Новости
4K

Новые штрафы в сфере прав потребителей: что ждет бизнес в ноябре 2023 года

Обновленные чек-листы Роструда для проверок работодателей и другое
6
Новые штрафы в сфере прав потребителей: что ждет бизнес в ноябре 2023 года
Аватар автора

Марина Суховская

следит за новостями

Страница автора

Центробанк снова поднял ключевую ставку — до 15%. Появились новые нарушения в сфере прав потребителей, за которые могут наказать бизнес. У туроператоров по выездному туризму стало больше обязанностей. Заканчивается годовая отсрочка для фермерских хозяйств по переходу на маркировку молочной продукции. Есть и другие новости.

ЦБ поднял ключевую ставку до 15%

Четвертый раз за год Банк России увеличил ключевую ставку, теперь с 13% до 15%. Недавно в Т⁠—⁠Ж рассказали, как это скажется на экономике и людях. Если коротко, то, скорее всего, вырастут ставки по кредитам и вкладам, а также доходность накопительных счетов.

Следующее заседание Совета директоров ЦБ, на котором будут решать вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15.12.2023.

Появились два новых состава нарушений в сфере прав потребителей

С 30 октября 2023 года статью 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» КоАП РФ дополнили двумя новыми составами.

Навязывание дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату. То есть когда до заключения договора потребителю сообщают, что для покупки основных товаров, работ либо услуг нужно приобрести дополнительные или заключить иные соглашения. Либо в договоре покупка основных товаров, работ либо услуг обусловлена обязательным приобретением дополнительных.

За это Роспотребнадзор будет штрафовать:

  1. Малые предприятия — на 10 000—20 000 ₽.
  2. Средние и крупные компании — на 20 000—40 000 ₽.
  3. Руководителей фирм и ИП — на 2000—4000 ₽.

Раньше за такое нарушение привлекали к ответственности как за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Штрафы за это вдвое ниже.

Необоснованный отказ рассмотреть претензию потребителя либо уклонение от ее рассмотрения. Штрафы за это такие:

  1. Для малых предприятий — 50 000—150 000 ₽.
  2. Для средних и крупных компаний — 100 000—300 000 ₽.
  3. Для руководителей фирм и ИП — 15 000—30 000 ₽.

Раньше подобного состава в КоАП РФ не было. За неисполнение обязанности продавца ответить потребителю на претензию наказывали как за нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Верхние пределы новых штрафов в десять раз больше прежних.

Роструд обновил чек-листы для проверок работодателей

С 4 ноября 2023 года трудинспекторы при проверках будут использовать обновленный список контрольных вопросов. Поправки связаны с изменением законодательства.

Вот какие разделы чек-листов актуализировали:

  1. О труде несовершеннолетних. Напомню, в этом году требования к их приему на работу смягчили: подросткам с 14 лет для трудоустройства больше не нужно согласие органов опеки. Достаточно письменного разрешения одного из родителей.
  2. О выдаче средств индивидуальной защиты и смывающих средств. С сентября действует новый порядок их выдачи и новые типовые нормы.
  3. О работе женщин и лиц с семейными обязанностями.
  4. Об организации обучения по охране труда.
  5. О гарантиях медработников.

Кстати, бизнес может использовать чек-листы для самопроверки соблюдения трудового законодательства. На сервисе Роструда «Электронный инспектор» надо ответить на контрольные вопросы, и система покажет, насколько работодатель готов к визиту проверяющих.

Стало больше индикаторов риска для проверок Роспотребнадзора

С 3 ноября 2023 года действует новый перечень показателей риска нарушения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей. В нем 4 ранее действующих индикатора и 30 новых.

Среди последних — в системе «Честный знак» в течение календарного месяца зафиксированы сведения о розничной продаже упакованной питьевой воды:

  1. Ранее выведенной из оборота. Условие такое: доля этих продаж превысила 150% среднего объема реализации упакованной воды за тот же месяц в одном российском магазине.
  2. С кодами маркировки, которых нет в системе при аналогичной доле таких продаж.
  3. Которая не была введена в оборот. Доля этих продаж должна превышать 75% среднего объема реализации упакованной воды за тот же месяц.

Сходные показатели риска утверждены для надзора за розничными продавцами других маркируемых товаров, в частности молочной продукции, обуви и шин, парфюмерии, меховых изделий, фототехники. Напомню, что если в 2023 году Роспотребнадзор выявляет индикаторы, по согласованию с прокуратурой он может провести внеплановую проверку бизнеса.

У туроператоров появятся новые обязанности

С 15 ноября 2023 года туроператоры в сфере выездного туризма, то есть из России в другие страны, при продаже туров должны регистрировать их в единую систему электронных путевок. Это нужно делать не позднее 15 числа каждого месяца в порядке, который установило правительство.

Туроператору грозит исключение из федерального реестра туроператоров, если он как минимум три раза за три месяца подряд:

  • продал путевку и не отразил информацию из договора в системе;
  • нарушил порядок или срок передачи сведений;
  • направил недостоверные данные.

Туроператоры, исключенные из реестра, не вправе вести туроператорскую деятельность. А если они все же продолжат ею заниматься после исключения, им грозят миллионные штрафы, а руководителя фирмы могут дисквалифицировать минимум на полгода.

Заканчивается отсрочка для фермеров по переходу на маркировку молочной продукции

30 ноября 2023 года завершается период отсрочки, когда фермерские хозяйства могли не маркировать молочную продукцию, которую производят.

К 1 декабря 2023 года они должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и у них должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов маркировки, их нанесению на товары, оплате кодов и вводу в оборот. Кроме того, фермеры должны подавать сведения в систему маркировки об обороте молочной продукции и выводе ее из оборота.

Истекает срок, когда можно внести обеспечительный платеж по налогу на сверхприбыль

30 ноября 2023 года — последний день, когда налогоплательщики могут перечислить в федеральный бюджет обеспечительный платеж в счет предстоящей уплаты налога на сверхприбыль. Размер платежа может быть любым. Тем, кто не потребует потом возврата платежа, его зачтут в счет уплаты налога.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Марина СуховскаяКакая из этих новостей вас заинтересовала?
  • 🦍0
  • ИринаНеобоснованный отказ рассмотреть претензию потребителя либо уклонение от ее рассмотрения. Штрафы за это такие: Для малых предприятий — 50 000—150 000 ₽. Для средних и крупных компаний — 100 000—300 000 ₽. Для руководителей фирм и ИП — 15 000—30 000 ₽. Интересно, кто это будет определять и что значит уклонение?2
  • alena_lanskayaИрина, очередная неработающая норма, чтобы потребители успокоились. Главное что на бумаге написано, а как работать будет - кому это интересно2
  • Александр БелоусовИрина, добрый день, работать будет просто, потребители под видеофиксацию с телефона приносит претензию, на ресепе или ином органе продавца, ему под видео, говорят, что ничего принимать не будут - здравствуй состав правонарушения, вторая ситуация, потребитель - заказным с уведомлением и описью направляет на юр. адрес продавца претензию, в течении месяца, ответа на неё нет у потребителя, снова здравствуй состав правонарушения. На мой взгляд норма абсолютно рабочая.5
  • Хетаг РевазовАлександр, 10 дней. Закон "О защите прав потребителей предусматривает срок на предоставление ответа в 10 дней3
  • Хетаг Ревазовalena_lanskaya, ну почему же, появилась статья в КоАП, предусматривающая санкции за отказ направлять ответ или его отсутствие вовремя п. 4.1 ст. 14.8 КоАП, если не ошибаюсь. штраф в 50 000 рублей0