ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Чем именная детская карта лучше наличных

Как уход из РФ контейнерных перевозчиков повлияет на россиян?

Регулярно вижу новости о том, что зарубежные компании приостанавливают свою деятельность в России или перестают сотрудничать с нашей страной. Люди грустят по «Макдональдсу», «Икее» и «Юникло», но тут хотя бы понятны последствия.

А что насчет ухода контейнерных перевозчиков? Некоторые эксперты пишут, что это гораздо более серьезная проблема. Так ли это? И если да, то почему?

С 1 марта крупнейшие мировые контейнерные перевозчики прекратили перевозку контейнеров в Россию и из нее. Эта новость действительно не вызвала такого резонанса, как прекращение поставок техники «Эпл» или уход «Макдональдса». Но в перспективе она может сказаться на нас даже сильнее, потому что контейнерные перевозки — это большая часть российского импорта.

Что случилось

С 1 марта принимать заказы на перевозку в Россию и из нее перестали швейцарская Mediterranean Shipping Company — MSC, датская компания Maersk и французская CMA CGM. Еще раньше прием заказов приостановили немецкая Hapag-Lloyd, сингапурский альянс Oсean Network Express — ONE, тайваньская Yang Ming и еще несколько небольших линий.

По оценкам «Интерфакса», их доля рынка была около 50%. Но, по оценкам экспертов, которых опросил Тинькофф Журнал, этим операторам принадлежала большая часть контейнеров, в которых возили грузы по России.

Почему это важно

Почти весь импорт, который поступает в Россию, — продукты, лекарства, оборудование, электроника, автомобили, — приходит и перевозится по стране в контейнерах. Причем неважно, по морю или по суше — контейнеры используются и там и там, как в железнодорожных, так и в автоперевозках.

В 2020 году Россия импортировала товаров на 230 млрд долларов. Больше всего из этих денег — около 61 млрд — пришлось на различное оборудование и его части. Еще 11 млрд — на фармацевтическую продукцию, около 9 млрд — на пластмассы и изделия из них.

С 24 февраля многие компании — «Эпл», HP, «Фольксваген», «Сузуки», «Мазда», «Лего», «Юнилевер», «Карлсберг» и другие — отказались от поставок в Россию. Мы ведем обновляемый список. США, ЕС, Канада и еще ряд стран наложили ограничения на высокотехнологичный экспорт в Россию. Все это сопровождалось ростом курса доллара.

Но даже при таких ограничениях у России были неплохие условия: экспорт из России в последние годы в 1,5 и более раза превышал импорт. То есть страна могла спокойно получать доллары от экспортеров и тратить их на закупку всего необходимого за рубежом. Например, переориентировавшись на Китай там, где это возможно.

Уход основных контейнерных операторов сделал это куда более сложным процессом. По оценке гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, за 2020 и 2021 годы в перевозках по России было задействовано свыше 1,7 млн универсальных контейнеров, из них только 250 тысяч контролировалось российскими операторами.

Теперь контейнеры операторов, которые ушли из России, заморожены. Maersk уже заявила, что собирается забрать свои контейнеры из России до конца апреля. Этой компании принадлежал каждый третий контейнер, который ввозили в Россию или вывозили из нее.

Какие перевозчики останутся

В России есть два крупных отечественных перевозчика: Fesco и «Трансконтейнер». Fesco возит грузы из Азии через Дальний Восток по морским и железнодорожным путям, у нее в распоряжении 62,5 тысячи контейнеров и 21 судно. «Трансконтейнер» также возит грузы морем и по железной дороге, у компании около 100 тысяч контейнеров.

В России даже есть собственные производители контейнеров. Крупнейший из них — «Абаканвагонмаш» с заводом в Хакасии. Но, по словам Михаила Бурмистрова, в 2022 году он может выпустить 8 тысяч контейнеров. Его максимум — 20 тысяч контейнеров в год.

В России продолжают работать китайские перевозчики, например SWIFT и Sinotrans. Цены на их услуги выросли вместе с ростом курса доллара.

Как это повлияет на россиян

Тинькофф Журнал попросил информационно-аналитическое агентство SeaNews спрогнозировать последствия ухода контейнерных перевозчиков для россиян. Вот чего, по мнению аналитиков, стоит ждать:

  1. Вырастут тарифы и расходы на логистику, а значит, и цены на все импортное.
  2. Грузопоток в Россию сократится.
  3. Изменится география закупок и схемы доставки.
  4. Больше грузов пойдет через Дальний Восток. Возможно, заработает транспортный коридор через Каспийское море.
  5. Увеличатся сроки доставки.
  6. Больше грузов начнут возить железнодорожным и автомобильным транспортом.
  7. С рынка грузоперевозок уйдет часть игроков, на смену им придут новые. То есть будет определенный передел рынка.

В SeaNews заявляют, что многие из тех, с кем они говорят, ищут ходы и выходы из сложившейся ситуации. По мнению агентства, они их найдут.

Fesco в комментарии для Тинькофф Журнала сообщила, что пока цепочки поставок продолжают работать инерционно. Поэтому, по мнению компании, говорить о резком ухудшении в данный момент не приходится из-за отсутствия полной картины.

Сейчас у Fesco резко вырос спрос на транспортировку товаров через Дальний Восток России и сухопутные пограничные переходы. Это грузы, которые ранее перевозились через Суэцкий канал. Сможет ли компания удовлетворить этот спрос, Fesco не уточняет.

Как и аналитики Seanews, Fesco в случае сохранения курса рубля на низком уровне ожидает роста цен и сокращения импортных поставок.

Леонид Шляпников, управляющий директор «Русагромаркет-холдинга» — компании, которая занимается поставками в Россию овощей, фруктов и других продуктов питания, — говорит, что рассчитывает на активное развитие наземного транзита. Это возможно, если удастся решить проблему с контейнерами и перегрузочными мощностями в трансграничных пунктах пропуска. При этом железнодорожные перевозки, по его словам, дороже морских в среднем на 20—30%.

Но российская железная дорога и раньше с трудом справлялась с большими объемами грузов. Профильные издания даже описывали контейнерный коллапс на Дальнем Востоке и станциях Московского транспортного узла перед прошлым Новым годом. Тогда поезда встали на платформах на подступах к Москве, создавая пробки на дороге.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров настроен пессимистично. «До момента завершения активной фазы специальной операции российские компании испытывают масштабные сложности с логистикой. Их расходы, даже выраженные в валюте, уже выросли более чем в два раза. Что с этим делать совершенно непонятно. Российские компании могут купить дополнительные контейнеры, но это потребует времени».

Что стоит делать

Очевидно, что уход из РФ контейнерных перевозчиков отразится на импорте, то есть на большинстве потребительских товаров, которые есть на полках в российских магазинах. К росту цен из-за курса доллара прибавятся еще и выросшие расходы на логистику.

Сейчас российские перевозчики официально признают, что цепочки поставок пока продолжают работать по инерции. Поэтому даже если какая-то международная компания не заявила об уходе из России, то это не значит, что с поставками ее товаров не возникнет перебоев. Это менее вероятно для тех товаров, которые идут из Азии, и более вероятно для тех, что поступают из Европы.

Так что если вам, например, необходимо постоянно принимать какое-то лекарство, то стоит иметь его запас хотя бы на 2—3 месяца. А если вам предстоит купить что-то из сезонных летних товаров, например велосипед, не откладывайте эту покупку. То, что должно продаваться летом, уже завезено на склады — и сейчас эта покупка, скорее всего, обойдется дешевле, чем в сезон.


Анастасия Якорева
Анастасия Якорева
28.03, 08:57
Что вы планировали купить летом? Поторопитесь ли теперь с покупкой?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Иван Иванович
Герой Т—Ж
Отредактировано

Проблема контейнерных перевозок сейчас не в том, что их нет, а в том, что их никто не хочет страховать. Точнее, их нет потому, что никто не берётся страховать контейнерные перевозки сейчас.
Страховка включает гарантию и того, что деньги будут за доставку получены - не просто факт доставки страхуется, а всё, вплоть до получения денег. Вернутся страховщики, все поедет как раньше.

20
Rodion Sergeyevich

Иван, не понял, если заказчик не расплатится за доставку , то страховая это сделает за доставщика в нормальных условиях?

0
Алексей Федечкин

Rodion, если страховка включала в себя это то да покроет

0
Роман
Автор Т—Ж

Иван, золотой коментарий

0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Sol, конечно
всё будет ок
будут в России продаваться и айфоны и лекарства - только цена будет в 2-3-ИКС раз выше вот и всё...

13
Rodion Sergeyevich

тьфунатебя, эти цены будут не конкурентоспособны и потому не будут товары пользоваться спросом

1
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Rodion, и что? Думаете кто-то будет продавать тут айфоны за 100$ так как за 500 не пользуется спросом?

0
Светлана Прусская

Задумалсо. Россия - огромная страна, с большими расстояниями и тысячами контейнеров. Куда ушли все ушедшие? Они по Люксембургу кругами кататься будут? В Америке, Китае и Индии рынок давно заполнен. Хозяева готовы их просто поставить до лучших времён?

13
Роман
Автор Т—Ж

Светлана, сейчас из-за локдауна в Шанхае на 30% просядет отгрузка Китай-США (на самом деле снизят товарное обеспечение доллара) и мы увидим много интересного.

0
Леона Красуцкая

Роман, а что мы увидим интересного?? Вы специально нас маринуете, знаете и коварно молчите?? 🧐😥🤔

5
Михаил Филимонов

Sol, ну как минимум через 2-3 месяца будет понятно, до чего все дойдет и что делать дальше. Как раньше уже не будет, это точно.

12
Алекс Тютнев

Михаил, никогда ничего не бывает как раньше, каждый год что-то плавно меняется, ну а в этом году перемены резкие, придётся адаптироваться.

3
Ivan Ivashchenko

Мистер, ну и куда мы енти обрусевшие контейнеры будем отправлять чтобы не арестовали в первом же порту загрузки...по севморпути кругами?
Что за извечное желание что-то отжать не подумав что с этим потом делать..

8
Мистер Х
Герой Т—Ж

Ivan, специально для вас был второй абзац. Резервы ЦБ у нас отжали, ввели санкции, запретили торговлю, международного права и так по сути уже не существует, большинство грузов и так не будет больше идти из портов тех стран в которых могли б арестовать контейнеры. А отправятся они в Индию и Китай, да элементарно даже продать их можно и компенсировать часть потерь.

0
Михаил

Мистер, хотел бы уточнить, что международного права не существует именно для России как страны-агрессора и нарушителя некоторых международных законов. И это временно.
Но если будем делать, как вы предлагаете, то процесс затянется ещё сильнее. Любой захапаный вами контейнер в ближайшем порту будет арестован вместе с содержимым, так как порт скорее всего будет находиться в стране, уважающей международное право. Но скорее всего контейнер просто сразу никуда не пойдет, так как такое страховать не станут (о чем писали выше). Можете конечно и страховки отменить, чего уж мелочиться.
PS: у вас аватарка не соответствует. Нужно что-то в фуфайке, рейтузах с такими-то подходами к решению вопросов =)

1
Мистер Х
Герой Т—Ж

Михаил, вы смешной, ей-богу. О каком международном праве речь? Это право сильнейшего, подчиняйся или умри. Россия как и десятки других стран, не захотела подчиняться США и их "партнерам", до России была Бирма, Венесуэла, Куба, Конго, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, Северная Корея, Сомали, Судан, Сирия и тд., после России будет Беларусь, Китай, Индия, Турция и прочие страны которые хоть как то проявляют независимость.

Про контейнеры я все уже написал, застраховать их может российская компания, отправится они могут в Китай и Индию, от куда у нас сейчас будут основные поставки. И никто там их по указке США арестовывать не станет.

P.S. Ну и о "ватниках" у вас дурное представление, ватники это люди которым не повезло в жизни, родились в тяжелое время без смартфонов и инстаграма, с другой стороны за то им мозги не промыли как вам например, по этому они у вас и вызывают такой триггер.

0
Sergey Mironov

Михаил, предлагаю перенимать практики из международного права в наше уголовное. Доказал суд, что твой сосед убийца или вор, посадили его в тюрьму, а ты в его квартирку заселился ) А что, он же нарушитель прав и агрессор, значит в отношении него можно временно законов не исполнять. Вот выйдет из тюрьмы, тогда посмотрите.
PS: Вам с таким взглядом на международное право и его исполнение тоже фуфайка не помешает, ну или повязочка с "OD"

0
Владимир Ноженко

"А если вам предстоит купить что-то из сезонных летних товаров, например велосипед, не откладывайте эту покупку".
Смешно.
Уже поздно не откладывать, велики по полмиллиона стоят

3
Роман
Автор Т—Ж

Феско возит только ДВ, у них только сейчас пойдет пробник на Бронку. Маэрск да, ощутимо, но это не смертельный удар. Ушедшие линии будут замещены китайцами, индусами и другими перевозчиками, нужно время только на это. Акватория Черного моря закрыта для судоходства, Суэц здесь не поможет (кстати, они подняли ценник на 15% за траффик).
Но самый главный вопрос не в перевозке, а в том, сколько импортеров готовы закупать товар и растамаживать его с курсом доллара хоть даже и 90₽ ( на 28.03.22 в пустом стакане)?

2
Kir Kir
Герой Т—Ж

Уважаемая редакция, в России не один единственный производитель контейнеров. Абаканвагонмаш действительно самый большой. Но не единственный.

1
Василий Еременко

Kir, каковы мощности остальных? Сколько они смогут произвести все вместе плюсом к 20 тыс. которые может (теоретически) произвести Абаканвагонмаш?

0
Михаил Шардин

Алиэкспресс кстати возит заказы. Заказал компоненты умного дома просто для теста дойдёт /не дойдёт 10 и 11 марта и получил 28 марта в Пятёрочке. Три недели от момента заказа до получения - довольно таки быстро. Город Пермь.

1
Александр Борисов

У нас своих перевозчиков нет получается?

0
АИС

Роман, мы не со стороны будем за этим наблюдать, а станем полноправным участником этого обрушения, что для страны тоже будет шоком.

0
Роман
Автор Т—Ж

АИС, да

0
АИС

А что, сами конторы, ушедшие с российского рынка, настолько богаты, что не боятся потери значительного сегмента своих бизнесов? Они сейчас захвачены всеобщей нелюбовью к РФ, но, как говорится, физиономия моя вам не нравится, но стулья-то зачем ломать? Убытки они еще не подсчитывали, наверное. Все-таки мир - это действительно театр, и как в нем легко все переиграть...

0
Grigory Kosheev
Герой Т—Ж

АИС, убытки от потери рынка в РФ будут незначительными по сравнению с возможными последствиями, если эти компании отменят на родине.

0

Сообщество

Лучшее за неделю