Инвестидея: Carnival Corp, потому что йо-хо-хо и бутылка рома
У меня есть идея на стыке консервативного и спекулятивного инвестирования: купить акции оператора круизных лайнеров Carnival Corp после недавнего падения с расчетом на их дальнейший рост.
Это плашка про коронавирус
Мы написали эту инвестидею до пандемии коронавируса, которая нарушила порядок работы многих отраслей. Нынешний уровень риска в этой идее слишком велик, поэтому описанные положительные факторы могут не сыграть той роли, на которую мы изначально рассчитывали.
Но эта идея по-прежнему представляет интерес: 95% информации остается актуальной и сейчас. Когда вирус будет побежден, можно будет вернуться к этой идее. А пока ее можно рассматривать как пример анализа бизнеса и поиска предпосылок для роста.
Потенциал роста: 10% годовых в долларах.
Срок действия: до 12 месяцев.
Почему акции могут вырасти: на прошлой неделе акции CCL упали из-за результатов второго квартала — они оказались слабее, чем в том же периоде прошлого года. Прибыль на акцию составила 0,65 $ вместо прошлогодних 0,78 $. Но бизнес у компании достаточно сильный, и я считаю, что акции в дальнейшем будут расти, а их недавнее падение предоставляет хорошую точку входа.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не инструкции к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Любим, ценим,
Инвестредакция
Чем занимается компания
CCL — это концерн, который управляет группой круизных компаний. 73,7% доходов компании дают продажи билетов на круизные лайнеры, 24,7% — траты пассажиров на борту, остальное идет от продажи туров.
Почему акции упали
Снизился спрос у клиентов из Западной Европы. Снижение вызвано замедлением экономического роста и падением доходов потребителей. А еще компания снизила прогнозы по прибыли на этот год в целом: раньше она прогнозировала прибыль на акцию в районе 4,35—4,55 $, теперь диапазон ожидаемой прибыли составляет 4,25—4,35 $. Не помогают акциям и новости вроде недавнего запрета американского правительства на посещение круизными лайнерами Кубы.
Почему акции могут вырасти
Большой простор для роста в секторе. В прошлом году на круизных лайнерах побывало чуть больше 28 млн пассажиров. Это, простите за каламбур, капля в море по сравнению с общим количеством туристов по миру — 1,4 млрд человек в год. В этом году ожидается рост числа пассажиров на круизных лайнерах — нехватку пассажиров из Западной Европы CCL может компенсировать за счет клиентов из других регионов.
Относительная кризисоустойчивость отрасли. По идее, круизные лайнеры — это излишество, а значит, в трудную годину на них должны экономить в первую очередь. Но, как показывает опыт 2007—2010, в период рецессии количество пассажиров не только не снизилось, но даже выросло.
Это не значит, что так будет продолжаться. В следующий кризис количество пассажиров на лайнерах может и упасть: все-таки подобные вояжи — это роскошь. Но опыт показывает, что не все так страшно. Что, впрочем, не защищает сами акции от обвала: в случае кризиса инвесторы распродают все, не глядя на фундаментальные факторы.
Риски: расходы, погода и европейцы
Отсутствие пространства для маневра. Компания не может сократить свои расходы без ущерба для бизнеса по двум причинам. Во-первых, непосредственно на персонале экономить нельзя, потому что от персонала зависит то, насколько пассажирам понравится на корабле. Рисковать расположением клиентов из-за «оптимизации издержек» точно не в интересах компании.
Во-вторых, нагрузка на сами корабли и оборудование предполагает значительные траты на их содержание. Экономить на этом еще опаснее, чем на персонале, потому что в открытом море пренебрежение техникой безопасности может угрожать жизни пассажиров. А следование технике безопасности — это всегда издержки. Например, недавно CCL пришлось отвести новенький корабль на незапланированный техосмотр, из-за чего компания отменила сразу несколько круизов — пришлось возвращать деньги уже купившим билеты пассажирам.
Также периодически всплывают неприятные известия о том, как компания «срезает углы» там, где может: в 2017 году CCL заплатила 40 млн долларов штрафа, так как выяснилось, что с 2005 года она сливала машинные отходы в океан. Риски такого рода предсказать невозможно, но нужно быть к ним готовым.
Стихия. Предсказать погодные изменения еще сложнее, чем корпоративные скандалы: неожиданный шторм на море может сорвать весь график круизов и повлиять на квартальную выручку наихудшим образом.
Европейские потребители. Туристы из Европы дают где-то 25—28% выручки компании. Соответственно, если компания не сможет диверсифицировать пользовательскую базу за счет туристов из других регионов или если европейцы не начнут активнее тратиться на круизы, этот факт может стать грузом, тормозящим общий рост выручки компании.
Что в итоге
Возможно, стоит дождаться следующего отчета компании — ближе к осени, — чтобы удостовериться в устойчивости ее бизнеса. Или даже подождать снижения стоимости акций, скажем, до уровня 40 долларов за акцию. С другой стороны, отношение цены акции к прибыли на акцию (P / E) у компании сейчас довольно низкое — меньше 11. Поэтому, возможно, сейчас нам представился хороший момент для того, чтобы зайти в эти акции.