Ну и что? 28011

Если не организовать медосмотр для офисных работников, можно попасть на штраф

Роструд разрешил работодателям не проводить медосмотры офисных сотрудников, если есть заключение, что на рабочем месте всё в порядке с нормами излучения от компьютеров. На самом деле это почти ничего не значит, но стоит иметь в виду.

Вроде как теперь можно провести экспертизу и не тратиться на медосмотры секретарей, бухгалтеров, копирайтеров, программистов, менеджеров и операторов колцентров. И тогда фирму не должны оштрафовать на 110 тысяч рублей.

В любом случае готовьте деньги: на экспертизу, медосмотры или штрафы

Кому и зачем нужно проводить медосмотры?

По закону все работодатели должны проводить медосмотры сотрудников, когда это положено по закону. Так нужно делать до того, как человека приняли на работу, и потом, когда он уже работает. Как часто — зависит от должности и условий работы, но всё прописано в законе.

Медосмотры нужно проводить не для всех сотрудников, но для многих. Есть очевидное: например, обязательно отправлять на медосмотр военных, учителей, пожарных, сталеваров, горняков и водителей. Но есть и неочевидные требования. Скорее всего, у вас в компании тоже есть такие должности.

Например, это касается всех, кто больше половины рабочего времени проводит за компьютером: пишет текст, заполняет таблицы, настраивает рассылки, ведет соцсети, выписывает документы, что-то читает с монитора или подключил гарнитуру и отвечает на вопросы клиентов в чате.

До того как принять человека на такую должность, нужно, чтобы он прошел медосмотр и принес справку, что годен к работе. И потом через два года его опять надо отправить на медосмотр. А потом опять.

Если не провести обязательный или периодический медосмотр, компанию оштрафуют минимум на 110 тысяч рублей, а директора и ИП — на 15 тысяч.

Зачем проводить медосмотры для офисных сотрудников? Какие противопоказания могут быть для такой работы? И как она может навредить?

Медосмотры нужно проводить, потому что так положено по закону. Это прямо прописано в трудовом кодексе. Еще по этому поводу есть отдельные документы Минздрава, Роспотребнадзора и Роструда.

Медосмотры нужно проводить для тех сотрудников, которые больше половины рабочего времени проводят за компьютером или используют другую оргтехнику, от которой есть электромагнитное излучение. Минздрав считает, что такая работа может наносить вред и не все люди к ней готовы, хотя и думают иначе. Если человек собирается много работать за компьютером, его должен проверить окулист и невролог.

Например, противопоказания для такой работы — катаракта или нервные расстройства. Такие болезни могут уже быть у кандидата на должность секретаря или бухгалтера или появиться потом. Точно сможет сказать только врач по итогам медосмотра.

Обязанность работодателя — узнать об этом заранее или вовремя обнаружить.

Кто должен за всё это платить? Медосмотры ведь не бесплатные.

Медосмотры не бесплатные, и проводить их может не любой врач и не любой медцентр. У организации, которая проводит медосмотры, должна быть специальная лицензия.

Платить за всё это должен работодатель. Нельзя обязать работника оплачивать периодические медосмотры каждые два года. И даже за новых сотрудников придется платить фирме. То есть человек еще не принес никакой пользы компании, а из-за него уже нужно нести какие-то расходы.

Так что по этому поводу сказал Роструд? Вроде бы можно не проводить медосмотры?

Роструд говорит, что иногда можно не проводить медосмотры для сотрудников, которые работают за компьютерами. Для этого нужно получить официальное заключение, что условия труда у редактора, оператора, бухгалтера и менеджера не вредные и не опасные, а излучение в норме. Заключение выдают по итогам экспертизы. Экспертизу проведет организация, у которой есть такое право. Это тоже платно.

Раньше тот же Роструд считал по-другому, даже несмотря на то, что Минздрав и Роспотребнадзор были с ним не согласны.

Вот какие документы выпускали разные ведомства на этот счет:

Аргументы и тогда и сейчас выглядели логично. Почему мнение поменялось, каким оно будет завтра или в конкретной ситуации, непонятно.

Интересно, что в этом письме Роструд не утверждает, не заявляет и даже не считает, что медосмотры можно не проводить. Он всего лишь «полагает», что у работодателя нет такой обязанности.

В любом случае такие разъяснения — это не нормативные документы. Если кого-то всё-таки оштрафуют даже при наличии заключений об условиях труда, письма могут повлиять на позицию суда. А могут и не повлиять.

Например, в деле «Норильского никеля» заключение об условиях труда не спасло: компанию наказали за то, что у операторов видеотерминалов не было медосмотров. Компания дошла до Верховного суда, но не помогло. Хотя понятно, что с юридической помощью там всё было хорошо.

Что делать, чтобы не попасть на штрафы и не переплачивать из-за медосмотров?

Проводить медосмотры. Это надежнее всего и точно поможет избежать огромных штрафов. Обычно этим занимаются кадровики или специалисты по охране труда. Если их нет в штате, придется изучить правила для медосмотров и оформить все документы. Медосмотры проводят по направлению. Как его составить, тоже написано в нормативных документах.

Медосмотр — это не обычная диспансеризация в поликлинике. Нельзя путать эти мероприятия и заменять одно другим. И просто так отправить самого сотрудника за справкой тоже нельзя.

Договориться с медцентром о скидке. Если сотрудников много, можно найти медицинский центр, который будет обслуживать вашу организацию дешевле, но постоянно. Цена медосмотра зависит от должности и количества исследований, которые нужно пройти. Для офисных работников это обычно стоит одну-три тысячи рублей. Чем больше сотрудников, тем дешевле.

Правильно оформляйте документы, чтобы не пришлось платить за предварительный медосмотр неподходящих кандидатов.

Получить заключение об условиях труда. Найдите экспертную организацию в своем городе и проверьте, есть ли она в реестре Минтруда. Узнайте, сколько это стоит и как долго будут действовать результаты. Может быть, дешевле провести медосмотр. Или аттестацию придется проводить заново, если вы переедете в новый офис или купите еще один компьютер, и вам это невыгодно.

Если выберете оценку условий труда, проконсультируйтесь с юристом или опытным кадровиком, как всё оформить в вашем случае. Следите за позициями ведомств, чтобы вовремя подстроиться под новые тренды.

Опять душат бизнес?

Роструд защищает интересы работников и хочет, чтобы они были здоровыми. Конечно, предпринимателям дешевле не проводить никаких медосмотров, и эти требования Роструда — дополнительная нагрузка на бизнес. Но, с другой стороны, здоровье дороже.

А еще этим требованиям много лет. Их придумали не вчера. Соблюдать эти правила и проводить медосмотры даже для офисных сотрудников нужно было и раньше. Мы, может, и не написали бы об этом, если бы Роструд не изменил позицию. Соблюдайте закон: обычно это дешевле штрафов и проще судов.

Ну и что? 7833

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.

Ну и что? 7859

ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется

С 1 января 2018 сделки по договорам в валюте нужно будет оформлять по новым правилам. Центробанк утвердил для этого новую инструкцию.

Главное

Паспортов сделки больше не будет.

Вместо них банки будут вести учет контрактов, сумма которых больше 3 млн рублей.

Банк все равно имеет право запросить документы по сделке, если у него возникнут подозрения. Даже если сумма контракта меньше 3 млн.

Изменился перечень и формы документов для оформления сделки. Но вам в этом разбираться не придется: банк поможет.

Для сделок до 200 тысяч рублей документы вообще не нужны. Платить комиссию за валютный контроль не придется.

Кого это касается?

Это касается предпринимателей и фирм, которые занимаются импортом или экспортом. Например, продают товары за границу, оказывают услуги иностранным компаниям или сдают в аренду имущество за рубежом. Расчеты по таким контрактам оформляют по особым правилам.

Нельзя просто так заключить договор с нерезидентом и перевести ему деньги. Придется подключить отдел валютного контроля, предоставить в банк документы и оформить паспорт сделки. Иначе законно рассчитаться не получится: банк не имеет права проводить платеж.

Чтобы собрать документы и оформить паспорт сделки, нужно время. Еще за это нужно заплатить по тарифам банка. Такие правила.

Что за паспорт сделки?

Это такой документ, который банк оформляет для импортного или экспортного контракта. Он нужен для валютного контроля. В паспорт сделки вносят данные из документов, которые предоставляет клиент. Когда стороны выполнят свои обязательства, паспорт сделки закрывается. Потом банк передает данные о сделке в ЦБ.

Если с документами не все в порядке, паспорт сделки не оформят и расчеты не проведут. У банка есть такое право по закону.

Сейчас паспорт сделки нужно оформлять для всех контрактов на сумму больше эквивалента 50 000 $. Но скоро все изменится.

Паспорта сделки будут совсем не нужны?

Да, с 1 января 2018 года паспортов сделки не будет. Но это не значит, что расчеты по договорам с иностранными компаниями будут проводить автоматически.

Валютный контроль никуда не денется. Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк будет регистрировать договор.

По каким правилам банки будут регистрировать договоры?

Банки будут регистрировать только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров — 3 млн рублей, для экспортных — 6 млн рублей. Если в договоре сумма меньше, его не регистрируют.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны. Для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений. Сотрудники отдела валютного контроля объяснят, что нужно в конкретном случае и как все оформить.

Регистрацию договоров будут проводить за один день. Расчеты станут быстрее и проще.

Банк не сможет отказать в регистрации договора. Если есть все данные, контракт поставят на учет в любом случае.

Банк имеет право запросить документы по любому платежу в рамках валютного договора?

Нет, не по любому. Если сумма меньше 200 тысяч рублей в рублевом эквиваленте, по новым правилам документы предоставлять не нужно.

Но если сумма контракта больше или по нему есть вопросы, банк может запросить информацию, даже если договор не ставят на учет.

А можно разделить перечисления на несколько платежей до 200 тысяч и ничего не предоставлять в банк?

Так не получится. Важна не сумма платежа, а сумма контракта. Если она больше 200 тысяч, банк может запросить документы по сделке. Если больше 3 млн рублей для импорта или 6 млн для экспорта, контракт поставят на учет.

С иностранной компанией можно заключить договор и платить в рублях. Тогда не нужно ничего предоставлять и регистрировать?

Все равно нужно. Даже если договор в рублях — это валютная сделка. Валюта не обязательно должна быть иностранной, может быть и российской.

И контрагентом не обязательно должна быть компания за границей. Она может работать и в России, принимать или переводить рубли, а сделка попадет под валютный контроль. Например, если это представительство иностранной компании в России.

Если контракт заключен в 2017 году, а расчеты в 2018, по какой инструкции нужно все оформлять?

В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения заново не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Новые правила помогут сэкономить?

Помогут, но не всем. За регистрацию и учет договоров все равно придется платить. Отмена паспорта сделки не означает отмену платы за валютный контроль. Для банка это почти такая же работа, только называется по-другому.

Сэкономить время и деньги смогут те, у кого контракты на небольшие суммы. Им придется собирать меньше документов. Плюс можно сэкономить на комиссии за валютный контроль.

Документы можно будет оформлять быстрее. Сейчас паспорт сделки готовят три дня. В следующем году договор поставят на учет за день.

Вот как еще можно сэкономить на оформлении валютных операций.

Изучите тарифы банка. У всех разные комиссии и условия. Бывают тарифы, где услуги валютного контроля вообще нет. А есть с пониженной платой и лимитом по сумме комиссии. Можно выбрать подходящий в зависимости от оборота и сумм сделок.

Узнайте, как можно передать документы. Носить в банк оригиналы и копии долго. Если чего-то не хватит, придется идти снова. Удобнее загружать сканы в личном кабинете или отправлять в чат с менеджером. Если в банке есть такая услуга, дело пойдет быстрее.

Найдите консультанта по валютным сделкам. Импорт и экспорт сложнее расчетов с резидентами. За любое нарушение штрафуют. В итоге можно потерять больше, чем заработаешь. Узнайте в своем банке, кто сможет помочь и есть ли персональный менеджер для сложных вопросов. Если эксперт вовремя подключится к сделке, не будет ошибок и получится сэкономить.