Три года назад мой муж заинтересовался профессиональным дрифтом.

Это вид автоспорта, где пилот проходит трассу с поворотами на максимально возможной скорости с использованием управляемого заноса.

Мы вместе с большим азартом смотрели блоги дрифтеров на «Ютубе», а в мае 2019 года муж предложил поехать в Подмосковье на этап соревнований. Один этап длится два дня: субботу и воскресенье. Мы живем на Ямале, в Ноябрьске, поэтому нужно было заложить еще день на дорогу в Москву и обратно, потратиться на авиабилеты и отель.

Хотя мне и нравилось смотреть видео с дрифтом на «Ютубе», я не особо разбиралась в этом спорте. Знала только, что дрифт — это когда заднеприводные машины едут боком. А из пилотов запомнила двоих: Георгия Чивчяна и Аркадия Цареградцева.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Я думала, что вживую смотреть на заезды будет скучно, все выходные придется сидеть на ветру на пластмассовых стульях, поэтому к идее поехать на этап отнеслась прохладно. Но ради мужа и со словами «не понравится — хоть на машины посмотрю» согласилась. Однако в первый же день влюбилась во все происходящее на автодроме: классные машины, зрелищные заезды, визг шин, запах жженой резины и чувство безграничной свободы. Всюду были очень увлеченные и открытые люди — и болельщики, и сами пилоты.

За три года мы с мужем побывали на семи этапах соревнований по дрифту в России. Посещать получается нечасто: добираться нам не всегда удобно и довольно дорого. Но мы стараемся ездить на соревнования хотя бы два раза в год, а в 2022 году съездили уже три раза.

В статье расскажу, где искать чемпионаты по дрифту, чем они отличаются, как проходят и сколько мы с мужем тратим на наше увлечение.

На три этапа соревнований по дрифту в 2022 году мы потратили 187 550 Р

Авиабилеты 79 500 Р
Отель на трое суток 30 000 Р
Билеты на этап 27 000 Р
Еда 26 500 Р
Билеты на поезд 7500 Р
Дорога до трассы и обратно 7150 Р
Сувениры 5500 Р
Такси 4400 Р
Авиабилеты
79 500 Р
Отель на трое суток
30 000 Р
Билеты на этап
27 000 Р
Еда
26 500 Р
Билеты на поезд
7500 Р
Дорога до трассы и обратно
7150 Р
Сувениры
5500 Р
Такси
4400 Р

Что такое дрифт

Суть дрифта — пройти на автомобиле извилистую трассу максимально быстро и качественно, используя управляемый занос. Такой автоспорт зародился в Японии в 70-х годах 20 века. Поначалу дрифт проходил нелегально и в опасных местах — на извилистых горных дорогах и прямо в городах. Но со временем он становился все популярнее в мире и соревнования стали проводить на специально подготовленных гоночных трассах.

В России первые профессиональные соревнования по дрифту состоялись в 2005 году во Владивостоке. С тех пор в стране появились свои школы: на Дальнем Востоке, в Сибири и европейской части. Сибиряки и дальневосточники резче отправляют машину в занос и в целом стараются сделать из каждого заезда мини-шоу. Пилоты-европейцы ездят более стабильно и академично.

Международная автомобильная федерация признала дрифт автоспортом в 2017 году. А в 2020 году Министерство спорта РФ официально признало дрифт дисциплиной автоспорта. Это большой шаг в развитии дрифта в России: теперь соревнования проходят по единым правилам, они стали более конкурентными и безопасными, а заезды поддерживают региональные власти.

Автомобили для дрифта

Для дрифта используют автомобили с задним приводом: в них при увеличении газа происходит снос задней оси, за счет чего автомобиль лучше проходит поворот на большой скорости. Если машина с передним приводом, такого сноса не будет и на повороте она просто распрямится.

Очень редко встречаются переделки из полного и даже из переднего привода. В основном автомобили переделывают из любви к конкретной платформе. Например, пилоту нравится аэродинамика машины или ее развесовка. Любые переделки контролируют организаторы соревнований, когда принимают заявки на участие и перед самими соревнованиями.

Любимыми марками для летнего дрифта в России считаются БМВ, Ниссан и Тойота. В 2022 году на главных российских соревнованиях доминирует Ниссан Сильвия. Идеальный выбор для зимнего дрифта — жигули: у машины подходящая аэродинамика и вес. Кузов и мотор не требуют существенных изменений, поэтому такая машина — бюджетный, но рабочий вариант.

Автомобиль BMW F22 пилота Николая Горковенко. Источник: carville.racing
Автомобиль BMW F22 пилота Николая Горковенко. Источник: carville.racing
Автомобили Toyota Supra A90 и Nissan Silvia. Источник: carville.racing
Автомобили Toyota Supra A90 и Nissan Silvia. Источник: carville.racing

Полностью готовые для дрифта автомобили не продаются. Чаще всего пилоты покупают сразу голый кузов или обычную машину, а затем выбрасывают из нее практически все наполнение. Некоторые пилоты и команды строят машины сами, кто-то отдает в специализированные ателье.

В подавляющем большинстве автомобили — собственность пилотов. Если команду спонсирует компания — например, сеть автосалонов, — тогда спонсор берет на себя траты на постройку автомобилей для своих пилотов. В дальнейшем, если команда пригласит нового пилота, то автомобиль настроят под его запросы.

Машину достаточно трудно подготовить к соревнованиям: она должна соответствовать требованиям пилота и правилам безопасности. Для пилота как минимум настраивают мотор, подвеску, выворот, готовят кузов. Вот как модифицируют машины по правилам безопасности:

  1. Вваривают каркас.
  2. Устанавливают спортивное сиденье-ковш, пятиточечные ремни безопасности, систему пожаротушения.
  3. Меняют штатный топливный бак на безопасный.
  4. Устанавливают систему HANS, удерживающую голову.
  5. Устанавливают защитную сеть дверного проема или систему удержания рук пилота.

Машина должна соответствовать требованиям по весу — от 850 до 1500 кг вместе с пилотом. Перед каждым этапом автомобили проходят техническую комиссию, где специалисты проверяют буквально каждый винтик.

Стоимость автомобиля для дрифта варьируется. Какие-то модели стоят 1,5 млн рублей, другие — 25 млн. Цена складывается из множества факторов: кто строит машину — специальное ателье или сам пилот, какие детали на нее поставили, какой мотор, подвеску, кузов и так далее.

Для транспортировки автомобилей между этапами чаще всего используют автовозы. Но некоторые пилоты доставляют машину сами с помощью прицепа.

Отдельное внимание уделяется экипировке пилотов: она должна защищать от пожара. В среднем экипировка стоит от 88 тысяч до 1,2 млн рублей. Чем дороже элементы костюма, тем они легче.

Правила дрифта

Заезд проходит на асфальтированных трассах со множеством поворотов. Трасса поделена на зоны, в которых пилоту нужно выполнить задания. Вот несколько примеров.

Зона касания — участок, где пилоту во время заноса нужно коснуться автомобилем определенной точки.

Перекладка — участок трассы, где пилоту нужно сменить направление заноса.

Клиппинг-зона — участок, где автомобиль должен двигаться в состоянии заноса максимально близко к нужной точке.

Как проходят соревнования

Соревнования проходят в два этапа.

Первый этап — квалификация. Это одиночные заезды, на которых судьи по стобалльной системе оценивают качество прохождения поворотов по трем критериям: траектория, угол и стиль. В стиле учитывают агрессивность и самоотдачу пилота, а также контроль и плавность при движении автомобиля вокруг своей оси. Эти моменты прописаны в правилах соревнований по дрифту.

Если пилот остановится или распрямится, заезд прекращается — и пилот получает ноль баллов за попытку. В парных заездах такая остановка сломает заезд и может привести к столкновению. Лучший результат пилота по итогам двух заездов уходит в турнирную таблицу.

По итогам квалификации судьи определяют топ-32 пилотов, которые проходят на следующий этап соревнований. Если участников немного, то формируют топ-24 или топ-16.

Второй этап — парные заезды. Они обычно проходят по олимпийской системе. Каждая пара по очереди едет один хит — два заезда, в которых гонщики меняются ролями: один из пилотов едет в роли лидера, второй — в роли чейзера, то есть преследователя. Кто лидер, а кто чейзер, решает место в квалификации: кто был выше в рейтинге, тот лидирует в первом заезде хита.

Цель лидера — проехать так, чтобы выполнить судейское задание и не помешать чейзеру проехать по своей траектории. Цель чейзера — проехать максимально близко к лидеру, не допуская столкновения и поддерживая темп лидера. Во втором заезде этого же хита лидер становится чейзером, а чейзер — лидером. Дальше проходит тот пилот, кто лучше справился со своей задачей в обеих ролях.

Победителем этапа становится тот, кто качественнее других выполнил судейское задание и набрал наибольшее количество баллов.

Самые известные соревнования

Вот самые известные мировые соревнования по дрифту:

  1. Drift Masters European Championship — в Европе.
  2. Formula Drift — в Америке.
  3. D1 — в Японии.
  4. Российская дрифт-серия, RDS — в России.
  5. FIA IDC — ежегодный чемпионат мира по дрифту.

Все эти соревнования международные. Так, в прошлом году в RDS принимали участие спортсмены из Ирландии, Украины, Беларуси, Латвии, Японии и даже из Индонезии.

В 2020 году право проведения FIA IDC на три года перешло от Японии к России. В прошлом году чемпионат проводился в Риге, его организовала RDS. В 2022 году соревнования должны были состояться в Сочи в середине июня, но их отменили. Насколько мне известны правила, в 2023 году RDS должна провести чемпионат, а после этого право проведения либо останется за российскими представителями, либо перейдет другой стране. Но будет ли проведен FIA IDC в следующем году, я не знаю.

Чемпионаты по дрифту в России

Самые известные соревнования по дрифту — Российская дрифт-серия, RDS. Чемпионаты из этой серии проводятся с мая по октябрь в разных регионах и частях страны. На каждом этапе есть победители в личном и командном зачетах. Баллы пилотов и команд суммируются, и в конце сезона определяют победителей года.

Спонсорами заездов RDS выступают банки, спортивные телеканалы, производители запчастей, автомобильных масел и всего остального. Например, ВТБ, «Матч», «Лукойл», производитель генераторов и стартеров Startvolt, производитель смазочных материалов Aimol и так далее. Поэтому организация заездов от RDS на высоком уровне.

В RDS огромная команда своих специалистов: секретари, технические комиссары, маршалы, операторы, монтажеры, фотографы. Также есть приглашенные специалисты, например судьи. Нередко на работу в дрифт-серии набирают волонтеров.

Этапы младших серий. Профессиональный дрифт-сезон обычно длится с мая по октябрь. Этапы проходят параллельно и называются по региону, где проводятся. Один этап проходит в субботу и воскресенье, каждый этап проводится в разных городах. Вот названия чемпионатов младших серий RDS по регионам:

  1. «RDS Европа». В 2022 году под этим названием объединились две серии: RDS Запад и RDS Юг.
  2. «RDS Сибирь» — в 2022 году не проводится.
  3. «RDS Азия» — участвуют пилоты Дальнего Востока.
  4. «RDS Север» — в 2022 году не проводится.
  5. «RDS Урал» — в 2022 году не проводится.

Информация об этапах и результатах соревнований есть на официальных сайтах чемпионатов, команд-участников, а также в их социальных сетях. Расписание этапов и место их проведения обычно публикуют за пару месяцев до старта сезона, поэтому можно заранее спланировать, на какой этап и в какой город поехать.

Расписание этапов «RDS Европа» в 2022 году. Источник: rdseurope.ru
Расписание этапов «RDS Европа» в 2022 году. Источник: rdseurope.ru

Главный чемпионат страны — Российская дрифт-серия Гран-при, RDS GP. Это соревнования высшего уровня, в которых могут принимать участие пилоты из топ-32 рейтинга прошлого сезона, а также победители и призеры региональных серий.

У RDS GP высокие требования и к самим трассам, и к трибунам для болельщиков, поэтому соревнования организуют на крупнейших автодромах России. Вот где RDS GP проходит в 2022 году:

  1. Moscow Raceway в Москве, 30 апреля — 1 мая и 10—11 сентября.
  2. NRing в Нижнем Новгороде, 21—22 мая.
  3. ADM Raceway в Москве, 2—3 июля.
  4. Red Ring в Красноярске, 23—24 июля.
  5. Igora Drive в Санкт-Петербурге, 13—14 августа.
  6. Sochi Autodrom в Сочи, 15—16 октября.

На этих треках всегда есть вся необходимая инфраструктура: трибуны, кафе, полноценные туалеты и другие важные детали, которые добавляют комфорта.

На чемпионате «RDS Европа» требования проще, поэтому он проводится в других городах, где не такие развитые автодромы. К примеру, этап «RDS Европа» в 2022 году проходил на автодроме Kazanring Kanyon. Там нет трибун, болельщики сидят на естественном возвышении на пледах или туристических стульях, которые принесли с собой.

За все время, что я слежу за RDS GP, сложилось определенное расписание, на которое примерно можно ориентироваться. Первый этап обычно проходит на Moscow Raceway в выходные в конце апреля — начале мая. Второй этап — в двадцатых числах мая на Nring в Нижнем Новгороде. Финальный этап проводят в Сочи в середине октября. Но иногда этапы чемпионатов переносят.

В ноябре 2021 года мы планировали отпуск на будущий год. По моим подсчетам, один из этапов должен был быть в середине июля 2022 года в Рязани. Мы хотели поехать туда и в ноябре 2021 года взяли отпуск на середину июля. Но позже опубликовали официальное расписание: вместо Рязани этап решили проводить в Красноярске. Билеты на этап продавать еще не начали, поэтому мы не успели потратить деньги и возвращать ничего не пришлось.

Другие крупные соревнования. В России также проходят соревнования, которые не относятся к RDS. В 2019 году один из самых известных российских дрифтеров Аркадий Цареградцев переехал из Сибири в Сочи и организовал первый в России зимне-летний чемпионат — Sochi Drift Challenge. Другое крупное соревнование, не относящееся к RDS, — Winter Drift Battle в Красноярске.

Принять участие в таких соревнованиях может любой желающий, чей автомобиль соответствует правилам, указанным на сайте конкретного чемпионата. В отличие от чемпионатов RDS требования к автомобилям снижены, чтобы сделать соревнование более доступным.

Дальше в статье я расскажу про самый захватывающий чемпионат, на котором выступают лучшие пилоты, — RDS GP.

Как купить билеты на RDS GP

Билет на этапы RDS продают только на официальных сайтах чемпионатов. Иногда их продают с рук, но я такие не покупаю: не факт, что один билет не продадут несколько раз или что это вообще не подделка.

На RDS GP четыре категории билетов:

  1. «Лайт». Трибуна с ограниченным обзором, свободная рассадка. Зрителям с такими билетами недоступен вход в техпарк и на парад пилотов, то есть не получится вблизи рассмотреть автомобили и пообщаться с пилотами. Билет стоит от 1000 Р.
  2. «Стандарт». Места со свободной рассадкой, но доступен проход в техпарк и обеспечено место на парковке автодрома. Это удобно, если приезжаешь на личном автомобиле. Билет стоит от 4500 Р.
  3. «Комфорт». Доступна бронь конкретного места на трибуне, есть доступ на автограф-сессию после парада пилотов, проход в техпарк. Также предоставляется место на парковке. Билет стоит от 7000 Р.
  4. VIP. Доступны все опции из предыдущих категорий, но есть еще несколько бонусов: приоритетный проход на автодром вне общей очереди, место в вип-ложе с фуршетом и напитками и заезд на дрифт-такси с пилотом RDS. Стоимость билета — от 55 000 Р.

На всех трибунах есть экраны, на которых транслируют заезд. То же самое видят зрители, которые смотрят этап онлайн. Все, что происходит на трассе, комментирует бессменный голос RDS — Николай Свистун.

Обычно я выбираю между категориями «Стандарт» и «Комфорт». Они отличаются возможностью выйти на парад пилотов и расположением трибун. Но трибуны уровня выше не всегда лучше.

На Igora Drive в Петербурге казалось, что с трибуны «Лайт» видно больше захватывающих перекладок, чем в «Стандарте». На автодроме в Нижнем Новгороде с трибун «Стандарта» обзор был лучше, чем с трибун «Комфорта».

Автодром NRing, вид с трибуны «Стандарт». С этой точки было отлично следить за крутыми поворотами машин
Автодром NRing, вид с трибуны «Стандарт». С этой точки было отлично следить за крутыми поворотами машин

Старт продаж билетов обычно начинается в феврале-марте. Сразу после открытия продаж есть ограниченное количество билетов по самой низкой цене. Иногда их разбирают за несколько часов. Поэтому с января я держу на карте 10 000 Р — это неприкосновенный запас, чтобы успеть купить билеты подешевле.

За три дня до этапа билеты становятся еще дороже. Например, так росли цены на билеты «Комфорт» на первый этап в этом году:

  1. Акционные — 5000 Р.
  2. Обычные — 7000 Р.
  3. За три дня до мероприятия — 9000 Р.

Билеты можно купить и на месте в день заезда, но обычно остаются на плохие места и самые дорогие. В день соревнований даже билет категории «Лайт» будет стоить от 2000 Р.

Билет и браслеты для доступа на этап
Билет и браслеты для доступа на этап

Как мы добираемся до автодромов

Из Ноябрьска в Москву летают две авиакомпании: Utair и «Ямал». Полет длится около трех часов. Нам больше подходят рейсы «Ямала» по нескольким причинам:

  1. Мы вылетаем в Москву в пятницу в 09:00 или 17:30. Обратный рейс — в понедельник в 02:50. Так у нас есть время и съездить на этап, и погулять по Москве. Рейсы Utair не подходят из-за расписания этапа.
  2. В стоимость билета на каждого пассажира включены 20 кг багажа. Если пассажиров двое, то багаж суммируется, и мы можем увезти любое количество чемоданов общим весом не более 40 кг. Обычно мы берем один чемодан вещей весом 23—25 кг.
  3. Билеты субсидируются округом, поэтому их стоимость одинаковая и не зависит от даты покупки. Актуальная стоимость — 9990 Р без страховки на одного человека в одну сторону. С первой же зарплаты после покупки билетов на этап мы берем билеты на самолет. Ловить их не нужно: цена не меняется, билетов достаточно.
  4. Если не сможешь полететь, то возвращаешь билет без доплаты. Обычно деньги приходят обратно на карту в течение 3—5 дней.
  5. Питание на борту входит в стоимость — не очень важно, но очень приятно. Кормят в полете вкусно.
Авиабилеты в Москву стоят одинаково на любой день. Источник: yamal.aero
Авиабилеты в Москву стоят одинаково на любой день. Источник: yamal.aero

Проживание в Москве. Чаще всего мы живем в Москве с вечера пятницы по утро понедельника. Иногда остаемся еще на вторник — зависит от того, есть ли дела в Москве и места, куда хочется сходить.

В Москве мы останавливаемся в «Агиос-отеле» на станции метро «Курская». Вот почему он нам нравится:

  1. Удобная транспортная развязка: рядом станции «Курская», «Чкаловская», а теперь еще и МЦД, которая идет до ж/д станции Нахабино — как раз в сторону Moscow Raceway.
  2. Отель находится в 20 минутах ходьбы от Красной площади, в 15 минутах от Чистых прудов. Рядом большой торговый центр с неплохими ресторанами и магазинами.
  3. Если бронировать отель заранее, стоимость суток на двоих — примерно 2800 Р. На цокольном этаже есть столовая с недорогой и вкусной домашней едой. В номерах свой санузел и всегда чисто. Комнаты маленькие, но мне это неважно: все равно приходим только спать.

Москва — Moscow Raceway. Автодром Moscow Raceway, где обычно проводится первый этап RDS GP, находится в деревне Шелудьково в 104 км от Москвы. С Рижского вокзала или от ж/д станции Нахабино примерно раз в час ходит электричка до поселка Чисмена. Один билет стоит 300 Р.

Дальше выходим на станции в Чисмене и ловим такси до автодрома — 100—150 Р на двоих. Обычно там стоит немного машин и водителей быстро разбирают другие посетители этапа. В целом дорога от отеля до трассы занимает 2—2,5 часа.

С обратной поездкой возникают трудности. От автодрома ходит трансфер — небольшой микроавтобус, который бесплатно довозит до Чисмены. Но он просто не способен вместить всех желающих. Если погода хорошая, можно подождать следующего трансфера или дойти до Чисмены пешком — это 6 км пути. Но все три раза, что я была на Moscow Raceway, с погодой нам не повезло.

Часто болельщики, которые приехали на машине, предлагают подбросить в сторону города — так нас подвезли в самую первую поездку в мае 2019 года.

Из Чисмены можно вызвать такси хотя бы до ближайшей станции метро. Но в обычное время такси стоит 1800—2000 Р, а в период повышенного спроса еще дороже. Да и таксисты редко соглашаются ехать за 100 км от Москвы ради одного заказа.

Некоторые приезжают на автодром на каршеринге. Но я не рискую садиться за руль в Москве и области, хотя вожу машину уже пять лет. Я из маленького города, а в Москве слишком плотное движение и сложные развязки.

Москва — ADM Raceway. ADM Raceway еще называют трассой «Мячково» или просто «Мячиком». Автодром намного ближе к Москве, чем Moscow Raceway. Добраться туда можно по-разному.

Есть маршрутка от станции метро «Текстильщики». В 2019 году стоимость проезда с человека была около 150—200 Р. Дорога с метро и маршруткой на двоих стоила около 500 Р.

Такси от нашего отеля стоит 1000 Р. Обратно дороже, потому что заказов становится больше. С автодрома мы обычно ездим до станции метро «Котельники» и пересаживаемся на метро. На этот путь тоже тратим примерно 1000 Р.

Очень удобно было с водителем, который когда-то забирал нас из Мячкова: он живет в деревне неподалеку и приезжает по звонку. Он довез нас до отеля за 1000 Р. Но так получалось всего пару раз.

На каждый этап я стараюсь найти попутчиков-единомышленников, с кем можно обсудить все о дрифте. Я ищу их в комментариях, чатах или специальном обсуждении «Попутчики» в группе RDS GP во «Вконтакте». Раньше как попутчики мы добирались только с автодрома, но последние несколько раз я находила ребят, которые подбрасывали нас на машине в обе стороны или мы вместе заказывали одно такси и делили оплату. Такая поездка стоит примерно 500—1000 Р на двоих за оба дня, а время, проведенное за разговорами о дрифте, бесценно.

На первый этап RDS GP в Москве в 2022 году потратили 75 700 Р

Билеты Ноябрьск — Москва — Ноябрьск 40 000 Р
Билеты на этап 10 000 Р
Отель на трое суток 9000 Р
Еда 8000 Р
Мерч 4000 Р
Такси в аэропорт и обратно в Москве 2300 Р
Дорога до трассы Moscow Raceway и обратно 2000 Р
Такси в аэропорт и обратно в Ноябрьске 400 Р
Билеты Ноябрьск — Москва — Ноябрьск
40 000 Р
Билеты на этап
10 000 Р
Отель на трое суток
9000 Р
Еда
8000 Р
Мерч
4000 Р
Такси в аэропорт и обратно в Москве
2300 Р
Дорога до трассы Moscow Raceway и обратно
2000 Р
Такси в аэропорт и обратно в Ноябрьске
400 Р

Нижний Новгород. В Нижний Новгород мы приезжали на второй этап RDS GP 21—22 мая 2022 года. Мы проводили отпуск в Пензе, оттуда до Нижнего ехали на поезде около 11 часов.

В городе мы остановились в отеле «Бейкер-стрит» — он расположен в лесу, недалеко от монастыря. Чистый номер с завтраком и своим санузлом стоил 3000 Р в сутки. До центра добираться было не очень удобно: до ближайшей остановки общественного транспорта нужно было идти 15 минут.

Трасса находится в 40 км от центра города. Мы не пользовались общественным транспортом, так как ездили попутчиками.

Домой из Нижнего сначала ехали 4 часа на поезде до Москвы, а затем летели до Ноябрьска.

На второй этап RDS GP в Нижнем Новгороде в 2022 году мы потратили 39 050 Р

Отель на четверо суток 12 000 Р
Еда 9000 Р
Билеты на этап 7000 Р
Билеты на поезд Пенза — Нижний Новгород 5000 Р
Билеты на поезд Нижний Новгород — Москва 2500 Р
Дорога до трассы Nring и обратно 1750 Р
Мерч 1500 Р
Такси на вокзал и обратно 300 Р
Отель на четверо суток
12 000 Р
Еда
9000 Р
Билеты на этап
7000 Р
Билеты на поезд Пенза — Нижний Новгород
5000 Р
Билеты на поезд Нижний Новгород — Москва
2500 Р
Дорога до трассы Nring и обратно
1750 Р
Мерч
1500 Р
Такси на вокзал и обратно
300 Р

Санкт-Петербург. На пятый этап в Петербурге мы летели из Пензы с пересадкой в Москве. В Петербурге остановились в отеле «Орманд» недалеко от центра. Там нам очень понравилось: чистый номер со своим туалетом, общей кухней и завтраком стоил 3000 Р в сутки.

Трасса находится очень далеко от города, рядом со всесезонным курортом «Игора». Электричка туда уходит с Финляндского вокзала каждые полчаса, билет стоит 194 Р, время в дороге — 1,5 часа.

Мы до последнего момента думали поехать туда на электричке, но в итоге уехали с братом нашего товарища — заплатили за двоих 800 Р.

На пятый этап RDS GP в Санкт-Петербурге мы потратили 72 300 Р

Авиабилеты Пенза — Санкт-Петербург 23 000 Р
Авиабилеты Санкт-Петербург — Ноябрьск 16 000 Р
Билеты на этап 10 000 Р
Еда 9500 Р
Отель на трое суток 9000 Р
Дорога до трассы Igora Drive и обратно 3400 Р
Такси из аэропорта и обратно 1400 Р
Авиабилеты Пенза — Санкт-Петербург
23 000 Р
Авиабилеты Санкт-Петербург — Ноябрьск
16 000 Р
Билеты на этап
10 000 Р
Еда
9500 Р
Отель на трое суток
9000 Р
Дорога до трассы Igora Drive и обратно
3400 Р
Такси из аэропорта и обратно
1400 Р

Что брать с собой на автодром

На самом первом этапе я очень удивилась, что в мае в Москве было холодно — всего +10 °C. Хотя я и живу на Севере и привыкла к холодам, но в тот раз сильно замерзла. Теперь перед поездкой обязательно проверяю прогноз погоды.

Вот что беру с собой, если будет холодно:

  1. Дождевик.
  2. Шапку.
  3. Термос с горячим чаем — 1 литра на двоих достаточно.
  4. Плед, чтобы можно было завернуться в него. Мы купили плед на первом этапе в 2022 году за 800 Р.
  5. Перчатки с логотипом команды. За 500 Р купили две пары в палатке «Форвард-авто» на втором этапе в 2022 году.
  6. Мягкие сидушки из полипропилена, чтобы было тепло сидеть на пластиковых стульях на трибуне или на земле.

Чтобы не замерзнуть, все слои одежды, кроме верхнего, должны быть из натуральных тканей. По очереди надеваем хлопок, шерсть и сверху что-то непродуваемое.

Вот какие вещи берем на автодром в жару:

  1. Питьевую воду.
  2. Панаму или кепку.
  3. Влажные салфетки.
  4. Зонт.

Еду мы обычно не берем: на всех этапах есть фуд-корт. Там можно подкрепиться и выпить горячего чая. Стакан стоит 200 Р. Суп, бургер, свиное ребро с картошкой — 500—600 Р с человека, хот-доги — по 150 Р.

Как начинается гоночный уик-энд

Для пилотов этап начинается в четверг и продолжается в пятницу. В эти два дня проходят тренировки, техническая комиссия. Зрителей запускают на автодром в субботу в 09:00, а в 10:00 начинаются квалификационные заезды.

Программу всегда публикуют на сайте соревнований, поэтому точно известно, в какое время что происходит.

В 08:00—09:00 мы начинаем собираться на автодром, два часа добираемся до трассы. Обычно приезжаем около 11:00 — к середине квалификации. Первую половину смотрим на телефоне, пока едем до автодрома и стоим в очереди на вход.

Расписание пятого этапа RDS в Санкт-Петербурге. Источник: vdrifte.ru
Расписание пятого этапа RDS в Санкт-Петербурге. Источник: vdrifte.ru

Проход на автодром. Сначала идем на регистрацию — это несколько столов со сканерами QR-кода на билете. Людей очень много, но очередь на регистрацию движется быстро. Показать билет можно и с телефона, но я предпочитаю печатать: иногда бывают проблемы с интернетом или тупит телефон и не удается оперативно показать билет.

Паспорт для прохода не требуется. После регистрации на руку надевают браслет в зависимости от категории, и мы идем на автодром.

На территории автодрома несколько зон:

  1. Фуд-корт — несколько фургончиков, где есть самая разнообразная еда: пицца, бургеры, гриль, кофе, пончики. Там же много столиков со стульями.
  2. Палатки с мерчем пилотов и атрибутикой фанатов дрифта. Среди мерча продается буквально все: футболки, толстовки, кепки, перчатки, рюкзаки, пледы, детские раскраски. В палатках с атрибутикой тоже разбегаются глаза: брелки в виде стойки амортизатора, турбины, очки, разборные модели автомобилей, ароматизаторы всевозможных форм. Футболки стоят 2000—2500 Р, кепка — 2500 Р, одна большая наклейка — 250 Р, стикерпак — 500 Р.
  3. Палатки спонсоров. В этом году большая промопалатка была у букмекерской конторы — они раздавали мягкие сидушки. Рядом с палаткой был мини-трек для дрифта на специальных машинках на пульте управления. В 2019 году генеральный спонсор серии на каждом этапе разыгрывал ВАЗ-2104 для зимнего дрифта — одна такая машина стояла рядом с палаткой. В Санкт-Петербурге была творческая зона спонсора, где за стихотворение можно было получить бесплатное мороженое.
  4. Дрифт-такси — это машины для дрифта, на которых посетителей могут прокатить в управляемом заносе на отдельном участке автодрома или по небольшому пятачку рядом. Если купить билет на дрифт-такси заранее на сайте, он будет стоить 6000 Р. На месте — 8000 Р. В 2019 году посетители из вип-категории могли прокатиться на дрифт-такси по трассе, где соревнуются пилоты. Тогда такой билет стоил 25 000 Р.
  5. Школа дрифта — несколько автомобилей от партнера серии, на которых можно поучиться дрифту под руководством опытного пилота.

Цены на дрифт-такси и школу дрифта на этапе очень высокие — от 15 000 Р. В 2021 году я сделала мужу подарок — поездку в школу Ильи Федорова. Он победитель «RDS Восток», бронзовый призер FIA Motorsport Games 2019, участник японской дрифт-серии D1GP. За час тренировки в школе дрифта я заплатила 16 000 Р и еще 6000 Р за дрифт-такси с Ильей по трассе.

Обычно первым делом после прохода на автодром мы идем в техпарк, чтобы пожелать удачи своим любимчикам, поговорить, пофотографировать и посмотреть на тачки.

Обычно так выглядят машины в техпарке. На этом фото автомобиль Toyota Supra A90 пилота Никиты Шикова из команды Carville Racing
Обычно так выглядят машины в техпарке. На этом фото автомобиль Toyota Supra A90 пилота Никиты Шикова из команды Carville Racing
Автомобиль BMW F22 Eurofighter пилота Антона Клямко из команды Carville Racing
Автомобиль BMW F22 Eurofighter пилота Антона Клямко из команды Carville Racing
Обычно так выглядят машины в техпарке. На этом фото автомобиль Toyota Supra A90 пилота Никиты Шикова из команды Carville Racing
Обычно так выглядят машины в техпарке. На этом фото автомобиль Toyota Supra A90 пилота Никиты Шикова из команды Carville Racing
Автомобиль BMW F22 Eurofighter пилота Антона Клямко из команды Carville Racing
Автомобиль BMW F22 Eurofighter пилота Антона Клямко из команды Carville Racing

За кого мы болеем. В RDS GP есть личный и командный зачет. В команду входят до трех пилотов. У каждой команды есть менеджер, автомеханики и споттер — помощник пилота, который смотрит на заезды и по рации передает пилоту допущенные ошибки. Иногда в команде есть оператор, фотограф, SMM-специалист и грид-герлз — девушки из группы поддержки.

В автоспорте и дрифте в частности пилоты довольно часто меняют команды — как в футболе, когда игрок заключает контракт с другим футбольным клубом и уходит играть в него.

В сезоне 2022 года участвуют 29 пилотов и восемь команд. С 2021 года я болею за команду Carville Racing — они совсем новички, пришли в дрифт только в прошлом году. Но в команде есть один из ветеранов — Никита Шиков. Он в дрифте с 2007 года, в RDS GP выступает с самого первого сезона и в том же сезоне занял второе место по итогам пяти этапов. Я слежу за его успехами с 2019 года, он очень талантливый пилот. А еще у него одна из самых красивых и мощных машин на чемпионате — Toyota Supra A90 GRoZa мощностью 1013 л. с.

У команды Carville Racing два состава: старший и младший. Никита Шиков, Николай Горковенко и Антон Клямко участвуют в RDS GP — это старший состав. В младшем составе Григорий Бурлуцкий, Иван Пальмин и Илкин Мамишев — втроем они выступают в «RDS Европа».

В 2021 году победителем командного зачета с существенным отрывом стали Fresh Auto Drift: Евгений Лосев, Джек Шанахан, Дамир Идиятулин.

Из одиночных пилотов мои фавориты — Илья Федоров и Федор Воробьев. Они выступают только в личном зачете, вне команд.

Я с пилотом Никитой Шиковым
Я с пилотом Никитой Шиковым
А здесь я с пилотом Федором Воробьевым
А здесь я с пилотом Федором Воробьевым
Я с пилотом Никитой Шиковым
Я с пилотом Никитой Шиковым
А здесь я с пилотом Федором Воробьевым
А здесь я с пилотом Федором Воробьевым
Парад пилотов. На этом фото — пилоты команды Carville Racing, за которую я болею. Источник: carville.racing
Парад пилотов. На этом фото — пилоты команды Carville Racing, за которую я болею. Источник: carville.racing
На сайте команды, за которую я болею, я смотрю результаты чемпионата
На сайте команды, за которую я болею, я смотрю результаты чемпионата

Квалификационный заезд

На каждый этап составляется судейское задание — правила, по которым нужно проехать трассу. Зрителям судейское задание показывают за несколько дней до этапа. Для пилотов проводят брифинг, где подробно рассказывают о правилах проезда каждой точки, за что начисляют и снимают баллы.

От этапа к этапу количество пилотов и состав команд может меняться: у кого-то сломалась машина, кто-то из-за проблем с логистикой не смог вовремя прибыть на этап и так далее. В этом году в RDS GP участвовали 27—29 пилотов, а в «RDS Европа» — более 50.

Так выглядело судейское задание на четвертом этапе в Красноярске. За каждый успешно выполненный участок OZ и IC начисляется определенное количество баллов. Если где-то были недочеты, баллы снимаются. Два параметра стиля — commitment и fluidity — оценивают в целом за весь заезд
Так выглядело судейское задание на четвертом этапе в Красноярске. За каждый успешно выполненный участок OZ и IC начисляется определенное количество баллов. Если где-то были недочеты, баллы снимаются. Два параметра стиля — commitment и fluidity — оценивают в целом за весь заезд

Квалификация выглядит так. Всех пилотов делят на группы в зависимости от итогов прошлого этапа. Новички серии или этапа обычно едут в начале, а те, кто был выше в рейтинге на прошлом этапе, — позже. На квалификацию дают две попытки. Сначала каждый пилот группы проезжает первую попытку, затем в той же очередности вторую, и переходят к следующей группе.

Как оценивают дрифт. Во время квалификации пилоты едут по одному и стараются проехать как можно лучше: чем больше баллов заработаешь, тем выше окажешься в рейтинге. В заездах квалификации судьи оценивают, насколько хорошо едет пилот, а также удобно ли будет второму пилоту ехать за ним. За идеальный проезд пилот может получить 100 баллов, но такое происходит крайне редко, хотя в сезоне 2022 года было уже дважды. Опытные пилоты в среднем набирают на квалификации от 90 баллов.

Судьи наблюдают за происходящим с судейской вышки. В помощь им ведется съемка с разных точек, а также работает система телеметрии Drift Dynamics. Система оценивает угол и скорость пилотов в течение всего проезда.

Судейская коллегия состоит из трех судей — опытных дрифтеров, каждый из которых наблюдает за одним из параметров:

  1. Угол. Максимальная оценка — 35 баллов.
  2. Траектория — 35 баллов.
  3. Стиль — 30 баллов.

Один заезд длится около 30 секунд, два заезда одного пилота — 60 секунд. Время прохождения не оговаривается, но, если пилот проходит трассу без резких замедлений и ускорений, ему добавят баллов за стиль. Оценку каждого судьи выводят на экран после заезда, а комментатор дополнительно озвучивает.

Время квалификации зависит от количества участников. В прошлом году участников было много, в этом году не смогли участвовать пилоты из других стран, поэтому и квалификация проходила за 2—3 часа. Раньше она занимала до четырех часов.

Дисквалификация пилотов — редкость. Я знаю только один пример. В 2022 году RDS GP приняла правило о моношине — единой системе покрышек для всех автомобилей чемпионата, чтобы уравнять возможности пилотов. Первопроходцем дисквалификации за нарушение правила стал Алексей Вахтин — на первом этапе RDS GP его дисквалифицировали за отсутствие маркировки на резине.

По итогам квалификации составляется рейтинг, где пилоты распределяются по парам в топ-32. Первый пилот едет с 32-м, второй — с 31-м и так далее.

Сетка топ-32. В розовых квадратах — место, которое занял пилот по итогам квалификации
Сетка топ-32. В розовых квадратах — место, которое занял пилот по итогам квалификации

Байран. Иногда бывает, что пилотов для топ-32 не хватает: кто-то заработал ноль баллов за две попытки, у кого-то технические трудности, и тогда первым пилотам из рейтинга не достается соперников. В этом случае пилот едет байран — особый вид проезда, когда достаточно проехать несколько метров от старта до зоны постановки. Это место, откуда автомобиль срывается в дрифт.

Можно даже проехать весь заезд на прямых колесах. Так судьи понимают, что автомобиль технически исправен и может двигаться дальше. Но обычно пилоты проезжают байран в «боевом» режиме, чтобы лишний раз попробовать трассу и порадовать зрителей.

Происшествия на заездах

Почти на каждом этапе что-то случается. Машины врезаются в ограждения, сталкиваются, ломаются и загораются прямо во время заезда. В дрифте высокие требования к безопасности пилота и автомобиля, а на трассах всегда дежурят спасатели — за счет этого пилотам удается избежать серьезных травм. Но в 2021 году на трассе в Рязани во время тренировок один из пилотов въехал в бетонное ограждение — известную дрифтерам «стену-магнит». Удар был серьезным, из-за недостаточно хорошо затянутого ремня безопасности пилот получил компрессионный перелом двух позвонков и перелом копчика.

Мне запомнился финальный этап 2021 года, который я смотрела в онлайн-трансляции. На звание чемпиона сезона претендовали четыре пилота, а разница в рейтинге между ними была буквально два балла. Автомобиль одного из претендентов, Аркадия Цареградцева, загорелся во время квалификации. Остановка означала бы ноль баллов за попытку, отремонтировать машину за столь короткое время не получилось бы, и Аркадий продолжил заезд в горящем автомобиле.

Попытка вышла удачной, и Аркадий прошел в топ-32. А дальше обстоятельства сложились для Цареградцева более чем хорошо: соперник Аркадия не смог попасть в топ-32, и пилоту предстоял байран. Автомобиль кое-как доехал до зоны постановки, чего и требовали правила.

Подобное я видела вживую несколько раз. Один из них — на первом этапе RDS GP в 2021 году. У автомобиля прямо во время заезда загорелась топливная система. Зрелище было эпичное. К счастью, возгорание удалось быстро потушить.

Новый мотор для той машины доставили из Москвы на автодром за полчаса, а еще за три часа установили и подключили. Пилот смог участвовать дальше и дошел до топ-8. Это настоящее чудо логистики и слаженности команды.

Фанаты на трибунах здорово поддерживают пилотов в такие моменты. Так, на этапе в Санкт-Петербурге у одного из пилотов пошел дым из-под капота. Он съехал с трассы и вышел из машины. Трибуны встретили его ревом и бурными аплодисментами в качестве поддержки. На том же этапе брали интервью у механика, который спал, сидя на асфальте рядом с машиной. В интервью он сказал, что спал за эти сутки всего два часа. Фанаты снова громко свистели и шумели в знак поддержки и уважения.

Горящий автомобиль Аркадия Цареградцева. Источник: vk.com
Горящий автомобиль Аркадия Цареградцева. Источник: vk.com
Я смотрела трансляцию четвертого этапа «RDS Запад» в 2021 году. Во время заезда у одного из пилотов резко открылся капот. Скорее всего, так случилось, потому что сломались защелки на капоте. Источник: rdseurope.ru
Я смотрела трансляцию четвертого этапа «RDS Запад» в 2021 году. Во время заезда у одного из пилотов резко открылся капот. Скорее всего, так случилось, потому что сломались защелки на капоте. Источник: rdseurope.ru

Перерыв, конкурсы и сувениры

Перерыв. В оба дня есть перерывы для пилотов — 1,5—2 часа, когда они вместе с механиками готовят автомобили к следующим заездам: еще раз проверяют все системы и приводят в порядок. Чаще всего нужно только заменить колеса, но иногда требуется серьезный ремонт, например замена рычагов.

У многих пилотов подготовка проходит в открытых боксах, и фанатам все видно. За механиками можно наблюдать бесконечно: они работают профессионально и очень слаженно. Например, на этапе «RDS Европа» в Казани в этом году механики команды Carville Racing за десять минут поменяли амортизатор на машине пилота Гриши Бурлуцкого после столкновения с другим пилотом. Я смотрела в трансляции, но сердце замирало.

Так выглядят открытые боксы. Источник: carville.racing
Так выглядят открытые боксы. Источник: carville.racing

Конкурсы. В перерыве команды проводят множество конкурсов, за победу в которых можно получить разные подарки — от брелка до дрифт-такси. В 2019 году на одном из этапов впервые в России презентовали Toyota Supra — новую модификацию автомобиля, которой пилоты и фанаты дрифта давно ждали. В честь презентации в формате игры «Бинго» разыграли два дрифт-такси с Никитой Шиковым на этом автомобиле.

В конкурсах от команд и пилотов можно выиграть много разных призов. Я выиграла брелок, футболку, мягкие сидушки. Муж — кепку для меня. Задания для конкурсов самые разные:

Классный конкурс проводит команда Carville Racing: при покупке мерча команды получаешь гарантированный подарок и шанс выиграть сертификат на 10 000 Р в интернет-магазине запчастей. У них же на этапе в Петербурге был конкурс: угадай автомобиль по звуку мотора. У меня получилось, и мне досталась кепка, которую я тут же подписала на автограф-сессии.

Кепка с автографами пилотов команды Carville Racing. Слева направо: Николай Горковенко, Григорий Бурлуцкий, Никита Шиков
Кепка с автографами пилотов команды Carville Racing. Слева направо: Николай Горковенко, Григорий Бурлуцкий, Никита Шиков
Моя трофейная футболка команды Carville Racing
Моя трофейная футболка команды Carville Racing
Кепка с автографами пилотов команды Carville Racing. Слева направо: Николай Горковенко, Григорий Бурлуцкий, Никита Шиков
Кепка с автографами пилотов команды Carville Racing. Слева направо: Николай Горковенко, Григорий Бурлуцкий, Никита Шиков
Моя трофейная футболка команды Carville Racing
Моя трофейная футболка команды Carville Racing

В 2019 году за покупку масла генерального спонсора серии можно было выиграть ВАЗ-2104, полностью подготовленный к зимнему дрифту. Если собирать самому, такая машина обошлась бы в 200 000—250 000 Р. Чтобы выиграть эту «четверку», нужно было купить канистру масла за 4500 Р.

Я хотела попытать удачу и купила масло, как только зашли на автодром. Все, кто купил масло, получили номерки, а после этапа в лототроне вытащили случайный номер. К сожалению, мне не повезло, но эту канистру мы с мужем до сих пор вспоминаем со смехом. Я таскалась с ней целый день: все время на этапе, ехала в метро, тащила до поезда и только потом из отпуска мы отправили ее домой. Доставка стоила примерно 500 Р. Масло залили в мотор нашей машины при очередной замене.

Сувениры. Мне нравится оставлять на память какие-то вещи с разных событий. С этапов накопилось две папки с карточками — это напечатанные на плотном картоне фото пилотов или их гоночных машин. Карточки раздают бесплатно для автографов в палатках самих команд.

На первый этап мы взяли с собой всего две фотографии нашей машины, но на них оказалось слишком мало места, чтобы уместить автографы всех пилотов. После этого этапа пришла идея: мы печатаем фотографии, которые сделали сами, или классные фотографии профессионалов и привозим на подпись. Потом развешиваем подписанные фото на «стене почета» в нашем гараже. Я стараюсь распределять пилотов по командам или по принципу, какой пилот с каким дружит. Каждый раз, когда я вижу эту стену, душа радуется.

А вообще люди собирают автографы буквально на всем. Из того, что я видела, — кепка, рюкзак, плакат, специальные автомобильные номера в японском стиле, которые продают на этапах, и так далее.

Сувенирный японский номер
Сувенирный японский номер
Фото нашей машины с подписями пилотов
Фото нашей машины с подписями пилотов
Самое любимое — это подписанные козырьки в машине. Я каждый день езжу за рулем, и мое фанатское сердечко просто поет при взгляде на них
Самое любимое — это подписанные козырьки в машине. Я каждый день езжу за рулем, и мое фанатское сердечко просто поет при взгляде на них
Фото нашей машины с подписями пилотов
Фото нашей машины с подписями пилотов
Самое любимое — это подписанные козырьки в машине. Я каждый день езжу за рулем, и мое фанатское сердечко просто поет при взгляде на них
Самое любимое — это подписанные козырьки в машине. Я каждый день езжу за рулем, и мое фанатское сердечко просто поет при взгляде на них

Пилоты — очень открытые и дружелюбные ребята. В 2019 году во второй день мы не попали на автограф-сессию, поэтому пришли во время перерыва в техпарк. В первой же палатке была звезда дрифта — Георгий Чивчян, трехкратный чемпион России по дрифту, победитель FIA Intercontinental Drifting Cup. Я решила попытать удачу и подошла за автографом, с собой у меня были фотографии и маркер. Особо ни на что не надеялась, ведь автограф-сессия уже завершилась. Каково же было мое удивление, когда чемпион мира абсолютно спокойно расписался на фотографии и перекинулся с нами парой слов.

Рядом с нами стояли другие люди, у них была карточка на черном фоне и черный маркер, который было бы не видно. Георгий сказал: «Сейчас, ребят, подождите, я за белым маркером схожу». Вернулся, подписал карточку и пообщался и с ними. За такую открытость пилотов, полное отсутствие звездности я и люблю этот спорт.

К слову, об автографах. Чтобы пилотам было удобнее, я теперь всегда на всякий случай беру с собой два маркера: белый и черный. Очень редко, но бывает, что пилоту нечем расписаться.

Заезд топ-32

После перерыва начинается топ-32 — пилоты соревнуются в дрифте парно. Все участники топ-32 едут по тому же судейскому заданию, как в квалификации. Они едут один хит — два заезда, в которых гонщики меняются ролями: один из пилотов едет в роли лидера, второй — в роли преследователя.

Цель лидера — проехать так, чтобы выполнить судейское задание и не помешать преследователю проехать по своей траектории. Цель преследователя — проехать максимально близко к лидеру, не допуская столкновения и поддерживая темп лидера. Во втором заезде этого же хита лидер становится преследователем, а преследователь — лидером.

Так выглядит парный заезд. Источник: vdrifte.ru
Так выглядит парный заезд. Источник: vdrifte.ru

Если одного хита для судей оказалось недостаточно, чтобы решить, кто проехал лучше, назначается One More Time, ОМТ — пара пилотов едет свой хит еще раз. ОМТ могут назначать не один раз. Например, на четвертом этапе у пилотов Николая Горковенко из Carville Racing и Ивана Корнейчика из Time Up было сразу два ОМТ. Второй ОМТ всегда решающий. Если судьи не могут выбрать лучшего в этом заезде, побеждает тот пилот, который был выше по квалификации.

Первый день заканчивается примерно в 18:00—19:00. После заездов мы уезжаем обратно в город, гуляем, ужинаем и готовимся ко второму дню.

Как проходит второй день соревнований

Заезды. Во второй день пилоты едут в топ-16, топ-8, топ-4 и в финале. Мы приезжаем незадолго до начала парада пилотов — к 11:00. Проходим на территорию автодрома так же, как и в первый день: организаторы сканируют код и выдают билеты. Обычно во второй день фанатов немного больше.

Соревнования начинаются около 13:00—14:00, но у каждого этапа свое расписание. После разминки топ-16 идет перерыв, парад пилотов и автограф-сессия. В это время можно снова вблизи посмотреть на машины в техпарке, пообщаться с пилотами и сфотографироваться.

Судейское задание для топ-16, топ-8 и топ-4 то же самое — важно проехать в паре лучше своего соперника, чтобы пройти дальше. После топ-16 снова перерыв на 1—2 часа.

Атмосфера. Во время заездов на трибунах обычно очень шумно, но фанаты ведут себя культурно. Когда идут заезды и пилоты едут особенно близко и синхронно, это вызывает восхищение: кажется, что так ездить просто невозможно!

Во второй день тоже случаются поломки и аварии. Конечно, очень больно видеть столкновения или просто неудачные заезды, потому что знаешь: за каждыми 20 секундами на трассе стоят часы и месяцы упорного труда. Иногда, несмотря на все старания, механики не успевают починить машину. Это тоже обидно, ведь пилоты надеются, что все удастся исправить. Кто-то из болельщиков уходит после вылета любимого пилота, но мы всегда остаемся до последнего.

Награждение. Когда заканчиваются последние заезды, проводится награждение. На награждение пригоняют автомобили пилотов-победителей. Сначала победителю квалификации вручают награду: кубок, медаль и бутылку шампанского. Затем награждают победителей и призеров личного зачета, а после — командного.

Церемония награждения заканчивается в 19:00—20:00. После этого мы обычно сразу едем в аэропорт, чтобы успеть на рейс в Ноябрьск в 02:50.

Итоги

В 2019 году после первого в моей жизни этапа я уезжала без особых сожалений: знала, что мы приедем еще. Но в 2020 году началась пандемия коронавируса — пришлось пропустить год и смотреть дрифт только онлайн. С тех пор трудно покидать последний этап в году, на котором побываешь лично.

В 2022 году последним был этап в Питере. Когда уезжали домой, мне было грустно чуть не до слез: до следующего этапа, на который я смогу поехать, еще девять месяцев.

Чем дальше от этапа, тем чаще смотришь на календарь и просчитываешь варианты поехать еще на один. С 2019 года каждый мой год разделился на две части: когда я езжу на дрифт и в отпуск и когда я зарабатываю деньги на эти поездки.

Мне очень нравится дрифт. Когда меня спрашивают, за кого я болею, я всегда отвечаю: «За дрифт». А уже потом говорю про своих любимчиков. Эмоции, атмосфера на заезде и ощущение всеобщей дружбы просто непередаваемы.


Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.