Принял оперативника за нападавшего и ударил. Что теперь будет?
У мужа в машине сломался замок. Он нашел на «Авито» новый и вечером поехал его покупать. Встретиться с продавцом договорились на остановке. Когда муж приехал, тот перестал брать трубку. Спустя полчаса у мужа сел телефон, а транспорт уже не ходил.
У остановки в машине сидели двое парней — муж попросил их вызвать ему такси. Но они стали кричать на него и толкать, а сзади подбежали еще трое мужчин. Супруг испугался, что его изобьют впятером, — успел оттолкнуть одного нападавшего и ударил с локтя. Попытался убежать, но его догнали и скрутили.
Позже оказалось, что двое в машине были закладчиками, а трое подбежавших — оперативниками на спецоперации. Получается, супруг ударил полицейского. Неумышленно, в качестве самообороны, да и одеты они были не по форме.
Сейчас от мужа требуют признать, что у него были наркотики, и тогда ему ничего не сделают. Иначе угрожают уголовной статьей за нападение на сотрудника полиции.
Что делать? Человек просто испугался: он оказался не в том месте и не в то время. У нас маленькая дочь, я в декрете. А полицейские советуют ему признаться в том, чего он не совершал. Звонки и все сообщения от продавца с «Авито» у нас сохранились.
С вами произошла очень стрессовая ситуация, и разобраться в ней будет непросто: в таких сложных делах важна каждая мелочь. Поэтому в первую очередь я рекомендую найти опытного адвоката. Вот статьи Т—Ж, которые могут вам в этом помочь:
Обещать гарантированный выход из ситуации я не могу: эксперты Т—Ж не заменяют следствие и суд. Но расскажу, как могут развиваться события, как можно построить защиту и какие способы точно не сработают.
Стоит ли признавать хранение наркотиков, если этого не было
Информации о происшествии недостаточно, чтобы выбрать линию защиты. Но сразу скажу: предложенный полицейскими вариант не подходит. Вот почему:
- Предложение взять на себя вину противозаконно.
- Наказание за хранение или сбыт наркотиков может быть гораздо строже, чем за применение насилия к представителю власти или неповиновение полицейскому, которое считается административным проступком. Например, за сбыт наркотиков минимальная санкция — от семи лет лишения свободы. А за применение насилия могут осудить максимум на пять лет, но если человека привлекают впервые — возможен штраф, принудительные работы или арест до шести месяцев.
- Вашего мужа задержали с двумя наркозакладчиками — наказание могут ужесточить, если посчитают, что они действовали группой лиц.
Расскажу про более перспективные и законные варианты защиты от необоснованного уголовного преследования.
Как действовать в сложившейся ситуации
Если вашего супруга задержали случайно, для защиты важно узнать, какой вред он причинил здоровью полицейского: это влияет на состав преступления.
Получив телесные повреждения, полицейский должен был пройти медицинское освидетельствование и судебно-медицинскую экспертизу. Только тогда можно говорить о применении насилия к представителю власти. Наказание за это:
- если насилие не опасно для жизни или здоровья — срок до пяти лет;
- если опасно — срок до десяти лет.
Если телесных повреждений не было, уголовной ответственности быть не должно. В худшем случае это расценят как административный проступок — неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
В ситуации с вашим мужем слова сотрудника полиции — это, скорее всего, манипуляция. Обычно полицейские, к которым применили физическую силу, не идут на торг и уступки, а сразу фиксируют телесные повреждения и дают ход делу.
Вот что важно сделать для защиты:
- Выяснить, понимал ли муж, что происходит именно задержание и что нападающие — сотрудники полиции. Если оперативники были в гражданском, не представились и не предъявили удостоверения перед задержанием, у мужа было право на необходимую оборону.
- Указать, что супруг осознавал опасность и был вынужден защищаться.
- Добавить сохраненные звонки и сообщения с «Авито» и любые доказательства того, что муж попал на место задержания случайно.
Учтите: если при задержании у вашего мужа ничего запрещенного не обнаружили, у следствия нет доказательств его вины в хранении и сбыте наркотиков. Но как только он сознается и подпишет протокол, документ станет доказательством соучастия в этом преступлении. Отказаться от него в суде будет практически невозможно.
В России действует презумпция невиновности: следователи должны доказать вину человека, а не наоборот. Поэтому можно:
- Обратиться к следователю, чтобы по номеру телефона установили личность продавца с «Авито».
- Сказать мужу, чтобы он сам или через адвоката запросил у оператора связи детализацию звонков за последние полгода. Важно: устные просьбы в таких делах не работают — чтобы получить доказательства невиновности, нужно писать ходатайства об их истребовании.
- Через следователя запросить такие же детализации звонков с телефонов закладчиков.
Так вы опровергнете связь мужа и закладчиков. Если у следствия не будет доказательств вины вашего супруга, правовых претензий к нему быть не должно.
Протокол с подписью — это тоже доказательство
Многие считают, что доказательствами могут быть только детализация звонков, наркотики в кармане или показания свидетелей. На самом деле доказательством может быть обычный лист бумаги — протокол допроса, в котором человек сознается в преступлении.
Именно поэтому от вашего мужа требуют признать, что у него были наркотики. Если он это сделает и в присутствии адвоката подпишет признательные показания — он сразу превратится в обвиняемого. Скорее всего, обвинение выдвинут по части 3 статьи 228.1 уголовного кодекса: поскольку есть еще двое задержанных, им могут вменить совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Санкция в такой ситуации — лишение свободы на срок от восьми до 15 лет. Отказаться от уже подписанного протокола практически невозможно.
Мой совет в такой ситуации — ничего не подписывать. Если бы у следствия были доказательства вины вашего мужа, признание было бы не нужно. В суде достаточно, например, детализации звонков, подтверждающих контакты со сбытчиками наркотиков, или записи переговоров по телефону. Но судя по всему, ничего этого нет. Подписать в такой ситуации признательные показания — это верный путь отправиться в места лишения свободы.
Что делать, если задержанные вступят в сговор со следствием
Закладчики могут оговорить вашего мужа и выставить его сообщником. Им ничего не будет: по закону подозреваемые и обвиняемые не несут уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Если такое произойдет, помогут указанные выше доказательства невиновности супруга и следственные действия, которые могут опровергнуть его вину, — например, проведение очных ставок.
Что в итоге
Не идите на поводу у потенциально недобросовестных сотрудников полиции — не позволяйте запугать и оговорить супруга. Если ситуация такая, как вы описали, закон полностью на вашей стороне. Главное — не паниковать и ничего не подписывать. В крайнем случае можно вообще отказаться давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции.
Привлеките адвоката. Он сможет определить моменты, которые помогут отстоять законные права мужа. А еще согласует с вами стратегию наиболее эффективной защиты от неправомерного уголовного преследования и подаст ходатайства об истребовании доказательств невиновности.