«Лечить от рака — все равно что играть в шахматы»: 4 истории молодых онкологов

О выборе профессии, мотивации и развитии

67
«Лечить от рака — все равно что играть в шахматы»: 4 истории молодых онкологов
Аватар автора

Ирина Михайлова

записала истории

Страница автора

По данным Минздрава, на начало 2022 года в онкологической сфере был дефицит кадров в 2000 специалистов.

Около 3% россиян находятся под диспансерным наблюдением из-за злокачественного онкозаболевания. При средних подсчетах на одного онколога приходится более 460 пациентов — это делает профессию востребованной.

Я работаю пиар-менеджером фонда «Не напрасно», который создает системные проекты для улучшения российской медицины. В 2015 году НКО запустила Высшую школу онкологии, ВШО, — благотворительную грантовую программу для талантливых онкологов. Благодаря ей выпускники медицинских вузов, ординатуры по хирургической специальности могут бесплатно пройти дополнительную программу по химиотерапии, патоморфологии, лучевой терапии, детской онкологии и гематологии.

Я поговорила с четырьмя выпускниками ВШО. Они рассказали, почему выбрали профессию, в которой каждый день можно столкнуться с человеческой болью, и как им помог фонд «Не напрасно».

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Сергей Югай, химиотерапевт, программный менеджер ВШО

Большую часть времени молодой доктор проводит у постели пациента

Мне всегда хотелось быть частью той отрасли медицины, которая быстро развивается и которой есть место в будущем. Поэтому еще с ранних курсов медицинского факультета СПбГУ меня привлекала онкология — сначала фундаментальная, а затем клиническая. В течение двух лет я серьезно думал об онкохирургии: ходил на дежурства, посещал разные симпозиумы, мастер-классы. Но к концу пятого курса понял, что это не мое.

На конференции в Сочи о сопроводительной терапии меня пленило несколько докладов о «магии лекарственной терапии». В них говорилось, как она работает при разных видах раках и насколько перспективна. Эта любовь со мной до сих пор. Так я и решил стать химиотерапевтом — это универсальная специальность, ведь мы лечим пациентов с любыми формами твердых опухолей.

Чуть позже я узнал о Высшей школе онкологии от своей коллеги Полины Шило, с ней мы учились в университете. Она как раз поступала в Школу и рассказывала, как это круто и перспективно. На последнем курсе я подал заявку, прошел все этапы и в 2018 году стал резидентом четвертого набора.

Помню, что полуфинал был для меня одним из самых стрессовых событий в жизни: отборочная комиссия долго не звонила, а приглашение на скайп-интервью пришло в тот момент, когда я уже почти отчаялся. Но в итоге я стал учиться в ВШО и параллельно в ординатуре Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

В 2019 году я посетил несколько интересных конгрессов в Европе, чтобы узнать больше об онкологии. На конференции по раку желудка в Барселоне, ESMO Preceptorship, я впервые в жизни пообщался с зарубежными экспертами. Им можно было задать вопросы в том числе о тех исследованиях и научных проектах, которые еще в работе
В 2019 году я посетил несколько интересных конгрессов в Европе, чтобы узнать больше об онкологии. На конференции по раку желудка в Барселоне, ESMO Preceptorship, я впервые в жизни пообщался с зарубежными экспертами. Им можно было задать вопросы в том числе о тех исследованиях и научных проектах, которые еще в работе

В апреле 2020 года мы с другими резидентами запустили онлайн-сервис «Просто спросить» для пациентов с любыми видами опухолей и их близких. В нем я консультирую обратившихся по опухолям желудочно-кишечного тракта и по вопросам сопроводительной и паллиативной медицины. Иногда отвечаю на вопросы о раке легкого, молочной железы и другим.

Летом 2021 года я стал программным менеджером ВШО, чтобы помогать контролировать образовательный процесс. Еще со времен учебы мне хотелось развивать и улучшать проект, поэтому я с радостью согласился на должность.

Мы начинали как клуб по интересам, а выросли в полноценную образовательную программу со своей идеологией, традициями и культурой. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что Высшая школа онкологии меняет жизнь резидентов. Это своего рода платформа, трамплин для профессионального роста.

Это я выступаю во время седьмого набора в ВШО
Это я выступаю во время седьмого набора в ВШО

Обучение длится два года. Программа создана в дополнение к ординатуре, которую резиденты проходят параллельно в выбранных ими вузах.

Часть дисциплин ВШО уникальна для России: мы преподаем академическое письмо, базовую статистику, учим принимать клинические решения. На занятиях резиденты в первую очередь получают не знания в чистом виде, а скорее навыки эффективного обучения. Мы помогаем освоить необходимые всем врачам вещи: медицинскую статистику и медицинский английский.

Большую часть времени молодой доктор проводит у постели пациента — с 2020 года мы постарались охватить и эту сферу. Резиденты проходят обучение на клинических базах, учатся у профессионалов, разделяющих наши убеждения.

Еще мы постоянно практикуемся в критическом чтении медицинской литературы. Чаще всего это происходит в формате журнального клуба, где мы разбираем какую-то медицинскую статью. После изучения одной статьи сложно сделать вывод обо всех нюансах лечения какой-либо опухоли, но можно научиться глубоко анализировать информацию. Это помогает воспринимать десятки других статей быстрее и правильнее.

В последние годы мы также начали уделять внимание частным вопросам онкологии: обсуждаем тренды в интерактивном формате, организуем дебаты, кейс-сессии. Самая большая ценность ВШО — сообщество. Здесь каждый — от абитуриента до преподавателя — может найти поддержку и помощь практически в любом вопросе.

Преподаватели Высшей школы онкологии — специалисты в области генетики, медицинской статистики и эпидемиологии. Некоторые работают в ведущих медицинских центрах, многие сами выпускники ВШО. Всего мы выпустили из школы 50 онкологов, в 2022 году выпустятся еще 36 человек. Прямо сейчас проходит отбор новых резидентов, которым предстоит сдать общемедицинский и английский тесты, пройти собеседование.

До 2022 года резиденты ВШО получали стипендию до 35 000 ₽. Это позволяло врачам из стран СНГ переезжать в Петербург и учиться онкологии. Но после февраля фонд решил набирать на новый курс только вольнослушателей. Программа и состав преподавателей остались прежними, мы продолжаем работу благодаря пожертвованиям.

Мастер-класс онколога американской клиники Mercy Вадима Гущина
Преподаватель Высшей школы онкологии проводит лекцию о профилактике рака
Презентации ВШО для будущих онкологов проводятся ежегодно накануне вступительной кампании
Финальный тур для поступления в Школу в 2018 году
Раньше конкурс был высоким — 40 человек на место. В 2022 году он ниже, потому что у ВШО больше нет возможности выдавать стипендии
Ольга Лопушанская, хирург-онколог

Каждый смертельный случай — это урок

Я из семьи врачей. Так получилось, что на первую операцию я попала в шесть лет. В тот день не работал детский сад, мама уехала в командировку, старший брат отправился в экспедицию — и я оказалась у папы на работе в госпитале. У него был сумасшедший день: много срочных операций, из-за чего отец не вылезал из операционной. А мне было скучно в сестринской: все салфетки уже были накручены, чай с конфетами выпит. Тогда постовая сестра привела меня в оперблок.

Папа ампутировал бедро в нижней трети из-за гангрены. Почему-то для меня это не выглядело страшным, наоборот, красивым, как анатомический атлас. Я увидела послойное рассечение кожи, подкожки, клетчатки, мышцы, сосуды, кость.

Когда я наблюдала за родителями, понимала, что профессия врача тяжелая, выматывающая и не всегда справедливо оплачиваемая. Поэтому хотела поступить в художественную академию. Но в итоге передумала и выбрала Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет. Во время учебы я старалась ходить на дежурства по неотложной хирургии, вести пациентов, ассистировать на операциях.

Врачи иногда в шутку называют хирургов адреналиновыми наркоманами с комплексом бога.

В чем-то справедливо: после успешной тяжелой операции ты чувствуешь, что своими руками изменил чью-то жизнь. Я поняла, что буду грустить без этого ощущения, поэтому поступила в интернатуру в свой университет на направление «Общая хирургия».

В интернатуре моим куратором был абдоминальный онколог, поэтому я увидела, насколько это крутое, современное и быстро развивающееся направление. В онкологии каждые несколько месяцев публикуются результаты крупных исследований, которые могут в корне изменить тактику лечения разных болезней. Меня захватила эта динамика и масштаб.

Лечить от рака — все равно что играть в шахматы. Ты всегда работаешь в команде с хирургом, химиотерапевтом, радиологом и патоморфологом. Вместе вы продумываете каждый шаг, возможные варианты развития событий, как в шахматной партии.

Меня не пугала перспектива посвятить жизнь борьбе с онкологическими заболеваниями. Во мне всегда было стойкое убеждение: болезнь — это не трагедия, а повод вылечить ее. А каждый смертельный случай — это урок, необходимость сесть и разобрать по полочкам, что было не так. А еще — продумать все варианты развития событий и понять, что можно было сделать, чтобы этого не случилось.

Я работаю чуть больше пяти лет. Для меня важно не просто прооперировать и уйти, а понимать, выиграет ли пациент от хирургического вмешательства. Нужно трезво анализировать ситуацию: не всегда мы можем угнаться за болезнью со скальпелем. Иногда стоит отступить и начать лечение с других методов
Я работаю чуть больше пяти лет. Для меня важно не просто прооперировать и уйти, а понимать, выиграет ли пациент от хирургического вмешательства. Нужно трезво анализировать ситуацию: не всегда мы можем угнаться за болезнью со скальпелем. Иногда стоит отступить и начать лечение с других методов

Я поступала в Высшую школу онкологии в 2015 году, это был первый набор. Надо было подготовить образовательный материал для пациента по далекой от моей деятельности теме — злокачественные заболевания женской половой системы. За работу я села только ночью накануне дедлайна, поскольку училась в интернатуре, много дежурила, параллельно сдавала выпускные экзамены. Поэтому конкурс провалила, зато поступила в ординатуру в НМИЦ имени Петрова.

Спустя несколько месяцев мы случайно списались в соцсетях с основателем фонда «Не напрасно» Ильей Фоминцевым. Он спросил, не хочу ли я учиться в ВШО, — я согласилась и так стала резидентом Школы.

В те годы ВШО только создавалась, в том числе при нашем участии. Меня поразило то, как педагоги меняли наше мышление: учили правильно задавать вопросы, чтобы найти лучший подход к лечению, выстраивать логику действий в своей голове.

В Школе узнала, что эмпатии можно научиться. Так, пройдя ряд практических кейсов, можно лучше понимать и чувствовать своего пациента. Эти основы дали базу для всей моей дальнейшей клинической практики. Я уверена, что нужно обучать весь медицинский персонал общению с пациентами.

Сейчас я хочу запустить пилот проекта по скринингу рака легкого в Петербурге. Аналогичный проект «Низкодозная компьютерная томография грудной клетки — скрининг рака легкого и других заболеваний органов грудной клетки» есть только в Москве. В США скрининг рака легкого проводят уже почти десять лет — это важно, чтобы находить болезнь на ранней стадии.

В целом онкологической службе в России предстоит пройти большой путь. Мы хотим сделать так, чтобы для людей с раком была доступна высокотехнологичная помощь даже в отдаленных уголках страны. В том числе для этого вместе с резидентами ВШО мы разработали сервис «Просто спросить».

В проекте я консультирую пациентов с заболеваниями легких, средостения и пищевода. В каждом случае знакомлюсь с материалами и описываю в ответе, как вижу ситуацию, что можно сделать и куда лучше обратиться. Это мой вклад в большую проблему.

Максим Котов, хирург-онколог

Общение с пациентами — важная проблема в России

На четвертом курсе Ульяновского государственного университета я планировал стать пластическим хирургом и заниматься реконструкциями челюстно-лицевой области: ходил на дежурства в областную больницу, практиковался на мелких травмах, зашивании ран, вскрытии челюстей и абсцессов.

В 2015 году я случайно увидел объявление, что фонд «Не напрасно» вместе с компанией «PPF страхование жизни» проводит конкурс на бесплатную ординатуру по онкологии в НМИЦ имени Петрова. Меня это заинтересовало, поскольку в то время обучение в среднем стоило около 150 000 ₽ в год.

На первом этапе конкурса надо было рассказать о своих достижениях. Тогда я уже опубликовал четыре патента на полезные модели и около 20 научных статей, участвовал в нескольких конференциях и выиграл грант по программе «Умник» от Фонда содействия инновациям. Также я основал малое инновационное предприятие и выиграл еще один грант на миллион рублей по программе поддержки стартапов «Старт». В итоге я прошел все три этапа конкурса и получил место в ВШО и ординатуре в НИИ имени Петрова по направлению «Опухоли головы и шеи».

В ординатуре нам преподавал онколог американской клиники Mercy Вадим Гущин. Он делился навыками коммуникации с пациентами и рассказывал, что в США этому обучают со студенческой скамьи. Было удивительно, потому что в Ульяновске мы вообще не обсуждали эту тему. В ВШО мы изучали приемы общения два года: учились использовать открытые вопросы, активно слушать, сообщать плохие новости, проявлять эмпатию.

Раньше я думал, что принципы доказательной медицины, навыки общения с пациентами и проведения научных исследований — это какая-то абстракция. Но учеба в ВШО показала, что это практические навыки, которые можно развить.

В 2017 году обучение эффективному общению с пациентами в России было похоже на голубой океан: никто этому не учил. Я понял, что у меня есть шанс развить направление. Поэтому прошел интенсивный курс Анны Сонькиной-Дорман, который считается золотым стандартом в общении с пациентами, и окончил две международные программы.

Еще я перевел на русский язык протокол SPIKES, который учит правильно сообщать плохие новости пациентам, и рекомендации Американской ассоциации клинической онкологии по коммуникации с онкологическими пациентами. Позже начал преподавать младшим коллегам в Высшей школе онкологии.

В 2019 году я прошел курс «Чему учить при обучении коммуникативным навыкам: навыки и структура»
В 2019 году я прошел курс «Чему учить при обучении коммуникативным навыкам: навыки и структура»
А еще окончил курс «Как учить: обучение эмпирическим навыкам общения»
А еще окончил курс «Как учить: обучение эмпирическим навыкам общения»

В 2019 году я завел телеграм-канал «Как сказать», где делюсь приемами общения с пациентами, а также образовательными материалами. А в 2021 году вместе с коллегами из ВШО мы проанализировали эффективность нашей обучающей программы и результаты опубликовали в международном научном журнале JCO Global Oncology. Так весь мир узнал, что в России тоже занимаются темой коммуникации с пациентами.

Общение с пациентами — важная проблема в России. Если ее решить, это улучшит качество медицинской помощи и повысит доверие к врачам, которое долгое время было низким. Международные исследования доказали, что обучение врачей навыкам профессиональной коммуникации приводит к лучшим результатам лечения. Ведь так пациенты начинают лучше понимать и запоминать информацию, поэтому с большей вероятностью выполняют назначения.

Сегодня у меня 60 научных работ, кандидатская диссертация, десять патентов на изобретения, которые посвящены методам комбинированного лечения, реконструкции дефектов после удаления опухоли в области головы и шеи и многому другому.

У меня много целей по развитию в профессии на ближайшие десять лет. Я хочу освоить весь спектр хирургических вмешательств при опухолях головы и шеи, в том числе выполнение роботических операций, методик микрохирургической реконструкции. В научном плане я хочу стать доктором медицинских наук, провести крупное исследование. Также хочу стать руководителем большого отдела клиники, которая специализируется на опухолях головы и шеи и объединяет рутинную клиническую практику с актуальными научными трудами.

Ростислав Павлов, хирург-онколог

Пациенты становятся образованнее, в обществе все меньше мифов об онкологии

Я решил стать врачом благодаря отцу — он работает анестезиологом-реаниматологом. С самого детства я слушал его истории, которые он порой придумывал. Так появилась сказка «Как столкнулись два трамвая». В ней одному мальчику прищемило пальчик — и папа сделал ему анестезию, а другому дяде — ножку, и отец поставил ему аппарат Илизарова. Уже тогда под эти «колыбельные» я понял, что буду доктором.

Моими первыми пациентами были мягкие игрушки. Потом я выигрывал олимпиады в школе по химии и физике, поступил в медицинский лицей, получил красный диплом, звание «Лучший выпускник». Сначала учился в Донецке, потом — в Харькове.

Я планировал стать пластическим хирургом, но на третьем курсе узнал об онкологии и понял, что это мое. Тогда я вступил в онкологический кружок «СНК Виварий», где начинал с санитара в операционной. Я был очень мотивирован, поэтому мне было несложно заниматься грязной работой. Так как на операциях не всегда хватало ассистентов, меня брали с собой и давали разные поручения.

В 2016 году я поступил в Высшую школу онкологии и переехал из Харькова в Петербург. Тогда в России только внедрялись принципы доказательной медицины, этика общения с пациентами. Сейчас же это абсолютный мастхэв.

ВШО показала мне ориентиры, к которым стоит стремиться онкологу: как принимать решения, общаться с пациентами, изучать научную литературу. Нам читали лекции специалисты из лучших клиник мира, среди них были настоящие звезды в медицине — например, профессора из университета Джонса Хопкинса и онкологического центра Андерсона.

Онкология — динамичная специальность: нужно сразу иметь большую базу знаний, владеть техническими навыками и при этом быть крутым теоретиком. Онкологическая хирургия — самая сложная, поскольку требует постоянного тренинга и подготовки, улучшения своих навыков.

Это я во время лапароскопической резекции прямой кишки
Это я во время лапароскопической резекции прямой кишки
Практикуюсь удалять опухоль прямой кишки под руководством более опытных онкологов
Практикуюсь удалять опухоль прямой кишки под руководством более опытных онкологов
1/2
Это я во время лапароскопической резекции прямой кишки

Благодаря тому, что онкологи с доказательным подходом к лечению стали выходить на медиаплощадки и развивать свои личные бренды, пациенты становятся образованнее, в обществе все меньше мифов об онкологии. Еще года два назад ко мне приходили люди, которые верили, что рак могут вылечить сода, бобровая струя или АСД-фракция. Сейчас я уже не сталкиваюсь с подобными заблуждениями.

В 2022 году я запустил курс по лидерству для врачей, где обучаю современным подходам в работе и управлении. Эта программа помогает научиться управлять финансами, освоить менеджмент, стратегию личного бренда, улучшить качество медицинской помощи.

В перспективе 5—10 лет я мечтаю создать многопрофильный стационар, который будет работать по современным стандартам.

Сейчас чаще всего врачей загоняют в рамки и не дают развиваться.

В моем стационаре медработники будут представлять собой группу лидеров, которым не мешают работать и дают возможность летать. Ведь какой бы силы ни была птица, если ее заточить в клетку, она не сможет парить над просторами.

Моя философия в том, чтобы поддерживать и вдохновлять сотрудников. Меньше бюрократии, меньше лишнего контроля — тогда у нас будут работать незагнанные и добрые доктора, к которым с удовольствием пойдут пациенты.

Как помочь молодым врачам

Фонд медицинских решений «Не напрасно» работает с 2010 года и создает системные проекты, которые могут изменить будущее российской медицины к лучшему. Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование в ее пользу:

Ирина МихайловаЧто может мотивировать онкологов оставаться в профессии при всех ее трудностях?
  • Анастасия ПодлесныхСергей, про команду не поняла критику. Именно так и работают онкологи. Мамин нейрохирург при любых вопросов сразу при нас связывается с гематологом, терапевтом, радиологом...10
  • Vadim GushchinСергей, Хорошо понимаю о чем Вы. Многие из тех, о ком эта статья, успели уже поработать в реальной онкологии, в том числе и на руководящих должностях. Навыки, полученные в ВШО, помогают им работать с удовольствием и на хорошем уровне. В упомянутой статье есть данные об уровне общения с пациентами у ординаторов, которые обучались «базовым навыкам» с «середины студенческого обучения». Так вот они были высокого мнения о своих способностях, тогда как тест этих способностей не выявил. У выпускниками ВШО эти навыки были на достоверно и значимо высоком уровне. Я с Вами согласен, что этому надо учить «в любом Российском Вузе».3
  • СергейVadim, "...о ком эта статья, успели уже поработать в реальной онкологии, в том числе и на руководящих должностях..." - именно!! 1 - в частных клиниках или федеральных центрах, которые защищены своим статусом от большей части бюрократии? А что в реалиях большей части страны? 2 - и вот когда такие приходят на руководящие должности - это страшно. И потому, что начинают реформировать систему большую часть работы которой они не знают. И потому, что... сколько лет каждому из героев статьи? Мелькала фраза "ординатура в 2017 году", а потом большая часть времени по конференциям... Ему какую руководящую должность давать?0
  • Vadim GushchinСергей, Спасибо за вопрос! Для исследования навыки общения тестировались командой Анной Сонькиной-Дорфман, которая не преподавала тогда ординаторам ВШО. Обучение и тестирование проходит по рекомендациям, разработанным европейскими профессиональными ассоциациями (пример такой такой ассоциации - на дипломе Максима Котова, который обучался и методам преподавания общению в медицине). Простого ответа, где можно посмотреть про тестирование, нет. Я, скажем, этому обучался 2-3 года и учусь и исследую до сих пор. Хорошее начало - посетить конференцию по этому вопросу или обучающий курс, как это сделал Максим. Я ответил на Ваш вопрос? Я не против «старой классической школы». ВШО предлагает дополнительные навыки, которые помогают выжить в современных условиях.2
  • Да, ДинараМне повезло слушать доклад Ольги Лопушанской на конференции. Приятная доктор, которая говорит правильные мысли.8
  • Vadim GushchinСергей, В масштабах страны ВШО - это незаметная программа, к тому же без значимого финансирования. Она делает, что умеет. О своих результатах (хороших и плохих) она открыто публикует. Мне кажется несправедливым из общих соображений пренебрежительно относится именно к этим молодым докторам из-за обиды на всю систему.7
  • СергейVadim, а я не о конкретно этой программе, а о ПРИНЦИПАХ на которых строится и эта программа, и все остальные, которых множество (а все в сумме они дают ощутимое влияние). И о логике мышления которая там прививается. О том, что якобы можно быть молодым/амбициозным/умным и этого хватит, что бы чем то управлять и реформировать. Это подойдет дизайнеру, PR-менеджеру, но не в медицине. Даже для уровня завотделения надо больше времени провести не на конференциях, а в кабинете старшей медсестры, в шкафчиках с лекарствами и даже заглядывать, что там в ведре у санитарок. Да, сейчас кто-то посмеется, звучит глупо, скучно, не "продвинуто", но реальность такова, что у человека, который знает, что за дезразствор в перевязочной, будет меньше осложнений, чем у того, который выслушает десяток умных лекций. Не согласны? Про наработку практических навыков по специальности вообще молчу. А в интервью этих специалистов про такие "приземленные" моменты ни слова, все явно витают в облаках.2
  • Vadim GushchinСергей, Очень может быть, что Вы правы про то, что обучаться управлению надо в кабинете старшей сестры. Существуют и другие подходы. Для того, чтобы создавать программы по скрининг рака легкого, по обучению «сообщению плохих новостей», «по хоспису на дому» необязательно быть завотделением или «обычным начальником». Для этого надо знать компоненты программ, как их встроить в существующую систему и как мобилизовать ресурсы на ее осуществлением. Такими «низовыми» проектами занимаются только что выпустившиеся врачи во многих медицинских системах. В ВШО обучают таким навыкам. Многим они помогают. «Молодость и амбиции» - это не то, чему обучают в ВШО. Во многих статьях по исследованиям в онкологии, например, в разделе «методы» написано, как воспроизвести хорошие результаты. В ВШО учат пользоваться этими данными в своих условиях. Лекциями этому не научишь, Вы правы. Поэтому, лекции практически не используются как образовательный формат. По возможности, молодые врачи как раз и «заглядывают в ведро санитаркам».4
  • Vadim GushchinСергей, Я не очень понимаю, что именно Вы посмотрели. Я Вам предложил прочесть опубликованную статью в рецензируемом журнале с высоким импакт-фактором и предметно продолжить разговор. Про «популярность» и «магазин за углом» я обсуждать не готов. Всего хорошего5
  • Мятапосле разноса ВШО от создателя паблика «Поясни за гисту» не очень верится в эти радужные рассказы о том, как у них все круто0
  • ПенсионеркаДа уж, грустно и печально. Реальное положение дел в больницах очень отличается от описанного... Не дай бог никому!7
  • Ольга ЛопушанскаяЛелик, я сожалею что эти слова так для Вас прозвучали. Ни коим образом не обесцениваю эти действительно ужасные события. Скорее тут имелось в виду то, что врач, как мне кажется, должен достаточно трезво и собранно вести себя в этих ситуациях, чтобы поддержать пациента или его близких в то время как у них буквально рушится мир.6
  • ЛеликОльга, а как может поддержать человек, не считающий это трагедией? ну рушится и рушится. Ну ошиблись с одним - так их ещё вон сколько! К сожалению, именно у онкологов эта проф деформация очень сильна. Повторюсь, прекрасно понимаю, для вас это работа. И все же... Сегодня 5 лет как умерла мама. Простите, одно на другое наложилось.0
  • Ольга ЛопушанскаяЛелик, это как раз и вопрос развития эмпатии, и этому можно учиться. Это не значит то что врач не считает это трагедией, нет. Я бы сказала что в такой ситуации это тот человек который не может полностью отдаться эмоциональному переживанию момента. И я Вас очень понимаю, я пережила ( хотя мне кажется ПЕРЕжить невозможно никогда) уход мамы 2 года назад, и знаю какая это незаживающая рана.5
  • Вадим ГущинСергей, Мне неприятно читать Ваши сравнения с туалетной бумагой, тем более я не понимаю, откуда у Вас такое впечатление. Молодые онкологи предметно описали, чем они занимаются и как навыки, приобретённые в ВШО помогают их пациентам и им самим. Если Вас действительно интересует, какое влияние они оказывают, то можно ознакомится с сервисом Просто Спросить, которого до создания ВШО не было и не могло быть. Могу предложить несколько статей, по которым тоже косвенно можно судить об уровне выпускников проекта ВШО. https://ascopubs.org/doi/full/10.1200/GO.20.00546 https://www.mediasphera.ru/issues/endoskopicheskaya-khirurgiya/2018/5/1102572092018051045 Сертификат сам по себе знаний не прибавляет и от него пациентам пользы нет. Для меня очевидно, что навыки есть вне зависимости, как люди относятся к сертификатам (я даже не в курсе, про какой именно Вы говорите). Ещё я думаю, что участники этого интервью заслуживают хотя бы общечеловеческого уважения, чтобы к их расскажу не относились с пренебрежением из общих соображений.7
  • Анна ПавловаВзаимодействовала лично с докторами из этого проекта. Молодые, неравнодушные, эмпатичные, образованные. Очень надеюсь, что их не сломает наша система.8
  • Анна ПавловаDinara, да, тоже слышала недавно на конференции. Женщинам в хирургии непросто.6
  • Анна ПавловаЛелик, я сама врач-гастроэнтеролог, от онкологии довольно далека (это я к тому, что трагедии у нас случаются реже, чем в онкологии). Но все же скажу. Если врач будет эмоционально вовлекаться в каждую трагедию, в каждое событие и не воспринимать это как урок (как урок, из которого нужно чему-то научиться), то просто не будет у нас врачей, все будут мгновенно выгорать и лежать в депрессиям по клиникам неврозов. Профессиональное проявление эмпатии - это способ в том числе сохранить себя в целости и сохранности и помочь большему количеству пациентов. А вот эта реплика про "ой, ну что же вы" - это как раз отсутствие эмпатии. Жаль, что вам не повезло с этим столкнуться, но не обобщайте это пожалуйста на абсолютно всех врачей. Поверьте, так делают не все.8
  • Анна ПавловаМята, насколько я слышала он сам со скандалом оттуда вылетел за неэтичное отношение к пациентам. У меня много знакомых докторов из ВШО, другая сторона вопроса, может быть.1
  • Анна ПавловаСергей, не соглашусь с вами. Даже в нашей ситуации в медицине есть пространство для маневра. Если захотеть, конечно. С уважением, врач-гастроэнтеролог глубоко из региона.6
  • Полина ШилоПенсионерка, ситуация во многих больницах действительно далека от идеала. Но мы как раз и работаем изо всех сил, чтобы изменить ситуацию к лучшему.7
  • Полина ШилоМята, у нас действительно есть миллион проблем, как и у любого некоммерческого образовательного проекта в России. Мы не Гарвард и не Стэнфорд, хотя и стремимся к самым высоким образовательным стандартам. Про "разнос" - без комментариев, некорректно с моей стороны разглашать детали. Но вы можете послушать не только одного человека (который обиделся и отомстил, как смог), а несколько, и сделать выводы)7
  • Полина ШилоАнна, спасибо! Мы тоже надеемся.4
  • МятаАнна, он патологоанатом же…0
  • ПенсионеркаЛелик, как раз пришлось плотно столкнуться с онкодиспансером республиканским. Какой конвейер больных! Именно конвейер!0
  • Анна ПавловаМята, что не помешало ему вести себя неподобающе в соцсетях2
  • Анна ПавловаЛелик, я вас совсем ни в чем не упрекала...1
  • Ирина КорецкаяЛелик, врачам тоже больно, но по-своему. К сожалению, они часто видят смерть. И не могут позволить себе давать волю эмоциям, как остальные люди. Иначе нас лечить будет некому.5
  • Да, ДинараАнна, причем это в прогрессивной среде (НИИ им. Петрова), где люди осознают проблему. В условной ЦРБ, наверняка, еще веселее с этим.3
  • Вадим ГущинСергей, По Вашему совету я перечитал статью. Я могу предположить, что Вы называете «липовыми бумажками» сертификаты CME (продолженного медобразования), полученные после двух курсов. Такие сертификаты выдаются после курсов, которые выполняют требования по CME. Я не знаю, что Вы называете «нормальным образованием». Я называю такое мероприятие, в результате которого у облучающегося появились заявленные навыки и знания. Насколько я могу судить (и в статье об этом тоже говориться), навыки общения с пациентом и преподавания общения у Максима появились: он преподаёт этот предмет другим ординаторам и докторам там, где он работает и его приглашают в другие города; Вы можете посмотреть его к работу в канале «Как сказать». Поэтому у меня не было сомнений, липовые ли эти бумажки, хотя сам я лично не проверял - повода сомневаться не было. Продолжу о Максиме, при всем интересен в области общения с пациентами, он продолжает работать хирургом онкологом головы и шеи, изобретать 3Д протезы. Он не заведующий отделением, у него нет «настоящей руководящей должности», но по количеству востребованных коллегами проектов я без натяжки назвал бы его лидером. Мне показалась, статья про это. Возвращаясь к Вашему первому комментарию, мне не кажется, что приведённые примеры говорят о том, что эти молодые доктора наивные, не знают тяготы реальной жизни онкологов или стали «эффективными менеджерами», которые мешают Вам жизнь своими циркулярами.3
  • essetimereМолодцы, ребята, главное, не выгорайте! Вовремя обращайтесь к нам, психологам, если что, или друг друга как-то поддерживайте.5
  • ОльгаТак вышло, что уже 2 год мой муж лечится у онкологов. Я описывала его случай в соседней теме. При этом врачи,которые его лечат, все помогают. И мы им благодарны. Мы живём в провинции, но и тут работают люди, которые лечат его. Он уже 1,5 года на химии. И операция была , успешная, спасибо абдоминальным хирургом. Я сама много читала и искала информацию, научные статьи, схемы лечения. Сложный раздел медицины, всем врачам, которые работают в онкологии отдельная благодарность!5
  • Вадим ГущинСергей, Спасибо за определение. Отвечая на Ваш вопрос, согласен ли я с Вашим определением хорошего образования: нет, не согласен. Однако, это совершенно другая дискуссия. Давайте возьмём Ваше определение. Сертификат двух курсов выпущен от имени EACH (European Academy of Communications in Healthcare). “ Это профессиональная организация со многими функциями, одна из которых - распространение знаний в области коммуникаций в медицинской среде. Эта цель хорошо озвучена на странице организации. Там же можно посмотреть, что она этим занимается больше 30 лет, как и научными исследованиями в этой области, написанием рекомендаций для различных национальных сертификационных целей; возглавляют её ученые из ведущих медицинских учреждений и университетов Европы, их высоко-цитируемые статьи можно найти. Программа, сертификаты которой выложены, была одобрена федерацией медицинских коллегий Великобритании в целых 30 (12+18) часов продолженного медицинского образования, что (по своему опыту скажу) непросто сделать без качественных образовательных компонентов. На основании этих 4-х аргументов я, как человек со вторым образованием Masters of Education in Health Professions, могу предположить, что программа этого курса отвечает Вашему определению «хорошего образования». Не могу не поинтересоваться, как Вы пришли к заключению о сомнительном качестве этих курсов.2
  • Vadim GushchinСветлана, Простите, что вышло неясно. Оценка общения проводится по стандартным шкалам. Запись общения просматривается 2-3 специалистами, и они отдельно оценивают приветствие, умение слушать, эмпатию, использование понятных пациенту слов и т.д. Симулированный пациент ставит свою оценку тоже, но по шкале для симулированных пациентов. Это шкалы, валидированные в исследованиях и применяются на экзаменах по общению во многих странах. Более подробно написано в разделе «методы» в статье (ссылку я уже приводил) и в ссылках на литературу. Надеюсь, что я пояснил свой ответ. Как из моего ответа стало понятно, что я «зарабатываю деньги этим проектом, как умею»?1
  • АлександрПолина, далека от идеала - это мягко сказано.... В поликлиниках вообще все равно на людей... Приходишь к онкологу, для того что бы он отправил на обследование - а тебе этот "специалист" - че пришёл.... болит чего - не болит, тогда приходи когда заболит... Ты ему - нужно же за ранее проверяться, а ни когда заболит, он тебе - что ты от меня хочешь, домой иди - заболит вот и приходи... А уж что родственники больные раком на рассказывали даже про московские известные клиники - просто не поддаётся описанию...0
  • арина мммОт онкопациентки большое спасибо молодым ребятам, которые посвятили себя такой сложной и нужной профессии. Вы молодцы. Горжусь, что в России есть такая молодежь. Отправила ссылку в один из чатов для онкопациентов. Потихоньку, полегоньку и это маленькое количество врачей, обучающихся в ВШО, обучат своих учеников и это дело будет распространяться дальше А про бюрократию я начиталась и от иностранных онкопациентов. Там тоже столько всего сложного и муторного. И ее полно не только в цивилизованных странах, но также полно и в платных медучреждениях3
  • Vadim GushchinСергей, Это такая же профессиональная организация как и ASCO или SSO. Достаточно даже того, что Jon Silverman ( автор учебника по общению с пациентами, по которому весь мир учится, эта книга переведена на русский) был президентом этого сообщества. Если это клуб по интересам ( соцсеть или форум) для Вaс, то я больше ничего не смогу добавить. Может быть Вы знаете другу профессиональную организацию по изучению общения с пациентами?1
  • СергейVadim, спор ни о чем. На сайте самой организации написано, что вся её "исследовательская работа" сводиться к "сбору базы документов и работ" и "организации семинаров". Но кому то очень хочется, что бы она выглядела как что-то более серьезное...0
  • Vadim GushchinСергей, Спор даже много о чем. Прежде всего о репутации. Я Вам привёл несколько конкретных аргументов о том, что организация, выдавшая дипломы, авторитетна в этой области медицины. Вы не привели ни одного аргумента, подтверждающих Ваше пренебрежительные сравнения этих дипломов с бумажками и т.д. Делаете Вы это, пользуясь авторитетом врача. Я интерпретирую такие выступления как непрофессиональные. Мне не нравятся попытки дискредитировать молодых врачей на пустом месте. Для меня этот спор именно об этом.0
  • Вадим ГущинСергей, EACH - это профессиональная некоммерческая организация (не благотворительная). Её партнёрская организация ACH была основана в 1970х годах, и когда появился интерес к подобной организации в Европе, то формально была основана EACH. Как Вы понимаете, даты не имеют отношения к качеству образовательных программ, которые предлагает EACH. По поводу исследований, это у этой организации есть научный журнал с высоким импакт фактором (Patient Education and Counseling), в организации есть научные группы, которые обучают исследованиям в области коммуникации, советует, какие исследования проводить. Это очень большая и важная работа - каждый, кто пробовал сделать и опубликовать работу в области профессионального общения скажет, что это невозможно сделать хорошо без помощи такой профессиональной организации. Ну и самое главное, оценка обучающих программ предусматривает много компонентов, в которые не входит Google search и необоснованные ярлыки. Теперь вернёмся к сути статьи. Она о инициативе молодых онкологов. В случае с Максимом, он оценил, в чём он бы хотел стать специалистом (кроме хирургии головы и шеи), какие навыки были востребованы коллегами, узнал, где научиться обучать этим навыкам и прошёл этот курс. До него он не знал, как делать программу по обучению общению с пациентами, после курса - он такую программу построил и развивает. Для меня (и по процессу оценки образовательных проектов) - это одно из свидетельств хорошего качества обучения. Возможно есть курсы лучше EACH. Пока я не слышал. Если у Вас есть предложения, я с удовольствием почитаю0
  • Vadim GushchinСергей, Мы наверное разные сайты смотрим. Я читаю про профессиональную организацию с уставом, членством, научным журналом, авторитетным правлением. Про благотворительность где написано? Я даже скриншот с сайта привёл, который Вы не узнали?0
  • СергейVadim, вот этот сайт. https://each.international/0
  • Vadim GushchinСергей, Да, так и есть. Сергей, большое спасибо за участие в дискуссии. Вы мне можете дать разрешение, чтобы я мог использовать эту публичную переписку в учебных целях? Заранее спасибо!0
  • СергейVadim, конечно, только последний вопрос... Нажмите на главной странице кнопку "About EACH", промотайте вниз до оранжевого поля и напишите здесь перевод того, что там написано )) Раз хотите переписку с образовательной целью использовать.0
  • Вадим ГущинСергей, Большое спасибо за разрешение. Благодаря этой переписки, я много узнал дополнительного об EACH и прочёл полезные статьи учёных, входящих в это сообщество. Многие, кто участвовал в мероприятиях этого общества отзываются с энтузиазмом. Судя по многим критериям, эти образовательные продукты качественные. Так что спасибо, без Вас я бы не поинтересовался бы. Я наконец понял, как Вы пришли ко мнению о «благотворительной организации». Действительно, в самом конце страницы есть сноска о виде финансовой составляющей деятельности этой организации. Разница между non-profit и charity в основном в виде налогооблажения взносов, прибыли от деятельности и пожертвований. В разных станах разные детали. Однако я думаю, что для членов EACH будет откровением, что они состоят в организацией, занимающейся «благотворительностью» в обычном понимании. Требования к членству, вид деятельности, научный журнал - это всё атрибуты профессиональной организации, и именно так её члены отмечают EACH в своих резюме. Конечно я включу это последнее замечание в своё учебное пособие - демонстрирует важность эпистемологии.0
  • СергейВадим, теперь в разделе "исследовательская работа/события" найдите хоть что-то кроме "организовали конференцию". Конкретное исследование, ссылка на научную деятельность или что-то подобное. Или покажите одного именно сотрудника EACH, а не члена "клуба по интересам" работающего в другом месте. ...входящих в это сообщество... то есть уже согласны, что это просто сообщество врачей/исследователей, а не конкретная научная/медицинская организация?0
  • Vadim GushchinСергей, Вы в курсе, как профессиональные сообщества работают?0
  • СергейVadim, в курсе. Именно с этого и начался разговор. Я сказал, что эта организация лишь сообщество по интересам, а не клиника, институт или научный/образовательный центр, а вы начали спорить... Теперь вы мне доказываете, что это сообщество )))0
  • Vadim GushchinСергей, Я спорил лишь о том, что профессор профессиональный медицинские организации (ASCO, SSO например) занимаются высококачественной востребованной образовательной деятельностью. Пренебрегать таким форматом образования в наши дни - непонятный для меня шаг. Никакая клиника не может заниматься научной и просветительской деятельностью на таком уровне, как научные сообщества: планировать многоцентрлвые исследования, учить, как из делать, выпускать научный журнал, который требует редактирования и и тд. Это не клуб по интересам.0

Сообщество