Что мешает выучить английский и как это исправить
Я учила английский 18 лет.
Я из Екатеринбурга. С шести лет я ходила в кружок по английскому, потом учила язык в школе, с репетиторами и в вузе. Сейчас у меня диплом переводчика, а последние семь лет я работала маркетологом в языковой школе. Там я тоже прошла два курса английского — и только тогда достигла уровня С1, пятого из шести возможных по системе CEFR. Это значит, что я свободно говорю, понимаю сложные тексты и речь с акцентом, а еще использую язык для работы.
Но до этого среди коллег я чувствовала себя неполноценной. Как и многие ученики школы, я долго не могла освоить язык. Они тоже ходили по репетиторам, смотрели сериалы на английском, скачивали самоучители, но все равно топтались на одном уровне.
Как маркетолог, я анализировала и обсуждала с преподавателями проблемы таких учеников. В итоге поняла, что мешает учить английский, и лично для себя это исправила. Делюсь с вами своими открытиями.
Чтобы выучить английский, за 18 лет я потратила 119 820 ₽
Три года занятий с репетитором в школе | 66 600 ₽, 300 ₽ за урок |
Год занятий с репетитором из вуза | 37 000 ₽, 1000 ₽ за урок |
Экзамен CAE | 11 690 ₽ |
Пробный тест TOEFL со скидкой 25% | 2333 ₽ |
Учебники в университете | 2197 ₽ |
Учебники в языковой школе | 2000 ₽ |
Обучение в языковой школе | 0 ₽ |
Чтобы выучить английский, за 18 лет я потратила 119 820 ₽
Три года занятий с репетитором в школе | 66 600 ₽, 300 ₽ за урок |
Год занятий с репетитором из вуза | 37 000 ₽, 1000 ₽ за урок |
Экзамен CAE | 11 690 ₽ |
Пробный тест TOEFL со скидкой 25% | 2333 ₽ |
Учебники в университете | 2197 ₽ |
Учебники в языковой школе | 2000 ₽ |
Обучение в языковой школе | 0 ₽ |
Почему язык мне не давался
То, насколько легко и быстро дается английский, зависит от ваших способностей. Чем лучше развиты логика, восприятие и память, тем проще учить язык. Некоторые ученики не могут продвинуться в английском, потому что их мозг просто к этому не готов.
Но чаще прогресса нет по более простым причинам. У меня их было шесть.
Не было четкой цели. В школе я не могла определиться, кем хочу быть, а в университете поняла, что перевод — это не мое. Путешествовать или эмигрировать я не планировала, а англоязычных друзей у меня не было. Без стимула я часто пропускала занятия и не могла похвастаться хорошими оценками.
Но потом я устроилась на работу — и поняла, зачем мне английский. Там пришлось писать на нем письма, зачитывать на экзаменах инструкции и общаться с иностранцами. У меня появилась мотивация, чтобы разбираться в правилах, стилях речи, учить новые слова и практиковаться в разговоре.
Не подходили преподаватели. Некоторые из них мне просто не нравились. Например, школьная учительница была старательной, но плохо знала язык: все время повторяла одни и те же фразы и непонятно объясняла правила.
А у репетитора был прекрасный английский, но она на пол-урока выдавала мне учебник по грамматике и шла пить чай. В общем, грамматика до сих пор вызывает у меня отторжение.
С другими преподавателями мне было психологически трудно. Помню, как в университете они оценивали не результат работы, а мою личность и пугали отчислением. Так и пропадало желание ходить на пары.
Не подходил формат. После школы и университета я пробовала заниматься с преподавателями в «Скайпе». Но тогда онлайн-формат только появлялся и был неудобным. Я хранила упражнения в виде фото на телефоне, новые слова искала в чате, а задания — в почте. В итоге путалась и часто забывала что-то выучить.
Потом я поняла, что мне подходят занятия в группе. Мне нравится общаться и чувствовать поддержку, к тому же в группе есть соревновательный эффект.
Не подходила методика. Раньше в большинстве школ учились по грамматико-переводной методике: осваивали правила языка и переводили тексты. В итоге у меня не было проблем с чтением и переводом, но говорить на английском я не могла.
Есть и другие методики. Например, коммуникативная учит общаться, а проектная — презентовать свои идеи на английском. К тому же их можно комбинировать. Какие выбрать, зависит от ваших целей.
Было неинтересно. В школе меня заставляли читать скучные тексты про Шекспира и смотреть мультфильмы про Маззи, которые мне не нравились. А в университете я переводила академические и технические тексты. Все это не было связано с моей жизнью, и язык казался мертвым и скучным.
Не хватало денег. Преподаватели на работе объяснили мне, что у каждого ученика свои особенности, поэтому индивидуальные занятия — самые эффективные, на них я бы быстро закрыла пробелы в знаниях. Но я не могла платить 12 000 ₽ за восемь занятий в месяц. Поэтому занималась в группе: для сотрудников это было бесплатно, а иначе бы стоило 4400 ₽ в месяц. Однако я просила дополнительные задания, чтобы отработать ошибки, или сама находила материал в учебниках и приложениях.
Эти проблемы я осознавала постепенно — когда работала с клиентами и чувствовала, что во мне отзывается их боль. А потом стала решать их шаг за шагом.
Узнать свой уровень
Чтобы выбрать преподавателя и формат занятий, сначала нужно определить свой уровень языка. Для этого необязательно сдавать дорогие и сложные экзамены вроде TOEFL и IELTS — достаточно быстрых онлайн-тестов.
Часто их дают в языковых школах, когда вы приходите туда записываться. Есть хороший бесплатный тест EF SET, он длится 50 минут. А сама я сдавала Oxford English Placement Test. Он шел полтора часа и стоил 500 ₽. Я читала на компьютере тексты, слушала аудио и отвечала на вопросы. В итоге получила понятный отчет о своем уровне.
Вообще, уровень языка — это относительное понятие. Например, я, когда начинала заниматься в группе, считалась учеником с уровнем B2. Я понимала основные идеи в речи и тексте, свободно говорила, меня понимали носители. Еще я могла описать абстрактные понятия, обосновать свои мысли и написать эссе на незнакомую тему. Но при этом я постоянно забывала добавлять окончание -s в глаголах, хотя этому учат в самом начале.
Поэтому не рассчитывайте, что уровень точно отразит знания. Его нужно узнать просто для ориентира.
Определиться с форматом и тратами
Я считаю, что невозможно освоить английский бесплатно и самостоятельно. Уроки на «Ютубе», самоучители и приложения не учат активно применять язык. Из моих знакомых сами выучили английский только преподаватели другого иностранного языка. Они уже знали, как подбирать материал и анализировать ошибки, а практиковались с носителями.
Если вы не преподаватель иностранных языков, лучше заниматься с профессионалом. Такие занятия бывают групповыми и индивидуальными, в языковой школе или с репетитором, в онлайне и в офлайне, с носителем или без. Главное — найти самый эффективный формат из всех, что вы можете себе позволить.
В группе или индивидуально. Групповые занятия подойдут, если уровень языка ниже В2 и нет срочных целей. Например, английский нужен для карьерного роста и вы хотите прилично владеть им только через пару лет.
Но если через три месяца вам нужно выступать на англоязычной конференции, выбирайте индивидуальные занятия. Они эффективны и когда ваш уровень B2 или выше. Там вы отработаете только те навыки, что нужны.
Индивидуальные уроки подойдут и тем, кому нужен гибкий график. Если вы не можете учиться по расписанию, группа не будет переносить уроки ради вас, а индивидуальный преподаватель сможет.
Прогресс в группе зависит от того, сколько людей там занимается. На мой взгляд, 4—5 человек — это отлично, 6—8 — нормально, а больше 8 — плохо. В больших группах не все успевают говорить на занятиях, а преподаватель проверяет задания наспех.
Зато чем больше людей в группе, тем дешевле. По работе я исследовала рынок и считаю, что для Екатеринбурга оптимальная стоимость группового обучения — 5000—5500 ₽ в месяц. При условии, что занятия идут дважды в неделю по полтора часа, а в группе не более 8 человек. И на курсе должна быть продуманная программа и хороший преподаватель.
Любые индивидуальные уроки дороже групповых. Например, сейчас, в 2021 году, в школе Global Ambassador в Екатеринбурге групповое занятие стоит 680 ₽, а индивидуальное — 1800 ₽. А в московской школе BKC-IH они обойдутся в 1250 и 4200 ₽ соответственно. Поэтому иногда занятия в группе — это компромисс для тех, кто не может платить за индивидуальные. Так было и у меня.
В языковой школе или с репетитором. Мне кажется, преимущество школы в том, что она дает гарантии: если занятия вам не понравятся, за них можно вернуть деньги. И учить будут по проверенной стандартной программе, с которой можно ознакомиться заранее. А репетитор без рекомендаций или отзывов — как кот в мешке: неизвестно, каким он окажется и стоит ли своих денег.
В хороших школах есть целые методические отделы. Они разрабатывают курсы, адаптируют учебные материалы и следят за результатами учеников, чтобы улучшить курс. А репетиторы ориентируются на собственное чутье. Еще школы предлагают дополнительные плюшки: дискуссионные клубы и приложения. Репетитор такого не предложит.
Зато, по моему опыту, заниматься с репетитором дешевле, чем в школе. Ведь он не платит методистам и маркетологам и не арендует помещение. Правда, совсем мало просят специалисты с плохой квалификацией. А есть и неоправданно дорогие школы, которые поднимают цены, чтобы сделать красивый ремонт, крутой сайт или побольше денег вложить в рекламу. Хотя там учатся по обычным школьным учебникам, а преподают студенты.
На «Профи-ру» екатеринбургские репетиторы берут 500—1200 ₽ за полтора часа, то есть в среднем 850 ₽. Я уже знаю, что такое же занятие в хорошей школе должно стоить в полтора-два раза больше. Если полтора часа дешевле 1200 ₽, то у преподавателя школы наверняка нет опыта или он не очень хороший. А если репетитор просит больше 1200 ₽ за такое занятие, то он явно завышает цену.
Онлайн или вживую. Онлайн-занятия не сильно отличаются от тех, что в офлайне. Разница только в том, что при онлайне не нужно никуда ездить и страдать из-за душного помещения. Зато нужно больше дисциплины: в классе нет соблазна отвлечься на телефон, не будут мешать коты или дети.
Хорошие онлайн-школы это учитывают. Они подбирают эмоциональных преподавателей, делают программу разнообразной и стараются удерживать внимание учеников. Еще там не надо покупать учебники, все задания интерактивные, а материалы собраны в одном месте.
Так что, если вам нужно дистанционное обучение, лучше выбирать онлайн-школы, а не обычные. Многие из обычных тоже приспособились под дистанционный формат, но не на таком уровне. То же самое с репетиторами: некоторые занимаются онлайн по старинке — пользуясь видеосвязью, но без интерактивных инструментов.
Дистанционные занятия у репетиторов стоят столько же, сколько и вживую. А в школах онлайн-занятия обычно дешевле уроков в классе. Однако учитывайте, что онлайн-уроки всегда короче: не 90 минут, а 50—60.
- В онлайн-школе «Инглекс» 45-минутное занятие с русскоязычным преподавателем стоит 650 ₽, 50 минут в EnglishDom — 990 ₽. Но есть и более дорогие онлайн-школы: в Skyeng 50 минут обойдутся в 1340 ₽.
- Для сравнения: один полуторачасовой офлайн-урок в екатеринбургской школе «Оксфордский центр» стоит 1500 ₽. В Москве разница еще больше: в школе Language Link такой же урок в классе обойдется в 3744 ₽, а в BKC-IH — в 4200 ₽.
Некоторые онлайн-школы предлагают только индивидуальные занятия, в других есть и варианты с группами. Так что выбрать нужный формат можно и онлайн, и очно.
С носителем или с русскоязычным преподавателем. Носитель нужен тем, чей уровень выше В2: им требуется больше языковой практики. Еще он научит понимать конкретный акцент.
Но с носителями есть подвох: школы часто называют так всех иностранцев. Хотя на самом деле носитель — это тот, кто вырос и жил в стране, где английский — официальный язык. А еще знание языка не гарантирует, что человек будет хорошо его преподавать. Для этого нужны педагогические навыки. Так что, если соберетесь заниматься с носителем, узнайте, из какой он страны, и изучите его резюме.
И учтите: занятия с носителями в 2—2,5 раза дороже. В Skyeng урок с носителем стоит 2695 ₽, а с русскоязычным преподавателем — 1340 ₽. А в «Инглексе» они стоят 1700 и 650 ₽ соответственно.
Когда вы выбираете формат, главный критерий — это эффективность. Даже если вы хотите сэкономить, от этого не должно страдать качество занятий. Если уроки вам совсем не по карману, а учить английский хочется, можно найти работу, где предлагают скидки на обучение или бесплатные занятия. Так получилось и у меня.
Найти подходящего преподавателя
Универсального, идеального учителя не существует. Одни ученики просят строгого преподавателя, другие — женщину постарше, а кому-то важно, чтобы она была замужем.
Я считаю, что такие критерии только мешают найти подходящего педагога — того, чья квалификация будет вас устраивать и на чьих занятиях вам будет комфортно.
Квалификацию можно оценить заранее: спросите, есть ли у преподавателя международные сертификаты. Они бывают двух типов: CELTA, TEFL и TESOL подтверждают, что учитель умеет преподавать английский, а TOEFL, IELTS, CAE, CPE — что он владеет языком. Лучше, если есть сертификат первого типа.
Если преподаватель покажет языковой сертификат, проверьте, какой в нем уровень. Если у вас А1, А2 или В1, то у преподавателя должен быть не ниже В2. А если ваш уровень В2, выбирайте преподавателей с C1 или C2.
Если нет сертификата, это не значит, что преподаватель плох, но оценить его уровень получится только на занятиях. Например, у моей школьной учительницы я заметила скудный словарный запас. Она все время говорила «It’s interesting» и «Yes, I see», так что новым словам мы у нее не научились.
А другой мой преподаватель не любил отвечать на дополнительные вопросы. Он путался и спешил перейти к новой теме. Скорее всего, он и сам во многом не разбирался.
С кем вам комфортно, можно узнать только на занятиях. Если вы энергичны, то вам не подойдет преподаватель, который учит медленно и методично. Вы потеряете интерес и снова бросите английский.
Грамотный преподаватель будет интересоваться вашими целями и увлечениями, поймет ваш мир и сможет вас мотивировать. Еще он будет адаптировать занятия под вас. Например, воссоздавать ситуации общения, с которыми вы столкнетесь после переезда или на работе. В итоге вы получите и прикладные знания.
Так было с двумя моими преподавателями в языковой школе. Сначала я узнала их как коллег, мы хорошо общались. Они были моего возраста, и у нас нашлись общие ценности. Потом уроки с ними проходили весело, мне нравилось, как они меня мотивируют.
Преподаватели хвалили меня за задания, которые я хорошо выполнила, но тщательно разбирали ошибки и тактично делали замечания, если я пропускала занятие. Все это вселяло в меня уверенность и чувство ответственности. И даже когда было сложно, я не бросала, а шла к преподавателям за помощью.
Поставить четкую цель
Подумайте, зачем вам английский: об этом обязательно спросят и репетитор, и администратор в языковой школе. «Просто для себя», «для работы» и «для путешествий» — это не ответы. Лучше использовать технику SMART: поставить конкретную, измеримую, достижимую, реалистичную и ограниченную по времени цель.
Как правильно поставить цель при изучении английского
❌ Нет | ✔️ Да |
---|---|
Просто для себя | Сдать кембриджский тест на уровень С1 в мае |
Для работы | Через три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег |
Для путешествий | Поехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика» |
Как правильно поставить цель при изучении английского
❌ Нет | ✔️ Да |
Просто для себя | Сдать кембриджский тест на уровень С1 в мае |
Для работы | Через три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег |
Для путешествий | Поехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика» |
Если вы выберете индивидуальные занятия, преподаватель проверит ваши знания и поможет установить сроки. Делать это самим бессмысленно: цель может оказаться недостижимой, вы разочаруетесь и снова забросите английский.
Если будете заниматься в группе, преподаватель тоже поможет со сроками. Останьтесь после одного из первых занятий, расскажите про свою цель и спросите, когда можно достичь ее с вашим уровнем.
- Я хотела подтянуть английский, чтобы быстрее писать письма и не краснеть в обществе иностранных коллег. Моей первой целью было подготовиться к экзамену TOEFL за шесть недель и сдать пробный тест. Преподаватель посоветовала мне стремиться к 72 баллам из 120, но в итоге я получила 78. Это был уровень B2.
- После этого я нацелилась на С1. С ним я бы комфортно справлялась с рабочими задачами, лучше понимала англоязычные статьи, курсы и материалы. Я пошла на групповой курс общего английского. Целью было за год повысить уровень и подтвердить это тестом. И у меня получилось.
Но будьте осторожны: некоторые школы и репетиторы обещают недостижимые результаты. По моему опыту, в среднем человек способен освоить один уровень за год. При условии, что будет заниматься дважды в неделю без больших перерывов.
Определить количество занятий
На стандартных групповых курсах обычно занимаются два раза в неделю, а на интенсивных — три.
Количество индивидуальных уроков подскажет преподаватель. Оно зависит от цели, уровня вашей дисциплины и того, как быстро вы усваиваете материал. Обычно это тоже два раза в неделю. Но если у вас уровень A2 и через три месяца надо работать на международной выставке, придется заниматься каждый день.
Если уровень выше В2, а цель — подтянуть какой-то навык, то можно и сэкономить. Занимайтесь раз в неделю, а в остальное время учитесь самостоятельно. По моему опыту, лучше выделять по 15 минут каждый день, чем раз в неделю учиться по три часа.
Главное — не пропускать занятия и не делать больших перерывов, иначе прогресса не будет.
Узнать про методику
Я уже упоминала, что есть много методик обучения. Вот самые популярные.
Коммуникативная. Сейчас ее чаще всего используют в школах. Она развивает устную речь и помогает применять иностранный язык в разных жизненных ситуациях.
Проектная. Она дополняет коммуникативную: ученики делают индивидуальные или групповые проекты по реальным жизненным задачам. А потом презентуют их.
Метакогнитивная. Вы самостоятельно планируете обучение, ставите цели и контролируете результаты. А преподаватель просто помогает.
Грамматико-переводная. По ней вы просто переводите тексты и делаете упражнения. Методика устарела, но все равно часто применяется.
Методика может вам просто не нравиться или не подходить под ваши цели. Например, недавно мой знакомый занимался с репетитором, чтобы подготовиться к путешествию. Репетитор месяц гонял его по грамматико-переводной методике, хотя в поездке больше нужен разговорный навык.
Узнайте у репетитора или в школе, по какой методике будете заниматься, и прочитайте о ней. Если вы такую уже пробовали и не достигли результата, лучше попробовать другую. А хорошие репетиторы и школы часто комбинируют несколько методик: в моей школе на общем курсе была коммуникативная и проектная, а когда готовились к экзаменам — метакогнитивная.
- Как-то мы изучали и обсуждали тему социальной ответственности бизнеса. Затем каждый выбрал настоящую компанию, изучил ее деятельность в этой сфере и сделал презентацию. Причем выступил в роли представителя этой компании. В презентации нужно было использовать новые слова и грамматические структуры, говорить не по бумажке и следить за интонацией. Это пример проектной методики обучения.
Есть и другие подходы: в прямом упор делается на устную речь, в лексическом — на изучение новых слов, а в аудиолингвальном нужно постоянно повторять за преподавателем стандартные фразы и конструкции.
Грамотный педагог владеет несколькими методиками и поможет выбрать подходящую.
Узнать про программу и учебник
Программа и учебник — инструменты преподавателя. Студенту не нужно глубоко в них разбираться, но познакомиться все же стоит. Обоснованная программа поможет вам двигаться к цели, а преподавателю — отслеживать прогресс.
Программа. Репетитор должен наметить план на первых занятиях. Однако если у вас специфическая цель или большие пробелы в знаниях, то у него может не быть списка задач на месяцы вперед. Но все же расспросите, что и в какой последовательности будете изучать. Например, если ваша цель — хорошо писать, в программе должен быть упор на этот навык. И не стесняйтесь спрашивать, зачем вам те или иные темы.
Если вы выбираете групповые занятия в школе, план курса будет на сайте или в личном кабинете. А иногда преподаватель выдает его распечатку. У нас на общем курсе была стандартная схема: в начале каждого месяца нам выдавали таблицу с активностями на все восемь уроков и домашние задания.
Посмотрите, близки ли вам темы из плана и подходят ли они по возрасту. Взрослым с карьерными целями лучше изучать работу и бизнес, а не природу и хобби. Еще убедитесь, что по плану вы не только расширите кругозор, но и получите навыки в английском. Ведь ваша задача — именно освоить язык.
Учебник. Если вы будете учиться по учебнику, убедитесь, что издание достаточно новое. Язык меняется, и не стоит заниматься по книгам из прошлого века. Еще здорово, если учебник доступен не только в бумажной, но и в электронной версии. И если к нему есть интересные интерактивные задания.
На моем курсе как раз был такой комплект — Navigate издательства Oxford University Press. У меня был бумажный вариант, но преподаватель на уроке использовала электронный. Она выводила его на экран, включала видео, показывала правильные ответы и вписывала слова в упражнения прямо на интерактивной доске.
Также к нему прилагался тренажер для компьютера, а еще можно было установить приложение с заданиями на телефон.
Подобрать дополнительные материалы по интересам
Учить язык должно быть интересно. Включайте английский в повседневную жизнь: смотрите фильмы, сериалы и «Ютуб», читайте новости. Например, если вы планируете эмигрировать, найдите блоги о жизни за границей, подпишитесь на сообщества экспатов в соцсетях и читайте статьи в изданиях нужной страны.
У меня есть правило: потреблять весь англоязычный контент только в оригинале. Например, я смотрю на английском зарубежные сериалы. С точки зрения языка мне нравится «Закусочная Боба»: там много разговорных фраз и игры слов. А сериал «Голяк» помогает потренироваться с акцентами.
Иногда я слушаю подкасты: The Copyblogger — для работы, Fake Doctors, Real Friends — для веселья.
Но больше всего я люблю читать. В университете нам задавали классику: Джека Лондона, Сомерсета Моэма и Джона Голсуорси. Они казались мне сложными и скучными, и я долго не хотела читать на английском.
Но потом подруга привезла мне современный роман с элементами мистики — и меня затянуло. Это был The Shadow of the Wind Карлоса Руиса Сафона. Автор — испанец, но роман перевели на английский. С тех пор я спокойно читаю на английском. Люблю Нила Геймана, научно-популярную литературу и некоторых классиков: Оруэлла, Бернарда Шоу и Оскара Уайльда.
Но чтобы учить язык, советую современных авторов: Донну Тартт, Маргарет Этвуд, Ханью Янагихару, Джулиана Барнса, Кадзуо Исигуро, Стивена Кинга. В их книгах живой язык, а реалии более понятны. Из них вы узнаете слова и конструкции, которые можно использовать в жизни. А вот реплики аристократов из классики вряд ли принесут пользу.
Современная литература на английском недешева: от 800—1000 ₽ за книгу. Но я беру их в екатеринбургской библиотеке имени Белинского. Для этого оформила договор в отделе международной литературы, плачу за абонемент 500 ₽ в год.
Повторять материал и не пропускать занятия
Если ходить на занятия нерегулярно и не делать домашние задания, вы не продвинетесь в английском. В этом я убедилась, когда наблюдала за учениками школы. Они винили преподавателя, хотя тот был ни при чем. Но гораздо хуже, что эти ученики сомневались в своих способностях и теряли шанс хоть когда-нибудь выучить английский.
Домашние задания. Закреплять знания очень важно. Когда вы повторяете новый материал, он укореняется в памяти.
Мне нравится популярная техника интервального повторения. По ней нужно много раз повторять слова, которые написаны на карточках, но постоянно увеличивать интервалы между повторениями. Чтобы пользоваться этой техникой, достаточно скачать приложение. В Quizlet много готовых наборов карточек к разным учебникам. Но я использовала Anki: там можно бесплатно создавать персональные наборы карточек.
Регулярность занятий. В английском — как в тренировках: если не заниматься регулярно, то мышцы ослабеют и придется начинать сначала. Только вместо мышц задействуются нейронные связи, которые формируются и укрепляются в процессе обучения. Они позволяют быстрее находить нужные слова и строить предложения по конструкциям, которые вы отработали. Чтобы эти связи не распадались, навыки важно отрабатывать.
Проверять знания
Чтобы видеть прогресс, нужно регулярно проверять свои знания. В этом мне помогали проекты, тесты и экзамены.
Проекты были промежуточными аттестациями в языковой школе. В конце каждого месяца мы выступали и показывали, что усвоили за это время. А преподаватель ставил оценки и советовал, над чем еще поработать. Так кроме долгосрочной цели у меня появлялись промежуточные. Они были простыми и понятными, и я очень радовалась, когда их достигала. Это мотивировало двигаться дальше.
Тесты. Я уже писала про недорогие тесты, которые помогут проверить уровень. Но когда у вас есть наставник, он может предложить какие-то свои. Моя школа использовала общие тесты от издательств и отдельно проверяла устную и письменную речь.
Экзамены. Серьезные международные экзамены нужны, только если их требует университет или преподаватель. У каждого теста своя специфика, и к ним нужно готовиться несколько месяцев. А длится один экзамен 3—4 часа. К тому же они недешевы: в 2021 году кембриджские FCE, CAE и CPE обойдутся в 11 000—12 000 ₽, а TOEFL — в 260 $ (19 240 ₽). Цена IELTS варьируется от 14 000 до 26 000 ₽ и зависит от города.
Мне нужно было сдать международный экзамен, чтобы работать с иностранными заказчиками. Я выбрала кембриджский CAE, потому что сертификат по нему бессрочный: по TOEFL, например, он действует всего два года. Экзамен стоил 11 690 ₽.
Если официальный сертификат пока не требуется, но хочется иметь его на всякий случай, можно сдать упрощенные международные тесты, например TOEFL Essentials или Linguaskill. Они стоят 100—120 $ (7400—8880 ₽).
Тест, проект или экзамен покажут, есть ли у вас прогресс и на что обратить внимание. После них вы с преподавателем сможете скорректировать программу, сосредоточиться на том, что не удалось, и быстрее достичь цели.
Перед сдачей CAE я пообещала себе перестать учиться, если удастся подтвердить уровень C1. Так и вышло. Пока мне достаточно знаний, чтобы использовать язык для работы: я легко ищу профильные материалы, читаю исследования, иногда пишу тексты и прохожу англоязычные курсы. У экзамена был терапевтический эффект: наконец-то, спустя 18 лет, я могу сказать, что довольна своим английским.
Если хотите выучить английский
- Узнайте свой уровень в языковой школе или с помощью онлайн-тестов.
- Выберите формат, который можете себе позволить. Можно учиться в группах или индивидуально, в языковой школе или с репетитором, онлайн или офлайн.
- Найдите преподавателя, который хорошо знает язык и с которым вам комфортно.
- Поставьте четкую цель: например, что через определенное время вы планируете сдать экзамен и достичь конкретного уровня. Или собираетесь защитить проект на английском. Или хотите без стеснения писать на нем письма.
- Определите количество занятий. Если у вас высокий уровень и нет срочных целей, достаточно 1—2 занятий в неделю. Иначе может потребоваться больше.
- Узнайте про методику, которую предлагает школа или репетитор. Она должна подходить под ваши цели.
- Узнайте про учебник и программу. Учебник должен быть современным, а программа — четкой и ведущей к цели.
- В перерывах между занятиями читайте книги, смотрите сериалы и слушайте подкасты на английском.
- Делайте домашние задания и не пропускайте занятия.
- Проверяйте знания. Для этого можно писать тесты, защищать проекты в своей школе или сдавать международные экзамены.