«Вспоминаю с ностальгией»: как мы впятером снимали двушку в студенчестве
Читатель Т—Ж не мог позволить себе аренду квартиры и заселился туда с друзьями.
Он отвечал за порядок, оплату и поиск новых жильцов, сражался с тараканами и приобрел бесценный опыт в том, как организовать совместный быт с другими людьми. Эта история — о молодости, странных встречах и набитых шишках.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
В 2015 году я понял, что хочу уехать из захолустного поселка в город, но в одиночку аренду жилья потянуть не мог — решил снимать с кем-нибудь в складчину.
Среди знакомых нашлись желающие заселиться вместе со мной при условии, что я буду главным. У меня уже был небольшой опыт ведения хозяйства, плюс я считал себя чистоплотным и ответственным и не позволил бы превратить жилье в помойку, поэтому взял на себя обязанности поддерживать порядок и собирать плату.
Затем я быстро нашел подходящее предложение на дальневосточной доске объявлений farpost.ru — это что-то вроде «Авито». Как и 90% объявлений в городе, оно было от агентства. Такие организации любят приврать, я это знал. Но по фотографиям понял, что обманывать меня никто не собирается и квартира соответствует описанию.
Там был древний ремонт, рисунки на обоях и убитая мебель: раскладной диван, который никто не решился раскладывать, две односпальные кровати и два кресла. Зато квартира находилась в хорошем районе Владивостока — Эгершельде, стоила в районе 18 000 ₽, что для 2015 года было доступной ценой. И в ней была вторая комната с перспективой сдать ее еще паре людей.
Заселение
Мне и знакомым парням, с которыми я собирался снимать эту квартиру, большего в 20 лет было не нужно. Я заключил договор с риелтором, и он самоустранился, как только познакомил меня с хозяйкой и получил деньги. Она, кстати, была чудной женщиной, которая реалистично смотрела на эту квартиру. Я сначала скрывал, что заселил друзей по субаренде, а потом как-то естественно все вскрылось, и она не возражала.
Мы втроем заселились в одну комнату и первое время жили в таком составе, искали арендаторов на вторую. Она была в свободном доступе, ожидала жильцов.
Ребята платили по 7000 ₽, я — в два раза меньше. Мотивировал это тем, что брал на себя всю организационную работу: порядок, поиск жильцов, решение проблем, покупку хозтоваров для уборки.
Позже к нам присоединилась девочка, которую я знал лично. У нее в общежитии было совсем плохо: никак не могли вывести тараканов. По ее словам, она однажды проснулась, когда таракан упал на подушку, и у нее началась истерика. Я честно предупредил ее, что жизнь у нас тоже не сахар, но она настояла, что будет с нами, и прожила в этой квартире до конца, пока все мы не съехали.
Спала во второй комнате, где было два кресла, которые раскладывались как тахта. На одном уже спал В., второе заняла эта девушка. Я предупредил ее о соседе, но ее ничего не смутило. Они подружились и конфликтовали только однажды, а потом общались даже после того, как мы уехали из квартиры.
Быт
Я часто дергал соседей, чтобы они мыли за собой посуду. Если она стояла грязной долго, после нескольких просьб просто выбрасывал все в мусорку — в целом тарелок в квартире было много, поэтому я ими не дорожил. И так как я тогда был импульсивен в вопросах чистоты, а количество посуды потихоньку убавлялось, худо-бедно ребята начали за собой убирать.
Не помню, видел ли тараканов на просмотре, но, скорее всего, я не удивился, даже если обнаружил их после заселения. Я часто заходил на кухню, включал свет, а они даже не разбегались. И как-то летом мы решили устроить насекомым апокалипсис. Купили на ближайшем рынке мешок волшебного белого порошка, отодвинули всю мебель на кухне и засыпали-замыли все, что видели.
Дохнуть они начали сразу: выползали все в белом порошке, лезли из всех щелей — вероятно, потому что были ослеплены и одурманены. Оставались лежать где попало, инстинкт самосохранения у выживших напрочь отбило. Много тараканов в итоге сдохло. Хотя потом они еще появлялись, но уже совсем не в тех количествах.
Другая живность тоже иногда у нас водилась. Так как во Владивостоке очень неровный рельеф и очень плотная застройка, на нижних этажах домов солнце всегда загораживает какой-нибудь пригорок или соседний дом. По этой причине в нашей квартире было сыро. Летом на ковре скакали блохи, хотя домашних животных не водилось.
Проблемы с соседями
Всем жильцам, включая меня, было сложно найти первую работу, поэтому часто деньги приходилось буквально скрести по сусекам. Я дергал парней, которые переставали платить аренду, чтобы они просили деньги у родителей. Помогал только регулярный «попил», что скоро платеж, или требование вернуть долг, если до того дошло. Я вообще был очень жестким. И первые соседи съехали из-за неуплаты.
Новых я искал на той же доске объявлений. Иногда приходили совсем неадекваты, которых не удавалось распознать сразу, и приходилось терпеть, ведь деньги за месяц вперед мы уже взяли и заплатили хозяйке, а свободных у нас не водилось. Помню несколько случаев.
Однажды я заселил А., охранника из местного клуба. Он не творил дичи, но как-то раз пришел поздно ночью не один и тихонько прокрался в другую комнату, где уже спал еще один сосед. Он притащил с собой собутыльника и какую-то женщину, которую они увидели рыдающей на лавке на улице. Все трое были пьяны. Я единственный не спал в квартире и с трудом их выгнал, а позже сказал, что он доживает оплаченный месяц и покидает нас.
Второй случай был посмешнее. К нам въехал тренер по кроссфиту — классный парень, умел общаться и делился советами по фитнесу. Но один раз он пришел ночью и засел на балконе, попросив своего друга поговорить с ним. Я тоже присоединился к беседе. Оказалось, тренер был под воздействием наркотических веществ и совершенно не мог уснуть, поэтому просил общения. Позже он сам нашел жилье и съехал.
Мы прощались с жильцами зачастую легко и без эмоций. Скандал был всего один раз. Человек приехал, сходил в туалет и не смыл за собой. Я начал катить бочку, мол, почему, а тот отнекивался. Но больше это сделать было некому: в квартире был еще один человек, который уже жил с нами полгода, и ничего подобного мы за ним не замечали.
В итоге мы немного повздорили с тем парнем, я на эмоциях кинул, чтобы он уезжал прямо сейчас. Тот потребовал деньги, я оскорбил его и заслуженно получил по лицу. Скандал утих, но позже я повторил свою просьбу. Тот угрожал мне, но подчинился.
Итоги
Я прожил в той квартире два года, и в разные промежутки времени моими соседями были восемь человек, а потом я стал снимать квартиру один. Получил много опыта в организации совместного жилья, научился лучше решать конфликты, организовывать людей, больше их понимать и заранее видеть, от кого будут проблемы. Ни о чем не жалею, а иногда даже вспоминаю тот период с ностальгией, но возвращаться в пройденный этап, конечно же, не хочу.
Молодежи я бы дал совет в таком никогда не участвовать. Когда ты молодой, часто плохо разбираешься в людях. Мне и моим друзьям очень повезло не встретить отбитого вора или психопата-убийцу.
Но если вариантов нет, помните.
С друзьями совместный быт вести опасно. Если кто-то чистоплотен, а кто-то — неряха, друзьями после соседства вы быть перестанете.
Собирать «дань» нелегко. Многие не хотят работать, прокрастинируют или боятся и не знают, кем устроиться на работу. Помогать таким бесполезно, а платить аренду как-то надо. И это тоже повлияло на отношения. Со всеми друзьями я все равно сохранил хорошие отношения, а вот со знакомыми — нет. Все они остались мне должны и пропали с радаров.
Важно давать себе время на притирку. Если человек незнакомый, обязательно нужно договариваться на первый месяц как на тестовый, чтобы понять, что он из себя представляет. Если это не обсудить на берегу, потом жильца трудно будет выселить.