Плохо, когда цена на кассе оказывается выше, чем на полке, а кассир хамит и ссылается на то, что база товаров недавно обновилась. Или когда оказывается, что этикетку со сроком годности переклеили, а новый смартфон выключился во время важного звонка.

В таких случаях полезно знать о своих правах потребителя и ссылаться на закон, чтобы восстановить справедливость.

Право 1

Платить по ценнику

Ценник — это часть оферты, то есть предложения заключить договор. Если в чеке окажется другая цена, требуйте вернуть разницу: магазин не имеет права отказать. Если кассир несговорчивый, напомните о штрафе для магазина — 10 тысяч рублей
Основание: п. 2 ст. 10 ЗоЗПП
Как сбить цену на что угодно
Право 2

Не платить за навязанные услуги

Если продавец говорит, что один товар нельзя купить без другого или без допуслуг, — ваши права нарушают. Требуйте продать только необходимое или жалуйтесь в Роспотребнадзор: вам должны вернуть всю сумму покупки
Основание: п. 2 ст. 16 ЗоЗПП
Как вернуть то, что разонравилось
Право 3

Покупать качественное и безопасное

Качество продукции должен проверить продавец или производитель: если вам что-то продают, перед вами за это отвечают. Если товар навредит вам или вашему имуществу, пишите претензию и требуйте компенсации
Основание: ст. 7 ЗоЗПП
Как не платить за некачественную еду
Право 4

Получать полную и достоверную информацию

До оплаты вы вправе узнать о товаре как можно больше: цену, сроки доставки, состав, гарантии, данные продавца. Если обнаружатся противоречия, это повод вернуть деньги
Основание: ст. 10 ЗоЗПП
Как вас защищает ЗоЗПП
Право 5

Получать оплаченные покупки и услуги вовремя

Когда нужно внести предоплату, следите, чтобы вам назвали срок доставки товара: его фиксируют в ответе на заказ или в письменном договоре. Если продавец сам нарушит сроки доставки, можно отказаться от договора и потребовать назад всю сумму
Основание: ст. 23.1 ЗоЗПП
СССР vs наши дни
Право 6

Обменять товар, который не подошел

Если вы передумали с покупкой, некоторые товары можно вернуть в течение 14 дней обратно в магазин. Используйте формулировку из закона: товар не подошел по форме, расцветке или размеру. Вам предложат аналогичную вещь взамен или вернут деньги
Основание: ст. 25 ЗоЗПП
Как обменять товар или технику
Право 7

Вернуть любой товар при заказе через интернет

Для дистанционных продаж невозвратных товаров не существует. Если вы купили в интернет-магазине нижнее белье, смартфон или посуду, их можно сдать назад и забрать деньги — на это дают 7 дней, но придется оплатить расходы на доставку
Основание: ст. 26.1 ЗоЗПП
Как вернуть товар в интернет-магазин
Право 8

Отказаться от договора и возместить расходы

Бывает, что заказали мебель, а она не подошла или купили путевку, но с отпуском не вышло. В любой момент можно отказаться от договора при условии, что продавец получит компенсацию расходов, которые он понес
Основание: ст. 32 ЗоЗПП
Как расторгнуть договор
Право 9

Рассчитывать на возмещение вреда и убытков

Кроме морального вреда бывает еще материальный: например, когда продавец не отдал деньги вовремя или из-за некачественного лечения пришлось покупать дорогие лекарства. За это можно требовать компенсации — в претензии или в суде
Основание: ст. 13, 14, 15 ЗоЗПП
Как возместить убытки
Право 10

Писать претензии и идти в суд

Сначала пишите заявление с требованиями вернуть деньги, заменить товар, снизить цену. После — претензию продавцу и жалобу в Роспотребнадзор. Если ничего не помогло, идите в суд
Подробный разбор

Расскажем все о ваших правах

Не пропустите нашу бесплатную рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых законов, знать свои права и обязанности

Мы еще напишем о том, о каких правах стоит помнить при возврате товара. А пока почитайте другие наши статьи:

1. Права, если хотите в отпуск.
2. Права собственника квартиры.
3. Права супругов в браке.