Сначала необходимо указать, кто владелец авторских прав. Есть три варианта:
- «Я или моя организация». Я всегда выбираю этот вариант.
- «Мой клиент» — это когда вы не являетесь правообладателем, но действуете от его лица как, например, адвокат или агент.
- «Кто-то еще». Заполнить форму может и тот, кто никак не связан с правообладателем, но тогда рассматривать жалобу «Инстаграм»* не будет. Об этом говорится в поясняющей подписи, которая появляется, если выбрать этот вариант.
После этого надо заполнить информацию о правообладателе: имя, рабочие обязанности, почтовый адрес, номер телефона и адрес электронной почты — его нужно ввести дважды.
В поле «Ваши рабочие обязанности» я выбираю «Владелец, сотрудник или директор (без юридического статуса)». Еще есть варианты «Юрист», «Другой сотрудник» и «Другое / не применимо», в последнем случае система попросит указать свою должность.
Дальше необходимо выбрать страну, где находится правообладатель. Если ведете аккаунт в России, выбирайте «Россия».
Материалы, на которые хотите пожаловаться. Следующий блок — на какой контент вы жалуетесь. Если украли визуал, надо выбрать вариант «Фото или видео». Можно также пожаловаться на нарушение авторских прав в комментариях или описании аккаунта, в рекламе или где-то еще. На такие нарушения я никогда не жаловался.
В форме необходимо указать прямые ссылки на украденный контент. Если это пост, достаточно скопировать его адрес из поисковой строки браузера или из мобильного приложения.
Чуть сложнее, если речь идет о сторис. В сторис, где используется ваш контент, надо нажать на три точки и в появившемся меню выбрать «Скопировать ссылку». Сделать так можно только с мобильного устройства.
Может возникнуть вопрос: зачем жаловаться на сторис, если они все равно исчезнут через 24 часа. Причин две. Во-первых, потому что сторис могут закрепляться в хайлайтах, а во-вторых, чтобы ускорить блокировку всего аккаунта — об этом я расскажу ниже.
Следующий пункт формы — причина жалобы. Ее надо выбрать в выпадающим списке. В моем случае это «Этот контент копирует мою работу». Еще есть такие варианты:
- «Я фигурирую в этом контенте». Этот вариант надо выбирать, если кто-то выложил фотографию или видео с вами, а вы против. По закону использовать изображение человека можно только с его согласия. Исключения: если изображение используют для государственных целей, это фотография с публичного мероприятия, где человек не главный на фото, или с платной съемки.
- «В этом контенте используется мое имя». Использовать имя человека без его согласия тоже нельзя.
- «Другое». В этом случае причину жалобы надо написать самостоятельно.
Ваше произведение, защищенное авторским правом. Теперь нужно привести доказательства того, что у вас действительно есть права на контент, который украли конкуренты.
Для этого сначала выберите тип контента, которым можно подтвердить авторское право. Это может быть «Снятое мной фото», «Созданное мной видео», «Логотип», «Произведение искусства», «Программное обеспечение», «Ваше имя» или «Созданный вами персонаж». Если ничего не подходит, можно выбрать «Другое» и описать словами. Я выбираю вариант «Снятое мной фото».
Чтобы подтвердить свои права на контент, не требуются никакие документы: ни подписанные модельные релизы, ни договоры на оказание услуг с фотографом. Достаточно того, что вы разместили фотографию в своем профиле раньше, чем тот, на кого жалуетесь. В форму нужно просто добавить ссылки на свои посты либо сайты, где есть ваша работа. А уже опционально можно загрузить дополнительные файлы: договор о фотосъемке, свидетельство о регистрации логотипа и т. п.
Подтверждение заявления. Завершающий блок формы — подпись заявителя. Здесь достаточно вписать свою фамилию и имя.
Затем надо нажать на кнопку «Отправить» и дождаться, когда форма отправится. В течение нескольких минут на электронную почту должно прийти письмо с уведомлением, что «Инстаграм»* принял жалобу к рассмотрению.
Владелец аккаунта, на который вы жалуетесь, тоже получит уведомление. У него будет 24 часа на то, чтобы оспорить жалобу и представить опровержение. Если нарушитель предоставит доказательства, которые подтверждают его право на контент, и эти доказательства покажутся «Инстаграму»* убедительными, то отстаивать свои права можно будет только в суде. Либо можно подать жалобу еще раз и предоставить больше доказательств своей правоты.
В моей практике недобросовестные конкуренты ни разу жалобы не оспаривали.
Когда жалоба приводит к блокировке аккаунта
Форма позволяет указать сразу несколько ссылок на оспариваемый контент. Это удобно: не нужно каждый раз заполнять всю форму.
Обычная жалоба приводит к тому, что «Инстаграм»* просто удаляет материалы, на которые получил жалобу, если удовлетворит ее. Сам аккаунт продолжает работу и может снова использовать чужие фото. Однажды я решил проверить, что будет, если подавать жалобы на каждое украденное фото по одной.
В крупных сервисах жалобы обрабатываются автоматически. Например, если писать в «Вотсап» незнакомым людям рекламные предложения, то человека заблокируют. Скорость блокировки зависит от многих факторов, в том числе от того, как много адресатов пометит сообщение как спам.
Мне было интересно, какое количество жалоб требуется, чтобы инстаграм-аккаунт оказался заблокированным, и можно ли отправить все эти жалобы от одного лица. Оказывается, можно.
В феврале 2020 года наш подписчик сообщил о достаточно крупном аккаунте из Польши, который активно использовал не только наши фото, но также фотографии других конкурентов.
Я стал подавать жалобы по одной, дожидаясь сообщения о блокировке. В итоге после семи жалоб «Инстаграм»* заблокировал аккаунт конкурента. Я даже немного удивился и подумал, что это совпадение. В конце сентября мне представился шанс провести повторную проверку.
Как я заблокировал аккаунт конкурента из Турции
Аккаунт других конкурентов вели из Турции, количество подписчиков — чуть больше 16 тысяч человек. Я нашел там больше двух десятков наших фото.
Первую жалобу я подал 29 сентября 2020 года. В ней жаловался только на одно взятое у нас фото. Жалобу удовлетворили на следующий день. Вторую жалобу я подал 30 сентября, в ней также жаловался только на одну фотографию. Жалобу тоже удовлетворили.
Третью жалобу я подал 1 октября. С ней случилась накладка. Я случайно перепутал ссылки: в качестве объекта жалобы указал наше фото, а в качестве подтверждения авторского права — фото, на которое хотел жаловаться.
«Инстаграм»* запросил у меня дополнительные пояснения — похоже, на этом этапе к процессу подключаются люди. Пояснения я дал в свободной форме, честно признавшись, что ошибся. Спустя сутки пришло уведомление, что жалобу удовлетворили.
Подать четвертую жалобу я уже не смог: профиль конкурентов оказался заблокированным. Я проверил, не добавили ли они наш аккаунт в черный список — в этом случае тоже нельзя просмотреть профиль, но адрес страницы конкурентов перестал открываться и при просмотре из других инстраграм-аккаунтов.
Как не оказаться заблокированным
В «Инстаграме»* практически постоянно в той или иной форме используют чужой контент. Фотографии, видео, рисунки, шрифты — все это объекты авторского права, у которых есть правообладатель. Использовать их без разрешения запрещено законом.
Часто вести инстаграм-аккаунт поручают сотруднику или фрилансеру. Владелец аккаунта не сильно вникает, что там происходит и откуда берется визуальная составляющая. Если это ваш случай, то отнеситесь внимательно к уведомлениям, которые «Инстаграм»* присылает на электронную почту: возможно, кто-то на вас пожаловался. Если аккаунт зарегистрирован не на основной рабочий адрес, настройте переадресацию писем или измените адрес электронной почты для инстаграм-профиля.
Если жалоба действительно была, у вас всего 24 часа на то, чтобы принять меры и не угодить под блокировку. Оспорить блокировку аккаунта будет сложно. А может быть, вообще невозможно.
Например, конкуренты из Польши, чей профиль заблокировали из-за моих жалоб первым, создали новый аккаунт. Об этом нам спустя пару недель сообщил тот же подписчик, который рассказал о них в первый раз. В описании профиля они написали, что их заблокировали по ошибке и скоро разблокируют — тогда они «утрут нос конкурентам».
К ноябрю 2020 года прошло уже больше полугода, а их первый аккаунт «Инстаграм»* так и не разблокировал. Число подписчиков тоже практически не растет, хотя посты появляются регулярно. А ведь до блокировки у них был достаточно крупный профиль. Наши фото они у себя больше не размещают.
Запомнить
- Если вы заметили, что кто-то украл вашу фотографию в «Инстаграме»*, попробуйте сначала написать владельцу аккаунта и попросить удалить ее. Если это не поможет — жалуйтесь в службу безопасности соцсети.
- В «Инстаграме»* есть специальная форма жалобы на нарушение авторских прав. Ее можно использовать не только чтобы удалить украденный контент, но и чтобы заблокировать тех, кто регулярно его ворует.
- Чтобы добиться блокировки аккаунта, надо подавать жалобу по одной на каждое использованное ваше фото.
- Если ведете свой инстаграм-аккаунт не самостоятельно или вдруг иногда используете чужой контент, следите за уведомлениями в электронной почте, чтобы не заблокировали вас.