Продажи НЛМК выросли в 2020 году, но есть нюансы
НЛМК (MCX: NLMK) — крупный металлургический холдинг. Активы компании располагаются в России, США и ЕС, а совокупные производственные мощности достигают 17 млн тонн стали в год.
22 января 2021 года на сайте НЛМК вышел пресс-релиз, который представляет операционные результаты компании в 2020 году. Несмотря на неблагоприятную ситуацию на рынке металлургии на фоне пандемии коронавируса и падения деловой активности, компания отчиталась о росте производства и реализации стали в 2020 году по сравнению с 2019 годом.
Но все это стало следствием низкой базы 2019 года, когда производственные показатели бизнеса оказались на минимумах последних лет.
Ситуация в отрасли
В отрасли черной металлургии кризисные явления проявились еще в 2019 году. Цены на сталь начали снижаться на фоне избытка предложения на основных рынках и достигли исторического минимума в ноябре 2019 года.
НЛМК воспользовался ситуацией для того, чтобы провести ремонтные работы на своих предприятиях, из-за чего объемы производства и продаж в 2019 году оказались на минимуме последних лет.
В первой половине 2020 года ситуация стала еще хуже: введение ограничительных мер из-за коронавируса нанесло урон всем отраслям промышленности. Это привело к падению спроса на стальную продукцию, что отразилось на котировках и вынудило металлургические компании менять структуру продаж и искать новые рынки сбыта.
Во втором полугодии спрос на сталь вновь начал расти, что привело к дефициту в ряде стран и резкому росту цен на стальную продукцию.
Что с производством
За 2020 год НЛМК увеличил производство стали на 1% год к году: с 15,7 до 15,8 млн тонн. Этот незначительный рост связан с низкой базой 2019 года.
О возврате показателей на докризисные уровни пока говорить не приходится. Этот факт подтверждает и загрузка производственных мощностей, которая осталась на уровне 2019 года и составила 94%. У бизнеса есть потенциал увеличить производство стали на миллион тонн просто за счет дозагрузки мощностей, если ситуация на рынке будет благоприятнее.
Основное падение производства пришлось на американский дивизион, где объемы выпуска стали упали сразу на 15% — до 0,6 млн тонн — из-за сокращения выпуска стали в штате Индиана.
Кроме ограничительных мер на это повлияли торговые войны. В частности, из-за торговых пошлин НЛМК не сумел транспортировать в США слябы, которые используются при производстве стальной продукции. Компания считает, что ограничения ввели незаконно на основании ложной информации от американской сталелитейной компании U. S. Steel, и подала на конкурента в суд.
НЛМК — вертикально интегрированный бизнес. Компания сама контролирует всю цепочку производства и обеспечивает себя сырьем для выпуска стальной продукции.
Объем производства кокса, который используется при выплавке стали, вырос по итогам 2020 года на 4% — до 5,7 млн тонн. Причина вновь в низкой базе 2019 года.
Зато производство железорудного сырья уже который год обновляет исторический максимум и по итогам 2020 года достигло рекордных 18,5 млн тонн. Этому способствовали хорошие результаты 4 квартала на фоне роста цены на железорудное сырье. Цены выросли на мировых рынках на 48% год к году и достигли 10-летнего максимума в 4 квартале из-за спроса со стороны китайских производителей.
Объем выпуска металлопродукции увеличился на 6% год к году — до 17,4 млн тонн — за счет роста производства товарной заготовки, чугуна и слябов.
Основной объем в структуре производства занимает листовой прокат — 47,2% по итогам 2020 года.
Загрузка мощностей
2016 | 95% |
2017 | 98% |
2018 | 99% |
2019 | 94% |
2020 | 94% |
Загрузка мощностей
2016 | 95% |
2017 | 98% |
2018 | 99% |
2019 | 94% |
2020 | 94% |
Производство в миллионах тонн
Сталь | Кокс | Железорудное сырье | Металлопродукция | |
---|---|---|---|---|
2016 | 16,6 | 6,5 | 17,2 | 16,1 |
2017 | 17,1 | 6,5 | 17,1 | 16,6 |
2018 | 17,5 | 6 | 18,4 | 17,6 |
2019 | 15,7 | 5,5 | 18,4 | 16,4 |
2020 | 15,8 | 5,7 | 18,5 | 17,4 |
Производство в миллионах тонн
Сталь | |
2016 | 16,6 |
2017 | 17,1 |
2018 | 17,5 |
2019 | 15,7 |
2020 | 15,8 |
Кокс | |
2016 | 6,5 |
2017 | 6,5 |
2018 | 6 |
2019 | 5,5 |
2020 | 5,7 |
Железорудное сырье | |
2016 | 17,2 |
2017 | 17,1 |
2018 | 18,4 |
2019 | 18,4 |
2020 | 18,5 |
Металлопродукция | |
2016 | 16,1 |
2017 | 16,6 |
2018 | 17,6 |
2019 | 16,4 |
2020 | 17,4 |
Структура производства металлопродукции в 2020 году
Листовой прокат | 47,2% |
Товарные слябы | 28,8% |
Сортовой прокат | 11,9% |
Товарный чугун | 8,5% |
Прочее | 3,6% |
Структура производства металлопродукции в 2020 году
Листовой прокат | 47,2% |
Товарные слябы | 28,8% |
Сортовой прокат | 11,9% |
Товарный чугун | 8,5% |
Прочее | 3,6% |
Что с продажами
За 2020 год объем продаж вырос на 3% год к году — с 17,1 до 17,5 млн тонн — и почти достиг результатов 2018 года.
Такой рост связан с изменением структуры продаж: увеличилась доля полуфабрикатов, у которых ниже цена и маржа. Объемы реализации готовой продукции, в свою очередь, сократились, что должно негативно сказаться на итоговой выручке.
Объемы реализации готовой продукции упали до четырехлетнего минимума и составили 10,5 млн тонн. Причиной стал слабый спрос на готовую стальную продукцию в апреле — мае 2020 года, что вынудило компанию продавать больше полуфабрикатов.
Компания реализовала на 16% больше полуфабрикатов, что стало рекордным результатом для бизнеса. Рост произошел за счет увеличения продаж чугуна и сортовой заготовки на внешние рынки.
В результате доля продаж на рынках России, США и ЕС снизилась с 66 до 61%, а доля экспорта выросла до 39%.
При этом продажи в России остались на уровне 2019 года и составили 6,7 млн тонн, а продажи в США сократились на 27% — до 1,6 млн тонн.
Реализация продукции в миллионах тонн
Готовая продукция | Полуфабрикаты | |
---|---|---|
2016 | 10,2 | 5,7 |
2017 | 10,8 | 5,7 |
2018 | 10,8 | 6,8 |
2019 | 11,1 | 6 |
2020 | 10,5 | 7 |
Реализация продукции в миллионах тонн
Готовая продукция | |
2016 | 10,2 |
2017 | 10,8 |
2018 | 10,8 |
2019 | 11,1 |
2020 | 10,5 |
Полуфабрикаты | |
2016 | 5,7 |
2017 | 5,7 |
2018 | 6,8 |
2019 | 6 |
2020 | 7 |
Динамика консолидированных продаж в миллионах тонн
2016 | 15,9 |
2017 | 16,5 |
2018 | 17,6 |
2019 | 17,1 |
2020 | 17,5 |
Динамика консолидированных продаж в миллионах тонн
2016 | 15,9 |
2017 | 16,5 |
2018 | 17,6 |
2019 | 17,1 |
2020 | 17,5 |
Динамика продаж на внешних рынках
2016 | 36% |
2017 | 36% |
2018 | 39% |
2019 | 34% |
2020 | 39% |
Динамика продаж на внешних рынках
2016 | 36% |
2017 | 36% |
2018 | 39% |
2019 | 34% |
2020 | 39% |
Структура продаж металлопродукции по регионам
Россия | 38% |
ЕС | 14% |
США | 9% |
Прочее | 39% |
Структура продаж металлопродукции по регионам
Россия | 38% |
ЕС | 14% |
США | 9% |
Прочее | 39% |
Что в итоге
На первый взгляд, производственные результаты НЛМК выглядят достаточно сильными, особенно с учетом тяжелой ситуации, которая сложилась на рынке черной металлургии в 1 половине 2020 года. Компания продемонстрировала рост производства сырья и металлопродукции, а также увеличение консолидированных продаж на 3%, что позволило вплотную приблизиться к результатам 2018 года.
При более детальном анализе результаты не выглядят оптимистично. Компания сократила продажи на домашних рынках на 6% за счет падения продаж в США и ЕС, где ограничительные меры нанесли особенно сильный урон экономике и спросу. В результате НЛМК был вынужден переориентировать продажи на внешние рынки и менять структуру продаж в пользу более дешевой и низкомаржинальной продукции — полуфабрикатов. Все это негативно повлияет на общую выручку и рентабельность продаж по итогам года.
Не стоит забывать, что отрасль черной металлургии относится к числу циклических и обычно одной из первых ощущает на себе последствия кризиса, потому что резко падает спрос на ее продукцию со стороны смежных отраслей промышленности: строительной, машиностроительной, нефтегазовой и других.
Цены на сталь могут достаточно быстро вырасти, когда экономика начнет восстанавливаться и на рынке возникнет дефицит стальной продукции. Примерно это произошло во 2 половине 2020 года, когда рост потребления металлопродукции на фоне отложенного спроса привел к резкому взлету цен на сталь на основных биржах. Пока рано судить о том, насколько этот тренд окажется долгосрочным и сможет ли мировая экономика быстро вернуться на докризисные уровни потребления стальной продукции.