Ну и что? 17 308

Заработал еще один сайт для борьбы с плохими дорогами

Что стряслось?

Общероссийский народный фронт запустил сайт с картой убитых дорог. Житель любого региона может отметить на карте плохую дорогу и подкрепить это фотографией. Другие пользователи смогут проголосовать за ее ремонт.

За картой и рейтингом будут следить активисты и местные власти.
ОНФ проконтролирует, чтобы чиновники реагировали на обращения граждан и решали проблемы с дорогами.

Это еще одна попытка навести порядок в дорожном хозяйстве. И пока непонятно, будет ли она успешной. Есть факт запуска сайта и возможность отметить на карте плохие дороги. Результаты предстоит оценить в конце года.

Каждой яме по лайку 👍

Как пожаловаться на плохую дорогу?

  1. Регистрируетесь. Это занимает не больше минуты — нужно придумать логин и ввести почту.
  2. Выбираете регион. По умолчанию он определяется автоматически, но привязки к своему региону нет. Можно отметить плохую дорогу на трассе, за городом или по просьбе соседа по даче.
  3. Выделяете на карте проблемный участок дороги. Он может быть прямым или ломаным протяженностью не более 5 км. Сайт работает через «Яндекс-карты», поэтому на нем есть почти все российские дороги.
  4. Загружаете понятную фотографию. Лучше сделать фото с привязкой к местности, чтобы был виден общий план или номер дома рядом с дорогой. Можно выложить фото с телефона или скрин с видеорегистратора.
  5. Добавляете описание проблемы. Например, дорога ведет к школе или является единственной в поселке. Или по ней опасно ехать на маршрутке: пенсионеры и дети часто получают травмы в салоне.
  6. Модераторы проверяют данные и одобряют их публикацию. Чтобы сократить время проверки, добавляйте четкие фотографии и подробные описания. У вас могут запросить дополнительную информацию по электронной почте.

Интерактивная карта убитых дорог доступна круглосуточно и бесплатно. Данные обновляются в реальном времени. На сайте отображается количество проблемных участков, их протяженность и рейтинг.

Каждый пользователь может оставить комментарий или проголосовать за отмеченный участок в любом регионе. За любое действие пользователи получают баллы. ОНФ обещает звать активистов на встречи с представителями власти, приглашать в другие города для обмена опытом и награждать в конце года.

Кому нужен этот сайт?

Проект «Карта убитых дорог» задумывался как инструмент общественного контроля. Сейчас чиновники сами распределяют бюджетные деньги на ремонт дорог. Например, жители жалуются на ямы по дороге к больнице, а чиновники в пятый раз за полгода перекладывают асфальт рядом со зданием префектуры. Или вместо ремонта дороги около школы или роддома строится подъезд к дому мэра за городом.

Авторы проекта хотят понять, какие дороги на самом деле нуждаются в ремонте. А потом попытаются повлиять на таких чиновников и решить хотя бы часть проблем с дорогами. Пока это только их позиция и концепция нового сервиса. Как будет на самом деле, покажет время.

Карта может быть полезна тем, кто ездит по дорогам, ремонтирует их и выделяет на это деньги:

Автолюбителям. Каждый житель сможет сфотографировать яму на дороге и отметить на карте участок, который надо отремонтировать. Через сайт информацию получат городские власти и активисты ОНФ. Предполагается, что чиновники не будут игнорировать рейтинг и выделят деньги на ремонт нужной дороги. Если хотя бы часть дорог станет лучше, будет меньше аварий, гнутых дисков, убитых подвесок и лопнувших шин.

Власти на местах. Рейтинг покажет, какие дороги нужно ремонтировать в первую очередь. Эти данные можно будет учитывать при формировании регионального бюджета и планов по ремонту. А еще дорожные службы смогут оперативно реагировать на сообщения граждан: мастера заменят крышку люка или устранят глубокую выбоину, и их не оштрафуют.

Государству. ОНФ хочет понять, как планы чиновников по ремонту дорог соответствуют потребностям жителей. Например, выяснится, что в каком-то регионе власти выделили из бюджета 20 млн рублей на ремонт дороги, но этого участка нет на карте и жители за него не голосуют. А лидером голосования стала дорога, по которой люди каждый день объезжают пробки в центре города. На очередном форуме активисты обсудят эти вопросы и придумают, что можно сделать для людей.

А что за ОНФ? Почему их будут слушать?

Общероссийский народный фронт создан по инициативе президента РФ. Его задачи — бороться с коррупцией, следить за выполнением указов президента, контролировать расходы бюджета и проверять законопроекты. В ОНФ входят депутаты, врачи, журналисты, военные, предприниматели и художественные деятели. Правда, об объективных результатах деятельности этой организации судить сложно.

Региональные отделения ОНФ будут координировать местных активистов, проводить круглые столы с участием СМИ, чиновников и дорожных служб. Они встретятся с представителями власти, покажут им рейтинги и проконтролируют ход ремонта.

Никто не гарантирует, что в конкретном городе мэр послушает активистов и учтет пожелания граждан, которые отметили на карте плохие дороги. У ОНФ нет полномочий прокуратуры или суда. Это общественная организация с определенным статусом, которая заявила о намерении сделать что-то полезное и предлагает подключиться к этому всем желающим.

Что будет дальше с рейтингом убитых дорог?

В мае кураторы проекта подведут промежуточные итоги работы сайта. Результаты рейтинга они хотят показать чиновникам в регионах. Кто-то учтет эти рекомендации и изменит план ремонта дорог до конца года. А кто-то проигнорирует все рейтинги и продолжит строить дорогу к своему коттеджу.

В декабре ОНФ снова проанализирует эффективность ресурса и реакцию властей на рейтинг. Станет понятно, где жалобы остались без ответа, а где чиновники прислушались к гражданам, нашли деньги и отремонтировали проблемные дороги. Эти выводы могут повлиять на кадровые решения на федеральном уровне. А могут и не повлиять.

Такие сайты уже есть. А толку от них?

Такие ресурсы есть в некоторых регионах. Например, в Пскове проект «Убитые дороги» существует с 2009 года. По словам активистов, им удалось внедрить в городе программу гарантийного ремонта. Сейчас это движение собирает информацию о дорогах по всей стране, но его руководители зачем-то придумали еще один проект.

В Москве есть сервис «Активный гражданин», где жители рассказывают о проблемах и голосуют за предложения по обустройству города. Там тоже можно рассказать о яме у подъезда и попросить установить лежачего полицейского перед школой.

Фонд борьбы с коррупцией c 2011 года ведет проект «РосЯма». Он передает жалобы граждан в ГИБДД и контролирует их исполнение. На сайте есть карта с проблемными участками и контакты ответственных лиц. Можно посмотреть фотографии плохих дорог и узнать, кто занимается проблемой. У этого проекта уже есть результаты: на сайте публикуется информация о подтвержденных ремонтах.

«Карту убитых дорог» создал народный фронт. Они не придумали ничего нового: идею жаловаться на плохие дороги через интернет давно реализовали авторы «РосЯмы». А баллы за активность получают и даже могут тратить пользователи «Активного гражданина». Может быть, новому сайту поможет статус народного фронта и участие президента. Это не значит, что завтра все изменится и не будет убитых дорог. Но есть шанс, что в каком-то поселке глава администрации испугается и отремонтирует дорогу к школе. А в другом городе мэр найдет деньги на ремонт объездной дороги, и в центре станет меньше пробок.

А почему вы пиарите ОНФ? Это же путинская пропаганда!

Мы не знаем, как будет работать ресурс и изменится ли подход чиновников к дорожным проблемам.

«Карта убитых дорог» — это бесплатный ресурс. Может быть, он окажется бесполезным. Его можно игнорировать и ничего там не размещать. А можно отметить на карте проблемный участок и проголосовать за ремонт дороги, по которой каждый день едешь на работу.

Никто не может сказать, что это сработает. И ни у кого пока нет аргументов против. Первые выводы можно будет делать в мае, а эффективность оценивать в конце года. Вот тогда и посмотрим.

Я уже сообщил о плохой дороге, но ничего не произошло. Что мне делать?

Если проблему нужно решать срочно (например, нет крышки люка возле детского сада) — отправьте сообщение в ГИБДД. Инспектор обязан выехать на место, составить протокол и выписать предписание ответственной организации. Если предписание не выполнят, организацию оштрафуют.

Выделите участок на «Карте убитых дорог» и напишите подробный комментарий о бездействии властей.

Если ГИБДД не отреагировала на ваше обращение, позвоните в региональное отделение ОНФ или напишите экспертам в соцсетях. Они утверждают, что имеют свои каналы связи с дорожными службами и меры воздействия на безответственных чиновников. Вдруг это на самом деле так.

Выложите фотографии дороги на «РосЯме» — неизвестно, кто отреагирует быстрее.

Ну и что? 8 069

Фьючерсы на биткоин появились на Чикагской бирже опционов

10 декабря на Чикагской бирже опционов начались торги фьючерсными контрактами на биткоин. Теперь биржевые инвесторы могут ставить на рост или падение криптовалюты, а это может повлиять на курс.

Эксперты спорят, как именно выход на американскую биржу повлияет на цену биткоина, готова ли сама биржа к рискам, которые несет криптовалюта. Например, по мнению основателя «Интерактив-брокерс», стоимость биткоина ничем не обеспечена, а появление фьючерсов на биткоин на американских биржах несет риски не только для инвесторов, но и для самих бирж.

Тем не менее у этой истории есть и практический аспект: теперь делать ставки на биткоин можно совершенно в белую и с минимальными рисками контрагента.

Что такое фьючерс на биткоин

Фьючерс — это биржевой инструмент, покупка и продажа которого по большому счету равносильна покупке или продаже так называемого базового актива. Сейчас объясню.

Например, базовый актив фьючерса на нефть — это нефть. И покупка фьючерса на нефть — это как бы покупка нефти, по крайней мере с точки зрения финансового результата. Фьючерс на сахар — это покупка сахара, на биткоин — биткоина.

Есть много нюансов, из-за которых покупка фьючерса — это «как бы» покупка. Например, фьючерс — это срочный контракт, то есть это покупка в некоторую известную дату в будущем, а не прямо сейчас. Во фьючерсах применяется частичное обеспечение обязательств, поэтому есть возможность как бы купить базовый актив в кредит.

Также есть возможность получить прибыль или убыток от изменения цены базового актива вместо самого базового актива, то есть получить деньги за подорожавший сахар вместо самого сахара. Из-за всех этих нюансов цена фьючерса обычно отличается от цены базового актива.

Конкретно фьючерс XBT на CBOE — это расчетный фьючерс, то есть реальный биткоин покупатель фьючерса никогда не получит, а получит прибыль или убыток от изменения цены биткоина. Но мы не будем сейчас в это углубляться. Дело в другом.

Главные преимущества биржевого фьючерса на биткоин заключаются в том, что он биржевой, и в том, что формально это не биткоин.

Какие новые возможности дает фьючерс на биткоин

Криптовалюты — очень молодая область. Власти разных стран по-разному относятся к криптовалютам, и инфраструктура для операций с ними только зарождается. В области криптовалют многое происходит впервые, многое не определено, встречаются откровенные мошенники и просто совершается много «ошибок молодости».

В России, в силу государственного устройства, белой инфраструктуры для операций с биткоинами нет вовсе. Чтобы купить биткоин, вам придется совершить множество странных действий, часть из которых будет в серой, с точки зрения закона, области. Вам придется пользоваться сомнительными методами перевода денег и переводить эти деньги не пойми кому. Все это сильно затрудняет работу с суммами крупнее анонимного перевода на «Киви-кошелек».

C фьючерсами, пусть даже американскими, ситуация другая. Стандартизированные производные финансовые инструменты, к которым относятся фьючерсы, есть в законах, в том числе в налоговом кодексе. Как есть и биржи с брокерами. Купить фьючерс можно открыв счет у лицензированного брокера. Перевести деньги на брокерский счет и вывести со счета можно через банк. В случае работы с американским брокером российский банк может потрепать нервы, требуя странные документы «с печатью», но это все можно преодолеть и это будет в рамках существующих законов.

И, в отличие от непосредственно биткоина, для работы с фьючерсами, с одной стороны, не требуются специальные технические знания, с другой — вашими контрагентами будут лицензированный брокер и американская биржа, а не созданный месяц назад сайт, который «рисует» вам биткоины на личном счете.

При этом биткоин остаётся загадкой природы

До появления фьючерса XBT на CBOE были и другие попытки привести криптовалюту на традиционные биржевые площадки. Примером могут служить биржевые ноты на курс биткоина на стокгольмском NASDAQ.

Но появление биржевого инструмента в Америке — это веха. А уже 18 декабря должны начаться торги еще одним фьючерсом на биткоин в США — на бирже CME. В течение полугода могут появиться первые ETF-фонды на биткоин.

И хотя инвестиции через биржевые инструменты открывают дорогу к биткоину новому классу инвесторов, сам биткоин остается крайне рискованным и загадочным инструментом.

Ну и что? 21 549

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.