«Делимобиль» готовится к IPO: стоит ли инвести­ро­вать в лидера каршеринга в России

5
«Делимобиль» готовится к IPO: стоит ли инвести­ро­вать в лидера каршеринга в России
Аватар автора

Роман Романович

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

ПАО «Каршеринг Руссия» — операционная компания каршеринга «Делимобиль» — в начале февраля проведет первое IPO на Мосбирже в 2024 году. Изначально в ходе размещения компания планировала привлечь 3 млрд рублей. Но за несколько дней до листинга она увеличила размер IPO до 4,2 млрд рублей: это объяснили «повышенным спросом со стороны инвесторов». Привлеченные деньги компания намерена использовать для развития бизнеса и расширения в новые регионы

В ноябре 2023 года компания сменила организационную форму с общества с ограниченной ответственностью на публичное акционерное общество, а в январе 2024 совет директоров проголосовал за возможность вывода обыкновенных акций на фондовый рынок.

В этом материале обсудим, как устроен бизнес компании и стоит ли участвовать в размещении акций.

На чем зарабатывают

Каршеринг «Делимобиль» запустил в Москве в 2015 году русско-итальянский предприниматель Винченцо Трани. На старте парк насчитывал 100 автомобилей, а к сентябрю 2023 вырос до 24 тысяч машин. Количество пользователей по итогам 9 месяцев 2023 года составило 9,3 млн, увеличившись на 72% с начала 2021 года. Чтобы держать расходы и качество обслуживания автомобилей под контролем, «Делимобиль» ремонтирует и обслуживает машины в собственных сервисных центрах, которых на начало 2024 года было девять по всей стране. Штат сотрудников, задействованных в ремонте и обслуживании автомобилей, — 380 человек.

В мае 2023 рейтинговое агентство «АКРА» подтвердило рейтинг ООО «Каршеринг Руссия» А+(RU) со стабильным прогнозом. По оценкам АКРА, на конец 2022 года «Делимобиль» занимал лидирующие позиции в сегменте каршеринга в России.

Также агентство положительно оценивает развитие своей технической и технологической инфраструктуры в виде собственных сервисных центров для ремонта автомобилей и технологических решений для управления автопарком, которые позволяют компании улучшать показатели рентабельности бизнеса и дают конкурентные преимущества в сравнении с другими игроками. Еще АКРА отметило быстрый рост выручки сервиса, несмотря на карантинные ограничения в 2020 году, — в среднем на 56% в год за период с 2020 по 2022.

В 2022 году «Каршеринг Руссия» впервые разместила биржевые облигации на 0,7 млрд рублей с погашением через три года. Деньги привлекали для расширения бизнеса по всей России. В 2023 году компания разместила еще два выпуска — в мае и сентябре, объем каждого из них составил 4,5 млрд рублей.

На начало 2024 года «Делимобиль» представлен в 10 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону, Туле и Тольятти — это самая широкая сеть среди крупных операторов каршеринга в России. Например, воспользоваться автомобилями «Яндекс-драйва» можно в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

На январь 2024 года «Делимобиль» совместно с компаниями, входящими в состав холдинга, обеспечивает единственный сервис каршеринга в России, самостоятельно управляющий своим автопарком и предоставляющий услуги ремонта, технического обслуживания, мойки и заправки автомобилей.

Аргументы за

Сильные финансовые показатели. По итогам 9 месяцев 2023 года выручка компании увеличилась на 31% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года и составила 14,5 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 74% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,5 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA — 31% по итогам 9 месяцев, что на 8 процентных пунктов больше в сравнении с прошлым годом. Чистая прибыль за 9 месяцев составила 1,4 млрд рублей — против прибыли в 91 млн рублей по итогам 9 месяцев 2022 года.

Финансовые результаты «Делимобиля», млрд рублей 

2020202120229м20229м2023
Выручка6,312,415,211,114,5
EBITDA−0,32,83,82,64,5
Чистая прибыль−2,81−0,43−0,160,0911,4
Рентабельность по EBITDA22,5%25%23%31%

Финансовые результаты «Делимобиля», млрд рублей 

Выручка
20206,3
202112,4
202215,2
9м202211,1
9м202314,5
EBITDA
2020−0,3
20212,8
20223,8
9м20222,6
9м20234,5
Чистая прибыль
2020−2,81
2021−0,43
2022−0,16
9м20220,091
9м20231,4
Рентабельность по EBITDA
2020
202122,5%
202225%
9м202223%
9м202331%

Выгодные условия лизинга. «Делимобиль» использует финансовый лизинг — в отличие от операционного, которым пользуется «Яндекс-драйв». Главная разница в том, что в случае с операционным лизингом право на транспортное средство закрепляется за лизингодателем, а в случае с финансовым — за лизингополучателем. Если максимально упростить, то по условиям договора лизинга «Яндекс» должен вернуть автомобиль в лизинговую компанию после завершения срока договора, а «Делимобиль» может использовать его по своему усмотрению — продать или отправить в регионы.

Средний срок службы автомобилей в парке компании — 6 лет. Первые 3 года автомобили работают в Москве, затем отправляются в регионы, а по истечении 6 лет продаются на вторичном рынке. На продаже автомобилей «Делимобиль» заработал 185 млн рублей по итогам 6 месяцев 2023 года, что на 55% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Средний возраст автомобилей в России — почти 15 лет, поэтому шестилетние машины «Делимобиля» пользуются спросом.

Лидирующее положение на перспективном рынке. Согласно исследованию консалтинговой компании «Б1», рынок совместной мобильности в России растет быстрее рынка такси и аренды авто и может достичь 350 млрд рублей к 2028 году. Основной драйвер роста — рынок каршеринга, который в ближайшие 5 лет удвоится. Согласно прогнозам компании, сегмент каршеринга будет расти опережающими темпами — на 40% в год в период с 2023 по 2028 — и вырастет с 44 млрд рублей по итогам 2023 года до 234 млрд рублей к 2028 году.

Драйверы роста каршеринга: стагнация спроса на личные автомобили на фоне роста стоимости покупки и владения автомобилем и удорожания кредитов, а также повышение тарифов такси. В среднем российскому потребителю каршеринг за год обходится на 35% дешевле такси и втрое дешевле, чем содержание собственного автомобиля.

Источник: «Б1»
Источник: «Б1»

При этом «Делимобиль» — обладатель крупнейшего автопарка в России и лидирует на рынке по количеству поездок как в России в целом с долей около 40%, так и в Москве, где он занимал 50% по итогам 2022 года.

На рынке каршеринга России действует порядка 18 операторов, включая четырех ведущих игроков: «Делимобиль», «Яндекс-драйв», «Ситидрайв» и BelkaCar. Но основная конкуренция разворачивается среди лидеров: на долю крупнейших четырех операторов приходится 96% числа поездок и 89% автомобилей в парке. По мнению экспертов, тренд на концентрацию рынка продолжится до 2028 года, в том числе за счет высокого порога входа на рынок из-за необходимости широкого покрытия территорий обслуживания, что требует значительного объема инвестиций в короткий промежуток времени.

Источник: «Б1»
Источник: «Б1»

Возможные дивиденды. В январе 2024 года совет директоров «Делимобиля» принял положение о дивидендной политике, согласно которому компания планирует выплату дивидендов в зависимости от финансовых результатов и уровня долговой нагрузки.

Вот главные параметры принятой дивидендной политики:

  1. Если «чистый долг / EBITDA» меньше 3, то на дивиденды направят не менее 50% чистой прибыли по МСФО.
  2. Если больше 3, то решение о выплате и размере дивидендов примет совет директоров.
  3. Периодичность выплаты дивидендов — не менее двух раз в год.

За 9 месяцев 2023 года мультипликатор «чистый долг / EBITDA» составлял 3,5. Но привлеченные в ходе IPO деньги компания может частично направить на сокращение долговой нагрузки для последующей выплаты дивидендов. За 9 месяцев на счетах компании скопилось 7,8 млрд рублей.

Успешно пережили 2022 год. В 2022 году новые автомобили в России подорожали на 24%, а иномарки — на 39%. При этом на отдельные модели рост был заметно сильнее. Например, на популярные в сервисах каршеринга Джили Кулрей и Чери Тигго 4 цены за 2022 год выросли на 56 и 75% соответственно. Но это не помешало «Делимобилю» увеличивать размер автопарка и сокращать убыток: за 2022 год количество автомобилей в парке компании увеличилось на 500 и достигло 20 тысяч, а размер убытка сократился на 62% — с 435 до 164 млн рублей. Рентабельность по EBITDA за 2022 год выросла на 3 процентных пункта в сравнении с 2021 годом и составила 25%.

По итогам 2022 года стоимость обслуживания автомобилей в парке компании выросла всего на 8%. С 2022 года «Делимобиль» покупает автомобили и запчасти к ним напрямую в Китае в обход российских автодилеров, что позволяет экономить на услугах посредников.

В 2023 году цены на машины росли уже не так активно: стоимость новых Джили Кулрей и Чери Тигго 4 увеличилась по итогам года на 2 и 3% соответственно.

Аргументы против

Высокая ставка. Один из самых существенных рисков сейчас — высокая ставка ЦБ. За 9 месяцев 2023 года 84% автомобилей «Делимобиля» находилось в лизинге. Высокие ставки помешают компании расти быстрыми темпами, увеличивать парк и расширяться в новые города. Например, в 2022 году размер парка «Делимобиля» вырос всего на 3% из-за резкого роста цен и проблем с поставками. Расширение автопарка при высокой ставке ограничит темпы роста бизнеса.

До 2024 года все лизинговые контракты компании заключались по фиксированной ставке. Но с начала года новые контракты заключаются по плавающей ставке с привязкой к уровню ключевой ставки Банка России. Продолжительное удержание ставки на высоком уровне сделает обслуживание лизинговых контрактов и увеличение парка более дорогим. По оценкам экспертов, цикл снижения ключевой ставки начнется во второй половине года, но к концу 2024 года она все еще может остаться двузначной.

А вот выход на IPO как раз решает эту проблему. Если компания соберет ожидаемую сумму в ходе размещения, то планирует инвестировать деньги в покупку 7 тысяч новых автомобилей, что позволит увеличить размер парка на 55% — до 31 тысячи машин. И это выгодно отличает «Делимобиль» от других операторов каршеринга, которые не могут привлечь новый капитал через IPO и которым придется использовать дорогой лизинг для расширения.

Субсидии и льготная парковка. Другой очень опасный риск — отмена транспортных льгот в Москве и других городах. Сейчас операторы каршеринга в большинстве городов пользуются льготными условиями парковки, что позволяет им экономить.

Например, власти Москвы щедро поддерживают развитие каршеринга в регионе. С 2018 года Москва субсидирует лизинговые платежи для операторов каршеринга. Благодаря субсидиям за 4 года компании получили 516 млн рублей на обновление автопарка и приобрели более 24 тысяч автомобилей.

В мае 2022 правительство Москвы выделило 450 млн рублей для поддержки операторов такси и каршеринга — эти деньги пойдут на субсидирование платежей по кредитам, договорам лизинга и покупки новых автомобилей. С 2015 года компании каршеринга получают скидку 50% на оплату размещения авто на платных парковочных местах в Москве. В ноябре 2023 года эту льготу в очередной раз продлили — до 1 ноября 2024 года.

Подобная практика субсидирования работает не везде. Например, в Санкт-Петербурге операторы каршеринга до сих пор платят полный тариф за парковку и не могут договориться с местными властями о льготах. Любые изменения в регуляции и отмена парковочных льгот в Москве и других регионах негативно скажутся на рентабельности операторов каршеринга.

При этом представители компании на вебинаре для инвесторов говорили, что финансовая модель не ориентируется на льготы за парковки и потенциально «Делимобиль» готов к их отмене. Согласно финансовой модели, отмена парковочных льгот в Москве приведет к росту средней цены поездки всего на 6% для сохранения текущей маржинальности бизнеса.

Чего ждать инвесторам от IPO «Делимобиля»

В IPO смогут принять участие российские квалифицированные и неквалифицированные инвесторы-физлица и российские институциональные инвесторы.

В базовом сценарии размер размещения составит не более 4,2 млрд рублей, а все привлеченные деньги пойдут на развитие бизнеса и снижение долговой нагрузки. В рамках IPO не планируется продажа акций основным акционером компании — предложение состоит исключительно из акций дополнительной эмиссии.

После проведения IPO компания вводит запрет на продажу акций контролирующими акционерами в течение 180 дней. Инвесторы, получившие акции в ходе размещения, смогут продать их сразу после старта торгов на Мосбирже.

По оценкам аналитиков «БКС Мир инвестиций», стоимость акционерного капитала на момент размещения составит 44—54 млрд рублей, а на горизонте 12 месяцев после IPO она может увеличиться на 22% — до 54—66 млрд рублей. Инвестбанк «Синара» оценивает потенциальную капитализацию «Делимобиля» к концу 2024 года на уровне 71,7 млрд рублей.

Аналитики Тинькофф Инвестиций отмечают самую высокую долю удержания клиентов «Делимобиля» в сравнении с другими операторами каршеринга: 83 против 80% у «Яндекс-драйва», 79% у «Ситидрайва» и 67% у BelkaCar. По прогнозам аналитиков, выручка «Делимобиля» будет расти на 31% в год до 2029 года, а по итогам 2024 года вырастет на 50%. Ожидаемый рост EBITDA составит 44% в год до 2029 года при среднем показателе рентабельности по EBITDA за этот период на уровне 42%. Согласно анализу Тинькофф Инвестиций, оценка стоимости акционерного капитала «Делимобиля» находится в диапазоне 46—53 млрд рублей.

Показатели «Делимобиля» и похожих компаний 

«Делимобиль»«Яндекс»Whoosh
Форвардный EV / EBITDA  6,17,64,5
Рентабельность по EBITDA  36%12,70%43%
Среднегодовой рост EBITDA  57,80%53,70%31,90%
Среднегодовой рост выручки  43%27%33%

Показатели «Делимобиля» и похожих компаний 

Форвардный EV / EBITDA 
«Делимобиль»6,1
«Яндекс»7,6
Whoosh4,5
Рентабельность по EBITDA 
«Делимобиль»36%
«Яндекс»12,70%
Whoosh43%
Среднегодовой рост EBITDA 
«Делимобиль»57,80%
«Яндекс»53,70%
Whoosh31,90%
Среднегодовой рост выручки 
«Делимобиль»43%
«Яндекс»27%
Whoosh33%

Другие аналитики, опрошенные Forbes, также смотрят на бизнес позитивно, выделяя высокие темпы роста компании, выход в прибыль и лидирующие позиции на рынке.

В понедельник, 29 января, «Делимобиль» объявил диапазон цены размещения — от 245 до 265 ₽ за акцию. Таким образом, размер капитализации компании в ходе IPO составит от 39,2 до 42,4 млрд рублей — ниже оценок, которые давали брокеры при анализе на прошлой неделе.

В качестве ориентира для оценки возможных результатов размещения «Делимобиля» я бы смотрел на результаты IPO «Астры», которое прошло в октябре 2023 года: в первый день торгов акции подорожали на 40%. «Астра» привлекла 3,5 млрд рублей, а совокупный спрос превысил предложение в 20 раз. «Делимобиль» — компания роста, лидирующая на перспективном и растущем рынке. Кроме того, она изначально размещает акции по привлекательной цене с дисконтом к рыночным оценкам. Учитывая интерес российских инвесторов к прошедшим в конце 2023 года размещениям, спрос на первое IPO 2024 года может оказаться повышенным.

Торги акциями «Делимобиля» начнутся на Мосбирже 7 февраля под тикером DELI. В рамках предложения структурируют механизм стабилизации — до 15% от размера IPO. Он будет действовать в течение 30 дней после начала торгов акциями на бирже.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Планируете участовать в IPO «Делимобиля»?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Нет, дорого

2
0
Герой
1
0

Да, планирую, кто ответит на вопросы?

0
0

и у Романовича мы спросим, ты вообще в теме или как?

0
0

Компания роста, при этом 50% прибыли будет распределяться на дивы? Интересно однако

0

Сообщество