Новости
90K

Фиксированные взносы для ИП в 2022 и 2023 году: сколько придется платить

87
Фиксированные взносы для ИП в 2022 и 2023 году: сколько придется платить

Стала известна сумма фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей на 2022 и 2023 годы.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Вот что нужно знать о взносах тем, кто планирует иметь статус индивидуального предпринимателя в 2022 и 2023 году.

Что это за взносы

Принятый федеральный закон внес изменения в статью 430 налогового кодекса. В ней указаны суммы фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.

Фиксированные взносы — это суммы, которые предприниматели должны отчислять на свое пенсионное и медицинское страхование независимо от величины дохода за год. Даже если предприниматель не ведет деятельность или работает в убыток, он должен заплатить фиксированную сумму взносов, которую установил налоговый кодекс.

Еще есть дополнительные взносы: если доход предпринимателя превысит 300 000 ₽ в год, нужно заплатить на свое пенсионное страхование 1% от превышения.

Фиксированные взносы нужно платить на любой системе налогообложения, кроме налога на профессиональный доход. Если ИП применяет общую систему, работает на упрощенке или по патенту, минимальную сумму взносов он платит в любом случае.

Сколько фиксированных взносов нужно платить

Минимальные взносы меняются каждый год. Раньше их сумма зависела от МРОТ, но с 2018 года ее устанавливают на весь год в рублях.

В действующей редакции налогового кодекса были установлены суммы до 2020 года включительно. Теперь они известны до 2023 года — обновления вступили в силу 1 января 2021.

Суммы взносов до 2023 года

Вид взноса2020202120222023
Пенсионное страхование32 448 ₽32 448 ₽34 445 ₽36 723 ₽
Медицинское страхование8426 ₽8426 ₽8766 ₽9119 ₽
Общая сумма40 874 ₽40 874 ₽43 211 ₽45 842 ₽

Суммы взносов до 2023 года

Пенсионное страхование
202032 448 ₽
202132 448 ₽
202234 445 ₽
202336 723 ₽
Медицинское страхование
20208426 ₽
20218426 ₽
20228766 ₽
20239119 ₽
Общая сумма
202040 874 ₽
202140 874 ₽
202243 211 ₽
202345 842 ₽

Если ИП за 2022 год вообще ничего не заработает, он все равно должен будет отдать государству 43 211 ₽. Эта сумма пойдет на формирование будущей пенсии и медицинские услуги по ОМС.

Срок уплаты фиксированных взносов — до 31 декабря текущего года. То есть взносы за 2022 год нужно заплатить до 31 декабря 2022 года, а за 2023 — до 31 декабря 2023 года. Внутри года установленных сроков уплаты нет. Но если есть доход, лучше платить частями, чтобы уменьшать начисленный налог. Например, на УСН «Доходы» страховые взносы для ИП без работников можно полностью вычесть из начисленного налога. А на общей системе уплаченные взносы включаются в расходы и уменьшают авансовый платеж по НДФЛ.

Какие еще взносы нужно платить ИП за себя

Кроме фиксированных взносов нужно платить дополнительные — с суммы превышения дохода, если он больше 300 000 ₽ за год. Порядок их расчета не меняется.

Например, если доход ИП за год составил 500 000 ₽, дополнительные взносы составят 2000 ₽: (500 000 ₽ − 300 000 ₽) × 1%.

Срок уплаты дополнительных взносов — до 1 июля следующего года. Дополнительные взносы за 2022 год можно заплатить до 1 июля 2023.

Эти взносы тоже уменьшают налог или включаются в расходы.

Взносов на социальное страхование в связи с нетрудоспособностью и материнством, которые гарантируют больничные и декретные, у ИП нет. Можно платить их добровольно — тогда ИП смогут получать пособия от ФСС.

Если ИП применяет налог на профессиональный доход

У самозанятых со статусом ИП нет обязанности платить страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. Отчисления на медицину идут за счет налога уже после его уплаты — бюджеты сами разбираются между собой. А пенсионный стаж и баллы самозанятым по умолчанию вообще не засчитываются — потому что нет взносов.

Самозанятые ИП могут платить пенсионные взносы по желанию. Это можно делать прямо в приложении «Мой налог». Но уменьшить налог на такие суммы нельзя. Нужно отдельно заплатить НПД и отдельно — взносы.

Если у ИП есть сотрудники

Фиксированные взносы ИП платит за себя, они влияют на его стаж и баллы. Если у ИП есть работники, он должен платить взносы еще и с их зарплаты — за свой счет. Тут у ИП все как у обычного работодателя. Но в отличие от предпринимателя-одиночки ИП на УСН «Доходы» с работниками может уменьшить налог на взносы за себя и работников только на 50%, а не полностью.

Екатерина МирошкинаКак бы вы изменили систему взносов для предпринимателей?
  • Тёма> Как бы вы изменили систему взносов для предпринимателей? На мой взгляд медицинское и пенсионное страхование должно быть добровольным. Делаешь взносы на пенсионную, а их замораживают и направляют на маленькую победоносную войну. Делаешь взносы на медицину, но выбор заведений где можно лечиться ограничен самыми худшими. Когда платишь целевые взносы, хочется иметь возможность управлять получаемыми услугами.35
  • Карина ТолстоваОткрыла ИП, ещё ничего не заработала ( или вообще ну не получилось) , но государству уже должна 🤷‍♀️19
  • МаксимКарина, выбирайте спецрежим НПД1
  • Любовь ЛюбовьВо первых убрала бы фиксированный взнос. Нет доходов - нет базы -нет налога. Ситуации бывают разные. У ИП должен быть фиксированный процент налога от дохода ( или от прибыли, на выбор), а как вы его распределите по фондам или бюджетам это головная боль не предпринимателя. И если платишь налоги, то уже имеешь право на пенсию, не зависимо от режима налогообложения. Это наши граждане и они имеют право на социальные гарантии, если пополняют бюджет. Законы должны быть направлены на развитие страны, а не на обдираловку предпринимателей, и пока не дадут развиваться малому бизнесу, так и будет страна существовать с низким уровнем жизни. Посмотрите, все то что производится в России, все какое то рубленное, низкокачественное, лишь бы как нибудь. А ведь рыба гниет с головы. Такая организация бизнеса. Пора бы поучиться у Китая.19
  • Gleb MikhalchenkovМаксим, платная медицина была дорогой пока не было конкуренции, а сейчас вполне себе доступная.10
  • Любовь ЛюбовьAndrew, нет. платить надо пропорционально отработанному времени.2
  • Lupus EstЯ бы для адвокатов ввёл бы систему с 6% налогом на доходы. А то взносы по 40 тыс в год платим как ИП, а налоги - 13% процентов как обычные физики.3
  • Павел КулаговМаксим, конкуренция сбалансирует рынок.7
  • Светлана МининаВ такое трудное время (короновирус)когда многие потеряли работу и реальные доходы заметно упали,думаю,что взносы надо свести к минимуму.Все!!!Люди работают для того,что бы прокормиться!!!10
  • Олег ВавиловЯ считаю, что нужно сделать наоборот: если у ИП есть работники, то он может уменьшить свой налог на 100% (фиксированные платежи за себя + за работников), а вот если работников нет, то уменьшение только на 50%. И минимальная оплата труда не должна облагаться НДФЛ. То есть 13% за работника нужно платить только с суммы, которая превышает минималку.5
  • Людмила Ерилинаесли предприниматель - пенсионер . то нужно отменить взносы" за себя" в виде 1 %, или делать прибавку к пенсии не 3 балла , а еще плюс процентное отношение от уплаченных взосов8
  • Игорь НеделькоМаксим, только он не ко всем видам деятельности применим.2
  • Светлана НиценкоНужно отменить взносы в пенсионный фонд ИП-пенсионерам, выше написано было "пенсионные взносы идут на формирование будующей пенсии", какая будующая, если я уже 3 года на пенсии и она составляет 6600 рублей, а 40 тысяч в год заплати, получается государство мне платит только 6 месяцев в году, а остальные 6 месяцев я плачу сама себе13
  • Наталья Шляхова (Голощапова)Отменить уплату страховых взносов для ИП при отсутствии деятельности.9
  • Алексей БритовИгорь, вряд ли Карине (или любому другому предпринимателю) нужны "все виды деятельности". Главное - чтоб к её виду деятельности НПД подходил.1
  • Александр ИвановОлег, 13% Вы платите не за работника, а из его денег, за работника - грабительские 30% взносов из своего кармана, из-за которых никто и не хочет оформлять работников8
  • Элина КимОтменить взносы в пенсионный фонд для ИП-пенсионеров!6
  • Егор СнюсовВ зависимости от сферы деятельности. Я сапожник, обувь ремонтирую за 100 р, еще и платить 40 тысяч должен. Да пусть они подавяться5
  • Владимир СучениновЯ пенсионер-предприниматель на общей системе налогообложения. Мне непонятно, для чего я плачу взносы в Пенсионный фонд, если моя пенсия от этого не увеличивается?4
  • Elena ZakharovaМожно ли вернуть суммы уплаченные на медицинские услуги по ОМС и каким образом?2
  • Екатерина ГолеваЯ бы убрала взносы медицинские и в ПФР для тех ИП, кто еще параллельно работает по найму. Потому что за меня мой работодатель платит вполне немаленькие суммы в эти организации, и я тоже как ИП плачу 40 тысяч в год туда же. Плачу в двойном объеме уже несколько лет, а вот пенсия моя от этого в два раза не вырастет.11
  • Андрей ДодулGleb, да-да... Вот я сейчас заболел модной болезнью, у меня есть хорошее ДМС, так вот, как только подтвердили Covid, милая девочка из маленькой компании Согаз позвонила и сказала, что дальше ДМС не работает (др. словами, гребитесь как хотите)... И что, отменим скорую помощь и поликлиники? Это просто праздная болтовня...3
  • Олег ВавиловАлександр, Согласен, но на практике, я плачу за работника своими деньгами по другому никто не хочет работать0
  • Александр ИвановОлег, Ваши официально оформленные работники не согласны на НДФЛ?0
  • Олег ВавиловАлександр, Они не согласны его платить при З/П 15000 руб.1
  • Евгений Частин"эффективные" так нарулили экономикой страны, что опять к нам в карман полезли, где же доходы от нефти, газа, леса, металлов, которые они триллионами вывозят? опять простые работяги эту банду и их косяки будут восполнять из своих честно заработанных!3
  • Тимур НадоршинЕкатерина, соглашусь. У меня так же4
  • Константин ХарченкоМаксим, на конкурентном рынке цена формируется спросом и предложением.2
  • dheirfК пенсии прибавка за год 100 рублей, а государству больше 40 тысяч! Круто! Это о работающих ИП пенсионерах. Статистику по закрытым ИП можно найти. Спасибо за заботу, ага....3
  • ЛарисаНадо задуматься о повышении суммы дохода в 300000,0. Такой доход действует уже очень долго. За это время цены выросли в 2 раза. (Если не больше), Поэтому доход в 300 тыс- это работы на 2-4 мес. Раньше надо было где-то 6-8 мес. Предлагаю увеличить доход минимум до 1млн.руб. И брать в пенсионное страхование 1 % уже с дохода превышающего 1 млн. руб.2
  • Марина КривошеинаЯ бы отменила взносы для пенсионеров предпринимателей.3
  • Клавдия НарановичНа мой взгляд, я ИП и пенсионер, я должна освобождена от пенсионных налогов. Ведь я уже заработала пенсию. А работаю, потому что пенсии не хватает. Получается я работаю чтобы выжить. И должна ещё, оплачивать пенсионный налог. Это абсурд.3
  • Клавдия НарановичСветлана, и я про это оставила комментарии. Я уже давно на пенсии, так как не хватает вынуждена работать.0
  • Владимир СучениновLupus, Это поэтому адвокаты стараются получить деньги наличкой?2
  • Юлия ВойтовичИнтересно, если ИП ничего не заработал, то с каких шишей он должен заплатить взносы и это с учетом того, что ему жить на что-то надо?3
  • Юлия ВойтовичЛеонид, для этого у страны есть недра, которые принадлежат НАРОДУ. Вот эти фирмы, которые "сидят" на недрах страны и должны платить пенсионерам пенсию.6
  • valdar curadorЛеонид, Глупенький ты наш. Пенсионеры себе заработали своими взносами, а чиновники неграмотным втирают, что это с нас им деньги дают. А нам со смледующих поколений. И этому вепрят.2
  • видеоролики БарановаБлагодарю Господа, что дает мне возможность и здоровье зарабатывать на хлеб... Наше государство, кинуло и обмануло нас, пенсионеров, всю жизнь честно работала, оплачивала все налоги и в итоге: пенсия 9 000 руб., стаж порезали, оставили самый минимум, судится - здоровье потеряешь, прибавки ни какой и плачу все налоги, как ИП... Молодежь оказалась хитрее, они не хотят платить государству... Поэтому улучшение в экономике и прогресс - это только только в головах наших законодателей... Я могла бы предложить изменить систему взносов для предпринимателей, т.к. имею стаж юр.лица 20 лет - официально и не официально (по определению государства) еще 10 лет, но считаю, что все напрасно, государству нужны деньги (наши налоги) и оно возьмет их даже с очень пожилых работающих пенсионеров... Считаю, что менять законодательство надо и срочно, иначе государство не уважающее своих стариков, обречено на провал!!!4
  • Екатерина ГолеваСергей, а можете подсказать закон или что-то, на что я могу опираться? 4 года так плачу, и мне юристы и бухгалтеры говорят, что ничего не поделать.2
  • Marya KyЕгор, вы можете быть самозанятым. Тогда будете платить только 4% с заработанного дохода. То есть 4 рубля всего со 100 рублей.1
  • Лидия Давыдова (Леонова)Я может и не права, но я думаю, что нужно отменить все эти взносы раздельно и сделать одну ставку, пусть это будет тот же подоходный налог, просто увеличить его с 13% до % от з/платы и пусть налоговая распределяет их сама в пенсионный, на медицину и т.д. Так будет проще отследить куда уходят наши налоги. Можно было бы сократить огромный штат пенсионного фонда, а фонды которые освободились пустить на медицину, культуру и т.д. И при этом сделать полностью бесплатной медицину и образование. А всем депутатам и чиновникам пошёл на пенсию получай среднюю пенсию по стране как все. И ещё чем выше з/плата тем больше налог должен быть, а за точку отсчёта взять 50000 рублей, всё что свыше платить налог до 45%. Вот тогда может что то и будет получатся у нас в стране. И ещё так хочется сказать, просто язык чешется. Надо не мелких предпринимателей скрупулёзно ПРОВЕРЯТЬ, а следить за теми кто дома за год строят в десятки, а то и в сотни раз дороже чем отчитываются по декларации за 5-6 лет работы. Я не против касс, но зачем предпринимателю у которого 10-15 кв.м торговая площадь, делать распечатку товара, кому это надо? Ну ни какая налоговая не сможет справиться с тем потоком информации которая должна будет поступать им. Это только для магазинов Магнит нужно иметь целый центр в 5-6 этажей в налоговой. Да, это крупные фирмы, большие магазины им это нужно чтоб сводить дебит с кредитом, а предпринимателю с оборотом в 10 000- 100 000 рублей в месяц зачем. обслуживание кассы онлайн стала стоить примерно около 8 000 в год, банк берёт 2-3% с оборота, с предпринимателей пытаются взять больше налога, где логика ВСЁ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. Я думаю для нашего правительства это СЛАБО переварить.4
  • Элина Кимвидеоролики, у меня та же самая история! Работаю на пенсии, потому что она, эта пенсия, просто смешная! На нее не прожить. А теперь, с этого года, крепко задумаешься, что же делать дальше, потому что в новых условиях работать получится только ради работы. Расходов больше, чем доходов.1
  • Иван ЕгоровЮлия, умница!!!1
  • Михаил ВоробьевЭлину в президенты!)0
  • Наталья Доровскаяграбеж предпринимателей торговой корпорацией РФ (УЖЕ ЗАКРЫТОЙ И ПЕРЕИМЕНОВАННОЙ) предела не имеет. Есть доход или нет дохода а огромные суммы выложи грабителям! когда же они подавятся?!1
  • Александр ИвановОлег, согласитесь - это уже их трудности?0
  • Александр ИвановВладимир, это называется распределительная пенсионная система - те, кто работают и платят взносы сейчас, обеспечивают фонд деньгами, из которых платится пенсия тем, кто получает её сейчас - по другому деньгам в фонде взяться неоткуда(((1
  • Alex AlЕкатерина, Страховые взносы должны платить мы сами, а не работодатель. Когда один за тебя платит, а десять чиновников эти платежи воруют - к пенсии будешь побираться. Страховые взносы должны платить мы сами и сами ими распоряжаться, как это делают европейцы, включая Турцию.0
  • Екатерина ГолеваAlex, для нашей страны и менталитета может и не так плохо, что работодатель платит. И мороки меньше. Не думаю, что меньше воруют в зависимости от того, кто платит. В моем комменте меня больше волнует, что есть ситуации, когда вынуждают платить дважды, те же страховые взносы. Просто дважды, но никакого, даже минимального профита, мне с этого нет. Хотя… кто знает, декретные в двойном объеме начислят?)))0
  • Alex AlТёма, Нужно как в цивилизованных странах (в странах, где бизнес процветает, а вор-чиновник сидит в тюрьме) - налог платится с прибыли; страховые взносы (пенсионные, социальные и медицинские платежи) являются собственностью плательщика с правом наследования (если сам все накопления не израсходовал, передаешь своим детям).0