«Это как завести часы»: 4 принципа воспитания, которые помогли моему сыну поступить в Вышку

Опыт читательницы из Екатеринбурга

88
«Это как завести часы»: 4 принципа воспитания, которые помогли моему сыну поступить в Вышку

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

В 2023 году мой сын прошел на бюджет в Высшую школу экономики и стал обучаться программной инженерии.

Когда меня впервые спросили, как ему это удалось, я засмущалась и ответила что-то вроде: «Он молодец, сам постарался». Потом вопрос стал прилетать с завидной регулярностью. И недавно старший и более успешный приятель попросил меня поделиться опытом воспитания сына, чем тоже смутил.

Но я поразмыслила, какими были прошедшие 18 лет, собрала по крупицам наблюдения за другими родителями и примерно определила то, что отличало нашу семью. Это не советы по воспитанию, а личный опыт.

Для соблюдения исторической достоверности отмечу: когда сыну было шесть лет, я развелась с мужем, и мы с ребенком переехали в съемную квартиру. С этого момента наша и без того небольшая семья стала еще меньше. Поэтому воспитанием занималась самостоятельно. Хотя порой мне кажется, что это сын меня воспитывал, а не я его.

Лейбл заголовка
Принцип № 1

Не оставлять вопросы без ответа

В детстве я часто задавала взрослым вопросы, но их оставляли без внимания. Бабушка еще могла отшутиться и сказать, к примеру, что ручная бетономешалка с соседней улицы — это Царь-пушка, а я потом пыталась доказать это всему поселку. Мама же не утруждала себя объяснениями, в основном отвечала «потому что». А ведь именно детское любопытство, на мой взгляд, — самое важное качество, которое нужно поддерживать. Оно позволяет ребенку постоянно открывать для себя что-то новое и развиваться.

Когда сын достиг возраста почемучки, я выработала для себя правило всегда отвечать на его вопросы, а если не знаю ответ — гугл в помощь. В таких случаях я обычно выдерживала паузу, пробегалась глазами по результатам поиска, а потом простым и доступным языком, но с ученым видом отвечала. Этот положительно повлияло и на мой авторитет в глазах сына, и на мой кругозор.

Приведу пример. Однажды после дождя мы шли в садик, стараясь не наступать на вылезших на асфальт червяков, и сын спросил: «Правда, что если разрезать червя пополам, их будет два?» Мне в детстве примерно это же говорил двоюродный брат, и я ответила, что правда. Но тут же я поняла, что, кажется, это не так, потому что сын сказал: «Значит, у червяка две головы. А как он решает, в какую сторону ползти?» Пришлось срочно обращаться к поисковику, и тогда я узнала, что история про жизнеспособность двух разделенных частей одной особи — это миф. Голова у червя одна, и если его разрезать пополам, то часть с хвостом погибнет.

Иногда объяснить что-то ребенку простыми словами у меня не получалось — или я не понимала, что ему ответить. Тогда честно в этом признавалась, и мы договаривались вечером поискать ответ вместе. Я ставила себе напоминалку, находила, например, видеоролик на нужную тему, и за ужином мы старались вернуться к вопросу.

Сын спрашивал у меня, как работают двигатели, как делают процессоры, почему самолеты не падают, а корабли не тонут. Эти вещи мне сложно объяснить даже сейчас. Выручала программа «Галилео» и ютуб-каналы «Топлес» и SciOne. Я и сейчас их смотрю.

Один из выпусков программы «Галилео», который будет интересно посмотреть даже дошкольнику
Лейбл заголовка
Принцип № 2

Не препятствовать общению со взрослыми

Когда я была ребенком, мне и другим детям в семье накрывали на кухне отдельный стол, а взрослые своей шумной толпой сидели в большой комнате. Сталкивалась я и с другой знакомой многим ситуацией, когда родители оставляют ребенка дома, потому что «это мероприятие для взрослых». Еще в детстве я зареклась так делать — и слово свое сдержала: сын знает всех моих друзей и знакомых.

Он всегда был в нашем кругу и легко общался со всеми. А когда возникали вопросы, с которыми мне не удавалось помочь, — к примеру, как разобрать компьютер, — мог смело позвонить кому-нибудь из моих друзей. Разумеется, предварительно я получала у взрослых разрешение на такие звонки. Единственное, что я постаралась донести до сына, так это ценность чужого времени. Поэтому ребенок знал, что суть вопроса нужно изложить кратко.

Может быть, в детстве он таким образом прокачал свою способность к коммуникации с людьми старше себя и благодаря этому сейчас легко находит с ними общий язык.

Лейбл заголовка
Принцип № 3

Не принуждать, а мягко подталкивать

Меня в детстве рано отдали в школу, и в шесть лет я уже училась во втором классе. Дальше было три переезда и три смены школ. По мере взросления разрыв в возрасте с одноклассниками ощущался все сильнее, и мне было сложно найти с ними общий язык.

После шестого класса я уверенно превратилась из ударницы в троечницу. За оценки и успеваемость ругали, и прогуливала я все чаще. А самая неприятная мамина фраза — от воспоминаний о ней до сих пор мороз по коже — это «Неси дневник».

Учитывая свой негативный опыт, я никогда не заставляла сына делать домашние задания и не ругала за плохие оценки, забытую сменку и опоздания. Звучит, будто я пошла по легкому пути и оставила ребенка в покое, но все с точностью до наоборот.

Всю младшую и среднюю школу, пока программа была мне ясна, я заранее просматривала темы в учебниках, чтобы быть в курсе, что сын проходит, и уметь ответить на его вопросы. Уроки он обычно делал сам, но в крайних случаях я прибегала к уловкам.

Например, спрашивала, что задали по математике, и с фразой «сейчас я покажу, кто здесь гуру» садилась решать задачу. Дальше шла пантомима «мама-гуманитарий и математика за пятый класс». Сын не выдерживал моих «мучений» и порывался помочь, а я не отдавала тетрадь и говорила, что еще немного — и мой ответ сойдется с тем, что в учебнике. Ребенок вздыхал, брал новый лист и с умным видом объяснял, как решать эту задачу. После чего втягивался и с азартом, буквально за 20 минут, заканчивал домашнее задание, демонстрируя, кто же истинный гуру математики.

Стихи мы тоже периодически учили вместе — точнее, наперегонки. А иногда я просто садилась неподалеку и начинала по кругу читать стихотворение, пытаясь с заминками и паузами его повторить вслух, якобы забывая слова и целые строчки. Сын снова приходил на выручку. Английские слова, термины, даты запоминались так же.

Еще раз уточню: подобные трюки с уроками не были ежедневным ритуалом. Я прибегала к ним только тогда, когда видела, что сын не хочет делать домашнее задание. Нужно было пробудить любопытство и азарт, это как завести механические часы: дальше они прекрасно работают сами.

С каждым годом мне все реже приходилось прибегать к подобным хитростям, так как сын сам прекрасно со всем справлялся. Я лишь отслеживала его настроение. Если видела, что вообще ничего делать не хочет, наливала чай, доставала печенье и начинала потихоньку расспрашивать, что случилось. И слушала.

Период стримов и игр начался уже в старших классах. В это время я своему подростку уже ничем в учебе не помогала, но иногда напоминала, что есть приоритетные задачи. Единственным нерушимым правилом был режим: поскольку мы в однокомнатной квартире, то играть по ночам сын не мог.

Лейбл заголовка
Принцип № 4

Поощрять участие в олимпиадах

Пока сын был маленький, я записывала его поучаствовать во всем, что только можно. На тот момент я рассматривала олимпиады как репетицию к ЕГЭ: в родительских кругах все только и говорили, что ребенок испытывает стресс на этих экзаменах.

С каждым разом сын все меньше переживал перед олимпиадами, а благодаря выездным состязаниям и проектным сменам стал самостоятельнее. Личные олимпиады ребенка не так мотивировали, а командные прививали стремление не подвести своих. Чтобы победить и показать себя с лучшей стороны, к таким соревнованиям дети старательно готовились, постоянно углубляли знания.

Кроме того, олимпиады и другие конкурсы — это всегда плюс к социализации и коммуникативным навыкам, новые знакомства, места и впечатления. Активность в олимпиадном движении позволила сыну расширить круг друзей и знакомых. Все постоянные участники из одного региона уже знали друг друга.

В итоге высокая эрудированность, хороший уровень подготовки, умение общаться и сохранять самообладание во время конкурсов и соревнований сделали свое дело: по результатам открытой олимпиады школьников по информатике от Университета ИТМО сын получил право поступить на бюджет в Вышку без вступительных испытаний.

Мой совет простой: пока дети маленькие, пусть участвуют в «Русском медвежонке», «Кенгуру» и прочих олимпиадах — хоть по китайскому языку. Это развивает, дает бонусы и положительно влияет на самооценку.

Хочется закончить тем, что у каждого свой путь. И главное — чтобы человек на этом пути был счастлив. Учитесь у детей любопытству. Поддерживайте это качество и в себе, и в них. Именно любопытство помогает нам понять, кто мы и зачем.

Редакция
А как вы воспитываете своих детей? Поделитесь идеями, которые считаете важными:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Поздравляю вас с успешным воспитанием сына! Вы молодец однозначно и это не обсуждается. Позволю себе поделиться мыслями на этот счёт. Я вот та самая "дочка маминой подруги" по жизни, которую ставят в пример своим детям до сих пор и маму точно спрашивали о секретах воспитания. А теперь я воспитываю своих троих таких разных детей. На мой взгляд тут есть определенное стечение нескольких факторов. 1. Вовлечённость мамы в жизнь ребенка, но при этом у мамы должно быть всё ок с самой собой и своими интересами. Этот баланс очень важен. 2. Достаточное количество самостоятельности (именно самостоятельность, а не вседозволенность) в сочетании с некоторым недостатком ресурсов (когда всё достается легко и ребенок не знает ни в чём отказа, это очень расслабляет). 3. Правильная генетика (не все дети тянутся к знаниям (не все почемучки), далёко не все могут в себя впитывать их в большом количестве и анализировать), плюс общая целеустремлённость ребенка (тут как повезет , нельзя требовать от ребенка перепрыгнуть через голову, эти качества врождённые, либо есть, либо нет).

55
Герой статьи

20.01, 16:53

Елена, спасибо большое за теплые слова!

7

Елена,все верно. Добавлю ещё, что прекрасный тандем у родителей с детьми близкими им по восприятию мира. Когда ты "чувствуешь" мотивацию ребенка, его понимание реальности совпадает с твоим. У меня прекрасная дочь, талантливый графический дизайнер и меня благодарили всегда окружающие(учителя, ее коллеги) за прекрасное воспитание. Но правда а том, что я ее воспитывала с колоссальным трудом. Я ее совершенно не понимала и иногда казалось, что бьюсь головой о стену. Моя мама,превосходный педагог с огромным стажем мне сказала оставить ее в покое. Как же мне тяжело это далось, но именно это и помогло. А с сыном мне очень легко. Он мне понятен с самого "начала" и договориться с ним получается всегда. Поэтому правда в том, что дети ооочень разные, единый подход не работает, но подход искать нужно. Главное любить своего ребенка и давать возможность выбора, что и порождает самостоятельность.

1
0
Герой

20.01, 00:59

Отредактировано

У знакомой аналогичная ситуация, только не сын, а дочь: ВШЭ, бюджет.
Из общего с автором статьи: поступление по результатам участия в олимпиадах БВИ (без вступительных экзаменов).
Еще я бы сделала акцент на том, что автор не называет своими именами, но опять-таки сходится в обоих случаях: не подавляйте, а поощряйте самостоятельность своих детей.
То есть не нужны с детства все эти поделки в садик/школу, сделанные за своих детей. Это здорово, что вы к своим 20-30-40 годам научились подобное делать, но очевидно и для окружающих, чье это творчество.
А как заинтересовать ребенка, чтобы он самостоятельно развивался - это уже индивидуально, при этом, от автора в статье представлено большое количество прекрасных лайфхаков.

26
Герой статьи

20.01, 17:03

Алла, о да, эти конкурсы родительского мастерства на "Праздник осени"))) Но, если это делается совместно с детьми, то уж лучше так, чем никак.

8
0
Герой

19.01, 22:46

Отредактировано

Браво! Всё гениальное — просто
(но требует времени, терпения и мудрости).
Особенно понравился первый пункт.
Я долгое время воспринимала его как само собой разумеющееся: Мама знает ВСЁ!
И вот на тридцатом году жизни на один из вопросов я получила от Мамы доселе невиданный ответ: "Я не знаю", справленный ласковой улыбкой человека, который наконец-то может расслабиться.
Я оторопела: как так? Что значит "не знаю"?? Это же моя Мама — моя идеальная энциклопедия, которая может и металл варить на заводе, и идеальный суп на кухне; колоть уколы детям и писать статьи о сельском хозяйстве; рассуждать о живописи и с той же профессиональной уверенностью — о изотопах.

Мама, видать, прочитала мой синий экран на лице и продолжила: "Ну не могу же я всё знать!..".

(кстати, до сих пор не верю, что она действительно не знала ответа в тот раз)

23
Герой статьи

20.01, 17:11

Yaffa, какая хорошая история, я очень живо представила эту картину, у вас потрясающая мама!)
Моя мама тоже кладезь знаний и опыта, но только в плане житейской мудрости и ведения домашнего хозяйства. Зато тут ей нет равных!

8

Lesya, спасибо большое за добрые слова! :) Пусть наши мамы будут здоровы и живут долго!

5

Yaffa, я лет в 12 осознала, что мама даже со школьной программой мне помочь не может((( Понимала, что мне со всем этим самой барахтаться. Успокаивало только то, что я и так была одной из самых умных в классе, так что если я это не решила, значит никто не решил. В 99% случаев так и происходило))) Во взрослом возрасте уже во воемя проживания отдельно мама мне например рассказывает, что узнала от стоматологов, а я об этом два года уже как узнала

1

Yaffa, да да, согласна, моя мама тоже знала все!

0

Иван, когда ребенок задаёт вопрос, можно этот вопрос сначала переадресовать ему же. Т. е. его спросить что он думает по этому поводу и начать ему задавать наводящие вопросы, направляя к правильному ответу. Т.е. не давать готовые ответы, а сначала пусть он подумает сам. Такой способ очень хорошо прокачивает мышление ребенка +наглядно показывает ему то что он может додуматься самостоятельно до чего угодно ( появляется вера в свои силы) и плюс родителя меньше утомляют вечные "почему".

22
Герой статьи

20.01, 16:44

Надежда, полностью согласна, я таким способом иногда паузу выдерживала, пока ответ искала)

3
0

100% отклик! Вы молодец! И я тоже!)) И мы, похоже, в меньшинстве(
У меня (у дочери) не во ВШЭ, а сначала диплом с отличием в хорошем региональном ВУЗе, потом магитратура с отличием в Европе, сейчас докторартура там же... на вопрос " как ты вырастила такую дочь" я долго отвечала, что ваще никак, это она сама как-то, а потом один мудрый человек мне сказал, то большой труд - не помешать. И я это смогла)
Мои принципы простые были и остаются: 1. не делать того, что делали мои родители и что причиняло боль 2. Всегда быть на стороне ребенка, в любой ситуации поддерживать 3. Разрешать любые неопасные и неприступные инициативы, помогать пробовать, тестить 4. ЕГЭ - вообще не главное и не сдать его - не страшно и не фатально 5. Длать то, что интересно тебе (а не другим, в тч родителям); никто не знает, что и как тебе будет лучше.

21
Герой статьи

20.01, 16:45

Нина, похоже мы поняли друг друга) Спасибо вам огромное!

3
0

Пипец. У нас родители даже близко не подходили к нашим учебникам. Где-то класса с 7 можно было даже и не спрашивать у них ничего — школьная программа на этом этапе что тогда что сейчас становится настолько оторванной от будущей жизни, что взрослые люди к 40 годам, как правило, забывают все эти дискриминанты, правила буравчика и орбитали и уже ничем не могут детям помочь, даже если бы тем было бы надо. И это у нас еще интернета не было — "спросить" можно было только у энциклопедии на полке. И ничего — прекрасно все поступили в лучшие на то время вузы города. Спроси кто потом родителей после поступления "как это они у вас так" — тоже поди подобную телегу б накатали. Навроде "ну вот в отпуск на море их возили, старались, в детстве стишки на утренники разучивали — вот и результат".

18
Герой статьи

20.01, 17:02

Карина, у меня тоже родители к учебникам не подходили и мама честно признавалась что програму она не помнит и помочь мне не может. Помню как в старших классах, после госпитализации с воспалением легких, я запустила программу, в итоге 11 класс заканчивала с очень плохими оценками и...не поступила в ВУЗ. Только спустя несколько лет я смогла пройти на заочное отделение, к тому же платно. Хотя, может это потому что меня на море никогда не возили и стихи со мной не разучивали...)

11

Lesya, видите, уже три различных опыта и все они равноценны. Какой же выбрать? 🤔

1

Карина, ну кстати, и море, и стихи-это элементы развития(впечатления, расширение кругозора, навык запоминания).

0

Виктория, так а я и не спорю — я просто к тому, что нельзя проводить никаких однозначных параллелей в стиле "причина - результат". Собственно, единственная претензия к автору 🤷🏻‍♀️ У кого-то развивайки будут приводить к "ВШЭ на бюджет", у кого-то — к неврозам и психиатрии в 20 лет или еще не дай бог чего похуже 🙈

0
Герой статьи

19.01, 18:37

Иван, спасибо за восхищение, очень приятно) Я понимаю о чём вы говорите и у меня всякие моменты были. Раздражения не было, но банальная усталость и плохое настроение периодически присутствовали. Тут я честно признавалась сыну про плохое настроение или тотальное незнание. Помню ещё один момент, когда сын стал часто задавать вопросы про значения слов, я купила огромный словарь Ожегова и ссылаясь на то, что могу не верно объяснить смысл слова, просила сына найти это значение в словаре. Помню какое восхищение у него было, когда он понял структуру, по которой в словаре расположены слова)

16
0

Я на бюджете ВШЭ, сейчас заканчиваю бакалавриат. Абсолютно противоположная история, так что все индивидуально. Главное любите, принимайте и верьте в своих детей ;)

15
Герой статьи

21.01, 11:24

Mary, верно на все сто процентов, любить, принимать и верить!

1
0

Завидую вашему сыну, у меня в детстве кроме психологического насилия ничего хорошего не было, а уж если что-то не получалось или начинал учится плохо, был аргумент про то что "если будешь плохо учится, то будешь работать дворником или на мусоровозе" давало ли это мотивации? Нет. До сих пор я так и не научился учится и концентрироваться на учебе. "Спасибо" мама...

13
Герой статьи

21.01, 06:47

Олег, про дворника история очень знакомая...
Но теперь вы выросли и вы есть у себя! Я тоже сейчас учусь учиться, это тяжело. А ещё я учусь делать выбор, с этим тоже оказалась проблема, и осознала я её только когда сын уехал и я впервые в жизни осталась одна. Раньше маму винила во многом, а теперь понимаю что не умела она иначе... А мне-то дальше жить хочется и не абы как, вот и учусь)
Удачи вам!

8

Олег, водитель мусоровоза так себе пример. Тут родители не рассчитали)). на мусоровозах зарабатывают в несколько раз больше офисных клерков с ВО.

6

Олег, Я выросла на границе с Казахстаном, и мне была уготована другая участь - работать подпаском, поскольку ГИА по математике я сдала на 4. Меня это тоже не мотивировала, даже бесило в какой-то степени. Но в детстве я уже поняла, что себе нужно быть опорой, а не врагом, поэтому подобные комментарии пропускала мимо ушей. Родителей не виню, они и без этого проделали огромную работу, пытаясь избавиться от паттернов, заложенных своими родителями. Женя, 29 лет, работает в сфере Data Analytics/ Data Science в крупной немецкой фирме.

4

Alex, если ребенок в старших классах хочет участвовать в олимпиаде, то спокойно сам готовится, родители этого особо и не замечают. Я вот ходила в научные общества, писала доклады, сама находила где взять информацию и что-то полезное, мама была в курсе поверхностно, потому что меня это увлекало и я ей рассказывала вечером за чаем.

11
0

Здравствуйте. Спасибо за то, что полелились опытом. А как обстояли дела у сына с гаджетами, в частности с компьютерными играми и просмотром тик тока, ютьюба?
Занимался ли сын спортом (интересно в плане дисциплины и как было организовано свободное время)

7
Герой статьи

20.01, 16:41

user2918831, пожалуйста, буду рада, если чем-то была полезна. Со спортом у сына не сложилось, несколько раз начинал ходить в секции, но не прижилось...только в 10-11 на уроках физкультуры волейбол полюбил. Из дополнительного образования была музыкальная школа. Отдала его туда после очередного провала со спортивной секцией. Поэтому с дисциплиной далеко не всё гладко. Да и не в кого...я крайне сомнительный пример по части дисциплины)
А гаджеты... был период когда стримы игр смотрел и в танки играл, это был тяжелый для меня период. Я иногда в шоке была от колиества времени, которое он проводил за просмотром того, как другие играют. Вообще не могу понять этого прикола. Я бы лучше сама поиграла, чем смотреть как играют другие.

7

Lesya, спасибо за откровенность. На самом деле это очень обнадёживает, тк говорит о том что всё решаемо и нет катастрофы в гаджетах, если этот период проходит. А спорт тоже дело наживное. Главное чтобы был контакт с ребёнком и верить в него, искать то, что ему интересно, а не заставлять. Удачи Вам и сыну 🤗

3
Герой статьи

21.01, 06:39

user2918831, спасибо огромное за тёплый отзыв! Я правда считаю что в жизни всегда всё можно изменить, притом знаю это по себе. Вы верно сказали, главное контакт и вера! Ну и подкидывать периодически разные интересные идеи. А ещё как можно больше стараться показать мир, это не только про путешествия. Это даже про экскурсии по предприятиям своего города. Вообще детям и взрослым производственный туризм очень заходит, снова по себе знаю)

1

Lesya, прям моего сына описали😂 тоже в 10 классе волейболом увлекся. Сейчас в институте свою команду собрал)) с гаджетами и просмотром видео игр была такая история как у вас, один в один. Единственное, что я не переживала из-за этого сильно, т.к. это просто свободное времяпрепровождение. Также как мы раньше фильмы смотрели. Ну и плюс разговорный английский подтягивал на играх. Просто напоминала ему периодически про режим дня и чтобы не позволял играм мешать учёбе. В итоге сам со своим режимом справился.
У нас с вами в целом подход к воспитанию похож. И результат воспитания ( по крайней мере в части учебы) в принципе получился примерно одинаковый.

2
Герой статьи

21.01, 06:35

Надежда, какой он у вас молодец! Своя команда по волейболу, браво! У моего сына сейчас из спорта только настольные игры))) Но я знаю что рано или поздно он поймет пользу и важность и восполнит этот пробел.

3

Lesya, насколько знаю в ВШЭ очень сложно учиться. Так что настольные игры это нормально при высокой учебной нагрузке. Главное, чтобы расслабиться помогали. Мой сын , кстати в ВШЭ не пошел из-за слишком большой сложности (судя по отзывам студентов), хотя изначально собирался туда идти. Но потом решил, что хочет ещё покайфовать в студенческие годы, а не только учиться)) и наивный пошел в ИТМО, где вроде бы проще)) ну как проще...периодически ночует с одногруппниками прямо в коворкинге учебного корпуса, т.к задают кучу лабораторных, промежуточных тестов и экзаменов. Вот спорт как раз помогает расслабиться в промежутках учебы. Ну и баллы по физ-ре получает за то, что занимается любимым видом спорта.

5
0

У меня лишь претензии ко всем эти русским медвежонкам и прочим...
Во первых это сбор денег. Кто то зарабатывает миллионы.
Во вторых это нечестно. Дают домой , и дома с помощью родителей делают. Да да, это так сейчас, сплошь и рядом. Говорят - помогите своим детям, школе это рейтинг, а по факту обман.
Автор молодец, и сын конечно тоже
Это называется - посвятила себя сыну. Когда в семье ещё есть дети, либо ещё плюс муж ,то уделять времени будешь явно меньше всему этому. Как то так

6
Герой статьи

20.01, 16:46

Ольга, не помню точно, но...когда сын был в младших классах, они писали эти олимпиады в школе. Грустно, если сейчас это всё отдали на домашнее выполнение... Смотрите те олимпиады, где участие очное. И командные олимпиады смотрите обязательно, они вообще самый топ!

4
0

Хороший текст. Для объективности было бы круто узнать мнение самого сына о воспитании, но прямо сейчас оно будет необъективным. А вот лет через пять)

5
Герой статьи

21.01, 06:54

Integration, согласна, рано ещё. Вообще я с замиранием сердца смотрю что и как у него складывается. Как любой родитель я невероятно хочу чтобы он был счастлив, но вот как судьба сложится никто не знает.
Единственное... в 10 классе он пришел и сказал что когда у него будет ребенок, он мне его отдаст на воспитание, на что я ответила что помимо ребенка у него будет ещё и жена, чье мнение о воспитании может радикально отличаться от моего))) Он тогда так озадачился, мне до сих пор весело вспоминать)))

12
Герой статьи

19.01, 18:09

Alex, может быть мне повезло, но как таковой подготовки у сына не было. Дело в том, что в олимпиадах, на протяжении многих лет учавствуют примерно одни и те же дети, с каждым годом часть участников отсеивается и к финишу доходят самые заинтересованные. Поэтому к 11 классу мой сын знал около 80% учавствующих по его предмету. Все они в той или иной степени общались, обсуждали задания и готовились.

4

Alex, процесс восприятия информации очень индивидуален. Кому-то даётся легко, а кто-то берёт усидчивостью. Но определенно учеба в старших классах серьёзная с олимпиадами требует времени. Поэтому вы точно увидите, что ребенок учится.

4

Alex, мой ребенок никогда в школе не участвовал в олимпиадах.В 11 классе совершенно случайно от одноклассника узнал,что последний подал заявку на участие в Олимпиаде по истории, победа в которой позволит поступить в вуз на льготных условиях.Дома рассказал нам об этом.Мы решили, что хуже не будет,если и наш ребенок примет участие в этой Олимпиаде .до Олимпиады оставалось недели три.Ребенок победил в Олимпиаде.Ботаном не был.Усился ровно по всем предметам.Правда,выяснилось,что на Олимпиаде он ответил на вопросы за пределами школьной программы.

3

Alex, вы совершенно правы- олимпиады это не школьная программа. И нужна особая подготовка. И как правило она есть. Просто не у всех она 24/7. Например, у автора сын почти с 1 класса занимался олимпиадам. Плюс ещё много зависит от обучаемости самого ребенка. Если ребенку даётся математика легко, то вполне реально взять техническую олимпиаду без усиленного ботания, если начинать готовиться с младших классов. Ну и несколько лет назад конкуренция в олимпиадах была намного ниже и задания проще. И если у меня знакомая выпускница лицея 6 лет назад без подготовки взяла призерство Ломоносова, то сейчас ее знаний не хватит для диплома. Но она также всем говорит, что без подготовки взяла призерство. Но это было 6 лет назад в условиях низкой конкуренции и более лёгких задач.
Для понимания ситуации сейчас: в прошлом году в олимпиаде физтеха участвовало примерно 20000 учеников. А дипломы получили всего 283 человека. И большинство дипломантов из Москвы и Питера. А Москва и Питер в лидерах не потому что там дети одаренные от природы, а потому что их там больше готовят к олимпиадам. Сын учился в физмат школе ( регион). В 11 классе в олимпиадах участвовало точно больше 30 человек. Несколько человек дошло до финала. Но дипломант в параллели только один, как раз тот кто готовился усиленно два года, уйдя на заочное обучение в 10 классе, чтобы готовиться к олимпиадам. Ни один отличник и просто одаренный ребенок из 90 человек больше не смог взять диплом.
Олимпиадной путь достаточно сложный, но классный! Т.к. ребенок покачивает не только интеллект, но также комьюнити, самоорганизованность и целеустремленность. Так что если есть дети, то очень советую идти по пути олимпиад, но только выбирать их с учётом природных талантов ребенка.

2
0
Герой реалити

30.01, 18:46

Отредактировано

И я и сестра учились хорошо в школе, никто нам не помогал.
Мама воспитывала нас одна, была измотана безденежьем, тяжелой физической работой и неудачами личной жизни. Плюс росли в так себе окружении

Сестра имеет медаль, две вышки и хорошую должность
Я школу закончила 4 и 5, образования к сожалению не получила, но по должности проблем сильных не испытываю, получала образование на работе

Так что все индивидуально

С сыном у меня тактика-должен сам постараться решить все свои проблемы и задачи, по урокам могу подтолкнуть, или решить задачу и объяснить решение, но я должна 100% быть уверенна он понял решение

Конечно интерес к учебе средний, но за оценки и домашку не ругаю, всегда напоминаю что школа - его ответственность

Опять же, ругаю себя, что часто бывает навязываю предметы которые сама любила и люблю-математику, англ, историю и географию
А дети очень копируют нас

2
0

23.02, 08:18

Отредактировано

Изучите генетику, вся жизнь построена на особенностях генетики человека. Вопрос "как воспитать" в целом не стоит. Вопрос в том, как набор генов сына адаптируется в текущей реальности. Если бы он например не обладал математическим складом ума и был бы "художником" то ваши "усилия" не привели бы ни к чему. А то кем он родится от вас также не зависело

2

Andrey, не обладал мы математическими способностями, обладал бы другими. И поступил бы учиться просто на другой факультет. Или ВУЗ. А, может, колледж был бы лучшим вариантом. К примеру, худодники не поступают сразу в вуз, только колледж сначала, а потом уже ВУЗ. Это значение не имеет. Главное - найти свой путь и максимально реализовать свои таланты.

3
0

Очень многое зависит от условий, в которых живёт ребенок. От семьи и окружения, в которое его помещают родители
В моей семье прабабушки и прадедушки все получили высшее образование, не говоря уже об остальных поколениях, есть научные сотрудники, преподают в МГУ и КФУ, поэтому у нас был бы скорее вопрос не как это вам удалось, поступить в ВШЭ, а как так вышло, что не поступил (если бы не поступил, но такой вариант не рассматривался).
Из класса сына 25 человек все поступили и учатся, ВШЭ, МГУ, МФТИ, ИТМО, СПбГУ, МИФИ, МИСИС, МГИМО, НГУ. Трое остались у нас в Ижевске, но тоже учатся в вузах
Когда мы выбирали школу для детей, смотрели на уровень образования и обязательно на состав учеников и родителей. И мы с мужем сами тоже закончили лучшие лицеи города, в школу во дворе никто из нас не ходил.
Я много раз обсуждала это например с коллегами и часто сталкиваюсь с мнением, что любая школа подойдёт, родители уже отучились и больше не хотят вовлекаться в процесс обучения и пр.
Моё личное мнение, если хочешь добиться успеха, надо приложить усилия.
Есть конечно супер одаренные дети, гении, которые в любом случае пробьются.
Вот наш прораб в СПб рассказывал: я строитель, брат сантехник, жена у него повар, один сын ремонтами занимается, а второй закончил 239 и учится в СПбГУ на прикладной математике. Откуда он у нас такой???)
Мои дети со средними способностями, поэтому да, разговоры, мотивация, самая лучшая и возможных школ, репетиторы, олимпиадные лагеря и деньги, и время....

2
0

Ученые уже доказали, что 50 процентов личности зависит от генов, а 50 процентов от воли случая. У меня два высших образования и я обожаю читать и учиться, но мой сын не задавал мне таких вопросов как ваш. Оценки в шведской школе не ставят до старших классов и домашние задания не задают, все по желанию ребёнка. Никакого желания познавать новое у него не было. По кружкам и всяким секциям я его таскала до 12 лет и хотела, чтобы заинтересовался. Но ничем из предлагаемого он не заинтересовался. Читала книги ему каждый день перед сном на двух языках до 12 лет ( пока он не отказался). Сам он может прочитал 2-3 книги за всю жизнь. Ему это не интересно.
Полюбил играть в компьютер и интересовался космосом, но поскольку знаний после школы особо не было пришлось ему проходить школьную программу во взрослом возрасте.
Я плохо старалась?

2

Pippi, 50 процентов зависит от генов, 50 процентов от воли случая... а собственные усилия ничего не значат? Как хорошо, можно лечь и расслабиться! Очень интересные научные данные. А ссылку на них можно?

4

Pippi, вы путаете внешние условия и волю случая. Ребёнок долго не мог понять, что ему интересно - это нормально. Большинство детей такие. Единицы в нежном возрасте определяются с интересами. А когда ваш понял, что ему интересно- оказалось поздно. Окружение не мотивировало его на учёбу всяким сложным вещам. Учиться - это тяжело. И дети не хотят прикладывать лишних усилий. Это естественно. Вы сделали, что могли. Но родитель не всемогущь. Нужна помощь и от других.

2

Дмитрий, с уходом Кузьминова возможно не очень дела в департаментах социальных и политических наук, в остальных не хуже. Во всех лучших вузах идет отток лучших преподавателей за рубеж, особенно у тех, кто имеет PhD,

2

Сообщество