Как устроена военно-транспортная обязанность: какие машины могут изъять и когда такое возможно
Частичная мобилизация вызывает много вопросов, с которыми граждане раньше не сталкивались. Один из них такой: может ли Минобороны забирать личные автомобили на нужды армии?
По закону Министерство обороны и правда может изымать транспортные средства — как у граждан, так и у организаций. Это называется «военно-транспортная обязанность». Однако после объявления частичной мобилизации 21 сентября не было официальных приказов пригонять личные автомобили в ближайший военкомат.
Расскажу подробнее, как устроена военно-транспортная обязанность, кого она может затронуть с точки зрения законодательных норм и откуда военкоматы получают информацию об автомобилях.
Что такое военно-транспортная обязанность
Военно-транспортная обязанность — это часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В процессе ведут учет транспортных средств, которые могут понадобиться для нужд вооруженных сил. Эти транспортные средства специально готовят и при необходимости предоставляют вооруженным силам РФ, другим воинским соединениям, например Росгвардии, а также прочим специальным формированиям — тем, что создают в военное время.
Военно-транспортную обязанность регулируют:
- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В нем указано, на кого распространяется военно-транспортная обязанность.
- Положение о военно-транспортной обязанности. В нем прописаны конкретные мероприятия для обеспечения транспортом войск.
Когда ее могут ввести
Военно-транспортную обязанность можно ввести в двух случаях:
- В период мобилизации — то есть мероприятий по подготовке к защите государства в период военного времени. При этом мобилизацию могут проводить заблаговременно, в том числе и до начала военных действий.
- В военное время — с момента введения военного положения.
На кого распространяется
Военно-транспортная обязанность распространяется:
- На федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
- На организации, у которых в собственности есть автотранспорт. И на те, что владеют транспортом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
- На граждан.
От исполнения военно-транспортной обязанности освобождены:
- Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.
- Иностранные и международные организации.
- Иностранные граждане и лица без гражданства.
Правительство может устанавливать перечень российских владельцев транспортных средств, освобождаемых от военно-транспортной обязанности. Но на момент подготовки статьи такой перечень не утвержден.
Какой транспорт могут направить в войска
Обычно военно-транспортную обязанность понимают просто: приходят люди в форме и изымают машины. Но речь идет не только об автомобилях.
Перечень транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливает Министерство обороны.
Главный вопрос, который интересует рядовых владельцев, — могут ли изъять обычный легковой автомобиль. Тут все зависит от типа автомобиля. В перечне речь идет о категории M1G — это автомобили повышенной проходимости с числом мест до 8, а также M2 и M3 — автомобили с числом мест более 8.
Для мобилизации подходит далеко не каждый автомобиль повышенной проходимости. Например, к категории G могут отнести автомобили категорий M и N, если они могут преодолевать подъем 30° и удовлетворяют как минимум пяти из шести приведенных ниже требований:
- Угол въезда должен быть не менее 25°.
- Угол съезда должен быть не менее 20°.
- Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°.
- Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм.
- Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм.
- Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
Но чтобы понять, могут ли ваш автомобиль использовать в мобилизационных мероприятиях, не нужно измерять линейкой дорожный просвет под осями и углы въезда. Категория всегда указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
В перечне упомянуто много другой техники, включая автомобили скорой помощи, трактора, строительные машины. Но, по всей видимости, перечень не исчерпывающий. Судя по п. 1 положения о военно-транспортной обязанности, могут изъять:
- железнодорожный транспорт — локомотивы, вагоны и все, что передвигается по железной дороге. А также железнодорожную инфраструктуру — рельсы, стрелки, вокзалы;
- воздушный транспорт, то есть воздушные суда и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы;
- суда рыбопромыслового флота, морской, внутренний водный транспорт и специальные суда — все, что связано с судоходством на внутренних водных путях и на море;
- трубопроводный транспорт — тот, что предназначен для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции по трубам;
- автомототранспортные средства, трактора — принадлежащие как организациям, так и частным лицам;
- дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Если в перечне нет какой-то техники, Министерство обороны может утвердить новый, в который включит все необходимое. На момент написания статьи простых граждан могут коснуться только два последних пункта из перечисленных — и только отчасти. Владелец легковой машины с одной ведущей осью ничем не рискует.
Как все это работает на практике
Военно-транспортная обязанность действует как в мирное время, так и в военное. И мероприятия в ее рамках выполняют как владельцы транспорта, так и органы власти. Просто объем этих обязанностей различается в зависимости от того, кому именно принадлежит транспорт.
Например, военкомат самостоятельно обменивается данными с ГИБДД и ведет учет транспортных средств, которые могут использовать в период мобилизации и военного положения. Касается это как личных автомобилей, так и принадлежащих организациям. На этом этапе никаких дополнительных обязанностей не возникает — достаточно просто зарегистрировать автомобиль в ГИБДД либо вовремя прекратить регистрацию, если для этого появились основания.
Техническое состояние транспортных средств проверяют операторы технического осмотра. Периодичность та же, что установлена законом: например, для граждан, использующих автомобиль в личных целях, осмотр нужно проходить только при смене собственника — и то не всегда, а если автомобиль старше 4 лет или при внесении изменений в конструкцию.
В каких целях будет использоваться автомобиль, определяет его владелец при оформлении полиса ОСАГО, а не военкомат. От этого зависит и периодичность техосмотра. Например, от владельца рамного внедорожника, у которого в полисе написано, что машину используют для личных нужд, военкомат не имеет права требовать проходить техосмотр раз в год.
Раз в год проходят техосмотр автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны. Такси и автобусы старше 5 лет проходят ТО раз в полгода.
Отказ от прохождения техосмотра не означает, что автомобиль не будут использовать для мобилизационных мероприятий: таких запретов нет ни в одном документе.
А вот организации обязаны сначала выбрать транспортные средства совместно с представителями войск. В теории представители военкомата могут приходить в организацию и проверять транспорт. Но, учитывая количество автомобилей у населения и штат военных комиссариатов, такие мероприятия — скорее исключение, чем правило.
Сами автомобили остаются у организаций. Те обязаны содержать их в состоянии готовности, чтобы в случае необходимости передать войскам. А также обеспечивать доступ представителей органов власти и местного самоуправления, военных комиссариатов и войск: эти люди периодически проверяют мобилизационную готовность транспортных средств организаций.
Минобороны определяет пункты передачи и сроки предоставления транспорта и в мирное время доводит эту информацию до организаций. Организации самостоятельно пригоняют транспортные средства в пункты передачи.
Привлекать транспортные средства организаций в мирное время допустимо в таких случаях:
- Если требуется провести учения и тренировки по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий.
- Если требуется переоборудовать или дооборудовать транспорт, а также провести испытания спецоборудования, которое в итоге на него установят.
Когда могут изъять транспортное средство
Организации обязаны предоставлять транспортные средства и в мирное время, и в период мобилизации, и в военное время.
Граждане обязаны предоставлять свой транспорт только в военное время. При объявлении мобилизации на них не распространяется военно-транспортная обязанность.
За чей счет проводятся мероприятия
Даже если гражданин предоставил свою машину для нужд Министерства обороны, он остается ее собственником. А все убытки, понесенные в связи с предоставлением транспорта, министерство должно возместить.
Но на сегодняшний день эта возможность чисто теоретическая: сначала правительство должно определить порядок возмещения. На момент написания статьи такого документа не существует даже в виде проекта. Также нет и судебной практики: ей просто неоткуда взяться.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil