Как я использовал методику из ИТ-индустрии, чтобы найти дизайнера и спланировать ремонт
Чтобы квартира получилась не только красивой, но и удобной, нужно многое продумать заранее.
Читатель Т—Ж рассказал, как он подошел к организации ремонта: проанализировал образ жизни своей семьи и составил список пожеланий для каждой комнаты, а также сформулировал четкие требования к работе дизайнера. Это потребовало от него немало времени и денег, но в итоге стоило всех усилий.
Предыстория
В июне 2017 года мы приобрели трехкомнатную квартиру в строящемся доме, и уже в декабре 2018 года его сдали. Стало понятно, что совсем скоро придется делать ремонт, поэтому мы решили разработать проект и найти дизайнера. Выяснилось, что это не самый простой процесс.
Только спустя полгода мы смогли договориться со специалистом, а к ремонту приступили еще через четыре месяца. Чтобы найти исполнителя, пришлось использовать элементы системного подхода — методики из ИТ-индустрии. Она очень сложная, поэтому я расскажу только о той части, которую использовал, когда готовился к ремонту.
Это работает так: специальный сотрудник — бизнес-аналитик — общается с заказчиком, «вытаскивает» из него цели и задачи предприятия. А потом эти требования адаптируют и передают команде разработчиков. В итоге получается продукт, который полностью соответствует ожиданиям клиента.
Я сам бизнес-аналитик и поэтому воспринял наш ремонт как рабочую задачу. Мы решили, что делать ремонт будем только по дизайн-проекту. Во-первых, для нас было важным понимать, как будет выглядеть квартира и насколько она будет комфортна для проживания. А во-вторых, необходимо было определиться, в какую сумму может вылиться воплощение всех наших желаний.
Но чтобы требовать что-то от дизайнера, для начала нужно было самим понять, чего же мы хотим. Отсутствие четкого понимания повлекло бы за собой бесконечное количество переделок и вечный поиск идеала. А еще дизайнер мог навязать нам свои решения. Поэтому мы начали собирать все свои требования и мысли в одном месте.
Анализ потребностей
Визуальная часть. Для начала мы продумали свои пожелания к визуальному дизайну. Я попросил жену поискать наиболее яркие примеры для двух категорий: «нравится» и «точно нет». Для каждого примера мы договорились добавить описание — что конкретно устраивает или нет. Картинки сохраняли на «Гугл-диске». Примеры смотрели в сообществах по дизайну интерьеров в соцсетях, на «Пинтересте» и просто в «Гугл-картинках».
Бытовые требования. Еще я собрал бытовые требования к будущей квартире: проанализировал наши привычки и образ жизни, а результаты систематизировал.
Мы считаем, что люди, по своей сути, не меняются. Поэтому вероятность того, что мы изменим своим привычкам, крайне мала. Например, моя жена любит смотреть «Ютуб» на мобильном телефоне во время готовки на кухне — значит, на фартуке должны быть предусмотрены розетки с USB-портами. А я привык принимать душ вместо ванны — следовательно, в ванной комнате должна быть душевая кабина.
У нас абсолютно разный рабочий ритм. Жена ходит на работу по графику, я же могу иногда поработать из дома. Просыпаемся и завтракаем тоже в разное время. Значит, нужно подумать насчет изолированных комнат, чтобы снизить уровень шума и вероятность ненароком разбудить того, кто еще спит. А еще дать возможность уединиться и поработать, пока у другого выходной. В то же время хочется иметь просторную общую зону для совместных дел.
Кухня для нас — центральное место обитания. Готовить мы любим, гостей приглашать тоже. Еду из кафе заказываем редко, а значит, нужна нормальная рабочая поверхность, на которой можно готовить и не толкаться локтями, а также индукционная плита и духовой шкаф. Еще необходим кухонный стол, который можно раскладывать для большой компании.
Мы любим оптовые покупки. Если есть возможность купить подешевле, но в большом объеме, стараемся так и поступать. Следовательно, в квартире должно быть место для запасов.
Таких тонкостей много, и их нужно было самим осознать и проанализировать. Мне не казалось, что дизайнер будет вытаскивать все эти мысли из клиента. При этом они влияют на планировку квартиры, расположение мебели и предметов интерьера.
Опыт жизни в съемной квартире
Последние шесть лет мы снимали жилье и не могли переделать в нем ремонт. Некоторые вещи нас ужасно раздражали, другие же, наоборот, показали себя в реальных условиях просто великолепно, и мы взяли их на заметку. Чтобы спланировать новую идеальную квартиру, мы решили проанализировать существующее жилье покомнатно.
Кухня. По словам друзей, в съемной квартире была очень большая кухня. Мы ее измерили и поняли, что «очень большая» — это 14,5 м². Мы не хотели меньшую площадь ни при каких обстоятельствах, поэтому решили, что в новой квартире кухня будет такая же или больше.
Верхние дверцы кухонных шкафов открывались снизу вверх и замирали в нужном положении. Мы просто влюбились в это решение — правда, со временем вообще перестали их закрывать. Забегая вперед, скажу, что у нас не везде получилось сделать такие же дверцы в новой квартире, хотя очень хотелось. Мебель с этими механизмами оказалась дороже обычной, плюс такое решение именно в нашем интерьере смотрелось не очень гармонично, и мы от него отказались.
Коммуникации. В старой квартире висели провода от удлинителей, а в розетках были переходники. Розеток откровенно не хватало: на кухонном фартуке их не было вообще, а в ванной — всего одна, и при включенном бойлере уже не получалось запустить стиральную машину. Поэтому в новом жилье мы запланировали по отдельной розетке для каждого электроприбора и все провода решили убрать в стены.
В новой квартире мы сделали 280 постов — это розетки, выключатели, а также HDMI- и LAN-розетки, чтобы во всех удобных местах можно было подключать бытовую и компьютерную технику. У электриков были большие круглые глаза, когда они читали итоговый проект. А меня слегка поразила сумма, которую они попросили. У наших друзей даже случилась легкая истерика, когда они услышали, сколько это стоит.
Но я был непреклонен. Спустя два года, когда техники стало много, даже самые дальние розетки «на вырост» оказались задействованы. Они у нас есть даже в откосах на окнах: в Новый год это отличное решение для гирлянд, а в остальное время мы включаем в них фитолампы для комнатных растений. Наши друзья в подарок на новоселье принесли нам пилот — троллинг был засчитан.
Ванная. В съемной квартире у нас не было мебели для хранения шампуней, мыла и разных хозтоваров. Был шкаф под раковиной, но тянуться к нему в тот момент, когда уже залез в ванну, было затруднительно. Поэтому весь периметр ванны был заставлен разными баночками, и не уронить что-либо в воду было невозможно. Нам хотелось, чтобы в новой квартире все банные принадлежности были убраны, но при этом оставались доступны на уровне вытянутой руки.
Мебель и техника. Шесть лет мы спали на раскладном диване и поняли, что его, похоже, проектировал сам дьявол. Постоянная боль в спине, неудобные перемычки, маленькая площадь, а со временем на местах постоянного лежания образовались ямы. По замыслу хозяев, диван должен был быть сложен днем и разложен ночью. Но в реальности складывался он ровно один раз за все время. Даже просто сидеть на нем было неудобно из-за слишком короткого сиденья.
Поэтому мы решили, что в новой квартире у нас однозначно должна быть отдельная спальня и кровать. А в гостиной — диван с большим сиденьем и высокой спинкой г-образной формы, чтобы можно было вытянуть ноги и поваляться перед телевизором. Раскладывать его планируем, только если гости решат остаться на ночь.
А еще мы переписали всю свою мебель и технику и испытали культурный шок, осознав, каким количеством вещей успели обрасти. Нужно было понять, что мы заберем с собой в новую квартиру. Рассуждали так: вещь, которая получает второй шанс, должна вписываться в новый интерьер по габаритам и внешнему виду.
Цветовая гамма. В старой квартире была коричнево-белая расцветка с лепниной на потолке и желтой декоративной штукатуркой на стенах. Нам не очень нравился такой цвет, но он оказался практичным и устойчивым к грязи.
Когда планировали новый дизайн, спрашивали, какой цвет для каких поверхностей будет практичнее, а еще просили образцы материалов и делали пробные выкрасы. Светлые полы смотрелись бы великолепно, но мы понимали, что они будут пачкаться буквально за пару дней, поэтому не рассматривали такие варианты.
После того как мы проанализировали основные плюсы и минусы текущего жилья, нам стало значительно легче проектировать будущий интерьер. А еще мы решили представить, каким будет наш самый обычный день в новой квартире, чтобы сразу продумать все требования, а не переделывать через несколько лет. Например, у нас пока нет детей, но мы очень хотим, желательно двоих. Еще у нас есть кот, и жена давно мечтает о собаке. Это значит, что у собаки должно быть место под лежанку, а у детей — место для игр и уроков, а также шкаф с одеждой.
Мы с женой обсуждали каждый пункт и жарко дискутировали по спорным вопросам. Я считаю этот этап самым важным: только в результате совместной работы мы смогли прийти к плану квартиры, который устраивал нас обоих.
Техническое задание
Мы решили, что нам нужен профессиональный дизайнер интерьеров, потому что у нас нет такого опыта. Было важно не только подобрать цветовую гамму и визуальные элементы, но и грамотно спроектировать пространство квартиры.
В первую очередь нас интересовала реализация и удобство интерьера в реальности. Но когда дизайнер работает без ясного плана, на выходе можно получить неудобную квартиру. Например, если верхний ярус шкафов задран слишком высоко, без высокого стула пользоваться ими просто невозможно. А если угловые ящики слишком глубокие, неудобно доставать из них посуду.
Еще я заметил, что часто человек видит картинку, например сочетание дерева и камня, и перестает думать практично. Поэтому решил составить максимально четкое техническое задание, чтобы практическая сторона была выполнена именно так, как нам надо. А уже визуализацию делал бы дизайнер.
При этом мы понимали, что любые требования обсуждаются, — в любом случае это компромисс между нашими желаниями, тем, что реально можно сделать, и последствиями. Например, мы были против верхних ящиков под потолок, но все равно сделали их максимально высокими. Во-первых, мы поняли, что так не будет скапливаться пыль и жир, а во-вторых, закрыли в одном из шкафов кондиционер. В другое место его нельзя было повесить из-за требований УК, а оставлять открытым было бы некрасиво.
Типичные проблемы. Чтобы свести риски к минимуму, я стал изучать тонкости реальной стройки: смотрел видеообзоры и выписывал все потенциальные проблемы. Больше всего полезной информации получил на канале Forcemontage и у Алексея Земскова.
Вот краткий перечень типичных проблем:
- Дверцы шкафов или межкомнатные двери не могут открыться больше чем на 90° из-за неудачного проектирования: мешают либо подоконники, либо соседние двери, либо мебель.
- Стыковка напольных покрытий. Как правило, эту проблему решают с помощью порогов, которые потом не дают нормально использовать робот-пылесос.
- Радиаторы. Сантехники могут сделать подводку прямо из пола: напольное покрытие будет резаться под выходящие «трубы» — и постоянная грязь в стыках обеспечена.
- Дверные проемы не соответствуют габаритам мебели: например, потом не получится занести в комнату диван или шкаф, потому что они просто не влезут.
- Ванная. Как правило, ее закрывают специальным экраном или обкладывают кирпичом. И потом подойти к ванне вплотную уже не получится, так как нет углубления для ног. И чтобы что-то достать, придется тянуться.
Размеры квартиры. Чтобы составить план и техническое задание, нужны были размеры будущей квартиры. Но и с ними оказалось непросто.
Застройщик добавил нас в группу будущих жильцов в «Вайбере». Оттуда мы узнали, что существуют готовые чертежи — физический план обмеров построенных квартир, и получили готовые размеры. Никто не гарантировал, что они совпадут один в один, поэтому существовал риск неверного проектирования. Но для черновика эти размеры вполне подошли. А проектировать начисто мы начали только после непосредственной приемки квартиры.
Проект в специальной программе. Я хотел сам попробовать себя в роли проектировщика, чтобы понять специфику работы и быть готовым к общению и вопросам.
Некоторые варианты размещения помещений были очевидны. Квартира сдавалась без межкомнатных перегородок, но на плане они были. Можно было взять и возвести эти стены, сделать изолированные комнаты. Но в придачу к ним мы получили бы большее количество дверей, углов и примыканий. Площадь помещений уменьшилась бы, и не было бы ощущения пространства. Да и в целом это решение показалось довольно скучным.
Мы хотели заранее рассмотреть все плюсы и минусы и не тратить время на заведомо бесперспективные варианты. А еще нужно было понять, что означают те или иные размеры в физическом мире. Часто условные сантиметры на бумаге никак не воспринимались в реальности. Например, глубина шкафа 25 см — это много или мало?
Посмотрев несколько обзоров на «Ютубе», мы сформировали для себя общее представление о программах, которыми пользуются проектировщики интерьеров. Поняли, что освоить их довольно сложно, а еще нужно чувство стиля и художественный вкус. В итоге выбрали SketchUp, потому что она оказалась наиболее понятной. Я научился работать в этой программе по видеоурокам и начертил 3D-модель нашей квартиры.
В техническом задании я собрал все основные требования, загрузил его на гугл-диск и задал доступ по ссылке. Еще подготовил более детальный покомнатный документ с требованиями. Это ТЗ мы отправляли всем потенциальным исполнителям.
Поиск дизайнера
Этот процесс мы тоже разделили на несколько этапов: сформулировали свои пожелания и составили список кандидатов, разослали дизайнерам предложение о сотрудничестве и техническое задание, встретились с подходящими специалистами и только затем наконец выбрали дизайнера и заключили с ним договор.
Пожелания. Мы решили, что будем работать только с теми дизайнерами, у которых есть сравнительный набор визуализации и реализации одного и того же объекта. Нам было важно понять, как дизайнер взаимодействует со строителями, есть ли у него бригада, которая работает по его проектам, или он только делает документацию, а стройка — не его зона ответственности. Еще мы хотели посмотреть на уже реализованные объекты или поговорить с другими довольными клиентами, а также всегда иметь возможность подъехать к дизайнеру в офис и пообщаться лично. Поэтому кандидатов из других регионов мы не рассматривали.
Когда я рассказывал эту историю друзьям, они говорили, что я сноб и перегибаю палку. Думали, что если буду продолжать так отбирать людей, то никогда не найду человека, готового со мной работать. Но в итоге наш подход помог сделать ремонт четко по плану, и ожидания совпали с реальностью.
Предложение о сотрудничестве и техническое задание. Мы искали дизайнеров по рекомендациям в соцсетях и на «Авито». У нас получилось 50 кандидатов: и фирмы, и специалисты-частники. Всем специалистам мы отправили одно и то же сообщение, а также техническое задание. Пятеро не прочитали или не ответили. Еще человек десять оказались заняты и не брали новых задач. Остальных пришлось вычеркнуть, потому что они либо не читали техзадание, либо были невнимательными. В итоге осталось десять кандидатов, с которыми мы встретились лично.
Нас поразило, что многие специалисты даже не читали документы. Мы видели, кто и как изучает техзадание, потому что в гугл-документе видно, что человек туда зашел и смотрит. Люди отвечали практически сразу и предлагали начать работать, встречаться на объекте и подписывать договор. При этом они не задавали вопросы и не смотрели техзадание. С такими кандидатами мы решили не общаться.
Очень удивила невнимательность: несколько дизайнеров якобы не смогли отправить коммерческое предложение, потому что не знали нашу электронную почту. Но мы разместили все контакты в техзадании в двух местах: на титульной странице и в нижнем колонтитуле буквально на каждом листе. Так что таких специалистов мы тоже вычеркнули.
А еще мы поняли, что большинство дизайнеров или предлагают типовые решения, или слишком сильно навязывают свои варианты. И почти никто не спрашивает о бюджете. Как можно проектировать, если потом выяснится, что клиенту не по карману готовый вариант, до сих пор для меня остается загадкой.
Встреча со специалистами. Мы решили встретиться с каждым лично, обсудить дальнейшие шаги и понять, насколько комфортно будет общаться с человеком. Как показала практика, это был самый эффективный прием. На встречах мы обсуждали ранее заготовленные вопросы, смотрели примеры работ и пытались понять, как дизайнер относится к своему делу, как в целом ведет проекты, насколько серьезно подходит к клиентам.
На одной из встреч произошла смешная и одновременно пугающая история. Мы пришли в офис, познакомились с сотрудниками и разместились в переговорной — начали общаться. В какой-то момент попросили: «Покажите, пожалуйста, фотографии рендеров и реализацию». Дизайнер предложил показать фото на смартфоне, якобы в компьютере их нет.
Потом он очень долго листал фото, а мы наблюдали. Пауза затянулась, и я заскучал, как вдруг что-то зацепило мое боковое зрение. Какая-то фотография привлекла внимание, но в тот же миг она убежала дальше вслед за лентой. Я повернулся к дизайнеру, а он заметил мою реакцию и сказал: «Извините, наверное, нужно объясниться».
Он повернул ко мне телефон: на фото был я 10 лет назад. Я удивился, потому что видел этого дизайнера впервые. Оказалось, что перед встречей исполнитель пробивал меня через соцсети и спрашивал знакомых: вдруг кто-то что-то про меня знает. Он сохранил мою фотографию из соцсетей и отправлял друзьям, чтобы собрать информацию.
Дизайнер заподозрил, что я могу быть работником силовых структур, потому что задаю слишком много вопросов. Например, я просил предоставить не только чертежи, но и файл из программы, потому что хотел посмотреть 3D-модель самостоятельно с разных ракурсов, измерить расстояния и отступы электронной линейкой. А дизайнер решил, что я проверяю, есть ли у него лицензия на программы или какие-то нарушения, вот и испугался.
В другой раз мы пришли в гости к друзьям, которые не знали, что мы ищем дизайнера. Нам рассказали, что их подруга беспокоится по поводу одного странного клиента. Мол, у них в чатике для дизайнеров переполох: какой-то человек закидывает всех одним и тем же письмом. Говорит: делайте то, не делайте се, только вот так хочу, а вот так не хочу. Люди в шоке, никто не может понять, откуда он взялся. Все пересылают его сообщения друг другу, удивляются. Отгадайте, кто был тем самым странным клиентом? Так я понял, что в нашем регионе, если клиент пришел с четко сформулированной мыслью и чего-то требует, это вызывает легкий шок среди исполнителей.
Тем не менее ровно через неделю все собеседования были закончены, и мы смогли сделать выводы.
Выбор дизайнера и заключение договора. Цена у всех исполнителей была «плюс-минус километр». Мне понравились и ребята, которые предложили 900 ₽ за 1 м², и те, кто брал по 2500 ₽. Были и те, кто просил по 3500 ₽ за метр. И в лучших традициях маркетинга все это делили на пакеты и дополнительные услуги типа дизайнерского надзора. Конечно, мы хотели сэкономить, если это не повлияло бы на качество работы.
В итоге я выбрал команду дизайнеров, которые сделали нам оптимальное предложение. Это студия из четырех специалистов, в которой каждый отвечает за свой профиль: свет и электрику, стены и пол, дизайн, подбор элементов и декора. Руководитель тоже работает в команде.
У всех дизайнеров было архитектурное образование. Можно много дискутировать на тему высшего образования и его необходимости, но конкретно в моем случае это было максимально заметно: люди умеют думать и применять свои навыки на практике. Мне это подошло, потому что дизайн квартиры — это в первую очередь проектирование и только потом — красота.
Нам понравилось, как они вели переговоры: задавали вопросы о сроках, о том, сколько из бюджета выделено на материалы, а сколько — на мебель, как я вижу нашу стройку в целом и коммуникацию с ними, как планирую общаться со строителями. Специалисты рассказали, как выстроена работа в студии, кто за что отвечает, какие предстоят этапы работ и что я получу после каждого из них. Сказали, что только после согласования каждого этапа я буду проводить оплату.
Ребята показали и рендеры, и реализацию. Ожидание и реальность совпали полностью, и это при том, что многие материалы вживую смотрятся иначе, чем на картинке. У ребят много хороших отзывов.
Нам также дали контакты бывших клиентов — разумеется, их заранее об этом предупредили. Потом я им позвонил и поспрашивал, как они сотрудничали со студией и остались ли довольны результатом. Большинство других дизайнеров говорили категорическое «нет» и контактов не давали.
У ребят есть свой прораб и строители, которые знают, как работать по проектам этой конкретной студии. Нам организовали личную встречу с прорабом, и мы с ним обсудили, как будем работать по готовой документации.
Дальше мы заключили официальный договор, в котором зафиксировали сроки и ответственность за действия строителей. На следующий день после подписания специалисты были уже на объекте и делали финальный обмер. Мне понравилось, что они использовали профессиональный 3D-сканер помещений, потому что точные числа важны для чистовых работ и проектирования мебели.
Итоги ремонта
Дизайн-проект делали ровно четыре месяца со дня подписания договора. Отклонение от срока составило примерно две недели — и то потому что я был в отпуске и не мог согласовывать правки оперативно.
Ремонт длился еще 10 месяцев. Бюджет на отделку и технику составил 130% от стоимости квартиры. Как раз в этот момент подорожали стройматериалы и техника — мы уже не могли ничего с этим поделать.
Возможно, мы потратили слишком много времени на подготовку, но сейчас я уверен, что это того стоило. Вот что я понял про работу дизайнеров интерьера:
- У многих специалистов работа заканчивается на уровне документов или на дизайнерском надзоре. Их задача — сделать свой кусок работы, но эта цель может быть далека от вашей — получить удобную и красивую квартиру.
- Дизайнеры часто мыслят только образами, цветами и стилем, но не физическими размерами, практичностью и здравым смыслом.
- Многие не умеют вести переговоры и коммуникации с клиентом. Мы видели очень агрессивных людей, которые заявляли, что их нельзя проверять и они ничего нам не должны. А еще были наглые, которые заставляли подписать договор не глядя и только потом уже обсуждать задачу.
- Цена не всегда соответствует качеству, и дороже не значит лучше. Но профессионалы есть, их катастрофически мало, и чтобы их найти, придется потратить очень много времени.
- Почти никто не умеет работать с требованиями клиента. Предлагают готовые решения и одинаковые приемы, навязывают типовые проекты. Я практически не встретил людей, которые были готовы пропустить наши хотелки через себя и выдать оригинальное решение.
- Даже профессионалы никогда не сделают работу за клиента. Сам заказчик должен осознать, чего ему хочется, и донести свои мысли до дизайнера. А он только поможет воплотить мечту в жизнь.