Обзор Mail.ru Group: диверсифицированный технологический холдинг
Mail.ru Group (LSE, MCX: MAIL) — крупный технологический холдинг, зарегистрированный на Британских Виргинских островах.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор Mail.ru Group предложил наш читатель Кирилл Новоселов в комментариях к обзору «Яндекса». Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
Mail.ru Group — крупная технологическая компания с хорошо диверсифицированным бизнесом. Ее история началась в 1998 году с почтового сервиса Mail.ru, сама Mail.ru Group была основана в 2005 году, ее депозитарные расписки начали торговаться на Лондонской фондовой бирже в 2010 году, а на Московской — в 2020 году. У компании всего три операционных сегмента бизнеса, но с множеством подсегментов.
Коммуникации и социальные сети. В этот сегмент входят различные онлайн-сервисы:
- Крупнейшие российские социальные сети: «Вконтакте» (VK), «Одноклассники» (OK), «Мой мир».
- Почтовые сервисы, включающие крупнейший в рунете сервис почты и еще целое семейство сервисов: «Поиск», «Облако», «Календарь», «Видеозвонки».
- Медиапроекты: «Новости», «Авто», «Недвижимость», «Леди» и прочие.
- Мессенджеры: ICQ, «Mail.ru Агент», «Тамтам».
В этом сегменте компания зарабатывает на рекламе и платежах за дополнительные услуги — в основном в социальных сетях.
В последние годы явно видно движение в сторону выстраивания экосистемы вокруг самой популярной социальной сети компании — «Вконтакте». На базе приложения VK было создано суперприложение, а также несколько платформенных решений: единый аккаунт пользователя сервисов компании VK Connect, платформа мини-приложений VK Mini Apps, платформа виджетов VK Widgets, платежный сервис VK Pay, подписка VK Combo, голосовой помощник Маруся. VK Mini Apps была интегрирована и в приложение OK. В обеих социальных сетях на этой платформе были созданы мини-приложения для заказа такси, еды и доставки товаров.
Игры. У компании есть подразделение по разработке игр. В него входят 13 внутренних студий и венчурное подразделение, которое проинвестировало в еще 35 студий. С 2019 года разрабатываемые игры объединены под общим брендом MY.GAMES.
Подразделение разрабатывает игры для ПК, игровых консолей и мобильных устройств, специализируясь на MMO-сегменте — массовых многопользовательских онлайн-играх и явно делая упор на самый быстрорастущий сегмент игр — для мобильных устройств. В портфеле компании более 150 игр с более чем 740 миллионами зарегистрированных в них пользователей. Еще у компании есть собственная игровая ПК-платформа MY.GAMES Store, а в 2020 году в бета-тестирование был запущен сервис облачного гейминга MY.GAMES Cloud.
Новые инициативы. Сюда входит все остальное:
- Сервисы онлайн-образования Geekbrains, Skillbox, доля в «Учи-ру».
- Сервис онлайн-объявлений «Юла».
- Умная колонка «Капсула».
- Рекомендательные сервисы «Пульс» и Relap.io.
- B2B-решения: облачные решения, решения по аналитике и управлению данными. В этом сегменте компания активно помогает цифровизировать работу органов власти и бизнес своих партнеров. Были заключены соглашения с Алтайским краем, Республикой Удмуртией, Иннополисом, «Сибуром», MR Group, Miele.
У сервисов компании огромная аудитория, близкая ко всей аудитории рунета, при этом количество активных пользователей основных сервисов еще и растет. Такое огромное количество пользователей — пожалуй, главное конкурентное преимущество компании.
Mail.ru Group очень активно занимается сделками слияний и поглощений: значительная часть сервисов экосистемы была основана кем-то другим и после куплена компанией.
Аудитория и ее вовлеченность крупнейших сервисов рунета на июнь 2020 года
MAU (число активных пользователей за месяц) | Вовлеченность (среднедневная доля пребывания на определенном ресурсе) | |
---|---|---|
Mail.ru Group + AliExpress + O2O | 94% | 19% |
95% | 15% | |
«Яндекс» | 88% | 8% |
88% | 13% | |
Сбер | 75% | 1% |
Rambler | 44% | < 1% |
Аудитория и ее вовлеченность крупнейших сервисов рунета на июнь 2020 года
MAU (число активных пользователей за месяц) | |
Mail.ru Group + AliExpress + O2O | 94% |
95% | |
«Яндекс» | 88% |
88% | |
Сбер | 75% |
Rambler | 44% |
Вовлеченность (среднедневная доля пребывания на определенном ресурсе) | |
Mail.ru Group + AliExpress + O2O | 19% |
15% | |
«Яндекс» | 8% |
13% | |
Сбер | 1% |
Rambler | < 1% |
Количество активных пользователей крупнейших сервисов компании в месяц, млн человек
«Вконтакте» | 97 |
«Одноклассники» | 71 |
Почта | 46 |
«Юла» | 33 |
«Новости» | 13,2 |
«Мой мир» | 9,2 |
«Леди» | 9,0 |
Количество активных пользователей крупнейших сервисов компании в месяц, млн человек
«Вконтакте» | 97 |
«Одноклассники» | 71 |
Почта | 46 |
«Юла» | 33 |
«Новости» | 13,2 |
«Мой мир» | 9,2 |
«Леди» | 9,0 |
Статистика VK Mini Apps по кварталам
Количество активных приложений, тысяч штук | MAU (число активных пользователей за месяц), млн человек | |
---|---|---|
4 квартал 2019 | 13,3 | 23 |
1 квартал 2020 | 15,0 | 27 |
2 квартал 2020 | 19,7 | 30 |
3 квартал 2020 | 22,1 | 28 |
4 квартал 2020 | 25,9 | 39 |
1 квартал 2021 | 29,4 | 37 |
Статистика VK Mini Apps по кварталам
Количество активных приложений, тысяч штук | |
4 квартал 2019 | 13,3 |
1 квартал 2020 | 15,0 |
2 квартал 2020 | 19,7 |
3 квартал 2020 | 22,1 |
4 квартал 2020 | 25,9 |
1 квартал 2021 | 29,4 |
MAU (число активных пользователей за месяц), млн человек | |
4 квартал 2019 | 23 |
1 квартал 2020 | 27 |
2 квартал 2020 | 30 |
3 квартал 2020 | 28 |
4 квартал 2020 | 39 |
1 квартал 2021 | 37 |
Совместные предприятия
Кроме вышеописанных сервисов, у Mail.ru Group есть доли в нескольких совместных предприятиях, что делает этот бизнес еще более диверсифицированным.
«O2O». Совместное предприятие, которым компания владеет пополам со Сбером. Туда входят сервисы, связанные с доставкой еды и мобильностью:
- Delivery Club — крупнейший в России сервис доставки еды.
- «Самокат» — сервис экспресс-доставки продуктов.
- «Кухня на районе» — сервис экспресс-доставки еды собственного приготовления.
- «Ситимобил» — агрегатор такси.
- «Ситидрайв» — каршеринг, бывший YouDrive.
- r_keeper — компания, разрабатывающая программное обеспечение для автоматизации работы ресторанов.
Бизнес находится в стадии становления: убыточен, но растет большими темпами — общий объем оборота товаров (GMV) вырос за последний год в два раза.
В деловых СМИ постоянно появляются слухи о разделе этого совместного предприятия. В прошлом году причиной называли разногласия насчет основы общей платформы, весной даже предполагали участие Кремля в согласовании раздела, а в начале июня появилась информация о разделе с последующим переименованием Mail.ru Group в VK Group.
Сложно сказать, какие основания есть у этих слухов, но, как мы уже рассматривали в статье о Сбере, банк действительно очень активно строит свою экосистему и уже делил совместное предприятие с «Яндексом», так что стоит держать в уме возможность такого завершения этого партнерства.
AliExpress Russia. Совместное предприятие в сфере электронной торговли с Alibaba Group, «Мегафоном», Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и некоторыми ближневосточными суверенными фондами. Крупнейшая доля — у Alibaba Group, Mail.ru Group владеет 15%. Сюда входят AliExpress, TMall, Pandao. Предприятие занимается торговлей и доставкой товаров из Китая и конкурирует с Ozon и Wildberries как маркетплейс. Общий объем оборота товаров (GMV) за 2020 финансовый год составил почти 230 миллиардов рублей, из них локальный бизнес сгенерировал примерно четверть оборота.
Еще компания подписала обязывающее соглашение о создании еще двух совместных предприятий в сфере цифровых платежных решений и финансовых услуг вместе с Ant Group, РФПИ, «Мегафоном» и USM. У Mail.ru Group будет крупнейшая доля в платежном предприятии — 40%, компания внесет туда VK Pay и «Деньги Mail.ru», и доля около 6% в финансовом, куда компания внесет денежные средства.
Финансовые показатели
У Mail.ru Group противоречивые финансовые показатели: выручка хорошо растет, а вот чистая прибыль и чистый долг стали показывать отрицательную динамику. Компания показала очень серьезный убыток по итогам 2020 года, и пока убытки продолжаются. Чистый долг вышел из отрицательной зоны в положительную, что не очень свойственно технологическим компаниям. Согласно отчетности, убытки 2020 года в основном связаны с большими расходами по совместному предприятию «O2O», а в первом квартале 2021 года — с убытками из-за амортизации.
Структура выручки — одна из сильных сторон компании. У нее нет сегмента выручки, дающего подавляющую долю, как у конкурентов. Онлайн-реклама и MMO-игры приносят компании примерно одинаково, да и интернет-услуги с добавленной стоимостью, включающие всякие платежи и комиссии за услуги в социальных сетях и играх, приносит неплохую долю выручки. А за счет игрового сегмента у компании есть доля международной выручки, и она растет.
Выручка, чистая прибыль и чистый долг, млрд рублей
Выручка | Чистая прибыль | Чистый долг | |
---|---|---|---|
2017 | 57,5 | 14,2 | −15,4 |
2018 | 66,1 | 15,1 | −11,7 |
2019 | 87,1 | 15,6 | 13,7 |
2020 | 100,5 | −20,9 | 5,9 |
1 кв. 2021 | 27,7 | −2,5 | 10,7 |
Выручка, чистая прибыль и чистый долг, млрд рублей
Выручка | |
2017 | 57,5 |
2018 | 66,1 |
2019 | 87,1 |
2020 | 100,5 |
1 кв. 2021 | 27,7 |
Чистый долг | |
2017 | 14,2 |
2018 | 15,1 |
2019 | 15,6 |
2020 | −20,9 |
1 кв. 2021 | −2,5 |
Выручка | |
2017 | −15,4 |
2018 | −11,7 |
2019 | 13,7 |
2020 | 5,9 |
1 кв. 2021 | 10,7 |
Выручка по операционным сегментам, млрд рублей
Онлайн-реклама | MMO-игры | Интернет-услуги с добавленной стоимостью | Другая выручка | |
---|---|---|---|---|
2017 | 22,5 | 12,1 | 13,3 | 2,2 |
2018 | 32,0 | 15,7 | 13,4 | 4,5 |
2019 | 36,6 | 36,4 | 15,8 | 7,5 |
2020 | 39,0 | 32,8 | 18,2 | 10,6 |
1 кв. 2021 | 10,5 | 9,4 | 4,4 | 3,5 |
Выручка по операционным сегментам, млрд рублей
Онлайн-реклама | |
2017 | 22,5 |
2018 | 32,0 |
2019 | 36,6 |
2020 | 39,0 |
1 кв. 2021 | 10,5 |
MMO-игры | |
2017 | 12,1 |
2018 | 15,7 |
2019 | 36,4 |
2020 | 32,8 |
1 кв. 2021 | 9,4 |
Интернет-услуги с добавленной стоимостью | |
2017 | 13,3 |
2018 | 13,4 |
2019 | 15,8 |
2020 | 18,2 |
1 кв. 2021 | 4,4 |
Другая выручка | |
2017 | 2,2 |
2018 | 4,5 |
2019 | 7,5 |
2020 | 10,6 |
1 кв. 2021 | 3,5 |
Доля международной выручки игрового сегмента
2017 | 52% |
2018 | 64% |
2019 | 69% |
2020 | 75% |
1 кв. 2021 | 79% |
Доля международной выручки игрового сегмента
2017 | 52% |
2018 | 64% |
2019 | 69% |
2020 | 75% |
1 кв. 2021 | 79% |
Акционерный капитал
У Mail.ru Group два класса акций: класс A дает 25 голосов, а класс В — 1. Акционеры — множество известных компаний. Это и южноафриканская медиа- и интернет-группа Naspers через компанию Prosus, и китайские технологические гиганты Alibaba и Tencent, и российские «Мегафон», Сбер и «Ростех» через «МФ технологии».
«Мегафон» и USM, в которых Алишер Усманов — конечный бенефициар, передали свои 54%, то есть контрольный пакет акций, в «МФ технологии». А у «МФ технологий» есть контрольный голосующий пакет акций в Mail.ru Group, где CEO компании — Борис Добродеев.
Структура акционерного капитала
Акционер | Экономическая доля | Голосующая доля |
---|---|---|
Prosus | 25,7% | 12,3% |
Alibaba Group | 9,5% | 4,5% |
Tencent | 7,0% | 3,3% |
«МФ технологии» | 4,8% | 57,3% |
Free float | 53,0% | 22,6% |
Структура акционерного капитала
Экономическая доля | |
Prosus | 25,7% |
Alibaba Group | 9,5% |
Tencent | 7,0% |
«МФ технологии» | 4,8% |
Free float | 53,0% |
Голосующая доля | |
Prosus | 12,3% |
Alibaba Group | 4,5% |
Tencent | 3,3% |
«МФ технологии» | 57,3% |
Free float | 22,6% |
Структура акционерного капитала «МФ технологии»
«Мегафон» | 45% |
Сбер | 36% |
«Ростех» | 10% |
USM | 9% |
Структура акционерного капитала «МФ технологии»
«Мегафон» | 45% |
Сбер | 36% |
«Ростех» | 10% |
USM | 9% |
Почему акции могут вырасти
Технологическая компания роста. Как и «Яндекс», Mail.ru Group — одна из немногих на нашем фондовом рынке технологических компаний и компаний роста одновременно. Выручка исправно растет, дивиденды не выплачиваются, а все средства направляются на укрепление позиций на существующих рынках и захват новых. Популярность технологического сектора, рост бизнеса быстрее своих рынков и лояльность многочисленных пользователей могут стать драйверами долгосрочного роста котировок ценных бумаг компании.
Диверсифицированный бизнес. В отличие от большинства конкурентов, у Mail.ru Group несколько крупных источников выручки, что снижает риски. К тому же у компании устойчивые позиции на основных рынках, особенно на рынке социальных сетей.
Доля интернет-рекламы на рынке рекламы в России
2015 | 35% |
2016 | 37% |
2017 | 40% |
2018 | 43% |
2019 | 49% |
Доля интернет-рекламы на рынке рекламы в России
2015 | 35% |
2016 | 37% |
2017 | 40% |
2018 | 43% |
2019 | 49% |
Рост рынка интернет-рекламы в России и выручки Mail.ru Group от интернет-рекламы
Рынок | Mail.ru Group | |
---|---|---|
2016 | 21% | 26% |
2017 | 22% | 29% |
2018 | 22% | 39% |
2019 | 20% | 23% |
2020, 9 мес. | 1% | 3% |
Рост рынка интернет-рекламы в России и выручки Mail.ru Group от интернет-рекламы
Рынок | |
2016 | 21% |
2017 | 22% |
2018 | 22% |
2019 | 20% |
2020, 9 мес. | 1% |
Mail.ru Group | |
2016 | 26% |
2017 | 29% |
2018 | 39% |
2019 | 23% |
2020, 9 мес. | 3% |
Рост рынка игр и выручки Mail.ru Group от игр
Рынок | Mail.ru Group | |
---|---|---|
2017 | 14% | 51% |
2018 | 14% | 41% |
2019 | 5% | 26% |
Рост рынка игр и выручки Mail.ru Group от игр
Рынок | |
2017 | 14% |
2018 | 14% |
2019 | 5% |
Mail.ru Group | |
2017 | 51% |
2018 | 41% |
2019 | 26% |
Почему акции могут упасть
Противоречивые финансовые показатели. В последнее время у компании убытки, появился положительный чистый долг. Это отличает Mail.ru Group не в лучшую сторону. Да и с инвестициями в совместное предприятие со Сбером все не очень ясно: вдруг оно распадется и раздел будет на не очень выгодных для компании условиях. К тому же даже в прошлые годы, когда компания была прибыльной, ее мультипликаторы были не лучшими: например, ROE был невысоким — даже не превышал 10%, а средний ROE за пять лет уступает всем конкурентам, строящим экосистемы, что говорит о более низкой эффективности бизнеса Mail.ru Group.
Множество конкурентов. Несмотря на устойчивые позиции в бизнес-сегментах компании, особенно в социальных сетях, у компании множество очень сильных и богатых конкурентов: уже рассмотренные нами в других статьях также строящие свои экосистемы «Яндекс», Сбер, TCS Group, мировой флагман своего рынка Facebook, «Авито» и многие другие. Отдельно стоит упомянуть сегмент игр: компания входит в топ-50 разработчиков игр и надеется в среднесрочной перспективе войти в топ-25. Тут не только конкуренция высока, но и Mail.ru Group выступает в роли догоняющего.
Необъяснимое падение котировок. После размещения депозитарных расписок компании на Московской бирже летом 2020 года котировки сначала значительно выросли. Но вот после включения в индекс MSCI Russia стремительно пошли вниз без каких-либо негативных корпоративных новостей и даже снижались 13 торговых сессий подряд. Как итог, котировки сейчас даже ниже цены размещения практически годовой давности, хотя индекс Мосбиржи на исторических максимумах, не так уж далеко от них и прямой конкурент по сектору — «Яндекс».
Можно только догадываться, почему так произошло, — возможно, кто-то из крупных акционеров решил избавиться от большого пакета акций, что и продавило цену вниз. В любом случае тенденция несколько настораживает.
Мультипликаторы Mail.ru Group по годам
P / E | ROE | Net debt / EBITDA | |
---|---|---|---|
2017 | 24,4 | 8,6% | −0,75 |
2018 | 22,5 | 9,2% | −0,43 |
2019 | 18,4 | 8,5% | 0,46 |
2020 | Убыток | Убыток | 0,22 |
1 кв. 2021 | Убыток | Убыток | 0,39 |
Мультипликаторы Mail.ru Group по годам
P / E | |
2017 | 24,4 |
2018 | 22,5 |
2019 | 18,4 |
2020 | Убыток |
1 кв. 2021 | Убыток |
ROE | |
2017 | 8,6% |
2018 | 9,2% |
2019 | 8,5% |
2020 | Убыток |
1 кв. 2021 | Убыток |
Net debt / EBITDA | |
2017 | −0,75 |
2018 | −0,43 |
2019 | 0,46 |
2020 | 0,22 |
1 кв. 2021 | 0,39 |
Мультипликаторы «Яндекса» и Mail.ru Group за первый квартал 2021 года
P / E | ROE | Net debt / EBITDA | EV / EBITDA | |
---|---|---|---|---|
«Яндекс» | 85,2 | 5,5% | −3,02 | 31,7 |
Mail.ru | Убыток | Убыток | 0,39 | 14,6 |
Мультипликаторы «Яндекса» и Mail.ru Group за первый квартал 2021 года
«Яндекс» | |
P / E | 85,2 |
ROE | 5,5% |
Net debt / EBITDA | −3,02 |
EV / EBITDA | 31,7 |
Mail.ru | |
P / E | Убыток |
ROE | Убыток |
Net debt / EBITDA | 0,39 |
EV / EBITDA | 14,6 |
Минимальный, максимальный и средний ROE компаний, строящих экосистемы, за последние 5 лет
Минимальный | Максимальный | Средний | |
---|---|---|---|
Mail.ru | 8,5% | 9,2% | 8,8% |
«Яндекс» | 5,5% | 18,5% | 10,9% |
Сбер | 16,1% | 24,3% | 22,0% |
TCS Group | 40,6% | 74,7% | 53,5% |
Минимальный, максимальный и средний ROE компаний, строящих экосистемы, за последние 5 лет
Mail.ru | |
Минимальный | 8,5% |
Максимальный | 9,2% |
Средний | 8,8% |
«Яндекс» | |
Минимальный | 5,5% |
Максимальный | 18,5% |
Средний | 10,9% |
Сбер | |
Минимальный | 16,1% |
Максимальный | 24,3% |
Средний | 22,0% |
TCS Group | |
Минимальный | 40,6% |
Максимальный | 74,7% |
Средний | 53,5% |
В итоге
Mail.ru Group — крупная технологическая компания с хорошо диверсифицированным бизнесом и огромной аудиторией пользователей. Как и многие ее конкуренты, она строит экосистему. Бизнес растет хорошими темпами, но его эффективность вызывает некоторые вопросы: в последнее время компания скатилась в убытки и нарастила долг, но и до этого она уступала по рентабельности всем конкурентам, строящим экосистемы.
Компания оценивается рынком значительно дешевле прямого конкурента — «Яндекса». Это, с одной стороны, хорошо, так как «Яндекс» сильно переоценен, с другой — отражает то, что бизнес Mail.ru Group выглядит менее привлекательным.