6 вещей, которые надо помнить при работе с репетитором по английскому

Приемы, которые помогут выучить язык быстрее и эффективнее
26
6 вещей, которые надо помнить при работе с репетитором по английскому
Аватар автора

Тата Бешенкова

преподаватель английского

Страница автора

Казалось бы, нанял репетитора — и ждешь результатов.

Но уроки с преподавателем — не волшебная пилюля. Даже с таким, у которого множество положительных отзывов и престижных сертификатов. Это лишь один из инструментов обучения, которым надо уметь пользоваться, чтобы получить максимальную пользу.

Я преподаю английский 15 лет, нанимала и тестировала специалистов для собственной языковой школы. Кроме того, я фанат изучения иностранных языков, поэтому десятки раз подбирала для себя репетиторов.

За это время я выработала принципы для поиска и оценки преподавателей. Расскажу на примере английского, но большинство приемов и принципов относятся к изучению любых иностранных языков.

Подбирайте преподавателя под конкретные задачи

Самый хороший преподаватель бесполезен, если его методы или навыки не совпадают с вашими целями. Поэтому, перед тем как начать искать репетитора, определите, чего вы хотите — чем точнее, тем лучше.

«Выучить английский», на мой взгляд, слишком абстрактная цель. Очень часто у людей, с которыми я работаю, есть желание таким образом закрыть гештальт и поставить галочку, но это не к преподавателю.

Для конструктивной работы сузьте запрос, решив, для чего вам нужен язык. Например:

  • общаться с коллегами из других стран на рабочие темы — значение имеет даже область деятельности;
  • общаться в путешествиях;
  • уехать учиться за границу;
  • понимать все слова в любимых песнях и фильмах;
  • читать литературу в оригинале.

Даже эти примеры охватывают много разных аспектов, можно сузить сильнее. Определение конкретной цели поможет и вам, и преподавателю. Скажем, подготовка к международному экзамену обычно заточена под формат этого экзамена, репетитор по TOEFL не подготовит к IELTS, и наоборот.

А то же аудирование можно подтянуть и самостоятельно с помощью «Ютуба» или подкастов — и вообще не тратиться на репетитора.

На «Вашем репетиторе» просят сразу определить цель, чтобы подобрать преподавателя. То же делают и другие сервисы, например Italki
На «Вашем репетиторе» просят сразу определить цель, чтобы подобрать преподавателя. То же делают и другие сервисы, например Italki

Оценивайте знания преподавателя

Всегда стоит начинать знакомство с преподавателем с пробного урока. Он может быть платным, бесплатным или укороченным — в зависимости от преподавателя и конкретной платформы. Стоит только предупредить, что вы отбираете преподавателей и дадите окончательный ответ после того, как познакомитесь со всеми кандидатами. Не бойтесь отказывать: преподавателей европейских языков и английского в частности действительно много.

Оценить преподавателя, особенно если почти не знаешь язык, непросто. Но есть несколько факторов.

Международные сертификаты и отзывы. Как правило, они есть у большинства хороших специалистов — чем свежее, тем лучше.

Сертификаты — не только стандартные IELTS или TOEFL, но и специальные преподавательские дипломы вроде Delta и Celta. Ориентируйтесь на уровень Advanced или Proficiency (С1 или C2), ниже B2 опускаться не стоит. Зачастую большие языковые центры нанимают людей, которые знают английский едва ли выше среднего, и бросают их на базовые группы.

Сертификат Delta для английского языка: преподаватель понимает язык, освоил методологию, знает ресурсы для преподавания. Это первый модуль, есть еще два
Сертификат Delta для английского языка: преподаватель понимает язык, освоил методологию, знает ресурсы для преподавания. Это первый модуль, есть еще два

Вместе с тем не зацикливайтесь на сертификатах — почитайте отзывы учеников или блог преподавателя, если он есть. Когда не надо готовиться к конкретному международному экзамену, вполне подойдет преподаватель и без сертификатов, но с опытом.

Способность объяснять. Хорошее владение языком не гарантирует, что преподаватель сумеет передать знания. Это касается и носителей: они хоть и говорят на языке с рождения, не всегда знают правила и не могут доступно их разъяснить.

Хорошее объяснение ни с чем не спутать: оно выстраивает ясную картину. У меня в запасе два варианта:

  1. пусть преподаватель расскажет что-то по теме, которую вы уже знаете, или поработает с вами над известным вам текстом;
  2. наоборот, попросите начать с темы, которую вы вообще не понимаете и на которой спотыкались не раз.

Когда я тестировала сотрудников в свою языковую школу, то, как правило, просила рассказать о Present Perfect или условных предложениях. По моему опыту, понимание этих тем дается русскоязычным студентам с неизменным трудом.

Обе темы — основы основ и одновременно большая проблема для многих обучающихся. Любой опытный педагог объяснял их сотню раз, и то, как он будет работать с темами, — это срез его опыта, тактик, методик и подачи.

Симпатия и личный контакт. Не краеугольный камень, но они помогают сделать обучение эффективнее. Далеко не все зависит от учителя, ведь процесс обоюдный. Напротив, большая часть ответственности лежит именно на ученике. Важно, чтобы наставник вдохновлял примером, увлеченностью, специально подобранными заданиями, а работа приносила приятные эмоции. Даже если педагога рекомендовали надежные люди, доверьтесь собственным ощущениям: если вам некомфортно, не мучайтесь.

Помните, что преподаватель может что-то не знать

Это нормально. Преподаватель-носитель часто не знает правил, по которым надо говорить так, а не иначе, а неноситель бывает плохо знаком с актуальным словоупотреблением, фразеологизмами. Хороший педагог всегда признается в ошибке и объяснит, как ее избежать. А если чего-то не знает, уточнит к следующему занятию и, возможно, расскажет что-то сверху.

Словом, хороший преподаватель постоянно совершенствуется. В университетах, например, весь преподавательский состав проводят через обязательные повышения квалификации. Хороший преподаватель то изучает авиационный английский, то постигает основы современного Received Pronunciation, знает, где и как прокачать язык, потому что сам его прокачивает. Это значит, что педагог работает по актуальным материалам и не будет требовать, чтобы вы употребляли shall для первого лица в будущем времени, потому что в учебнике столетней давности это отмечено как норма.

Договаривайтесь о домашнем задании

Лучше сразу: будет ли оно и сколько, ведь объем влияет на учебный план. Более того, если вы наняли педагога, который верит в ценность самостоятельной работы, а вы ей заниматься не хотите, вы не сработаетесь.

Мне больше нравится называть домашку самостоятельной работой. В это определение входит не только набор заданных упражнений, но и вся связанная с языком практика без преподавателя. Самостоятельная работа учитывает и часы, проведенные в общении и чтении, и прослушивание подкастов, а не только тесты и ролики по грамматике. По моей оценке, для хороших результатов самостоятельной работы должно быть по крайней мере столько же, сколько и работы с преподавателем, а лучше в два-три раза больше.

Конечно, можно обойтись без домашки и самостоятельной работы, увеличив частоту встреч и время обучения с репетитором, но это не бесплатно.

Знайте, за что платите

Коротко: хорошие преподаватели стоят дорого. Если бюджет не позволяет, не обязательно заниматься с носителем или русскоязычным профессионалом. Для базового уровня можно найти преподавателя подешевле и менять учителей от уровня к уровню.

Я считаю, что работа с репетитором должна начинаться с проверки уровня языка. На основе результатов преподаватель составит учебный план. Но составление учебного плана — компетенция преподавателя-методиста, далеко не каждый может его написать: работник вуза — да, а репетитор-студент — вряд ли.

Найти такого специалиста можно на сайтах вроде «Ассоциации репетиторов», «Вашего репетитора» или на «Яндекс-услугах». При запросе ориентируйтесь не на слово «методист», а на опыт и место работы кандидата. На «Вашем репетиторе» занятие педагога, умеющего составить план, стоит 1500—2500 ₽ за 60 минут.

Это дорого, но можно сэкономить: пусть преподаватель-методист оценит ваши знания и составит план, а заниматься вы будете с другим репетитором, услуги которого дешевле, или с тем, кто не такой опытный, например со студентом лингвистического вуза. Не всем репетиторам это придется по душе, но хороший преподаватель-студент, скорее всего, от плана не откажется.

В будущем план поможет и учителю, и ученику: каждый будет знать, что работает только над актуальными задачами. Частый огрех педагогов — долгое изучение одной темы, которое ни к чему не приводит, например изучение времен. Если параллельно не брать другие темы, есть шанс застрять на одной.

План работы с продвинутой студенткой, которой для достижения целей не хватает уверенности и практики. Как видно, большая часть работы — на ученице, а моя задача — контроль и оценка
План работы с продвинутой студенткой, которой для достижения целей не хватает уверенности и практики. Как видно, большая часть работы — на ученице, а моя задача — контроль и оценка
Заметки, которые я сделала для себя, работая с новичком: прописала часы и темы, потому что нужно успеть заложить основы грамматики. Одно дело — предполагать, как продвигается обучение, а другое — наверняка знать, что пройдено
Заметки, которые я сделала для себя, работая с новичком: прописала часы и темы, потому что нужно успеть заложить основы грамматики. Одно дело — предполагать, как продвигается обучение, а другое — наверняка знать, что пройдено

Цены на индивидуальные занятия начинаются примерно от 500 ₽ за час у новичков, а то и меньше. Средний специалист возьмет 800—1500 ₽ за полтора часа, для хорошего русскоязычного репетитора цена варьируется от 1500 до 2500 ₽, даже больше. За эти деньги можно нанять и носителя на Italki. На цену влияют несколько факторов.

Русскоязычный или носитель. Как правило, занятия с носителями стоят дороже, чем с русскоязычными преподавателями, ведь любой носитель по умолчанию знает язык на C2. Но это не значит, что он доступно объяснит правила. Следовательно, час работы носителя не стоит автоматически 3000 ₽. Если вам нужны объяснения правил, среди носителей стоит выбирать профессиональных учителей, а если нужна работа над устной речью и преодоление страха, то можно брать и непрофессионалов.

Где живет преподаватель. Кроме образования и опыта репетитора, цену определяет регион, где живет педагог. Преподаватели из столиц могут обойтись куда дороже коллег из регионов — при том же качестве, опыте и образовании репетитора. Максимум в Москве составляет 2500—3000 ₽ в час, а в Туле — 1400—1700 ₽. Не стоит забывать о дистанционке.

Если вы позанимались уже с несколькими специалистами, попробуйте присмотреться к преподавателям подороже. Возможно, придется сократить количество занятий в неделю, но лучше раз в месяц заниматься с хорошим репетитором и копить вопросы на самостоятельной работе, чем два раза в неделю тратить время и деньги на работу с кем-то не слишком компетентным.

Меняйте преподавателей при необходимости

Если вы занимаетесь больше трех месяцев, исправно выполняя задания и не теряя мотивации, а эффекта нет, смело меняйте преподавателя. За три месяца можно сделать ощутимый шаг вперед. Аналогично — если занимаетесь больше года, но по-прежнему не ощущаете языковой свободы. За год по силам дойти до более-менее свободного общения даже с нуля.

Если преподаватель вам подходит, но есть трудности — например, он смыслит в грамматике, но не работает с произношением, — уменьшите число занятий с ним и найдите второго репетитора. О таких маневрах лучше предупредить сразу обе стороны. Можно изначально заниматься с разными репетиторами разными аспектами языка: с одним погружаться в теорию, а с другим больше говорить.

По-настоящему хорошие преподаватели не засиживаются в репетиторах и уходят — кто в синхронные переводчики, кто в науку, а кто на полную ставку в университет. Если занятия с преподавателем мечты закончились, это не повод бросать язык. Можно найти двух-трех менее опытных преподавателей и параллельно искать новый идеал.

Запомнить

  1. Определите, зачем учите язык, и найдите преподавателя именно для этой цели.
  2. Чтобы оценить знания преподавателя, попросите его рассказать что-нибудь по известной вам теме.
  3. Хороший преподаватель, если чего-то не знает, ответит на вопрос на следующем занятии.
  4. О домашнем задании и его объеме лучше договориться заранее.
  5. Начинать занятия лучше с оценки знания и учебного плана, но преподаватели, которые умеют их составлять, стоят дорого.
  6. Преподавателей нужно менять, если они не подходят.
Тата БешенковаА как вы работаете с языковыми репетиторами?
  • Natasha BelogrudovaА можно вас попросить порекомендовать сильного репетитора для IELTS?1
  • MarygoldПо-настоящему хорошие преподаватели не засиживаются в репетиторах и уходят? А если это нравится человеку и это дело всей его жизни? Совершенно несправедливое замечание.35
  • 16
  • Max VanyushkinА еще, я заметил, что преподаватели английского ничем не отличаются от программистов, электриков, сантехников или строителей, когда речь идет о результатах работы прошлого преподавателя. За свое обучение в несколько лет сменил 6-7 private teachers. Как часто я слышал: - Какой дурак тебя научил так говорить? - Так не говорят! Прошлый преподаватель теоретик! - Твои прошлые преподаватели не жили в США, всё по другому!5
  • Екатерина УлановаMax, так говорят непрофессионалы своего дела. Адекватный наставник никогда так не скажет9
  • Елизавета СклемаMarygold, согласна! Я наоборот, пришла к тому, что проведение индивидуальных уроков онлайн со взрослыми очень даже моё. Это после работы в группах, в яз.центрах и ТД. В вузы/школу за 16к/месяц я точно не готова идти после работы на себя3
  • Елизавета СклемаЕкатерина, точно, даже если предыдущий коллега был явно неправ, мы найдем способ, как бы тактично это сказать, а то и вовсе промолчать и потом просто правильно учить самому7
  • MalincheКроме английского есть и другие языки.0
  • Яна КМне, как преподу было интересно в очередной раз посмотреть на рынок со стороны студента) В моем регионе международные сертификаты редки, особенно на уровне преподавания школьникам. На практике, наличие или отсутствие сертификатов не всегда показатель качества. Но, это основание поднять стоимость часа. Мне уже стыдно показывать свой справивший 10 лет сертификат об окончании 11 класса в США, но в кабинете я его повешала) На работе уже 5 лет каждые 2 месяца курс семинаров проходим - но по ним сертификаты не дают, никому не покажешь. Поэтому я планирую в этом году сдать TKT, обновить знание терминологии и заглушить внутреннего самозванца бумажкой от Кэмбриджа) https://www.cambridgeenglish.org.ru/teaching-english/teaching-qualifications/ - вот кому интересно, что Кэмбридж предлагает для преподавателей) Если вы сдавали TKT - как вам?)1
  • Васильев АлексейЗдравствуйте! Самый лучший вариант преподавать очно в мини-группах с индивидуальным подходом, когда у каждого свой предмет и своя тема. Это прекрасно или удаленно в мини-группах тоже вариант работает!1
  • Paūlina KałtavičankaMarygold, вот именно! Особенно рассмешило, что репетитор уйдет на полную ставку в университет. Ага, пахать за копейки, выполняя кучу бессмысленной работы!23
  • Наталья КуляшоваНесколько недавних дневников трат в ТЖ по-моему показывают, что быть хорошим преподавателем экономически очень выгодное дело))) так что слабо верится, что уходят. Тем более, чтобы уйти в синхронисты надо уметь значительно больше, чем умеет хороший репетитор.6
  • Анастасия ИльинаPaūlina, я работаю в школе и мне нормально. Также я работаю репетитором после работы. Уходить не собираюсь со школы. Мне нравится работать в школе даже больше, чем репетитором. Деньги это не самое главное в жизни.1
  • Елена ВяземскаяАнастасия, уходить СО школы? Не знаю, как у Вас с иностранным, а вот с русским не очень.0
  • Илона ИвченкоViktor, а в чем была ее *банутость? Даже интересно)))0
  • Ирина РыжковаЕлена, а что не так? Это узус, очень распространенный вариант.3
  • Lera KotovaКак фонетист добавлю, что произношение преподавателя - его визитная карточка. Понятное дело, что не все ученики могут адекватно оценить уровень произношения. Но даже знаю о фонетике в общих чертах, вы не спутаете жесткий рунглиш с поставленным британским или американским английским. Одна моя ученица участвовала в кастинге преподавателей для компании, которая могла себе позволить самых лучших. Женщина, которая с ней общалась, воскликнула "У вас такое волшебное произношение! Я хочу у вас учиться". И моя ученица получила отличную работу, которая практически сразу отбила ее затраты на обучение у меня.3
  • Lera KotovaMarygold, соглашусь. Я уже почти 25 лет работаю репетитором. Обожаю свою работу, и именно этот вид занятости подходит мне больше всего.1
  • Lera KotovaMax, желание возвыситься за счет неизвестного коллеги, который работал с вами раньше, говорит о низкой самооценке и высоких понтах преподавателя.3
  • Lera KotovaMalinche, но английский самый популярный среди взрослых учеников и школьников.0
  • MalincheLera, и все же. Учить иностранный язык это не значит обязательно английский. Есть люди, который язык Шекспира никуда не уперся, они говорят или учат французский, итальянский, китайский. Я бы заменила "английский" на "иностранный" в этой статье.2
  • Lera KotovaЭмилия, а, ну, с этой т.зр. я абсолютно согласна. Единственное, как пример английский удобен тем, что можно не перечислять разнообразные экзамены, доступные на других языках. Т.е. английский - просто как удобный наглядный пример.0
  • Михаил Лялин1. кроме цели должна быть МОТИВАЦИЯ 2. ваша "тема", как равило, никак не связана с опытом, навыками и знаниями преподавателя 3. для уточнения есть внеклассные способы общения 4. без домашней / самостоятельной работы ВЫ НИКОГДА язык не изучите1
  • ОливияПочти со всем согласна, кроме идеи, что хороший преподаватель уйдет в синхронисты (боги, зачем?! Это вообще разные специализации, хороший синхронист не обязательно хороший преподаватель, и наоборот!) А в университет зачем? Индивидуальная работа с замотивированными людьми и работа в университете с группами студентов это тоже две совсем разные вещи, вузовская карьера интересна далеко не всем. Уйти в науку - а жить на что? Как раз обычно и совмещают науку с преподаванием. Работа репетитором - это отдельная специфика, в которой можно быть успешным, повышать свою стоимость на рынке, расширять аудиторию и т.д. А не временная подработка, как сквозит в вашей статье.5
  • Сухроб ОймахмадовЕсли нет у ребёнка мотивации ,даже самый лучший репетитор не поможет ,если ребёнок ленивый это капец0
  • Андрейудивительно. а автор в курсе, что синхронный переводчик - это вообще отдельная, очень тяжелая профессия?! или для автора репетитор = доктор?!! Большие сомнения, что хорошие репетиторы уходят в какую-то там науку и тем более на полную ставку в университет. хотя бы потому, что одним репетиторством можно зарабатывать гораздо больше, чем в вышеперечисленных направлениях. особенно если еще изначально настроиться на работу исключительно с определенным контингентом. И сегодня репетитор, уставший от репетиторства, скорее, организует курсы в любимой для себя сфере и будет подготавливать людей для работы в ней. Я молчу про уход в творчество, трэвел-блогинг, интересное для себя айти-направление. // У меня был неудачный опыт с репетиторством по немецкому языку в самом начале 10-ых годов. изначально планировал обратиться к конкретным курсам, которые еще с 00-ых для себя заприметил, но они работают только с английским языком. Как человек, считающий, что с середины 00-ых репетитор - это в 99 случаев из 100 - костыль, от которого нужно как можно скорее избавляться, сразу объяснил рекомендованному мне "сильному" репетитору, что мне нужно. А нужно мне было то, что я тогда не мог найти в интернете, русско и англоговорящем. а именно: я хотел, чтобы мне объяснили структуру немецкого языка. готов был учить немецкий на английском, но исключительно по этой схеме, через понимание структуры языка. дальше собирался осваивать немецкий в контексте интересных мне источников информации на немецком. Орднунг для меня на генном уровне превыше всего. Априори ждал этого же от репетитора по немецкому, тем более которого порекомендовали. дважды спросил, все ли ему понятно, что мне надо и второй же раз сообщил ему, что не буду заниматься по дебильной совковой системе, когда идиотский учебник Бонка заменяется оксфордским или гарвардским, но суть подхода к освоению языка не меняется ни на йоту. предупредил, что лучше сразу ему сказать мне, что он так не работает. но он взялся. Как итог, я сходил на два занятия, на которых он постоянно сваливался в дебри истории языка, рассказы в разнице между австрийским, германским, швейцарским немецким из которых я его вытаскивал и напоминал задачу. на третье занятие он опоздал и был послан.0