Коммунальщики спустя годы выставили долг за прописанных детей. Это законно?
В сентябре 2019 года я прописала детей в квартире через МФЦ и получила свидетельства о регистрации. Наш дом в аварийном состоянии, и платежки мы получаем редко. За коммунальные услуги я плачу по лицевому счету через «Сбербанк-онлайн».
Когда мы собирали документы, то в паспортном столе обнаружили, что дети не прикреплены к поквартирной карточке, так как МФЦ не отправил документы. Я показала свидетельства о регистрации, а в следующем месяце нам сделали перерасчет за период с 2019 года. Дом старый, и счетчиков у нас нет, поэтому долг получился огромный.
Получается, что дети не были учтены в поквартирной карточке по вине МФЦ. Законно ли сделали перерасчет?
У меня была похожая ситуация. Я прописала в своей квартире сестру — заявление о регистрации по месту жительства она подала через госуслуги в июле 2020 года. В отделении по вопросам миграции МВД меня заверили, что данные отправят в расчетный центр. Это же подтвердили в Тюменском расчетно-информационном центре — ТРИЦ, который начисляет плату за коммунальные услуги, собирает платежи, а потом перечисляет их поставщикам.
Но когда в ноябре 2021 года мне понадобилась справка о составе семьи, то выяснилось, что плату все это время начисляли на одного человека вместо двух прописанных. И в этом же месяце я получила квитанцию с перерасчетом — пришлось уплатить долг в 16 272 ₽.
Расскажу, почему коммунальщики вправе требовать с вас уплаты такого долга.
Как начисляют плату за коммунальные услуги
Если количество проживающих изменилось, нужно уведомить коммунальщиков — написать заявление в ТСЖ, УК или расчетный центр. Бланк выдают на месте, или можно написать заявление в свободной форме. К нему прикладывают копии страниц паспортов со штампами о прописке или копии свидетельств о регистрации, если, например, речь идет о детях.
Без этого коммунальщики не узнают, что количество проживающих в квартире изменилось, и будут начислять плату по старым данным. А когда выяснится, что жильцов стало больше, то сделают перерасчет. Так у вас и вышло.
Люди, которым начисляют плату за коммунальные услуги, обязаны своевременно и полностью их оплачивать.
В домах, где нет счетчиков на воду и электроэнергию, плата рассчитывается исходя из числа постоянных и временных жильцов. Временные — это те, кто живет в квартире более пяти дней подряд без регистрации. Постоянные — те, кто прописан.
За временных жильцов счет предъявляют тому, с кем заключен договор на услуги ЖКХ. Обычно это один из собственников или наниматель по договору соцнайма.
Не обязательно договор должен быть на бумаге. Если собственник пользуется светом и водой, организация исправно поставляет их в квартиру, а собственник платит, считается, что договор между ними есть сам по себе.
Если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает временно, то плату начисляют исходя из количества собственников. Также по количеству жильцов во многих регионах рассчитывают плату за мусор.
Потребитель услуг обязан в течение пяти рабочих дней информировать организацию, которая начисляет платежи, о том, что количество проживающих в квартире изменилось. Штрафа за просрочку нет.
А вот МФЦ, а также отдел по вопросам миграции МВД — ведомство, которое регистрирует и снимает граждан с учета, — передавать коммунальщикам сведения не вправе. Они предоставляют данные о регистрации только по официальным запросам.
Что делать с долгом
Возникший долг коммунальщики должны обосновать в квитанции — указать, сколько и за что они насчитали.
Если вы не согласны с начислениями, их можно оспорить. Для этого нужно обратиться в обслуживающую организацию, прокуратуру или территориальное отделение Госжилинспекции. И лучше с этим не затягивать: если не выплатить долг вовремя, на него начислят пени.
Тут есть нюанс. Если собираетесь обратиться в надзорные инстанции, то погашать задолженность не стоит: юридически это будет означать, что вы согласны с требованиями.
Если прокуратура выявит, что коммунальщики ошиблись с начислениями, то вам сделают перерасчет. Но в большинстве случаев ответят, что оснований для реагирования нет: вы сами вовремя не сообщили об увеличении числа проживающих и так создали долг.
Но бывает так, что коммунальщики не знают о новых прописанных жильцах, собственник за них не платит, а потом срок исковой давности для подачи в суд истекает. Такой случай произошел в Магадане.
Собственник пользовался центральным водопроводом, и ему начисляли плату за воду на одного человека. Но когда водоканал запросил данные в УМВД по Магаданской области, выяснилось, что в квартире зарегистрировано три человека.
Собственнику пересчитали плату за воду и водоотведение с декабря 2011 по сентябрь 2019 года и выставили счет на 82 910 ₽, но он его не оплатил. Водоканал подал иск.
Суд согласился, что нужно пересчитать плату с учетом еще двух прописанных. Но коммунальщики совершили оплошность. Они обратились с иском в апреле 2021 года, а срок исковой давности по таким делам — три года. И если организация пропускает срок, то его не восстанавливают.
В итоге суд обязал вернуть только плату за период с апреля 2018 по сентябрь 2019 года — 14 429 ₽. Оставшуюся часть коммунальщики взыскать не смогли.
Как выплатить долг в рассрочку
В законодательстве есть такая норма: если стоимость коммунальных услуг выше прошлогодней за аналогичный период более чем на 25%, то потребителю могут предоставить рассрочку.
Но есть нюанс. При подсчете не учитывают величину превышения, которая возникла из-за новых проживающих. Это означает, что в вашей ситуации коммунальщики могут предоставить рассрочку, но не обязаны этого делать.
Если подать заявление с просьбой о рассрочке, то в случае положительного решения с вами согласуют график погашения задолженности. Платежи разделят и будут включать в квитанции часть суммы долга и проценты за рассрочку.
Общие условия рассрочки такие:
- Ее предоставляют на год.
- Проценты за рассрочку не должны превышать ключевую ставку Банка России + 3 п. п.
- Если потребителю положена компенсация за коммуналку, но он недополучает ее из-за уплаты процентов, то они не начисляются или их снижают.
Иногда должники добиваются рассрочки в суде либо он сам предоставляет такую возможность, когда коммунальщики обращаются с иском.
Например, в Республике Коми муж и жена не платили коммуналку с февраля 2015 по май 2019 года. Когда коммунальщики обратились в суд, собственники вину признали, но попросили рассрочку на полгода, чтобы погасить долг.
Коммунальщики не возражали, и суд учел пожелание должников. Семью обязали выплачивать долг частями — ежемесячно по 5500 ₽, пока не погасят его.
Так везет не всем. Например, жительница Мурманска накопила долг за электричество на 234 178 ₽ и запросила в Мурманэнергосбыте рассрочку на 120 месяцев. Тот ей отказал, и она не смогла получить субсидию от соцподдержки. Женщина обратилась в суд.
Оказалось, что коммунальщики предлагали женщине рассрочку и даже высылали два экземпляра соглашения о реструктуризации долга, но та не стала его подписывать. Поэтому суд отклонил ее иск — принудить коммунальщиков к рассрочке на своих условиях у нее не получилось.
Что в итоге
Потребитель коммунальных услуг обязан информировать организацию, которая начисляет платежи, о том, что количество проживающих изменилось.
Компания-поставщик делает перерасчет, как только получает информацию, что жильцов в квартире больше, чем указано в платежке.
Если в квартире нет счетчиков, например, на воду и свет, то размер платежа за эти услуги рассчитывают по количеству проживающих в квартире. В некоторых регионах таким же способом начисляют плату за вывоз мусора.
Можно попытаться оспорить долг или попросить его обосновать. Для этого нужно написать заявление в произвольной форме коммунальщикам, в прокуратуру или Госжилинспекцию.
Если нет возможности заплатить всю сумму сразу, можно обратиться в УК или ТСЖ и попросить рассрочку. Коммунальщики имеют право отказать, но иногда плательщикам идут на уступки и дают рассрочку, чтобы не пришлось судиться.