Мужчинам не дают скидки в заведениях. Это дискриминация?
Регулярно вижу скидки 50% для женских компаний в разных заведениях. А где же подобные акции для мужчин? Поскольку я заведомо не могу принять участие в акции и получить скидку, мне кажется, что это дискриминация.
Подскажите, пожалуйста, можно ли что-то сделать с такими акциями?
Дискриминация — категория субъективная, даже в судебной практике. Поэтому однозначно предсказать исход вашего потенциального спора с рестораном или другим заведением не получится. Но я расскажу, стоит ли вообще обжаловать акции, которые распространяются только на женщин.
Как заведения устанавливают скидки
Рестораны, кафе, магазины и другие подобные заведения обычно заключают с посетителями публичный договор. Это значит, что они обязаны продать товар или подать заказанное блюдо всем, кто к ним обратится, по одинаковой цене для всех потребителей внутри категории, например для всех мужчин или детей до семи лет.
Условия назначения скидки — это часть условий о цене. Поэтому на них распространяется не только гражданский кодекс, но и закон о защите прав потребителей. Напрямую скидки он не регулирует, но общие правила, в том числе об информировании потребителей, применяются. Поэтому о скидках обязательно нужно сообщать потребителям до того, как они сделали заказ.
Например, если это интернет-магазин, описать скидки можно в оферте или отдельном разделе на сайте. В офлайн-заведении можно сообщить о скидке в меню или сделать отдельные таблички на столах. Так, если на двери при входе в кафе написано «8—10 марта бесплатные напитки компаниям из трех девушек», акция законна.
Иногда условия акции описывают недостаточно подробно и потом отказываются давать скидку. Например, если на вывеске сказано, что «Скидка 10% на кофе с собой после 22:00 для студентов», а на кассе студент выясняет, что скидка действует не для всех вузов и не на все кофе, он может законно возмутиться и требовать продать ему кофе со скидкой.
- Вот пример из судебной практики. Апелляционный суд поддержал Роспотребнадзор, который оштрафовал продуктовый магазин за то, что он не продал покупателю молоко со скидкой 10%. Магазин ссылался на то, что молоко проходило по другой акции и цена уже включала скидку. Но на ценнике этой информации не было, и потребителя об этом не предупредили.
Таким образом, права мужчин не нарушаются, если:
- Заведение не отказывается заключать публичные договоры с мужскими компаниями.
- Цены в меню для всех одинаковые.
- Условия предоставления скидки явно описаны — в оферте, на сайте заведения, в табличке на столе или в меню.
В целом скидки, которые дают заведения, — это их бизнес-решение. Часто их используют, чтобы привлечь ту категорию потребителей, которая туда редко ходит. Например, если ресторан хочет привлечь к себе больше женщин, он дает скидки женским компаниям или делает подарок к «гендерному» празднику. И похоже, что пока мужчины на это не жаловались: судебной практики по этому вопросу я не нашла.
Дискриминируют ли мужчин скидки только для женщин
Дискриминация определяется в разных законодательных актах РФ, но в вашем случае подходит определение из статьи 5.62 кодекса об административных правонарушениях, по которой теоретически заведение можно привлечь к ответственности.
Так, под дискриминацией закон понимает нарушение прав и свобод человека в зависимости от его принадлежности к одной из категорий. Например, к определенному полу.
Если обобщить нормы о дискриминации и нормы о публичном договоре, получается, что:
- Нельзя нарушать права мужчин просто потому, что они родились мужчинами.
- Организации или ИП вправе устанавливать скидки в зависимости от личных характеристик потребителей, но не могут нарушать закон.
- Нельзя оказывать услуги на разных условиях потребителям из одной категории без объективных оснований. Например, скидки, которые предоставляют мужчинам меньше 50 кг только из-за их веса, потенциально не соответствуют закону.
Судебных споров о дискриминации мужчин я не встречала, но иногда вопросы у проверяющих органов вызывает реклама с описанием некоторых акций.
- Например, УФАС по Алтайскому краю анализировало, не оскорбляет и не дискриминирует ли по признаку полноты реклама фитнес-клуба «Было-сало». Рекламодатель предлагал скидку в зависимости от процента жировой массы тела.
- Но в результате проверки УФАС не признало рекламу дискриминационной и отметило, что она выполняет социальную функцию, не оскорбляет людей и выглядит выгодной для тех, кто хочет похудеть.
Кроме того, тема дискриминации иногда поднимается в СМИ. Так, обсуждения вызвало фем-кафе «Симона» в Санкт-Петербурге. Оно специализировалось на обслуживании исключительно женщин, а мужчинам до 19:00 вход был запрещен. Основательницу кафе даже вызывали в прокуратуру, чтобы поговорить о дискриминации, но дело не возбудили, а само кафе закрылось из-за финансовых проблем.
При этом владелица кафе была уверена, что никакой дискриминации в деятельности ее заведения нет — только направленность на более узкую целевую аудиторию. Иначе по аналогии пришлось бы закрыть все барбершопы как места, куда ходят только мужчины.
Что в итоге
Я не нашла судебной практики по оспариванию гендерных акций. Но вы можете попробовать создать прецедент. В этом случае рекомендую собрать как можно больше доказательств дискриминации. Потому что вероятность успеха в оспаривании акций для женщин с детально прописанными правилами сейчас крайне мала.