Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни

Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т⁠—⁠Ж о своем опыте

Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни

Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.

Тем не менее не все читатели Т⁠—⁠Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.

Пример № 1
«Пригодились все знания, полученные в вузе»

Аноним
выбрала вуз, в который можно ходить пешком

На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер

Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.

Училась в Югорском государственном университете в Ханты-Мансийске, в Институте менеджмента и экономики, на специальности «общий коммерческий менеджмент». Вуз выбирала довольно чудным образом. Сначала думала о крупном университете Новосибирска. Но дорога от жилья до места учебы занимала бы много времени — 40 минут без учета пробок, а в Ханты-Мансийске можно было дойти до вуза пешком. К тому же в этом городе работал двоюродный брат, проходит много классных спортивных мероприятий, завораживающая природа и лучшие закаты. Когда мне позвонили и сказали, что я прошла по конкурсу в ЮГУ, я попросила родителей забрать документы из Новосибирска.

Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.

Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.

Пример № 2
«Найти работу помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов»

Константин Пуговкин
ценит академические дисциплины

На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер

Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.

В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.

Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.

Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.

Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.

Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.

Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.

Пример № 3
«Польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде»

Аноним
пошла в университет, чтобы выучить японский

На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов

После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.

С детства я увлекалась иностранными языками и восточными культурами, грезила Японией, читала все, что попадалось по ее истории. Выбирая, куда поступать, надеялась изучать хоть что-то, связанное с Востоком, но в регионе был всего один университет с бюджетными местами. На Москву и Петербург денег, естественно, не было. Так я оказалась на направлении «востоковедение и африканистика» на факультете международных отношений в федеральном университете нашего областного центра. Правда, оказалось, что японский можно выбрать только на платном, а на бюджете турецкий без права выбора. Пришлось учить его, хотя ко второму курсу я вполне втянулась и даже полюбила этот весьма красивый язык.

С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.

После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.

Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.

Пример № 4
«Первое образование помогает мне и моим близким почти каждый день»

Аноним
использует полученные знания для решения бытовых вопросов

На кого училась: юрист
Кем работает: преподаватель

В моем маленьком городе были только профессиональные училища и техникумы, но работать на заводе, как родители, не хотелось. Хотелось уехать, и поступление в вуз было единственной возможностью.

Я не особенно разбиралась в вопросах поступления и остановилась на вузе, в котором могла оплатить учебу сама. Выбрала заочное по направлению «юриспруденция». Руководствовалась двумя соображениям: во-первых, хотела учиться так, чтобы параллельно устроиться работать по специальности, вникать и набираться опыта; во-вторых — меньше платить за обучение, так как стоимость заочного ниже.

Внутренняя обстановка в университете была, мягко говоря, не очень. Но среди преподавателей большинство — адекватные люди, практикующие юристы, которые давали реальные знания. Минус заочной формы в том, что 80% материала нужно было осваивать самостоятельно. Для меня это не было проблемой: я люблю учиться, все выходные проводила в областной библиотеке.

Когда настало время выбрать специализацию, остановилась на уголовно-правовой. Хотела работать на стороне обвинения. Но сложилось так, у меня появилась возможность работать в очень классном месте по гражданско-правовой специальности. Спустя два года после получения диплома я решила изменить свою жизнь и завязать с исками, претензиями, договорами и другими бумажками и стать преподавателем, но о потраченном времени не жалею. Полученное образование помогло мне обеспечить себя, развить характер, встретить умных людей и чему-то у них научиться.

Ориентироваться в праве и уметь отстаивать свое полезно. Первое образование помогает мне и моим близким почти каждый день. Будь то покупка вещей, медицинское обслуживание, вступление в брак, взаимодействие с государственными органами — в моей голове сразу выстраивается четкая схема, и я еще ни разу не осталась в проигрыше.

Пример № 5
«Вуз позволил мне попробовать себя в качестве руководителя»

Аноним
благодаря высшему может поддержать разговор об экологии

На кого учился: эколог
Кем работает: маркетолог

Я пошел в университет, потому что не хотелось сразу после школы попасть в армию. К тому же сказалось давление родственников: надо поступать, надо учиться. И в целом построить карьеру без какого-либо диплома, я думаю, было бы сложно.

Учился в главном педагогическом вузе России — МПГУ, на географическом факультете. Попал туда случайно, сдавал про запас много предметов на ЕГЭ. Среди них была и география, по которой я неожиданно получил достаточное количество баллов, чтобы без нервов пройти на бюджет. Поступал на учителя географии и английского языка, потом перевелся и выпустился с дипломом эколога. Не могу сказать, что с точки зрения образования все было прекрасно, но вуз дал многое.

Во-первых, университет научил организовывать себя и работать в любых условиях. Уже на младших курсах я начал подрабатывать. Приходилось работать на лекциях, в метро, где угодно — был бы с собой ноутбук. Курс молодого бойца по тайм-менеджменту, короче говоря.

Во-вторых, я научился общаться с людьми разного статуса, возраста, позиции: выстраивать подход, находить общий язык, стараться понравиться, заработать очки репутации. Такую школу точно следует пройти каждому, прежде чем сталкиваться со взрослой жизнью.

В-третьих, узнал, как устроены крупные организации: по каким правилам существуют большие коллективы, как правильно встраиваться в иерархию, каким законам там все подчиняется. Эти же явления я потом обнаружил и в коммерческих компаниях, и в госкорпорациях — вуз оказался для меня моделью всей будущей жизни.

В-четвертых, вуз позволил попробовать себя в качестве руководителя: на старших курсах я возглавлял студенческий совет факультета. Это был очень интересный опыт — брать на себя ответственность за высокоуровневые задачи, мотивировать людей, добиваться результата, доносить мысли до других так, чтобы они не только слушали, но и слышали. Помимо этого, я составлял документы и читал то, что составили другие: приходилось искать нестыковки, трактовать в ту или иную сторону, отстаивать свою позицию. Иногда кажется, что я в сжатые сроки практически окончил юрфак.

По специальности я не работал, но, кажется, именно наличие диплома позволило мне попасть в то место, где я работаю сейчас, — это крупная и серьезная компания. Может быть, вообще неважно, что за диплом у меня и откуда, главное, чтобы он просто был. А еще на вечеринке, если разговор не клеится, я могу попробовать заинтересовать всех разговорами о глобальном потеплении и самых загрязненных районах Москвы.

Любите учиться? Расскажите о курсах, которые вы прошли, и станьте героем нашего нового материала.

Аня Иванешкина
27.05, 13:23
А вы нашли применение вузовским знаниям в реальной жизни?
Герой Т—Ж

Как человек, в свое время обреченный на 8 лет просиживания штанов в медицинском, имею многое сказать.

1. Пятидневка. Самое непонятное для меня. Зачем учиться каждый день с восьми утра? Почему нельзя поставить непопулярное время, чтобы студенты спокойно добирались в корпуса? Почему надо так, чтобы перваши стадом запихивались у общажной остановки в 41 автобус и всмятку ехали на лекции?

2. Очная форма. Почему нельзя некоторые лекции и теоретические занятия вести онлайн? В онлайн можно перевести всякие истории-философии-латыни, а приезжать в корпус только на профильные предметы.

3. Восемь лет. ВОСЕМЬ ЛЕТ!!! Если убрать шелуху, хватило бы и четырех, правда. Но нет ,мы будем страдать фигней и откладывать начало нормальной жизни до 25 лет.

37

Dinara, потому что обязательно надо превозмогать и страдать 🥲

23
Герой Т—Ж

Dinara, у нас, кстати, было по божески. Где то с курса третьего мы учились уже после обеда или вообще с шести вечера. Про онлайн согласна, но когда я училась на своему первом высшем про онлайн занятия никто не слышал (боже, неужели я такая старая 🤦)

1

Dinara, по 1-2 пункту - вас готовят ко взрослой жизни))

1
Герой Т—Ж

Мария, не у всех взрослых жизнь — терпежка и толкучка.

10
Герой Т—Ж

В подобных обсуждениях обычно пропускают кое-что важное:
Для почти любого специалиста (не каждого, к медицине, например, не применимо ) наличие любого образования лучше, чем его отсутствие. А отсутствие профильного часто некритично.
Ну то есть если разложить на цифры: 9 классов -- 0%, 11 классов 15%, ср.спец. 30%, вышка непрофильная 80%, профильная 100%.

Сейчас объясню: то из чего обычно состоит образование (усвоение информации, построение логических цепочек, решение задач с конкретной целью/на_оценку, запоминание и воспроизведение, взаимодействие с людьми и командой) это прекрасное микро-упражнение для человека, его мозга и характера. И такое по 5-10 раз в семестр минимум* и почти каждый раз новая предметная область.
Пройти подобный курс таких тренировок необязательно нужно именно в вузе(получение диплома чем не проект с дедлайном?), пара лет напряжённой разносторонней "работы на работе" тоже подойдёт.
Уже много раз ловил себя на точном определении факта что "вот этот вот разгвоздяй точно же без вышки". На начинающих специалистах очень хорошо видно кто с вышкой пусть даже и немного неоконченной, а кто нет.

Понятно, что в каких-то заведениях напряженная программа тренировок, а куда-то в основном приходят за гаражами с тренером покурить.

Отвечая на вопрос: помогла ли вышка? Очень. И оказалось, что "водопроводные сети высокого давления", "экономическая теория" и "детали машин" оказались мне не менее полезны чем профильные "теория массового обслуживания в вычислительных сетях" и "теория конечных автоматов". Похоже, это всё натренировало меня погружаться в разные предметные области (работодателя/заказчика) +- быстро и без "ой всё".

*) Как конкретно человек их проходит, как положено или хм.. за счёт софт скилз, не так то уж и важно.

PS а учитывая что я работал почти фултайм со 2-3 курса и прогулял не более пары занятий, ещё и потренировало тайм-менеджмент(или как там это называется сейчас)

34

Alexander, абсолютно согласна. Отдала 8 лет учебе на врача. Работаю врачом. Ни один предмет в тч история медицины, физика и философия не прошли даром. Я горжусь своим высшим образованием, своей профессией и благодаря университету считаю себя разносторонне развитым человеком.

13
Герой Т—Ж

Проблема университетского образования в том, что зачастую польза от полученных знаний непропорционально мала относительно затраченного на обучение времени (4-6 лет). Мне кажется, во многих универах её можно спокойно ужать до 2,5-3 лет. Кому хочется подольше и поглубже, может пойти в магистратуру (которую тоже зачастую можно ужать до 1 года, потому что многие предметы дублируются из бакалавриата). Я не веду речь про условный мехмат МГУ или подобные ему факультеты, где и так большая нагрузка (хотя и о её пользе и актуальности для большинства стоит подумать).

32

Tucha23pixei, Забываете про отсрочку от армии.

7
Герой Т—Ж

Даниил, этот общественный институт (принудительной службы в армии) я вообще не понимаю.

17

Учился на инженера, работаю инженером и вполне доволен жизнью. Естественно, что не все знания имеют прикладное значение, но этого и не требуется, фундаментальные науки тоже нужно изучить. Без физики не поймешь электротехнику, без электротехники нечего делать в электроприводе, ну и так далее. Проблема разве что с гуманитарными дисциплинами, не то, чтобы они не нужны, но в технических вузах преподаются обычно на отвали и толку от них чуть более чем ноль.

21

Sergey, вот вот. Тоже инженер по профессии и терпеть не мог философию с ее преподавателем) ух, сколько нервов моих потратили)

5

Владимир, именно поэтому не выдержал даже семестра в магистратуре. Иностранный язык, философия и куча иного бесполезного мусора на "углубленной" технической специальности после пяти лет на вышке - это просто невыносимо)

3
Герой Т—Ж

Sergey, у нас была два года философия. Два! Машиностроительный факультет. Вопрос "зачем?" меня мучает до сих пор. Мне даже понятно почему была экономика или менеджмент, но философия и культурология осталось загадкой.

3

Коротко о высшем образовании в IT:

*Приходишь на собеседование спустя 5 лет универа*:
*Пропустим знакомство... *

(Интервьюер): " Знаете что-нибудь про паттерны, алгоритмы, проектирование?".

(ТЫ): "Эээ, ну в общем, я тут 5 лет фортран изучал... В целом, знаю. "

(Интервьюер): "Круто, а расскажите, что такое меры связности и зацепления? Чем они характеризуются?"

(ТЫ): "Ну связность - это когда связано, а зацепление - это когда зацеплено... "

(Интервьюер): "Отлично, ну в общем задачи такие: надо будет создать ERP систему с 28 ролями, распределённой системой хранения данных, систему оплаты ногой, доставки дронами. Как думаете, справитесь? Ну мы, в целом, готовы рассмотреть вашу кандидатуру, единственное, зарплата будет 18.000 в год. Но вы же начинающий специалист, вам будет полезен любой опыт, правда? Ответ пришлем через неделю, а вы подумайте пока. "

15
Герой Т—Ж

Есть же классическая нетленка про это: https://www.youtube.com/watch?v=QI-bXKC2mvU

2

Александр, да, IT-собеседования - это как вузовские экзамены, только труднее - нет билетов и несколько экзаменаторов набрасываются на тебя, как на жертву, с перекрестным допросом.

0

Yana, в других отраслях, думаете, по-другому?)

0

Пошел на инженера от нефиг делать, просидел 5 лет + 1 год в академическом отпуске по неуспеваемости. Работать пытался со 2 курса.
Пока учился, думал "нафига?". Ответ - армия. По итогу все равно выпустился раньше, чем откосил и пришлось отмазываться другими способами.
Первые 5 лет после института думал "нафига учился? Тупо время потерял".

Сейчас искренне рад, что это время у меня было, что образование я получил бесплатное, что эти знания мне пригодились. Правильно тут товарищ написал, что на начальном этапе человека без образования всегда видно. В строительстве уж точно.

Что мне дал универ?
- Потенциальные связи в будущем, т.к. большинство людей работает по специальности и случись чего, можно спросить про свободные вакансии. 60 человек на потоке - лучше, надежнее и практичнее всяких hh.
- Способность схитрить, списать, купить, найти и т.д. Наиболее ценное, т.к. и на работе не всё так просто получается.
- Конечно же знания. Я слишком ленивый человек, чтобы читать какую-то техническую литературу ради развития. Скорее делаю это для выполнения задач. Институт заложил базу.
- Общество. Представить, что после школы останусь с горе-одноклассниками (вот уж действительно 11 лет навязанного общества). Опять же, сходу познакомиться с таким количеством людей невозможно, тем более если ты работаешь.

В общем, котов не держу, к психотерапевтам не хожу из-за проблем на работе, в жизни счастлив.)

8

Не все,но большую часть да. Закончила ин.яз, работала в разных странах, всеми языками активно пользуюсь.
Спасибо преподавателям

6

Диплом экономиста, 12 лет отработал по специальности. Потом ушел в IT. Диплом и знания помогли как в работе по специальности, так и в it-сфере, т.к. в основном занимаюсь программами экономического направления. По поводу срока обучения в ВУЗе - думаю что можно смело сократить в 2 раза, много воды и растягивания материала.

5

Тоже получила специальность эколога. И случайно нашла дело всей своей жизни. Работаю экологом уже больше 8 лет. И обожаю то, чем занимаюсь)

4
Герой Т—Ж
Отредактировано

Богдан, да где вы все видите этот дефицит? Или у Вас технические специальности ограничены исключительно IT? Инженерные кадры в РФ по большому счету требуются в гораздо меньших количествах, чем они присутствуют.

Просто я часто слышу эту телегу про дефицит технических кадров, но когда заглядываю на тот же хедхантер ради интереса, то инженерным кадрам даже зарплату тысяч в 50 может быть проблематично найти. Это явно не дефицит.

4

Sergey, Di, я занимаюсь промышленностью в промышленном городе и знаю о чем говорю. Конкретно в данный момент у меня дефицит по следующим специалистам: Инженер-проектировщик, Инженер ПТО, ГИП, сварщик. Если вы знаете подобных специалистов которые не могут найти работу, был бы рад предложению.

0

Богдан, то, есть Вы предлагаете людям уровень зарплаты продавца в магазине, люди к Вам не идут и Вы решили, что на рынке дефицит? Дефицита нет, просто люди либо находят более более щедрых работодателей, которых довольно мало, либо вообще уходят из специальности и правильно делают. Если бы я искал работу в РФ, то на вакансии в 40к я бы даже не смотрел, мне столько в 2010 году платили.

4

Закончил юридический факультет. Работал юристом, отучился на банковское дело, работал в банке и арбитражным управляющим. Сейчас все это надоело и просто коммерческий директор :)
Каждый этап жизни - особенный, никогда не знаешь что ждет тебя за поворотом. Но вот что я могу утверждать точно - если бы не было моего образования и практики во время учебы по профильным специальностям - я бы не был сейчас на своем месте.

3
Герой Т—Ж

Богдан, техническими специальностями (кстати что вы под ними подразумеваете?) рынок высшего образования не ограничивается. Или вы про условную бауманку, где 70+летний профессор вещает скучную лекцию, от которой хочется ничего кроме как заснуть?)

1
Герой Т—Ж

Богдан, честно говоря ещё года три назад была бы в шоке от вашего комментария. Раньше с мужем жили в городе где этих технарей пол города и местные вузы с каждым годом рожают новых, но переехали в мо, а там оказывается наоборот. Я думала у меня скучное ужасное резюме, а оказалось что совсем нет 😆

1

Училась на математика-программиста. Самая большая польза от диплома что он признан в других странах и очень просто получить визу. Ну и со временем поняла что математика все таки пригодилась, особенно сейчас с развитием машинных алгоритмов начала вспоминать матан, алгебру итд.

1

Юрист порадовала - после заочного юрфака по уголовно-правовой специализации смогла устроиться на гражданско-правовой ниве, на которой за два года смогла обеспечить себя(!)

0

Еще бы врач какой-нибудь отписался, что ему его высшее образование помогло.

0

Да. Образование юридическое, сейчас в статусе адвоката.

0
Отредактировано

Получил образование заочно, потому что должность, на которую хотелось повыситься, строго требовала профильное ВО (энергетика).

Из многолетнего опыта работы в сфере, по профильным предметам знал больше преподавателей, на непрофильные максимально забивал.

Потеря времени и денег ради формальности.

0

Я работаю по специальности: училась на экономическом, специальность Бухгалтерский учёт, анализ и аудит. Работала вначале бухгалтером в российских компаниях, затем старшим бухом в американской фирме, затем выросла до фин. менеджера в международной компании. Получаю дополнительно международную квалификацию в сфере финансов. Без высшего было бы трудновато продвигаться . Вижу впереди много направлений интересных в сфере финансов.

0

Да

0

Скорее всего не буду оригинален, но коротко: "учился* на программера, - работаю программером".

* учился бы лучше - зарабатывал бы больше

0

Комментарий удален пользователем

Евгений, ну так если не идти в ВУЗ, а сразу работать, как-то снимать жильё, жить самостоятельно, то окажешься в реальном мире гораздо раньше

5

Анастасия, ВУЗ не к жизни готовит человека, а даёт знания и опыт в работе. А как жить все и так знают: не пить водку, не курить, налево не ходить, читать книги, заниматься спортом. А вузовские знания дают навыки. Я, например, окончил Московский Вуз, аспирантуру, защитил 4 патента на изобретения, построил три завода, загрузил работой около 10 тысяч человек. Но я бы не смог этого сделать не имея высшего образования.

3

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю