Пачка инвестновостей: метаморфозы Apple, расширение AMD и грузовики-убийцы

1
Пачка инвестновостей: метаморфозы Apple, расширение AMD и грузовики-убийцы

Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Apple получает «Оскары» и разгоняет инфляцию в сфере услуг. AMD пытается ударить по Intel там, где может. Автоуправляемые грузовики выезжают на рынок труда.

Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.

Новая надежда: медленные изменения в бизнесе Apple

За последние несколько недель в жизни технологического гиганта Apple (NASDAQ: AAPL) произошел ряд значительных изменений, на которые следует обратить внимание как ее акционерам, так и просто посторонним.

Подписки. Компания сейчас работает над введением платной подписки на свои устройства. Сложно сказать, как именно это будет выглядеть. Но очень вероятно, что этот план будет действовать по той же модели, что и лизинг автомобилей: по сути, тот же кредит, но дешевле и на более гибких условиях.

Предполагается, что у разных типов устройств будут разные планы подписки. Запуск подписки произойдет самое раннее в конце 2022, но саму идею вообще могут завернуть, поскольку сейчас компания также продолжает экспериментировать с рассрочкой.

В 2015 году компания запустила программу апгрейда Айфонов: через финансовую организацию-партнера пользователи могли выплачивать стоимость Айфона в течение 24 месяцев и менять его на новую модель каждые 12 месяцев. Также компания позволяет пользователям Apple Card выплачивать по частям стоимость их покупок продукции Apple. Оплату планшетов и ноутбуков можно растянуть на 12 месяцев, а часов и смартфонов — на 24 месяца.

Учитывая ажиотаж вокруг рассрочки, искусственно раздуваемый в западных странах стартапами типа Affirm, я бы ожидал, что компания еще долго будет играться с рассрочкой и, может быть, даже предпочтет ее программе подписки.

Кстати, многие крупные компании уже начали экспериментировать с подпиской. Можно вспомнить печально известного американского производителя тренажеров Peloton: он теперь тестирует возможность давать пользоваться своими велосипедами и программами тренировки в рамках ежемесячной подписки от 60 до 100 $ в месяц.

Американская авиакомпания Alaska Air Group тоже тестирует подписку в своем бизнесе. Потенциальные плюсы от введения подписки на устройства действительно велики: Apple сможет начать захват доли рынка у более дешевых Android и Xiaomi. Если подписка на ее устройства будет стоить относительно умеренных денег, то ее товары будут востребованны и все, кто не покупает ее смартфоны по причине непомерной цены, будут брать ее смартфоны по подписке. Более того, это позволит Apple рассчитывать на более-менее стабильный приток денег.

Риски тут тоже велики: железо — это не то же самое, что и облачные сервисы, его могут и не вернуть и компания потеряет деньги. Понятно, что риски эти особенно велики в странах Азии и Африки, где позиции Apple нынче слабы. А собирать смартфоны через коллекторов в этих районах будет, конечно, крайне затратно.

Снижение производства устройств. Компания снизила объем заказов на производство Айфонов модели SE на 20% — это примерно 2—3 млн штук — из-за известных событий в Восточной Европе. Причем важным моментом при принятии решения для компании было падение спроса.

Еще компания планирует снизить заказы на производство наушников AirPods на 10 млн до конца года по тем же причинам. Это составляет примерно 10% от общего количества продаваемых ежегодно наушников.

Также компания снизила цену покупки старых Айфонов по программе обмена — более высокие цены на старые модели можно найти на рыночных площадках типа eBay. Обычно, чем выше цены покупки старых Айфонов в магазинах Apple, тем больше стимулов у пользователей смартфонов прийти и обменять их с доплатой.

Среди пользователей смартфонов Apple у 25% старые модели — iPhone 8 или даже еще старше. Это, конечно, очень большая потенциальная аудитория для покупки новых Айфонов.

Некоторые аналитики считают, что снижение цен на обмен говорит о том, что Apple не волнуется о спросе на новые Айфоны и это показатель того, что в ее бизнесе все хорошо. Но я настроен не так оптимистично: на фоне новостей про снижение производства устройств мне кажется, что Apple просто рубит издержки.

Это очень плохие новости для всех ее поставщиков. В частности, для Qorvo, Broadcom, Qualcomm и Skyworks Solutions.

«Оскар». Фильм стримингового сервиса Apple TV+ «CODA: Ребенок глухих родителей» на прошедшей церемонии вручения кинонаград Американской академии кинематографических искусств и наук получил аж три премии «Оскар». Важно то, что фильм получил главную награду — «Лучший фильм».

На мой взгляд, это может привести в стриминговый сервис компании много новых подписчиков по ряду причин.

Во-первых, это может привлечь к ее студии немало талантливых кинематографистов. В этой среде «Оскар» все еще считается очень важной медалью — примерно как диплом CFA среди финансовых аналитиков. А в теории эти авторы могут сильно повысить качество производимого Apple контента, что позволит, в свою очередь, привлечь много новых подписчиков.

Здесь не так важно то, что «CODA» — это не сильно привлекательный с коммерческой точки зрения продукт. Главное — это профессионально поставленный фильм с непростыми постановочными решениями, а значит, его режиссер Шан Хейдер вполне справится с каким-нибудь кинокомиксом. К слову, на телевидении «в почетной ссылке» пребывает немало талантливых режиссеров типа Грегори Хоблита и Николь Кэссел.

Во-вторых, пусть количество просмотров «Оскара» стремительно падает, это все еще большое мероприятие с количеством зрителей от 10 млн человек. Смотрят его не таксисты, а вполне платежеспособная аудитория. Часто — леволиберальных взглядов и при деньгах. Условно говоря, читатели New York Times. Посмотрим, приведет ли победа компании на «Оскаре» к притоку платежеспособных подписчиков. Но, как мне кажется, получение премии увеличивает шансы на это.

В сумме все три новости говорят о том, что компания еще не оставила своих планов по переходу в сектор услуг. У нее есть 785 млн платящих подписчиков во всех ее сервисах: Music, TV+, Arcade, новости и других. Это на 165 млн больше, чем год назад. Логично, что компания хочет и дальше развивать этот сегмент, увеличивая аудиторию платных подписчиков и продавая им все больше своих услуг.

Но путь этот будет тернистым: американский суд обязал Apple дать разработчикам сторонних приложений возможность совершать покупки внутри приложений в обход платежной системы Apple. А это значит, что самый маржинальный путь «владеть рыночной площадкой, получать комиссию и не делать ничего» для компании постепенно закрывается. Ей придется тратить кучу денег на развитие собственных сервисов, что будет не очень хорошо сказываться на ее бухгалтерии и показателях прибыли. Все-таки устройства дают большую часть выручки компании, и именно это та сфера, в которой компания сильна.

Денег у Apple очень много, и она может себе позволить щедро тратиться на эксперименты. Это грозит всей экономике ростом зарплат как в сфере производства контента, так и раздутием стоимости различных стартапов. А значит, нынешним и потенциальным конкурентам Apple на рынке услуг следует приготовиться конкурировать с яблочной компанией за сотрудников, контент и аудиторию.

Воины дороги: как автоуправляемые грузовики могут уничтожить сотни тысяч рабочих мест

Американские исследователи из Университета Карнеги и Мичиганского университета опубликовали исследование Impact of automation on long haul trucking operator-hours in the United States, посвященное тому, как грузовики на автопилоте будут влиять на рынок труда в США. Вот что интересного оттуда можно узнать:

  • автоуправляемые грузовики могут выполнять 94% всех перевозок на дальние расстояния в США;
  • в зависимости от масштаба рецепции автоуправляемых грузовиков будет страдать рынок труда для водителей и операторов в этой области: может отпасть нужда в очень и очень большом количестве работников-людей — в диапазоне от 30 до 500 тысяч человек.

Исследование крайне интересное, и всем советую его прочитать. Для инвесторов же оно актуально в силу двух причин.

Во-первых, оно показывает большой потенциал для внедрения этой технологии, что будет большой радостью для компаний типа TuSimple (NASDAQ: TSP).

Во-вторых, оно позволяет нам предсказать большие социально-экономические потрясения, которые могут произойти в случае, если начнется массовая безработица, вызванная роботизацией труда. Маловероятно, что все эти потерявшие возможность заработка водители будут просто сидеть и смотреть, как их заменяют алгоритмами.

В связи с этим люди, ответственные за принятие решений, могут «прикрутить фитилек» и тормозить автоматизацию труда, дабы избежать серьезных потрясений. В принципе, это не фатальный вариант: автоматизация все равно будет происходить, просто не так форсированно. Так что TuSimple и ей подобные все равно смогут хорошо заработать — пусть и не сразу.

Голова в облаках: AMD покупает Pensando

Полупроводниковый колосс AMD (NASDAQ: AMD) объявил о покупке частной облачной компании Pensando.

Вот что нужно знать инвесторам:

  • стоимость покупки — 1,9 млрд долларов;
  • Pensando — это облачная компания, предоставляющая платформу и ПО для различных вычислительных решений. Среди ее клиентов Goldman Sachs, IBM, Microsoft и Oracle;
  • сделка будет закрыта где-то во второй половине этого года;
  • я ничего не нашел о финансовых показателях и прибыльности компании. Единственное число — годовая выручка, она составляет 110 млн. Хотя это не точно. Но коли компания действительно продает своих решений на такую сумму каждый год, то факт, что AMD заплатила более чем 18 ее годовых выручек, — крайне щедрая сделка.

Эти движения AMD связаны с планами менеджмента компании соперничать с Intel на поле создания чипов для дата-центров: к настоящему моменту доля AMD на этом рынке сократилась до 1% и она пытается исправить это положение дел. Ведь растущая потребность корпоративного сектора в вычислениях делает именно дата-центры одной из самых высокомаржинальных и многообещающих специализаций на рынке полупроводников.

Что ж, план на самом деле не самый плохой и в чем-то даже логичный. В отличие от Intel у AMD нет своего производства: чипы для нее делают, тестируют и собирают из них компоненты аутсорсеры, а, учитывая ситуацию на рынке, попытки развивать собственное производство влетят компании в копеечку. Ведь все основные игроки тратят огромные деньги на расширение своих производственных мощностей, что приводит к росту расценок в этой области. А облачное ПО компании позволит усилить существующую линейку предложений AMD.

Pensando — это, если так можно сказать, «интеллектуальный» бизнес, как раз та сфера, в которой AMD сильна просто в силу своей специализации. Поэтому будем надеяться, что от новой покупки компании будет большая польза.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество