Ну и что? 103 506

За одну квартиру можно получить два вычета и даже больше

Тут Минфин и налоговая напомнили, как получать вычеты по НДФЛ супругам, которые купили квартиру за свои деньги или в ипотеку.

НДФЛ смогут вернуть и муж и жена, даже если квартира оформлена на кого-то одного, а второй вообще не проходит по документам. Это касается двух вычетов: при покупке квартиры и по ипотечным процентам. Один вычет Минфин предлагает распределять один раз, а другой — каждый год.

Если правильно оформить документы, максимальный вычет за одну квартиру составит 4 млн рублей при покупке и 6 млн рублей за проценты банку. Налог будут возвращать сразу обоим супругам. Объясним, что имеет в виду Минфин и почему на это нужно смотреть с прищуром.

Откуда информация про двойные вычеты?

Минфин не первый раз объясняет, что вычет за одну квартиру положен каждому супругу в полном размере. Но некоторые семьи были не в курсе и теряли деньги: делили один вычет на двоих или его заявлял кто-то один. Вместо 520 тысяч при покупке квартиры семья получала только 260.

Какие вычеты положены семье при покупке квартиры?

Если квартиру покупает семья, то жилье — совместная собственность супругов. Неважно, на кого оно оформлено и кто платил. Даже если в свидетельстве только муж, квартира общая.

При покупке квартиры есть два вида имущественных вычетов.

Виды имущественных вычетов

По расходам на квартиру По ипотечным процентам
Лимит на человека 2 млн рублей 3 млн рублей
На сколько объектов дают вычет сколько угодно (если договор после 2014 года) на один объект
Переносится ли остаток на другие объекты да нет
Вычет по расходам на квартиру
Лимит на человека
2 млн Р
На сколько объектов дают вычет
сколько угодно (если договор после 2014 года)
Переносится ли остаток на другие объекты
да
Вычет по ипотечным процентам
Лимит на человека
3 млн Р
На сколько объектов дают вычет
на один
Переносится ли остаток на другие объекты
нет

Оба вида вычета можно получить один раз в жизни. Эти вычеты может заявить каждый супруг. При условии, что они оба платят или будут платить НДФЛ по ставке 13%. Но это не все, что нужно знать о вычетах, чтобы не потерять деньги.

Как распределить вычет при покупке квартиры между супругами?

Вычет при покупке квартиры работает сам по себе и не связан с вычетом за проценты.

Неважно, покупает семья квартиру в ипотеку или за свои. Со всей суммы расходов в пределах лимита можно вернуть 13%. Так может сделать каждый супруг.

Расходы на покупку квартиры можно распределять между собой как угодно.

Пример 1. Квартира стоит 3 млн рублей. Муж заявит 2 млн вычета, а жена только 1 млн, или наоборот. Или они разделят вычет поровну — по 1,5 млн. Государство в любом случае вернет семье 390 тысяч рублей, а остаток вычетов можно перенести на другие объекты.

Пример 2. Квартира стоит 4 млн рублей. Оба супруга могут заявить по 2 млн рублей вычета и вернуть не 260 тысяч рублей налога на двоих, а 520 тысяч.

Пример 3. Квартира стоит 2 млн рублей. Муж может получить весь вычет сейчас, а жена использует свое право при покупке другой недвижимости. Или оба сейчас заявят по 1 млн, а еще по 1 млн — когда построят дом. В любом случае с этой квартиры можно вернуть 260 тысяч рублей, а еще 260 тысяч — позже.

Минфин говорит, что договориться о распределении имущественного вычета при покупке конкретной квартиры супруги должны заранее и один раз — до того, как им начнут возвращать налог. Перераспределять остаток вычета при покупке квартиры после того, как налоговая его предоставит и начнет возвращать НДФЛ, якобы нельзя. Это касается и остатка вычета, который перейдет на следующие годы: Минфин говорит, что его тоже нельзя перераспределять.

То есть как вначале договорились, так и будете возвращать налог. Такое мнение у Минфина.

А если что-то изменится? Налог же нельзя вернуть за год. Неужели нельзя передумать и перераспределить остаток вычета?

Вот поэтому и нужно разбираться в законе, несмотря на разъяснения Минфина, налоговой и кого угодно еще. Их мнения — это не нормативные документы.

Минфин говорит, что вычет перераспределить нельзя. Налоговая с этим вроде бы согласна. А вот Верховный суд нет.

Летом 2017 года рассматривалось дело супругов, которые сначала распределили вычет поровну, а потом передумали: заключили брачный договор и квартира с ипотекой досталась жене. Она заявила вычет, а налоговая предоставила ей только половину. Мол, так вы раньше договорились, а передумать нельзя. Две инстанции налоговую поддержали, а Верховный суд отменил эти решения.

Сказал так. Оба супруга имеют право на вычет в полном объеме. Если вычет нельзя использовать сразу и появляется остаток, его переносят на следующий год. Распределять вычет и остаток можно как угодно. Менять договоренности тоже можно. Главное, чтобы общая сумма вычета на каждого супруга была в пределах лимита.

Президиум Верховного суда еще в 2015 году высказал такое же мнение.

Аналогичная позиция была и у центрального аппарата ФНС. И это несмотря на то, что Минфин и раньше считал, что перераспределять вычет нельзя.

Похоже, ведомства до сих пор не договорились. Но вам нужно быть в курсе всех позиций, чтобы использовать их по закону и с выгодой для себя.

Как распределять вычет по ипотечным процентам?

Этот вычет тоже положен обоим — мужу и жене. Каждому максимум по 3 млн рублей в пределах реально уплаченных процентов. Но остаток этого вычета перенести на другие объекты не получится. Зато его точно можно заново распределять каждый год. Минфин разрешает так делать.

Пример. Супруги заплатили за год 200 тысяч рублей процентов по ипотеке. Решили, что налог со всей суммы в 2017 году вернет муж. А в 2018 году сумму процентов поделят поровну и каждый вернет налог с половины суммы. Нужно всего лишь написать заявление и распределить остаток по-новому.

Делить можно как угодно, пока сумма процентов по ипотеке не достигнет 3 млн рублей на каждого. Не на всю семью, не на одну квартиру, не по одному кредиту, а именно на каждого — семья может заявить 6 млн рублей вычета с процентов и вернуть 780 тысяч рублей налогов. Ну это если очень дорогая ипотека или на большую сумму.

Если один из супругов раньше получал вычет по процентам, но использовал не весь, второй раз заявить не разрешат. Поэтому тоже важно продумать все заранее. Может быть, по одной квартире весь вычет использует муж, а жена — когда купят вторую квартиру. Вдруг она тоже будет в ипотеку.

Мы купили квартиру и хотим получить вычеты. Как правильно сейчас все оформить?

Посчитайте, как выгоднее распределить вычет за 2017 и 2018 год. Составьте соглашение о распределении вычета с учетом мнения Минфина. По нему вы получите вычет за 2017 год и сможете использовать его в нужных пропорциях в 2018 году. За это время может появиться новое мнение Минфина.

Даже если оно не появится, а вы захотите распределить вычет по-другому, решать будет ваша налоговая. А на крайний случай есть суд. Как видите, он не всегда на стороне инспекций.

В любом случае по закону оба супруга могут заявить вычет в пределах своего лимита.

Когда нужно подавать заявление о распределении вычетов?

Вычет можно получить у работодателя или в налоговой. Сейчас конец года, поэтому стоит дождаться января и подать декларацию за 2017 год, чтобы вернуть всю сумму налога сразу. Заодно можно получить уведомление на 2018 год, чтобы вообще не платить НДФЛ.

Но в каждой истории есть нюансы. Если есть сомнения, проконсультируйтесь в своей налоговой.

Что бы вам ни ответили, сделайте поправку на то, что инспекторы часто сами не знают, как правильно. Нам несколько раз присылали их ответы. Надеемся, у вас будет по-другому.

Ну и что? 3 406

Налоговая запустила сервис для регистрации бизнеса. Но с ним что-то не так

Налоговая запустила сервис для регистрации фирм. Говорят, чтобы открыть ООО, можно заполнить формы на сайте и отправить их прямо из дома. Не придется никуда ходить и платить посредникам.

Мы проверили, как он работает, и нашли странное. Может быть, у вас все получится или налоговая еще доделает свой сервис. Пока расскажем, как он должен работать в теории и что происходит на деле. Задумка-то хорошая.

Кому

Это пригодится тем, кто хочет зарегистрировать бизнес и сэкономить время и деньги. Налоговая обещает, что на все хватит 15 минут, а документы можно отправить из дома и получить по электронной или обычной почте.

Как работает

Заходите на сайт налоговой nalog.ru, в разделе «Электронные сервисы» есть ссылка на сервис регистрации юрлиц и ИП.

Дальше все интуитивно понятно — разобраться несложно:

  1. Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Это именно регистрация, а не авторизация через госуслуги. На почту придет сообщение со ссылкой. На этом этапе ничего не проверяется — что укажете, то и будет в личном кабинете.
  2. Подтвердите согласие на обработку персональных данных. Обычная процедура — без нее никак.
  3. Выберите, как передадите документы на регистрацию. Можно отправить через интернет, но нужна электронная подпись. Есть вариант отправить без подписи — тогда нужно прийти лично. Или распечатать и отнести документы в налоговую на бумаге.
  4. Укажите, как хотите забрать документы о регистрации: получите лично, по электронной или обычной почте.
  5. Заполните данные о будущей фирме. Будьте внимательны: на этапе ввода данных ничего не проверяют. Максимум будет подсказка, что поле не заполнено или использованы латинские буквы вместо русских.
  6. Отправьте на проверку. На этом этапе что-то проверяется, но выборочно. Мы попробовали указать набор букв вместо фамилии, и система такое не пропустила. Ошибку в дате выдачи паспорта система не заметила, а в дате рождения заметила. Если отправить такие документы на регистрацию, придет отказ — госпошлину пока не вернут. А закон о госрегистрации по-новому еще не работает.
  7. Заплатите госпошлину. Оплата возможна прямо на сайте с карты учредителя или директора. Можно не платить пошлину, а распечатать документы и самому сходить в банк или налоговую.

Что не так

Наш экономист Катя Мирошкина лично попробовала оформить документы для ООО. Вот с чем она столкнулась.

Нет проверки данных. Можно указать неправильную дату выдачи паспорта, и система такое пропустит. Это странно, потому что еще при регистрации на сайте указан ИНН. Интересно, что ИНН там можно узнать сразу: система определяет его по номеру паспорта. Вроде бы по нему несложно сверить и остальные данные, но их не сверяют. Если не знать об этом, можно понадеяться на систему и в итоге получить отказ.

Ошибки выявляются не сразу. Чтобы понять, что где-то неправильные данные, нужно пройти все этапы. Потом подождать минуту, пока пройдет выборочная проверка, и опять вернуться в начало, чтобы исправить. Затем снова пройти все этапы и опять подождать проверку. Показалось не очень удобным, но, может быть, это из-за того, что мы специально допускали ошибки в разных местах. Если все заполнить правильно, будет проще.

Мало подсказок. Когда оформляешь документы через популярные сервисы в интернете, там описан каждый пункт. Как правильно указывать место рождения, какой адрес для регистрации выбрать и чем это грозит, зачем нужны ОКВЭД и как их выбирать. На сайте налоговой подсказок нет. Написано, что поле обязательное для заполнения, а как его заполнять не написано. Можно указать место рождения не как в паспорте, и документы сформируются, как будто все в порядке. А потом придет отказ в регистрации и госпошлину не вернут.

Сбои в работе. На разных этапах сервис переставал работать и выдавал разные системные ошибки. Хорошо, что заполненные данные сохраняются и не нужно вводить их заново.

Пустое заявление. После того как все данные были заполнены, система сформировала решение, устав и заявление. По идее, их можно распечатать и отнести в налоговую. Но заявление оказалось пустым — там вообще ничего не было заполнено, даже фамилия. Исправить заявление нельзя. Можно выгрузить его в экселе и заполнить самостоятельно. Тогда непонятно, в чем смысл сервиса. Если бы это была не тестовая проверка редакции, а настоящая регистрация фирмы, было бы непонятно, что дальше с этим делать.

Нет уведомления о переходе на УСН. При регистрации обычно его заполняют сразу. Некоторые налоговые принимают уведомление вместе с уставом, иногда нужно отнести его отдельно по месту учета. Но это желательно сделать сразу после регистрации, а не когда угодно. Иначе фирма будет платить налоги на общей системе. В сервисе налоговой про уведомление нет ни слова. Если не знать, как правильно сделать, будет неприятный сюрприз в виде НДС, налога на прибыль и кучи отчетности.

При тестовой проверке мы не оплачивали госпошлину, поэтому отправить документы в налоговую не смогли. Может быть, на этом этапе тоже что-то не так, но вам придется пройти этот путь самим.

Если запутаетесь, звоните на горячую линию 8−800–222–2222.

Этот сервис только для ООО с единственным участником? А если их несколько?

Если участников несколько, сайт налоговой не поможет. Там есть страницы для регистрации с другими вариантами, но они пока не работают или работают без гарантии. Так и написано: вот вам сервис, но мы его не проверяли.

Когда появятся новые опции, налоговая расскажет у себя в новостях.

Получится ли через сайт налоговой внести изменения в ЕГРЮЛ или ликвидировать фирму?

Пока нет. Хотя там есть ссылки, которые как будто говорят, что получится. Но эти ссылки ведут на информационные страницы. Можно только скачать форму заявления для регистрации изменений или заказать выписку из ЕГРЮЛ, если есть электронная подпись.

А ИП так можно зарегистрировать?

Можно, но нужна авторизация через госуслуги. Для ООО можно регистрироваться прямо на сайте налоговой и без госуслуг.

Зачем нужен еще один сервис? Регистрировали же как-то раньше.

ИП и ООО можно и сейчас зарегистрировать без сайта налоговой.

Самостоятельно. Чтобы встать на учет в налоговой, нужно найти все формы и правильно их заполнить. Для ИП это несложно, а вот с ООО легко запутаться: там же еще устав.

Через посредника. Есть много компаний, которые за деньги оформляют заявление на регистрацию, составляют устав и заполняют квитанции. Обычно это платно: может стоить и три тысячи, и десять, в зависимости от региона и запросов компании.

В интернете. Через платный или бесплатный сервис можно оформить документы для любого бизнеса. Такие сервисы есть у бухгалтерских компаний, юридических порталов и банков: они подходят для заполнения всех документов, включая квитанции и уведомления об УСН. Необязательно потом открывать счет в этом банке — можно просто оформить фирму и ничего не платить за пакет документов.

Даже если заполнять документы через посредника или в интернете, потом нужно нести их в налоговую. А через сайт ФНС реально сразу отправить заявку и даже готовые документы получить по электронной почте. Можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить, кроме госпошлины. Но это только в том случае, если у вас получится все правильно заполнить, а заявление не окажется пустым.

Как можно было запустить нерабочий и непонятный сервис?

Налоговая запустила его совсем недавно. До этого он работал в режиме тестирования и не везде. Наверное, скоро там все починят и проблем не будет.

А может быть, мы смотрели на него с прищуром и специально искали ошибки — вот и нашли. Если бы аккуратно и правильно все заполнили, вдруг получилось бы. Хотя что делать с пустым заявлением и почему оно вообще пустое, мы так и не поняли.

Кажется, налоговая пытается помочь предпринимателям сэкономить. Если захотите зарегистрировать фирму, попробуйте это сделать через сайт — вдруг получится. Вы ничем не рискуете: ну, если только потеряете несколько минут.

А вдруг вы найдете ошибку, сообщите налоговой и они исправят. Если так сделает много человек, рано или поздно получится удобный сервис, которым все будут бесплатно пользоваться.

Ну и что? 13 385

Предприниматели могут получить вычет за онлайн-кассы. Или вообще их не покупать

Президент подписал два закона по онлайн-кассам: про отсрочки и вычеты. В законе про отсрочку написали, кому можно не покупать кассу до 1 июля 2019 года, — он уже вступил в силу. Закон про вычеты заработает только с 2018 года, но уже понятно, кто конкретно сможет сэкономить и что для этого нужно.

Кому дают отсрочку по онлайн-кассам?

Вот при каких условиях можно получить отсрочку до 1 июля 2019 года и пока не использовать кассу:

  • организация или ИП платит ЕНВД и не работает в общепите или рознице;
  • ИП работает на патенте, кроме розницы или общепита;
  • ИП на ЕНВД или патенте работает в рознице или общепите, но без сотрудников;
  • ИП на любом режиме без сотрудников продает что-то через вендинговые автоматы;
  • фирма или ИП оказывает услуги населению, независимо от режима.

Те, кто не попадает в эти категории, отсрочку до середины 2019 года не получат: им либо уже нужно использовать онлайн-кассу, либо придется купить ее с 1 июля 2018 года.

Организации, которые работают в рознице или общепите, отсрочку до 2019 года не получат, даже если они платят ЕНВД. Если в таком бизнесе работает ИП с сотрудниками, ему тоже не положена отсрочка.

Если не уверены, есть ли у вас право на отсрочку, уточните в налоговой или у грамотного бухгалтера. Например, некоторые предприниматели думают, что если у них есть торговая точка и магазин в интернете, то можно работать только на ЕНВД и есть отсрочка. На самом деле нет: торговля через интернет не попадает под ЕНВД. И тут возникают другие нюансы: как магазин принимает оплату. Для карт касса нужна, а для наложенного платежа или оплате по квитанциям — нет.

Еще не вся торговля в магазинах считается розницей: там есть ограничения по площади. Берите на заметку объясняющие статьи, но если это касается вас, то всегда читайте закон в оригинале.

Не надейтесь на то, что сами разберетесь с кассами. Штрафы за нарушения слишком большие. Лучше напишите запрос в налоговую и узнайте, как вам работать и не нарушать закон.

Всем остальным точно нужна касса?

Еще до этого закона были категории предпринимателей, которым касса не нужна — они никуда не делись. Полный список есть в ст. 2 закона № 54-ФЗ. Таким предпринимателям касса не нужна сейчас и не будет нужна независимо от новых условий отсрочки.

Например, без кассы может работать ремонт обуви или продавец мороженого в киоске. Правда, и здесь есть свои нюансы и исключения, поэтому для надежности проконсультируйтесь с экспертом по кассам.

Если есть право на отсрочку, можно не выдавать документы при оплате?

Если нет кассы, это не значит, что можно ничего не выдавать покупателю. Для разных отраслей свои требования к платежным документам. Это может быть товарный чек или бланк строгой отчетности. Их выдают обязательно или по требованию — обо всем этом лучше письменно спрашивать в налоговой.

Главное, что это не должен быть электронный чек и пока не придется тратиться на онлайн-кассу.

Как быть, если появятся сотрудники или изменится вид деятельности?

Тогда право на отсрочку теряется. У предпринимателя будет 30 дней, чтобы купить и зарегистрировать онлайн-кассу. Если так не сделать, оштрафуют.

Кто может получить вычет за онлайн-кассу?

Вычет смогут заявить только ИП — фирмам он не положен.

Условия для вычета при покупке онлайн-касс такие.

ИП работает на ЕНВД или патенте, кроме розницы и общепита. Кассу надо поставить на учет с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает на ЕНВД или патенте в рознице или общепите, но без сотрудников. Кассу надо зарегистрировать с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает в рознице, общепите или с наемными работниками. Кассу нужно зарегистрировать до 1 июля 2018 года.

Сумма вычета — 18 тысяч рублей на одну кассу. Сюда можно включить не только расходы на покупку онлайн-кассы, но и стоимость фискального накопителя, программ и настройки.

Сколько касс, столько и вычетов можно заявить. Главное, чтобы каждый был не больше лимита. Складывать лимиты нельзя.

Как работает этот вычет?

На сумму вычета можно уменьшить налог за 2018 и 2019 год. То есть вычет при покупке онлайн-кассы полностью уменьшает налог к уплате.

Начислили налог за год или квартал 2018 года — и уменьшили его на стоимость кассы в пределах 18 тысяч рублей. Государство как будто компенсирует вам эти деньги.

Для вычета важно не когда купили кассу, а когда ее зарегистрировали. Вычет можно использовать только после регистрации кассы. Если она просто оплачена, налог уменьшить нельзя.

Есть еще такие нюансы.

ЕНВД. Если сумма расходов учтена при расчете налогов на другой системе налогообложения, второй раз ее учесть нельзя. Если налоговая заметит такое, заставят доплатить.

Чтобы получить вычет, достаточно заполнить декларацию.

Патент. Если у ИП несколько патентов, их общую стоимость можно уменьшить на расходы при покупке кассы. Но лимит все равно 18 тысяч рублей на одну кассу.

Чтобы получить вычет, нужно отправить в налоговую заявление. Для него утвердят специальную форму. Если формы не будет, можно написать произвольно: главное, указать свои реквизиты и сведения о патенте, кассе и расходах.

Важно помнить, что ЕНВД и стоимость патента за 2017 года нельзя уменьшить за счет вычета по онлайн-кассам — даже если кассу уже купили и зарегистрировали. Закон заработает только с 2018 года и не действует для расчета налога за прошлые периоды.

А если касса стоила дороже 18 тысяч рублей?

Это не имеет значения: лимит вычета общий для всех. Если касса стоила дороже, разницу возместить нельзя.

Это последние изменения по кассам? С 2019 года их точно придется использовать всем?

Никто не знает, что еще придумают по поводу касс. Но пока нужно руководствоваться теми законами, которые официально опубликованы. Если закон не опубликован, он не работает и не факт, что вообще когда-нибудь заработает.

Инициативы отдельных депутатов и общественных деятелей, законопроекты на рассмотрении, обсуждения в соцсетях и статьи в блогах не имеют юридической силы и не могут повлиять на ваш бизнес. Важно только то, что уже работает, — используйте это после консультации с экспертом и с максимальной выгодой для себя.