Alphabet — холдинговая компания, созданная основателями Гугла. Ей принадлежит поисковик и все сервисы. Alphabet — публичная компания, акции может купить любой желающий. 25 апреля компания выпустила финансовый отчет — инвесторы по нему принимают решение, покупать акции или нет.

Если коротко:

  1. Квартальная выручка выросла за год на 25,8% до 31 млрд долларов.
  2. Квартальная прибыль выросла за год на 73% — до 9,4 млрд долларов.
  3. Увеличат затраты на облачные сервисы и закупку трафика у партнеров.
  4. Дивиденды не платили и не будут.

Выручка от рекламы

«Альфабет» увеличил выручку от рекламы на 24% по сравнению с 1 кварталом 2017: с 21,4 до 26,6 млрд долларов. Выручка от рекламы стабильно растет:

За 2017 год «Альфабет» выручил на интернет-рекламе 95,4 млрд долларов — это 38,4% рынка по данным Statista.com. За год компания увеличила долю рынка на 1 процентный пункт. Но главный конкурент «Альфабета» — Фейсбук — увеличил долю на 3 процентных пункта, доведя ее до 16%.

Возможно, у Фейсбука замедлится рост выручки от рекламы: из-за скандала с утечкой данных часть пользователей ограничила или полностью запретила Фейсбуку доступ к персональным данным. Из-за этого рекламодателям труднее показывать рекламу целевой аудитории. Если эффективность рекламы упадет, рекламодатели уйдут на другую площадку.

В ближайшие два квартала следите за ростом выручки от рекламы у «Альфабета» и Фейсбука и сравнивайте с данными от Statista.com, чтобы оценить степень риска для «Альфабета».

Операционная прибыль

«Альфабет» увеличил операционную прибыль на 7% по сравнению с 1 кварталом 2017: с 6,5 до 7 млрд долларов. Операционная прибыль — это прибыль компании от основной деятельности, без учета доходов от ценных бумаг и расходов на выплату процентов и уплату налогов.

«Альфабет» увеличил выручку, но вместе с тем увеличил расходы. Приходится покупать новые сервера для обработки данных: они нужны, чтобы обрабатывать ваши запросы в Гугле и ролики в Ютубе. Чтобы сервера бесперебойно работали, а сервисы становились лучше, приходится нанимать новых сотрудников. Из-за затрат на сотрудников и развитие сервисов растут операционные расходы — медленнее растет операционная прибыль.

Чтобы оценить эффективность компании, посчитайте операционную маржу — показатель доходности компании от основной деятельности. Формула: операционная прибыль / выручка. Сейчас маржа падает — расходы растут быстрее доходов.

Операционная маржа «Альфабета». Больше — лучше

Показатель2 квартал 20173 квартал 20174 квартал 20171 квартал 2018
Операционная прибыль4 132 млн $7 782 млн $7 664 млн $7 001 млн $
Выручка26 010 млн $27 722 млн $32 323 млн $31 146 млн $
Операционная маржа16%28%24%23%
Операционная прибыль
2 квартал 2017
4 132 млн $
3 квартал 2017
7 782 млн $
4 квартал 2017
7 664 млн $
1 квартал 2018
7 001 млн $
Выручка
2 квартал 2017
26 010 млн $
3 квартал 2017
27 722 млн $
4 квартал 2017
32 323 млн $
1 квартал 2018
31 146 млн $
Операционная маржа
2 квартал 2017
16%
3 квартал 2017
28%
4 квартал 2017
24%
1 квартал 2018
23%

Расходы на покупку трафика

В отчетах «Альфабета» есть раздел Traffic Acquisition Cost (TAC) — это расходы компании на покупку трафика. Например, «Альфабет» платит «Эплу», чтобы на Айфонах поиском по умолчанию был Гугл.

Минусы: когда пользователь видит платную рекламу через «Сафари» на Айфоне, 75% доходов от рекламодателя остается у «Эпла». Такая схема работает со всеми партнерами.

Плюсы: поиск Гугла захватывает рынок. Больше рынок — больше рекламодателей — больше выручки. Поэтому «Альфабет» увеличивает расходы на приобретение трафика — сейчас они составляют 22% от рекламной выручки.

Ютуб

В 2017 году американские исследователи изучили, на что американские жители в возрасте от 18 до 34 лет тратят свое время. Выиграл телевизор, но Ютуб занял второе место, опередив «Нетфликс», Фейсбук с принадлежащим ему Инстаграмом.

Отслеживать показатель важно: через Ютуб «Альфабет» зарабатывает деньги на рекламе. Чем больше времени люди проводят на Ютубе, тем больше зарабатывает компания и меньше — конкуренты.

Сколько американец от 18 до 34 лет тратит свое время на просмотр. Страница 11 исследования Бюро видеорекламы
Сколько американец от 18 до 34 лет тратит свое время на просмотр. Страница 11 исследования Бюро видеорекламы

Мультипликаторы — производные финансовые показатели. Они помогают сравнить компанию с конкурентами и понять, дорого или дешево продают акции на фондовом рынке.

Чтобы не получить искаженные мультипликаторы, берем годовые показатели — суммируем данные из отчетов за последние 4 квартала. Искать данные в каждом отчете Alphabet неудобно, поэтому пользуйтесь информацией с Rocketfinancial.com.

Отчет о прибылях и убытках Alphabet
Отчет о прибылях и убытках Alphabet
Отчет о прибылях и убытках Alphabet
Отчет о прибылях и убытках Alphabet
Отчет о движении денежных средств Alphabet
Отчет о движении денежных средств Alphabet

Рыночную капитализацию можно брать с Ycharts.com. Мультипликаторы будут актуальны до следующего квартального отчета Alphabet.

Финансовые показатели Alphabet за последние 12 месяцев

ПоказательСумма, млн $
Выручка117 251
Валовая прибыль67 996
Прибыль до налогов30 917
Проценты полученные1399
Чистая прибыль16 637
Денежные средства и их эквиваленты12 658
Краткосрочные кредиты и займы1329
Долгосрочные кредиты и займы3973
Капитал160 825
Амортизация7398
Показатель
млн $
Выручка
117 251
Валовая прибыль
67 996
Прибыль до налогов
30 917
Проценты полученные
1399
Чистая прибыль
16 637
Денежные средства и их эквиваленты
12 658
Краткосрочные кредиты и займы
1329
Долгосрочные кредиты и займы
3973
Капитал
160 825
Амортизация
7398

Я посчитал мультипликаторы. Расчеты можно посмотреть в таблице. В нашей таблице с расчетами рыночная капитализация автоматически загружается из «Гугл-финансов». Объясняю, что и зачем считал.

Мультипликаторы Alphabet

МультипликаторЗначение
P/E24,1
P/BV4,6
EV733 318,0
EBITDA36 916,0
EV/EBITDA19,9
Долг/EBITDA0,1
ROE6,6%
Gross Margin58%
3-year Revenue Growth Rate20%
Мультипликатор
Значение
P/E
24,1
P/BV
4,6
EV
733 318,0
EBITDA
36 916,0
EV/EBITDA
19,9
Долг/EBITDA
0,1
ROE
6,6%
Gross Margin
58%
3-year Revenue Growth Rate
20%

P/E, или Price to Earning, — отношение рыночной капитализации к прибыли. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Для американского рынка хороший результат — 0—15. По нынешнему мультипликатору Alphabet понадобится 24 года, чтобы полностью окупить себя. Но учитывайте, что в 4 квартале 2017 года компания заплатила единоразовый налог и получила убыток. В 2018 году такого не будет.

P/BV, или Price to Book Value, — отношение рыночной капитализации к капиталу компании. Показывает, хватит ли компании денег, чтобы рассчитаться с инвесторами в случае банкротства. От 0 до 1 — хороший результат; больше единицы — всем инвесторам денег не хватит. Инвесторы готовы рисковать и покупают Alphabet с P/BV 4,6: у компании практически нет долгов.

EV, или Enterprise Value, — стоимость компании, учитывающая рыночную капитализацию и долг компании.

EBITDA — идеальная прибыль компании, не учитывающая расходы на проценты кредиторам, уплату налогов и амортизацию.

Долг — сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов. В абсолютном значении он нам не интересен, важен в сравнении.

EV/EBITDA — аналог P/E, учитывающий больше данных. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Меньше 5 — возможно, компания недооценена.

Долг/EBITDA — показывает, сколько компании потребуется лет, чтобы раздать долги. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами, больше 5 — могут возникнуть проблемы с выплатой долга, если в бизнесе что-то пойдет не так. У «Альфабета» все в порядке.

ROE — рентабельность капитала, отношение прибыли к капиталу компании. Показывает, сколько бизнес приносит на 1 доллар собственных денег. Больше — лучше.

Gross margin — валовая маржа, отношение валовой прибыли к выручке. Показывает, сколько денег остается у компании после вычета себестоимости на производство или покупку товара. Баффетт считал так: меньше 20% — нет конкурентного преимущества, 20—40% — есть конкурентное преимущество, больше 40% — у компании есть долгосрочное конкурентное преимущество. У Alphabet — 58%, что неудивительно: Гугл — самый популярный поисковик и главный рекламодатель в мире, Ютуб — один из самых популярных уничтожителей вашего времени и дополнительная рекламная площадка.

Revenue Growth Rate — темп роста выручки. Показывает, насколько быстро растет бизнес. Меньше 10% — медленный рост, больше 20% — быстрый рост. Обычно мультипликатор считают за 3, 5 или 10 лет. Я посчитал за 3 года: рост выручки — 20% в год. Для сравнения: у «Нетфликса» 30%, но и бизнес меньше. А бизнес Alphabet продолжает быстро расти, поэтому инвесторы готовы покупать акции.

Если вы захотите пересчитать RGR за другой период самостоятельно, формула такая:

((Выручка t / Выручка t − k)1/k − 1) × 100%

Выручка t — выручка за последний отчетный период. В нашем случае — за последние 4 квартала.

k — количество лет, за которые мы считаем мультипликатор. Я считал за 3 года.

Выручка t − k — выручка за начальный отчетный период. Я взял выручку за аналогичный период 3 года назад — сумму за 2, 3 и 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015.

Что дальше

Конкуренты Alphabet — лучшие в ИТ-индустрии. У «Эпла» — техника и мобильная операционная система; «Амазон» — не просто интернет-магазин, а компания, которая предоставляет облачные сервера; «Нетфликс» создает свой уникальный контент. Поэтому Alphabet тратит с каждым годом больше и больше на развитие новых технологий. Пока расходы оправданны: выручка растет быстро. Выручки много — себестоимость бизнеса низкая. А что делать с акцией за тысячу долларов — решать вам.

Чтобы принять лучшее решение, почитайте обзоры на конкурентов Alphabet:

  1. Фейсбук в 2017: растет выручка и количество пользователей во всем мире.
  2. «Микрософт» во 2 квартале 2018: растет выручка от облачных решений.
  3. «Нетфликс» в 1 квартале 2018: тратят еще больше на создание сериалов и фильмов.