Вы знаете продукты Adobe — «Фотошоп», «Иллюстратор» и другие программы. «Адоб» — публичная компания, любой может пойти на биржу и купить ее акций. Публичная — значит, компания отчитывается перед всем миром о своих финансовых результатах.

15 марта Adobe отчитались за 1 квартал 2018 финансового года. Календарный год не совпадает с финансовым — это нормально для американского рынка. Разберем, что хорошего есть в отчете.

Выручка

Общая выручка составила рекордные 2 млрд долларов — это на 23,6% больше, чем годом ранее. Выручка растет 16 кварталов подряд, но темп роста выручки по кварталам падает.

Выручка Adobe по кварталам (в скобках — рост относительно этого же квартала год назад)

2016, млн $2017, млн $2018, млн $
1 квартал13831681 (+22%)2078 (+24%)
2 квартал13981772 (+27%)
3 квартал14641841 (+26%)
4 квартал16082006 (+25%)
1 квартал
2016
1383 млн $
2017
1681 млн $ (+22%)
2018
2078 млн $ (+24%)
2 квартал
2016
1398 млн $
2017
1772 млн $ (+27%)
3 квартал
2016
1464 млн $
2017
1841 млн $ (+26%)
4 квартал
2016
1608 млн $
2017
2006 млн $ (+25%)

Adobe с каждым кварталом все труднее зарабатывать деньги — приходится выходить на новые рынки.

Выручка от облачных программ составила 1,46 млрд долларов — рост по сравнению с прошлым годом на 28%. Облачная подписка на «Фотошоп», «Иллюстратор» и другие программы — основной продукт «Адоба». Здесь выручка стабильно растет.

Выручка Adobe от облачных программ

2016, млн $2017, млн $2018, млн $
1 квартал9321138 (+22%)1461 (+28%)
2 квартал9431212 (+29%)
3 квартал9901270 (+28%)
4 квартал10761390 (+29%)
1 квартал
2016
932 млн $
2017
1138 млн $ (+22%)
2018
1461 млн $ (+28%)
2 квартал
2016
943 млн $
2017
1212 млн $ (+29%)
3 квартал
2016
990 млн $
2017
1270 млн $ (+28%)
4 квартал
2016
1076 млн $
2017
1390 млн $ (+29%)

Продукты для маркетинга продаются не так хорошо — темп роста общей выручки падает как раз из-за них. Последние два квартала идет серьезный спад: в 1 квартале 2018 финансового года рост составил 16%. Вот вам немного исторических данных.

Рост выручки Adobe от программ для маркетинга

2016, млн $2017, млн $2018, млн $
1 квартал377477 (+27%)554 (+16%)
2 квартал385495 (+29%)
3 квартал404508 (+28%)
4 квартал465550 (+18%)
1 квартал
2016
377 млн $
2017
477 млн $ (+27%)
2018
554 млн $ (+16%)
2 квартал
2016
385 млн $
2017
495 млн $ (+29%)
3 квартал
2016
404 млн $
2017
508 млн $ (+28%)
4 квартал
2016
465 млн $
2017
550 млн $ (+18%)

В скобках — рост относительно того же квартала год назад. Пока нет серьезных поводов для беспокойства: основная линейка продуктов растет. Но чем слабее результаты «Адоба» по маркетинговым продуктам, тем меньше у компании возможностей уменьшить риск неудачи продуктов основной линейки.

Операционные расходы

Расходы растут: за пять лет Adobe увеличили количество сотрудников на 50% — с 11,8 до 17,9 тысяч человек, а расходы на исследования и разработку выросли на 17% второй год подряд. Компания тратит много денег на исследования, разработку продуктов и их защиту, и руководство заявило, что расходы будут только расти.

Это нормально: главное, чтобы после вычета всех расходов оставалось больше денег. Эффективность компании после вычета операционных расходов показывает операционная маржа — показатель доходности компании от основной деятельности. Формула: операционная прибыль / выручка. Больше — лучше.

Посчитаем годовую операционную маржу Adobe — показатели из последнего отчета суммируем с показателями из отчетов за три предыдущих квартала. Сравним с результатами других облачных продуктов — Salesforce и Intuit.

Операционная маржа Adobe, Salesforce и Intuit. Больше — лучше

ПоказательAdobeSalesforceIntuit
Операционная прибыль2168 млн $236 млн $1397 млн $
Выручка7302 млн $10 480 млн $5434 млн $
Операционная маржа29,7%2,3%25,7%
Операционная прибыль
Adobe
2168 млн $
Salesforce
236 млн $
Intuit
1397 млн $
Выручка
Adobe
7302 млн $
Salesforce
10 480 млн $
Intuit
5434 млн $
Операционная маржа
Adobe
29,7%
Salesforce
2,3%
Intuit
25,7%

Сейчас «Адоб» самый эффективный. Но раньше времени не радуйтесь: следите за операционной маржой в следующих кварталах. Компания увеличит расходы, а сможет ли увеличить выручку — никто не знает.

Дивиденды и выкуп акций

Adobe не платит дивиденды с 2005 года и в ближайшее время платить не будет. Технологическая отрасль требует больших средств, чтобы адаптироваться к меняющемуся рынку. Технологические компании вообще не любят платить дивиденды: Гугл и Фейсбук никогда их не платили, у «Эпла» был перерыв 17 лет.

Adobe поощряет акционеров иначе: выкупает свои акции. Чем меньше акций на рынке, тем больше доля в компании у каждого инвестора. Когда компания снова выплатит дивиденды, инвестор получит больше денег. В первом квартале 2018 года «Адоб» выкупил 1,6 млн акций на 301 млн долларов.

Иск от Dolby Labs

Компания Dolby Labs разрабатывает звуковые системы и программы. Adobe использовал эти программы по контракту и платил лицензионные отчисления. Чем больше пользователей Adobe, тем больше отчислений.

The Register утверждает, что Dolby Labs подал иск: в Dolby считают, что Adobe занизил количество пользователей в отчете и не дал их перепроверить, из-за чего компания недополучила прибыль.

Сколько требует Dolby — неизвестно, но если иск удовлетворят, то судебные издержки оплатит Adobe. Следите за историей — пока непонятно, насколько все серьезно.

Чтобы не искажать мультипликаторы, соберем данные за год: из финансовой отчетности за 1 квартал 2018 финансового года и из отчетностей за три предыдущих квартала.

Страница 3 пресс-релиза Adobe за 1 квартал 2018 финансового года
Страница 3 пресс-релиза Adobe за 1 квартал 2018 финансового года
Страница 4 пресс-релиза Adobe за 1 квартал 2018 финансового года
Страница 4 пресс-релиза Adobe за 1 квартал 2018 финансового года
Страница 5 пресс-релиза Adobe за 1 квартал 2018 финансового года
Страница 5 пресс-релиза Adobe за 1 квартал 2018 финансового года

Сэкономим время — возьмем результаты из итогового отчета за 2017 финансовый год и вычтем из него результаты за 1 квартал 2017 финансового года — получим результат за 9 месяцев, который нам нужен.

Страница 58 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 58 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 61 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 61 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 4 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 4 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 6 отчета Adobe за 2017 финансовый год
Страница 6 отчета Adobe за 2017 финансовый год

Мы посчитали все за вас. Рыночную капитализацию взяли с Ycharts.com за 16 марта. Переносим данные в таблицу.

Результаты Adobe за 12 месяцев

ПоказательСумма, млн $
Выручка7698
Проценты уплаченные49,1
Проценты полученные72,9
Прибыль до налогов2379
Чистая прибыль1879
Денежные средства и их эквиваленты2666
Долгосрочные кредиты и займы1874
Капитал8634
Амортизация321
Капитализация111 270
Показатель
млн $
Выручка
7698
Проценты уплаченные
49,1
Проценты полученные
72,9
Прибыль до налогов
2379
Чистая прибыль
1879
Денежные средства и их эквиваленты
2666
Долгосрочные кредиты и займы
1874
Капитал
8634
Амортизация
321
Капитализация
111 270

Я использовал следующие мультипликаторы.

P/E — отношение рыночной капитализации к прибыли. Показывает, за сколько лет компания себя окупит. Если результат от 0 до 5, то, вероятно, компания недооценена.

P/S — отношение рыночной капитализации к выручке. Меньше 2 — хорошо, меньше 1 — возможно, компания недооценена. Формула расчета: капитализация / выручка.

P/BV — отношение рыночной капитализации к капиталу компании. Помогает понять, сколько денег придется на инвестора в случае банкротства. Если показатель больше единицы, всем не хватит.

EV — стоимость компании с учетом всех источников финансирования — от инвесторов и кредиторов. Уменьшается на денежные средства, потому что за счет них можно уменьшить долг.

EBITDA — показывает, сколько компания зарабатывает чистых денег без учета налогов, процентов по кредитам и амортизации.

EV/EBITDA — аналог P/E, только учитывает больше данных.

Чистый долг — показывает, сколько денег компания должна кредиторам. Формула: сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов за вычетом денежных средств. Показывает способность компании обслуживать свой долг. У Adobe чистый долг отрицательный — компания может погасить кредиты и еще останутся деньги.

Чистый долг / EBITDA — отражает количество лет, необходимое компании, чтобы погасить все кредиты и займы.

ROE — доходность акционерного капитала в процентах годовых. Формула: чистая прибыль / капитал.

Расчет мультипликаторов можно посмотреть в нашей таблице.

Мультипликаторы Adobe

МультипликаторЗначение
P/E59,2
P/S14,5
P/BV0,0
EV110 478,0
EBITDA2822,2
EV/EBITDA39,1
Чистый долг−792
Чистый долг/EBITDA−0,28
ROE6,8%
Мультипликатор
Значение
P/E
59,2
P/S
14,5
P/BV
0,0
EV
110 478,0
EBITDA
2822,2
EV/EBITDA
39,1
Чистый долг
−792
Чистый долг / EBITDA
−0,28
ROE
6,8%

Что делать

Если знаете английский, посмотрите документы Adobe на официальном сайте — там руководство дало прогноз на год и представило презентацию — больше узнаете о бизнесе компании.

Или узнайте больше о бизнесе других компаний из наших инвестновостей:

  1. «Интел» увеличил выручку и дивиденды.
  2. У «Микрософта» тоже закончился 1 квартал 2018 года — выручка растет, а в итоге получили убыток.
  3. Компания Уоррена Баффетта отчитывается перед вами, потому что акции компании можно купить на бирже — за 18 млн рублей.