В середине февраля стало известно, что владельцами заводов Ikea в России станут малоизвестные компании «Лузалес» и «Слотекс».
Мы собрали основные факты о том, как Ikea покидала Россию, и о новых собственниках ее производств.
Что произошло с Ikea за последний год
На продажу своих активов в России у владельца Ikea — шведской Ingka Group — ушло около года. Большую часть этого времени ее магазины простояли закрытыми, но принадлежащие ей торговые центры «Мега» продолжали работать. Доля в «Икано-банке», который кредитовал покупателей в Ikea и ТЦ «Мега», продали соучредителю — российскому «Кредит Европа банку».
За годы работы в России компании удалось локализовать производство 50% своего ассортимента. Совокупно компания инвестировала в местный бизнес 4 млрд евро. Всего у Ikea, проработавшей в России почти 22 года, было четыре производственных площадки: в Тихвине Ленинградской области («Икеа-индастри Тихвин»), поселке Красная Поляна Кировской области («Икеа-индастри Вятка»), а также два предприятия в Новгородской области (объединены в «Икеа-индастри Новгород»). Все заводы специализировались на выпуске мебели и пиломатериалов. Свыше 70% продукции этих предприятий шло на экспорт.
О приостановке работы в России компания заявила в начале марта 2022 года, а в июне начала искать новых владельцев для своих производств. Осенью прошлого года стало известно, что на покупку активов Ikea есть не менее шести претендентов. Среди них назывались крупнейшие лесопромышленные холдинги, девелоперы и ретейлеры. В частности, было известно об интересе лесопромышленной Segezha Group, строительной группы «ПИК», производителя плит для напольных покрытий Kronospan, мебельных сетей Hoff и «Твой дом».
Но в итоге активы Ikea приобрели компании, чьи названия вряд ли на слуху у покупателей стеллажей «Билли» и диванов «Экторп».
Что известно о новых владельцах
Обе компании, купившие производства Ikea, долгие годы сотрудничали со шведским гигантом, поставляя ему свою продукцию.
Крупнейшее производство — «Икеа-индастри Новгород» — досталось компании «Слотекс». Выручка «Икеа-индастри Новгород» в 2021 году составила 9,98 млрд рублей, согласно данным РСБУ.
Формально покупателем выступила компания «Инвест-плюс», которую создали осенью 2022 года, вероятно специально под сделку. На 99% она принадлежит Вадиму Осипову, сыну основателя одного из старейших российских производителей мебельных плит, фасадов и кухонных столешниц «Слотекс» Евгения Осипова. Старший Осипов умер в 2010 году.
«Слотекс» владеет четырьмя производствами в Ленинградской области и в прошлом году заявлял о плановых инвестициях 4,3 млрд рублей в расширение производства мебельных плит в Ленобласти. Выручка компании в 2022 году, по собственным данным, составила 5,8 млрд рублей.
Две оставшиеся площадки — в Тихвине и Красной Поляне — с совокупной выручкой 7,5 млрд рублей приобрел «Лузалес» — лесопереработчик из Сыктывкара. Владеет предприятием Мария Семенюк, вдова основателя компании Николая Семенюка, который умер в 2018 году. А управляет бизнесом их сын, председатель совета директоров Руслан Семенюк.
Компания одна из крупнейших в Республике Коми, арендует более миллиона гектар лесных участков с годовым объемом расчетной лесосеки 1,773 млн кубических метров, владеет двумя лесопильными заводами, предприятием по производству древесных топливных гранул и строит завод по производству фанерных плит. «Лузалес» занимается выпуском из готовой продукции напольных досок, наличников, оцилиндрованного бревна, евровагонки.
Кроме этого, в прошлом году компания купила сельскохозяйственное предприятие — совхоз «Пригородный», который производит молоко и молочные продукты, выращивает овощи и цветы.
Финансировать сделку с Ingka Group «Лузалес» будет из собственных денег. Выручка одноименной операционной компании «Лузалеса» в 2021 году составила 8,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 2,3 млрд рублей.
Обе сделки одобрила специально созданная правкомиссия по контролю за иностранными инвестициями, которая должна курировать сделки с иностранными активами в России.
Публично ни один из новых собственников не называл суммы сделок, но они обозначили, что они были денежными. В интервью РБК Руслан Семенюк сообщил, что речь идет о «нескольких миллиардах рублей».
Один из источников газеты «Коммерсант», осведомленных о ходе сделки, говорил, что шведы оценили предприятия в 20 млрд рублей, но в итоге продажа прошла с дисконтом до 25%.
При этом новым владельцам достались только производственные мощности — дизайн продукции Ikea в сделку не вошел и остается собственностью компании, говорил глава совета директоров «Лузалеса» Руслан Семенюк.
Теперь «Лузалес» планирует заняться новым для себя направлением — мебельным производством — и сейчас разрабатывает дизайн линейки для домашних интерьеров. Заводы будут производить стеллажи, столы, кровати, комоды, тумбочки.
Кроме этого, компания собирается производить мебель для школ и детских садов, причем из массива, а не как раньше — из ДСП. «Ученик поставит рюкзак или сядет — и у мебели из спрессованных отходов переработки крошатся края, потом вещами задеваешь, и это все рвется, получается неудобно», — объяснял Руслан Семенюк свою идею РБК.
Продавать мебель, произведенную на заводах Ikea, «Лузалес» собирается через маркетплейсы. Она должна появиться через 2—3 месяца, но уже под новым брендом.
Чем загрузит свои новые мощности «Инвест-плюс», его владелец пока не анонсировал.
Что будет с торговыми центрами «Мега»
Кроме самих Ikea в России у Ingka Group есть крупнейший портфель торговой недвижимости. По оценке компании «InfoLine-аналитика», совокупно площадь ее торговых центров составляет 2,3 млн квадратных метров, арендная площадь из них 1,8 млн квадратных метров. Доход только от аренды в 2021 году, как подсчитал ранее российский Forbes, оценивался в 350 млн долларов.
Группа владеет 14 торговыми центрами «Мега» — в Москве, Подмосковье, Ленинградской области, Омске, Уфе, Ростове, Самаре, Адыгее, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде, — гипермаркетами, в которых работали магазины Ikea, а также земельными участками под строительство новых торговых объектов. Сегодня «Меги» продолжают свою работу, несмотря на то что закрытие магазинов Ikea, а также других иностранных брендов привело к значительному снижению трафика.
В феврале 2023 года стало известно, что Ingka ищет покупателя на свою торговую недвижимость и ею уже заинтересовались по меньшей мере двое претендентов, но шведский ретейлер хочет продать актив единым лотом, поэтому сомнительно, что покупателя найдут в ближайшее время. Справедливая стоимость недвижимости оценивается в 5 млрд долларов.
Можно ли все еще купить Ikea в России
Оригинальные товары Ikea до сих пор есть в обороте российского розничного рынка. В частности, маркетплейс «Яндекс-маркет» осенью 2022 года выкупил остатки стока Ikea — около 20 млн товаров из различных категорий. Есть раздел с продукцией Ikea и на Ozon, ее продают партнеры площадки.
«Сейчас, по истечении 10 месяцев, мы видим, что мебель „от Ikea“ по-прежнему доступна, например она представлена в специализированных мебельных торговых центрах, но каким-то повышенным спросом она не пользуется», — говорил президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков.
Это неудивительно — ведь главным умением Ikea было продавать товары для дома и вдохновлять людей сделать покупку, говорил Т—Ж гендиректор компании InfoLine Иван Федяков. «С точки зрения эмоциональной составляющей Ikea делала просто грандиозную работу. Так, как Ikea, больше никто это делать не умеет, на то она и была лидером рынка, — рассказывал он. — Для той же самой „Асконы“ [производителя матрасов] основной вопрос — это продажи. Матрасы продавать не так легко. Ikea умела продавать матрасы, оформлять выкладку, устраивать акции, делать информационные стенды. Но главное — Ikea вдохновляла на покупку».
Доля Ikea в обороте розничной торговли товаров для дома и мебели составляла не менее 20%. Ее уход сильно ударил по российской рознице: по итогам 2022 года сегмент товаров для дома и мебели предположительно должен был просесть больше чем на 10%, хотя до этого стабильно рос.
В производстве мебели доля Ikea была скромнее — всего 2—3%, считают эксперты АМДПР, и значительного эффекта ее уход не дал.
Может ли Ikea вернуться в Россию
Некоторые сделки по продаже иностранных активов в России, закрытые после 24 февраля 2022 года, предполагают, что у компаний будет возможность вернуться.
Например, покупатель российского бизнеса сети ресторанов McDonald’s Александр Говор упоминал, что покупка «за символическую плату» предусматривает опцион на обратный выкуп. Сделка по продаже активов, которую готовит французский молочный гигант Danone, также оставит ему возможность спустя время выкупить производства.
В апреле, после того как Ikea заявила о приостановке своей работы в России, замминистра торговли Виктор Евтухов говорил, что компания ищет возможности снова открыться. Сама Ikea еще в середине прошлого года допускала, что может вернуться на российский рынок, но пока новые владельцы ее заводов утверждают, что договоренностей об обратном выкупе в текущих сделках не было. «В жизни все возможно. На сегодняшний день у них такой задачи не стоит», — заявил РБК Руслан Семенюк, глава совета директоров «Лузалеса».
В середине марта товары шведской марки были добавлены в перечень для поставок по параллельному импорту, то есть ввозить их в Россию можно будет без разрешения правообладателя. Но это коснется только небольшой группы товаров — керамической посуды и некоторых предметов из дерева, например вешалок для верхней одежды и подставок для ручек и письменных приборов. Мебель и постельное белье в список не попали. Но бывшие российские поставщики Ikea и так продолжают производить и мебель, и белье и продавать их на внутреннем рынке.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique