Бесплатная электронная подпись и отчет о привитых работниках: новости для бизнеса в июле

21
Бесплатная электронная подпись и отчет о привитых работниках: новости для бизнеса в июле
Аватар автора

Наталия Богатырева

Страница автора

УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись — теперь можно бесплатно получить в ИФНС, за привитых работников в Москве и Московской области нужно будет отчитаться.

Проверки будут проходить не дольше 10 дней, а их результаты можно будет обжаловать на портале госуслуг. Новую форму СЗВ-ТД перенесли на август, но научиться заполнять ее стоит уже сейчас.

Есть и другие новости, расскажу обо всем по порядку.

ИП и руководители компаний могут бесплатно получить УКЭП в налоговой

С 1 июля 2021 года УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись — можно получить бесплатно в удостоверяющем центре ФНС.

По закону ФНС должна выдавать такие подписи только с 2022 года, но в ведомстве решили начать работу с бизнесом раньше.

Кто может получить УКЭП в налоговой:

  1. Руководитель компании, который действует без доверенности — обычно это генеральный директор.
  2. ИП.
  3. Нотариус.

Другие сотрудники и физлица без статуса ИП могут получать электронные подписи, как и раньше, — в аккредитованном коммерческом удостоверяющем центре.

Как получить бесплатную УКЭП:

  1. Запишитесь на прием в ближайшую налоговую инспекцию. Список инспекций есть на промостранице ФНС.
  2. Купите токен для записи электронной подписи в специализированном магазине, например, в Ситилинке или Cryptostore, в удостоверяющем центре или принесите свой. Токен должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ.
  3. Посетите налоговую инспекцию с паспортом, СНИЛС, токеном и его сертификатом соответствия.

Заявление на выдачу УКЭП также можно подать через личный кабинет налогоплательщика — физического лица. В разделе с жизненными ситуациями следует выбрать «Получить квалифицированную электронную подпись». После этого нужно будет сходить в налоговую для записи УКЭП на свой токен.

Новая УКЭП подойдет для любого электронного документооборота, включая отчетность и госзакупки. Оформлять отдельную УКЭП для госзакупок не придется.

Старую УКЭП менять на новую необязательно. Она будет действовать как минимум до 1 января 2022 года.

До 15 июля в Москве и Московской области нужно отчитаться о прививках сотрудников

Организациям и ИП, попавшим под требования об обязательной вакцинации сотрудников в Москве, до 15 июля 2021 года включительно нужно отправить отчет через портал mos.ru. Отчеты должны отправить и работодатели Московской области. В других регионах такого требования пока нет.

Отчет нужно составить по шаблону и отправить через личный кабинет — ulk.mos.ru. Укажите в нем:

  • общие сведения о компании или ИП — название, адрес, ИНН, ОГРН, ОКВЭД;
  • общую численность сотрудников;
  • численность привитых сотрудников;
  • данные о привитых сотрудниках — СНИЛС, номер полиса ОМС, данные паспорта или патента и номер телефона.

Если к 15 июля работники привились только первым компонентом прививки, то срок сдачи отчета продлевается на месяц. Работники успеют ввести второй компонент прививки и работодатель сможет отчитаться за них.

15 августа 2021 года — последний день сдачи отчета о привитых работниках.

Непривитых сотрудников указывать в отчете не нужно.

Кроме того, с 12 июля 2021 года QR-коды на входе нужно будет проверять и у посетителей летних кафе и веранд, если к этой дате требование не изменят.

В СЗВ-ТД надо вписывать код выполняемой функции — с 1 августа

Новая форма отчета СЗВ-ТД должна была вступить в силу с 1 июля 2021 года. Но ПФР перенес этот срок еще на месяц, поэтому до 1 августа 2021 года отчет сдается по старым правилам.

СЗВ-ТД сдают:

  • при приеме на работу или увольнении — на следующий рабочий день;
  • при переводе сотрудника на другую постоянную работу или присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку — до 15 числа следующего месяца;
  • при подаче сотрудником заявления о переходе на электронную трудовую — до 15 числа следующего месяца.

По сотрудникам, которых вы переведете на другую работу в июле, например из-за отсутствия сертификата о прививке, СЗВ-ТД придется сдавать в августе по новым правилам.

По сотрудникам, которых примете на работу или уволите 31 июля, тоже нужно будет сдать отчет по новой форме 1 августа.

Самое главное изменение — для каждого сотрудника нужно будет указывать код должности, профессии или специальности. Это должны делать все работодатели, и компании, и ИП.

Коды должности указаны в ОКЗ — Общероссийском классификаторе занятий в формате XXXX.X. Например, код для юриста — 2611.8, а для бухгалтера — 2411.6.

Сложность может быть в том, что название профессии в трудовой книжке не всегда совпадает с названием в ОКЗ. Например, редактора в классификаторе нет, но есть писатель и журналист. Разобраться помогут описания групп — отдельный раздел в классификаторе Росстата. Там есть примеры занятий, которые, по замыслу Росстата, относятся к тем или иным кодам. Так, редактору газеты нужно поставить код для журналиста, а редактору книги — код для писателя.

Некоторые должности в ОКЗ не указаны в принципе. И подобрать им какую-то альтернативу из имеющихся по описанию функций невозможно. Например, мерчендайзер. В этом случае выбирайте занятие из подходящей сферы деятельности с припиской «не входящие в другие группы». Для мерчендайзера это будет код 5249.2 — «Работники сферы торговли, не входящие в другие группы».

Внимательно читайте описания групп, анализируйте основные функции своих сотрудников и выбирайте то, что больше подходит. Определить коды для всех должностей можно заранее для всего штатного расписания, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу.

Новые требования к проверкам и их обжалованию

С 1 июля 2021 года действует новый закон о госконтроле. Его глобальная задача — сместить акценты от проверок и штрафов на профилактику нарушений. Например, теперь инспекторы смогут проводить профилактические визиты — с объяснениями, какие нормы нужно соблюдать, рекомендациями, какие нарушения нужно исправить, и без штрафов.

В законе подробно расписано, какие мероприятия могут проводить проверяющие. Есть блок профилактических мероприятий и блок контрольных (надзорных) мероприятий. Документарная и выездная проверка остались, но к ним добавили:

  • контрольную и мониторинговую закупку;
  • инспекционный визит;
  • выборочный контроль;
  • рейдовый осмотр;
  • выездное обследование общедоступных объектов без предварительного информирования.

Инспекционный визит и выездную проверку могут проводить дистанционно.

Обычные проверки должны стать проще и прозрачнее. Вот новые общие правила:

  1. Срок проверки — до 10 дней. Для малого бизнеса срок определяют в часах — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
  2. Информацию о всех проверках вносят в единый реестр контрольных мероприятий, который ведет Генпрокуратура. Там можно посмотреть, ждут ли вас проверки в этом году.
  3. Если ИП или организация не согласна с результатами проверки госоргана из списка, то перед обращением в суд она должна подать жалобу в вышестоящий орган, то есть соблюсти досудебный порядок.
  4. Жалобу нужно отправлять через портал госуслуг. Ее рассмотрят в течение 20 рабочих дней.

В 2021 году действуют некоторые особенности, связанные с переходом от старого закона к новому, а также распространением коронавируса:

  1. Плановую выездную проверку могут заменить на инспекционный визит — он проходит в течение дня. Решение должны принять за 20 рабочих дней до дня проверки, а компанию или ИП должны уведомить об этом за 10 рабочих дней.
  2. Субъекты малого предпринимательства в 2021 году планово не проверяют, за небольшими исключениями.

Карту «Мир» должны принимать все магазины с выручкой свыше 20 млн ₽

С 1 июля 2021 года продавцов, которые должны принимать оплату картами платежной системы «Мир», станет больше. Это автоматически означает, что клиенты смогут расплачиваться любыми картами — эквайринг один на все системы.

До 1 марта 2021 года такая обязанность была у магазинов с годовым оборотом 40 млн рублей, после 1 марта принимать к оплате карты «Мир» должны были все магазины с выручкой от 30 млн рублей, а теперь лимит снизили до 20 млн рублей в год.

Выручка учитывается за 2020 год. Если магазин или салон заработал больше 20 млн рублей, он обязан принимать оплату по картам «Мир». Иначе можно получить штраф от Роспотребнадзора:

  • для ИП или руководителя компании — от 15 000 до 30 000 ₽;
  • для компании — от 30 000 до 50 000 ₽.

Карту «Мир» можно не принимать в отдельных торговых точках в двух случаях:

  1. В местности нет доступа к интернету и провести его нельзя.
  2. Выручка за 2020 год у торговой точки была меньше 5 млн ₽.

Утвердили список ситуаций, когда налоговая декларация считается неподанной

Налоговый кодекс дополнили закрытым перечнем причин, по которым налоговая декларация, расчет по страховым взносам и другие расчеты, предусмотренные налоговым законодательством, считаются непредставленными.

Вот что относится к таким причинам:

  1. Декларацию или расчет подписало неуполномоченное лицо.
  2. Руководитель, подписавший декларацию или расчет, дисквалифицирован.
  3. Человек, подписывающий декларацию или расчет, умер до ее подписания.
  4. О руководителе, подписавшем декларацию или расчет, в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений.
  5. В ЕГРЮЛ есть запись о закрытии компании до даты сдачи декларации или расчета в налоговую.
  6. Показатели налоговой декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям.

Налоговая инспекция будет сообщать компании или ИП о несданной декларации в течение 5 дней.

Если декларация была не сдана из-за ликвидации компании, то уведомление направлять не будут. В этом случае уведомлять некого.

Налоговая может уведомлять о блокировке счетов из-за непредоставленной декларации

Налоговая инспекция теперь будет уведомлять компании и ИП о том, что они не предоставили декларацию или расчет, и их счета из-за этого могут заблокировать. Такое уведомление может быть направлено в течение 14 дней до принятия решения о блокировке счетов.

В формулировке, включенной в налоговый кодекс, сказано, что ИФНС вправе направить уведомление. То есть может и не направить. Поэтому следить за сроками представления деклараций и расчетов все-таки стоит самостоятельно.

Срок, в течение которого может быть принято решение о блокировке счетов, увеличили с 10 до 20 дней. Они отсчитываются со дня, когда налоговая декларация или расчет должны были быть представлены.

Закончилась отсрочка по онлайн-кассам для ИП без работников

С 1 июля 2021 года закончилась отсрочка по онлайн-кассам для ИП без сотрудников, которые сами выполняют работы, оказывают услуги или продают товары собственного производства.

Теперь они должны купить онлайн-кассу и использовать ее в работе, если принимают деньги от физлиц. Неважно, как они принимают деньги — наличными, картой, картой на сайте, переводом со счета на счет в банке. Онлайн-касса нужна в любом случае.

За невыполнение требований ИП грозит:

  1. При продаже без онлайн-кассы, когда она требуется, — штраф в 25—50% суммы расчета, минимум 10 000 ₽.
  2. При использовании онлайн-кассы с нарушением порядка регистрации или правил ее применения — предупреждение или штраф от 1500 ₽ до 3000 ₽.

Онлайн-кассы все также можно не применять:

  • в газетно-журнальных киосках;
  • в школьных столовых;
  • на рынках и ярмарках при продаже с лотков;
  • при разносной торговле;
  • при продаже мороженого и кваса с лотков;
  • в мастерских по ремонту обуви и изготовлению ключей;
  • при сдаче ИП жилых помещений в аренду;
  • самозанятым и ИП, которые ведут некоторые виды деятельности на патенте, например занимаются ремонтом мебели, фотографией, остеклением балконов.

Лицензию на алкоголь не дадут, если есть долги по налогам и сборам свыше 3000 ₽

С 1 июля 2021 года уточнено основание для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензию не выдадут, если у претендента есть недоимка и задолженность перед налоговой свыше 3000 ₽. Раньше уточнения о размере долга в законе не было.

Учитывается недоимка по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам в общей совокупности. Если на 1 число месяца, в котором планируется получить лицензию, есть недоимка, ее нужно погасить заранее. Иначе лицензию не выдадут — данные проверяются автоматически.

При продлении лицензии тоже запрашивают данные из налоговой. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов лицензию не продлят. В эту норму закона условие про размер долга не вносили.

Пособие за раннюю постановку на учет по беременности теперь платит ПФР

Раньше женщины могли получить при уходе в отпуск по беременности и родам дополнительные несколько сотен рублей — разовое пособие за постановку на учет по беременности до 12 недели. Сначала это пособие платили работодатели с возвратом денег из ФСС, потом — ФСС напрямую с оформлением через работодателей.

С 1 июля 2021 года правила изменились кардинально. Теперь пособие ежемесячное и платит его ПФР. Работодатели больше не имеют отношения к этому пособию и не передают по нему сведения в ФСС.

Исключение: если женщина встала на ранний учет по беременности и вышла в декрет до 1 июля 2021 года, у нее будет право на оба пособия.

В законе написано: если право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, возникло до 1 июля 2021 года, пособие назначат и выплатят по старым правилам. ФСС трактует это так, что надо встать на учет до 1 июля и открыть больничный по беременности и родам тоже до 1 июля. В этом случае работодателю нужно взять у беременной справку о постановке на учет в ранние сроки и указать ее номер и дату выдачи в реестре на выплату пособий для ФСС.

Всем остальным женщинам, кто встал на учет до 1 июля, но еще не получил больничный лист для ухода в декрет, или встанет на учет после 1 июля, нужно объяснить, что пособие теперь ежемесячное и заявление можно подать на сайте госуслуг.

За продажу телефонов без предустановленных российских программ начнут штрафовать

С 1 июля 2021 года за продажу смартфонов, планшетов, компьютеров, ноутбуков и смарт-ТВ без предустановленных российских программ будут штрафовать:

  • ИП или руководителя компании — на сумму от 30 000 ₽ до 50 000 ₽;
  • компании — на сумму от 50 000 ₽ до 200 000 ₽.

На компьютерах и телефонах нужно предустанавливать, например:

  • пакеты программ от «Яндекса» и «Мэйл-ру»;
  • MirPay для оплаты картой «Мир»;
  • антивирус Касперского;
  • «МойОфис Документы»;
  • «Госуслуги»;
  • AppList с каталогом российских приложений.

Вот полный перечень программ, которые надо установить перед продажей.

Заработал единый реестр обязательных требований

Все требования федеральных, региональных и муниципальных государственных органов к бизнесу вносят в единый реестр обязательных требований. Там можно посмотреть, что в принципе проверяют в России, и какой орган отвечает за каждую проверку. Пока сервис работает в тестовом режиме и наполняется.

Искать обязательные требования можно по коду ОКВЭД или проверяющему органу.

Крупные интернет-сайты с 1 июля должны размещать социальную рекламу бесплатно

С 1 июля 2021 года вступают в силу требования о размещении на сайтах социальной рекламы — она должна составлять до 5% годового объема распространяемой рекламы.

Социальная — значит направленная на общественно полезные цели. Например, это может быть реклама о важности соблюдать правила дорожного движения, заботиться о пожилых, делать прививки.

Сайты должны размещать соцрекламу бесплатно. Но эти требования касаются только сайтов с трафиком более 100 000 пользователей в день.

Для СМИ сделали исключение: сайты, зарегистрированные как сетевые издания, телеканалы и радиоканалы, под эти требования не подпадают.

Владельцы сайтов должны будут передавать оператору соцрекламы сведения о том, как была распространена реклама. По этим сведениям оператор будет рассчитывать, сколько рекламы нужно опубликовать на этом сайте.

Как и кому направлять сведения, должно определить правительство, но пока не определило.

С 12 июля нужно отвечать на запросы государственных юридических бюро

Государственные бюро теперь могут запрашивать информацию у обычных компаний — и им обязательно нужно ответить. Иначе можно получить штраф — от 5000 ₽ до 10 000 ₽.

Государственное юридическое бюро — это организация в форме казенного учреждения, которую создали для оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Раньше в законе не было прописано право такого бюро отправлять обязательные для исполнения запросы. Но с 12 июля такое право появится.

Есть исключения, когда предоставлять информацию необязательно:

  1. У компании нет запрошенных сведений.
  2. Запрос от юридического бюро оформлен неправильно — форму должен разработать Минюст.
  3. Запрошенные сведения — информация с ограниченным доступом, например коммерческая тайна.

Система прослеживаемости пока работать не будет

С 1 июля 2021 года должна была заработать новая система прослеживаемости импортных товаров. При их продаже продавцы и покупатели обязаны обмениваться счетами-фактурами или УПД строго в электронной форме. Мы написали об этом в дайджесте за июнь.

Правительство утвердило перечень товаров, которые будут прослеживать, и положение о системе прослеживаемости. Но система не заработала, как было задумано, поэтому все откладывается на неопределенное время.

ФНС в письме разъясняет, что обязанности соблюдать требования про отслеживаемость импортных товаров у компаний и ИП пока нет. Как и ответственности за их несоблюдение.

Потребительские кооперативы с 1 июля сдают новый отчет

С 1 июля 2021 года потребительские кооперативы должны сдавать в налоговую новый отчет — сведения о полном внесении лицами паевых взносов за недвижимое имущество.

Сдавать его должны любые потребительские кооперативы — жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные.

Сведения надо будет подавать в течение 10 дней с того дня, как будет полностью внесен паевой взнос.

Еще одна новая обязанность кредитных кооперативов с 10 июля — если в нем состоит больше 3000 человек, сайт может быть только в российской доменной зоне. Это сайты в зоне «.ру» или «.рф».

Наталия БогатыреваО каких еще новостях для бизнеса стоит писать?
  • Е КононПодскажите, пожалуйста, онлайн кассы можно было не применять репетиторам. Это потеряло актуальность?0
  • Яна ИвановаЕкатерина, репетитор может оформить самозанятость и данная проблема не встанет.2
  • Антон ГорбушинНе понял: "Если магазин или салон заработал больше 20 млн рублей, он обязан принимать оплату по картам «Мир»... Карту «Мир» можно не принимать, если Выручка за 2020 год у торговой точки была меньше 5 млн Р." А если выручка от 5 до 20 млн.?0
  • РусланЭлектронную подпись можно получить бесплатно в ФНС, но при этом нужно купить рутокен за 1500-2000 руб? А в чем разница с предыдущим алгоритмом? В онлайн-бухгалтерии заказываешь подпись и пользуешься ею с их же сервера - удобно и без всяких флешек, никуда идти не надо (кроме первого раза). А теперь начнутся дикие очереди, ажиотаж и неразбериха в условиях коронавируса. Ещё и без вакцины небось не допустят...1
  • Олег ВладимировАнтон, Если у вас три торговые точки с суммарной выручкой предположим 25 млн. Например, с одной 12 млн., с второй 11 млн., с третьей 2 млн., то в первых двух надо обеспечить, а в третьей - нет.2
  • Александр ПикаловЯ - ИП на патенте, торговля. Как я понял, согласно п.2.1. Закона, я могу не ставить кассу?0
  • Сергей СЧем дальше, тем чуднее - читаешь и диву даешься. Ну это ОЧЕНЬ важные поправки, способствующие улучшению благосостояния как ип, так и работников.2
  • Katya Merkulovaв рассылке было про бесплатную электронную подпись для ИП. не нашла этого в статье5
  • УльянаKatya, я тоже не нашла информацию0
  • Денис ЛитвиновНе ясен один момент с ИП без сотрудников: нужно ли прививаться самому ИП, грозит ли ему штраф и нужно ли подавать отчет с указанием, что сотрудников нет. Заранее спасибо за ответ!0
  • МихаилДенис, звонили на горячую линию, говорят что отчёт сдают все, даже ИП без сотрудников. Но что делать если у ИП без сотрудников есть медотвод, как в таком случае быть с отчётностью, подсказать не могут. По сути, они дают там на горячей линии ответы только на самые банальные вопросы. Толком сами ничего не знают, по сто раз все уточняют и возвращаются с дурацкими ответами, наполненные абсурдом. Спрашиваешь одно, тебе в ответ человек по скрипту засчитывает ответ на другое. Городе бедлам полный. Накипело...к чему это я? А да, ИП безьсотрудников сдают отчет, значит прививаться надо)0
  • Максим КачурKatya, в самом начале статьи.0
  • Денис ЛитвиновМихаил, я немного иначе понял. Согласно трудовому кодексу ИП это не сотрудник и работать/получать ЗП он не может, тк как нет трудового договора между самим собой. А процент 60% привитых они считают от кол-ва поданных в анкете / полный список сотрудников из ФНС, по которым есть отчисления в налоговую. В итоге я так понял ИП без сотрудников нужно подать анкету с нулевым списком сотрудников и все.0
  • msk01Руслан, за онлайн-бухгалтерию каждый год платить по тарифу, а здесь один раз купил - и сам всё оформляешь. Любой рутокен подойдет? Как-то их много разных зачем-то...0
  • РусланДмитрий, например, в Эльбе, когда ей пользовался да, подпись из облака и без проблем. Диапазон не знаю, я сдавал отчёты по ней. Думаю в любой бухгалтерии такое давно.1
  • Русланmsk01, здесь согласен. Но что за рутокены такие? Почему обычной флешкой нельзя пользоваться. Да и не удобно ею пользоваться в 21 веке, потерять можно, сломать, сломаться, украсть и тд0
  • Евгений ФедKatya, "Как получить бесплатную УКЭП: Запишитесь на прием в ближайшую налоговую инспекцию. Список инспекций есть на промостранице ФНС. Купите токен для записи электронной подписи в специализированном магазине, например, в Ситилинке или Cryptostore, в удостоверяющем центре или принесите свой. Токен должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ. Посетите налоговую инспекцию с паспортом, СНИЛС, токеном и его сертификатом соответствия."0
  • Евгений ФедРуслан, И ЧСХ - на ситилинке по ссылке рутокен "не вналичии" )0
  • AlexРуслан, подпись Эльбы работает только в эльбе0
  • Ирина НикитенкоЗдравствуйте, вы составляете договор на авторство картин?0