Новости
29K

Минтранс прописал стандарты для городского транспорта

Обсудить

Что стряслось?

Минтранс утвердил социальные стандарты для общественного транспорта. Там прописано, сколько должны стоить билеты на городской транспорт, где должны быть остановки, какими должны быть автобусы, троллейбусы и трамваи и на сколько минут они могут отставать от графика (спойлер: на 2 минуты).

По замыслу, государственные и муниципальные власти будут учитывать новые стандарты при планировании городского строительства, при заключении контрактов с автотранспортными компаниями и при утверждении тарифов на перевозку пассажира.

Что за стандарты?

В 2008 году в России начала действовать транспортная стратегия до 2030 года. Чиновникам потребовалось почти 500 страниц, чтобы описать, как должна развиваться транспортная инфраструктура России. Если верить этому документу, то через 20 лет у нас будет обширная сеть автомобильных дорог, современный железнодорожный и авиатранспорт, безопасный и экологичный городской. Социальные стандарты транспортного обслуживания — это один из пунктов этой стратегии.

Стандарты как бы подтверждают, что государство действительно хочет сделать так, чтобы весь городской транспорт стал лучше. Дальше чиновники Минтранса оценят транспорт во всех муниципалитетах на соответствие нормативам, составят рейтинг проблемных муниципалитетов и начнут устранять недостатки в самых плохих районах и городах. Дело за малым.

😳 Список дел
для Минтранса

Что написано в стандартах? Каким должен быть общественный транспорт по мнению Минтранса?

В стандартах много конкретики:

Доступность. Остановки должны находиться не дальше 500 метров от многоквартирного дома и 800 метров от частного, если в районе застройки живет не меньше 25 человек. Отдельно прописан норматив для больниц и поликлиник: не дальше 300 метров от остановки.

Стоимость. Цена билета на общественный транспорт должна зависеть от среднего дохода в регионе, а ежемесячные расходы на транспорт не должны превышать 7% от доходов пассажиров.

Опоздания. Рейсы по маршрутам должны идти строго по расписанию, с опозданием не больше чем на 2 минуты.

Комфорт. В салоне должно быть не холоднее 12 градусов зимой и не жарче 25 градусов летом. В автобусе не должно быть слишком много людей: максимум пять человек на один квадратный метр.

Пересадки. Вы должны доехать в любую точку города максимум с двумя пересадками, если живете в городе с населением больше 500 000 человек, и с одной пересадкой, если город меньше.

Так что теперь изменится? И как было раньше?

Раньше требования к городскому транспорту были разрозненными и за их выполнением следили разные службы.

Например, расположение автобусных маршрутов и остановок устанавливали строительные нормы. За удовлетворительное состояние салонов автобусов и трамваев отвечал Роспотребнадзор. А стоимость билетов утверждали городские власти исходя из собственных сложных расчетов.

Чтобы изменить маршрут автобуса или перенести остановку, чиновникам приходилось привлекать все эти службы. Процесс шел медленно, а результат не всегда получался удобным для пассажиров.

Социальный стандарт объединил все требования к городскому транспорту в одном документе. Соблюдать единый стандарт проще.

Что это значит для меня?

Вы можете сравнить, соответствует ли городской транспорт в вашем районе новым стандартам. Если не соответствует, то подождите, когда власти приведут его в порядок. А лучше вмешайтесь и попытайтесь ускорить процесс.

У нас весь дом идет пешком два километра, чтобы сесть на троллейбус. Что нам делать?

Пишите жалобу в муниципалитет. Приложите карту с отметками, на которой видно, что расположение остановки не соответствует стандарту. Соберите подписи соседей и сошлитесь на распоряжение Минтранса.

Отправьте копии жалобы в Минтранс и прокуратуру — именно она следит за исполнением законов. Если не знаете, как написать официальное письмо, воспользуйтесь онлайн-сервисом «Сердитый гражданин».

Каждый день замерзаю в трамвае, там +10 градусов. Что мне делать?

Сообщите о нарушении в автотранспортную компанию, которая обслуживает ваш маршрут. Приготовьте данные: дату, время, номер маршрута и номер трамвая, если знаете. Сошлитесь на социальный стандарт.

Если телефонный звонок ничего не изменит, готовьте письменную жалобу в муниципалитет, прокуратуру и Минтранс.

И все-таки как новые стандарты помогут изменить ситуацию? Мало же просто бумажку написать.

Социальные стандарты — это ориентир, которому должна соответствовать транспортная система страны, города и района. Дальше государство должно разработать программу реализации социальных стандартов. В плане работы Министерства транспорта этот пункт намечен на IV квартал 2017 года. Один из этапов внедрения социальных стандартов — оценка качества работы общественного транспорта в каждом муниципалитете.

Жалобы пассажиров помогут муниципалитетам устранить мелкие нарушения до начала процедуры оценки их работы. Когда оценка начнется, мэр или руководитель района смогут показать надзорным инстанциям хорошую работу общественного транспорта. Чем раньше пожалуетесь — тем больше вероятность, что проблему решат быстро.

Какие еще есть социальные стандарты? Как государство их соблюдает?

Социальные стандарты — минимальный набор материальных благ и общедоступных бесплатных услуг, который государство гарантирует гражданам. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата, стандарты бесплатного образования и медицины — это всё социальные стандарты. Если государство принимает очередной социальный стандарт, то берет на себя обязательства по его выполнению.

К сожалению, социальный стандарт ничего не гарантирует гражданам. Бывает, государство годами реализует прописанные нормы, а затем признаёт их устаревшими и вовсе отменяет.