10 марта сеть магазинов фиксированных цен Fix Price планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже, а глобальные депозитарные расписки компании начнут торговаться на Московской бирже.

О компании

Fix Price (LSE, MCX: FIXP) — крупный дискаунтер, работающий в формате магазинов фиксированных цен. Компания основана в 2007 году. Сеть активно растет, у нее около 4 тысяч магазинов, находящихся в 75 регионах России и странах СНГ. Большая часть магазинов собственные, но есть и те, что работают по франшизе.

На Московской бирже будут торговаться глобальные депозитарные расписки на акции головной структуры холдинга — компании Fix Price Group, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах.

Источник: проспект эмиссии, стр. 66
Источник: проспект эмиссии, стр. 66
Источник: проспект эмиссии, стр. 66
Источник: проспект эмиссии, стр. 66

Количество магазинов сети по странам на 31 декабря 2020 года

Собственные Франшиза
Россия 3507 384
Беларусь 143 9
Казахстан 77 12
Узбекистан 15 0
Латвия 0 14
Грузия 0 4
Киргизия 0 2
Всего 3742 425
Россия
Собственные
3507
Франшиза
384
Беларусь
Собственные
143
Франшиза
9
Казахстан
Собственные
77
Франшиза
12
Узбекистан
Собственные
15
Франшиза
0
Латвия
Собственные
0
Франшиза
14
Грузия
Собственные
0
Франшиза
4
Киргизия
Собственные
0
Франшиза
2
Всего
Собственные
3742
Франшиза
425

Количество магазинов сети по годам

Собственные Франшиза
2012 502 98
2013 929 215
2014 1333 339
2015 1681 397
2016 1967 324
2017 2141 336
2018 2642 299
2019 3072 440
2020 3742 425
Собственные
2012
502
2013
929
2014
1333
2015
1681
2016
1967
2017
2141
2018
2642
2019
3072
2020
3742
Франшиза
2012
98
2013
215
2014
339
2015
397
2016
324
2017
336
2018
299
2019
440
2020
425

Лидер рынка магазинов фиксированных цен

Fix Price позиционирует себя не просто как дискаунтера, а именно как представителя отдельной рыночной ниши — магазинов фиксированных цен. В проспекте эмиссии компания приводит данные отраслевого исследования Oliver Wyman, согласно которому она занимает 93% данной рыночной ниши в России.

Магазины фиксированных цен — это ретейлеры с товарами, продающимися по одной или нескольким фиксированным ценам. В Fix Price товары продаются по 50, 55, 77, 99, 149 и 199 Р, а в начале февраля этого года добавили еще одну ценовую категорию — 249 Р. При этом по итогам 2020 года около 80% ассортимента продавалось в ценовых категориях ниже 100 Р.

Ценовых категорий у ретейлера немного, но ассортимент обширен: 1800 товарных позиций в 20 категориях товаров — от одежды и товаров для дома до продуктов питания и напитков. При этом примерно в равной пропорции продаются брендированные, небрендированные товары и товары собственных торговых марок.

Компания каждую неделю добавляет 40—60 новых позиций в зависимости от сезона и тенденций в ретейле, в целом обновляется около 60% ассортимента до 6 раз в год.

У Fix Price довольно обширная программа лояльности: 12 млн зарегистрированных пользователей, которые дают более трети выручки.

Для того чтобы сохранять низкие цены и при этом работать в плюс, Fix Price активно работает с себестоимостью: все магазины стандартизированы, договорные отношения налажены напрямую с поставщиками, компания участвует в разработке товаров, сокращая себестоимость, например, за счет упаковки. Также у Fix Price централизованная логистическая инфраструктура — восемь распределительных центров.

Продажи по категориям товаров по итогам 2020 года

Еда и напитки 25%
Товары для дома 20%
Косметика и средства гигиены 16%
Бытовая химия 7%
Книги и канцтовары 6%
Одежда 6%
Игрушки 5%
Товары для вечеринок 5%
Аксессуары 3%
Другое 6%
Еда и напитки
25%
Товары для дома
20%
Косметика и средства гигиены
16%
Бытовая химия
7%
Книги и канцтовары
6%
Одежда
6%
Игрушки
5%
Товары для вечеринок
5%
Аксессуары
3%
Другое
6%

Финансовые показатели

У Fix Price впечатляющие финансовые показатели: выручка и прибыль растут отличными темпами, низкий уровень долга, средний рост сопоставимых продаж (LFL) за 16 кварталов на конец 2020 года — аж 19%.

Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам в миллиардах рублей

Выручка Чистая прибыль Чистый долг
2018 108,7 9,1 −5,4
2019 142,9 13,2 6,0
2020 190,1 17,6 23,0
Выручка
2018
108,7
2019
142,9
2020
190,1
Чистая прибыль
2018
9,1
2019
13,2
2020
17,6
Чистый долг
2018
−5,4
2019
6,0
2020
23,0

Акционерный капитал

У Fix Price, скажем так, любопытный состав акционеров: кроме легко ожидаемых основателей и топ-менеджеров, здесь присутствует Marathon Group, инвестиционная компания — крупный акционер «Магнита», и инвестиционный банк Goldman Sachs.

Структура акционерного капитала до IPO

Акционер Бенефициары Доля
Luncor Overseas Сооснователь Артем Хачатрян 41,55%
SBP Foundation Сооснователь Сергей Ломакин 26,51%
LF Group DMCC Сооснователь Сергей Ломакин 15,05%
Eristelon Holdings Сооснователи Артем Хачатрян и Сергей Ломакин 0,2%
Samonico Holdings Marathon Group 9,94%
GLQ International Holdings Goldman Sachs 4,0%
Дмитрий Кирсанов CEO Fix Price Дмитрий Кирсанов 1,52%
Топ-менеджеры Топ-менеджеры, не включая Дмитрия Кирсанова 0,82%
Другие акционеры Другие акционеры, включая бывших сотрудников 0,41%
Luncor Overseas
Бенефициары
Сооснователь Артем Хачатрян
Доля
41,55%
SBP Foundation
Бенефициары
Сооснователь Сергей Ломакин
Доля
26,51%
LF Group DMCC
Бенефициары
Сооснователь Сергей Ломакин
Доля
15,05%
Eristelon Holdings
Бенефициары
Сооснователи Артем Хачатрян и Сергей Ломакин
Доля
0,2%
Samonico Holdings
Бенефициары
Marathon Group
Доля
9,94%
GLQ International Holdings
Бенефициары
Goldman Sachs
Доля
4,0%
Дмитрий Кирсанов
Бенефициары
CEO Fix Price Дмитрий Кирсанов
Доля
1,52%
Топ-менеджеры
Бенефициары
Топ-менеджеры, не включая Дмитрия Кирсанова
Доля
0,82%
Другие акционеры
Бенефициары
Другие акционеры, включая бывших сотрудников
Доля
0,41%

Действия в преддверии IPO

1 марта компания объявила о начале формирования книги заявок — ее закрыли за день из-за большого спроса.

Акционеры планируют продать до 170 млн ГДР по 8,75—9,75 $ за штуку. Таким образом, общее предложение будет в диапазоне 1,5—1,7 млрд долларов, а общая капитализация компании составит 7,4—8,3 млрд долларов. При этом Fix Price заключила отдельные соглашения с крупными фондами под управлением BlackRock, GIC, с Катарским суверенным фондом (QIA), которые будут выступать якорными инвесторами и обязуются при определенных условиях купить ценных бумаг компании суммарно на 475 млн долларов. Продавать ценные бумаги будут именно действующие акционеры, а не сама компания — похоже, эти деньги не пойдут на развитие Fix Price. Также компания указывает, что некоторые из продающих акционеров могут предоставить опцион для дополнительного размещения еще 15% от продаваемого в рамках IPO объема ГДР.

К сожалению, компания не объявляет, какие доли останутся у акционеров после IPO, ограничиваясь общей фразой про то, что основатели компании продолжат владеть значительной долей.

Также хочется обратить внимание на то, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления Fix Price планирует после IPO включить в состав совета директоров трех известных в бизнес-среде независимых директоров: основателя «М-видео» и бывшего члена совета директоров X5 Retail Group Александра Тынкована, бывшего финансового директора KPMG в России и СНГ, а также действующего члена совета директоров «Магнита», «Группы ПИК» и банка «Ак Барс» Грегора Мовата и работавшую в Goldman Sachs, Morgan Stanley и UBS Елену Титову, которая также выступает действующим членом совета директоров банков «Открытие», «Траст» и компании Qiwi.

Почему акции могут вырасти после IPO

Бурно растущий бизнес в растущем сегменте. Показатели Fix Price действительно растут очень хорошими темпами. Вполне вероятно, что рост бизнеса продолжится.

В отраслевом исследовании Oliver Wyman приводится вывод, что сегмент магазинов фиксированных цен в России занимает слишком малую долю в общем рынке ретейла по сравнению с развитыми странами, поэтому ему есть куда расти — как по размеру доли рынка, так и по количеству магазинов.

Пандемия коронавируса и последовавший за нею кризис не лучшим образом сказались на благосостоянии россиян: Росстат подсчитал, что за 2020 год реальные располагаемые доходы населения упали на 3,5%. А инфляция при этом достигла пятилетнего максимума, по итогам 2020 года достигнув 4,9%, что даже превышает ключевую ставку ЦБ РФ. Такие печальные тенденции способствуют росту популярности дискаунтеров и, в частности, магазинов фиксированных цен.

Прибыльный и слабо закредитованный бизнес. По нынешним временам это практически редкость, но Fix Price не только показывает прекрасный рост выручки, но при этом прибылен и слабо закредитован, в отличие от того же Ozon.

Успешное IPO Ozon. Несмотря на убыточность и закредитованность, IPO Ozon прошло очень успешно и цена его ценных бумаг значительно выросла с тех пор. Это может подстегнуть инвесторов, особенно рассчитывающих на короткую и среднюю перспективу, активно покупать ГДР Fix Price в надежде на аналогичную историю роста.

Дивиденды и дивидендная политика. Кроме всего прочего, Fix Price умудряется еще и платить дивиденды, а также наращивать их вслед за ростом чистой прибыли. Компания планирует продолжать выплачивать дивиденды и после IPO, при этом в соответствии с лучшими практиками она предполагает платить их дважды в год из расчета минимум 50% чистой прибыли по МСФО при значении мультипликатора net debt / EBITDA меньше 1.

Солидные акционеры и совет директоров. Не так много российских компаний могут похвастаться участием в их капитале самого Goldman Sachs. Это что-то да значит. А новые лица в совете директоров — действительно люди с многолетним опытом на руководящих должностях и в советах директоров крупных успешных компаний, которые могут помочь Fix Price достигнуть новых успехов в бизнесе.

Доля рынка магазинов фиксированных цен в ретейле в разных странах по итогам 2019 года

Великобритания 3,9%
Канада 3,6%
США 2,4%
Нидерланды 2,3%
Евросоюз 1,5%
Германия 0,7%
Россия 0,5%
Великобритания
3,9%
Канада
3,6%
США
2,4%
Нидерланды
2,3%
Евросоюз
1,5%
Германия
0,7%
Россия
0,5%

Количество магазинов фиксированных цен, потенциальное количество и процент насыщения рынка в основных странах присутствия Fix Price по итогам 3 квартала 2020 года

Реальное Потенциальное Насыщение рынка
Россия 4091 11 698 35,0%
Беларусь 361 781 46,2%
Казахстан 93 1793 5,2%
Узбекистан 21 1267 1,7%
Россия
Реальное
4091
Потенциальное
11 698
Насыщение рынка
35,0%
Беларусь
Реальное
361
Потенциальное
781
Насыщение рынка
46,2%
Казахстан
Реальное
93
Потенциальное
1793
Насыщение рынка
5,2%
Узбекистан
Реальное
21
Потенциальное
1267
Насыщение рынка
1,7%

Доля рынка магазинов фиксированных цен в ретейле в России, начиная с 2020 года данные прогнозные

2018 0,4%
2019 0,5%
2020 0,6%
2021 0,7%
2022 0,8%
2023 1,0%
2024 1,1%
2025 1,2%
2026 1,3%
2027 1,4%
2018
0,4%
2019
0,5%
2020
0,6%
2021
0,7%
2022
0,8%
2023
1,0%
2024
1,1%
2025
1,2%
2026
1,3%
2027
1,4%

Дивиденды по годам в миллиардах рублей

2018 6,6
2019 13,7
2020 32,6
2018
6,6
2019
13,7
2020
32,6

Почему акции могут упасть после IPO

Дорогая оценка. Видимо, на фоне успешного IPO Ozon Fix Price оценила себя откровенно дорого: по мультипликаторам P / E и EV / EBITDA Fix Price значительно превышает средние мультипликаторы публичных ретейлеров, а капитализация грозит превысить капитализацию значительно более крупного «Магнита», а, возможно, даже и X5 Retail Group.

Высококонкурентный сектор. Хотя Fix Price позиционирует себя как представителя отдельного сегмента ретейла, это не избавляет компанию от конкуренции со стороны остальных ретейлеров. А этот сектор очень конкурентен, что мы уже рассматривали в статьях про Ozon и «Окей». К тому же именно сейчас конкуренция среди дискаунтеров выходит на новый уровень: «Светофор» еще по итогам 2019 года вошел в десятку крупнейших продуктовых ретейлеров, «Окей» уже несколько лет успешно развивает сеть «Да!», X5 Retail Group запустила сеть «Чижик», «Магнит» — магазины «Моя цена», а «Лента» — «365+».

С дивидендами не все однозначно. Положительные стороны дивидендов есть, но существует и некоторый негатив: с такой дорогой оценкой бизнеса дивидендная доходность вряд ли будет высокой — возможно, около 2%. По меркам российского фондового рынка это немного. А еще в последние два года компания выплачивала объем дивидендов больше чистой прибыли, что в итоге привело к тому, что собственный капитал ушел в отрицательную зону, и это немного затруднит дальнейшую выплату дивидендов.

Все же не Ozon. Стоит учитывать, что успешное IPO и дальнейший рост котировок ценных бумаг Ozon во многом обусловлены тем, что его образ бурно растущей технологической компании, занимающейся цифровизацией традиционного бизнеса, считается очень модным по нынешним временам. Fix Price же с этой точки зрения, наоборот, выступает традиционным, «скучным» бизнесом, так что вряд ли будет будоражить умы инвесторов.

Мультипликаторы Fix Price и крупнейших публичных продуктовых ретейлеров за 2020 год

P / E Net debt / EBITDA EV / EBITDA ROE
X5 Retail Group 32,5 0,83 3,37 18,2%
«Магнит» 15,7 1,1 3,59 12,0%
«Лента» 7,8 2,04 4,90 17,5%
Fix Price 31—35 0,6 16—18 — (отрицательный собственный капитал)
X5 Retail Group
P / E
32,5
Net debt / EBITDA
0,83
EV / EBITDA
3,37
ROE
18,2%
«Магнит»
P / E
15,7
Net debt / EBITDA
1,1
EV / EBITDA
3,59
ROE
12,0%
«Лента»
P / E
7,8
Net debt / EBITDA
2,04
EV / EBITDA
4,90
ROE
17,5%
Fix Price
P / E
31—35
Net debt / EBITDA
0,6
EV / EBITDA
16—18
ROE
— (отрицательный собственный капитал)

В итоге

Fix Price — очень интересный эмитент. Кажется, у компании получается совмещать несовместимое: бурно расти, быть прибыльной, слабо закредитованной и платить дивиденды. Из-за этого и еще, возможно, из-за успешного IPO Ozon нынешние акционеры хотят продать акции компании по очень значительной цене.

При этом у цены есть как множество предпосылок вырасти еще сильнее, так и множество предпосылок упасть, так что перед инвесторами, задумывающимися над инвестициями в Fix Price, стоит довольно сложный выбор.