Что мешает выучить английский и как это исправить

68
Аватар автора

Настя Неустроева

18 лет учила английский

Я учила английский 18 лет.

Я из Екатеринбурга. С шести лет я ходила в кружок по английскому, потом учила язык в школе, с репетиторами и в вузе. Сейчас у меня диплом переводчика, а последние семь лет я работала маркетологом в языковой школе. Там я тоже прошла два курса английского — и только тогда достигла уровня С1, пятого из шести возможных по системе CEFR. Это значит, что я свободно говорю, понимаю сложные тексты и речь с акцентом, а еще использую язык для работы.

Но до этого среди коллег я чувствовала себя неполноценной. Как и многие ученики школы, я долго не могла освоить язык. Они тоже ходили по репетиторам, смотрели сериалы на английском, скачивали самоучители, но все равно топтались на одном уровне.

Как маркетолог, я анализировала и обсуждала с преподавателями проблемы таких учеников. В итоге поняла, что мешает учить английский, и лично для себя это исправила. Делюсь с вами своими открытиями.

Чтобы выучить английский, за 18 лет я потратила 119 820 ₽

Три года занятий с репетитором в школе66 600 ₽, 300 ₽ за урок
Год занятий с репетитором из вуза37 000 ₽, 1000 ₽ за урок
Экзамен CAE11 690 ₽
Пробный тест TOEFL со скидкой 25%2333 ₽
Учебники в университете2197 ₽
Учебники в языковой школе2000 ₽
Обучение в языковой школе0 ₽

Чтобы выучить английский, за 18 лет я потратила 119 820 ₽

Три года занятий с репетитором в школе66 600 ₽, 300 ₽ за урок
Год занятий с репетитором из вуза37 000 ₽, 1000 ₽ за урок
Экзамен CAE11 690 ₽
Пробный тест TOEFL со скидкой 25%2333 ₽
Учебники в университете2197 ₽
Учебники в языковой школе2000 ₽
Обучение в языковой школе0 ₽

Почему язык мне не давался

То, насколько легко и быстро дается английский, зависит от ваших способностей. Чем лучше развиты логика, восприятие и память, тем проще учить язык. Некоторые ученики не могут продвинуться в английском, потому что их мозг просто к этому не готов.

Но чаще прогресса нет по более простым причинам. У меня их было шесть.

Не было четкой цели. В школе я не могла определиться, кем хочу быть, а в университете поняла, что перевод — это не мое. Путешествовать или эмигрировать я не планировала, а англоязычных друзей у меня не было. Без стимула я часто пропускала занятия и не могла похвастаться хорошими оценками.

Но потом я устроилась на работу — и поняла, зачем мне английский. Там пришлось писать на нем письма, зачитывать на экзаменах инструкции и общаться с иностранцами. У меня появилась мотивация, чтобы разбираться в правилах, стилях речи, учить новые слова и практиковаться в разговоре.

Не подходили преподаватели. Некоторые из них мне просто не нравились. Например, школьная учительница была старательной, но плохо знала язык: все время повторяла одни и те же фразы и непонятно объясняла правила.

А у репетитора был прекрасный английский, но она на пол-урока выдавала мне учебник по грамматике и шла пить чай. В общем, грамматика до сих пор вызывает у меня отторжение.

С другими преподавателями мне было психологически трудно. Помню, как в университете они оценивали не результат работы, а мою личность и пугали отчислением. Так и пропадало желание ходить на пары.

Не подходил формат. После школы и университета я пробовала заниматься с преподавателями в «Скайпе». Но тогда онлайн-формат только появлялся и был неудобным. Я хранила упражнения в виде фото на телефоне, новые слова искала в чате, а задания — в почте. В итоге путалась и часто забывала что-то выучить.

Потом я поняла, что мне подходят занятия в группе. Мне нравится общаться и чувствовать поддержку, к тому же в группе есть соревновательный эффект.

Не подходила методика. Раньше в большинстве школ учились по грамматико-переводной методике: осваивали правила языка и переводили тексты. В итоге у меня не было проблем с чтением и переводом, но говорить на английском я не могла.

Есть и другие методики. Например, коммуникативная учит общаться, а проектная — презентовать свои идеи на английском. К тому же их можно комбинировать. Какие выбрать, зависит от ваших целей.

Было неинтересно. В школе меня заставляли читать скучные тексты про Шекспира и смотреть мультфильмы про Маззи, которые мне не нравились. А в университете я переводила академические и технические тексты. Все это не было связано с моей жизнью, и язык казался мертвым и скучным.

Не хватало денег. Преподаватели на работе объяснили мне, что у каждого ученика свои особенности, поэтому индивидуальные занятия — самые эффективные, на них я бы быстро закрыла пробелы в знаниях. Но я не могла платить 12 000 ₽ за восемь занятий в месяц. Поэтому занималась в группе: для сотрудников это было бесплатно, а иначе бы стоило 4400 ₽ в месяц. Однако я просила дополнительные задания, чтобы отработать ошибки, или сама находила материал в учебниках и приложениях.

Эти проблемы я осознавала постепенно — когда работала с клиентами и чувствовала, что во мне отзывается их боль. А потом стала решать их шаг за шагом.

Шаг 1

Узнать свой уровень

Чтобы выбрать преподавателя и формат занятий, сначала нужно определить свой уровень языка. Для этого необязательно сдавать дорогие и сложные экзамены вроде TOEFL и IELTS — достаточно быстрых онлайн-тестов.

Часто их дают в языковых школах, когда вы приходите туда записываться. Есть хороший бесплатный тест EF SET, он длится 50 минут. А сама я сдавала Oxford English Placement Test. Он шел полтора часа и стоил 500 ₽. Я читала на компьютере тексты, слушала аудио и отвечала на вопросы. В итоге получила понятный отчет о своем уровне.

Вообще, уровень языка — это относительное понятие. Например, я, когда начинала заниматься в группе, считалась учеником с уровнем B2. Я понимала основные идеи в речи и тексте, свободно говорила, меня понимали носители. Еще я могла описать абстрактные понятия, обосновать свои мысли и написать эссе на незнакомую тему. Но при этом я постоянно забывала добавлять окончание -s в глаголах, хотя этому учат в самом начале.

Поэтому не рассчитывайте, что уровень точно отразит знания. Его нужно узнать просто для ориентира.

Каждому уровню соответствует определенный набор навыков. Источник: oxford⁠-⁠house.ru
Каждому уровню соответствует определенный набор навыков. Источник: oxford⁠-⁠house.ru
После EF SET вы получите баллы и короткое пояснение о своем уровне
После EF SET вы получите баллы и короткое пояснение о своем уровне
Шаг 2

Определиться с форматом и тратами

Я считаю, что невозможно освоить английский бесплатно и самостоятельно. Уроки на «Ютубе»‎, самоучители и приложения не учат активно применять язык. Из моих знакомых сами выучили английский только преподаватели другого иностранного языка. Они уже знали, как подбирать материал и анализировать ошибки, а практиковались с носителями.

Если вы не преподаватель иностранных языков, лучше заниматься с профессионалом. Такие занятия бывают групповыми и индивидуальными, в языковой школе или с репетитором, в онлайне и в офлайне, с носителем или без. Главное — найти самый эффективный формат из всех, что вы можете себе позволить.

В группе или индивидуально. Групповые занятия подойдут, если уровень языка ниже В2 и нет срочных целей. Например, английский нужен для карьерного роста и вы хотите прилично владеть им только через пару лет.

Но если через три месяца вам нужно выступать на англоязычной конференции, выбирайте индивидуальные занятия. Они эффективны и когда ваш уровень B2 или выше. Там вы отработаете только те навыки, что нужны.

Индивидуальные уроки подойдут и тем, кому нужен гибкий график. Если вы не можете учиться по расписанию, группа не будет переносить уроки ради вас, а индивидуальный преподаватель сможет.

Прогресс в группе зависит от того, сколько людей там занимается. На мой взгляд, 4—5 человек — это отлично, 6—8 — нормально, а больше 8 — плохо. В больших группах не все успевают говорить на занятиях, а преподаватель проверяет задания наспех.

Зато чем больше людей в группе, тем дешевле. По работе я исследовала рынок и считаю, что для Екатеринбурга оптимальная стоимость группового обучения — 5000—5500 ₽ в месяц. При условии, что занятия идут дважды в неделю по полтора часа, а в группе не более 8 человек. И на курсе должна быть продуманная программа и хороший преподаватель.

Любые индивидуальные уроки дороже групповых. Например, сейчас, в 2021 году, в школе Global Ambassador в Екатеринбурге групповое занятие стоит 680 ₽, а индивидуальное — 1800 ₽. А в московской школе BKC-IH они обойдутся в 1250 и 4200 ₽ соответственно. Поэтому иногда занятия в группе — это компромисс для тех, кто не может платить за индивидуальные. Так было и у меня.

Длительность групповых занятий часто зависит от времени, когда вам удобно ходить. Например, по будням в московском центре Yes занятия идут по 3 академических часа дважды в неделю
Длительность групповых занятий часто зависит от времени, когда вам удобно ходить. Например, по будням в московском центре Yes занятия идут по 3 академических часа дважды в неделю
А в выходные утром — по 4,5 академических часа раз в неделю. Хотя цена часа одинаковая — 580 ₽
А в выходные утром — по 4,5 академических часа раз в неделю. Хотя цена часа одинаковая — 580 ₽

В языковой школе или с репетитором. Мне кажется, преимущество школы в том, что она дает гарантии: если занятия вам не понравятся, за них можно вернуть деньги. И учить будут по проверенной стандартной программе, с которой можно ознакомиться заранее. А репетитор без рекомендаций или отзывов — как кот в мешке: неизвестно, каким он окажется и стоит ли своих денег.

В хороших школах есть целые методические отделы. Они разрабатывают курсы, адаптируют учебные материалы и следят за результатами учеников, чтобы улучшить курс. А репетиторы ориентируются на собственное чутье. Еще школы предлагают дополнительные плюшки: дискуссионные клубы и приложения. Репетитор такого не предложит.

Я не знаю, как это прописано в договоре, но московская школа Studywork гарантирует, что после курса вы обязательно перейдете на следующий уровень. А если нет, то сможете учиться бесплатно
Я не знаю, как это прописано в договоре, но московская школа Studywork гарантирует, что после курса вы обязательно перейдете на следующий уровень. А если нет, то сможете учиться бесплатно

Зато, по моему опыту, заниматься с репетитором дешевле, чем в школе. Ведь он не платит методистам и маркетологам и не арендует помещение. Правда, совсем мало просят специалисты с плохой квалификацией. А есть и неоправданно дорогие школы, которые поднимают цены, чтобы сделать красивый ремонт, крутой сайт или побольше денег вложить в рекламу. Хотя там учатся по обычным школьным учебникам, а преподают студенты.

На «Профи-ру»‎ екатеринбургские репетиторы берут 500—1200 ₽ за полтора часа, то есть в среднем 850 ₽. Я уже знаю, что такое же занятие в хорошей школе должно стоить в полтора-два раза больше. Если полтора часа дешевле 1200 ₽, то у преподавателя школы наверняка нет опыта или он не очень хороший. А если репетитор просит больше 1200 ₽ за такое занятие, то он явно завышает цену.

У этого репетитора из Екатеринбурга часовое занятие стоит 2500 ₽. У него большой опыт, высокий уровень знаний, и он стажировался в США. Но для нашего города цена, на мой взгляд, завышена. Источник: «Профи⁠-⁠ру»‎
У этого репетитора из Екатеринбурга часовое занятие стоит 2500 ₽. У него большой опыт, высокий уровень знаний, и он стажировался в США. Но для нашего города цена, на мой взгляд, завышена. Источник: «Профи⁠-⁠ру»‎
А этот репетитор жил в Канаде и тоже много лет преподает английский, но просит 1070 ₽ за 60 минут. Это более адекватная цена. Источник: «Профи⁠-⁠ру»‎
А этот репетитор жил в Канаде и тоже много лет преподает английский, но просит 1070 ₽ за 60 минут. Это более адекватная цена. Источник: «Профи⁠-⁠ру»‎

Онлайн или вживую. Онлайн-занятия не сильно отличаются от тех, что в офлайне. Разница только в том, что при онлайне не нужно никуда ездить и страдать из-за душного помещения. Зато нужно больше дисциплины: в классе нет соблазна отвлечься на телефон, не будут мешать коты или дети.

Хорошие онлайн-школы это учитывают. Они подбирают эмоциональных преподавателей, делают программу разнообразной и стараются удерживать внимание учеников. Еще там не надо покупать учебники, все задания интерактивные, а материалы собраны в одном месте.

Так что, если вам нужно дистанционное обучение, лучше выбирать онлайн-школы, а не обычные. Многие из обычных тоже приспособились под дистанционный формат, но не на таком уровне. То же самое с репетиторами: некоторые занимаются онлайн по старинке — пользуясь видеосвязью, но без интерактивных инструментов.

Дистанционные занятия у репетиторов стоят столько же, сколько и вживую. А в школах онлайн-занятия обычно дешевле уроков в классе. Однако учитывайте, что онлайн-уроки всегда короче: не 90 минут, а 50—60.

Некоторые онлайн-школы предлагают только индивидуальные занятия, в других есть и варианты с группами. Так что выбрать нужный формат можно и онлайн, и очно.

В American Club and Education стоимость онлайн- и офлайн⁠-⁠уроков не сильно различается. Месяц онлайн⁠-⁠уроков стоит 11 400 или 12 300 ₽
В American Club and Education стоимость онлайн- и офлайн⁠-⁠уроков не сильно различается. Месяц онлайн⁠-⁠уроков стоит 11 400 или 12 300 ₽
А в классе в будни вечером — 12 900 или 14 100 ₽. В будни утром и днем или в выходные — дешевле
А в классе в будни вечером — 12 900 или 14 100 ₽. В будни утром и днем или в выходные — дешевле

С носителем или с русскоязычным преподавателем. Носитель нужен тем, чей уровень выше В2: им требуется больше языковой практики. Еще он научит понимать конкретный акцент.

Но с носителями есть подвох: школы часто называют так всех иностранцев. Хотя на самом деле носитель — это тот, кто вырос и жил в стране, где английский — официальный язык. А еще знание языка не гарантирует, что человек будет хорошо его преподавать. Для этого нужны педагогические навыки. Так что, если соберетесь заниматься с носителем, узнайте, из какой он страны, и изучите его резюме.

И учтите: занятия с носителями в 2—2,5 раза дороже. В Skyeng урок с носителем стоит 2695 ₽, а с русскоязычным преподавателем — 1340 ₽. А в «Инглексе»‎ они стоят 1700 и 650 ₽ соответственно.

Когда вы выбираете формат, главный критерий — это эффективность. Даже если вы хотите сэкономить, от этого не должно страдать качество занятий. Если уроки вам совсем не по карману, а учить английский хочется, можно найти работу, где предлагают скидки на обучение или бесплатные занятия. Так получилось и у меня.

В школе CREF разница в ценах не такая большая, но она все равно есть. Уроки с носителем примерно на 25% дороже, чем с русскоязычным преподавателем
В школе CREF разница в ценах не такая большая, но она все равно есть. Уроки с носителем примерно на 25% дороже, чем с русскоязычным преподавателем
Возможность учить язык часто встречается в технологических компаниях. Это вакансия ИТ⁠-⁠рекрутера на «Хедхантере»
Возможность учить язык часто встречается в технологических компаниях. Это вакансия ИТ⁠-⁠рекрутера на «Хедхантере»
Шаг 3

Найти подходящего преподавателя

Универсального, идеального учителя не существует. Одни ученики просят строгого преподавателя, другие — женщину постарше, а кому-то важно, чтобы она была замужем.

Я считаю, что такие критерии только мешают найти подходящего педагога — того, чья квалификация будет вас устраивать и на чьих занятиях вам будет комфортно.

Квалификацию можно оценить заранее: спросите, есть ли у преподавателя международные сертификаты. Они бывают двух типов: CELTA, TEFL и TESOL подтверждают, что учитель умеет преподавать английский, а TOEFL, IELTS, CAE, CPE — что он владеет языком. Лучше, если есть сертификат первого типа.

Если преподаватель покажет языковой сертификат, проверьте, какой в нем уровень. Если у вас А1, А2 или В1, то у преподавателя должен быть не ниже В2. А если ваш уровень В2, выбирайте преподавателей с C1 или C2.

Уровень в сертификате не всегда указан по системе CEFR. В этом сертификате IELTS есть только баллы за чтение, аудирование, письмо и разговорный английский. Их значения можно проверять на сайте IELTS. Источник: «Профи⁠-⁠ру»‎
Уровень в сертификате не всегда указан по системе CEFR. В этом сертификате IELTS есть только баллы за чтение, аудирование, письмо и разговорный английский. Их значения можно проверять на сайте IELTS. Источник: «Профи⁠-⁠ру»‎

Если нет сертификата, это не значит, что преподаватель плох, но оценить его уровень получится только на занятиях. Например, у моей школьной учительницы я заметила скудный словарный запас. Она все время говорила «It’s interesting» и «Yes, I see», так что новым словам мы у нее не научились.

А другой мой преподаватель не любил отвечать на дополнительные вопросы. Он путался и спешил перейти к новой теме. Скорее всего, он и сам во многом не разбирался.

С кем вам комфортно, можно узнать только на занятиях. Если вы энергичны, то вам не подойдет преподаватель, который учит медленно и методично. Вы потеряете интерес и снова бросите английский.

Грамотный преподаватель будет интересоваться вашими целями и увлечениями, поймет ваш мир и сможет вас мотивировать. Еще он будет адаптировать занятия под вас. Например, воссоздавать ситуации общения, с которыми вы столкнетесь после переезда или на работе. В итоге вы получите и прикладные знания.

Так было с двумя моими преподавателями в языковой школе. Сначала я узнала их как коллег, мы хорошо общались. Они были моего возраста, и у нас нашлись общие ценности. Потом уроки с ними проходили весело, мне нравилось, как они меня мотивируют.

Преподаватели хвалили меня за задания, которые я хорошо выполнила, но тщательно разбирали ошибки и тактично делали замечания, если я пропускала занятие. Все это вселяло в меня уверенность и чувство ответственности. И даже когда было сложно, я не бросала, а шла к преподавателям за помощью.

Шаг 4

Поставить четкую цель

Подумайте, зачем вам английский: об этом обязательно спросят и репетитор, и администратор в языковой школе. «Просто для себя», ‎«для работы» и ‎«для путешествий»‎ — это не ответы. Лучше использовать технику SMART: поставить конкретную, измеримую, достижимую, реалистичную и ограниченную по времени цель.

Как правильно поставить цель при изучении английского

❌ Нет✔️ Да
Просто для себяСдать кембриджский тест на уровень С1 в мае
Для работыЧерез три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег
Для путешествийПоехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика»

Как правильно поставить цель при изучении английского

❌ Нет✔️ Да
Просто для себяСдать кембриджский тест на уровень С1 в мае
Для работыЧерез три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег
Для путешествийПоехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика»

Если вы выберете индивидуальные занятия, преподаватель проверит ваши знания и поможет установить сроки. Делать это самим бессмысленно: цель может оказаться недостижимой, вы разочаруетесь и снова забросите английский.

Если будете заниматься в группе, преподаватель тоже поможет со сроками. Останьтесь после одного из первых занятий, расскажите про свою цель и спросите, когда можно достичь ее с вашим уровнем.

  • Я хотела подтянуть английский, чтобы быстрее писать письма и не краснеть в обществе иностранных коллег. Моей первой целью было подготовиться к экзамену TOEFL за шесть недель и сдать пробный тест. Преподаватель посоветовала мне стремиться к 72 баллам из 120, но в итоге я получила 78. Это был уровень B2.
  • После этого я нацелилась на С1. С ним я бы комфортно справлялась с рабочими задачами, лучше понимала англоязычные статьи, курсы и материалы. Я пошла на групповой курс общего английского. Целью было за год повысить уровень и подтвердить это тестом. И у меня получилось.

Но будьте осторожны: некоторые школы и репетиторы обещают недостижимые результаты. По моему опыту, в среднем человек способен освоить один уровень за год. При условии, что будет заниматься дважды в неделю без больших перерывов.

Шаг 5

Определить количество занятий

На стандартных групповых курсах обычно занимаются два раза в неделю, а на интенсивных — три.

Количество индивидуальных уроков подскажет преподаватель. Оно зависит от цели, уровня вашей дисциплины и того, как быстро вы усваиваете материал. Обычно это тоже два раза в неделю. Но если у вас уровень A2 и через три месяца надо работать на международной выставке, придется заниматься каждый день.

Если уровень выше В2, а цель — подтянуть какой-то навык, то можно и сэкономить. Занимайтесь раз в неделю, а в остальное время учитесь самостоятельно. По моему опыту, лучше выделять по 15 минут каждый день, чем раз в неделю учиться по три часа.

Главное — не пропускать занятия и не делать больших перерывов, иначе прогресса не будет.

Шаг 6

Узнать про методику

Я уже упоминала, что есть много методик обучения. Вот самые популярные.

Коммуникативная. Сейчас ее чаще всего используют в школах. Она развивает устную речь и помогает применять иностранный язык в разных жизненных ситуациях.

Проектная. Она дополняет коммуникативную: ученики делают индивидуальные или групповые проекты по реальным жизненным задачам. А потом презентуют их.

Метакогнитивная. Вы самостоятельно планируете обучение, ставите цели и контролируете результаты. А преподаватель просто помогает.

Грамматико-переводная. По ней вы просто переводите тексты и делаете упражнения. Методика устарела, но все равно часто применяется.

Методика может вам просто не нравиться или не подходить под ваши цели. Например, недавно мой знакомый занимался с репетитором, чтобы подготовиться к путешествию. Репетитор месяц гонял его по грамматико-переводной методике, хотя в поездке больше нужен разговорный навык.

Узнайте у репетитора или в школе, по какой методике будете заниматься, и прочитайте о ней. Если вы такую уже пробовали и не достигли результата, лучше попробовать другую. А хорошие репетиторы и школы часто комбинируют несколько методик: в моей школе на общем курсе была коммуникативная и проектная, а когда готовились к экзаменам — метакогнитивная.

  • Как-то мы изучали и обсуждали тему социальной ответственности бизнеса. Затем каждый выбрал настоящую компанию, изучил ее деятельность в этой сфере и сделал презентацию. Причем выступил в роли представителя этой компании. В презентации нужно было использовать новые слова и грамматические структуры, говорить не по бумажке и следить за интонацией. Это пример проектной методики обучения.

Есть и другие подходы: в прямом упор делается на устную речь, в лексическом — на изучение новых слов, а в аудиолингвальном нужно постоянно повторять за преподавателем стандартные фразы и конструкции.

Грамотный педагог владеет несколькими методиками и поможет выбрать подходящую.

Это я презентую свой проект про Нидерланды. Так мы изучали тему современной городской среды и качества жизни в разных странах
Это я презентую свой проект про Нидерланды. Так мы изучали тему современной городской среды и качества жизни в разных странах
Шаг 7

Узнать про программу и учебник

Программа и учебник — инструменты преподавателя. Студенту не нужно глубоко в них разбираться, но познакомиться все же стоит. Обоснованная программа поможет вам двигаться к цели, а преподавателю — отслеживать прогресс.

Программа. Репетитор должен наметить план на первых занятиях. Однако если у вас специфическая цель или большие пробелы в знаниях, то у него может не быть списка задач на месяцы вперед. Но все же расспросите, что и в какой последовательности будете изучать. Например, если ваша цель — хорошо писать, в программе должен быть упор на этот навык. И не стесняйтесь спрашивать, зачем вам те или иные темы.

Если вы выбираете групповые занятия в школе, план курса будет на сайте или в личном кабинете. А иногда преподаватель выдает его распечатку. У нас на общем курсе была стандартная схема: в начале каждого месяца нам выдавали таблицу с активностями на все восемь уроков и домашние задания.

Посмотрите, близки ли вам темы из плана и подходят ли они по возрасту. Взрослым с карьерными целями лучше изучать работу и бизнес, а не природу и хобби. Еще убедитесь, что по плану вы не только расширите кругозор, но и получите навыки в английском. Ведь ваша задача — именно освоить язык.

Программа на сайте не всегда подробная, но по ней можно понять, что будете изучать. В этой прописаны не только темы, но и навыки — это важно. Источник: bkc.ru
Программа на сайте не всегда подробная, но по ней можно понять, что будете изучать. В этой прописаны не только темы, но и навыки — это важно. Источник: bkc.ru
По схеме легко увидеть, как вы будете осваивать язык. На курсах с универсальными целями нужно одинаково развивать письмо и разговорную речь, расширять словарный запас и учиться понимать английский на слух. Источник: globalambassador.ru
По схеме легко увидеть, как вы будете осваивать язык. На курсах с универсальными целями нужно одинаково развивать письмо и разговорную речь, расширять словарный запас и учиться понимать английский на слух. Источник: globalambassador.ru

Учебник. Если вы будете учиться по учебнику, убедитесь, что издание достаточно новое. Язык меняется, и не стоит заниматься по книгам из прошлого века. Еще здорово, если учебник доступен не только в бумажной, но и в электронной версии. И если к нему есть интересные интерактивные задания.

На моем курсе как раз был такой комплект — Navigate издательства Oxford University Press. У меня был бумажный вариант, но преподаватель на уроке использовала электронный. Она выводила его на экран, включала видео, показывала правильные ответы и вписывала слова в упражнения прямо на интерактивной доске.

Также к нему прилагался тренажер для компьютера, а еще можно было установить приложение с заданиями на телефон.

Малая часть книг, которые у меня остались. В основном это школьные и университетские учебники, которые стоили по 200⁠—⁠300 ₽, и классическая литература, которую я так и не прочла. Я не жалею о покупке только двух из этих книг: Fields of Vision от Longman для университета и комплекта Navigate для языковой школы
Малая часть книг, которые у меня остались. В основном это школьные и университетские учебники, которые стоили по 200⁠—⁠300 ₽, и классическая литература, которую я так и не прочла. Я не жалею о покупке только двух из этих книг: Fields of Vision от Longman для университета и комплекта Navigate для языковой школы
Шаг 8

Подобрать дополнительные материалы по интересам

Учить язык должно быть интересно. Включайте английский в повседневную жизнь: смотрите фильмы, сериалы и «Ютуб»‎, читайте новости. Например, если вы планируете эмигрировать, найдите блоги о жизни за границей, подпишитесь на сообщества экспатов в соцсетях и читайте статьи в изданиях нужной страны.

У меня есть правило: потреблять весь англоязычный контент только в оригинале. Например, я смотрю на английском зарубежные сериалы. С точки зрения языка мне нравится «Закусочная Боба»: там много разговорных фраз и игры слов. А сериал «Голяк» помогает потренироваться с акцентами.

Иногда я слушаю подкасты: The Copyblogger — для работы, Fake Doctors, Real Friends — для веселья.

Но больше всего я люблю читать. В университете нам задавали классику: Джека Лондона, Сомерсета Моэма и Джона Голсуорси. Они казались мне сложными и скучными, и я долго не хотела читать на английском.

Но потом подруга привезла мне современный роман с элементами мистики — и меня затянуло. Это был The Shadow of the Wind Карлоса Руиса Сафона. Автор — испанец, но роман перевели на английский. С тех пор я спокойно читаю на английском. Люблю Нила Геймана, научно-популярную литературу и некоторых классиков: Оруэлла, Бернарда Шоу и Оскара Уайльда.

Но чтобы учить язык, советую современных авторов: Донну Тартт, Маргарет Этвуд, Ханью Янагихару, Джулиана Барнса, Кадзуо Исигуро, Стивена Кинга. В их книгах живой язык, а реалии более понятны. Из них вы узнаете слова и конструкции, которые можно использовать в жизни. А вот реплики аристократов из классики вряд ли принесут пользу.

Современная литература на английском недешева: от 800—1000 ₽ за книгу. Но я беру их в екатеринбургской библиотеке имени Белинского. Для этого оформила договор в отделе международной литературы, плачу за абонемент 500 ₽ в год.

Я брала в библиотеке «Маленького друга» Донны Тартт. В «Лабиринте»‎ книга стоила 1631 ₽
Я брала в библиотеке «Маленького друга» Донны Тартт. В «Лабиринте»‎ книга стоила 1631 ₽
Шаг 9

Повторять материал и не пропускать занятия

Если ходить на занятия нерегулярно и не делать домашние задания, вы не продвинетесь в английском. В этом я убедилась, когда наблюдала за учениками школы. Они винили преподавателя, хотя тот был ни при чем. Но гораздо хуже, что эти ученики сомневались в своих способностях и теряли шанс хоть когда-нибудь выучить английский.

Домашние задания. Закреплять знания очень важно. Когда вы повторяете новый материал, он укореняется в памяти.

Мне нравится популярная техника интервального повторения. По ней нужно много раз повторять слова, которые написаны на карточках, но постоянно увеличивать интервалы между повторениями. Чтобы пользоваться этой техникой, достаточно скачать приложение. В Quizlet много готовых наборов карточек к разным учебникам. Но я использовала Anki: там можно бесплатно создавать персональные наборы карточек.

Регулярность занятий. В английском — как в тренировках: если не заниматься регулярно, то мышцы ослабеют и придется начинать сначала. Только вместо мышц задействуются нейронные связи, которые формируются и укрепляются в процессе обучения. Они позволяют быстрее находить нужные слова и строить предложения по конструкциям, которые вы отработали. Чтобы эти связи не распадались, навыки важно отрабатывать.

Шаг 10

Проверять знания

Чтобы видеть прогресс, нужно регулярно проверять свои знания. В этом мне помогали проекты, тесты и экзамены.

Проекты были промежуточными аттестациями в языковой школе. В конце каждого месяца мы выступали и показывали, что усвоили за это время. А преподаватель ставил оценки и советовал, над чем еще поработать. Так кроме долгосрочной цели у меня появлялись промежуточные. Они были простыми и понятными, и я очень радовалась, когда их достигала. Это мотивировало двигаться дальше.

Тесты. Я уже писала про недорогие тесты, которые помогут проверить уровень. Но когда у вас есть наставник, он может предложить какие-то свои. Моя школа использовала общие тесты от издательств и отдельно проверяла устную и письменную речь.

Это мой результат экспресс-теста от издательства Oxford University Press — оно выпустило мой учебник
Это мой результат экспресс-теста от издательства Oxford University Press — оно выпустило мой учебник

Экзамены. Серьезные международные экзамены нужны, только если их требует университет или преподаватель. У каждого теста своя специфика, и к ним нужно готовиться несколько месяцев. А длится один экзамен 3—4 часа. К тому же они недешевы: в 2021 году кембриджские FCE, CAE и CPE обойдутся в 11 000—12 000 ₽, а TOEFL — в 260 $⁣ (19 240 ₽). Цена IELTS варьируется от 14 000 до 26 000 ₽ и зависит от города.

Мне нужно было сдать международный экзамен, чтобы работать с иностранными заказчиками. Я выбрала кембриджский CAE, потому что сертификат по нему бессрочный: по TOEFL, например, он действует всего два года. Экзамен стоил 11 690 ₽.

Если официальный сертификат пока не требуется, но хочется иметь его на всякий случай, можно сдать упрощенные международные тесты, например TOEFL Essentials или Linguaskill. Они стоят 100—120 $ (7400—8880 ₽).

Тест, проект или экзамен покажут, есть ли у вас прогресс и на что обратить внимание. После них вы с преподавателем сможете скорректировать программу, сосредоточиться на том, что не удалось, и быстрее достичь цели.

Перед сдачей CAE я пообещала себе перестать учиться, если удастся подтвердить уровень C1. Так и вышло. Пока мне достаточно знаний, чтобы использовать язык для работы: я легко ищу профильные материалы, читаю исследования, иногда пишу тексты и прохожу англоязычные курсы. У экзамена был терапевтический эффект: наконец-то, спустя 18 лет, я могу сказать, что довольна своим английским.

По моим результатам CAE видно, что к части, где нужно было продемонстрировать навыки письма, я готовилась плохо. Как писать эссе, я знала приблизительно — и еле прошла по нижней границе. Зато использовала правильную стратегию в чтении и набрала достаточно баллов
По моим результатам CAE видно, что к части, где нужно было продемонстрировать навыки письма, я готовилась плохо. Как писать эссе, я знала приблизительно — и еле прошла по нижней границе. Зато использовала правильную стратегию в чтении и набрала достаточно баллов

Если хотите выучить английский

  1. Узнайте свой уровень в языковой школе или с помощью онлайн-тестов.
  2. Выберите формат, который можете себе позволить. Можно учиться в группах или индивидуально, в языковой школе или с репетитором, онлайн или офлайн.
  3. Найдите преподавателя, который хорошо знает язык и с которым вам комфортно.
  4. Поставьте четкую цель: например, что через определенное время вы планируете сдать экзамен и достичь конкретного уровня. Или собираетесь защитить проект на английском. Или хотите без стеснения писать на нем письма.
  5. Определите количество занятий. Если у вас высокий уровень и нет срочных целей, достаточно 1—2 занятий в неделю. Иначе может потребоваться больше.
  6. Узнайте про методику, которую предлагает школа или репетитор. Она должна подходить под ваши цели.
  7. Узнайте про учебник и программу. Учебник должен быть современным, а программа — четкой и ведущей к цели.
  8. В перерывах между занятиями читайте книги, смотрите сериалы и слушайте подкасты на английском.
  9. Делайте домашние задания и не пропускайте занятия.
  10. Проверяйте знания. Для этого можно писать тесты, защищать проекты в своей школе или сдавать международные экзамены.

Настя НеустроеваА вы давно учите английский? Какой прогресс?
  • UncleJoeУ меня другая проблема: мне нравится изучать иностранный язык, нравится смотреть зарубежных блоггеров на ютубе без перевода, нравится встречать и запоминать новые идиомы и прочее. Но никак не могу найти этому применение в профессиональной сфере. Я инженер в сфере разработки промышленного электрооборудования, и кроме как для чтения даташитов и каких-то инструкций, язык особо не нужен...13
  • Anastasiya GolavlЯ учила английский 13 лет: с 6 и до 18, пока училась в школе. После этого учить его я перестала, зато начала пользоваться - работа, книги, позже путешествия, а ещё позже - тотальное увлечение веб-новеллами. Что привело меня к САЕ С2 в 34 года - который я сдала ну просто потому что мне хотелось бумажку с печатями. Что касается помех в обучении: 1. Пожалуйста, не упоминайте такую...эээ...странную мысль, скажем так, как "Некоторые ученики не могут продвинуться в английском, потому что их мозг просто к этому не готов." Мозг любого человека готов к изучению любого языка - просто потому что каждый из нас освоил хотя бы один - свой родной. И жестовый язык, и чтение шрифта Брайля - это тоже языки. Мы все на это способны. И наш мозг к такому готов. У человека могут возникнуть сложности, но в самой статье уже перечислено много способов их преодолеть. Решение найдётся. 2. Вот конкретно с английским я чаще встречаю проблему отсутствия истинной мотивации. То есть человек учит, потому что надо - на работе, по обстоятельствам жизни, по социальным причинам или каким-то надуманным причинам типа "все знают английский, а я нет, значит, и мне надо". В таком случае часто все заканчивается бесконечной языковой волынкой, складированием непрочитанных учебников, неоткрытых приложений, подписок и прочего. Для этой проблемы вряд ли есть прямолинейное решение. Скорее придётся нащупывать то, что лично человеку интересно. Я вот обожаю веб-новеллы. И читаю их каждый день. Да, это не всегда английский высшего уровня (послушайте, к примеру, пассажи Дживса из сериала "Дживс и Вустер" - это ж плакать от восторга можно), но это тот случай когда килотонны количества перерастают в приемлемое качество. Игры и визуальные новеллы, зарубежные ценные бумаги, биохакинг, англоязычная детская литература, Burning man - все, что делает "динь!" в голове ученика. И вот уже с этим можно браться за учебники, школы, репетиторов, и все такое. 3. И не стоит цепляться за трендовые методики. Все так устали от грамматико-текстовой школы из 90х, что резко ринулись в коммуникативную или вот презентационную, которую упомянула автор. Все дороги ведут в Рим. Просто некоторые - для тех, кто пешком, а некоторые - для тех, кто в танке. Главное, чтобы ученику было удобно по этой дороге идти/ехать/ползти. Я лично училась в старой школе и являюсь тем человеком, который заговорил после сотен учебных микротестов и зазубренных топиков. На акцент и fluency не жалуюсь. И вполне возможно, что с китайским мне придётся имитировать примерно тот же путь 🤔 Но это время покажет. А вообще изучать любой другой язык - это классно. Это окно в другой мир, ведь мы говорим так, как думаем - и в другом языке можно столкнуться с категориями, которых в родном просто нет. А это расширение мировоззрения, ментальная гибкость и все что хотите. И да. Когда я переехала в общагу при институте, моя новая соседка увидела в моем багаже самоучитель французского и попросила что-нибудь ей прочесть. После этого она выдала: "На кой ляд я бьюсь головой об английский, когда есть такой прекрасный язык как французский?" На английском языке свет клином не сошёлся. Всегда можно попробовать какой-нибудь другой и радоваться жизни!59
  • Ховард МоржовыйДа,вот я тоже с 5-6 лет учу, учу английский. В этом году начала заниматься им плотно- дуолинго, сериалы и Ютуб, поставила себе цель: выучить его и испанский. Сейчас немного выгорела от этого, и, вместо ежедневных занятий, в лучшем случае занимаюсь 1-2 раза в неделю. Мотивации вообще ноль, кажется, что топчусь на одном месте, и смысла в этой учебе никакого нет.2
  • Антон ЯкуповЦеленаправленно английский в данный момент не учу, но стараюсь часть контента потреблять на английском. Всегда казалось, что прогресса минимум. Но по своему небольшому опыту могу сказать: не надо переживать, если понимаете, что ничего не усвоили после занятия английским. До проблем с перемещением по миру частенько доводилось бывать в местах, где приходилось общаться на английском. На третий-четвертый день замечал за собой, что относительно беспроблемно общаюсь на английском с иностранцами. В голове откуда-то всплывают школьные занятия или слова/фразы с зарубежных подкастов. Ощущение, что, если подтянуть грамматику, то вот оно - счастье) К концу таких поездок неуверенность почти пропадает. Но по возращению опять дуб дубом. Так что для себя вывел формулу по изучению - постоянная практика + фактор стресса )9
  • Никита ЯрунинСпасибо большое за статью! Некоторые ваши советы действительно помогут мне учиться дальше. Сейчас занимаюсь активным изучением английского. Поэтому статья очень зашла!2
  • Artem Omny//, тягомотина, их задача, чтобы ты как можно тягомотнее учил и 100 раз повторял, при этом либо платил, либо смотрел 100500 рекламы6
  • Анфиса ВасильеваРасскажите про китайский, пожалуйста1
  • LanaГеоргий, позвольте пару идей как можно использовать язык: - подкасты в вашей или смежной сфере - профессиональные сообщества, например, группы в Фэйсбуке или Линкедин, - отвечать, комментировать на Quora - это сайт любых вопросов и ответов - дискутировать на Kialo или другой подобной платформе для дискуссий7
  • UncleJoeSvetlana, благодарствую за совет, правда я его не совсем понял:) Я имел ввиду желание конвертировать интерес к иностранному языку в профессиональный и денежный рост. Насчёт подкастов и дискуссий - вы наверное имели ввиду способ подтянуть знания, общаясь с иностранными коллегами?6
  • Olga TerekhovaAnastasiya, согласна с вами. Огромное удивление вызвала фраза про "мозг не готов". Когда люди переезжают жить в среду - обычно они заговаривают без проблем, и основной помогающий фактор - это молодость. На мой взгляд, чем ближе у изучающего настрой ближе к детскому, гибкому, играющему, когда легко экспериментировать и не бояться ошибок, тем проще обучение. Развитые "логика, восприятие и память" - очень абстрактные понятия. И интересен такой сильный фокус на платных занятиях в статье, "невозможно освоить английский бесплатно и самостоятельно". Я сдала IELTS на C2, но никогда не ходила на такие курсы или индивидуальные занятия. Что помогло - сильный преподаватель английского в университете (но по традиционной методике с упором на грамматику), много читать, много писать на интересные темы (к вопросу про внутреннюю мотивацию), много смотреть и разговаривать на английском с мужем, у которого тоже была цель улучшить язык. И вот это был фундамент, который закладывался без SMART-целей. Какая-то измеримая цель была только один раз: сдать IELTS на баллы, достаточные для иммиграции, но мне это помогло только закрыть какие-то точечные вопросы, а не выучить язык.7
  • Дмитрий БобровскийПо поводу Грамматико-переводной методики. Не согласен что она устарела. Тут зависит от человека и цели. Я сейчас занимаюсь по коммуникативной методике и через какое-то время мне сильно стало не хватать грамматики, потому что у меня системное мышление. Мой ум начинает искать какую-то систему а в коммуникативной методике не дают никакой системы, по крайней мере не объясняют её. Поэтому я еще дополнительно стал заниматься в другой группе по "старой" Грамматико-переводной методике и мне стало легче, напряжение стало уходить, потому что структура языка стала понятнее. Стало понятнее ПОЧЕМУ здесь так, а здесь этак, в коммуникативной методике обычно объяснения очень поверхностны, а если занимается с "носителями" то многое вообще не понятно, потому что даже тот минимум грамматики который объясняют - объясняют на английском языке, а для новичка так далеко не всё становится понятным. Лично мне потребовалось нормальное объяснение на русском языке, чтобы нормально понять.9
  • LanaГеоргий, вы писали выше о том, что не можете найти применение языку в своей профессиональной сфере. Общаясь с коллегами и единомышленниками, вступая в дискуссии, вы не только углубляете знания, но и развиваете свою сеть контактов, а значит, потенциально расширяете свои профессиональные возможности.6
  • Юлия ХолкинаЯ бы из всего перечня рекомендаций выделила 3 самые важные вещи: 1. Реальное целеполагание. Мотивация в стиле "будет строчка в резюме", "хочу общаться с иностранцами" - не работает. Поставьте реальную цель, типа: через год поехать учиться заграницу и начать процесс сбора документов или записаться на сдачу теста через 3 месяца. Проверила на своем опыте, отлично работает. 2. Преподаватель. Да, вы можете и должны много учиться самостоятельно, читать книги и статьи, зубрить слова и т.д., но преподаватель нужен для того, чтобы внимательно отслеживать ваш уровень мотивации и в нужный момент вас подбадривать и объяснять, почему обучение происходит нелинейно. 3. Окружите себя языком. Хотите прокрастинировать и читать про выхухолей вместо работы? Велком в англоязычную Википедию. Скролите ленту в Инсте? Подписывайтесь на англоязычные паблики и блогеров. Количество занятий в неделю, учебники, формат, ресурсы - все индивидуально и зависит от ваших предпочтений, которые могут меняться на протяжении обучения.4
  • Настя НеустроеваAnastasiya, спасибо, что поделились своей историей! Я вас очень понимаю и абсолютно согласна, что истинный интерес и мотивация сильно помогают продивнуться. И здесь приходится искать именно те подходы, способы и материалы, которые подойдут лично тебе. Уточню про «мозг не готов». Здесь я писала именно о ситуациях, когда человек уже знает язык на определённом уровне, но не может продвинуться дальше. Например, когда ученик с уровнем B2 усиленно занимается, но не может перейти на C1. Бывает, что у человека недостаточно развито логическое мышление, и он просто не может воспринять сложный текст научной статьи. Тогда стоит заниматься именно развитием логики. Это сложная тема, поэтому в своей статье я её не разбираю. Для этого нужен нейроучёный или хотя бы преподаватель, который хорошо разбивается в работе мозга при изучении языка.0
  • Настя НеустроеваАнтон, крутой способ! Мне тоже сильно помогла именно необходимость использовать язык на работе) А как вы организовали себе такую практику и чем сейчас заменяете?1
  • Настя НеустроеваHhhjjj, а для чего вы учите английский?1
  • Настя НеустроеваДмитрий, мне сложно понять, с чем вы сталкиваетесь. Коммуникативную с нуля я не пробовала и, возможно, поэтому недооценила грамматико-переводную)) Но я понимаю ваше желание структурировать знания. И если есть возможность совмещать несколько подходов, мне кажется, это отличный вариант.0
  • Настя НеустроеваOlga, здорово, что у вас получилось! Согласна, погружение в среду действительно хороший способ. Что касается занятий, то я не говорю, что они обязательно должны быть платными. Как, например, было у меня. Главное, чтобы была структура и компетентый преподаватель. Это моё мнение.1
  • NastyAstiHhhjjj, это очень частая проблема самостоятельного изучения. Студент решает быстро выучить язык, заниматься каждый день и перегружает себя слишком большим количеством несистематизированной информации. Затем мотивация падает и в итоге учеба заброшена. В языковых школах занятия 2 раза в неделю проводятся не просто так. Главное в изучении языков это дисциплина, системность и регулярность занятий - тогда успех гарантирован6
  • NastyAstiОчень грамотная статья, честно и по делу рассказали об изучении языка. Меня всегда очень напрягает массовая вера людей в то, что английский можно выучить за пару-тройку месяцев самостоятельно. Спасибо, что помогаете избавляться от стереотипов, навязанных недобросовестными маркетологами языковых школ!1
  • Daria ObukhovaУдивляют и немого пугают истории про я учил/а 10,15,20…. лет. Конечно, если мы будем считать время изучения с 5 класса (а нынешняя молодёжь учит со 2), то набегает серьезный стаж изучения, но учили ли вы реально столько лет. В школе английский часто только номинально, репетитор так же часто по инерции, школьник ходит на допы, а че ходит, не всегда понятно ни ему, ни родителям, ни допам. Считать надо осознанное время изучение, когда взялся и выучил. Я учила (осознанно) 2,5 года с beginner до advanced и читая примеры про десятки лет изучения, мне грустно за тех, кто только планирует заняться английским, а увидя эти цифры эти люди такие, неееее…спасибо…выучим в другой жизни. Но есть ведь и другие сценарии! 2,5 года 3 раза в неделю групповые уроки по 90 минут (это работа в классе), самостоятельная работа от 30 до 60 минут так же 3 раза в неделю. Летом каникулы. Последние 5 месяцев занятия с носителем (так же в группе). Учебники: headway, new English file, иногда упражнения из Murphy. Методика: коммуникативная и грамматико-переводная, на высоких уровнях только коммуникативная. Цели никакой не было, просто выучить язык, но и был маленький нюанс: английский я обожала и всегда предпочитала пойти на урок прогулке с друзьями, а после урока приходила и смотрела что-нибудь на англ, даже не особо понимая поначалу.15
  • Антон ЯкуповНастя, Если честно, то сейчас только потребления контента на английском языке и переписки с иностранцами в комментариях на Youtube) Разговорной практики в последнее время минимум. Но пост вдохновил пройти тест на знание языка efset.org и уже от этого начать танцевать.1
  • АлександрКакой же бред. Мозг не готов... Дальше даже читать не буду. А почему русский язык выучить мозг готов, а английский нет? Или для английского нужен особый мозг?)3
  • Vladimir V.Olga, Анастасия, Девочки, чтение книг вроде как должно помогать осваивать язык, только вот я, честно сказать, как-то не особо чувствую этого. Кое-что выписываю (обороты) из них к себе, но... ощущение, что эффект не велик. Читаю просто из интереса. А вот что понравилось - в дискорде дали один совет: мыслите по-английски. Старайтесь это делать как можно чаще. Как существенно улучшить распознание акцента/улучшить восприятие беглой речи: найдите подкасты на интересующую вас тему с ведущим, говорящим с акцентом и слушайте 3 месяца каждый день по 30-40 минут. Вот. Мне помогло.4
  • Елизавета СклемаOlga, так вы же в университете учили английский, а это не бесплатно и не самостоятельно))) вам организовывал обучение преподаватель, а за обучение либо вы сами платили, либо государство. То есть вы только подтвердили, что выучить язык бесплатно и самостоятельно не получится ;)6
  • Елизавета СклемаДмитрий, проблема не в К. методике. В коммуникативной методике и лексика, и грамматика, и фонетика привязаны к коммуникативной ситуации. Возможно, если вы не получали достаточно объяснений и тренировки грамматики, то дело было либо в преподе, который не умел ее презентовать, тренировать и помогать выводить в речь, либо в пособии, в котором мало внимания уделялось правилам и тренировке. Хотя опять же, это было ответственностью препода – подобрать пособия для уроков.2
  • Настя НеустроеваВот это здорово! И надеюсь, возможность попрактиковаться в среде скоро снова появится)1
  • Настя НеустроеваАлександр, пожалуйста, посмотрите, я уточнила этот момент в ответе на первый комментарий. Что касается русского языка, то мы учим его иначе: начинаем повторять за мамой слова, потом предложения, всё время слушаем, что говорят окружающие, и запоминаем, как они это делают. Сначала учимся говорить и думать, а потом уже осваиваем какие-то правила. В английском наоборот: сначала учим грамматику и слова, а потом начинаем говорить. При этом, как правило, не находимся в языковой среде. Знания английского накладываются на родной язык. Поэтому до определённого уровня мы зачастую переводим мысли и конструкции, которые изначально возникают в нашей голове по-русски.3
  • Anastasiya GolavlVladimir, мне кажется, что помогает лучше то, что заходит конкретному человеку. Я люблю читать и читаю в любом состоянии. И использую свою склонность для экстенсивного чтения. Такое чтение более эффективно с текстом уровня адекватного читателю - не слишком простого, не слишком сложного. И конечно это не стоит делать прям единственным методом изучения языка. Слушание аудиоматериалов - книг, подкастов - тоже прекрасный метод. Кому-то подходит гораздо лучше чтения. Но я вообще люблю тишину.. и с аудио мы, как следствие, несильно дружны 😅1
  • Anastasiya GolavlНастя, я так сильно споткнулась об эту фразу, что не могла не высказаться. Хотя и предположила, что просто неверно поняла вашу мысль за этими словами. В освоении языка точно иногда приходится разделять языковые сложности и сложности развития общих навыков, так скажем. Я по профессии провизор и на определённой стадии жизни, уже работая, решила получить ДПО как переводчик. Наш преподаватель, прочитав моё первое эссе, заметила: "Анастасия, у меня нет замечаний к вашему языку, но...прежде, чем что-то писать, вам имеет смысл упорядочить мысли в своей голове. Иначе ваш текст останется набором прекрасно составленных предложений, которые непонятно зачем смешали вместе." Так что да, мне пришлось сначала поработать над логикой изложения и над построением текста, а уже потом воплощать это на английском. Собственно, как мне кажется, мои посты до сих пор страдают от той же проблемы 🤦‍♀️1
  • Настя НеустроеваAnastasiya, хорошо, что вы об этом написали, и мы смогли разобраться) У меня была похожая проблема с пониманием логики текста и письмом. Мне очень помогла подготовка к TOEFL, особенно написание эссе по его структуре)1
  • Vladimir V.Anastasiya, если с аудио нет дружбы, то как учиться распознавать речь? Если, конечно, нет ежедневной практики на работе.1
  • Daria ObukhovaЕлизавета, нет, я обучалась в школе, которая имеет лицензию на ведение образовательной деятельности и выдаёт сертификаты, после тестирования естественно, соответсвующие CEFR. Когда заканчивала курсы был подтверждённый C1, далее ЕГЭ 90б (без подготовки, ну кроме непосредственно курсов), 5 лет в универе на ргф (переводчик). Планирую сдать когда-нибудь САЕ и ещё когда-нибудь СРЕ, но только для собственного удовольствия, для жизни и работы бумажки не нужны, уровня языка хватает. Следуя логике любителей приукрасить ситуацию, то я тоже «учу» уже лет 20🤣 А 2,5 года, при указанной интенсивности занятий, вполне нормальный срок ;)2
  • NoЯ с 1 класса школы и до 2 курса Универа учила французский. Могла читать и переводить, но напрочь отсутствовал навык общения. Сейчас, к моему огромному сожалению, французский совсем забыла. Но я не теряю надежды его восстановить однажды. В 24 года начала изучать английский с нуля с репетитором. Года за два дошла до upper intermediate и с тех пор примерно на этом уровне (как закончила заниматься с репетитором). Последние три года на работе хожу на курсы, но отношусь к ним несерьёзно и слова не учу (хотя реально за эти 3годв могла бы ой как сильно поднатаскать свой словарный запас). Тут я согласна: мотивация важна и выполнение домашки. Раньше у меня мотивация сильная была, а сейчас больше так, чтобы просто понимать. Ещё отмечу, что мне тяжело даётся аудирование. Пробовала и сериалы смотреть, и ролики на ютуб, да чего я только не пробовала! Очень тяжело даётся понимание речи на слух. Более-менее заходят подкасты в стиле «медленный английский», где ведущий намеренно медленно растягивает слова: тогда я хоть что-то понимаю. Ещё забавный случай был, когда я только начала учить английский. Я учила его месяца 4 всего и знала только пару слов, типо ручка, стол, полка и пр. И формы глаголов to be и to have. И всё. И в Эрмитаже познакомилась с французом. И мы с ним два дня гуляли, по 6 часов разговаривали: наполовину жестами, наполовину мимикой, эмоциями и пр. Но понимали друг друга отлично. Даже смеялись. Говорили на очень разные темы: от политики до астрологии. Но самое забавное, что он мне сказал, было: «Ты 13 лет учила французский, 4 месяца учишь английский и мы сейчас с тобой на английском разговариваем?» Что ж, Патрис, это результат моих 13-летних занятий по методике «читать-переводить») Знаете, я потом долго об этом думала, в том плане, что ведь, реально, за 13 лет я могла французский знать, как родной русский. И немного обидно в тот момент мне стало)7
  • БелочкаЯ учу английский 22 года, и продолжаю его учить. Имею уровень С2, готовлю к международным экзаменам, но по-прежнему есть куда расти, это бесконечный процесс, просто задачи корректируются. Однозначно, скорость прогресса зависит от особенностей мозга: память, внимательность, способность воспроизводить произношение звуков и мелодику иностранной речи. С другой стороны, мотивация имеет огромное значение: у меня есть несколько примеров, когда мои клиенты начинали с нуля и за пять и более лет дошли до приличного Advanced, несмотря на то, что прогресс временами был такой медленный, что хотелось опустить руки. Тем не менее, сейчас смотрят фильмы и читают литературу в оригинале, свободно общаются к носителями на работе и в поездках. Вывод: не останавливайтесь, даже если прогресс почти не виден, хотя бы ползите или лежите в сторону цели. Как только вы прекращайте двигаться вперёд, начинается откат, и потом надо будет начинать все заново.8
  • Надя ЛяпуноваПрисоединюсь к тем, кто советует встроить язык в то, что вам нравится делать. Я учила английский 8 лет в школе и 5 лет в универе, а нормально начала на нем думать, говорить и писать только тогда, когда купила Киндл и стала читать книжки. Сначала было сложно, но было несколько книжек, которые я очень хотела прочитать, а перевода на русский не было. А потом сложно быть перестало) Потом оказалось, что слова и фразы потихоньку оседают в голове и переходят в активный запас. А потом понадобилось по работе писать и редактировать на английском, и оказалось, что я могу это делать. Понятно, что если человек не любит читать, это не сработает. Но, может быть, он любит смотреть сериалы, играть в игры — много куда можно английский встроить.3
  • Татьяна ЕмелинаС 1989 года. Я учитель и репетитор. А поскольку любой язык постоянно меняется, то и учишь его всю жизнь 🙂2
  • Lanafkmrf, на самом деле у людей разные причины: Для путешествий: некоторые понимают, например, что их школьный англ не позволяет комфортно общаться на языке в поездках, Для работы, особенно если это английский Для сдачи экзамена для собственного удовлетворения Для общения с иностранными родственниками. Я согласна с вами в том, что если то, что изучается не используется, оно благополучно забывается, это нормально, так устроена наша психика. Поэтому очень важно как можно чётче и конкретнее поставить цель, без всяких «для себя», «для собственного развития». Хотя есть всё-таки небольшой процент людей, которые действительно изучают языки, потому что в кайф, их прет сам процесс изучения и освоения, но таких людей меньшинство, не большинство, (на моей практике изучения и преподавания языков).4
  • LanaОльга, у меня тоже такое же ощущение было, когда я приехала в Америку работать и тоже на тот момент было 13 лет изучения языка, вот шок был!1
  • Anastasiya GolavlVladimir, если язык учится именно для разговора и слушания (можно ведь и для чтения учить, всякое бывает), то без аудио никак, конечно. Просто лично мне этот формат не нравится, поэтому я всячески его избегаю. Ну а к чтению - прибегаю 😅1
  • Игорь КазанцевCпасибо! Есть над чем подумать, взвесить, оценить, особенно на начальном этапе изучения языка.1
  • Настя НеустроеваНаталья, хорошая идея! Если разница в несколько тысяч рублей существенна, то можно поискать такие возможности. Но всё-таки стоимость онлайн-занятий в разных регионах, кажется, не так сильно различается. Стоимость в онлайне скорее зависит от статуса школы и её технологичности1
  • Валерия ШиVladimir, читайте книги уровнем ниже. Если у Вас В2, то книги берите В1. Это поможет заполнить пробелы в знаниях + не убьёт мотивацию1
  • Andrey M.Anastasiya, СПАСИБО И РЕСПЕКТ 👍👍👍0
  • Ширинский КириллVladimir, Определите свой уровень по чтению. И читайте книги из серии Oxford Bookworms. Я уже несколько таких книг прочел и мне понравилось. Плюс что большую часть текста понимаешь. Читать в общем-то не сложно. Еще интересный нюанс что новые слова гораздо легче запоминаются, т.к. они используются внутри сюжета и с ними строишь ассоциацию по сюжету. Когда вижу слово pin, вспоминаю сюжет, где одного второстепенного героя убили pinned knife1
  • Vladimir V.Ширинский, адаптированные тексты то? Даже не знаю. Как-то читал что-то и не понравилось. После живого языка писателя, который ещё и хорошо умеет излагать свои мысли эти адаптированные тексты кажутся какими-то угловатыми. Знаете, в языке меня привлекает то, какие слова буржуи используют и как они это делают: что с чем сочетается и самое главное - в каком значении. Например, Чейз - сухой язык, ничего интересного; книга Дюна (не помню автора) - весьма цветастый язык, сложный, но мне сюжет не понравился - забросил, а вот как выражался Марк Твен - вот это вот да, вот тут можно многому учиться, сложный, интересный язык; Алистер Маклин - в отдельных местах очень смешно может делать зарисовки англичан; Теодор Драйзер - видно, что произведение (трилогия желания) написано давно по употреблению слов; советовал бы почитать point of impact (тут можно перевести как «точка столкновения/расчётное место подлёта пули») о снайпере Боб Ли Суэггере (ещё и фильм сняли) - интересный сюжет + автор книги- охотник, ну там много специфической оружейной терминологии; Я и в русском люблю разные интересные обороты, выражения, оригинальное использование значений слов....1
  • Vladimir V.Валерия, спасибо за совет0
  • Dance and Circus ProjectНастя, как это знакомо (про делать, но топтаться на одном месте). И рафинированная школьная программа, и фильмы про Маззи))) У меня главным препятствием в изучении английского языка была лень и отсутствие мотивации. Только во взрослом возрасте, когда на работе потребовались знания языка, отпираться было не вариант. Но так не хотелось вновь возвращаться на школьную скамью, делать домашки))) Да и денег лишних не было (на работе оплачивать обучение отказались, а цены за 45 мин 1500р - многовато). Я начала с приложений. У вас в статье про это нет, да и знаю, что многие скептически относятся. Но мне помогло. Перебрала 5-6 приложений. И Лео и Дуо. Приложения, кстати неплохие, остановилась правда на менее распаренном приложении для изучения английского языка English Galaxy. За 2 месяца дошла до А2. Кстати, был ли у вас опыт использования приложений? Интересно ваше мнение) И еще думаю попробовать найти англоговорящего друга по переписке))) Спасибо за вашу подробную статью!0
  • НиколайТоже учу язык лет 15. А как вы справились с чтением и аудированием? Тяжело, когда ничего не понимаешь, хочется всё бросить.0
  • ТараЕсли некогда не научиться понимать английский не выйдит если самая важно для работа языка или выбор догда выбрать другой язык, у людей другой реч и слух сейчас задо человек в 20 лет выучила понимает французского язык а не англиский.0