5 неудобных вопросов о детском раке
В России ежегодно впервые заболевают раком около 3500 детей.
Больше 80% злокачественных опухолей у них излечимы, поэтому рак — это не приговор для ребенка и не повод опускать руки.
Я с 2021 года работаю пресс-секретарем в Благотворительном фонде имени Сергея Березина. Он был создан в 2019 году Медицинским институтом имени Березина Сергея, МИБС, вместе с Общероссийской молодежной общественной организацией «МИР». Мы помогаем детям с онкологическим диагнозом получить высокотехнологичную медицинскую помощь и закупаем оборудование для больниц.
В тексте расскажу о детском раке, его ранних сигналах и том, как наша НКО поддерживает ребят с онкодиагнозом и их родителей. В ответах мне помогали врач-онколог МИБС Константин Бойко и психолог института Наталья Грешникова.
Что вы узнаете
О важном
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».
Почему дети вообще болеют раком, разве это не возрастное заболевание?
Рак может возникнуть у людей вне зависимости от возраста. Причина любого онкологического заболевания — генетические изменения в отдельных клетках, которые начинают неконтролируемо размножаться.
У взрослых повреждающими факторами также считаются курение, алкоголь, отсутствие физической активности, высокий индекс массы тела. Поскольку дети заболевают рано, их образ жизни винить нельзя.
Детский рак — редкая патология. Частота заболеваемости — 17,8 случаев на каждые 100 тысяч детей младше 15 лет. Среди взрослых этот показатель выше: 436 случаев на каждые 100 тысяч.
Есть два возрастных пика — до 5 лет и 12—17 лет. Для детей младшего возраста характерны лейкозы и опухоли центральной нервной системы, для подростков — разные виды сарком мягких тканей и костей.
Самыми распространенными видами онкологических заболеваний у детей считаются лейкемия, злокачественные опухоли головного мозга, лимфомы и такие солидные опухоли, как нейробластома и нефробластома.
Можно ли диагностировать рак у ребенка на ранней стадии?
Распознать рак, особенно у ребенка, непросто. Злокачественные опухоли часто путают с разными болезнями: от ОРВИ до гастрита.
В 99% случаев, если ребенка лечат от ОРВИ, у него действительно она. Но некоторые врачи в детских поликлиниках никогда не встречали ни одну из форм рака. В этом главная проблема постановки диагноза — у врачей первичного звена низкая онконастороженность. К тому же первые симптомы неспецифичны и всегда маскируются.
Детская онкология многогранна, и у каждого заболевания свои признаки. Педиатр может просто не знать их все, поскольку у него другая специализация. Поэтому постановка диагноза зависит от знаний и опыта врача, к которому ребенок попадет первым.
Необходимо, чтобы в каждом субъекте РФ был детский врач-онколог, — на 2021 год их не было в 27 регионах. Россиянам приходится обращаться за помощью в соседние области, края или республики.
Среди генетических нарушений, которые увеличивают риск возникновения рака и могут передаваться по наследству, выделяют анемию Фанкони, синдромы Ли-Фраумени, Нунана, Беквита-Видемана и фон Хиппеля-Линдау.
Выявить мутации в генах можно через молекулярно-генетический анализ, в котором смотрят на целостность хромосомного материала. Его стоит сделать, если ребенка касается один или несколько пунктов:
- как минимум у двух близких родственников был рак;
- у нескольких родственников с одной стороны был одинаковый вид рака;
- одному близкому родственнику диагностировали более одного вида рака;
- у одного близкого родственника диагностировали один вид рака в молодом возрасте.
Если ребенок оказывается носителем патологического гена, специалисты советуют следить за его развитием и дополнительно проходить профилактические осмотры.
Есть ли какие-то сигналы детского рака?
Выделить конкретные симптомы рака невозможно — существуют только общие сигналы.
Самый очевидный повод обратиться к врачу — появление новообразования. Это может быть как доброкачественная опухоль, так и инфекционный процесс, но лучше проявить бдительность. Часто новообразования имеют вид «шишки», но при этом ребенок не жалуется на боль. Опухоли могут появиться в мягких тканях, в толще мышцы, в подкожном слое, в орбите глаза или на костях.
Также важно обращать внимание на поведение ребенка. До болезни он мог быть жизнерадостным и активным, а после — начать капризничать, не проявлять интерес к играм и увлечениям, избегать шума и других детей.
Еще один «звоночек» — длительное лечение какого-либо заболевания. Если ребенок уже ни один месяц наблюдается у врача, принимает лекарства, но ничего не помогает, возможно, это неверно поставленный диагноз. Поэтому родителям стоит обращать внимание на симптомы и их проявление.
Вот что может указывать на рак у ребенка:
- постоянная слабость;
- усталость даже без нагрузок;
- сильное потоотделение по ночам;
- внезапное повышение температуры;
- быстрая потеря веса и отсутствие аппетита;
- необъяснимые боли;
- частые головные боли и рвота;
- внезапные судороги, нарушение походки и равновесия;
- появление множества синяков или мелкоточечных кровоизлияний на коже и слизистых;
- длительные кровотечения при травмах;
- увеличение органов брюшной полости: печени, селезенки;
- возникновение косоглазия, двоения в глазах или других расстройств зрения.
Не нужно заниматься самолечением — окончательный диагноз ставит врач. Если у родителей остаются подозрения, что у ребенка может быть рак, но педиатр настаивает на лечении от другой болезни, лучше обратиться за консультацией к еще одному врачу.
Как сообщить ребенку об онкодиагнозе?
Если ребенку не исполнилось 15 лет, то всю информацию о его лечении и диагнозе сообщают родителям — они сами решают, что и как рассказать.
Говорить стоит правду, но в доступной для возраста форме. Чем меньше ребенок знает о диагнозе, тем больше ощущает, что им манипулируют и ему не доверяют.
Важно, чтобы честность и откровенность с первого дня были ведущими в отношениях с ребенком. Он должен чувствовать, что может задать любой вопрос и получить на него правдивый ответ. Не обязательно вдаваться в медицинские термины — достаточно объяснить ребенку, что именно у него болит, чем помогают лекарства и необходимые процедуры. Главное — пояснить, что все делается ради его выздоровления и долгой жизни.
С момента начала лечения ребенок окажется в новой обстановке, и родные должны показать ему, что этот мир не опасен.
Доверие тут — решающий фактор.
Чувство безопасности могут дать какие-то семейные церемонии, традиции — то, что было дома. Если мама каждый вечер читала сказку, важно, чтобы она продолжала это делать и в больнице.
Также важен контакт с друзьями и родственниками. Если есть человек, который близок ребенку, то они могут созваниваться в определенное время, чтобы сохранялось чувство поддержки и опоры.
Еще у маленького пациента должны быть свои зоны ответственности, понимание, что он может контролировать какие-то процессы. Например, свой режим, определенное время, когда он чистит зубы. Это все мелочи, которые важны для ребенка.
Перед разговором о диагнозе стоит подготовиться, посоветоваться с психологом. Очень важно, чтобы взрослый был в ресурсном состоянии: он должен быть спокойным и готовым ответить на все вопросы. Ведь если взрослый будет говорить и плакать, ребенок заволнуется и почувствует себя не в безопасности.
Говоря о болезни с малышом, стоит воспользоваться сказкотерапией. Сказку лучше придумать самому и уделить внимание тому, как она закончится. История должна быть со счастливым концом — герой смог со всем справиться, и все за него рады.
Очень хорошо проговаривать моменты лечения с ребенком в спокойной обстановке и постоянно спрашивать, что он думает по тому или иному поводу, что чувствует. Важно, чтобы он не закрылся, а показал свои страхи.
Если ребенок начинает плакать, злиться, надо отнестись к этому спокойно и понимающе. Родители должны помочь ребенку выразить эмоции, сказать, что они тоже переживают, что этот диагноз их жутко сердит и возмущает.
Некоторым школьникам нужен пример, как кто-то из детей болел и выздоровел. Другие в этом не нуждаются, и им можно говорить напрямую об анализах, диагнозе и какое лечение будет дальше.
С подростком разговор строится на том же уровне, что и со взрослыми. Необходимо выделить свободное время, чтобы не было никаких отвлекающих факторов. Сообщить о диагнозе, узнать у ребенка его мысли и чувства. Бывает, подросток может сказать, что подробности ему не нужны, и спросить только о лечении. Есть дети, которые будут задавать много вопросов.
В любом случае взрослому необходимо дать понять ребенку, что он будет проходить через все вместе с ним.
Возможно ли вылечить рак в России или надо ехать за границу?
Вылечить рак в России возможно — наши онкологи работают по международным программам и протоколам, поддерживают постоянный контакт с коллегами за границей. В лечении используются те же лекарства, что и в европейских и американских клиниках.
Чем раньше обнаружить патологию, тем лучше будет результат лечения. Долгосрочная ремиссия наблюдается в 80% случаев. А при некоторых отдельных опухолях — более чем в 90%. Большинство детей, которые перенесли онкозаболевание, возвращаются к обычной жизни, учатся, работают, путешествуют.
После февраля 2022 года изменились сроки поставок лекарств: вместо нескольких недель приходится ждать до трех месяцев. Тем не менее переходный период уже прошел и появились резервы препаратов.
Все еще существует сложность с медицинским оборудованием, так как в России не производят некоторые виды. Если заказывать оборудование из-за границы, то один заказ приходится ждать около двух-трех месяцев.
В нашем фонде есть несколько проектов, через которые мы помогаем детям с онкодиагнозом в России.
«Вместе против рака». В этой программе мы собираем деньги для детей с онкозаболеваниями и оказываем им адресную помощь — оплачиваем операции и МРТ, которая не входит в ОМС, хотя это важная и необходимая диагностика при лечении. За 2021 год мы помогли 30 пациентам на 292 515 ₽. Чтобы попасть в программу, надо заполнить заявку и отправить ее на электронный адрес фонда: mir@ldc.ru.
Обеспечение медицинскими изделиями. Мы закупаем оборудование для МИБС по запросу от сотрудников. Так, при химиотерапии лекарства чаще всего вводят через вены, для чего используют порт-системы. Они могут ломаться, и тогда их необходимо менять. Но не всегда порт-системы можно закупить через ОМС, поэтому мы берем это на себя. Также мы закупаем катетеры, клапаны и шунты. Всего за 2021 год мы закупили оборудование на 1 000 000 ₽.
Волонтерство и сестринский уход. Команда фонда заботится о психологическом состоянии пациентов и проводит разные мероприятия. Каждые выходные мы занимаемся творчеством: вырезаем яркие картинки, рисуем. Мы стараемся сделать все, чтобы поднять настроение пациентам и отвлечь их от больничных мыслей.
Команде нашего фонда помогают волонтеры, психологи, арт-терапевты, актеры, музыканты, фокусники и аниматоры — каждый, кто готов делиться своими навыками. Чтобы стать волонтером фонда, надо написать нам на электронную почту mir@ldc.ru или в сообщения в группе во «Вконтакте».
Как помочь детям с онкологическим диагнозом
Фонд имени Сергея Березина работает с 2019 года. НКО собирает деньги на лечение протонами, а также на оказание помощи людям, больным раком.
Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование: