Что известно о проблемах «Золотой короны» с денежными переводами
24 августа пользователи платежной системы «Золотая корона» столкнулись с проблемами при попытке перевести деньги через грузинские банки.
За день до этого США ввели санкции против разработчика программного обеспечения для «Золотой короны». При этом сама компания под санкции не подпала. Но уже 26 августа Ассоциация банков Грузии заявила, что работа сервиса восстановлена.
После этого переводы приостановил Freedom Bank, а затем и другие крупные казахстанские банки: Halyk Bank и Bank RBK. Их представители заявляют, что пауза в работе связана с техническими причинами. Скорее всего, компании оценивают риск подпасть под вторичные санкции из-за отправки платежей через российскую платежную систему.
«Золотая корона» — это российская система платежных сервисов, которая работает на территории России и стран СНГ, а также Турции, Израиля и некоторых стран Европы и Юго-Восточной Азии. После ухода Visa и Mastercard в 2022 году «Золотая корона» стала одним из основных способов переводить деньги из России за рубеж. Компания занимает лидирующую позицию по объему переводов в Грузии, Казахстане и Киргизии.
Угрожают ли санкции платежам
23 августа США расширили свой список санкций, добавив в него почти 400 физических и юридических лиц, в числе которых оказался Центр финансовых технологий. Эта компания разрабатывала мобильное приложение для платежной системы «Золотая корона».
Кроме того, на сайте ЦФТ указано, что компания обеспечивает поддержку операционно-клирингового центра платежной системы «Золотая корона», включая работу с картами и денежными переводами.
Оператор платежной системы «Золотая корона» — другая компания, РНКО «Платежный центр», против которой не вводили прямые санкции. Однако, по данным РБК, сама она на 100% принадлежит компании «ЦФТ-сервис», которая являлась связанной стороной с подсанкционным ЦФТ. Об их связи сказано в финансовой отчетности РНКО «Платежный центр» за 6 месяцев 2021 года. К сожалению, более свежей информации пока нет, поэтому достоверно неизвестно, является ли сегодня ЦФТ конечным контролирующим собственником «Золотой короны».
В любом случае теперь «Золотой короне» придется разорвать все связи с ЦФТ, если она хочет работать на рынке международных платежей, не опасаясь вторичных санкций. Кроме того, банки и клиенты могут сами отказаться от сотрудничества с компанией, если заподозрят ее в связях с бизнесом, который находится в SDN-листе США.
В свое время сама «Золотая корона» перестала обслуживать платежи с карт российских банков, которые подпали под санкции. В частности, проблемы с переводами возникали у клиентов Сбера, «Альфа-банка» и Т-Банка.
Что известно о проблемах с переводами
О проблемах с переводами через грузинские банки пользователи «Золотой короны» начали сообщать 24 августа — на следующий день после того, как США объявили о санкциях против ЦФТ.
Технические сложности при переводе денежных средств через «Золотую корону» подтвердили в Bank of Georgia — одном из крупнейших банков Грузии. Но причины неполадок там не уточнили.
Проблемы с переводом возникли и у другого крупного грузинского банка — TBC, который не позволял зачислить средства даже через приложение самой «Золотой короны». Позже платежи снова стали проходить, а работа приложения была полностью восстановлена.
Некоторые пользователи «Золотой короны» жаловались на то, что не смогли получить перевод наличными в офисах грузинского платежного сервиса «Рико», однако другие заявляли, что смогли получить свои деньги.
26 августа Ассоциация банков Грузии заявила о восстановлении работы сервиса. В банковском объединении заявили, что временный сбой был связан с «исследованием, которое сектор проводил в отношении международных санкций». По всей видимости, нужно было время, чтобы выяснить, есть ли какие-то отношения у «Золотой короны» с подпавшим под санкции ЦФТ.
«В результате исследований указанная связь не установлена. Соответственно, услуга восстановлена», — сообщили в ассоциации банков Грузии.
28 августа казахстанский Freedom Bank сообщил, что приостановил переводы через платежную систему «Золотая корона», потому что «ожидает дополнительную информацию в целях проведения анализа».
Позже о приостановке обслуживания денежных переводов через «Золотую корону» заявили и другие крупные казахстанские банки — Halyk Bank и Bank RBK. И это несмотря на то, что ранее Нацбанк Казахстана подтвердил, что сама платежная система не подпала под санкции и предупреждений по этому поводу в адрес Казахстана от США не поступало.
Правда, есть казахстанские финансовые компании, которые продолжают работать с «Золотой короной». Среди них — Евразийский банк и «Нурбанк». Представитель еще одного казахстанского банка, «Центркредита», заявил, что компания полностью восстановила работу с «Золотой короной» после технической паузы в среду, 28 августа.
На момент публикации материала представители «Золотой короны» не делали официальных заявлений по поводу возникшей ситуации и влияния санкций на переводы. Мы продолжаем следить за ситуацией и обновим текст, когда появится новая информация.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique