Как я стал мотоциклистом

И сколько потратил на права, экипировку и мотоцикл
50
Как я стал мотоциклистом

«Ну что, кто тут умеет ездить?» — спросил инструктор мотошколы на первом занятии. Почти все, кроме меня, подняли руки.

Аватар автора

Алексей Башук

полтора года готовился к первому мотосезону

Страница автора

«А вы, остальные, как на права собираетесь сдавать? Зачем вы сюда пришли?» — продолжил он. Оказалось, что большинство мотоциклистов годами ездят без прав, а сдавать приходят, только когда контакты с гаишниками начинают доставлять слишком много неудобств. Я же на мотоцикле сидел до этого один раз в жизни: мне было пять лет, дело было в Геленджике — во время постановочной фотосессии на набережной.

Тем не менее права для вождения мотоцикла я получил. Расскажу, как все было.

Это я и мой мотоцикл — Suzuki Boulevard M50
Это я и мой мотоцикл — Suzuki Boulevard M50

Отучился в мотошколе

Не понимаю, почему права на мотоцикл дают с 16 лет, а на машину — с 18. Мотоцикл гораздо сложнее в управлении, чем машина. На мотоцикле сцепление выжимается рукой, а коробка передач — ногой. Газ выкручивается прямо на руле. Задний и передний тормоз управляются разными рычагами: задний тормоз ногой, а передний — рукой. При этом нужно держать баланс на двух колесах, а если слишком сильно наклонить мотоцикл или пережать тормоз, можно упасть и сломать ногу — мотоцикл весит 200—300 кг.

Я рассчитывал, что в мотошколе меня научат водить мотоцикл. Оказалось, что в мотошколе учат только проходить упражнения для экзамена в ГАИ. Мотошкольные занятия — это восемь уроков по два часа каждый, на которых ученики все время ездят одни и те же пять упражнений из экзамена.

10 800 ₽
я потратил на курсы вождения и медицинскую справку

Занятия групповые, на 4—5 человек. Из двух часов занятия за рулем ты проводишь 20—30 минут, а остальное время ждешь своей очереди. Курс в мотошколе Курска стоил 10 000 ₽, еще 800 ₽ я потратил на медицинскую справку для сдачи экзамена.

Говорят, что в московских мотошколах дают полную экипировку и свежий мотоцикл. Я живу в Курске, и в местной мотошколе нашелся только безразмерный шлем и старенькая Yamaha YBR125 — она же «ёбрик»
Говорят, что в московских мотошколах дают полную экипировку и свежий мотоцикл. Я живу в Курске, и в местной мотошколе нашелся только безразмерный шлем и старенькая Yamaha YBR125 — она же «ёбрик»

Чтобы действительно чему-то научиться, я отходил десять занятий к частному инструктору. Инструктор попросил 8000 ₽ за 10 занятий, по 800 ₽ за каждое. Индивидуальные занятия проходили на том же мотодроме, но были гораздо интереснее. Я отрабатывал разные варианты торможения, поворотов, восьмерки, повороты с малым радиусом и упражнения на баланс. Инструктор дал мне шлем с гарнитурой и комментировал мои действия по рации.

На последнем занятии инструктор выпустил меня одного проехаться на трек. Это был мой первый выезд за пределы мотодрома. Была отличная погода, я впервые ехал на мотоцикле по настоящей дороге, ветер дул мне в лицо, и казалось, что я несусь с огромной скоростью. «Вот он, тот самый дух свободы», — думал я. На третьем круге я глянул на спидометр: стрелка болталась в районе 35 км/ч — оказывается, ехал я с той же скоростью, что на велосипеде с горки.

Сдал на права

Чтобы получить права на вождение мотоцикла, нужно сдать теорию и практику. Экзамен по правилам дорожного движения для мотоцикла такой же, как и для машины. Практику надо сдавать только на площадке, «города» нет.

Получается, что вы учитесь в мотошколе, сдаете на права — и все это происходит без единого выезда в город. Первый раз в город мотоциклист выезжает самостоятельно, на свой страх и риск.

Это единственный мотодром в Курске. Тут мы учились и сдавали экзамен. Мотоцикл на фото — тот самый учебный «ёбрик»
Это единственный мотодром в Курске. Тут мы учились и сдавали экзамен. Мотоцикл на фото — тот самый учебный «ёбрик»

На мотодроме нужно сдать по порядку пять упражнений: скоростное маневрирование, змейку, остановку для высадки пассажиров, восьмерку и парковку. Сложное из них только первое — скоростное маневрирование. Чтобы его сдать, нужно объехать четыре конуса, развернуться, объехать еще два, затормозить у линии, поставить мотоцикл на нейтралку и убрать руки с руля. Сложность в том, что коробка передач учебного мотоцикла работает через раз и мимо нейтралки можно промахнуться. На все отводится 35 секунд. Обычно на занятиях я управлялся за 30 секунд.

На экзамене я собрался показать все на что способен. Экзаменатору стоило понять: сдавать на права пришел чуть ли не сам Валентино Росси. Но мотодром Росси в моем лице завалил, и вот как это произошло.

Я сел на мотоцикл, завел мотор. Гаишник махнул рукой, я открутил газ и резко отпустил сцепление, чтобы сорвать с места мотошкольный «ёбрик». Про себя отсчитываю секунды. Облетаю конусы, прохожу разворот, еще конусы — торможу аккурат перед стоп-линией. Машу рукой экзаменатору и вальяжно выезжаю с упражнения. В голове крутится цифра 25 секунд — представляю, как вечером гаишник будет рассказывать знакомым, какой ловкач приходил сегодня к нему сдавать экзамен.

Еду ко второму упражнению. Краем глаза вижу, как экзаменатор машет мне палкой, мол, тормози, хватит. Оказалось, что экзаменатор в тот день почему-то решил останавливать секундомер не в тот момент, когда ученик убрал руки с руля, как мы учились в мотошколе, а только после того, как он выехал с упражнения за стоп-линию. Из-за этой разницы в несколько секунд почти вся группа в тот день завалила экзамен.

Позднее инструктор сообщил нам, что в регламенте не указано, когда именно останавливать таймер на экзамене, а гаишник на этом экзамене был новый. Видимо, у него был свой подход к подсчету.

В том году я не собирался покупать мотоцикл, и у меня была в запасе еще пара месяцев на пересдачу. Со второго раза я сдал экзамен, получил права и начал выбирать экипировку.

Мне выдали новые права, в которых появились категории А, А1 и М — мотоциклы, скутеры и мопеды
Мне выдали новые права, в которых появились категории А, А1 и М — мотоциклы, скутеры и мопеды

Купить экипировку

Полный комплект экипировки городского мотоциклиста состоит из шлема, куртки, штанов, перчаток, ботинок, защиты тела и суставов. На мой взгляд, без полной экипировки на мотоцикл не стоит даже садиться, но по ПДД из всего этого бронекомплекта обязателен только шлем.

Дальше расскажу про всю экипировку подробно и покажу варианты с ценами.

Шлем

Я выбрал полнолицевой шлем с закрытым подбородком — он называется интеграл. В нем не очень удобно разговаривать, в пути не получится есть, пить и курить, зато он самый крепкий. Закон разрешает ездить в открытых шлемах и даже в касках, но, на мой взгляд, это небезопасно. Возможно, я пал жертвой маркетинга: у меня американский шлем, сертифицированный по стандартам США, Евросоюза и Японии. Но такой вариант внушает мне больше доверия, чем китайский шлем вообще без сертификации.

У меня шлем Icon Airflite. Это шлем-интеграл, он закрывает всю голову. Сейчас его можно купить за 15 500 рублей. В нем есть встроенный солнцезащитный визор, на фотографии он как раз выдвинут
У меня шлем Icon Airflite. Это шлем-интеграл, он закрывает всю голову. Сейчас его можно купить за 15 500 рублей. В нем есть встроенный солнцезащитный визор, на фотографии он как раз выдвинут
В отличие от интеграла, в открытом шлеме нет подбородочной части. Это удобно, но небезопасно: по статистике, больше трети ударов при падении приходятся на подбородок. Такие шлемы при прочих равных дешевле интегралов. Этот открытый шлем Alpinestars Novus стоит 13 400 рублей
В отличие от интеграла, в открытом шлеме нет подбородочной части. Это удобно, но небезопасно: по статистике, больше трети ударов при падении приходятся на подбородок. Такие шлемы при прочих равных дешевле интегралов. Этот открытый шлем Alpinestars Novus стоит 13 400 рублей
1/2
У меня шлем Icon Airflite. Это шлем-интеграл, он закрывает всю голову. Сейчас его можно купить за 15 500 рублей. В нем есть встроенный солнцезащитный визор, на фотографии он как раз выдвинут
Шлем-модуляр — это компромисс между закрытым и открытым шлемом. Его подбородочная часть откидывается наверх, и шлем превращается из закрытого в открытый. Звучит хорошо, но говорят, что такие шлемы тяжелее и не так безопасны, как обычные закрытые шлемы. При прочих равных модуляры дороже остальных шлемов. Этот Airoh Rev 19 стоит 18 800 рублей
Шлем-модуляр — это компромисс между закрытым и открытым шлемом. Его подбородочная часть откидывается наверх, и шлем превращается из закрытого в открытый. Звучит хорошо, но говорят, что такие шлемы тяжелее и не так безопасны, как обычные закрытые шлемы. При прочих равных модуляры дороже остальных шлемов. Этот Airoh Rev 19 стоит 18 800 рублей
Штраф за езду без шлема в 2019 году — всего 1000 рублей. Эта каска RB100 стоит 2903 ₽ — отобьет себя за три гаишных остановки. Правда, штрафы — это единственное, от чего защищает такой шлем
Штраф за езду без шлема в 2019 году — всего 1000 рублей. Эта каска RB100 стоит 2903 ₽ — отобьет себя за три гаишных остановки. Правда, штрафы — это единственное, от чего защищает такой шлем
1/2
Шлем-модуляр — это компромисс между закрытым и открытым шлемом. Его подбородочная часть откидывается наверх, и шлем превращается из закрытого в открытый. Звучит хорошо, но говорят, что такие шлемы тяжелее и не так безопасны, как обычные закрытые шлемы. При прочих равных модуляры дороже остальных шлемов. Этот Airoh Rev 19 стоит 18 800 рублей

Моточерепаха и куртка

Они защищают грудь, спину, плечи и локти мотоциклиста. В моей черепахе защиту груди и спины можно отсоединить от остальной части. Обычно я надеваю жилет от черепахи, а поверх него — куртку со встроенной защитой локтей, плеч и спины.

Встроенная спина в куртке выглядит слабенько, а защиты груди я не видел ни в каких куртках, поэтому я компенсирую эти слабые места панцирем от черепахи.

Еще в моей куртке есть теплая подкладка, которую можно снять. Если подкладки нет, то пришлось бы покупать две куртки, на тепло и на холод. Вместо этого когда на улице +10 °C, я надеваю куртку с подстежкой, в +20 °C вытаскиваю подстежку, а в +30 °C меняю куртку на полную черепаху. Получается, мне не нужно держать две куртки на разную погоду, а комбинация куртки с черепахой дает максимальную защиту тела и рук.

У меня моточерепаха Acerbis Cosmo 2.0, сейчас ее можно купить за 9950 рублей. Я выбрал именно эту черепаху из-за возможности носить жилет отдельно от защиты рук
У меня моточерепаха Acerbis Cosmo 2.0, сейчас ее можно купить за 9950 рублей. Я выбрал именно эту черепаху из-за возможности носить жилет отдельно от защиты рук
Эта черепаха одевается через голову, поэтому защита груди у нее выполнена в виде единой пластины. Обычно на черепахах посередине стоит молния, как на куртке: она разделяет защиту груди на две разные пластины. Одна цельная пластина выглядит безопаснее
Эта черепаха одевается через голову, поэтому защита груди у нее выполнена в виде единой пластины. Обычно на черепахах посередине стоит молния, как на куртке: она разделяет защиту груди на две разные пластины. Одна цельная пластина выглядит безопаснее
1/2
У меня моточерепаха Acerbis Cosmo 2.0, сейчас ее можно купить за 9950 рублей. Я выбрал именно эту черепаху из-за возможности носить жилет отдельно от защиты рук
Куртка Icon Sanctuary как у меня стоит 14 850 рублей. В ней не жарко летом и не холодно весной, при этом мне нравится, как она выглядит
Куртка Icon Sanctuary как у меня стоит 14 850 рублей. В ней не жарко летом и не холодно весной, при этом мне нравится, как она выглядит

Мотоштаны

От обычных штанов они отличаются тем, что сделаны из более прочной ткани, которая не продувается на скорости и не протрется до дыр через пару секунд скольжения по асфальту.

6590 ₽
я потратил на мотоштаны

Во многих мотоштанах есть еще встроенные защитные вкладки на коленях. В моих штанах такие тоже есть, но мне они не нравятся: когда я сижу за рулем, защитные вкладки сворачиваются куда-то между коленом и баком. Поэтому я купил обычные наколенники и надеваю их под штаны: так, мне кажется, более безопасно.

Мои штаны Icon Overlord Resistance уже сняли с производства. В прошлом году я купил их за 6590 рублей
Мои штаны Icon Overlord Resistance уже сняли с производства. В прошлом году я купил их за 6590 рублей

Обувь

Если 250 килограммов мотоцикла падают на ногу, хорошо, чтобы между мотоциклом и ногой было что-то покрепче шлепанцев. Ногу в мотоботах защищает стальная подошва, пятка и носок. Подошва мотобот не скользит по асфальту, а верхняя часть ступни сделана так, чтобы лапка коробки передач мотоцикла не протирала пятно.

Я выбрал высокие сапоги, они вдобавок ко всему защищают лодыжки. Штаны можно заправить внутрь.

В прошлом году я купил эти ботинки Icon Retrograde за 14 274 рублей. Сейчас цена упала до 9200 рублей, но мне не обидно — моего размера все равно уже нет. Видимо, их сняли с производства и продают остатки
В прошлом году я купил эти ботинки Icon Retrograde за 14 274 рублей. Сейчас цена упала до 9200 рублей, но мне не обидно — моего размера все равно уже нет. Видимо, их сняли с производства и продают остатки

Кожаные перчатки

Перчатки с обрезанными пальцами подойдут для съемки в фильме, но для ежедневной езды стоит выбрать что-нибудь покрепче.

В мотоперчатках есть отверстия вентиляции, мягкие подушки на ладонях и крепкие вставки на костяшках. Как вы понимаете, затевать дорожный конфликт с экипированным мотоциклистом — не самая лучшая идея.

С первого дня за рулем своего мотоцикла я езжу в перчатках. Это Berik Namib за 4515 рублей
С первого дня за рулем своего мотоцикла я езжу в перчатках. Это Berik Namib за 4515 рублей

Как я покупал экипировку

У меня было три варианта: купить экипировку у себя в Курске, съездить за ней Москву или заказать все в интернете.

Сначала я нашел огромный немецкий магазин мотоэкипировки, который отправлял заказы в Россию. Но заказывать там все сразу я не рискнул, потому что боялся ошибиться с размером и не хотел потом носиться с возвратами, которые были к тому же за свой счет. Поэтому я решил для начала посмотреть, что есть в Курске и в Москве.

У меня в городе нашлось всего два мотомагазина с небольшим выбором дешевой экипировки китайских брендов. На шлемах стояла какая-то непонятная сертификация, а на одежду не было никаких отзывов. Внешне мне тоже ничего не приглянулось.

В московских магазинах выбор оказался гораздо больше. Там я уже нашел брендовые вещи, которые видел в интернете. Но цены на одни и те же вещи в Москве были на 20—30% дороже, чем в европейских интернет-магазинах. Для сравнения, штаны и куртка, которые мне понравились, стоили в интернете с учетом доставки 20 000 ₽, а в Москве около 35 000 ₽.

71 002 ₽
я потратил на экипировку

Поэтому я все-таки решил заказать всю экипировку в интернете. Посылка пришла через месяц. Ботинки, перчатки и черепаха сели как влитые. Шлем сначала показался тесноватым, но потом он разносился и стало удобно. К тому же оказалось, что хороший шлем и должен плотно сидеть. А вот куртка и штаны оказались на пару размеров больше. Пришлось их менять. Я заполнил возвратную декларацию и отправил посылку Почтой России назад в Германию. Это обошлось мне еще примерно в 2500 ₽. Через два месяца приехали вещи подходящего размера.

Пока я ждал посылку, я нашел сайт Revzilla.com, на котором мотоциклисты из разных стран пишут отзывы о мотоэкипировке, в том числе и о подходящих на свой рост и вес размерах. Если бы я нашел этот сайт раньше, то узнал бы, что американские размеры больше заявленных мерок на пару размеров. Так я заказал бы куртку и штаны нужного размера с самого начала.

Неторопливая покупка полной экипировки заняла у меня около четырех месяцев. Я начал заказывать вещи за полгода до мотосезона, поэтому спешить мне было некуда. Вся экипировка обошлась мне примерно в 70 000 ₽. Даже несмотря на вынужденные траты при замене куртки и штанов, я переплатил бы тысяч тридцать, если бы покупал экипировку в московских магазинах.

Потратил на всю экипировку 71 002 ₽

Потратил на всю экипировку 71 002 ₽

На первый взгляд может показаться, что я потратил кучу денег. Но среди мотоциклистов моя экипировка не считается особо дорогой: это экипировка уровня немного выше среднего. Я выбирал сертифицированные вещи, которые просто нравились мне внешне.

Если купить дешевую китайскую экипировку, вполне можно уложиться в 20 000 ₽. С другой стороны, у меня есть знакомые, у которых один только шлем стоит около 50 000 ₽. Если я когда-нибудь решу перестать ездить на мотоцикле, я продам эти вещи без особой потери в деньгах.

Такой же шлем, как у меня, кто-то продает на «Авито». Цена выше, чем та, по которой я купил свой новый шлем
Такой же шлем, как у меня, кто-то продает на «Авито». Цена выше, чем та, по которой я купил свой новый шлем

Экипировка — это всегда компромисс безопасности, удобства и цены. Я езжу в полной экипировке с самого начала моего вождения мотоцикла. Сейчас мне просто некомфортно без нее сидеть на мотоцикле. Это как с машиной: если всю жизнь пристегивался, ехать непристегнутым как-то даже неудобно.

На мой взгляд, без полной экипировки к мотоциклу не стоит и подходить. Поэтому я сначала купил экипировку и только потом мотоцикл.

Купить мотоцикл

Пересмотрев за зиму все русские и англоязычные мотоканалы на Ютубе, я выбрал мотоцикл. Остановился на круизере Suzuki Boulevard M50. Круизер — это такой мотоцикл, который вы обычно представляете себе при слове «байкер».

Какие мотоканалы я смотрел

В шлеме — самый популярный русскоязычный канал про мотоциклы.

Thujoy — забавный канал, ведет мотоциклист, который преподает ПДД в мотошколе.

Moto nexus — канал был классный, но Артем, автор этого канала, разбился насмерть в этом году. Все видео на канале остались.

Explosive Mike — больше видеоблог, но тоже интересно.

Motolife — обзоры мотоциклов.

Сузуки Булевард подошел мне по мощности: 800 кубов, 58 лошадиных сил. Это не много и не мало: такой мотоцикл будет легко ехать в горку и обгонит большую часть машин. Но по меркам светофорных гонщиков этот мотоцикл не самый резвый. В интернете писали, что это обычный надежный японский мотоцикл. Судя по объявлениям на «Авто-ру», мотоцикл 2007—2009 года с пробегом до 50 000 км можно было купить за 250—300 тысяч рублей. По меркам мотоциклов, это вполне живой аппарат. Если сравнивать с машиной, то это что-то вроде Сузуки Гранд Витара 2014 года с пробегом до 100 000 км.

Как и с экипировкой, у меня снова было три варианта: купить мотоцикл в Курске, в Москве или заказать через интернет. Курск я отмел сразу: в основном у нас продавались старые карбюраторные мотоциклы, которые придется больше чинить, чем ездить на них. Вариант с заказом мотоцикла в интернете мне тоже не приглянулся: обычно с японских аукционов через посредников заказывают какие-то особенные мотоциклы, которые сложно найти в России. Для относительно стандартного мотоцикла такой вариант, на мой взгляд, не подходит: по цене получится плюс-минус то же самое, что и при покупке мотоцикла в Москве, но добавляются проблемы с доставкой, растаможкой и прочими аукционными сложностями.

Такой же мотоцикл, как у меня, сейчас есть на «Авто⁠-⁠ру» за 350 000 рублей. Зимой, когда мотосезон закончится, этот мотоцикл можно будет купить на 30⁠—⁠40 тысяч дешевле
Такой же мотоцикл, как у меня, сейчас есть на «Авто⁠-⁠ру» за 350 000 рублей. Зимой, когда мотосезон закончится, этот мотоцикл можно будет купить на 30⁠—⁠40 тысяч дешевле

В общем, я решил ехать за мотоциклом в Москву.

Я выбрал несколько объявлений с мотоциклами на «Авто-ру» и поехал в Москву их смотреть. Первый мотоцикл, который я смотрел, завелся только с третьей попытки. Чтобы он заработал как надо, нужно было поменять запчастей на 25—30 тысяч, при этом я понимал, что в Курске нужного мастера может и не быть.

Второй мотоцикл, который я смотрел в тот же день, понравился мне гораздо больше: свежий, с небольшим пробегом, прозрачной историей и адекватным хозяином. Со мной за компанию ездили ребята, которые разбираются в мотоциклах: они послушали мотор, что-то там померили и сказали, что все нормально, можно покупать.

280 000 ₽
я отдал за мотоцикл

Мотоцикл стоил 280 000 ₽ и был в таком хорошем состоянии, что мы даже не торговались. К тому же на нем стояло много дополнительного оборудования: музыка, дуги безопасности, кофры — это такие кожаные мотоциклетные сумки. Плюс владелец отдавал съемное ветровое стекло и брезентовую накидку-чехол. Весь набор стоил бы еще 20—30 тысяч, если бы я покупал эти вещи сам.

Через неделю я приехал в Москву, чтобы забрать мотоцикл. В этот раз я приехал со своим мотоинструктором — у него был фургон, подготовленный для перевозки мотоцикла. Мы погрузили мотоцикл в фургон, подписали договор и акт, я отдал деньги, а продавец мне — ключи и документы: ПТС и свидетельство о регистрации.

Когда мы вернулись в Курск, мотоцикл сгрузили ко мне в гараж. В этом гараже он простоял до весны. Раз в неделю-две я приходил вечером в гараж и сидел на мотоцикле, представляя, как буду ездить на нем весной. Потом я заводил его, чтобы убедиться, что все работает, пару раз газовал на холостых, глушил мотор и шел домой спать, довольный собой.

Перевозка мотоцикла из Москвы в Курск обошлась мне в 11 000 рублей
Перевозка мотоцикла из Москвы в Курск обошлась мне в 11 000 рублей
Мотосезон начинается, когда снег растает, а температура будет стабильно держаться выше +10 °C. Курская зима 2019 года, как назло, затянулась, и мотоцикл простоял в гараже до середины апреля
Мотосезон начинается, когда снег растает, а температура будет стабильно держаться выше +10 °C. Курская зима 2019 года, как назло, затянулась, и мотоцикл простоял в гараже до середины апреля

И куда на нем ездить

На мотоцикле ездят или ради удовольствия, или чтобы быстрее добираться до пункта назначения. Изначально я покупал мотоцикл, чтобы ездить на нем на работу, совмещая приятное с полезным. На отдельные выезды только ради того, чтобы покататься, я особо не рассчитывал. Мне казалось, что из-за работы и домашних дел у меня не будет времени выезжать просто так.

На деле оказалось наоборот: я стабильно пару раз в неделю выезжаю просто покататься, а на работу на мотоцикле ездил всего несколько раз.

Оказалось, что удовольствия от рутинного и небольшого маршрута особо нет. Дорога на работу на машине у меня занимает 10—15 минут: садиться на мотоцикл, чтобы быстрее доехать, нет смысла. Но это у меня в Курске, а в Москве, говорят, другое дело. Мои знакомые москвичи добираются на работу на мотоцикле вдвое быстрее, чем на машине. Туда, куда Яндекс рассчитывает для машины поездку на два часа, они доезжают за час.

Но гораздо интереснее кататься на мотоцикле в свободное время, когда не надо никуда спешить. По будням я выезжаю вечерами, а по выходным в обед, когда мой ребенок ложится спать. Обычно я беру с собой что-нибудь перекусить и просто еду за город куда глаза глядят.

Для меня мотоцикл оказался способом психологической разгрузки. Ощущения от таких мотопрогулок очень похожи на те чувства, которые испытывал в детстве, когда катался на велосипеде. Выезжаешь и катаешься просто так, никакой цели, никаких задач. Просто едешь и едешь, сворачиваешь на незнакомых поворотах и продолжаешь ехать.

Мотоцикл для меня — это способ побыть наедине с собой. В поездке на мотоцикле хорошо получается размышлять. Внимание, которое обычно прыгает по вкладкам браузера и уведомлениям, неотрывно занято вождением. Поверхностная мыслительная суета отключается, а внутренний диалог при этом не останавливается, просто становится каким-то более глубоким и неторопливым. Такое состояние чем-то напоминает медитацию. За рулем машины в долгой поездке испытываешь то же ощущение, но за рулем мотоцикла это гораздо сильнее. Ради него и стоит выезжать.

За рулем мотоцикла ты не можешь ответить на звонок, проверить почту или среагировать на сообщение в мессенджере. Все, что тебя окружает — это мотоцикл, дорога и музыка
За рулем мотоцикла ты не можешь ответить на звонок, проверить почту или среагировать на сообщение в мессенджере. Все, что тебя окружает — это мотоцикл, дорога и музыка
За три месяца на мотоцикле я нашел больше интересных мест, чем за шесть лет на машине
За три месяца на мотоцикле я нашел больше интересных мест, чем за шесть лет на машине

В мае я ездил на открытие мотосезона в Курске. Это традиционное мероприятие, на котором мотоциклисты со всего города собираются и едут огромной колонной. Обычно открытие происходит с поддержкой местных властей и участием ГАИ, но в 2019 году они не приехали. Считается, что такое открытие должно показать автомобилистам, что мотосезон уже начался.

У многих мотоциклистов особая любовь к дальнякам — мотопутешествиям на несколько тысяч километров. Дальняки бывают разные: кто-то ездит в конкретные страны, кто-то в кругосветку, а кто-то соревнуется на скорость сам с собой. Для этого даже есть своя система нормативов «Iron Butt», которая начинается от тысячи миль за один день. Русский рекорд с третьей попытки поставил водитель спортивного мотоцикла: он проехал 3000 километров за 24 часа.

Я еще не уезжал от гаража дальше чем на 150 км. Пока я не понял, в чем удовольствие дальних поездок: пейзаж на трассе довольно однообразный, вокруг много машин, из-за этого очень много внимания уходит на дорогу. Неторопливо кататься по полупроселочным дорогам мне пока нравится больше.

Однажды я случайно уехал в соседний город. Проснулся в пять утра, спать не хотелось, до работы было много времени — решил прокатиться на мотоцикле. За городом увидел указатель на Курчатов и подумал, почему бы и нет. Курчатов — это город вокруг атомной электростанции, близнец чернобыльской Припяти. Через час я был там. Жители города уже ехали на работу в сторону АЭС. Я решил составить им компанию, благо шлагбаумы на въезде к АЭС были открыты, — и просто так съездил на мотоцикле на атомную электростанцию.

Для меня поездки на мотоцикле — это концентрированное безделье. Такое хорошее безделье, от которого набираешься сил и отдыхаешь по-настоящему. Кому-то нравится отдыхать от офисного компьютера за домашним, кто-то смотрит сериалы или пьет пиво с друзьями. Я сажусь на мотоцикл и еду куда глаза глядят. Для меня сейчас это лучший отдых.

Не уверен, что на АЭС можно было заезжать, но меня никто не остановил, а мне было интересно
Не уверен, что на АЭС можно было заезжать, но меня никто не остановил, а мне было интересно
Два танка позади моего — это монумент «Танковый таран» в Прохоровке на Курской дуге. Поездка туда была для меня самым далеким путешествием в этом году — 150 километров от дома
Два танка позади моего — это монумент «Танковый таран» в Прохоровке на Курской дуге. Поездка туда была для меня самым далеким путешествием в этом году — 150 километров от дома

Мотоцикл и безопасность

За 260 000 ₽ можно купить мотоцикл, который разгоняется до 300 км/ч примерно за 12 секунд. Это Suzuki GSX 1300 R Hayabusa, и первую сотню километров он успел набрать за то время, пока вы читали его название — 2,7 секунды.

Мотоцикл далеко не самый свежий, но разгоняется по-прежнему быстрее любой машины
Мотоцикл далеко не самый свежий, но разгоняется по-прежнему быстрее любой машины

С большой силой и скоростью приходит большая ответственность. Адекватный мотоциклист принимает как истину, что на дороге его никто не видит, никто ему не обязан уступать и за все дорожные ситуации ответственность лежит только на нем. Если машина на дороге перестроится прямо в него, он будет искать причину в своих действиях. Скорее всего, окажется, что он сам ехал в слепой зоне машины или слишком быстро поравнялся с ней. Это понимание поможет ему избежать такой ситуации в дальнейшем.

На Ютубе есть разборы аварий с мотоциклами. Мотоблогеры выясняют причины и рассказывают, как аварии можно было бы избежать. Большая часть аварий с мотоциклами происходит по стандартным сценариям:

  1. Мотоцикл обгоняет поток левее левой машины или правее правой. Крайняя в потоке машина поворачивает и сбивает мотоциклиста.
  2. Мотоцикл едет по главной дороге и не сбрасывает скорость перед перекрестком. Со второстепенной дороги наперерез мотоциклу выезжает машина, мотоцикл влетает ей в бок.
  3. Мотоциклист пролетает перекресток на желтый светофор или мигающий зеленый, чтобы успеть. Сбоку от него выезжает такой же автомобилист. Успевают оба: один — в тюрьму, другой — на кладбище.
  4. Машина в соседнем с мотоциклом ряду начинает тормозить, чтобы уступить кому-то дорогу. Мотоцикл не тормозит и сталкивается с причиной торможения соседней машины: другой машиной или пешеходом.
  5. Мотоциклист быстро едет между машин. Машина впереди резко перестраивается или открывает дверь, мотоциклист не успевает затормозить.

Я рассчитывал, что статистика мотоаварий однозначно покажет, насколько опасно водить мотоцикл. Но оказалось, что адекватную методику подсчета еще не придумали. Статистика МВД считает самым аварийным транспортом тот, которым управляет больше всего виновников ДТП. Понятное дело, что с таким подсчетом самым аварийным транспортом всегда будут легковые машины: их просто больше, чем грузовиков, автобусов и мотоциклов вместе взятых.

Подсчет аварийности по «пассажиромилям» тоже не внушает доверия. По этой методике количество перевезенных пассажиров умножают на расстояние, которое они преодолели, после чего высчитывают, сколько трагических случаев приходится на миллиард «пассажиромиль». По такому расчету получается, что мотоцикл в 30 раз опаснее, чем машина, а машина в 100 раз опаснее, чем самолет.

Мне кажется, что такое измерение тоже некорректно: на мотоцикле ездят в основном поодиночке, а один Боинг перевозит по 300 человек за раз. Более того, в эту статистику включаются все трагические случаи на транспорте, даже драка в поезде. По такой логике получается, что опаснее всего перемещаться пешком: пассажиромиль меньше всего, а повреждений хватает.

По статистике ГИБДД, мотоциклы есть у 3% россиян, и больше половины из них никогда не попадали в ДТП. Этой статистике я тоже не доверяю. С одной стороны, часть российских мотоциклов — это деревенская мототехника, которая не выезжает за пределы родного села, а в селе столкнуться попросту не с кем. С другой стороны, в статистику не попадают снятые с учета, нерастаможенные и ворованные мотоциклы, которые часто и становятся участниками ДТП. В абсолютных значениях за последние 12 лет количество аварий с мотоциклами снизилось вдвое.

Самый полезный, на мой взгляд, обзор статистики мотоаварий опубликован на «Байкпост.ру». Это обзор мотоаварий в Санкт-Петербурге за 2018 год. За тот год в авариях в Петербурге погибли 24 мотоциклиста. Все аварии произошли или по причине превышения скорости мотоциклом, или в результате поворота машины налево, когда водитель не заметил приближающегося спереди или сзади мотоциклиста. 22 человека из 24 попали в аварию на спортивных или близких к ним мотоциклам, 2 человека были на круизерах. Оба водителя круизеров были без экипировки, один из них был нетрезв.

Похоже, что если не превышать скорость, ездить по правилам и стараться быть как можно более предсказуемым для остальных участников дорожного движения, вероятность попасть в ДТП сильно снижается. Это похоже на правду — среди мотоциклистов много людей старше сорока лет. И да, они не стареют, а покрываются хромом.

Если вы когда-нибудь сядете за руль мотоцикла — не торопитесь. Там, где вас ждут, дождутся и так, а туда, где не ждут, не стоит и ехать.

Как оказалось, у духа свободы есть вполне конкретное место. Я его нашел
Как оказалось, у духа свободы есть вполне конкретное место. Я его нашел
Алексей БашукЕсли у вас есть знакомые мотоциклисты, расскажите, кто они — суровые байкеры, злостные нарушители или им просто на работу так ездить удобнее?
  • Круассанчик с миндалёмДвое друзей - байкеры и байки у них под стать характерам :) Подруга - больше любитель скорости поэтому у нее Kawasaki Ninja, это более резкие перестроения, выше скорость Друг - больше любитель классики, у него Honda (модель не вспомню, но классика), вот его поведение на дороге - очень сбалансированное - спокойствие, неспешное удовольствие Спасибо за статью! Я тоже хочу научится ездить на мотоцикле, для себя. Но зная себя, я точно выберу спортбайк, поэтому на текущий момент - я оставлю это в мечтах :)2
  • Вадим БарбашовРегламент есть и там: «Когда переднее колесо пересечет линию начала этого упражнения, инспектор включит второй секундомер и выключит его, когда после включения нейтрали перед финишем водитель снова тронется с газом, и его заднее колесо пересечет финишную линию.» Чему только учат в мотошколах...1
  • Дмитрий ЖолтиковЯ за рулем машины 11 лет и по моим наблюдением более половины всех мотоциклов без регистрации и номеров, а 2/3 водителей без прав. Про соблюдение ПДД или хотя бы какое-то адекватное поведение на дороге и говорить не приходится. 4 года назад погиб мой друг. Был в шлеме и полной экипировке, со всеми документами и правами. Ничего не нарушал и ни в кого не врезался, просто не справился с управлением на сухой ровной дороге и улетел в кювет. Так что мотоциклы - очень опасный транспорт. Сам никогда не сяду, да и других призываю 100 раз подумать.6
  • Паша КонорСпасибо за отличную статью! Получал категорию А вместе с категорией B, после этого купил ебрик за 37 тысяч рублей. Покатался на нем, откатал 2 бака, пару раз легонько шмякнулся(сам), из защиты был только шлем. Я понимал, что на дорогу не стоит соваться без экипировки, но я знал, что она стоит под 100 тысяч. Покатавшись, пришла уверенность как держаться в потоке, как ездить между рядов и т.д., а так же понимание того, что мотоцикл мне не нужен, хоть и симпатизирует. В итоге я получил опыт и понял, что пока могу обходиться без этого увлечения, выставив мотоцикл на авито в сломанном состоянии(я совсем за ним не следил в итоге, я был у него 8й владалец), продал на следующий день за те же деньги, что и брал 2 года назад. В городе удобнее ездить на скутере, там не надо переключать передачи и посадка удобнее Мотоцикл для езды по трассе либо кроссовый для развлечений за городом Быстрые мотоциклы для понтов, как правило, такие долго не живут, беспонтово уходят в землю В итоге, я езжу на общественном транспорте и на такси, а машину беру в аренду за границей в путешествиях.8
  • A TВыбирая себе в этом году мотоцикл я еще не совсем понимал куда я буду ездить и как его использовать, поэтому присмотрелся к так называемым "универсальным" вариантам, их еще сравнивают с автомобилями-кроссоверами. Купил Kawasaki Versys 650. Мне был важен размер мотоцикла, я не маленький и на легких дорожниках было не очень удобно и не очень приглядно. Мне понравилась прямая посадка и водительский подножки подо мной (а не впереди, как на крузаках) - это дает возможность привставать на кочках или лежачих полицейских. На таком мотике можно съехать с асфальта, а можно щемиться в междурядье на Садовом кольце. Езжу и на работу, и просто покататься, и в торговый центр покушать. Вот по лесу бы еще прохватить....2
  • Denis KuznetsovЮля, никогда не понимал, как что-то можно запретить взрослому человеку(не нарушающему закон).12
  • Игорь Щеглов"Подсчет аварийности по «пассажиромилям» тоже не внушает доверия." Спасибо, давно хотел увидеть такую статистику! Обычно сравнивают 50 дтп на мотоцикле с 500 дтп на автомобиле, не учитывая, что на автомобиле ездит в сто раз больше людей!3
  • Павел БасистовКогда был мелкий, лет в шесть - уронил на себя мотоцикл восход, лет 12 на мотоцикле Минск влетел в забор и выбил себе пару зубов. С тех пор их двухколесной техники признаю только мотоблок.8
  • Flu GegeheimenЕзжу на мотоциклах больше 10 лет, в т.ч. достаточно далеко. Мотоцикл - это кайф. Просто ко всему необходимо подходить разумно. Автор подает неплохой пример.16
  • Ilya BurgasovБыл один знакомый... Стаж вождения больше 10 лет, объездил половину центральной России, работал в хонде моторс (продажи мотоциклов) разбился в Москве на Звенигородском - в него с поворота поперёк влетел внедорожник и бортанул на отбойник. При этом родной брат откатал несколько лет на Shadow по Москве и до дачи и всё норм.1
  • Андрей Барсамовсам мечтаю лет в 50 приобрести байк, и на пенсии кататься по миру с друзьями) останавливаться в крупных городах и т.д. мне кажется путешествия на байке дарят ощущения свободы4
  • Андрей ЧепурнойНравится колоссальное внимание уделённое безопасности. Журнал делает правильные вещи, когда транслирует идею безопасности параллельно с повествованием.54
  • Andrey KuksovАндрей, вы рассчитываете выйти на пенсию в 50?2
  • Иван ПетровМожете меня закидать помидорами, но я не Минздрав - больше предупреждать не буду ! https://youtu.be/SQhRTdl-FAQ https://youtu.be/XggB-GxKAPg0
  • BequeПавел, Я в 14 спрыгивал с Восхода на полном ходу, тк чёт там заклинило. Та же тема с тех пор)0
  • Bang BangDmitrii, так это пластики каждый год новые. А пузатые дядьки на чопперах годами тусят в найт трейне и т.п.8
  • Алексей БашукИван, спасибо, я смотрел эти видео. Видео Василия неплохое, и в целом его канал хорош, но я не стал прикреплять это видео к статье, потому что Василий допустил слишком много ошибок, скорее всего в силу того, что он сам не мотоциклист. Например, в видео он показывает пример аварии, где встречная машина не уступает мотоциклу и поворачивает ему наперерез. Василий этим иллюстрирует пример того, что, машины ездят как хотят и сбивают мотоциклистов, мол, езда на мотоцикле практически русская рулетка и все такое. Но он не учитывает, что там мотоциклист едет без света и с превышением скорости. Естественно, автомобиль его не заметил. По правилам да, водитель машины не прав. Но если бы мотоциклист включил фары и ехал медленнее, то аварии бы не случилось. Плюс у него та же байка про пассажиромили, а про них я писал в статье. Если интересно, то вот видео с обзором его видео от самих мотоциклистов, которые сами за безопасную езду: https://www.youtube.com/watch?v=gNLXoHyWJ3E В другом видео там тоже очень неоднозначно: автор, водитель спортивного мотоцикла, говорит, что попал в ДТП в городе и описывает ситуацию словами "и вот я вижу, как машина выезжает мне наперерез, сбрасываю скорость со ста до...". То есть человек, который ездит в городе 100 км/ч рассказывает о том, что ездить на мотоцикле всегда опасно. Второе ДТП - он рассказывает, как ехал 60 км\ч в дождь (!) в повороте (!) в плотном потоке (!). Ну да, если ездить так, то он прав.7
  • Иван ПетровАлексей, с ДТП на мотоцикле всё более чем однозначно, к сожалению, и не важно кто прав по ПДД. 1) У мотоциклиста нет никакой защиты от слова совсем - экипировка поможет только в случае скольжения по ровному асфальту. Прилетел в ограждение, бордюр, люк, другое авто - тяжелые переломы/ампутация конечностей/повреждения внутренних органов/инвалидность/труп по вкусу. 2) Водитель авто будет чинить авто, ну заплатит компенсацию мотоциклисту в случае вины. В худшем случае присядет на пару лет, но инвалидом он не станет. Есть случаи, когда ракеты убивают водителей авто, но они редки. 3) Можно мот заменить на электровел, если хочется подальше от дома отъехать и иметь скорость 40-50км/ч. Секрет успеха у велосипеда и долгой жизни только один - это тупо ниже скорость в разы, чем у мото. В городе были десятки случаев при проезде перекрестков, где моя скорость 20км/ч помогала оттормозиться перед поворачивающим авто. Вы готовы на моте каждый перекресток проезжать с такой скоростью, в постоянном напряжении что может выскочить авто ? Если при такой аварии на скорости 60км/ч вы на авто и пристегнуты, то выйдете из авто и будете потом его чинить. Если на мото, то это реанимация, тяжелые переломы, а может быть и сразу в 2 метра под землей и game over. 4) Сгоняйте в отделение травматологии какой-нибудь больнички и посмотрите, что вам расскажут и как живут люди после аварий. Поволонтёрьте там денёк другой. 5) Современная медицина слишком слаба в лечении тяжелых переломов - новую руку, ногу на 3D-биопринтере вам пока не напечатают. Иногда пытаются спасти ногу....10 операций, прошло 1.5 года, они не помогают, кости не сращиваются. Ну что ? Делаем 11-ю или ампутацию ? n-й врач вам говорит, что не знает, что с вами делать и как это лечить. Я уже не говорю про ЧМТ...там всё еще гораздо хуже с лечением. Я не призываю отказываться от мото - просто риск по дорогам общего пользования крайне велик. Если хочется, то можно по лесу немного поездить или по треку, но без авто.6
  • Олег Кошевойпросто, но интересно...."река Волга впадает в Каспийское море"0
  • Ivan KozlovskiyБлагодарю автора за любовь, вложенную в статью. В этом году хотел открыть категорию, но в апреле порвал ахилл. Для себя выявил самых злостных байкеров — те, кто меняет выхлопную систему на звук "погромче" и чтоб трещал. Таких хочется прижать ухом к его же выхлопной и крутануть газ. Почему все их должны терпеть? Скоро начну ходить с болгаркой по дворам.13
  • Ivan KozlovskiyAndrey, это возможно: по инвалидности, либо работая на госслужбе (МВД, следственный и т.д.)1
  • ЖукПавел, у знакомого завернуло мотоперчатку на ручке газа, улетел в обочину, помнит как встал и увидел предплечье которое весело под прямым углом, следующее воспоминание как уже очнулся в больничке. Больше на мото не катает.1
  • ЖукIvan, ну в Европе уже есть система штрафов за это, по городу стоят микро и камеры, система определяет кто нарушает пределы шума, как в ню определяют в каком районе была стрельба.2
  • Можно ДенисИван, от влетевшей в бок машины на перекрёстке и железное авто не спасёт. Но тем не менее многие делают этот выбор и рискуют, каждый день садясь за руль. Просто почему-то считают, что они в безопасности. Но в остальном — да, соглашусь. Вероятность получить серьёзные проблемы на мотике куда как выше.0
  • Можно ДенисВ разделе про шлем можно добавить пару слов про рейтинг SHARP. Не все его одобряют и признают, но наличие проведённых тестов по конкретным шлемам — это гуд.1
  • Наталья ПрокоповаОй какая классная статья! Очень было интересное читать, спасибо! У меня такие же чувства вызывает моя машиночка хорошая, понимаю автора☺4
  • Наталья ПрокоповаНаталья, но на мотоцикл не сяду, тупо боюсь. И конечно, как почти у всех, у меня есть знакомый, который разбился на мотоцикле, причем просто на ровной дороге - занесло вроде его1
  • Eugene MorozovДмитрий, зависит от города. В Москве без номеров не увидеть. На юге России — да, более половины без номеров.0
  • Eugene MorozovВ дальних поездках свой кайф. Например, в знакомствах с новыми людьми. Особенно, если останаливаться на байк-постах.1
  • burmistrov_vСитуация сильно похожая на мою. Решил осуществить мечту, купил мотоцикл (Такой же Интрудер 800-ку, на Вулкан 2000 не хватило денег))), потом пошёл на права сдавать где проще (в соседний город пришлось съездить дважды). После сдачи первая поездка была в час пик перегнать сей мопед с работы через весь город (Новосибирск) с женой сзади... Местами было страшновато и сильно непривычно, ощущение как голый едешь (у меня машина весом 2.5тн и ростом с Газель). Потом привык, но 800-ка для двоих слабовата (учитывая что я один 115кг). А с экипировкой не заморачивался - шлем открытый, мотокуртка без всяких пластиков, берцы... Кстати, при падении последнее что надо сделать, это оказаться под мотоциклом, в любой обуви. В итоге так и не нашёл применения мотоциклу, по работе не удобно, багажника нет, на отдых неудобно по той же причине, в снег как-то попал мокрый, ноги и руки долго отходили. Да и в дождь так себе удовольствие ездить, в общем за два года чуть больше пары тыщ км накатал и продал, может к пенсии ближе возьму что-нибудь побрутальнее)))0
  • Михаил ИвановХорошая статья. Без всяких "мотоциклист - высшая каста" и т.д. Прям приятно читать. Сам только первый сезон катаюсь. С экипом у меня все попроще: вместо штанов большие наколенники (сказал бы что почти сопоставимо по безопасности, но дешевле, боты - берцы армейские (приемлемый бомж вариант), ну а на черепаху я забил, тупо в мотокуртке. но и мот у меня 300см3 расер. на мот пересел, т.к. попросту психанул и продал машину за что взяли)))1
  • K.BabanovСерега, выхлоп за мотоциклом. Его слышно, когда вы уже обогнали авто.0
  • Владимир ЗаморинХорошая статья, все по делу, только очень сомнительно что ее писал новичок в мото теме, хоть убей не не верю что чел не имея мота возьмет фул экип почти на сотку, такое впечатление что автор сезона 3 плотно отьездил как минимум1
  • Иван ПетренкоОтличный вывод в конце, спасибо. От мотоциклиста =)1
  • Виталий ИвановDmitrii, езжу на мото с 1968 года ,в этот год получил права и езжу по сей день в основном на дальняк!3
  • Дмитрий ЛадыгинОтличная статья! Подробно, толково и с уклоном в безопасность для себя и окружающих. Автору огромное спасибо и удачи!3
  • VCheХорошая статья. Сам долго ездил на мотоцикле, никогда не попадал в аварии, а ногу сломал на работе. )) К статье нужно добавить, что помимо экипировки, будущему мотоциклисту ещё надо озаботиться о месте хранения своего мотоцикла. Хорошо, когда есть гараж. А если нет, то надо будет арендовать. От этого так же будет зависеть, насколько часто и удобно на нём получится ездить. В Москве перестал испытывать кайф от мотоцикла. Все эти пробки, камеры, ГИБДД, таксисты, ремонты дорог. Выезжаешь в спокойном состоянии, думаешь "сейчас я не спеша доеду", и через пол пути тебя так заводят, что начинаешь творить всякую ерунду. ) А на метро всё равно быстрее. Находил удовольствие в дальних поездках.4
  • Антон Филимонов"Эта черепаха одевается через голову, поэтому защита груди у нее выполнена в виде единой пластины" - надевается. Алексей, ваши статьи очень хороши, спасибо! Особенно запомнились про костюм и права на интеллектуальную собственность.5
  • Владимир ДвойниковДобрый день Алексей ....Приятно читать! Много ездил в детстве на чужих мотоциклах, друзей старших братьев, но своего никогда не было, а всю жизнь хотелось! Летом 2019 решил...- пора. Купил в своем городе. Это Петрозаводск столица Карелии. Сузуки Гладиус, Мот из Америки как спрашивают друзья,- ты что, его новым покупал? Днём 7 июня я его купил, уже вечером он не ехал, Троил, и был провал в работе,за день на мотоцикле я почувствовал себя настолько уверенным в себе, что в 8 утра следующего дня на уже "не едущем мотоцикле" смог упасть ... Ближайшие 20 солнечных дней Мот был в ремонте, при всех раскладах мотоцикл меня радует и заряжает позитивом. У меня права АВСДЕ. На дороге с 1986г в том числе и на фуре на международных перевозках. Извините, нафлудил...скорее бы теплом лето.... С уважением Владимир.Двойников.1
  • Андрей БАлексей, в вашем тексте адекватных и грамотных мыслей больше, чем в огромном потоке мотоблогеров. Благодарю, было интересно.2
  • Tatiana StoneОтличная статья, прочла с удовольствием. Живу за границей, тут в Европе ездить на мотоцикле - это норма. В 14 лет уже ребёнок на мопедике сам едет по своим делам и в 80 лет человек едет на скутере или мотоцикле. Пол не имеет значения. Я купила мотоцикл, никто даже не удивился, это не что-то экстраординарное. Никаких мотобандитов с черепами и цепями. Всё друг другу салютуют, спортбайкер салютует чопперисту без проблем. Машины уступают место в междурядье. Вот так и живём.1
  • Игорь ФилатовЯ не мотоциклист ,а люблю макси скутеры и в московских мотош4олах ничего такого нового не дают ,вся техника б у и уже разшатана ,то нейтралку ищешь ,то ещё что то ,так ,что все это чушь и бред ,есть специальные курсы на мотоцикл ,но стоят денег 70-120 т..там с тобой лично занимаются в любой день который ты назначишь сам ,вот примерно так ,удачи все мотоциклистам на дороге жизнь одна0
  • Андрей ГриненкоА у нас на экзамене, инструктор сразу говорил на маневрировании экзаменатор ставит Стоп, когда заднее колесо выехало через черту. Потому никто не рассусоливал и все легко прошли это задание.0
  • Вадим КуликовПривет из 2024! Самая духоподъемная концовка среди постов Т—Ж0