Поменять прописку теперь можно по нотариальной доверенности
Сделать постоянную или временную регистрацию теперь можно через представителя. Для этого понадобится нотариальная доверенность.
Такую возможность дают поправки в закон о праве граждан РФ на свободу передвижения, которые вступили в силу 22 июня 2024 года. Расскажу подробнее.
Как все будет работать
Люди смогут менять или прекращать регистрацию, не посещая лично миграционный отдел МВД, паспортиста УК или МФЦ по месту новой прописки. Если живете в Москве, а прописка в Тюмени, не надо ехать в Тюмень — можно доверить вопрос родственнику или другу.
Для этого необходима доверенность. Тот, кому нужно оформить регистрацию, станет доверителем, а помощник с нужными полномочиями — поверенным. Но не обязательно оформлять доверенность только для вопросов регистрации. Это может быть и одним поручением из нескольких.
Например, если доверитель уехал за границу, то может наделить поверенного правом распорядиться недвижимостью: продать ее по определенной цене, подписать договор купли-продажи и заявление в Росреестр, а еще подписать и подать от его имени заявление о прекращении регистрации по месту жительства с правом предоставить паспорт для соответствующего штампа в отдел МВД.
Можно наделить поверенного правом подписывать и подавать заявления на оформление любого вида регистрации:
- по месту жительства — прописка, штамп о которой ставят в паспорт. При переезде на постоянное новое место жительства, ее нужно оформить в течение 7 дней ;
- по месту пребывания — нужна в дополнение к постоянной регистрации, когда человек собирается пробыть на новом месте более 90 дней подряд . Оформляется отдельным документом. Зачастую — электронным свидетельством.
Есть ряд исключений, когда оформлять регистрацию четко в срок не обязательно , а значит, можно не спешить с доверенностью и решить вопросы с регистрацией самостоятельно: подать заявление через госуслуги, посетить отдел МВД или МФЦ лично. Но в большинстве случаев за отсутствие регистрации штрафуют.
Поверенный сможет подать заявление о регистрации доверителя по нужному адресу любым удобным способом: через МФЦ, паспортисту в УК, напрямую в отдел МВД или через свой личный кабинет на госуслугах — новая опция появится в разделе «Кому нужна регистрация».
Важный нюанс: регистрация по месту жительства по-прежнему оформляется штампом в паспорте. Поэтому его придется передать доверенному лицу и указать в доверенности соответствующее полномочие — «предоставлять паспорт для проставления штампа».
Доверенность нельзя написать просто от руки. Она должна быть удостоверена нотариусом: российским или зарубежным. В последнем случае к доверенности должен быть приложен ее нотариально удостоверенный перевод на русский язык или же доверенность надо оформить в консульстве РФ — тогда она сразу будет на русском языке.
Также госорганы принимают доверенности, приравненные к нотариальной. Они удостоверены:
- руководителем или врачом госпиталя или санатория, в котором находится на лечении доверитель-военнослужащий;
- командиром воинской или учебной части, если доверитель военнослужащий или член его семьи;
- руководителем организации социального обслуживания, в которой живет доверитель;
- начальником места лишения свободы, если доверитель отбывает в нем наказание.
С введением доверенностей не изменится процедура согласования регистрации с собственниками недвижимости. Без их согласия совершеннолетние люди не смогут прописаться в чужую квартиру — доверенность тут ничем не поможет.
Сколько стоят доверенности
За услуги нотариуса в России придется уплатить госпошлину 200 ₽ плюс региональный тариф. В Москве — 1700 ₽ и еще по 200 ₽ за каждого поверенного, если их несколько, но не более 2300 ₽.
В четырех случаях, когда доверенности приравниваются к нотариальным, их оформляют бесплатно.
Нотариусы за границей берут плату по условиям страны, в которой работают. Консульская доверенность будет стоить 40 $ (3499 ₽) , если в ней не будет поручений распоряжаться недвижимостью. Если в одной доверенности надо прописать несколько полномочий, в том числе и по недвижимости, то консульский сбор составит 40 $ (3499 ₽) для доверенности на родственника и 70 $ (6123 ₽) — на постороннего человека .
Как было раньше
Есть четыре способа подачи заявления о регистрации по месту жительства, но каждый из них предполагал, что прописывающийся находится в том же населенном пункте, где и регистрируется.
Все потому, что этот вид регистрации требует штампа в паспорте. Его ставят только в отделе по вопросам миграции МВД по месту новой регистрации. Паспорт нужно принести туда лично или передать через:
- паспортный стол в УК;
- МФЦ.
Чтобы поменять прописку в Томске, если человек жил в Петербурге, ему надо было ехать в Томск, иначе никак.
Временную регистрацию по месту пребывания раньше можно было сделать только лично. Но подать заявление можно было дистанционно через портал госуслуг, тогда результат приходил заявителю в форме электронного свидетельства. Но при условии, что собственник недвижимости согласует через свой кабинет на госуслугах отправку заявления в МВД.
Иначе заявителю все же приходилось лично идти в отдел по вопросам миграции МВД, в МФЦ или к паспортисту.
Что еще почитать по теме:
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga