«Русская аквакультура» (MCX: AQUA) — крупнейший игрок России в сегменте товарного выращивания рыбы — аквакультуры. Компания выращивает форель в озерах Республики Карелии и атлантического лосося в акватории Баренцева моря.

6 апреля «Русская аквакультура» опубликовала финансовые показатели бизнеса за 2020 год. В них компания отразила снижение выручки и прибыли год к году, а также рост чистого долга на 51% за 12 месяцев.

Несмотря на это, рыночные котировки в апреле 2021 года находились вблизи исторических максимумов. Предлагаю разобраться, почему упали основные финансовые показатели, но котировки выросли.

Положение в отрасли

Аквакультура в России относится к сельскохозяйственной отрасли. Благодаря этому компании, выращивающие рыбу, обладают следующими бонусами:

  1. Субсидии от государства.
  2. Кредитование по льготной ставке.
  3. Свобода от налогообложения на прибыль от продажи сельхозпродукции.

«Русская аквакультура» не платит налог на прибыль — это серьезное конкурентное преимущество по сравнению с иностранными производителями.

Основную долю на российском рынке лосося занимает импорт из Норвегии, Чили и с Фарерских островов. «Русская аквакультура» в 2020 году занимала только 12%, но менеджмент планирует увеличить долю до 26% к 2025 году.

Мировые объемы производства и продаж лососевой аквакультуры растут с 2016 года, а цены снижаются, что говорит об избыточном предложении на рынке.

По итогам 2020 года стоимость лосося упала до пятилетнего минимума на фоне кризиса и снижения доходов населения. Дело в том, что свежее мясо лосося — деликатес и стоит дорого, поэтому его основные потребители — люди с достатком выше среднего.

В прошлом году многие рестораны приостановили работу из-за ограничительных мер на фоне пандемии коронавируса, что также ударило по спросу на красную рыбу.

На этом фоне объемы продаж «Русской аквакультуры» упали на 9% год к году — до 15,5 тысячи тонн. Отчасти падение продаж произошло из-за холодной весны и лета. Рыба в водоемах медленнее набирала нужный вес. В результате компания сдвинула часть забоя на 2021 год, из-за чего объем рыбы в водоемах на конец прошлого года достиг рекорда.

По оценке компании на 31 декабря 2020 года, объем живой биомассы в воде вырос на 74% год к году — до 28,2 тысячи тонн. Это хороший задел для роста объемов продаж в 2021 году.

Стратегия «Русский аквакультуры» направлена на увеличение производства рыбы к 2025 году до 35 тысяч тонн и усиление вертикальной интеграции бизнеса. В рамках этой программы в 2020 году компания приобрела 2 рыбоводных участка и договорилась о покупке завода по переработке рыбы в Мурманске.

Операционные показатели «Русской аквакультуры», тысяч тонн

Объем продаж Биомасса рыбы в воде
2016 5,3 10,6
2017 10,2 5,0
2018 6,5 17,2
2019 17 16,2
2020 15,5 28,2
Объем продаж
2016
5,3
2017
10,2
2018
6,5
2019
17
2020
15,5
Биомасса рыбы в воде
2016
10,6
2017
5,0
2018
17,2
2019
16,2
2020
28,2

Финансовые показатели

Выручка. Из-за снижения объемов продаж выручка «Русской аквакультуры» упала на 5% год к году — до 8,3 млрд рублей. 59% выручки приносит продажа лосося, а еще почти 39,8% — форели. Также компания продает небольшие объемы красной икры и прочей продукции, на них приходится 1,2% выручки.

Себестоимость продаж. Несмотря на падение выручки, себестоимость продаж выросла на 3% год к году — до 5 млрд рублей. Это связано с ростом расходов на материалы и сырье, которые используются при производстве рыбы. Весь корм и мальков импортируют в Россию из других стран, поэтому девальвация рубля влияет на себестоимость производства.

По правилам международной отчетности компании, которые занимаются аквакультурой, обязаны переоценивать стоимость выращиваемой рыбы по текущим ценам на рынке. В результате прибыль от переоценки биологических активов сократилась с 0,7 до 0,5 млрд рублей год к году. Эта прибыль на перспективу, так как пока рыба не продана в определенных объемах по расчетным ценам.

Коммерческие расходы выросли на 47% год к году из-за роста транспортных расходов. При этом управленческие расходы сократились на 2% за счет снижения расходов на командировки и корпоративные мероприятия на фоне ограничительных мер из-за коронавируса.

Самые большие риски для компании — биологические. Болезни и массовый мор рыбы в водоемах могут обрушить операционные и финансовые показатели компании, как это уже случалось в 2015 году. Поэтому «Русская аквакультура» страхует биологические риски, и, если часть рыбы умирает, компании выплачивается страховка. По итогам 2020 года страховые возмещения в пользу «Русской аквакультуры» составили более 0,2 млрд рублей. Еще почти 0,4 млрд рублей доходов компания получила в результате инвентаризации биологических активов. Оказалось, что рыбы в воде больше, чем предполагалось изначально.

В результате операционная прибыль компании упала на 7% год к году — до 3,3 млрд рублей.

«Русская аквакультура» на 3% сократила чистые финансовые расходы, потому что снизила процентные платежи по кредитам и займам. Также компания получила прибыль от курсовых разниц в размере 51 млн рублей — против убытка в 47 млн рублей в прошлом году.

Чистая прибыль компании упала на 4% год к году — до 3,1 млрд рублей.

Динамика основных финансовых показателей «Русской аквакультуры», млрд рублей

Выручка Операционная прибыль Чистая прибыль
2016 2,5 2,6 3,9
2017 5 0,5 0,4
2018 3,2 2,5 2,3
2019 8,8 3,6 3,3
2020 8,3 3,3 3,1
Выручка
2016
2,5
2017
5
2018
3,2
2019
8,8
2020
8,3
Операционная прибыль
2016
2,6
2017
0,5
2018
2,5
2019
3,6
2020
3,3
Чистая прибыль
2016
3,9
2017
0,4
2018
2,3
2019
3,3
2020
3,1

Долги

За 2020 год «Русская аквакультура» инвестировала более 1,8 млрд рублей в свое развитие. На фоне покупки активов и рекордного количества рыбы в воде чистый долг холдинга за 12 месяцев вырос на 51% — до 6,1 млрд рублей, что стало максимумом последних лет.

На фоне роста долга и снижения скорректированной EBITDA уровень долговой нагрузки по мультипликатору «чистый долг / скорректированная EBITDA» за год увеличился с 1,2 до 1,8.

Долговые показатели «Русской аквакультуры», млрд рублей

Чистый долг Чистый долг / скорректированная EBITDA
2016 3,2 3,1x
2017 0,7 0,4x
2018 3,7 3,8x
2019 4 1,2x
2020 6,1 1,8x
Чистый долг
2016
3,2
2017
0,7
2018
3,7
2019
4
2020
6,1
Чистый долг / скорректированная EBITDA
2016
3,1x
2017
0,4x
2018
3,8x
2019
1,2x
2020
1,8x

Дивиденды

В 2020 году менеджмент впервые за 10 лет выплатил дивиденды акционерам. Выплаты по итогам 1 половины 2020 года составили 5 Р на акцию.

В дивидендной политике «Русской аквакультуры» указано, что компания может платить дивиденды не реже раза в год при наличии прибыли по РСБУ и если коэффициент «чистый долг / скорректированная EBITDA» составляет менее 3,5.

23 апреля совет директоров «Русской аквакультуры» рекомендовал по итогам 2 полугодия выплатить 5 Р на обыкновенную акцию — 1,7% годовых к рыночной цене на дату выхода новости. С учетом промежуточных выплат общий размер дивидендов по итогам прошедшего года может составить 10 Р на акцию.

Что в итоге

Прошедший год был непростым для отечественного производителя красной рыбы. Спрос на морепродукты в России снизился на фоне закрытия ресторанов и падения доходов населения. Из-за холодной воды в водоемах «Русской аквакультуры» рыба недостаточно быстро набирала массу, что сказалось на производственных показателях бизнеса.

Как итог: снижение объемов реализации, выручки и прибыли на фоне роста себестоимости из-за девальвации рубля. При этом компания продолжает инвестиционную программу и впервые за 10 лет выплатила дивиденды, из-за чего вырос чистый долг.

На 2021 год перспективы «Русской аквакультуры» оптимистичны. Эпидемиологическая ситуация нормализуется на фоне массовой вакцинации, а значит, снижаются и риски повторного закрытия предприятий общепита. При этом у компании рекордные биологические запасы, что будет способствовать росту объемов продаж на фоне восстановления экономики и покупательной способности населения.