Портрет типичного заемщика в МФО

Кто, как и зачем берет микрокредиты

56
Аватар автора

Артем Иволгин

однажды купил в кредит велосипед

Страница автора

У 15,8 млн россиян есть микрокредиты.

Для сравнения: еще два года назад таких заемщиков было почти вдвое меньше — 8,1 млн. Мы посмотрели на статистику и узнали, на какие цели клиенты микрофинансовых организаций берут деньги, каков средний размер такого кредита и как выглядит портрет среднестатистического заемщика.

Как устроено микрофинансирование

Микрокредит — это небольшой кредит на короткий срок под высокий процент. По статистике, средний размер такого займа — 13 710 ₽, срок — несколько недель, ставка — 300% годовых. Выдают такие кредиты не банки, а микрофинансовые организации, МФО, они внесены специальный государственный реестр.

Хотя МФО в России появились еще в середине девяностых, реестр создали только в 2011 году. За 10 с небольшим лет успели открыться и закрыться около 10 тысяч МФО. Активных МФО в России сейчас около тысячи.

В 2019 году Центробанк установил максимальную процентную ставку кредита — не больше 365% в год, или 1% в день. До этого по самым популярным кредитам среднерыночная ставка достигала 680% в год. С февраля 2022 года действие этого ограничения приостановили — до 30 июня 2022.

По данным ЦБ, в третьем квартале 2021 года россияне взяли 11 млн микрокредитов — то есть около 3,7 млн кредитов в месяц, на 100 взрослых россиян приходится три микрозайма. Объединение микрофинансовых организаций «МиР», которое анализирует около 75% рынка, сообщало, что в четвертом квартале число займов выросло еще на 17%.

Возраст типичного заемщика

Общероссийских данных о клиентах МФО, мы не нашли, но, например, нижегородские социологи сообщают, что чаще всего пользовались услугами микрофинансовых организаций граждане в возрасте 36—45 лет: 43,7% опрошенных этого возраста. Еще 25,1% людей в этой возрастной группе планируют взять микрозаем.

По данным Национального бюро кредитных историй, все чаще микрокредиты берут люди до 30 лет — доля молодых заемщиков продолжает расти. В НБКИ связывают это с тем, что банки неохотно дают кредиты молодым людям без кредитной истории, а МФО предоставляют займы быстро и онлайн. Доля онлайна в микрокредитовании увеличилась за время пандемии с 51 до 72%.

По данным фонда «Хамовники», микрозаймы часто берут и пенсионеры — когда пенсия заканчивается из-за непредвиденных расходов, например на лечение или помощь детям.

Кроме того, аналитики отмечают сезонные всплески: например, к 23 Февраля среди клиентов МФО становится больше женщин, которые берут в долг на подарки.

Где живут и кем работают клиенты МФО

Всех клиентов МФО объединяет одно: сравнительно невысокий уровень дохода. При этом более бедные россияне живут в городах с населением до 250 тысяч человек, а также в селах, поселках и малых городах. Аналитики онлайн-платформы «Веббанкир» отмечают, что больше половины офисов МФО располагаются в провинциальных населенных пунктах. На Москву, Петербург, Московскую и Ленинградскую области приходится около 8% таких организаций. Если заемщик живет в крупном городе, то, скорее всего, в его отдаленных районах.

По данным Центробанка, больше всего клиентов МФО в Тыве: 15,3% жителей этого региона имеют долг перед микрофинансовыми организациями. На Алтае — 9,6%, в Севастополе — 9,4%. Меньше всего — в Ингушетии, Дагестане и Чечне: 1,3, 1,7 и 2,1% соответственно. На Чукотке — 2,6%, в Москве — 3,4%. Меньше 4% населения имеют микрокредиты также в Мордовии и некоторых «пожилых» регионах Центральной России: Брянской, Тамбовской, Рязанской, Воронежской областях.

При этом доля клиентов из отдаленных регионов увеличивается, а из городов-миллионников снижается.

То, что клиенты МФО — люди небогатые, подтверждает и профессиональный срез. Зарплаты ниже средней чаще встречаются в таких отраслях экономики, как торговля, оказание услуг, сельское хозяйство, строительство, бюджетная сфера — в отличие от, например, финансового и нефтегазодобывающего секторов. А работают заемщики преимущественно продавцами, кассирами, рабочими невысокой квалификации. Такие характеристики приводятся сразу в нескольких исследованиях: Центрального банка, «Лайм-займа», НАФИ, «Займера» и «Веббанкира».

Аналитики также отмечают, что среди заемщиков становится больше индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Есть ли у клиентов МФО другие долги

Еще одна характерная черта заемщика — это закредитованность. Если еще несколько лет назад в МФО обращались преимущественно те, кто не мог взять кредит в банке, то сейчас, по данным ЦБ, 55% заемщиков МФО уже имеют такой кредит. При этом банковский кредит в 15% случаев уже просрочен.

Почти у половины клиентов МФО больше одного микрозайма. У каждого седьмого — пять и более. И если доля людей с одним микрокредитом остается стабильной, то число тех, у кого не менее пяти займов, выросло за три года на 15%.

По словам сотрудников МФО, заемщики делятся на две категории: случайные и постоянные, берущие стабильно раз в месяц. Одни берут разовый кредит и потом его выплачивают, другие набирают все больше займов. Это подтверждается данными нижегородских социологов: доля тех, кто пользовался услугами МФО больше двух раз, за 2019—2021 годы выросла вдвое — с 3,8 до 6,5% опрошенных.

Уже имея на руках кредит, новый микрозаем люди также выплачивают с трудом. В среднем по микрокредитам доля просроченной задолженности составляет порядка 28%, а по самым срочным кредитам — со средними показателями вроде 8500 ₽ на 7—10 дней — 55—57%. Доля безнадежной просрочки — более 90 дней — за последний год колебалась в диапазоне 10,3—15,5% от общего числа выданных микрозаймов.

Около трети заемщиков тратят на погашение долгов больше 80% своего месячного дохода. Правда, эти данные, скорее всего, несколько преувеличены: до октября 2021 года большинству заемщиков не нужно было подтверждать доходы официально. МФО оценивали доход по данным опроса и статистики — сколько в среднем зарабатывает человек подобной профессии в регионе.

Для чего россияне берут микрокредиты

Результаты социологических опросов сильно зависят от выборки. Если обследование аудитории проводят сами МФО, то они исследуют регион своего присутствия, а также свою клиентскую базу. Официальной статистики нет. Кроме того, во многих соцопросах респонденты делятся своим представлением о том, зачем люди берут кредиты, а не отвечают на вопрос о личном опыте. Также можно предположить, что люди в целом неохотно и неточно отвечают на вопросы вроде «Зачем вам нужны деньги?».

Но если сопоставить доступные данные, которые есть в исследованиях самих МФО, можно выявить три основные причины, по которым люди идут за микрозаймом:

  1. Нужно купить товары и услуги первой необходимости — деньги требуются на еду, оплату ЖКУ и лечение. На эти цели брали кредиты 10% респондентов из Москвы и около 35% — из малых городов.
  2. Планируются крупные, но необязательные покупки, такие как ремонт в квартире, новый телефон. Или затратные мероприятия, например выпускной у детей. На эти цели кредиты брали около 60% клиентов МФО в Москве и около 30% — в малых городах.
  3. Нечем погасить долг или старый кредит. И в Москве, и в малых городах доля респондентов, которые дали подобный ответ, составила 15—20%. Похожие данные приводят и нижегородские исследователи.

Получается, что среднестатистический клиент МФО в России — мужчина 35 лет. Живет в небольшом городе — промышленном центре в восточной части России. У него уже есть кредит в банке. Заем в микрофинансовой организации — 13 500 ₽ — ему нужен всего на пару недель. Деньги ему понадобились на непредвиденные траты: вылечить зуб, купить зимнюю обувь или отремонтировать сломавшуюся бытовую технику. Микрозаем он, скорее всего, вовремя не вернет — и, чтобы выплатить долг, возьмет следующий.


Брали микрокредит? Расскажите, на какие цели:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество