С 1 февраля налоговая прекращает регистрацию кассовых аппаратов с электронной контрольной лентой. На учет можно поставить только те модели, которые передают информацию о покупках в налоговую через оператора фискальных данных.

На старой кассе можно работать до 1 июля, а потом ее придется модернизировать. На ЕНВД и по патенту можно работать без кассы до 1 июля 2018 года, потом кассовые аппараты станут обязательными для всех — даже для торговых автоматов.

Добровольно перейти на новый порядок работы с кассами можно уже сейчас.

Вместо нового Айфона 📱 —новые кассы

Что это значит?

Для покупателей — более совершенная защита прав. Теперь можно хранить чеки в электронном виде, а не на бумажках.

Для предпринимателей — что нужно обновлять кассовую технику, возиться с цифровыми подписями и настраивать интернет. Это неприятно, но терпимо.

Для онлайновых сервисов, которые пользуются эквайрингом — теперь нет спорных моментов с бумажными чеками. Можно передавать электронные чеки и избежать претензий налоговой. А если вы пользуетесь эквайрингом через банк, то вас это вообще не касается — Минфин разрешил в таком случае чеки не выдавать (но это неточно — по этому поводу ни одного внятного разъяснения нет).

Кого это коснется?

Новый закон должны соблюдать все предприниматели и организации, которые используют кассовые аппараты.

С 1 июля 2018 года пробивать чеки придется и на специальных налоговых режимах. Бланки строгой отчетности тоже нужно будет передавать в ФНС по каналам связи.

А кого не коснется?

Работать без кассовых аппаратов могут банки и предприниматели, указанные в статье 2 закона о ККТ. Например, без чека можно продавать билеты в маршрутке, пирожки на школьной перемене или квас из бочки. Необязательно пробивать чек носильщикам на вокзалах, сиделке и мастеру по ремонту обуви.

До 1 июля 2018 года без кассовых аппаратов продолжают работать ИП и организации на ЕНВД и патенте. При расчетах за услуги пока можно выдавать бланки строгой отчетности или квитанции. До 2021 года эти категории могут не указывать на чеках и БСО наименования товаров или услуг.

Если бизнес организован в труднодоступном районе с населением до 10 тысяч человек, кассы можно использовать в автономном режиме.

А что с сервисами, которые принимают деньги через интернет?

Здесь всё сложно.

На официальном сайте ФНС указано, что при оплате картами через интернет предприниматель обязан выдать покупателю фискальный чек. И это было проблемой, потому что понятия электронных чеков в законе не было, а выдать бумажный за оплату подписки на музыку или платный аккаунт невозможно. Теперь этот вопрос урегулирован законом о ККТ. По новым правилам можно отправить клиенту электронный чек.

В 2009 году Минфин пояснил, что выбивать чеки при оплатах картами через интернет не нужно. Аналогичную позицию в 2012 году выразило УФНС по Москве. То есть если вы принимаете деньги через агрегатор или банковский эквайринг, касса вам как будто не нужна.

В 2013 году официальная позиция ФНС изменилась. И появились разъяснения о необходимости применения ККТ даже при расчетах картами через интернет. Как они себе представляют выдать чек за пополнение игрового счета и покупку волшебного эльфийского меча, ФНС не пояснил.

Письма Минфина и ФНС не считаются нормативными актами. Поэтому налоговая может оштрафовать, если предприниматель не пробьет чек при оплате сервиса платежной картой через интернет. Судебной практики по этому вопросу пока нет.

Лучше запросить разъяснения в своей налоговой, которая будет проверять кассовую дисциплину: стоимость кассового аппарата сопоставима с суммой штрафа. Заодно спросите, как это технически реализовать, потому что никто не знает.

Сотрудники одного известного платежного агрегатора пояснили в переписке, что пока готового решения этой проблемы нет, но может появиться. Конкретных обещаний нет, но здравый смысл подсказывает, что все платежные агрегаторы будут как-то этот вопрос решать.

Если вид деятельности попадает в перечень освобожденных от использования кассы, то пробивать чек не нужно в любом случае. Неважно, проходит оплата через интернет или наличными.

Как было раньше?

По закону все данные о пробитых чеках хранились на фискальных регистраторах. В конце смены кассир снимал отчет и заносил данные в кассовую книгу. Налоговая могла проверить выручку через кассу только при проверке.

Что изменилось?

С 1 февраля нельзя поставить на учет новую кассу, если она не оснащена фискальным накопителем и не передает данные в налоговую. Если вы собираетесь открыть магазин, то вам нужно будет купить новую онлайновую кассу из разрешенного списка и заключить договор с оператором фискальных данных.

Регистрировать кассы нужно через личный кабинет на сайте налоговой. Больше не нужно приезжать в налоговую лично и привозить кассовый аппарат.

Если касса уже есть, на ней можно работать по-прежнему. Но до 1 июля ее нужно модернизировать. На старую кассу устанавливают фискальный накопитель, который через оператора будет автоматически передавать данные в налоговую.

С 1 июля 2017 года запрещено использовать кассы, которые не передают данные в налоговую. Рестораны, аптеки, супермаркеты, заправки, интернет-магазины и другие предприятия должны установить новую кассу или модернизировать старую. Если этого не сделать, то придется заплатить штраф.

С 1 июля 2018 года установить кассовые аппараты обязаны все категории налогоплательщиков — даже ИП на вмененке или патенте.

В торговой точке, где используется касса с фискальным накопителем, нужен интернет.

По новым правилам на чеке обязательно указывается наименование товара. Покупатель может потребовать предоставить чек в электронном виде — на почту или через смс. Для этого нужно сообщить кассиру свои данные.

Как это будет работать?

Как только кассир пробивает чек, информация о товарах и сумме попадает оператору фискальных данных. Оператор проверяет электронно-цифровую подпись и передает данные в налоговую. Так налоговая узнает, что в таком-то магазине продана такая-то штука. Процесс должен (по идее) занимать 0,3 секунды, но в жизни будут бесконечные зависания, тормоза и «сервер недоступен». Вне зависимости от работы кассы покупатель получит бумажный чек или может запросить его в электронном виде.

Налоговая видит, что ИП Иванов в 12:38 продал в магазине на ул. Васильковой комплект постельного белья и покрывало на общую сумму 5226 рублей. Инспектору больше не нужно приезжать каждый квартал к ИП Иванову, чтобы проверить z-отчеты и кассовую книгу.

Кому это нужно вообще?

Вся эта процедура нужна налоговой. Проверки будут проводиться реже и быстрее. С помощью электронных чеков государство надеется лучше контролировать бизнес.

А еще — предпринимателям. Владельцы касс смогут скачать бесплатное приложение и получать данные о выручке автоматически. Можно взять смартфон и посмотреть, что сегодня продано в магазине и на какую сумму. Зарегистрировать кассу или блок памяти можно без технического центра за 10 минут. Менять память аппарата можно будет реже. Не нужно вести паспорта версий ККМ и журнал учета вызовов механика.

В каком-то смысле это полезно покупателям. Больше не нужно хранить бумажные чеки на бытовую технику и дорогие товары. Если наступит гарантийный случай, а чека нет, можно получить копию на сайте налоговой через специальный сервис или приложение. Разумеется, если при покупке передать кассиру свои данные.

Или если нужно подтвердить вычет по НДФЛ, а бумажные документы на платное лечение не сохранились — расходы подтверждаются электронным чеком.

Я должен каждому кассиру называть свой номер и почту?

Назвать номер для отправки электронного чека нужно до оформления покупки. Для удобства можно скачать мобильное приложение и сформировать QR-код с номером телефона и адресом электронной почты. Этот код кассир считает сканером с экрана смартфона в зашифрованном виде. Данные автоматически загружаются в ККТ для передачи электронного чека.

Я предприниматель. Что мне делать сейчас?

Если у вас уже есть кассовый аппарат, работайте как обычно. В магазинах и центрах обслуживания ККТ к модернизации будут готовы только в конце первого квартала. Пока в реестр фискальных накопителей включили одно устройство. Производители ККТ других марок еще проходят процедуру регистрации оборудования. Следите за реестром или попросите свой ЦТО сообщить о готовности модернизировать кассу. Запланируйте дополнительные расходы.

Если вы собираетесь регистрировать новую кассу, выберите модель из реестра. Договор на техническое обслуживание заключать необязательно. Зарегистрировать кассу можно самому на сайте ФНС. Если поставщик предлагает вам конкретную модель кассового аппарата, проверьте его на сайте налоговой.

Если вы переходите на новый порядок использования ККТ, заключите договор с оператором фискальных данных из реестра. Годовое обслуживание стоит примерно 3 тысячи рублей. Еще 3-4 тысячи нужно заплатить за цифровую подпись, лицензию и носитель. Оформление договора и выпуск ЭЦП займет 1-2 дня. Сравните предложения разных операторов. Некоторые проводят акции: можно получить полгода в подарок или скидку.

Я покупатель. Что мне делать?

Если хотите получать электронные чеки и проверять бумажные — установите приложение ФНС. Сформируйте QR-код со своими данными. Некоторые кассы уже работают по новым правилам. Показывайте телефон до того, как кассир пробил чек!

Если вы активный гражданин или не доверяете магазину, сканируйте QR-коды и проверяйте, отправлен ли чек в налоговую.

А что же они так вдруг?

О новых правилах работы с кассами стало известно летом 2016 года. Перейти на новый порядок можно было добровольно.

С 2014 года технология с электронными чеками тестировалась в четырех регионах. Эксперимент проходил полгода а в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Налоговая проверяла удобство технологии и особенности использования ККТ. Онлайновые кассы установили в бизнесах разного масштаба и вида деятельности. Эксперимент признали эффективным.

По новым правилам 3,5 тысячи кассовых аппаратов уже пробили 50 млн чеков.

А как у других?

Технология передачи данных о кассовых операциях появилась 10 лет назад. В мире она используется в Болгарии, Швеции, Словакии, Сербии, Канаде, Белоруссии.